Смекни!
smekni.com

Басандайская культура: тайны прошлого (стр. 1 из 4)

Центральный район

МОУ гимназия № 13

Секция: История

Научно – исследовательская работа

по теме

«Басандайская культура: тайны прошлого».

Выполнила: Суздальцева Мария Игоревна

9 – А класс

Руководитель: Добролюбова Людмила Львовна,

учитель истории

высшей квалификационной категории

Новосибирск – 2007 год.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Характеристика культур, предшествовавших Басандайской культуре

2. Взаимосвязь Сросткинской и Басандайской культуры

3. Особенности Басандайской культуры

3.1 Описание погребального обряда

3.2 Сопоставление особенностей погребального обряда курганных могильников Санаторный - 1 и Санаторный – 3

3.3 Предметы, найденные в захоронениях

Заключение


Введение

Для изучения далёкого прошлого нашего края историки используют вещественные и письменные источники. Причём, первые являются единственными для восстановления картины жизни населения от его появления на данной территории вплоть до XVII века: поскольку письменность не зафиксирована ни у жителей этого района, ни у их ближайших соседей. Лишь с приходом в Сибирь русских появляются письменные свидетельства, но в начале они ещё эпизодичны и неточны. И только для первой половины XVIII века письменные источники дают уже больше сведений, чем вещественные.

Расселение древних племён и исторические события, происходившие на территории нашего края, часто не совпадают с границами Новосибирской области, её история была тесно связанна с народами, жившими за её пределами.

В результате всех проведённых и проводимых археологических исследований, открыто более 1000 памятников, на ряде из них осуществлялись стационарные раскопки, которые дали возможность восстановить страницы истории нашего края.

Археологические памятники есть буквально повсюду: почти везде, где имеются условия для жизни человека и в наше время. Люди, расселяясь на широких просторах Сибири, оставляли повсюду следы своего пребывания: поселения, могилы, клады, жертвенные места, наскальные изображения, рудные разработки и др. Особенно много памятников на берегах небольших рек с высокими террасами над поймой. В таких местах можно было заниматься рыбной ловлей, низкие заливные луга были богаты травой для скота, расположение которой на высоких обрывистых террасах обеспечивало безопасность, лес давал строительный материал и дичь для охоты. Так на берегах реки Уень Колыванского района между селами Вьюны и Юрт-Акбалык открыто 88 памятников, ещё гуще они расположены у села Крохалёвка Коченёвского района, на террасе над старой Обской протокой.

Большое значение для исследования проблем культурогенеза имеют погребальные памятники. В последнее десятилетие на правобережье Оби в районе г. Новосибирска полностью исследованы два курганных могильника, относящихся к предмонгольскому времени: Санаторный-1 иТашара-Карьер-2.В течение 3 последних лет силами клуба юных археологов дворца творчества «Юниор» исследуется ещё один памятник этого времени – Санаторный – 3. Я принимала участие в археологических раскопках Санаторного – 3 в составе археологической экспедиции под руководством Сергея Григорьевича Рослякова, в 2005 и в 2006 гг.

В результате участия в этих экспедициях, я сделала исследование курганного могильника Санаторный 3, что является приложением к данной работе, принимала участие в XVI юношеском полевом археологическом семинаре.

Учёные, исследовавшие могильники Санаторный-1 и Санаторный-3 относят эти памятники к Басандайской археологической культуре. И данное исследование призвано выявить особенности Басандайской культуры, сравнив описание Санаторного 1 и Санаторного 3.

Итак, цель данного исследования:

-изучить этнографические традиции народов Нижнего Притомья и Новосибирского Приобья:

-познакомиться с Басандайской культурой.

Задачи исследования:

-сделать сравнительный анализ археологических памятников Санаторный 1 и Санаторный 3

-определить взаимосвязь Сросткинской и Басандайской культуры

-выявить особенности Басандайской культуры

-подготовить мультимедийную презентацию.


2. Характеристика культур, предшествовавших Басандайской культуре

Невозможно дать полную характеристику Басандайской культуре, без изучения особенностей культур, предшествовавших Басандайской. Мне хотелось бы остановиться на описании особенностей культур эпохи бронзы.

