Смекни!
smekni.com

Культурология – основа гуманитарного познания (стр. 1 из 3)

Культурология - основа гуманитарного познания

Содержание

1. Культурология - основа гуманитарного познания

1.1 Структура и функции культурологического знания. Предмет теории и истории культуры

1.2 Культурология и ментология

Список использованных источников

1. Культурология - основа гуманитарного познания

1.1 Структура и функции культурологического знания. Предмет теории и истории культуры

Теория и история культуры - ядро культурологии. Основу гуманитарного познания образует культурология. Она представляет собой целостную систему наук о сущности и строении культуры, ее генезисе, развитии и социальном функционировании, а также той роли, которую культура выполняет в формировании и творческой самореализации разносторонне развитой личности.

В этой системе культура рассматривается как великое множество этнонациональных, общенациональных, региональных и социально-профессиональных культур. Их эталонные образцы составляют мировую культуру.

Культурология выполняет познавательно-интегрирующую, ценностно-ориентирующую, культуроохранительную функции и соответственно реализует три основных взаимосвязанных предназначения.

1. Вырабатывает интегрированное знание, выясняющее:

а) формы рациональной межкультурной и межцивилизационной коммуникации;

б) оптимальные пути самосохранения, перспективные тенденции развития разнообразных общенациональных культур и цивилизаций;

в) магистральное направление прогрессивной эволюции мировой культуры и цивилизации, опосредующих своими достижениями многосторонний диалог и творческий обмен территориально локализованных культур и цивилизаций.

2. Изучает и обобщает глубинные процессы преемственности, изменения, обогащения духовных основ конкретных обществ, наследование и преобразование ментальных (религиозных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, социально-экономических, политических) ориентаций и мировоззренческих установок субъектов культур и цивилизаций как неких динамичных целостностей.

3. Выделяет в трансформирующихся культурах и цивилизациях - в целях их самосохранения - исторические преимущества, приоритеты и преемственные стили, намечает эпохально обусловленные меры обновления последних.

Следует различать культурологию теоретическую и прикладную.

В теоретическую входят философия культуры, теория и история культуры, культурная антропология, семиотика культуры, теория межкультурных коммуникаций.

Прикладную представляют социология культуры, экономика культуры, культурэкономика (субнаука о влиянии культурных факторов на развитие экономики), менеджмент культуры (изучает управление культурой в условиях рынка), культурная прогностика (выявляет благоприятные условия и возможности самосохранения и модернизации живучих культур, цивилизаций и негативные тенденции разложения и ассимиляции нежизнеспособных социально-культурных образований).

Каждая из теоретических и прикладных наук о культуре развивается относительно самостоятельно и имеет собственный предмет. Среди теоретических ведущую роль играют пред научная философия культуры и научно отточенная теория и история культуры. Последняя отбирает и интегрирует с помощью стержневого диалектического метода достижения первой и, отсеивая ошибочные взгляды и представления, вырабатывает фундаментальные знания, раскрывающие предназначение, типологию и формы развития культуры.

Социология культуры является ведущей наукой в прикладной культурологии и одновременно служит связующим звеном между ней и теоретической культурологией. Социология культуры посредством собственной теории и аналитических методов (анкетирования, опроса и др.) исследует разнообразные социальные общности и институты в качестве носителей и передатчиков созданных культурных ценностей, норм и образцов.

В свою очередь, эти группируемые ценности, нормы и образцы рассматриваются как средства формирования, идентификации и внутреннего сплочения взаимопересекающихся общностей: социальных и этнонациональных, профессиональных и любительских, региональных и демографических, официально признанных и неформальных. Наиболее активно социология культуры взаимодействует с теорией и историей культуры, подчас решая с ней некоторые общие проблемы своими средствами и методами, например проблему взаимоотношений господствующего типа культуры с субкультурами (молодежными, этническими), контркультурными движениями или проблему сложного взаимодействия разнохарактерных культур мегаполисов и агломераций, средних и малых городов, сельских поселений. Социологические исследования и простые жизненные наблюдения показывают, что белорусская культура наиболее интенсивно произрастает из провинциальной глубинки, где укоренены родной язык и вековечные традиции.

