Смекни!
smekni.com

Тверская культура в XIX веке (стр. 1 из 2)

Реферат по историческому краеведению

Тема: ”Тверская культура в XIX веке”

Выполнила:

ученица 9Б класса

МОУ СОШ №52

Петрова Полина.

2011год


Цели и задачи

Цель: Изучить развитие культуры в Тверской губернии в XIX веке

Задачи:

1)Описать основные достижения культуры.

2)Выделить деятелей культуры связанных с Тверской землёй.


ПЛАН

1. Духовная жизнь

2. Образование

3. Общественная жизнь

4. Живопись (известные люди)

5. И.И. Левитан

6. Литература (известные люди)

Заключение


1. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

Огромную роль в духовной жизни губернии сыграла Тверская учёная архивная комиссия (ТУАК), образованная в 1884 г. По решению правительства такие учреждения создавались в России для сбора сведений об историческом и культурном прошлом. Тверскую комиссию учредили в числе первых четырёх в стране. Её председателем избрали Августа Казимировича Жизневского, крупного губернского чиновника. Жизневский занимался археологией, писал работы по истории Тверского края, долгие годы заведовал Тверским музеем.

В комиссии собрались лучшие представители тверской интелегенции, патриоты края, интересовавшиеся его прошлым. Приходские священники, чиновники, губернские помещики посылали туда собранные ими сведения, делали доклады, публиковали свои работы. В деятельности ТУАК принимали участие и губернские власти. Тверской архиепископ Дмитрий (Самбикин) свёл воедино сведения о духовной истории края и, уже, будучи казанским архиереем, издал “Тверской патерик» - собрание сведений о местночтимых святых. Книга В.А.Плетнёва “Об остатках древности и старины в Тверской губернии’’(1903)стала лучшим в России губернским археологическим каталогом

Комиссия активно вовлекла в свою деятельность виднейших столичных историков, собиравших материалы о тверских землях. За тридцать лет своего существования ТУАК издала свыше 100 краеведческих книг и брошюр - больше, чем любая другая учёная архивная комиссия в стране. Она заложила научную основу изучения края.

2. ОБРАЗОВАНИЕ

Значительные изменения произошли в системе образования. Созданная ещё в начале столетия Тверская мужская гимназия стала с 1860-х гг. именоваться классической. Большое внимание в ней уделяли изучению древних языков - латинского и древнегреческого, классической культуры. В 1875 г. открылось Тверское реальное училище, где изучали математику, физику, механику, черчение, моделирование. В гимназию и реальное училище принимали детей из всех сословий, но на платной основе.

Среднее учебное заведение для девочек, первое в российской провинции, образовалось в Твери в 1858г. из частного пансиона. Выпускницы гимназии могли работать учительницами и гувернантками.

Появились и в губернии первые ремесленные школы. В 1871-1873гг. в Ржеве действовала земская техническая школа, готовившая техников для местных предприятий. В Твери в 1877 г. создали школу ремесленных учеников, в Бологом в 1878г-техническое железнодорожное училище. В Вышнем Волочке открылась школа кондукторов путей сообщения, выпускавшая чертёжников и техников для инженерной службы железных, шоссейных и водных дорог.

Существовали и частные школы. Среди них особой известностью пользовалась Татевская в Бельском уезде. Её создатель учёный и педагог С.А.Рачинский организовал при школе интернат, чтобы крестьянские дети из самых дальних селений уезда тоже могли получать образование. Школьников обучали живописи, музыке, имелись ремесленные классы. Вся жизнь в школе устраивалась, как в хорошей крестьянской семье. К Рачинскому приезжали за опытом из разных уголков России.

После проведения реформ образование стало доступно всем слоям общества.

К концу XІXв. по грамотности населения Тверская губерния занимала одно из первых мест в стране.

3. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

В общественной жизни России большим влиянием пользовались’ "властители дум" - писатели. На литературной карте Тверской земли много выдающихся имён.

Одно из самых ярких - имя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Великий сатирик родился в с. Спас-Угол Калязинского уезда. Там он провёл своё детство и позже, в годы учёбы в Московском дворянском институте и Царскосельском лицее, часто приезжал на родину. В 1856г. Министерство внутренних дел направило его в Тверь по делам службы. В “Пошехонской старине «и других очерках писатель отразил увиденные картины чиновного казнокрадства и вседозволенности.

В период подготовки и проведения крестьянской реформы 1861г. Салтыков - Щедрин исполнял обязанности тверского вице-губернатора. Он старался ограничить помещичий произвол, боролся с взяточничеством, воровством. В документах корпуса жандармов есть характеристика, данная тверскому вице-губернатору: «… сведущ, деятелен, бескорыстен, требователен относительно сотрудников, взыскателен относительно подчиненных …”По инициативе М.Е Салтыкова-Щедрина чиновников за злоупотребление служебным положением отдавали под суд. Жандармы отмечали, что "…что впечатление…произведенное распоряжениями на служащих в уездах, весьма натурально не в пользу Салтыкова’’

Черты губернской жизни писатель отразил в романе " Совренная идиллия’’, в очерках "Наши глуповские дела", "Характеры", "Клевета"и других. Он был близко знаком с деятелями тверского либерального земства А.М.Унковским и А.И.Европеусом ,c декабристом М.И.Муравьёвым-Апостолом, жившим в Твери после сибирской каторги. Выйдя в отставку, писатель уехал в Петербург, но не раз приезжал на родину, поддерживал связи с тверскими друзьями.

