Смекни!
smekni.com

Основы композиции на плоскости. Основные принципы построения композиции (стр. 1 из 3)

Основы композиции на плоскости.Основные принципы построения композиции

Введение

Изобразительные средства — форма, текстура материала, освещение, цвет — составляющие части, “кирпичики” дизайна. Для того чтобы ваша работа приобрела необходимую выразительность и воздействовала на людей определенным образом, необходимо подать все эти средства единым аккордом, создать композицию.

Композиция (от лат. compositio) - составление, соединение, сочетание различных частей в одно целое в соответствии с определенной идеей. Композиция в дизайне определяется содержанием, характером, назначением художественного изображения или объекта. Принимаясь за любую работу - будь то оформление витрины, разработка Web - cайта, рекламного буклета, создание логотипа или проектирование корпуса прибора, - следует заранее представить конечный результат и создать образ темы. Художественный образ, в свою очередь, непременно должен сочетать:

• индивидуальные, характерные черты;

• обобщенные, типические свойства;

• элементы творческого выражения, фантазии дизайнера.

Композиция - наиболее яркий показатель художественного воображения. Она делает произведение цельным, выразительным и гармоничным, задает тон всему творению, формирует единое композиционное пространство. Следует обращать внимание на логику композиции, наличие смыслового и изобразительного центров. Необходимо также определить основную идею произведения, порядок рассмотрения и восприятия. Внимание должно фиксироваться в определенных местах: пусть зритель выделяет главное, находит взаимосвязь между отдельными частями. Строгой теории составления композиции не существует, есть лишь некоторые принципы, правила и приемы. Огромное значение имеет интуиция. Прислушивайтесь к своим ощущениям, изменяйте, экспериментируйте, не ленитесь перебирать варианты.

Работая над одной и той же темой, используя один и тот же материал, художники непременно создадут разные композиции, ибо каждый из них “видит” по-своему (рис. 1). И наоборот, в композиции на заданную тему разные мастера используют разные наборы элементов - все зависит от фантазии, воображения, даже от чувства юмора дизайнера.

Рис. 1. Различные композиции из одинаковых объектов

1. Виды композиции

В соответствии с поставленной задачей можно создавать различные виды композиций. К ним относятся:

плоскостная - композиция, состоящая из элементов, не выступающих над плоскостью (композиция рисунка, аппликация, инкрустация, рисунок ткани и т.д.). Элементы располагаются в одной плоскости в двух направлениях: вертикальном и горизонтальном;

объемно-фронтальная - композиция, предусматривающая компоновку рельефных деталей на одной плоскости (оформление фасадов зданий, резьба на поверхности мебели, декоративные изделия из пластичных материалов). Композиция развивается в трех направлениях. Эффект усиления глубины достигается барельефной перспективой;

объемно-пространственная - композиция из взаимосвязанных объектов, размещенных на разных уровнях и плоскостях (старинные бюро, оформление прилавков и стеллажей с полками разной глубины, выставочные стенды). Рассчитана на восприятие с одной, двух или трех сторон. Выразительность объемной композиции зависит от угла зрения: при низко расположенной линии горизонта возникает ощущение монументальности;

глубинно-пространственная - композиция, создающая связь предметов с пространством, в котором они размещены (интерьеры, парковые площади, глубокие витрины). Может рассматриваться со всех сторон, элементы располагаются в разных плоскостях. Большую роль в композиции этого вида играет пространство, интервалы между элементами. Если компоновкой предусмотрено членение пространства на ряд последовательных планов, ощущение глубины усилится.

2. Компьютер - неоценимый помощник в работе над композицией

Примеры, подобные вышеприведенным, несложно создать, сидя за компьютером. В зависимости от элементов, составляющих композицию, в качестве базовой программы выбирается векторный или растровый графический редактор.

Изменять цвет, многократно преобразовывать форму объектов, экспериментировать с различными эффектами без компьютера очень трудно, практически невозможно. Кроме того, ручной графический или апплика-торный поиск композиционных решений требует наличия карандашей, цветной бумаги, пластилина или гипса для объемных заготовок, клея и т.д. Дополнительные возможности, улучшение качества, экономия сил и времени при использовании компьютера в дизайне очевидны.

