Смекни!
smekni.com

Искусство и религия (стр. 1 из 4)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский Государственный Индустриальный Университет»

Контрольная работа

по дисциплине «Культурология»

Тема: «Искусство и религия»

Выполнил: студент гр. ЭНЭЗ-08

Корчева А.В.

Проверил: Каймашникова Е.Б.

Новокузнецк 2009

Содержание

Введение

Глава 1. У истоков искусства и религии

1.1 Дорелигиозная эпоха

1.2 «Божеское» и человеческое

1.3 Искусство и религия как способ познания мира

Глава 2. Религиозное искусство

2.1 Понятие религиозного искусства

2.2 Основные функции культового искусства

2.3 Вера в сверхъестественное как источник противоречий культового искусства

Глава 3. Библия

3.1 Бестселлер всех времен

3.2 Ненавидимая и любимая

Заключение

Список используемой литературы


Введение

В реальной истории зарождения и развития общества людям неоткуда было ждать помощи и даже в самые суровые времена борьбы за выживание им приходилось уповать лишь на собственные силы. И все же, хотя и с трудом, в процессе совершенствования человеческого рода пробивались ростки гуманизма, возникали различные формы общественной деятельности и общественного сознания. А среди них – искусство и религия.

Искусство – великий инструмент не только познания мира и человека, но и их преобразования, самосовершенствования. Чудо искусства дает людям невыразимое наслаждение и радость, всесторонне развивает их способности к творчеству «по законам красоты» (К. Маркс). Искусство есть высшее выражение свободы человека и общества.

Религия – это вера в некое Всемогущее существо, Создателя и Управителя Вселенной, Вседержителя, который управляет не только жизнью каждого человека, слабого и беспомощного перед Богом, но и судьбой всего человечества, природы в целом. Милосердие Бога к послушно следующим Его заветам столь же безгранично, сколь страшен гнев и беспощадна кара тем, кто не почитает своего Защитника, проявляет гордыню либо нечаянно нарушает божественные установления.

Социальные потребности, породившие зачатки искусства и религии, были не только отличны, но в определенном смысле даже противоположны. Тесное взаимопроникновение, подчас даже слияние искусства и религии на протяжении длительного исторического периода, особенно в эпоху средневековья, объясняется в значительной мере некоторыми общими особенностями эстетической и религиозной деятельности, искусства и религии, которые следует учитывать, ни в коей мере не игнорируя при этом принципиальных, коренных различий между ними.

Актуальность. В наше время как никогда важно духовное возрождение нации, это прекрасно понимает наше правительство, поэтому даже в Конституции РФ прописано право человека на свободное вероисповедание. Ни для кого не секрет как упали нравы, поэтому Церковь имеет мощную поддержку со стороны правительства.

Цель работы. Определить взаимосвязь искусства и религии, и определить ее влияние на судьбу культуры.

Задачи.

1. Изучить различные подходы к пониманию влияния религии на искусство в работах великих ученых

2. Понять, что представляет собой современная техника в рамках культуры.

3. Дать характеристику техники, культуры и природы человека.


Глава 1. У истоков искусства и религии

Чтобы понять сущность того или иного социального явления, необходимо выяснить его происхождение. Особенно важно учитывать, когда речь идет о таких сложных социальных феноменах, как искусство и религия. Проблема происхождения любого общественного явления, в том числе искусства и религии, может быть правильно решена лишь при учете того, что всякое социальное явление возникает на основе определенной общественной потребности. Важно учитывать также, что определенная социальная потребность реализуется в той или иной системе деятельности людей.

В первобытную эпоху, когда умственный труд еще не отделился от физического, сознание первобытных людей было непосредственно связано с их деятельностью, и прежде всего деятельностью трудовой, производственной. Именно в сфере трудовой, производственной деятельности, так и их первоначальных религиозных верований.

