Смекни!
smekni.com

Харьковский художественный музей (стр. 1 из 5)

Харьковский художественный музей


Харьковский художественный музей – один из старейших в нашей стране. Начало музейной коллекции было положено в 1805 году известным ученым и общественным деятелем, основателем Харьковского университета В.Н. Каразиным, который приобрел 2477 графических произведений для университетского кабинета изящных искусств.

В дальнейшем кабинет изящных искусств пополнялся произведениями живописи, эстампами, скульптурными копиями античных образцов и с 1835 года после введения нового университетского устава стал именоваться Музеем изящных искусств и древностей Харьковского университета.

Рост Харькова во второй половине ХIХ века как экономического и культурного центра, становление местной художественной школы явились предпосылками для создания наряду с университетским музеем первого на Украине городского Художественно-промышленного музея, который открылся 14 декабря 1886 года. Основу его экспозиции составили часть произведений, переданных из университетской коллекции, частные пожертвования, а также значительный дар Академии художеств, которая передала 22 скульптуры и 36 живописных полотен. Позже в музей поступило 1348 работ художника С.И. Васильковского, много сделавшего для развития художественной культуры на Харьковщине.

После Великой Октябрьской революции на базе городского и университетского музеев, а также национализированных частных собраний в 1919 году возникли Музей украинского искусства и Центральный художественно-исторический музей имени Г.С. Сковороды. Впоследствии художественные коллекции этих двух музеев были сосредоточены в Украинской картинной галерее, фонды которой насчитывали более 75 тысяч экспонатов.

В начале Великой Отечественной войны из всей богатейшей коллекции удалось эвакуировать лишь ее основу – свыше четырех тысяч экспонатов. Фашисты сожгли здание галереи, тысячи произведений были разграблены и вывезены оккупантами. Среди них полотна И.Е. Репина, Г.Г. Мясоедова, В.А. Серова, более тысячи пейзажных этюдов С.И. Васильковского, произведения скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства, старинная мебель и многие другие работы русских, украинских и зарубежных мастеров.

Сегодня в собрании Харьковского художественного музея около 20 тысяч произведений.

С 1944 года экспозиция размещается в двухэтажном особняке, построенном по проекту академика архитектуры А.Н. Бекетова. В этом здании с 1922 по 1928 год работал Совет Народных Комиссаров Украины. (Отсюда и нынешнее название улицы - Совнаркомовская). В 26 залах музея представлены отделы отечественного дореволюционного и советского, зарубежного и декоративно-прикладного искусства.

Путеводитель составлен в соответствии с историко-хронологическим принципом построения экспозиции. Первый раздел посвящен русскому и украинскому дореволюционному искусству (залы 1-12, занимают второй этаж здания музея). Второй раздел знакомит с произведениями советских художников (залы 15-22 на первом этаже). Завершается путеводитель, как и экспозиции музея, разделом, в котором представлены произведения зарубежных мастеров (залы 23-26 на первом этаже). В отделе декоративно-прикладного искусства экспонируется постоянно действующая выставка мелкой фарфоровой пластики из коллекции Е.М. Шпектор (залы 13-14 на втором этаже).

Музей – не только хранилище художественных ценностей. Популяризация художественного наследия прошлого и творчества современных мастеров – одна из главных задач научных сотрудников.

Большой размах приобрела выставочная деятельность музея. Ежегодно организуются выставки, которые знакомят с уникальными коллекциями, хранящимися в фондах музея.

Выставки из Москвы, Петербурга, Киева и других городов, зарубежные выставки, которые музей систематически показывает в своих залах, знакомят харьковчан с творчеством выдающихся художников и известных зарубежных мастеров.

Экспозиция отдела "Русское и украинское дореволюционное искусство" (залы 1-5) открывается произведениями русской и украинской иконописи XVI-XVII веков. В иконах нашел свое выражение коллективный творческий опыт народа, в них заключены художественные ценности непреходящего общечеловеческого значения.

Искусство Древней Руси, как и искусство других стран в эпоху религиозного мировоззрения, а сами произведения искусства были по своему назначению предметами церковного культа. Мастера-иконописцы создавали произведения в рамках религиозных сюжетов, характер изображения определялся установленными церковью законами. Древнерусские живописцы вносили в эти веками устоявшиеся традиционные схемы свои представления об идеалах добра и красоты.

В наиболее значительных произведениях иконописи проявилась высокая творческая одаренность древнерусских мастеров.

В основных политических и культурных центрах Древней Руси – Киеве, Новгороде, Москве, Чернигове, Владимире – возникли местные художественные школы, которые имели свои стилистические особенности.

