Культура Казахстана в XVI-XVIII вв.

Развитие материальной культуры казахов в XVI-XVIII вв. Описание быта и жилища, занятий казахского народа. Характеристика народных казахских костюмов. Народные обычаи, верования и религии казахов. Устное народное творчество и письменная литература.

Содержание

2. Народные обычаи, верования и религии казахов

3. Устное народное творчество и письменная литература

4. Народные массы - истинные творцы казахской культуры

Список использованной литературы

1. Развитие материальной культуры казахов в 16-18 вв.

Самобытная материальная культура казахов продолжала развиваться и обогащаться. Кочевой образ жизни обусловил тип, форму одежды, специфику предметов хозяйственного и бытового назначения.

Скотоводство Основной отраслью хозяйства продолжало оставаться полукочевое скотоводство, особенностью которого было содержание скота в течение года на подножном корму. Кроме того, в районах Южного Казахстана, на берегах рек Сырдарья, Шу, Талас, Арыс было широко распространено оседлое скотоводство.

Казахи разводили главным образом лошадей, овец и верблюдов, в оседлых хозяйствах - крупный рогатый скот и коз. Казахские лошади были в основном двух пород. Табунные лошади с длинным и широким туловищем и относительно короткими Ногами обладали высокой способностью к нажировке и зимней пастьбе. Эта порода близка к современной казахской лошади типа «жабы». Кроме того, в степи разводили породистых скаковых лошадей.

Распространенным видом домашнего скота были верблюды. В период XVІ-XVIІІ вв. казахи разводили одногорбых верблюдов «нар туйе», но большее предпочтение отдавали двугорбым. При кочевом и полукочевом хозяйстве верблюды круглый год оставались под открытым небом. Лишь иногда в холодное время их обшивали войлочными попонами или строили для них специальные укрытия.

Казахи выращивали как крупных курдючных овец, так и более мелкие, тонкорунные породы. Кроме того, существовали породы крупного рогатого скота, приспособленные к пастбищному содержанию даже в зимнее время. В соответствии с природно-климатическими зонами исторически сложились и сезонные пастбища. Все пастбища делились на зимние - кыстау, весенние - коктеу, осенние - кузеу и летние - жайлау. Для зимних пастбищ избирались камышовые берега озер, долины рек, горные ущелья, южные склоны сопок, невысокие горы, опушки леса или небольшие равнинные участки бугристых песчаных пустынь. Под весенние пастбища отводились земли, раньше освобождавшиеся от снежного покрова. Кузеу часто совпадали с коктеу и располагались недалеко от зимовок. Жайлау отличались богатым травостоем, прохладным климатом, пресной водой и отсутствием комаров и слепней.

Зимняя пастьба скота, так называемая тебеневка, производилась в определенной последовательности. Вначале на пастбище выгоняли лошадей, которые копытами разрыхляли снег и поедали лучшую траву, затем на том же месте выпасали коров и верблюдов, и только после этого - овец. Особенно ценились территории, удобные для выпаса овец и крупного рогатого скота - кара мал жер. Эти земли приберегались на самое трудное время.

Страшным бедствием для скотоводов был массовый падеж скота - жут Причиной жута могли быть неблагоприятные природные условия - засушливое лето, степные пожары, морозные зимы с внезапными оттепелями и дождями. В подобных ситуациях скот не мог добывать корм из-под ледяного покрова. Во время многодневных буранов он погибал, попадая в соленые озера «сор», не замерзающие даже в сильные морозы.

В особо трудные зимы казахи использовали «курек ашу» — способ очистки пастбищ с помощью лопат и других инструментов, бревен, привязанных арканами к лошадям.

Первые дни откочевки на жайлау являлись праздником. Перед выездом с зимовки устраивался «наурыздама». Остановка на весенних пастбищах - трудный и ответственный момент в жизни скотовода, так как совпадал с окотом скота, стрижкой верблюдов, уходза молодняком требовал большого труда. В начале лета аулы прибывали на жайляу. Здесь доили кобыл, проводили кастрацию ягнят, стрижку овец, изготовление кошм и заготовку молочных продуктов. В сентябре-октябре казахи отправлялись в обратный путь и в ноябре достигали куздеу, а в декабре - кыстау. На осенних пастбищах проводили убой скота на зиму - согым.

Темп движения на летние пастбища был медленным, обратно на зимовки - более быстрым. Такой порядок кочевания повторялся жегодно, пастбища и кочевые пути были строго разграничены между общинами.

Орошаемое земледелие. Немаловажное значение в хозяйственной жизни казахов придавалось земледелию. Особое распространение оно получило в южных районах Казахстана, округах Отрара, Туркестана, Саурана, Сыгнака, Созака. Земледелием занимались казахи Западного Казахстана и Сарыарки.

