Смекни!
smekni.com

Виноградная лоза - декоративный растительный мотив народного орнамента (стр. 1 из 6)

Комитет по образованию Санкт-Петербурга

ГОУ СПО РОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Специальность 070802 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

Междисциплинарная курсовая работа

по дисциплинам "Исполнительское мастерство" и "Народный орнамент"

Виноградная лоза - декоративный растительный мотив народного орнамента

Студент II курса группа 21 нпс

Балакинов Виктор Николаевич

Руководитель:

Костина Валентина Николаевна

2010


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Виноградная лоза распространенный мотив растительного орнамента

1.1 Мотивы виноградной лозы

1.2 Виноградная лоза в убранстве церквей. Виноградная лоза на кресте

1.3 Изделия из металла с мотивом виноградной лозы

1.4 Виноградная лоза в вышивке

1.5 Виноградная лоза в резьбе и росписи по дереву

1.6 Виноградная лоза в геральдике

1.7 Виноградная лоза в дизайне

1.8 Мотив виноградной лозы на фарфоре и керамике

ГЛАВА 2. Проектирование и выполнение композиции с символом виноградной лозы

2.1 Построение композиции

2.2 Материалы и инструменты, необходимые для росписи

2.3 Технология и порядок выполнения изделия и таблица браков

Заключение

Список используемой литературы


ВВЕДЕНИЕ

Объектом данной работы является изображение растительного орнамента.

Предметом исследования является особенность развития, отличительные особенности в использовании изображения мотива виноградной лозы в декоративно-прикладном искусстве.

Целью представленной работы является изучение растительного орнамента и изображение мотива виноградной лозы. Создание на основе этого индивидуального проекта росписи.

Для достижения целей курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить источники информации.

2. Собрать иллюстративный материал.

3. Изучить собранный материал.

4. Выявить особенности данной темы.

5. Разработать варианты композиции.

6. Создать индивидуальный проект росписи.

7. Определить технологическую последовательность выполнения; материалы и инструменты, возможные дефекты росписи.

8. Выполнить изделие в материале – роспись декоративной вазочки.

Курсовая работа состоит из 2 глав, параграфов, введения, заключения, списка литературы и приложения.


ГЛАВА 1. ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА РАСПРОСТРАНЕННЫЙ МОТИВ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА

1.1 МОТИВЫ ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ

Орнамент (от лат. ornamentum — украшение) — узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов:

Геометрический орнамент может состоять из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др. Сложные орнаменты типа меандр, встречающиеся в искусстве Древней Греции, также можно отнести к геометрическому орнаменту.

Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т. п. (лотоса, папируса, пальмы и др.). Наиболее часто встречающийся у всех народов мотив "Дерево жизни", который может изображаться и как цветущий куст, и более декоративно обобщенно, является растительным орнаментом.

Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Иногда подобный орнамент называют звериным стилем. Декоративные изображения птиц и рыб также относятся к этому виду орнамента.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека.

Нередки в орнаментах сложные комбинации мотивов разных видов, например геометрических и растительных

Растительный орнамент самый распространенный орнамент после геометрического. Появление растительного орнамента исследователи относят к искусству Древнего Египта, но необходимо отметить, что самые древнейшие растительные элементы орнаментики были геометризированны. Для растительного орнамента характерны свои излюбленные мотивы, причем последние различны в разных странах, в разные времена. При создании такого рода орнамента все народы вдохновлялись местной флорой, заимствуя из неё относительно немногочисленные мотивы. Растительный орнамент использует многочисленные формы растений: листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности. Это художественная переработка разнообразных форм растительного мира. При стилизации усиливаются соответственно характеру растения все типические особенности его, и удаляется или ослабляется частное или случайное. Часто эти изменения настолько значительны, что первоначальный материал преображается до неузнаваемости. К наиболее распространенным растительным формам, с древнейших времен, относятся: акант, лотос, папирус, пальмы, хмель, лавр, виноградная лоза, плющ, дуб.

Чудодейственными свойствами наделяют виноград многочисленные любители, как самих ягод, так и прекрасных вин, которые из них получают. Но не только гурманы отдают должное этим сочным, солнечным ягодам, дарящим вкусовые наслаждение. Художники и дизайнеры часто вплетают мотивы из гроздьев и листьев винограда в свои произведения.