Кротовская культура. К середине II тыс. до. н. э. начинается эпоха развития бронзы. На территории нашей области, как и прежде, жили различные племена. Из них наиболее полно изучены те, которые оставили культуру, получившую название кротовской (по деревне Кротово Сузунского района, где впервые были открыты её памятники). Она распространена и за пределами нашей области в лесостепных районах Западной Сибири. Одно из поселений этой культуры изучено у станции Преображенка Чановского района. Оно было перекрыто более поздними курганами. Жилища углублялись в землю примерно на 60см. Они могли быть небольшими(25-70 кв. м) и очень крупными(90-160 кв. м). Плоская крыша опиралась на крупные жерди, идущие двумя рядами в центре жилища, стены слегка наклонялись внутрь, поэтому разрез сооружения имел вид трапеции. К нему мог примыкать дополнительный отсек- коридор, от которого сохранилась лишь углублённая в землю канава. Кроме зимних жилищ были и летние, сооружённые из жердей.

У кротовцев было развито скотоводство - найдены кости быков, лошадей и овец. Занимались они также охотой и рыболовством. Об этом говорят кости косули, медведя, лося, волка, соболя, чешуя и кости рыбы. Учёные предполагают, что уже существовало земледелие. Встречены каменные орудия, но бронзолитейное производство достигло уже высокого уровня. В поселениях найдены тигли, льячки, бронзовые шилья, ножи…О развитии ткачества свидетельствуют глиняные пряслица, которые надевались на веретена. Сосуды были плоскодонными, они украшалось валиками и разнообразным нечетким орнаментом.

Андроновская культура. В степную и лесостепную полосы Западной и Южной Сибири начинают проникать новые племена, носители андроновской культуры. Многие учёные полагают, что они продвигались с юго-запада, из районов Средней Азии и Казахстана, где на степных просторах они пасли свои стада. Причиной их расселения могло быть изменение климата, наступает очень засушливый период, площадь пастбищ сократилась, и часть населения вынуждена была искать новые места для жизни. В результате их передвижения памятники андроновской культуры известны в степи и лесостепи от Урала до Енисея. Андроновские племена имели более развитое скотоводство, чем местное население. Занимались они и земледелием, жили осёдло. Андроновцы ассимилировали кротовское и другое местное население, частично оттеснив его на север.

На территории Новосибирской области андроновские поселения пока ещё плохо изучены, а могильники исследованы достаточно полно. Они известны у села Старая Преображенка Чановского района, у села Вахрушево Коченёвского района близ села Ордынское. Кладбища андроновцев представляли собой курганы, которые насыпали над одной могилой, реже – двумя-тремя. Детей чаще всего хоронили отдельно, без курганов. Антропологи установили, что Андроновцы были европеоидами.

Ирменская культура. На рубеже II –I тыс. до. н.э. в лесостепных районах Приобья, Обь-Иртышского междуречья и Ачинско-Мариинской лесостепи (в Новосибирской, Томской, Кемеровской областях и севере Алтайского края). Складывается Ирменская культура, получившая название по реке Ирмень Ордынского района нашей области, где было найдено её первое поселение. Ирменская культура, относящаяся к эпохе поздней бронзы, оставила большое количество памятников. Довольно подробно исследованы поселения у села Быстровка Искитимского района, Милованово Ордынского района, в устье реки Ирмени (иные затоплено Обским водохранилищем) и ряд других. Все поселения расположены на высоких надпойменных террасах малых и больших рек.


2. Взаимосвязь Сросткинской и Басандайской культуры

Период развития средневековья в истории юга Западной Сибири является наиболее важным этапом в формировании современных коренных народов, проживающих на этой территории. В начале II тыс. н.э. в Новосибирском Приобье происходит смена населения.

Исчезает существовавшая здесь в течение тысячелетия культура лесных угро-самодийских племён, регион входит в обширный ареал тюркского этноса.