В Казахстане развивалось главным образом поливное земледелие - нерегулярное и регулярное. Для посевов при нерегулярном орошении казахи использовали участки речных долин обильно заливаемые паводковыми водами. Такой тип земледелия существовал в долинах Сырдарьи, Или, Шу, Таласа, Торгая и Ыргыза. В Прибалхашье заливаемые в половодье низины между барханами ограждали, закрывая сток воды. Собранная таким образом вода стояла все лето, а зимой замерзала. Весной этот участок распахивался. Посевы на усыхающих днищах озер - кольтабан засевались в низовьях Таласа.

Лиманное орошение было распространено по всей территории Казахстана, хотя занимало довольно скромное место. Небольшие участки речных долин, заливаемые весной паводковыми водами, ограждали валами и использовали задержанную воду для орошения.

Переходной формой от нерегулярного, лиманного к регулярному, арычному орошению была система устройства водосбросов весенней воды. Выбранное место ограждали плотиной - «бегет», и вода из водохранилища спускалась на поля по мере надобности.

Наибольшее значение в казахском земледелии имело регулярное орошение с помощью систем арыков, по которым вода самотеком поступала на поля. Крупные системы были очень редки, так как в Казахстане мало полноводных крупных рек. Казахи искусно использовали мелкие источники орошения - ручьи, степные речки, ключи, озера. Нередко на мелких источниках ставились плотины, образовывающие искусственные водохранилища -тоспа или айдын.

Помимо обычной самотечной системы орошения казахи местами использовали особые системы. По левому берегу Сырдарьи существовало бассейновое орошение: воду на поле вели из 2-3 искусственных озер, соединенных между собой протоками. У южных склонов Каратау было распространено керизное орошение, когда большие глубокие колодцы соединялись подземными водосборными каналами.

Наряду с самотечной системой практиковалось орошение с помощью водоподъемных устройств. Одно из древних и примитивных сооружений для подъема воды - ручные черпаки «атпа», состоящие из треножника и черпака с длинной рукоятью. Им забирали воду и заливали арык, ведущий в поле.

Наиболее распространенным водоподъемным устройством был шыгыр - деревянное колесо до 5 и более метров в диаметре, по ободу которого с определенным наклоном прикреплялись ведра-Специальная система передач соединяла колесо с рычагом, приводившимся в движение волами или верблюдами, шыгыры поднимали воду из степных рек с глубоким руслом. Вода из ведер удивалась в наклонный желоб, который соединялся с арыком или водохранилищем. При подъеме на большую высоту, ставились ярусами два и даже три шыгыра.

На казахских пашнях практиковалось в основном три способа полива: напуском (редко), затоплением и по бороздам. Орошение напуском, при котором поле заливалось струёй воды из источника (арыка или просто ручья), требовало обилия воды и было нерациональным. Значительно шире было распространено затопление. Поле разбивалось на небольшие участки - атыз, разделение валами. Сначала водой заливали один участок и только после основательного орошения его, вода пускалась на следующий участок.

В Жетысу преобладал полив бороздами. Борозды проводили на участке плугом или сохой в направлении, перпендикулярном уклону местности. При поливе нижние концы борозд запруживались, и вода, постепенно заполняя их, просачивалась в почву.

Сельскохозяйственные культуры . Казахи-земледельцы возделывали разные зерновые и технические культуры - пшеницу, просо, рожь, ячмень, овес, рис, джугару, хлопок, коноплю и т.д. Из зерновых культур за редким исключением сеяли только яровые. Использовалось несколько сортов пшеницы (бидай). Наиболее распространенными, особенно на юго-востоке Казахстана, были так называемые «местные» сорта. Это «ак бидай» -белая пшеница, «Кызыл бидай» - красная пшеница (последняя отличалась длинным стеблем, зеленоватой верхушкой колоса, Длинным и тонким зерном). Известны были также сорта «кара суды» - черноколоска с мелким темно-бурым зерном (малоценный сорт, шедший нередко на корм лошадям); «лизелик» - сорт с коротким вегетационным периодом выращивали в горных районах и на севере Казахстана, «тиецп бидай» - сорт с трудно обмолачиваемым колосом, «лючин бидай» - пшеница с белой остью, легко обмолачивалась, давала белую муку.

«Қызыл бидай» была как озимой, так и яровой, «ак бидай»-только яровой.

Просо (тары) обладало в суровых климатических условиях Казахстана при экстенсивном земледелии рядом достоинств.

Прежде всего, это крайне неприхотливая культура. Она давала и на поливе и на богаре устойчивые и высокие урожаи. Для посева использовались «ақ тары» - белое просо, «Қызыл тары»- красное просо и «шоқай» - наиболее ранний и высокоурожайный сорт Кроме того, были известны торгайские сорта проса - «ак бикещ» «Қоныр шолак», «конак». Самое скороспелое из них - «қонақ,» вызревало за 40 дней, «акбикеш» - за 60, «қоныр шолақ» - за 90 дней. Торгайское просо, по свидетельству специалистов, отличалось особой полнотой и чистым цветом зерна.

Наряду с пшеницей и просом казахи высевали овес - «сулы» и ячмень - «арпа». Выращивали также рожь - «кара бидай», рис -«шалы» и бахчевые культуры - арбузы и дыни.