4. ЖИВОПИСЬ (ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ)

С тверскими краями связаны и жизнь, и творчество многих прекрасных художников. Крепостного крестьянина Григория Васильевича Сороку взяли в у служение в имение Островки Вышневолцкого уезда. Рисовать он научился самостоятельно. Живший неподалёку Венецианов заметил дар молодого художника. С разрешения хозяина-помещика Сорока стал посещать известного мастера и брать у него уроки живописи. Ни освободить крепостного, ни отправить его учиться барин не захотел. За жалобу на помещика Сороку, получившего после 1861г. вольную арестовали и били плетьми. Не выдержав унижения, художник покончил с собой. Его картины "Гумно", "Вид имения Спасское Тамбовской губернии" - прекрасные образы русской живописи.

В с. Пруды Весьегонского уезда в семье крепостных родился в 1832г художник П.П.Чистяков. Окончив Бежецкое уездное училище, он поступил в Петербургскую Академию художеств. Его кисти принадлежат полотна итальянского цикла: "Римский нищий", "Итальянский-каметонёс". В Красном Холме художник написал картину "Нищие дети’’ и портрет матери, хранящийся в Тверской картинной галерее. Среди учеников Павла Петровича - В.А.Серов, В.М.Васнецов и др.

В верховьях Волги и на Селигере работал И.И.Шишкин. В дд. Коковкино и Велговерхье, на селигерских островах Столбном и Городомле знаменитый художник написал в 1890-1891гг. много пейзажных полотен. Среди них –"Первый мостик через Волгу" и "Лес Ниловой пустыни"

5. ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН

Исаак Ильич Левитан(18 (30) августа1860— 22 июля (3 августа)1900) — российский художник, выдающийся мастер пейзажа, основоположник жанра «пейзаж настроения».

Родился 18 (30) августа1860 годавместечкеКибартайСувалкской губерниивЛитве, в образованной обедневшей еврейскойсемье. Отец Илья (Эльяшив Лейб) Левитан (1827—1877) — израввинскойсемьи изКедайняй, местечка, примечательного сосуществованием еврейской и шотландской общин в Литве. Эльяшив учился вешивевВильно. Занимаясь самообразованием, самостоятельно овладелфранцузскиминемецкимязыками. ВКовноон преподавал эти языки, а затем работал переводчиком во время постройки железнодорожного моста, которую вела французская компания. М.А.Рогов нашел в ноябре2010интересные архивные записи о семье Исаака Левитана[1]. Кроме Исаака в семье росли ещё трое детей: братАвель-Лейби сёстры Тереза (в замужестве Тереза Ильинична Берчанская, р. 1856) и Михле (Эмма Ильинична, р. 18.07.1859 по старому стилю)

Племянники Исаака Левитана, сыновья его сестры Терезы Берчанской, — художники Лев (англ. LeoBirchansky, 1887—1949) и Рафаил (фр. Raphaël Birtchansky, 1883—1953) Бирчанские.

Левитан вышел из Московского училища живописи и ваяния без диплома. Денег не было. В апреле 1885 года Левитан поселился неподалеку от Бабкина, в глухой деревне Максимовке. По соседству, в Бабкине в имении Киселёвых гостили Чеховы. Левитан познакомился сА. П. Чеховым, дружба и соперничество с которым продолжалось всю жизнь.

В середине1880-хгодов улучшилось материальное положение художника. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряженный труд сказались на здоровье — у него резко обострилась болезнь сердца. Поездка в1886 годувКрымукрепила силы. По возвращении Левитан организует выставку пятидесяти пейзажей.

22 июля (3 августа)1900 годав 8 часов 35 минут утра Исаак Левитан умер. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Последняя его работа — «Озеро. Русь.» — осталась не законченной.

Исаак Левитан был похоронен25 июля 1900на старом еврейском кладбище, по соседству с Дорогомиловским кладбищем. На похоронах были художникиВалентин Серов(приехавший на похороны из-за границы),Аполлинарий Васнецов,Константин Коровин,Илья Остроухов,Николай Касаткин,Леон Пастернак, В. В. Переплетчиков,Константин Юон,Витольд Бялыницкий-Бируля, художественный критик П. Д. Эттингер, ученики, знакомые, почитатели таланта художника.

В1901прошла посмертная выставка произведений Левитана в Петербурге и Москве. Кроме экспонировавшихся, некоторые произведения были выставлены там впервые, среди них неоконченное полотно «Озеро» (1900).

Через 2 года, в1902 году, Авель Левитан установил памятник на могиле брата.

22 апреля1941 годапрах Исаака Левитана был перенесён наНоводевичье кладбище[5]. С тех пор могила Исаака Левитана соседствует с могилами его друзейЧеховаиНестерова.