Создание композиции требует опыта, большой практики. Компьютер позволит вам за короткий срок перепробовать огромное количество различных комбинаций, ускорить процесс поиска оптимального расположения элементов. Комбинаторика изучает приемы нахождения различных соединений, перестановок, сочетаний, размещения данных элементов. Компьютерные технологии успешно используются для решения комбинаторных задач, в том числе и графических. Даже начинающий программист без труда напишет программу построения различных типов орнаментов. При создании сложной многоплановой композиции строгий математический расчет неприменим, это творческая работа, но основные операции над графическими изображениями (сдвиг, поворот, зеркальное отражение, модификация размеров, изменение цвета и т.д.), выполняемые с помощью компьютера, позволяют значительно облегчить и ускорить рутинную работу. При оформлении листовок и буклетов, а также в рекламных работах используется текст. Текстовое оформление - это тоже элемент композиции, поэтому компьютерные пакеты незаменимы и в этом случае. Они позволяют совмещать текст с рисунком, использовать разнообразные типы шрифтов, располагать текстовые строки по направляющим, формировать блоки текстов произвольной формы и многое другое. Для того, чтобы построить композицию из оцифрованных растровых изображений, полученных с помощью сканера, цифровых фотоаппаратов, видеокамер или фотодисков (PhotoCD), целесообразно применять пакет растровой графики, например Photoshop. Растровым изображениям зачастую требуется предварительная обработка или изменения в соответствии с требованиями композиции. Нужного композиционного решения можно достичь модернизацией изображения, изменением цвета, ретушированием, применением различных эффектов, то есть по-настоящему профессиональной работой.

Большая выразительность достигается стилизацией природных форм листьев, цветов, животных, насекомых и т.д. В первой главе мы уже говорили о совершенстве форм в природе. Изучение и трансформация природного аналога с учетом особенностей зрительного восприятия, поиск общего характера формы, закономерностей и пропорций, упрощение и обобщение изображения — интересная творческая работа. Компьютерные библиотеки содержат много фотографий природных объектов: цветов, птиц, животных, листьев и т.д. Приведем последовательность работ по стилизации природных объектов:

1. Выбрать изображение в соответствии с требованиями поставленной задачи.

2. Вывести его на экран графического редактора.

3. Определить конструктивную основу.

4. Выбрать формы, которые легко поддаются геометризации.

5. Обвести контуры, разъединить растровое и контурное изображения.

6. Трансформировать контуры для придания графическому изображению большей выразительности.

Из полученных графических заготовок можно создать интересные композиции, комбинаторные декоративные орнаменты (рис. 2). Трансформация формы природного аналога широко используется в технической эстетике.

Рис. 2. Комбинаторный орнамент

3. Характеристики композиции

Можно грамотно построить тени и перспективу, подобрать цветовые сочетания, шрифтовое оформление, но работа не станет своеобразной и выразительной. Для того чтобы сформировать художественный образ, придать ему эмоциональность и создать настроение, необходимо чувство формы, ритма, контраста, цвета. Рассмотрим теперь другие характеристики композиции, ведь изобразительные средства - это блестящие, но “безработные” специалисты, а композиция - сплоченная команда единомышленников, способная творить чудеса.

4. Форма

Формы элементов композиции и форма композиции в целом могут оказывать огромное эмоциональное воздействие. Мягкие размытые пятна, четкие жесткие границы прямоугольников, острые углы, круги могут создавать ощущение покоя и агрессии, строгости и хаотичности. Например, форма рекламного плаката - это не только размер и ориентация листа, но и форма текстовых блоков, и контуры иллюстрации, и расположение текстовых строк, и размещение на листе всего материала. Следует стремиться к такой структуре произведения, чтобы его части выглядели гармонично, не казались слишком мелкими или крупными, чтобы количество деталей и частей было оптимальным. Композицию следует ограничить общей формой, но при этом должна ясно просматриваться система внутренних связей.

Одно из наиболее важных средств организации формы - симметрия. Симметрия с древних времен считалась условием красоты. Нарушение этого условия влечет за собой ощущение беспокойства, динамики, сложности. Поэтому для усиления выразительности формы зачастую используется такое сильное средство, как асимметрия.

5. Равновесие

Условие зрительной устойчивости композиции - уравновешенность. Композиционное равновесие обеспечивается сочетанием форм деталей, цветом и пластикой.

Равновесие формы - состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой, - вызывает ощущение покоя и уверенности. Равновесие является безусловным в композициях с вертикальной осью симметрии. Более сложным и интересным способом оно достигается при асимметричной компоновке элементов. Композиционное равновесие может быть устойчивым, статичным (рис. 3, а) или отличается внутренней динамикой (рис. 3, б).