Смекни!
smekni.com

Культура XIV–XV вв. (стр. 1 из 4)

Содержание:

Введение..................................................................................................2

Глава I: Культура XIV – XV в.в.

Фольклор. Литература..........................................................................3

Зодчество. Живопись............................................................................5

Глава II: Культура конца XV – начала XVI

Фольклор................................................................................................7

Просвещение.........................................................................................8

Научные знания....................................................................................9

Литература. Историческая и поэтическая мысль.............................10

Архитектура. Живопись......................................................................13

Заключение............................................................................................15

Список литературы...............................................................................16

Введение:

Особое место в истории занимает культура. На исходе Средневековья европейцы стали проявлять особый интерес к эпохе античности. Наиболее сильным этот интерес был в Италии, наследнице культуры Древнего Рима. Нередко здесь среди развалин древних городов и селений находили памятники искусства. Скульптура античных мастеров, даже повреждённая, поражала итальянцев XIV – XVI веков правдивым изображением силы и красоты человеческого тела. В центре искусства и культуры Древней Греции и Рима был человек – личность героя, атлета, воина, правите. Художники, скульпторы, писатели античности изображали людей с их земными страстями и печалями, победами и поражениями. Итальянские художники стремились в своём творчестве приблизительно к идеалам искусства античности. Так вместе с интересом к древности возрождается интерес к человеку, его природе, разуму, страстям.

Культура античности, которой увлекались гуманисты, была языческой. Поэтому христиане-гуманисты изображали языческих богов и героев – смелых и решительных, мужественных и отважных, хитрых и ловких, весёлых и жизнерадостных. Церковь обвиняла гуманистов в греховности и отступничестве от христианской веры. Она осуждала "языческий дух" творений поэтов, художников, скульпторов. В противовес им церковники утверждали, что человек – "мерзкая оболочка" души, обречённая в жизни на страдания. Гуманисты ценили разум человека, его способность творить.

Рассмотрим культуру XIV – XVI веков на примере фольклора, литературы, живописи.

Культура XIVXV вв.

Фольклор. Устное народное творчество - былины, песни, пословицы и поговорки, сказки и заговоры, обрядовая и иная поэзия – отразило представление русских людей о своём прошлом, окружающем мире. Былины о Василии Буслаевиче и Садко воспевают Новгород с его бурной городской жизнью, торговыми караванами, плывущими в заморские страны.

Именно в эти столетия окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, в образе которого укладываются черты двух великих русских князей: Владимира Святославича и Владимира Мономаха; об Илье Муромце и других богатырях земли Русской. В былинах кроме фактов древнерусской истории отражаются и более поздние события, связанные с ордынским нашествием и игом: битва на Калке, победа на поле Куликовом, освобождение от ига Орды.

Фольклорные черты имеют многие сказания – о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и Евпатии Коловрате, защитнике Смоленска Меркурии, «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Историческая песня о Щелкане Дудентьевиче рассказывает о восстании тверичей против Чолхана и его отряда:

«И бысть между ими же бой. Татарове же, надеющиеся на самовластие, начаша сечи. И поворотися весь град, и весь народ там часе собрашася, и бысть в них замятня. И кликнуша тверичи и начаша избивати татар…»

Литература. Историческая мысль. В литературе большое место заняли героическая и «житийная», или биографическая, темы. В ряде воинских повестей рассказано о нашествии татаро-монгол, борьбе с ними храбрых русичей. Защита родной земли, бесстрашие в борьбе с её врагами, захватчиками – постоянный их мотив: «Лутче нам смертию живота купити, нежели в поганой воле быти».

Возвышенную и патриотическую повесть об Александре Невском написал его дружинник. Он воспевает «мужество и житие» своего героя – «великого князя нашего и умнего, и кроткого, смыслёного, и храброго, непобедимого николи же». Описывает битвы, выигранные полководцем, его поездку в Орду и кончину.

Позднее на основе этой повести создано «Житие святого Александра Невского». Его герой изображен идеальным правителем, подобным библейским и римским героям.

Другие повести посвящены князьям, погибшим в Орде: Васильку Константиновичу ростовскому, Михаилу Всеволодовичу черниговскому, Михаилу Ярославичу и Александру Михайловичу тверским и др. Все они представлены как неустрашимые защитники христианской веры, т. е. своей земли, народа.

Со второй половины XIV в. значительно число произведений говорит о борьбе с Ордой – Куликовской битве («Задонщина», летописные повести), Тохтамышевом разорении 1382 г. , приходе на Русь Тамерлана, нашествие Едигея.

Особое место среди этих памятников занимает «Задонщина». Её автор, Софоний Рязанец, рассматривает событие 1380 г. Как прямое продолжение борьбы Киевской Руси со степными хищниками – кочевниками. Недаром образец для него – «Слово о полку Игореве», которое повествует о походе Игоря Святославича, князя Новгород-северского, на половцев в 1185 г. .Победа Куликовом поле – возмездие за поражение на Калке-реке. Из «Слова» Софоний заимствует образы, литературный стиль, отдельные обороты, выражения.

