Смекни!
smekni.com

Леонардо да Винчи - великий художник Возрождения (стр. 1 из 3)

Реферат

по изобразительному искусству

на тему:

Леонардо да Винчи - великий художник Возрождения

Выполнил: ученик 8 класса

МОУ «Краснооктябрьская

средняя школа»

Назаров Данис


1. Краткие биографические сведения о жизни и творчестве Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи родился в 1452 году в местечке Винчи, в результате мимолётной связи его отца, нотариуса Пьеро, и крестьянки Катерины. В этом же году Пьеро женился на Альбьере Амадори, девушке своего круга, а Катерину выдал замуж за горца Аккатабригу ди Пьеро дель Вакка. Леонардо Пьеро взял к себе.

Детство Леонардо прошло в отцовском доме, где он прижился очень легко. Пьеро сдал его на руки жене, которая и выходила его с помощью свёкра и свекрови. Леонардо был очаровательным ребёнком: красивым, спокойным и необыкновенно милым. Рос и развивался он хорошо, физически был крепок, учился шутя, не докучал никому.

Леонардо было около четырнадцати лет, когда он потерял деда и мачеху. Но ему некогда было предаваться горю. Сэр Пьеро не любил терять времени. Он женился ещё раз и перебрался во Флоренцию.

Во Флоренции семейные условия продолжали быть благоприятными. Новая жена Пьеро, Франческа Ланфредини, была так же бездетна, как и Альбьера, и Леонардо продолжал оставаться единственным сыном отца. Он получил дома такое воспитание, какое получали дети в богатых семьях: его научили кроме чтения, письма и начатков арифметики ещё и латыни, музыке и пению. А потом пошло учение настоящее, в тех областях, в которых мальчику было суждено подняться на самые высокие вершины.

В 1466 году Леонардо поступил учеником в мастерскую (боттегу) художника Андреа Верроккьо. Леонардо было четырнадцать лет, и он мог многому научиться у Верроккьо. Он добросовестно воспринимал учение в боттеге Верроккьо, делал большие успехи, и ему стали поручать самостоятельные работы.

В политической жизни Флоренции Леонардо участии не принимал и возможно, не питал к ней никакого интереса. Флоренция считалась республикой, однако практически ею управляло семейство Медичи и круг аристократов и интеллектуалов, группировавшихся вокруг их двора.

В то же время Леонардо стал проявлять интерес не только к изобразительному искусству, но и к технике. Он делал рисунки мельниц, сукновальных машин и приборов, которые можно было пускать в ход силой воды. Но ни один из этих проектов не был осуществлён.

Промышленная техника была не единственной областью, отрывавшей Леонардо от искусства. В то время Флоренция воевала с Неаполем и в круг обучения художнических боттег входила военная инженерия. Также, наряду с техникой и искусством, Леонардо отдавал много времени анатомии.

Во время обучения у Верроккьо Леонардо написал по библейскому сюжету картину «Благовещение, на которой изображены ангел, принёсший весть о Спасителе, и Дева Мария.

В 1476 году Леонардо закончил обучение и переехал в собственную квартиру-студию. Здесь начинается его самостоятельная жизнь.

После окончания боттеги, молодой художник был замечен правителем Флоренции, Лоренцо Медичи. Лоренцо решил испытать Леонардо. В январе 1478 года он заказал Леонардо образ мадонны со святыми для капеллы св. Бернарда во дворце Синьории. Леонардо с жаром взялся за эту работу, стал делать набросок в больших размерах, но потом бросил. Картину кончил позднее художник Филиппино Липпи по его рисункам. С Леонардо не спрашивали, потому что через три месяца после того, как он получил заказ, разразился заговор Пацци (26 апреля 1478 г.), задуманный папою Сикстом IV и осуществлённый флорентийской аристократией. Во время обедни в соборе на Лоренцо и его брата Джулиано напали с кинжалами. Джулиано был убит на месте, а Лоренцо, легко раненый, успел спастись. Свирепый террор был ответом со стороны Лоренцо. Главари были повешены в окнах дворца Синьории. Папа бежал в Неаполь и, заключив союз с королём Неаполитанским, объявил Лоренцо войну.

Во Флоренции людям небогатым, вынужденным существовать на заработки, стало жить труднее. Леонардо пришлось это испытать на себе. Он в материальном отношении был предоставлен целиком самому себе, потому что у сэра Пьеро семья росла с быстротою сверхъестественной, а доходы были ещё невелики. В это время Леонардо начал писать картины «Мадонна с кошкой» и «Мадонна Бенуа». О судьбе первой ничего не известно, а вторая была доведена до конца. В июле 1481 года монахи монастыря Сан-Донато заказали Леонардо алтарный образ на сюжет поклонения волхвов. Леонардово «Поклонение волхвов» до нас дошло. Оно хранится во флорентийской галерее Уффици.

В 1473 году герцог Миланский Галеаццо Мария Сфорца, сын знаменитого Франческо Сфорца, решил воздвигнуть во дворце миланской цитадели бронзовую конную статую отца. Однако, он, по стечению обстоятельств, не смог начать построение памятника немедленно, а в 1476 году он пал от кинжала заговорщиков. Его сын Джан Галеаццо был ещё слишком мал для управления государством, поэтому брат Галеаццо, Людовик Сфорца взял на себя обязанности регента. В конце 1481 года Людовик вспомнил о проекте брата и стал искать художника-архитектора. Он обратился во Флоренцию – общепризнанный рассадник талантов. Все знали, что Лоренцо Медичи порекомендует такого художника, какой требуется. Лоренцо отправил в Милан Леонардо.

