Смекни!
smekni.com

Культура эпохи эллинизма (стр. 4 из 5)

Традиционный жанр героического эпоса нашёл продолжение у Аполлония Родосского, однако он также испытал влияние учёности, обязательной для поэзии Эллинистической культуры и требовавшей от авторов вплетения в основную сюжетную канву всякого рода антикварных справок, редких слов и мифов.

Существенное значение для последующего развития античной и средневековой литературы имели прозаические жанры, оформлявшиеся в период эллинизма с привлечением фольклорной новеллы, рассказов о чудесных странах: любовный роман с участием легендарных царей и полководцев («Роман о Нине»), псевдоисторические описания идеального общественного устройства (Ямбул, Эвгемер).

Литература Эллинистической культуры достигла значительного успеха в изображении внутреннего мира человека, его повседневного быта, в то время как использование фольклорной традиции расширило границы литературных жанров.


7. Искусство

В искусстве традиционные направления формировались под влиянием школы Лисиппа, примером чему служит знаменитая Афродита (Венера) Милосская. Ее возвышенно-спокойные черты — последний всплеск окончательно уходящей классики. Статуи и барельефы в эллинистическую эпоху пользовались популярностью, однако увеличение спроса на произведения искусства всегда ведет к появлению огромного количества вещей, рассчитанных на массовое потребление, — прямой путь к упадку настоящего мастерства.

В искусстве, как и в других сферах духовной жизни, шел поиск новых форм. Бесконечное брожение Азии нашло выражение в патетических сюжетах. Символом эллинизма стала Никаиз храма в Самофракии. Когда-то она возвышалась на утесе, на берегу моря, складки ее развивавшихся одежд обдавали соленые брызги, Ника трубила в рог, возвещая зарю новой эпохи, а теперь, с поломанными руками и головой, она встречает посетителей Лувра. Большую известность получил алтарь Зевса вПергамес фризом длиной 130 м. На нем изображена борьба богов и гигантов — гигантомахия. Поражает сложность композиции, экспрессия, боязнь пустого пространства, тела борющихся переплелись в один громадный вытянувшийся клубок, в котором исчезли классические простота и ясность. Ужас перед лицом варварства и смерти выразила скульптура Лаокоона, по преданию, предсказавшего троянцам гибель от деревянного коня, созданного Одиссеем. Скульптурная группа изображает пророка и двух его сыновей, бьющихся в последних конвульсиях в момент, когда их душит змей, посланный в наказание Аполлоном. Жестоко и невидимо запятнана кровью победа разума.

Для эллинизма характерен вкус к мрачному, болезненному, старческому, уродливому, варварскому. Известны статуи пьяной старухи, галла, убивающего себя и жену, Марсия, с которого содрали кожу, — если Мирон ранее изобразил лишь начало легенды, когда Афина только бросила флейты, а Марсий их подобрал, то теперь художника привлек жестокий финал. Появляются и бытовые зарисовки: крестьянин, пашущий поле, мальчик, играющий с гусем (или душащий его), и др. Суть нового искусства — изображение человека со всеми его земными горестями и скорбями. Однако до настоящего реализма как художественного направления в культуре еще далеко: искусство слишком поверхностно и этнографично.

Развиваются мелкая пластика, декоративно-прикладное искусство: изготавливается огромное количество камей(рельефное выпуклое изображение на камне), — большую известность получила наиболее крупная из древних камея Гонзагас портретом Птолемея II и его супруги — инталий(вогнутый рельеф на камне), перстней, печатей, медальонов, не имевших практического применения и являвшихся символом роскоши высших слоев общества. Противоречия политического и социально-экономического развития общества обусловили противоречивость эллинистического искусства, в котором соединяются рационализм и экспрессивность, скептицизм и эмоциональность, элегичность и глубокий драматизм, архаизация и новаторство. Усилились локальные различия художественных школ: александрийской, пергамской, родосской, афинской, сирийской и др. На территориях к Востоку от Евфрата первоначально взаимодействие греческих. и местных элементов было незначительным; период бурного синтеза, в результате которого возникли искусство Парфянского царства, Гандхары, Кушанского царства, начался после падения власти греко-македонян.