К азахские жилища

Виды жилища. Жилище казахского народа - замечательный памятник материальной культуры. Оно делилось на зимнее и летнее, которые отличались величиной и конструкцией. В летнее время казахи жили в легких переносных жилищах, зимой - в постоянных теплых помещениях: «агаш уй», «жер уй», «каратам», «шошала». Юрта - разборное жилище, изготовленное из дерева и войлока. Она состояла из «кереге» - остова (деревянная решетка), сферического купола - «шацырак», радиально расположенных жердей «уык». Размер юрты зависел от количества крыльев - канат (частей кереге). ЮртаЯсостоящая из двенадцати крыльев, имела площадь в 100-120 кв.м. Двенадцати, пятнадцати, восемнадцатиканатные юрты существовали с XII в. до начала XIX в., затем перестали встречаться.

Каждая решетка (кереге) состоит из тридцати шести планок-«саганак», изогнутых посередине. Решетки бывают двух видов:из массивных планок мелкой квадратной сеткой - «тор кез» и тонких планок крупной сеткой - «жел кез». Вход в юрту, обращенный обычно на юг, имеет форму прямоугольного проема. Двухстворчатые двери часто покрывались резьбой. Решетки каркаса юрты снаружи обкладывались циновками из тростника -шымши. Поверх циновок каркас юрты покрывался войлоком. От середины свода до земли юрту покрывали туырлыки, от шанырака до низа свода - узуки. Войлочные покрытия скреплялись с корпусом веревками и узорными лентами - бельдеу. Свод юрты украшался подвесными ковровыми дорожками, полосками » лентами с бахромой и кистями из разноцветных шерстяных нитей.

По своему назначению юрты делились на три основных типа. Парадные юрты, предназначенные для приема гостей, отличались большим размером и богатым убранством. Юрты, служившие жилищем, были меньшего размера. Маленькие походные юрты могли перевозиться на одном верблюде или даже лошади. Кроме того, были юрты, использовавшиеся как склады, и другие подсобные помещения.

Парадные юрты состояли минимум из двенадцати канатов, покрывались белым войлоком и шелком. Наиболее богатыми по убранству были свадебные юрты - «отау».

Походные юрты можно отнести к типу специализированных, предназначавшихся для военных походов или пастухов и табунщиков. Наиболее простым переносным жилищем был шатер -«курке», составлявшийся из уыков, поставленных конусом и покрытых войлоком. Чаще использовались в походах юрты «жолама үй», состоявшие из трех-четырех решеток - кереге и уыков.

Кроме того, казахи во время кочевок использовали вместительные подвижные жилища на колесах - «куйме». Оно покрывалось тканью, войлоком или кожей разнообразной окраски. В куйме жили дети и женщины.

Центр юрты - «ошақ» служил местом приготовления пищи. И обогрева в холодное время. Напротив входа находилось почетное место юрты - «тер» для гостей и заслуженных людей. Пространство у двери называлось «босаға». Направо от входа располагалась утварь и посуда, слева - конская сбруя. Направо от босага стояла кровать хозяев дома, отделенная занавеской - «шымылдық».

В северном и северо-восточном регионах Казахстана были распространены постоянные жилища из дерева, камней, сырцового кирпича и дерна. По материалу изготовления их называли «жер үй», «кирпиш үй». Площадь дома зависела от материального состояния хозяина и состава семьи. Однокамерные дома назывались «шошала» или «тошала».

Как видим, и жилище и его убранство были максимально приспособлены к полукочевому образу жизни казахов.

Убранство юрты . Убранство юрты состояло из различных деревянных и кожаных предметов, изделий из войлока, циновок и ковров. Широко распространены были войлочные ковры - «теке-мет», войлочные ковры с аппликациями - «сырмақ», менее - тканые ковры - «кiлем». Существовало два вида ковров - безворсовые -«такыр кiлем» и ворсовые - «түкті кілем». Богатые войлочные настенные ковры, орнаментированные аппликациями, инкрустацией и вышивкой, назывались «түс киіс».

Утварь и посуда хранились в подвесных сумках - «аяқ кап», войлочных коробках - «шабадан», ковровых сумках - «қоржын», стоящих из двух равных карманов и соединяющей их переметной частью. Непременным атрибутом каждой юрты были сундуки -«сандық». Деревянные предметы - подставки - «жүк аяқ,» коробы для продуктов - «кебеже», вешалки украшались художественной резьбой.

Одежда, украшения и оружие

Мужская и женская одежда . В народном костюме казахов отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда изготовлялась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и мехов. Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайги и тигров, меха енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы -«тон». Шубы из меха пушных зверей назывались «iшік» и различались по покрытию: меховая шуба, покрытая шелком - «бас тон», синим сукном - «кок тон», парчой - «барша тон». Удлиненные шубы с воротом из шкур жеребят - «жарғақ, тон». Шубы из козьих шкур, когда выщипывали длинные волоски, оставляя лишь подшерсток, назывались «қылқа жарғақ».

