Смекни!
smekni.com

Искусство и Боги Древнего Египта (стр. 1 из 3)

Реферат по истории ИЗО и декоративно прикладного искусства

«Искусство и Боги Древнего Египта»

Студентки первого курса

Шлейфман Евгении

«Люди имеющие разум, должны просить у богов, более же всего мы желаем и молим получить от них знание о них самих, насколько это доступно людям; ибо человек не может принять ничего более великого, и бог даровать ничего более священного, чем истина». (Плутарх)

«Религия есть только формула нравственности». Достоевский Ф. М.

Истоки искусства. Связь с религией

Заводя разговор о богах и обрядах, необходимо изучить основные положения самой священной книги народа. Для древних египтян такой книгой являлась "Книга Мёртвых", которая была для них как Библия для христиан. Но перевод названия является не точным, если переводить буквально, выходит "Изречения выхода в день". Этот древнейший текст, считался таковым уже во время правления Семти, фараона I династии. Он, посвящён загробной жизни и тому, как к ней подготовиться. Лишь очень не большие фрагменты книги повествуют о магических ритуалах. Большая ее часть является описанием состояний отлетевшей от тела души, поджидающих её испытаний и её существованию в более тонких измерениях. И всё же «Книга мертвых» может сообщить нам важные культурно-исторические сведения.

"Книга мёртвых" может дать ключ к пониманию того, как египтяне получили своё первоначальное «мистическое» знание. Согласно исследованиям Уоллис-Баджа книга не египетского происхождения, и, хотя местное население того времени имело определённое представление о потусторонней жизни и богах, но они все еще оставались аборигенами и не знали процедуры погребения, описанной в книге. Это подтверждают и научные находки: не найдено ни одной мумии того времени. То есть «Книга мертвых» является отправной религиозной и отчасти культурной точкой для Древнего Египта.

Стоит задать вопрос, почему появилось искусство в Древнем Египте, какой цели оно служило? И почему оно так величественно?

Ответом на этот вопрос я вижу две причины.

Первая. Скульптура, архитектура, живопись создавались лишь с целью обозначить власть богов и в первую очередь силу и могущество «бога на земле» - фараона.

Можно привести в пример, что в искусстве Древнего Египта, в рельефах и росписях, фараон традиционно изображался намного выше всех остальных, а статуи фараонов приобретали грандиозные размеры, угрожающе смотря на человека-зрителя сверху вниз, почти с небес: статуи Рамсеса II в Абу-Симбеле, колоссы Аменхотепа III в Фивах, статуи царицы Хатшепсут высотой 5 и 8 метров из храма в Дейр-эль-Бахри, статуя фараона Хефрена в Гизе и др. А так же сфинкс Хефрена, стоящий перед храмом этого фараона.

Вторая. Поскольку культурной базой становится «Книга мертвых», то очень важен культ погребения. Наивысшим воплощением его стали пирамиды – гробницы фараонов.

Периоды развития

Раннее царство.

Это период объединения Нижнего и Верхнего Египта под властью единого правителя. Первого фараона называют Мемфис, именно он основал столицу нового государства на границе прошлых двух и назвал в свою честь. Фараонов первых двух династий, которые и относят к этому периоду, хоронили в масштабах – сооружение прямоугольной формы с наклоненными к центру стенами и подземной погребальной камерой, состоящей из нескольких помещений. Фараоны первой династии свои гробницы снаружи облицовывали кирпичом, а второй династии - камнем и ярко раскрашивали.

Древнее царство.

Во время Древнего царства была сильная централизованная власть фараонов, что и стало причиной построения пирамид именно в эту эпоху. Ученые того времени стандартизовали письменность, календарь, изучали астрономию, математику медицину. В этот период особенно почитали бога солнца Ра. Именно в его честь, вместе с возведением пирамиды фараона Хуфу в Гизе, был обработан огромный осколок скалистых пород, ставший сфинксом – защитником пирамид. Так же активно строились храмы этого бога. В период Древнего царства Египет был разделен на 42 нома во главе которых стояли номархи, они наблюдали за сбором налогов, после чего возвращались в столицу (Мемфис). Однако в период пятой династии их влияние сильно возросло: они стали подолгу оставаться в своих номах, сохраняли титул пожизненно и даже стали передавать его по наследству. Такое дробление сильно ослабило центральную власть. Появление местной власти стало причиной возникновения статуй и гробниц номархов.

Гробницами всех фараонов третей династии должны были стать только изобретенные Имхотепом ступенчатые пирамиды, но закончены были только две. По версии изобретателя, первого советника фараона, такая форма должна была стать лучшим проводником на тот свет, чем в масштабах. Пирамида была окружена огромными каменными стенами, длинною в 547 метра и шириною в 278 метра, но погребальная камера находилась так же под землей.