Представленные в экспозиции "Царские врата" (XVI век) относятся к так называемым "среднерусским письмам" (этот термин объединяет ряд близких по своим особенностям иконописных школ среднерусской полосы). В произведении во всем блеске проявились свойственные древнерусскому искусству декоративная красота, мастерство композиции и колорита. Плоскости створок "Врат" разбиты на отдельные ячейки – клейма. Заключенные в них фигуры евангелистов с удлиненными пропорциями обрисованы красивыми плавными линиями. Они выделяются четким силуэтом на фоне архитектурных строений и пейзажа. Чистота и звучность красок, сочетание красных, коричнево-черных тонов с золотым фоном создают необычайно праздничный цветовой аккорд.

В музее экспонируется редкая икона, на которой есть дата и подпись художника, - "Благовещение" Федуско из Самбора (1579 год). Это одна из западно-украинских икон, в которых явственно проявляется стремление отойти от иконописных традиций. Характерная для иконописи плоскостность нарушена: художник пытается передать пространство посредством расположения зданий под углом к плоскости иконы; в формах архитектуры ощущается влияние искусства Возрождения. Для выявления объема фигур использованы складки одежд, изображенные контурными линиями (такие линии впервые появились в иконах XVI века, очевидно, вследствие влияния книжной гравюры). Позы и жесты персонажей отчасти утратили традиционную торжественность. С наивной непосредственностью иконописец стремится придать эмоциональную выразительность образам: порывистость движений архангела Гавриила, принесшего радостную весть о великом предназначении Марии как матери сына бога, удивление Марии, которая встала со скамьи, приложив одну руку к щеке, другую к сердцу. Их фигуры с непропорционально крупными головами лишены идеализации. Икона отличается гармоничным колоритом, коричневые тона одежды архангела, светло-серый и розоватый цвета зданий, золотистая одежда Марии создают нежную цветовую гамму.

В XVII столетии на Украине получили широкое распространение народные картины с изображением любимого героя украинского фольклора – казака Мамая. Представление о них дает имеющаяся в музее картина, которая является повторением, выполненным в начале XIX века с более раннего оригинала.

В экспозиции представлены украинские портреты XVIII века. В портретной живописи этого времени ощущается усиление светских реалистических начал. Отчетливо проявляются эти тенденции в "Портрете осадчего Харько", выполненном неизвестным украинским мастером XVIII века. Художник стремится с помощью светотени придать объемность фигуре. Наряду с этим сохраняются некоторые иконописные традиции – статичность изображения, фронтальность композиции портрета. В нем ощутимо также влияние украинской народной картины: округлое лицо Харько с правильными дугами бровей и прямым носом очень близко к изображению казака Мамая.

Отечественное искусство XVIII века, отмеченное ярким своеобразие, тесно связано с крупнейшими преобразованиями в общественно-политической и культурно-художественной жизни России. Реформы Петра I на рубеже XVII- XVIII веков были направлены на укрепление экономической и политической мощи государства, его дальнейшее развитие. В то же время они способствовали укреплению феодально-крепостнического строя, усилению эксплуатации крестьянства, что вызывало народные волнения. Классовая борьба наложила свой отпечаток на художественную культуру того времени. Идеи справедливого общественного переустройства, волновавшие передовых людей эпохи, нашли свое отражение в произведениях литературы и искусства. Искусство стремится передать многообразие окружающей действительности, выразить прогрессивные идеалы своего времени.

В связи с быстрым развитием национальной художественной культуры в первой половине XVIII века возникает необходимость создания в России Академии художеств. Основанная в Петербурге в 1757 году, Академия на протяжении многих лет была серьезной школой, воспитавшей отечественных мастеров – живописцев, скульпторов, граверов, архитекторов. С Академией связано формирование в русском искусстве стиля классицизма. Его основные принципы заключались в утверждении идеалов высокой нравственности, гражданского долга и патриотизма. Классицизм требовал, однако, строгого подчинения четко наработанной системе художественных приемов, основанной на подражании образцам античного искусства.

С деятельностью Академии художеств тесно связано имя одного из основоположников русской исторической живописи Антона Павловича Лосенко (1737 - 1773). Родом с Украины, Лосенко обучался живописи у известного портретиста И.П. Аргунова, а затем в Академии художеств, которую с успехом закончил. После пенсионерской поездки за границу он занимает должность профессора Академии, позднее возглавляет ее как директор. Полотно "Авель" (1768 г.) создано в Риме. Это прекрасный образец русской академической живописи середины XVIII века. Характерен так называемый "высокий" сюжет из священного писания, в основе произведения лежит идея осуждения преступления. (Авель – сын Адама и Евы – был убит из зависти своим братом Каином). В этом произведении проявилось высокое мастерство, которое давала Академия, - безупречный рисунок, скульптурная передача объема посредством светотени, великолепное знание анатомии человека, законов перспективы. Творчество Лосенко сыграло важную роль в развитии русского искусства, отразив прогрессивные черты, свойственные этому периоду деятельности Академии. Большая заслуга и в том, что он один из первых ввел в круг академических сюжетов тему из русской истории (картина "Владимир и Рогнеда ").