Штаны шились из замши, сукна, армячины, украшались богатой вышивкой. В XV-XVII вв. особой популярностью пользовались легкий плащ без рукавов - «кебенек» и халат из тонкого белого войлока - «қаттау». К старинным видам одежды относится также «шекпен» - длинный плащ из верблюжьей шерсти. Основным видом мужской и женской верхней одежды был халат - «шапан», шившийся из шерстяных и шелковых тканей.

Комплект мужской одежды состоял летом из нательной рубахи, штанов и распашного халата, женской - из туникообразного платья - «көйлек» и безрукавки - «женсізқамзол». Для изготовления женской одежды использовались хлопчато-бумажные, шелковые ткани и бархат.

Мужские и женские головные уборы отличались многообразием. Наиболее старинный и традиционный мужской головной убор - «қалпақ» из тонкого войлока. Высокие шляпы из белого войлока назывались «ак, қалпақ», шляпы с широкими, загнутыми наверх полями - «айыр калпақ». Весной и осенью казахи носили шапки - «бөрік», круглые по форме с высоким конусообразным верхом, обязательно отороченные мехом. Зимние шапки-треухи назывались «тымақ».

Борис девушки украшался подвесками и перьями филина, цапли или павлина. Отороченные бобровым мехом девичьи шапки назывались «камшәт бөрік», вышитые золотом - «алтын бөрік» украшенные кораллами - «қалмаржан бөрік». Летние легкие шапочки из бархата или парчи - «тақия» украшались пучками перьев, вышивкой серебром и золотом.

Из женских головных уборов наиболее оригинальным и богатым был свадебный убор - «сәукеле» - высокий, конусообразный, украшенный золотыми и серебряными монетами, кораллами и жемчугом, диадемами и подвесками. С рождением первого ребенка молодая женщина носила головной убор из белой ткани - «кимешек».

Мужская и женская обувь также отличались разнообразием. Мужские сапоги на очень высоких каблуках с голенищем выше колен назывались «шонкайма етiк», мягкие сапоги с загнутым кверху носком, легкие, удобные для верховой езды - «6ip тақа», а также ичиги - «мәсі> из козлиной юфти и галоши - «кебiс» из более плотной кожи. Зимой носили «саптама етік», бедняки -«шокай» и «шарке».

Женская обувь отличалась от мужской изяществом, богатым орнаментом. Повседневной обувью были туфли - «кебіс». Богатые женщины носили орнаментированные сапоги «кестелі етік», туфли на высоких каблуках из зеленой кожи - «кек сауыр», украшенные узорным шитьем и серебряной инкрустацией.

Обязательной деталью казахского костюма были пояса из кожи, бархата, шерсти и шелка - «белдис». Пояса из кожи украшались тиснением, фигурными накладками из серебра с инкрустацией полудрагоценными камнями, резными костяными пластинами. Такие наборные пояса назывались «Kice». У юношей пояса не были наборными и не имели подвесок. Женские пояса были более широкими и нарядными и шились в основном из шелка и бархата. Носили также и мягкие кушаки - «күр».

Ювелирные украшения . Женские украшения изготавливались из золота, серебра, драгоценных камней. Массивные серебряные браслеты «білезік» покрывались позолотой и инкрустацией. Серьги изготовлялись в основном из серебряной проволоки в виде душек, колец с подвесками из самоцветов, часто - из ромбических и округлых пластин, скрепленных между собой цепочками.

Широко использовались накосные украшения — «шашбау» в виде рядов медальонов или пластин, соединенных между собой Юнцами. Центральные медальоны всегда украшались филигранью со вставками из цветных камней. К накосным украшениям относись и подвески «шолпы».

Перстни были литые и чеканные, венчики овальной, круглой, Нитевидной, многогранной формы. Часто перстни украшались вставками из цветных камней.

Казахские ювелиры изготавливали, и другие украшения, нагрудные - «омырауша», «өңір жиек», «бой тұмар», застежки к поясам - «ілгек», фигурные бляхи к сәукеле - «шылтыр»,массивные шаровидные пуговицы - «торсылдақ түйме», булавки -«түйреуіш».

При изготовлении женских украшений применялась различная техника - литье, гравировка, чеканка, штамповка, филигрань чернение,зернь, эмаль.

Оружие. Разнообразным было и казахское оружие. Из особой стали делали кривые сабли - «қылыш», палаши - «селебе» мечи - «семсер». Широко использовались шпаги - «сапы» кинжалы - «қанжар», длинные ножи с изогнутым клинком - «жеке ауыз», длинные узкие ножи - «бұйда пышақ,». Наиболее распространенным оружием были лук - «садақ» и стрелы. Наконечники стрел были различных форм - четырехгранные, ромбические, вилообразные. Копья - «найза» имели стальной наконечник и кисти из конских волос. В комплекс вооружения входили и секиры - «айбалта».

Оборонительное вооружение состояло из кожаных и металлических доспех - «сауыт», стальных кольчуг из колец, стальных шлемов с сеткой и козырьком, деревянных и кожаных щитов, обшитых железными пластинами.

