Смекни!
smekni.com

Москва. Две столицы: Духовное величие (стр. 1 из 4)

Перевезенцев С. В.

В России всегда было так — город, претендующий на звание столицы, обязательно должен был исполнять роль не только политического, но и духовного, религиозного центра. Не случайно еще в годы феодальной раздробленности в каждом значительном стольном городе обязательно строился величественный собор, представляющий собой не только архитектурный, но и религиозно-политический центр города и всего княжества. Не была случайной и борьба князей за устройство в их городах отдельных епархий, также подчеркивающих определенную политическую самостоятельность княжеств. Столь же большое значение и князья, и простые жители городов придавали своим местным святыням — иконам, святым, монастырям, другим символам святости. Ибо все эти символы опять же свидетельствовали о независимости и, в то же время, духовной значимости того или иного города в жизни Руси.

И Москва, став столицей великого княжества Владимирского, сразу же стала претендовать на значение религиозного центра Русских земель. При великом князе Иване Калите, а затем и при всех других московских великих князьях и царях в Москве строилось множество монастырей, соборов, храмов. А в ближайших подмосковных землях духовной оградой становились знаменитые обители — Троице-Сергиева в Сергиевом Посаде, Саввино-Сторожевский в Звенигороде, Владычный и Высоцкий в Серпухове, Ново-Иерусалимский на Истре, Ферапонтов Лужецкий в Можайске, Иосифо-Волоцкий в Волоколамске, Николо-Угрешский и многие другие монастыри.

Петр I, основав Санкт-Петербург, также уделял большое внимание духовному значению новой столицы России. Петропавловский и Троицкий соборы, Александро-Невская лавра положили начало церковному строительству в городе. При потомках Петра в небеса вознеслись высокие шпили и купола Свято-Иоанновского монастыря, Исакиевского, Никольского Морского, Смольного, Преображенского, Владимирского, Воскресенского и многих других соборов.

И не могло быть иначе. Столица России — это всегда обитель русской святости и русской церковности.

Москва всегда ассоциировалась в сознании русских людей с храмами, недаром и прозвали ее “златоглавой”. А.С. Пушкин в “Евгении Онегине”, описывая Москву, прежде всего, вспоминает ее храмы:

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы...

Да и иностранные гости не могли не обратить внимание на эту московскую особенность. Так, Павел Алеппский, архидиакон, секретарь антиохийского патриарха Макария, писал в XVII веке: “Город виден за 15 верст, восхищая взор своею красотою и величием, своею возвышенностью, множеством башен и стройных куполов церковных, сверкающих золотом…” И далее: “Всего больше нас донимал колокольный звон, от гула которого дрожала земля, .. ибо в этом городе несколько тысяч церквей…”. А в XVIII веке графа Луи-Филипп Сегюра восхищали “тысячи золоченых церковных глав, пестрота колоколен, ослепляющих взор отблеском солнечных лучей”.

Естественно, что русские люди гордились своей древней златоглавой столицей. Большой знаток и патриот Москвы, писатель и историк Н.М. Загоскин однажды привез своего друга на Воробьевы горы и, с замиранием сердца, восклицал: “Ну что... что скажете милый? Какова наша Белокаменная-то с золотыми маковками?.. Смотри, смотри!.. Ну, Бога ради, как же настоящему-то русскому человеку не любить Москвы?.. Иван-то Великий как высится... Господи! Вон направо-то Симонов монастырь, вон глава Донского монастыря влево...” И, вытирая слезы радости, спросил: “Ну, что, бьется ли твое русское сердце при этой картине?”

И все это неслучайно. Ведь именно с образом храма в русском сознании отождествляется идея добра, света, красоты и... сердца, как хранительницы всего Божественного. Недаром П.В. Флоренский однажды заметил, что православный храм — это символ света, “сердце религиозной жизни” православного люда. Потому и славилась издревле Москва “сорока сороками” церквей, а “малиновый звон” их колоколов приезжали послушать из самых дальних уголков России.

***

Крупнейший и самый значительный монастырь в Московской земле — Троице-Сергиева лавра. Этот мужской монастырь был основан преподобным Сергием Радонежским в честь Святой Троицы в 1337 г. в 71 км к северу от Москвы на горе Маковец (ныне — г. Сергиев Посад, Московской области).

История монастыря тесно связана с историей России. Ученики и последователи преподобного Сергия основали многие обители, ставшие средоточием духовных сил русского народа

В XIV–XX вв. Троице-Сергиев монастырь играл выдающуюся роль в отечественной истории, являлся центром духовной жизни России. Основатель монастыря преп. Сергий Радонежский почитается как великий подвижник Земли Русской и великий русский святой. В обители трудились духовные писатели Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет, преп. Максим Грек, Авраамий Палицын. Иконописец преподобный Андрей Рублев для монастыря создал свое величайшее творение — икону «Святая Троица».

В Смутное время монастырь явился оплотом русского национального сопротивления захватчикам. В 1608–1610 гг. монастырь выдержал 16-месячную осаду польско-литовских войск. Игумен монастыря Дионисий и келарь Авраамий Палицын способствовали тому, чтобы обитель стала центром сопротивления иноземцам, они рассылали грамоты с призывом к борьбе с поляками. С 1744 г. Троице-Сергиев монастырь стал лаврой.