Высокие образцы народнопоэтической речи дают и другие московские памятники XIV – XV столетий. Таков лирический плач «Повести о разорении Москвы ханом Тохтамышем»: «Кто бы не восплачется таковыя погибели славного града сего». В разорённой столице, продолжает автор, царили «плач и рыдания, и вопль мног, и слёзы, и крик неутешимый, и стенание многое, и печаль горькая, и скорбь неутешимая, беда неистерпимая, нужа ужасная, и горесть смертная, страх, трепен».

В житиях митрополитов Петра и Алексея прославляется деятельность этих сторонников Москвы. Они полны описаний подвигов и чудес, связанных с их именами.

Ведущее место в литературе и исторической мысли занимали летописи.

После перерыва, вызванного Батыевом нашествием, летописное дело возобновляется, более или менее быстро, при дворах князей, на митрополичьей кафедре. Летописи велись уже в 30-40-е гг. XIII в. в Ростове Великом, Рязани, затем во Владимире (с 1250 г.), Твери (с конца XIII в.). Продолжалось летописание в Новгороде и Пскове. Во всех летописях отразились местные интересы, взгляды князей и бояр, церковных иерархов; иногда – взгляды простых, «меньших» людей.

Составление летописей, и других сочинений, переписка рукописей переживают подъём со второй половины XIV в.. Постепенно ведущее место переходит к Москве. В самой столице, её монастырях, Троице – Сергиевой обители в это и более позднее время переписывается большое число рукописей духовного и светского содержания(Евангелия, летописи, жития святых, слова, поучения).

В московских летописных сводах конца XIV-XV в.в. проводятся идеи единства Руси, киевского и владимирского наследия, ведущей роли Москвы в объединении русских земель и борьбе с Ордой. Изложение мировой истории, с включением и русской, даётся в «Русском хронографе».

Свои летописи вели в Твери, Нижнем Новгороде, Рязани и других центрах. Все они, как и московские памятники, начинают изложение с «Повести временных лет». Тем самым они подчёркивают преемственную связь с древнерусской книжностью, продолжают её традиции. В подавляющем большинстве летописей, помимо отражения своих, местных забот и интересов, звучат общерусские мотивы, используются записи из других, «не своих» летописных центров.

Естественно, что тверской летописец исходит из того, что именно его город, земля могут и должны возглавить Русь, собирающую воедино свои земли. Так же думали и другие летописцы.

Летописям придавали большое значение в обосновании исторических прав тех или иных князей, политических центров. Недаром Иван III, отправляясь в поход против Новгорода в 1471 г., взял с собой дьяка, умевшего читать старые летописи, он должен был обосновать с их помощью права своего государя на русские земли как отчину его предков, великих князей киевских.

Зодчество, живопись. Андрей Рублев. Возведение деревянных построек- изб и хором, часовен и церквей – возобновилось после монголо-татарского нашествия довольно быстро – жизнь требовала жилья и храма, хотя бы и самого скромного. Каменные здания появляются в конце XIII в. В XIV – XV в. в. их число намного увеличивается. До нашего времени сохранились церкви Николы на Липне под Новгородом (1292г.), Фёдора Стратилата на Ручью (1360г.), Спаса на Ильине улице (1374г.) и других в самом городе.

В городах и монастырях строят каменные стены, другие крепостные сооружения. Таковы каменные крепости в Изборске, Орешке и Яме, Копорье и Порхове, Московский кремль (60-е г.г. XIV в.). В Новгороде Великом в XV в. построили комплекс зданий Софийского дома – резиденции архиепископа, боярские палаты.

Церкви и соборы обычно расписывались фресками, в алтарях и на стенах развешивали иконы. В летописях иногда приводятся имена мастеров. В одном из московских летописных сводов, к примеру, записано: Архангельский собор расписывали (1344 г.) «русскыя писцы… в них же бе старейшины и начальницы иконописцем – Захарья, Иосиф, Николае и прочая дружина их».

Среди мастеров, работавших в Новгороде, особенно прославился Феофан Грек, или Гречин, приехавший из Византии. Его фрески в церквах Спаса на Ильине, Фёдора Стратилата поражают величественностью, монументальностью и большой экспрессией в изображении библейских сюжетов. Работал он и в Москве. Епифаний Премудрый, составитель житий святых, величал Феофана «преславным мудрецом», «философом зело хитрым». Он пишет, что мастер работал в свободной, лёгкой манере: стоя в церкви на подмостках и накладывая краски на стены, в то же время беседовал со зрителями, стоявшими внизу; а их собиралось всякий раз довольно много.