«У меня есть планы мостов - очень легких и прочных, весьма пригодных к переносу... У меня есть также чертежи для изготовления пушек очень удобных и легких в транспортировке, с помощью которых можно разбрасывать маленькие камни наподобие града... Я могу делать закрытые колесницы, безопасные и непреступные, которые со своей артиллерией врываются во вражеский строй, и ни один человек не сможет им противостоять... Я могу создать такую пушку, мортиру или другое артиллерийское орудие, что оно будет выгодно отличаться от тех, которые обычно используются... Я могу создать катапульту, баллисту или другую машину удивительной силы», - так писал Леонардо к Людовику Сфорца.

В 1483 году между Миланом и Венецией начались, было, военные действия, и Леонардо, по-видимому, мало удовлетворённый своим положением при миланском дворе, решил воздействовать на Людовика с той стороны, с которой он казался доступнее всего. Он уже около года находился в Милане и успел заметить, что Людовика больше всего интересуют военные дела и, в частности, военная техника. А про возведение памятника, ради которого Леонардо приехал в Милан, по-видимому, все забыли.

Вскоре у Леонардо появилась новая работа. Людовик Сфорца поручил ему достроить Миланский собор. Каждый этап этого грандиозного сооружения сопровождался острой борьбой – бесконечными спорами и столкновениями между немецкими и итальянскими зодчими. Людовик заказал проект покрытия собора не только Леонардо, но и другим архитекторам-инженерам. Леонардо предоставил свой проект первым, но вскоре его отвлекли другие дела.

В сентябре 1494 года Людовик Сфорца поручил Леонардо заняться его имением в Ломеллине, в окрестностях Милана. В Милан Леонардо вернулся только в 1496 году. Вскоре после возвращения у него появилась настоящая работа. Он писал «Тайную вечерю». Эта картина была окончена в начале февраля 1498 года. В это время уже была в разгаре дружба Леонардо с величайшим математиком своего времени, Лукою Пачоли. Леонардо сделался самым настоящим учеником Луки и нисколько этого не стыдился. Работая над «Тайной вечерей», Леонардо возобновил работу над проектом памятника Франческо Сфорца на коне, ради которого он приехал в Милан. Но работа над памятником была прервана неожиданным событием: умерла при родах жена Людовика Сфорца, Беатриче. Людовик был в отчаянии. Он был очень суеверен. Ушла Беатриче – уйдёт и счастье, удача – думал он.

Вскоре после смерти Беатриче дела у Людовика действительно стали портиться. В апреле 1498 г. умер Карл VIIIФранцузский и на престол вступил заклятый враг Сфорца, Людовик XII. Сфорца начал готовиться к войне. Он поручил Леонардо создать систему каналов из Адды в Милан, для того, чтобы поддерживать водоснабжение в случае осады. При известии, что французская армия двинулась против Милана Венеция и папа Александр VIвступили в союз с Людовиком XII. Флоренция и Неаполь были слабой поддержкой. Летом 1499 года французы появились на границе Италии. Крепости сдавались одна за другой. Но Людовик Сфорца надеялся, что крепость Кастелло, обильно снабженная запасами, устоит. Сам он уехал из Милана в Тироль, чтобы там собраться с силами и ударить по французам. Но правитель Кастелло, Бернардино, сдал его через одиннадцать дней. Измена была кругом. Шли погромы.

Леонардо ждал Людовика Сфорца до декабря. Он не возвращался. Тогда вместе с Лукою Пачоли они решили уехать. Из учеников Леонардо взял с собой самого любимого Салаи, которого он хотел сделать настоящим художником.

Леонардо и Лука уезжали из Милана с тяжёлым сердцем. Пачоли провёл там четыре года, Винчи – целых восемнадцать. Тоскуя по Милану, Леонардо и Лука остановились в городе Мантуе, у сестры Беатриче Сфорца, Изабеллы.

В Мантуе Леонардо и Пачоли прожили недолго. В начале 1500 года они были уже в Венеции. Пачоли когда-то учился в Венеции, а вот Леонардо был там впервые. Несмотря на это, его имя было известно в кругу венецианских художников.

Леонардо было чем заняться в Венеции. Он исследовал географическое положение «царицы Адриатики» и пришёл к выводу, что река По, протекавшая через неё, в скором времени осушит (занесёт землёй) Адриатическое море. В Мантуе Леонардо нашёл много ученых друзей, которые составили ему компанию для научных разговоров.

Вскоре Леонардо понял, что долго задерживаться в Венеции он не может. И он и Пачоли ждали лучших времен, когда Людовик Сфорца отвоюет свои владения, и они вернутся в Милан. Однако Сфорца был выдан французам собственными солдатами и отправлен во Францию, где провёл оставшиеся годы жизни в заточении. Тогда Леонардо решил вернуться домой во Флоренцию вместе с Лукой Пачоли.