Троице-Сергиева Лавра была и остается важным центром духовного образования. В 1742 г. в обители возникла семинария. С 1814 г. на территории Лавры находится Московская Духовная академия.

После Октябрьской революции имущество лавры было национализировано, рака с мощами Сергия вскрыта, в монастыре был создан Государственный музей-заповедник. Деятельность Лавры была восстановлена в 1946 г.

В соборном Троицком храме находится древний чудотворный образ Святой Троицы, украшенный золотом и драгоценными камнями, список иконы Рублева, хранящейся в Третьяковской галлерее. Из сокровищ и святынь ризницы можно отметить золотой крест с камнями, присланный Сергию константинопольским патриархом Филофеем, деревянные священные сосуды Сергия, ризы Сергия и Никона, дары русских и иноземных правителей и знатных лиц.

В храмах и на кладбищах Лавры похоронено множество замечательных людей России: у стен монастыря похоронены царь Борис Годунов с семьей, на кладбище погребены князь Трубецкой, освобождавший вместе с Пожарским Москву, Прокопий Ляпунов и многие знатные фамилии и роды России.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры сложился в XV–XIX вв. Первая каменная постройка — собор во имя Святой Живоначальной Троицы (1422 г.), небольшой четырехстолпный, одноглавый храм из белого камня. В соборе хранится рака с мощами преподобного Сергия Радонежского. К южной стороне собора примыкает Серапионова палатка (XVI в., обновлена в 1826 г.), в которой покоятся мощи св. Серапиона Новгородского; с юго-восточной стороны — Никоновский придел (1548 г.), где находятся мощи преп. Никона Радонежского. Храм Сошествия Святаго Духа (1476 г.) — первая кирпичная постройка монастыря, одноглавый храм «иже под колоколы» (под барабаном купола — небольшая звонница).

В 1559–1585 гг. построен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы — величественный пятиглавый пятистолпный храм, повторяющий формы Успенского собора Московского Кремля. В 1540–1550 гг. монастырь был обнесен каменными стенами с 12 башнями. В XVII в. в обители построили трапезную с храмом преп. Сергия Радонежского (1686–1692 гг.), надвратный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи (1693–1699 гг.), больничные палаты с храмом во имя преп. Зосимы и Савватия (1635–1638 гг.). В XVIII в. на территории монастыря были основаны храмы во имя преп. Михея Радонежского (1734), в честь Смоленской иконы Божией Матери (1745–1748 гг.), а также пятиярусная колокольня, высотой 88, 04 м (1740—1770 гг.). Кроме того, в XVI–XIX вв. были построены корпуса келий, митрополичьи покои, ризница, Царские чертоги.

В XVI–XIX вв. вокруг Лавры основано несколько монастырей и скитов. Спасо-Вифанский монастырь основан в 1783 г. митрополитом Платоном (Левшиным), в память о палестинском селении Вифания, с которым связано воскрешения Иисусом Христом Лазаря. В монастыре — Преображенский храм (1783–1786 гг.), в интерьере которого устроена модель горы Фавор; собор в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1860–1866 гг.), митрополичьи покои, казначейский корпус.

В 1844 г. наместником Лавры архимандритом Антонием (Медведевым) был основан Гефсиманский скит. В 1847 г. знаменитый юродивый Филипп (Хорев) положил начало Пещерному отделению Гефсиманского скита, которое вскоре стало называться Черниговским скитом. Здесь находилась чудотворная Черниговско-Гефсиманская икона Божией Матери, в 1886—1897 г. был построен пятиглавый храм в честь Черниговской иконы Божией Матери. На территории скита похоронены философы К.Н. Леонтьев и В.В. Розанов. В 1859 г. основан скит Параклита близ Гефсиманского скита, с храмом Святого Духа Утешителя.

***

На территории Москвы и ближайшего Подмосковья ныне располагается около 40 действующих монастырей. Самый древний московский монастырь — Свято-Данилов, основанный в 1282 г. московским князем Даниилом Александровичем за южной окраиной Москвы. Данилов монастырь и сегодня играет важнейшую роль в жизни России — именно здесь расположена резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, главы Русской Православной Церкви.

В XIV–XVI вв. Данилов монастырь находился в запустении, ибо еще великий князь Иван Данилович Калита перевел монашескую братию на княжеский двор в Кремль. В 1560 г. монастырь возобновили по повелению государя Ивана IV Грозного. Во времена его правления был построен двухъярусный храм Семи Вселенских Соборов. В основании этого храма лежит церковь Покрова, над которой в XVIII в. возвели «летний» храм, а позднее была устроена еще и ярусная церковь Даниила Столпника. Таким образом сложилась уникальная композиция — два верхних храма на одном нижнем. В XVIII же веке на Святыми воротами возвели ярусную церковь-колокольню Симеона Столпника. В 1833–1838 гг. архитектор О.И. Бове построил однокупольный Троицкий собор. От построек XIX столетия сохранились также братский корпус, настоятельские покои и др.