Формирование и развитие человеческого сознания, как известно, происходило в единстве с развитием такого материального средства общения людей, как язык. И это относится в равной мере к художественному и религиозному сознанию. Зачатки того и другого находили свое материальное, предметное воплощение не только в звуковой речи, но и в изображениях, танцах и песнях, которые первоначально, по-видимому, выступали как элементы целостного обрядового комплекса.[1]

1.1. Дорелигиозная эпоха

Религия неизвечна, она представляет собой историческое явление и возникла лишь на определенном этапе развития человеческого общества. Возникновению религии предшествовал дорелигиозный период развития человечества. Весь древний, средний и отчасти поздний палеолит, когда люди не знали религии, существовали и нравственность, и искусство. Уже в древнем палеолите существовали нравственные нормы, регулировавшие поведение отдельных особей, формировались эстетические потребности и искусство, но полностью отсутствовали религиозные верования. Прогресс человечества проявлялся в форме овладения людьми новыми средствами труда и познания (орудиями труда и знаковыми системами) и в передаче умений, навыков и знаний новым поколениям. С этого момента прогресс общества реализуется как прогресс человеческой культуры, в то время как на этапе формирующихся людей он реализовался еще и как наследственные изменения морфологической структуры, определявшиеся естественным отбором.

У формирующихся людей на протяжении длительного периода отсутствовали религиозные верования, но это свидетельствует лишь о том, что их сознание было весьма примитивным, что они не выходили за рамки осознания конкретной ситуации, что их воображение оставалось неразвитым, что они не были способны к обобщениям и абстрагированию.

Зачатки художественной деятельности у неандертальцев свидетельствовали о возникновении у них чувственных образов, непосредственно не связанных с материальными потребностями, выходивших за рамки осознания конкретной сиюминутной ситуации. Подобные предпосылки необходимы были и для зарождения зачатков магических верований и представлений. Нет никаких оснований, ни теоретических, ни фактических, отделять время возникновения зачатков искусства от времени возникновения зачатков религии. Напротив, есть все основания полагать, что формирование того и другого шло одновременно. Одновременное формирование зачатков искусства и религии совсем не означало, что эти явления возникали на основе одной и той же социальной потребности. Это была и эпоха до возникновения искусства и нравственности, эпоха, предшествовавшая формированию общественного сознания в собственном смысле слова.[2]

1.2 «Божеское» и человеческое

Одно из проявлений острой противоречивости сознания людей состоит в том, что такие его формы, как философия, наука, мораль, политика, право, – это сфера реального знания о тех или иных сторонах жизни. Религия же хотя и отражает мир, но в иллюзорных, фантастических образах (Бог, ангелы, духи, Дьявол и т.д.). Причем верующие поклоняются этим сверхъестественным творениям фантазии как реальным существам.

В искусстве тоже существуют созданные фантазией художника, вымышленные образы (русалки, нимфы, кот в сапогах, Воланд, ковер-самолет, машина времени и мн. др.). Но писатели, художники не настаивают на реальном существовании. В обиходе же мы часто употребляем многие слова, понятия, имеющие неоднозначный смысл, не всегда отдавая себе отчет, что они могут истолковываться двояко: религиозно либо научно, в зависимости от того, кто ими оперирует – верующий или сторонник научного мировоззрения, атеист.

Религиозная молитва божеству (поклонение святыне) чаще всего совершается с надеждой, что она будет им услышана и просьба верующего, выраженная в молитве, удовлетворится. Ведь верующий обращается к Богу как реально существующему.

В отличие от религии искусство не считает свои создания за нечто другое, чем они есть на самом деле. Оно утверждает подлинно гуманистические, народные представления о красоте мира и самого человека.[3]


1.3 Искусство и религия как способ познания мира

Благодаря внешней — проговоренной, воплощенной, овеществленной — существующей вне человека форме, религия, искусство имеют не только личностную, но общественную значимость — являются сферами социальной деятельности, которую мы называем познанием.

Общая схема познавательного процесса проста: человек что-то увидел, почувствовал, уловил и — зафиксировал это внутреннее состояние во внешней себе форме; словах, линиях, звуках.

Можно, конечно, и сам акт чувствования, видения трактовать как познание. Но такое непосредственное, внешне не проявленное индивидуальное познание не только не может быть передано другим людям, но и не всегда однозначно воссоздаваемо внутри человека.[4]

Унифицированность и абсолютность религии как способа познания Мира, с одной стороны, отражают (констатируют) всеобщее единство самого Мира, и, с другой стороны, предлагают единый язык для выражения индивидуальных всплесков познания, язык человеческого взаимопонимания.

Для терминологического однообразия все возможные формы фиксации человеческого познания (этого вздоха предчувствия истины) будем называть словом «высказывание».

Так вот, высказывание художника (мелодия, картина и так далее), вызванное каким-либо явлением, верней чувством, порожденным этим явлением — абсолютно субъективно и уникально.