Виноград, Виноградная лоза – гроздья и ветви пользовались особым почитанием в античности и в средние века. Символ плодородия и жизни. Древа Жизни, а в некоторых традициях - Древо Познания. Иногда посвящается умирающим богам. Лоза с гроздьями винограда символизирует плодородие и страсть, дикая лоза - лживость и вероломство. В буддизме сплетенная лоза алчности и желания должна быть подрезана под самый корень. В христианстве Христос - истинная лоза, а последователи - ветви ее (Ев. от Иоанна, 15). Также она символизирует церковь и верующих. Изображенная как Древо Жизни с голубями, отдыхающими на его ветвях, виноградная лоза символизирует души, отдыхающие во Христе, и духовное плодородие. Лоза с колосьями хлеба символизирует евхаристию. В Египте виноградная лоза посвящена Озирису. В греко-римской традиции это дерево преимущественно считается символом Диониса (Бахуса), а также посвящено Аполлону. У евреев виноградная лоза символизирует народ Израиля как божьих избранников, а изображенная вместе с фиговым деревом - мир и изобилие. В шумеро-семитской мифологии посвящена Таммузу и Баалу и является атрибутом богини вина Гештинанны.

Мощный побег виноградной лозы всегда остается для человека примером неукротимой силы жизни. Растительные узоры, по старой русской номенклатуре травы, с незапамятных времен украшали глиняную посуду, рельефную поверхность изразца, складывались в орнамент росписи стен или узора ткани. Это происходило и по-прежнему происходит во всем мире. География не имеет значения. На Руси, например, мастера-травщики всегда легко объединяли родные яблочки, ягодки, листки, древки или кудрины с иноземным акантом, лотосом, пальметтой, виноградной лозой, усиком вьющегося плюща или душистого горошка, шишечкой хмеля.

В основе травки лежит плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки. Они по всей длине могут быть густо усеяны большими или малыми завитками, похожими на узкие листочки. Иногда листочки группируются вокруг небольших стебельков, иногда густо покрывают стебель, перемежаясь с тонкими короткими штрихами. Движение отдельных стебельков и листьев всегда подчинено плавному, но неукротимо мощному движению стебля.

Побег виноградной лозы – символ вечного возрождения живой природы – не теряет своей древней магической силы в декорах и орнаментах любой стилевой эпохи.

Неукротимо стремящийся в бесконечность виноградный усик чувствует себя комфортно и в покоях роскошного терема в традиционном русском духе, и в ампирной гостиной, а в современном интерьере он элегантно смягчит расчетливую сдержанность минимализма.


1.2 ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА В УБРАНСТВЕ ЦЕРКВЕЙ

Растительный мотив в церковном орнаменте изображает линию жизни, продолжающей образ Процветшего Креста Евхаристический образ лозы, олицетворяющей Кровь Жизнодавца, и хлебные колосья – источник образа хлеба, Его бессмертного Тела, – все это также запечатляется в стенных украшениях храма либо в резных венцах, озаряющих святые иконы. Растительный орнамент в украшении церквей можно увидеть в различных проявлениях: на иконах, на иконостасе, в наружной росписи храмов, на изразцах, виноградная лоза на наличниках. Богатым обрамлением наличников особенно отличаются Строгановские храмы.

Спас Лоза Истинная — редкий иконографический тип, изображающий Христа в соответствии с евангельскими словами: "Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь" (Ин.15:1), "Аз есмь лоза, вы же гроздие" (Ин.15:5). В ранних вариантах (XV век) Христос окружён лозой, в ветвях которой изображены Богородица, Иоанн Предтеча и апостолы (то есть евангельская фраза передаётся буквально). В более поздних (XVII—XVIII века) вариантах усиливается евхаристическое содержание, на лозе, вырастающей в руках или из прободённого ребра Спасителя, виноградная гроздь, которую Христос отжимает в потир. Из символико-аллегорической композиция превращается в дидактически-назидательную. В греческом варианте икона подписывается "Αμπελος", что, собственно и означает "виноградная лоза".

Сиропитательный дом купчихи Елизаветы Меведниковой

Открытый в Иркутске в 1838 г., он был первым в Сибири женским учебным заведением. Совет сиропитательного дома принял решение о заложении в центре главного его корпуса церкви во имя Пресвятые Богородицы всех скорбящих Радость. Почти 30 лет шел сбор средств на строительство церкви, которая была заложена 19 апреля 1890 г., а 15 марта 1892 г. освящена. Двухъярусный, редкий по красоте иконостас, отделявший алтарь от храма, вызывал восхищение своим декоративным убранством. Центральная часть его с царскими вратами и двумя боковыми проемами была выдвинута вперед. Пространственное решение иконостаса и величественность архитектурных форм его центра подчеркивали два клироса, оформляющие амвон. Деревянная основа иконостаса была декорирована пышной, с высоким рельефом резьбой. Виноградные лозы и гроздья, стебли и листья, крутые завитки, переплетаясь между собой, украшали кронштейны, карнизы, тяги, закомары, капители колонн, царские врата иконостаса и рамы икон, расположенных в его проемах.