Эллинистическое зодчество отличают стремление к освоению огромных открытых пространств, к эффекту грандиозности, желание поразить человека величием и смелостью инженерно-строительной мысли, логикой конструкций, импозантностью форм, точностью и мастерством исполнения. В художественном облике городов (Александрия в Египте, Дура-Европос, Пергам, Приена, Селевкия на Тигре), построенных обычно по регулярному плану, важная роль отводилась большим колоннадам (вдоль главных улиц) и 1—2-ярусным колонным портикам, отдельно стоящим (по периметру агоры) или являющимся частью здания; в формировании городских центров — царским дворцам, домам для собраний (булевтериям, экклесиастериям), театрам, святилищам. Особенность эллинистических городов — величественные архитектурные ансамбли, для которых характерны согласованность зданий друг с другом и с окружающим ландшафтом, регулярность планировки, подчёркивание горизонталей и вертикалей фасадных плоскостей, симметричность и фронтальность композиций построек как элементов ансамбля, рассчитанных на восприятие с фасада. Архитектурные типы общественных, жилых и культовых зданий большей частью восходили к эпохам греческой архаики и классики, но интерпретировались в духе времени; появились новые виды зданий — библиотеки, мусейоны (Александрийский мусейон), инженерные сооружения (Фаросский маяк в Александрии). Синкретизм эллинистической религии повлиял на развитие типов храмов, святилищ, алтарей, мемориальных зданий, в которых сильнее, чем в гражданских постройках, сказалось взаимодействие с искусством Востока (святилище Асклепия на о. Кос, катакомбы Ком-эш-Шукафа в Александрии, городище Ай-Ханум в Северном Афганистане). Эксцентричность эллинистического зодчества нашла выражение в эффектных пластических композициях алтарей Малой Азии (алтарь Зевса в Пергаме). Эллинистический ордер отличается свободным отношением к традиционной схеме и тенденцией к усилению декоративно-оформительной функции за счёт конструктивной. В восточно-эллинистическом искусстве греческие ордера подверглись местной интерпретации («псевдокоринфские» капители колонн в Ай-Хануме). В изобразительном искусстве, наряду с творческим использованием классического наследия, созданием гармонических образов (Афродита Мелосская, 2 в. до н. э.), существовала тенденция механического подражания классике (неоаттическая школа), порождавшая внутренне холодные, лжепатетические произведения (статуя Аполлона Мусагета, начало 3 в. до н. э., Ватиканские музеи). Скульптура перестала служить гражданственным идеалам полиса; в ней нарастали отвлечённость, декоративность, повествовательность, подчас иллюстративность («Лаокоон»).

Характерные для эллинистической пластики драматизм, экспрессия и патетическая страстность, призванные активно воздействовать на зрителя, внутренняя напряжённость образов и внешняя эффектность форм, построенных на взаимодействии с окружающим пространством, неожиданные ракурсы и динамичные жесты, сложный рисунок композиции и смелые контрасты света и тени наиболее ярко выражены в горельефном фризе алтаря Зевса в Пергаме, статуе Нике Самофракийской. Многоплановость и противоречивость эллинистической скульптуры проявились в сосуществовании идеализированных портретов монархов, предельно монументализированных статуй божеств («Колосс Родосский»), гротескных мифологических (силены, сатиры) или горделиво величественных (терракоты Танагры) образов, острохарактерных изображений стариков, драматических «портретов философов». Широкое развитие получила садово-парковая скульптура, проникнутая настроениями покоя. В мозаиках различаются свободная, живописная манера исполнения и более строгая, классицизирующая. Общие для Эллинистической культуры тенденции прослеживаются в вазописи, глиптике, торевтике, художественных сосудах из стекла.

В эпоху эллинизма не было создано столь целостной и законченной художественной концепции, какая имелась в эпоху классики, и это тоже один из существенных признаков угасания греческой цивилизации в эпоху эллинизма.

8. Чудеса света

В эллинистический период появились первые списки семи чудес света. Помимо известных египетских пирамид, висячих садов Семирамиды, статуи Зевса работы Фидия и Галикарнасского Мавзолея, в это время были сооружены храм Артемиды в Эфесе, Александрийский, или Фаросский маяки статуя Гелиоса на острове Родос.

Александрийский маяк был воздвигнут архитектором Состратом Книдскимна о. Фарос, соединенном с александрийским портом насыпной дамбой длиной в один километр. Маяк представлял собой двухэтажную башню высотой 120 метров: куб, а на нем — восьмигранник (по направлениям восьми основных ветров). Осветительный фонарь занимал третий этаж, выстроенный в виде цилиндра, а над ним находился купол с семиметровой статуей Посейдона. Здесь разводили огонь, который, отраженный металлическими зеркалами, был виден на расстоянии 50–60 км. Нижний этаж возвышался вплоть до XIV в. Сейчас на Фаросе военный форт, под ним погребены остатки маяка.

Родос в силу быстрого развития торговли и мореходства стал крупным эллинистическим государством. В честь одной из крупных военных побед в начале III в. до н. э. родосцы решили воздвигнуть невиданную по размерам статую бога солнца, покровителя острова. Статую предполагалось отлить из бронзы — с технической точки зрения почти невыполнимая операция, которую, однако, произвел ученик Лисиппа Харес из Линда. Он отливал статую высотой 35 метров по частям в течение двенадцати лет. Колосс простоял недолго, поскольку в 220 г. до н. э. на Родосе произошло землетрясение. Обломки Гелиоса еще застали арабы в X столетии.