С конца XVII в. стали использовать и ружья, частью купленные в городах Средней Азии, частью изготовленные самими казахами. Ружья были нескольких видов: с фитилем и украшенные насечкой серебром - «білтелі мылтық», без насечки - «кара мылтық», с коротким стволом - «самкал». Короткоствольные ружья, стреляющие на семьсот метров, назывались «козы кеш», Порох и пули казахи изготавливали сами, частью покупали у соседей. Использовались дубины «сойыл» и «шокпар» из березовых жердей, однако во время войны они реже употреблялись.

Пища, посуда и домашняя утварь

материальная культура казахская религия литература

Пища - первейшая и основная жизненная потребность человека.

Кроме своей основной роли пища у любого народа играет и огромную знаковую роль, является частью материальной культуры.

Пища казахов состояла в основном из мясных и молочных продуктов. Молочная пища была разнообразной. Из кобыльего молока изготовлялся кумыс - «қымыз», из верблюжьего - «шубат». Молоко коров, коз и овец шло в основном для изготовления квашеного молока, масла, различных сыров.

Одним из любимых напитков казахов было квашеное молоко - «айран». Смесь айрана с водой называлась «шалап». Из молока сбивали масло - «сары май». Для длительного хранения масла его промывали холодной водой, солили и заполняли им бараний желудок - «қарын».

Важное место в рационе казахов занимали сыры. Высушенный на солнце творог назывался «құрт» и употреблялся в пищу зимой, растворяемый в горячем бульоне. Изготовлялись другие виды сыров: «сары ipiмшік», «ақірімшік» и др.

Мучные продукты использовались преимущественно зимой. Основной продовольственной культурой было просо, реже -пшеница и рожь. Из проса казахи готовили пшено «тары», шедшее на приготовление пшенной похлебки «тары көже». Жареное пшено ели с молоком, маслом, приготовив из него толокно - «талқан». Из пшена мололась мука, готовились пресные просяные лепешки«тары табанан». Из пшена готовилось такжепраздничное блюдо «жент».

Пшеница более ценилась казахами, чем просо. Из него готовили похлебку «бидай көже», талкан и жент. Мука шла на изготовление пресных лепешек - «таба нан», лапши - «кеспе», обжаренного в сале теста - «бауырсақ». Рожь и ячмень занимали в рационеказахов меньшее место. Из риса казахи южных районов готовили плов - «палау» и кашу «ботқа».

Основной пищей казахов были мясные блюда. Наиболее ценным мясом считалась конина, из которой приготавливали различные блюда - подкожный жир верхней части шеи – «жал», мясо и жир области крупа - «жая». Из прямой кишки изготовляли «карта», из реберного мяса с подпозвоночным жиром - «қазы». Колбаса из мяса, других частей туши называлась «шужық».

Баранина употреблялась в основном в летнее время. Вареное мясо - «ет» - основное блюдо казахов - подавалось как с гарниром (кеспе, нан), так и без него. Бульон - «сорпа» употреблялся после мяса. Печень и мякоть, обжаренные мелкими кусками на медленномогне, назывались «қуырдақ». Говядина в пищу редко употреблялась.

2. Народные обычаи, верования и религии казахов

Казахские народные обычаи и обряды часто проявлялись в различных ритуалах, соблюдаемых в повседневной хозяйственной деятельности кочевников-скотоводов. Так, весной, выезжая из зимовки, и осенью, возвращаясь обратно, в обязательном порядке соблюдались обряд очищения зимовки и скота огнем. Для этого возле зимовки разводили два костра и между ними прогоняли все поголовье скота, что было связано с домусульманским верованием в силу огня. Во время летних перекочевок каждый аул особое внимание уделял торжественности оформления кочевого каравана. Для этого к головному верблюду устанавливали четырехглавую каркару из длинных перьев фазана. Подобный караван в народе назывался «каркаралы кэш» (кочевой караван с каркарой). Верблюда с каркарой вела за повод самая почетная женщина аула или самая молодая невестка. По представлению народа,красивые перья фазана, обращая на себя внимание наблюдающих, предотвращали кочевой караван от сглаза и от различных неприятных случайностей в пути.

Между летними пастбищами (жайлау) имелись кочевые пути с водопоями, и эти места обычно считались ничейными, т. е. общими для всех кочующих, поэтому ими пользовались с правом первого захвата. Для этого было достаточно оставить возле водопоя заметный след, что пастбище уже занято.

Весной, пока не загремит гром, разрешалось питаться плодами растений, после же грома можно было собирать горный лук и другие съедобные плоды. По представлениям народа, гром являлся предвестником спелости всей флоры, способствующей увеличению молока у маточного поголовья. Поэтому во время грома деревянным черпаком (ожау) для разливания кумыса осторожно били снаружи по решетке юрты, что называлось в народе «ожау кағу». При этом непременно произносили «Сүт көп болсын, көмір аз болсын» (пусть молока будет много, а угля мало). По космогоническим представлениям народа, это способствовало обилию молочных продуктов.