Д.Г. Савинов датирует сросткинскую культуру IХ-ХI в. в, связывает ее с продвижением кимаков, перечисляет набор предметов, типичных для сросткинской культуры и отмечает, что среди них "наиболее характерно использование так называемого ажурного стиля" (Савинов Д.Г., 1994, с.103). По его мнению, эти предметы редко встречаются в полном наборе, но даже присутствие некоторых из них свидетельствует о принадлежности данного памятника к сросткинской культуре или к ее окружению. Исследователем, открывшим сросткинскую культуру, был М.П. Грязнов (М.П.Грязнов 1956, с.145-152). Он рассмотрел сросткинские погребения могильников Ближние Елбаны V-VIII, привел им аналогии из соседних регионов и датировал сросткинскую культуру IХ-Х вв. Среди различных вариантов нижней даты сросткинской культуры выделятся датировка, предложенная С.В.Неверовым, - VII в.н.э. (Неверов С.В., 1991, с.182). Он прослеживает отличие верхнеобской культуры VI-VII вв. лесостепного Алтая (одинцовской по его терминологии) от тех культурных черт, которые появляются со второй половины VII в (погребения с конем или его шкурой) и связываются им с сросткинской культурой. Он совершенно прав: в лесостепном Алтае действительно к этому времени завершается одинцовский и отчасти тимирязевский этапы верхнеобской культуры, появляются хоть единичные, но все новые для этого региона погребения с конем или его шкурой, что было связано с интенсивным проникновением тюрок Горного Алтая (Неверов С.В., 1991, с.181-182). Но то, что является бесспорным для лесостепного Алтая, нельзя механически переносить на другие территории, а С.В.Неверов это делает, относя к сросткинской культуре раскопанные М.П.Грязновым. Ордынские курганы, а также могильник Чингисы II, исследованный Т.Н.Троицкой. Он относит их к первой подгруппе памятников и датирует VII-VIII вв. (Неверов С.В., 1991, с.181). Но в Новосибирском Приобье верхнеобская культура продолжала существовать вплоть до IХ в., и в VII-VIII вв. на этой территории смена культур не прослеживается (Троицкая Т.Н., Новиков А.В., 1998, с.83). Следовательно, датировать начало этнической тюркизации VI-VII вв. включительно реально только для узкой территории, переносить эту дату на остальные регионы нельзя. И нельзя говорить о начале повсеместно сросткинской культуры в это время. В самом басандайском могильнике есть несколько могил, которые, как нам кажется, по своему инвентарю явно могут быть датированы сросткинским временем или даже условно отнесены к этой культуре, хотя они отличаются от типичных сросткинских могил южной, а не северо-восточной, ориентацией захороненных. Безусловно, заслуживает внимание призыв А.М. Илюшина отказаться от широкого использования термина "Сросткинская археологическая культура", сохранив его только для лесостепного Алтая и заменив его в остальных случаях этнокультурной характеристикой (Илюшин А.М.,2002, с.92). Сам он так и делает, употребляя для соответствующего времени этнический термин "бома" (Илюшин А.М., 1999, с.67).Время существования Басандайской культуры - XI-XIV века. Керамика начала II тыс. н. э. Новосибирского Приобья, лесостепного Алтая, Кузнецкой котловины, Томского Приобья и Среднего Чулыма имеет некоторое сходство с керамикой сросткинской культуры конца I тыс. н. э.- памятников, расположенных в Северном Казахстане, в Прииртышских степях, лесостепях Алтая. Т.Н. Троицкая и А.А. Адамов пришли к заключению, что эта керамика связана «с тюркоязычной основой сросткинской культуры». Тюркская основа связывается О.Б. Беликовой со сросткинской культурой. Однако, несмотря на выявленное сходство керамики Томского, Новосибирского Приобья отчасти Среднего Чулыма, она имеет свои особенности, выразившиеся в большом разнообразии орнаментации, в наличии округлого дна. В связи с выделением Басандайской культуры встаёт вопрос о её соотношении со сросткинской культурой. Сросткинская культура, как считают археологи, своё существование закончила в XI веке. Признаки сросткинской культуры XI-XII веков уже другие – иной инвентарь и керамика. Объединяют сросткинскую культуру IX-X веков и XI – XIIвеков этнические компоненты и некоторые признаки погребального обряда, свойственные этим компонентам. Д.Г. Савинов сросткинскую культуру связывает с кимаками. После распада кимако-кыпчакского объединения ведущая роль перешла к кымчакам. Кочевники, ушедшие после распада кимако-кыпчакского объединения в поволжские и южнорусские степи, были кыпчаками. Наследие сросткинской культуры, безусловно, вошло в новую культуру, что нашло отражение в материалах Басандайской культуры. На обширной лесостепной и южнотаёжной территории Западной Сибири процессы тюркизации протекали по-разному. Это зависело от ряда факторов: природно-климатических условий, количества и длительности проживания в каком-либо районе, одномоментного или многократного прихода тюрок. Начальным этапом тюркизации является VI-VIIIвека. Это был период торгово-обменных связей. Вторая волна приходится на середину и вторую половину IX века и связана с активизацией древних хакасов. Третья волна на XI-XIIвека. К этому времени исследователи отнесли могильники у Басандайки. Основную роль в тюркизации Западной Сибири этого времени играли кимаки.Нельзя повсеместно удревнять начало сросткинской культуры до VII-VIII вв. Смена культур в это время наблюдается лишь в лесостепном Алтае. Столь же ошибочно доводить окончание сросткинской культуры до ХIV в., поскольку в начале II тыс. существовала признанная многими исследователями Басандайская культура.

3. Особенности Басандайской культуры