В конце третей династии культ бога Ра изменил форму пирамид. Они стали строится с прямыми стенами, т.к. считалось что фараоны – дети Ра, а прямые стены, как лучи солнца, помогают им подняться обратно на небо. Шедевром этого времени стала пирамида Хеопса, позже названная одним из чудес света. Т.к. ее высота 146 метров, а это больше чем высота собора Св. Петра в Риме – крупнейшего христианского храма.

Среднее царство.

Начало эпохи среднего царства положили конец войнам и междоусобным распрям. Но центральная власть была все же менее слабой, об этом свидетельствует двукратный перенос столицы сначала в Фивы, а потом в Ити-Тауи. За первый переходный период между Древнем и Средним царством народ Египта частично утратил веру во всемогущество фараонов из-за множества войн, по этой причине зарождается культ Осириса – покровителя загробной жизни. В его честь строятся статуи и многие предметы в гробницах подписываются. Активно начинает развиваться портретная скульптура. К примеру, статуя Сенусерта 3.

Новое царство.

Период нового царства стал эрой выдающихся фараонов и цариц. Это стало причиной появления Долины царей и Долины цариц. В эту эпоху правителей погребали в гробницах высеченных в скалах. Усыпальницы находились на западном берегу Нила, напротив Фив и были практически не заметны снаружи, но внутри они поражают богатыми росписями.

Так же эпоха Нового царства характеризуется обилием скульптур воинов и людей среднего достатка, появляются гравюры, где женщины занимаются подбором благовоний и другими обыденными делами, статуэтки девушек-служанок. Таким примером становится изображение акробатки.

Принципы египетского искусства

Архитектура.

Идеальным воплощением принципов египетской архитектуры стали пирамиды, но к этой форме египтяне пришли только в 2800-2250 годах до н. э. Она стала совершенным воплощением, т.к. в пирамидах полностью нашли себя принципы симметрии и статики, а так же строгой фронтальности.

Архитектуре Египта свойственно стремление к идеальности параметров, к примеру, все храмы строились по единому плану внутренних помещений, а перед ним строилась аллея сфинксов, у входа две парные статуи – все подчеркивает симметрию и статичность. Углы пирамиды направлены до градуса точно по сторонам света из-за желания сделать строения идеальными.

Рельеф.

Рельеф был двух видов: высокий (скульптура возвышается над фоном) и утопленный (изображение было глубже фона). Первый делали обтачивая фон, а второе, вытесывая зону изображения. Все силуэты на рельефах изображены в профиль и изображения подписаны иероглифами.

Росписи.

Египтяне верили, что росписи на стенах внутри и снаружи гробниц и храмов дают возможность умершим или же богам участвовать в изображаемом действе. К примеру, если на стенах гробницы нарисован пир, то после смерти человек не будет голодать. Прежде чем рисовать, на стенах делали разметку красной краской, создавая как бы тетрадный лист в клетку. Контуры рабочие наносили красной краской, старший мастер исправлял их черной краской, потом расписывался основной фон и мелкие детали.

Краски делали из мела, охры и минералов (к примеру, меди и кобальта), они растирались в порошок и смешивались с водой.

В изображении человека были строгие каноны изображения: лицо изображено в профиль, глаза в фас, плечи фронтально, грудь в фас, туловище три четверти, ноги в профиль.

Скульптура.

Основные принципы: симметрия и фронтальность, четкость и спокойствие. Эти черты статуй продиктованы расположением их у стены или в нише. По этой же причине преобладают позы: сидячая с руками на коленях и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой . Позже появляется "поза писца" – человека, сидящего на скрещенных ногах. Правила обязательные для скульптуры: голова, расположенная фронтально, атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские - желтого, волосы - черного). Глаза часто инкрустировали бронзой или камнями.

Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми. Лица, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Этим объясняется раннее появление в Египте скульптурного портрета.

Считалось, что мастера искусств воплощали на земле то, что созидали боги на небе. Над всеми статуями проводился обряд отверзания уст и очей, который уподоблял их живым людям; даже у стел и саркофагов были глаза.

Так же очень популярны скульптуры животных, которых уподобляли различным богам. При храме каждого бога египтяне непременно держали скульптуру его священного животного, считая, что своим движением оно может дать ответы на вопросы людей. На рисунке показана статуэтка кошки, олицетворяющая Баст – богиню радости и любви.

Боги Древнего Египта

Когда на территории Египта существовало несколько небольших государств, в каждом из них было свое божество. Оно изображалось в виде человека или животного, а иногда и человека с головой животного. С объединением Египта все эти боги вошли в единый пантеон. Именно по этой причине невозможно выстроить стройную иерархию божеств. Одни из них так и остались местными, другие превратились в общегосударственных. На разных исторических этапах некоторые боги выдвигались на первый план, в зависимости от наиболее почитаемого бога в городе-столице, другие уходили на второй план.