В самом начале лета, достигнув летних пастбищ (жайлау), казахи осуществляли привязь жеребят, чтобы организовать доение кобыл для кумыса. По этому поводу в рамках аула проводили небольшое пиршество, так называемый «қазық майлау» или «бие мұрындық». Смысл этого обряда заключался в том, чтобы жеребята и их матки были благополучны и кумыса было много. Угощая собравшихся одноаульцев кумысом и мясом, обряд завершали смазыванием кольев для привязи жеребят (желі) жиром. При этом белобородые старцы не скупились на добрые пожелания организаторам обряда.

Согласно домусульманским поверьям, некоторые орудия труда и предметы кочевого быта считались священными. Такими являлись, например, и шест с петлей для ловли лошадей — «курык», привязь для жеребят — «желі», привязь для ягнят — «көген», узда — «жүген», недоуздок — «нокта», шест и для поднятия купольного круга юрты — «бакан» и т. д., через которые нельзя перешагивать или наступать на них, особенно женщинам.Народные обычаи наиболее полно раскрывались в различных ритуалах,соблюдаемых в семейно-брачных отношениях, которые хорошо сохранили пережиточные черты многих древних институтов — группового брака (левират и сорорат), родовой экзогамии, полигамии, большой патриархальной семьи, калыма и приданого и т. д.

Традиционным в степи было гостеприимство. Путник мог заночевать вюрте любого человека, даже ему не знакомого. Угощение и различные услуги оказывали гостю совершенно бескорыстно. Гость имел даже право потребовать лучшего обхождения с ним. Если хозяин плохо принимал гостя, то последний имел право обратиться в суд биев. По адату гость пользовался полной защитой хозяина юрты до своего отъезда. Это право распространялось на гостя даже в том случае, если он являлся врагом хозяина очага. Последний не мог мстить гостю до тех пор, пока тот находился под его крышей. Наоборот, хозяин был обязан защищать своего гостя от других его врагов.

Религия

В XVI—XVIIІ вв. развитие экономических и культурных связей казахов со среднеазиатскими народами способствовали интенсивному распространению и усилению влияния ислама в Казахстане. Проводниками ислама в рассматриваемый период прежде всего выступали среднеазиатские миссионеры из Туркестана и Мавераннахра, Хаджи-Тархана и Дербента, Хорезма, Джурджании и Хивы, Астрабада, Хорасана и Ирана. В свою очередь казахские купцы посещали мусульманские страны, приобщаясь к исламскому вероучению. Многочисленные примеры из письменных источников свидетельствуют о массовом приобщении казахов к исламу. Казахи в этот период читали Коран, совершали молитвы, соблюдали пост, совершали мусульманский обряд бракосочетания, обучали своих детей в мусульманских школах. Ислам в Казахстане, особенно в его южных районах, постепенно становится господствующей религией в казахском обществе. Кочевой образ жизни затруднял постройку специальных зданий для богослужения, организацию постоянно функционирующих религиозных учреждений и формирование постоянного духовенства. Молитвы могли совершаться в любом месте, а недоступность большинству населения Корана и книг на арабском языке компенсировалась тем, что казахи следовали каждому слову проповедника и под его руководством исполняли религиозные обряды, заучивали предписания исламского вероучения.

3. Устное народное творчество и письменная литература

Песни . В XV-XVII вв. широко развивалось разножанровое казахское устное народное творчество. Особое место занимали обрядовые песни, которые исполнялись при рождении ребенка, свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, при встрече нового года. К свадебным песням относятся той бастар, жар-жар, бет ашар, кыз танысу. С обрядами, сопровождающими смерть, погребение и другие трагические события, связаны песни коштасу, естирту, конил айту, жоктау, жубату.

Одной из наиболее широко распространенных форм казахского песенного творчества было «терме» - короткая, однородная по ритму мелодия речитативного склада, на основе которой акыны создавали свои поэтические импровизации, жырши (сказители) передавали эпические и исторические поэмы, сказки, легенды. Если терме, за редким исключением, по своему музыкальному содержанию не имело развитой мелодической линии, то песенные произведения отличались выразительностью и напевностью, большим диапазоном, стройностью и разнообразием построении куплетных форм. Основными жанрами вокального творчества были трудовые песни, песни на темы эпоса и истории, борьбы и протеста, лирические и обрядовые песни. Исполнение эпических и исторических сказаний носило характер речитативного распева небольших, коротких по диапазону мелодий, исполнявшихся под сопровождение кобыза или домбры. Песни лирического содержания отличались распевностью и широтой мелодии.

Сказки и эпос . Одним из жанров устного творчества являются сказки. Сказочный репертуар казахов богато и разнообразно отражает жизнь народа. Сказки дают много интересного для понимания общественной жизни и быта, чаяний и стремлений народа. Большинство сказок появилось до принятия мусульманства. Культурные связи с соседними народами способствовали возникновению и распространению общих сказочных сюжетов. Существовали различные сказочные жанры: животных, фантастические, бытовые, реалистические, сатирические. В таких сказках, как «Ер Тостик», «Едил-Жайык», «Кула мерген», «Алтын сака», «Кара-мерген», «Аламан и Жоламан» и «Асан Кайгы»» рассказывается о благородных подвигах и мужественной борьбе охотников, метких стрелках, о батырах и красавицах, мудрых старцах-прорицателях.