Теория и история культуры - базовая наука о культуре, ядро культурологии. Она служит теоретической и методологической основой для других наук о культуре, является их коммуникатором, направляет и опосредует своими фундаментальными понятиями, положениями, принципами ход исследований в этих науках, обмен достижениями между ними. Теория и история культуры также обеспечивает многоканальное плодотворное взаимодействие наук о культуре с социально-гуманитарными, гуманитарно-экономическими, гуманитарно-антропологическими, ментологическими науками, становясь таким образом стержневой опорой интегрируемого гуманитарного знания и образования. Она обобщает, связывает между собой наиболее важные результаты многосторонних исследований культуры, передовые технологии ее изучения. Тем самым теория и история культуры приобретает статус культурологии в узком смысле слова.

Теория и история культуры изучает:

сущность культуры и цивилизации, их строение, типы и виды, взаимодействие (и рациональную коммуникацию), создание, распространение, восприятие, освоение, социодинамику культурных ценностей и образцов;

основные этапы, закономерности и тенденции исторического развития культур и цивилизаций, и прежде всего мировой культуры, а также (в белорусском обществе) коренной национальной и общенациональной культур Беларуси, взаимодействие последних с соответствующими культурами России и Украины, со славянскими и неславянскими культурами Средней Европы, с общенациональными культурами Западной Европы и других регионов мира.

В теории и истории культуры подчеркивается посредническая роль отечественной культуры в диалоге культур Запада и Востока на среднеевропейском пространстве.

Особого внимания заслуживают эталонные образцы культуры Беларуси, которые, став классическими ценностями, пополнили общенациональное и мировое культурное наследие благодаря освещению фундаментальных социально-антропологических проблем: скориновская редакция Библии, "Вертоград многоцветный" Симеона Полоцкого (и другие произведения основоположника славянского литературного барокко), "Пан Тадеуш" Адама Мицкевича. Например, А. Мицкевич, олицетворявший в своем творчестве взаимопроникновение, конвергенцию белорусской и польской культур, художественно изобразил коллизию драматического самоопределения личности в геополитическом и этнокультурном пограничье.

Историческое качество и характер развития отечественной культуры. Отечественная культура, находясь в центре славянского мира, является одним из коммуникативных посредников и трансформаторов культур Евразии, Средней и Западной Европы. Дух, гений белорусского этноса, всего полиэтничного народа Беларуси способен обогащать, трансмутировать и синтезировать приходящие с Востока и Запада, с Юга и Севера идеи и образцы. Цивилизация Беларуси напоминает обогатительный комбинат и транзитный узел. Механизмы "транзита" информационных и рыночных потоков в более широком диапазоне присущи всей среднеевропейской культуре и цивилизации, выкристаллизовавшим свои ментальные основы и стили.

Например, отличительной особенностью архитектурных памятников стран Средней Европы является многообразное комбинирование и национальное обогащение заимствованных из регионов Западной Европы различных стилей, один из которых может преобладать над другими. Историческая архитектурно-художественная среда Беларуси в этом плане особенно показательна. Так, Софийский собор в Полоцке, имевший в XI в. вид византийско-старорусского (точнее, древнебелорусского) многокупольного храма, в XVIII в. был перестроен в стиле униатской барочной базилики. В церкви в Сынковичах (Зельвенский район, Гродненская область, XVI в.) соединились черты древнебелорусского, позднеготического и ренессансного стилей. Обозревая историю архитектуры Беларуси, нельзя не заметить, что в ней преобладают смешанные (гибридные) стили, связующие разные культурные эпохи.

Еще один пример. Известно, что Речь Посполитая, по-своему продолжив традиции Великого Княжества Литовского (BKJI), активно осваивала и преобразовывала стилевые формы и идейное наследие западноевропейской культуры. Как отмечает белорусский искусствовед А.Н. Кулагин, в XVIII в. произошел заметный поворот в данном освоении. В силу децентрализации (де-факто) клонившейся к упадку державы - распада ее на "самостийные" магнатские вотчины - утвердилось господство гедонистического театрализованного образа жизни богатой аристократии, которая культивировала праздные развлечения и изысканные удовольствия. Ей оказался близок стиль рококо, заимствованный главным образом из Франции и Германии. Однако белорусско-польское рококо проявилось в храмовой и усадебно-дворцовой архитектуре периода, предшествовавшего разделам Польши, не в чистых формах, а как своеобразное добавление к модифицированным формам барокко и неоклассицизма. В частности, в архитектурном облике пышных усадеб-дворцов, богато украшенных орнаментальной пластикой рококо, модернизированная ордерная система классицизма использовалась для обрамления великолепных фасадов и сводилась к чистой декоративности.