Много казахских сказок посвящено животным. В сказках «Бозинген», «Сырттандар», «Тепен кок» друзьями и помощниками человека выступают домашние животные, а врагами - звери. Сказки об Аяз-бие, Жиренше шешене, Алдар-Косе, Коже Насыре и Шопане Тазше посвящены остроумным, красноречивым и мудрым выходцам из народа. Казахский эпос - один из основных жанров устного творчества. Он восходит к глубокой древности. В древности на тюркских памятниках и надгробных эпитафиях увековечены ратные подвиги батыров и родоправителей. Такие эпосы, как «Кара-бек», «Ер Кокше», «Кобыланды», «Камбар» относятся в XIII-XIV в. В XVI-XVII вв. начинается новый этап в развитии героического эпоса, который сложился как сюжетная поэма, рассказывающая о эащитниках родины от набегов чужеземцев. В них наряду с обычными для эпоса элементами фантастики и героизации отражены исторические события. Социально-бытовые поэмы посвящены любви молодых людей, в которых большое место отводится описанию быта, обычаев, Традиций народа. Наиболее популярными являются «Козы Корпеш и Баян Суду», «Кыз Жибек», «Кулше кыз», «Назымбек», «Сулу Щащ», «Макпал кыз». Существенное влияние на сложение казахских лирических ^м оказала классическая поэзия народов Востока. Лирические песни о любви «Жусуп и Злиха», «Лейли и Мажнун», «Боз жигит» «Сейфуль Малик» , «Тахир и Зухра» пелись и в казахских аула»'

Широкое развитие в казахском устном творчестве получили произведения различных жанров: пословицы, загадки, изречения афоризмы (шешендік сөздер), сатирические, юмористические лирические песни, словесные состязания на бытовые темы и т.п.

Музыкальное творчество . Трудовая деятельность, обычаи и обряды, народные игры и празднества - все это находило свое отражение в музыке. Развитию вокального и инструментального искусства способствовало и то, что традиции поэтических состязаний стали распространяться на исполнение инструментальных и вокальных произведений. Казахам, как и некоторым другим народам, были известны только формы сольного исполнения. Певец-солист, аккомпанирующий себе на музыкальном инструменте, или солист-инструменталист являлись единственными носителями народной музыкальной культуры.

Повсеместно распространенным музыкальным инструментом, являющимся непременной принадлежностью каждого акына и певца, была домбра - щипковый инструмент с треугольным или овальным корпусом, грифом и двумя струнами. Распространен был и кобыз - смычковый инструмент с выгнутым грифом и полым ковшеобразным корпусом, верхняя часть которого была открыта, а нижняя - затянута кожей. Для струн и смычка, имевших формулука, использовался конский волос.

Прочно входила в быт в XVI-XVII вв. игра на народныхинструментах. Талантливые народные музыканты создавали инструментальные произведения (кюй) на эпические, исторические, сказочные и бытовые темы. Перед исполнением кюйев на домбре музыкант обычно передавал в кратком рассказе содержание произведения, заканчивал его фразой: «А теперь послушайтекак расскажет об этом домбра».

Сочетание в одном лице сказителя, музыканта, певца и поэтабыло традиционным и наблюдалось на всех этапах развития музыкального искусства у казахов. Именно в силу этого до нас дошли связанные с музыкой замечательные образцы устного народногопоэтического творчества прошлого. Сокровища устной литературы создавали и передавали изпоколения в поколение талантливые люди - акыны, жырау, певцы импровизаторы. Понятия «ақын», «жырау», «жыршы», «өлеңші» - во многом различны. Человека, обладавшего даром импровизации, сочиняют песни экспромтом, называли у казахов акыном. Они появились еще в средние века. Значение их усиливается в XV-XVI вв. Акыны в то же время были исполнителями произведений устного народного творчества.

Историко-культурные процессы непосредственно связаны с социально-экономическим развитием населения. Кочевое скотоводство и орошаемое земледелие создали основу единой культуры племен Казахстана. Значительное влияние на культуру казахского народа оказывала культура соседних народов, особенно Поволжья, Сибири и Средней Азии. Заметный след оставила также в Казахстане мусульманская культура. Таким образом, в XVІ-XIІІV в Казахстане функционировала единая культура, которая базировалась на лучших традициях культуры древних племенказахских степей.

Письменная литература . Кроме устной литературы, у казахов была развита письменная традиция. Основные жанры литературных произведений - религиозные и исторические труды. В XVІ-XIІІV вв. среди казахов были распространены такие книги, как «Қысас ал-анабия», «Бадуам», «Суфи Аллаяр», «Кесик-баги» и Др. Эти произведения носили религиозный характер, содержали ряд сведений этнографического и исторического характера. До нас дошли также исторические сочинения, написанные в 'I-XVII вв. Сочинение «Тарихи Рашиди» на персидском языке, °священо истории Могулистана и Казахского ханства. Автор егоМухаммед Хайдар из племени дулат Старшего жуза. Его же перу принадлежит поэма «Жахан-Наме». Наиболее важный памятник исторической прозы казахов -«Жами ат-тауарих». Автором этой книги является Кадыргали Касымулы из рода жалаир, влиятельный бий при хане Тауекеле. В 1587 г. вместе с султаном Ораз-Мухаммедом он попал в плен к русским и долгое время жил в Москве и Касимове, где и создал свое сочинение. Книга посвящена истории казахов XV-XVI вв. содержит в себе генеалогию, насыщена поговорками и пословицами. Книга написана на литературном староказахском языке, в котором чувствуется сильное огузское влияние.

В XVI в. Отемис хаджой был написан исторический труд «Чингис-наме». Эта книга примечательна тем, что в ней отражена устная историческая традиция казахов, она была написана на основе преданий и рассказов о племенах и родах, их происхождении, о политической истории XIV-XV вв., о ханах, правивших в Улуг Улусе и Казахском ханстве.

Таким образом, устная и письменная литература получает дальнейшее развитие и обогащение в период XVІ-XIІІV вв. Она была преемственно связана с культурой предыдущего времени, послужила базой, основой для дальнейшего развития казахской национальной литературы.

4. Народные массы - истинные творцы казахской культуры

Поэзия жырау . XV-начало XIX вв. - время особенного расцвета казахской литературы - известно как эпоха жырау. Жырау были поэтами-импровизаторами, авторами песен-толгау-размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау были видными политическими деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками.

Одним из наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюншиулы. Он родился в низовьях Едиля в 20-х годах XV в. в семье бия Мангытского Йурта. Его песни-образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен под властью казахских ханов.

Доспанбет жырау родился в 90-х годах XV в. в городе Азау, побывал в Бахчисарае и Стамбуле. Поэзия Доспанбета - поэзия воина и защитника Родины. Его песни рассказывают нам о походах и подвигах, чести и долге воина. Доспанбет жырау погиб в бою под Астраханью в 1523 г.

Большой след в культуре казахского народа оставил Шалгез жырау Тиленшиулы (1465-1560). Во время войны в МангытскоМ Йурте между Жусупом и Смаилом Шалгез встал на сторону Жусупа, а после поражения последнего откочевал в пределы Казахского ханства. Поэзия Шалгеза глубоко философская, полная сложных художественных образов, патриотическая по тематике. Шалгез реформировал казахское стихосложение, был исполнителем героических эпосов.

Традиции поэзии жырау продолжили и обогатили Маргаска жырау и Жиембет жырау (XVII в.) Маргаска был не только поэтом, но и воином, участвовал в боях против Турсын хана, является автором героической поэмы «Есим». Жиембет Бортогашулы из рода алшын был бием Младшего жуза при Есим хане, участвовал в войнах против ойратов и Турсын хана. За попытку отделить Младший жуз от Казахского ханства Жиембет был сослан на казахско-ойратскую границу и вернулся в родные края только после смерти Есим хана. Сохранились песни этих поэтов, обращение к хану, казахским племенам.

Актамберды жырау Сарыулы (1675-1768) родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже в детском возрасте стал известен как поэт-импровизатор. Он активно участвовал во всех антижонгарских войнах, а в 50-х годах XVIII в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Жонгарии. Похоронен Актамберды в Семипалатинской области, в местности Журек Жота.

Умбетей Тулеулы (1706-1778) воспевал героическую борьбу с жонгарами, стремление народа к мирной жизни. Наиболее известно произведение Умбетея, посвященное Богенбай батыру.

Особой популярностью в XVIII в. пользовался Бухар Кал-каманулы (1668-1781). Бухар жырау был одним из влиятельных биев при Тауке хане и Абылае. Он автор большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних врагов.

К концу XVIII-началу XIX вв. относится творчество таких поэтов, как Татикара, Котеш, Шал. Татикара родился в местности Сарыколь на территории современной Костанайской области, участвовал в войне с Цинской империей, прославлял подвиги казахских батыров, исполнял героические эпосы. Акыны-импровизаторы Котеш (1745-1818) и Шал (Тилеуке Кулекеулы) (1748-1819) слагали песни о жизни человека, моральных и этических проблемах.

Список использованной литературы

1. История Казахстана (с древнейших времён до наших дней). В пяти томах. Том 3. – Алматы: «Атамура», 2000.

2. А. Кузембайулы, Е. Абиль «История Республики Казахстан», - Астана, Фолиант, 2002г. –368с.

3.Д. Бабаев «История Казахстана», Алма–Ата, Издательство «Рауан», 1992г.

4.Кан Г.В. История Казахстана: Учеб пособие.-2-е изд., прераб. И допол.-Алматы, 2002

5.Аккошкаров Е. Из истории казахов. Алма-Ата 1999 г.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