Смекни!
smekni.com

Культурологический аспект развития Западной Европы начала ХIХ века (стр. 1 из 5)

Федеральное агентство по образованию России

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

Институт экономики и внешнеэкономических связей

Реферат

Дисциплина: Культурология

Тема: Культурологический аспект развития

Западной Европы начала ХIХ века

Выполнила: студентка 1 курса

Зарецкая Анна Сергеевна

Специальность 080109

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Преподаватель: Бакулов В.Д.

Ростов-на-Дону

2010


Содержание

Введение

1. Интеллектуальные течения эпохи Просвещения

2. Художественные стили

2.1 Классицизм

2.2 Искусство рококо

3. Искусство Европы начала ХIХ века

3.1 Классицизм и романтизм

3.2 Реализм

4. Новые направления ХIХ века

4.1 Символизм

4.2 Импрессионизм

4.3 Постимпрессионизм

Заключение

Литература


Введение

С точки зрения истории философии, культуры, искусства, науки и техники, XVII столетие является одним из наиболее сложных и важных периодов. Его совершенно особое положение определяется, прежде всего, характером и масштабом изменений в сферах социальной и духовной жизни европейского человека. С одной стороны, это уже не средневековое общество, но, с другой стороны, еще и не современное – таков переходный, пограничный характер этого века.

С точки зрения историков, Новое время – это понятие, имеющее строгие хронологические рамки. Его начало было ознаменовано событиями первой Английской буржуазной революции и бегством из Лондона Карла I (1640-1642), промышленным переворотом в Англии XVIII столетия и Французской буржуазной революцией 1789-1794 годов, было положено начало эпохе капитализмав Европе, а завершение – франко-прусской войной и образованием Германской империи (1870-1871). Впрочем, по мнению отдельных историков, эпоха Нового времени завершилась несколько позднее, после окончания Октябрьской революции в России и Первой мировой войны (1917-1918).

С точки зрения культурологов, Новое время как понятие не столь жестко конкретизировано и не связано с определенными историческими событиями. Оно начинается как минимум двумя десятилетиями ранее «исторического» Нового времени, в 1620-х гг. (а по некоторым данным — уже в конце XVI в.), охватывает эпоху Просвещения и завершается на рубеже XIX-XX столетий либо продолжается до сих пор.

1. Интеллектуальные течения эпохи Просвещения

просвещение культура символизм романтизм

Просвещение – необходимая ступень в поступательном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни и стремящейся бесповоротно встать на путь научно-технического и социального прогресса.

Просвещение представляет собой не только историческую эпоху в развитии европейской культуры, но также мощное идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании (естественного порядка), соответствующего подлинной природе человека и общества.

Просветители выступали поборниками равенства всех перед законом, права каждого на обращение в высшие органы управления, лишения Церкви светской власти, неприкосновенности собственности, гуманизации уголовного права, поддержки науки и техники, свободы печати, аграрной реформы и справедливого налогообложения. Краеугольным камнем всех просветительских теорий была вера во всесилие разума.

Важнейшими представителями культуры Просвещения являются: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, К.А. Гельвеций, Д. Дидро во Франции, Дж. Локк в Великобритании, Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гете, Ф. Шиллер в Германии.

В каждой стране просветительское движение носило отпечаток национальной самобытности. В Англии философская программа Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632-1704), провозгласившим свод неотчуждаемых прав человека: права на жизнь, свободу и собственность. Отвергая существование врожденных идей, он утверждал, что все человеческое знание проистекает из опыта, а в воспитании решающим фактором выступает среда. Другой английский просветитель XVII века Томас Гоббс (1588-1679) увидел в геометрии и механике идеальные образцы научного мышления, а на природу смотрел как на совокупность протяженных тел, различающихся величиной, фигурой, положением, а не как на вместилище божественного разума.

Немалая заслуга в развитии нового взгляда на мир принадлежит шотландскому философу, историку, экономисту и публицисту Дэвиду Юму (1711-1776), обновившему науку о нравственности. По Юму, этика занимается мотивами поступков, которые в конечном итоге обусловливаются психологическими особенностями людей. Шотландия дала миру и другого великого мыслителя – экономиста Адама Смита (1723-1790), заложившего основы классической политэкономии.

Просвещение во Франции связано с именами Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Луи Монтескье, Поля Анри Гольбаха и др.

Французский просветитель, правовед и философ Монтескье (1689-1755) страстно выступал против абсолютизма, стремился вскрыть причины возникновения того или иного государственного строя, анализировал различные формы государства и формы правления. Его теория (разделения властей) оказала большое влияние на развитие конституционной мысли ХVIII – ХХ веков.

Великий французский мыслитель, писатель и публицист Вольтер (1694-1778) выступал против абсолютной монархии и феодально-клерикального мировоззрения, его идеи сыграли большую роль в подготовке умов к Великой французской революции. Его роль в Просвещении определялась не столько политическими взглядами, сколько духом сомнения и скептицизма, который способствовал формированию молодого поколения вольнодумцев.

Целый этап просветительского движения Франции связан с именем великого французского писателя и философа Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). В (Рассуждениях о науках и искусствах, 1750) Руссо впервые сформулировал главную тему своей социальной философии – конфликт между современным обществом и человеческой природой. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, но их гордыню и тщеславие. В педагогическом романе (Эмиль, или о Воспитании, 1762) Руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям.

Философ-материалист Дени Дидро (1713-1784), как и Руссо, был неординарной личностью. На протяжении последующих 25 лет Дидро оставался во главе разросшейся до 28 томов (17 томов статей и 11 томов иллюстраций, Энциклопедии). В ней сотрудничали помимо Дидро (он написал 6000 статей) и Д'Аламбера такие титаны Просвещения, как Руссо (написал 390 статей, прежде всего по теории музыки), Вольтер, Монтескье, Гольбах и др. Составители (Энциклопедии) получили название энциклопедистов. Итогом явился универсальный свод современных знаний.

Появлению блестящей плеяды философов-просветителей предшествовал тот интеллектуальный переворот в умах европейцев, который совершили их великие предшественники, прежде всего французский философ Рене Декарт (1596-1650), нидерландский Бенедикт Спиноза (1632-1677) и немецкий Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716).

Декарт являлся не только философом, но и выдающимся ученым – математиком, физиком и физиологом. Он заложил основы аналитической геометрии, дал понятия переменной величины и функции, ввел многие алгебраические обозначения, сформулировал закон сохранения количества движения, дал понятие импульса силы. Согласно воззрениям Спинозы мир – закономерная система, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Природа, пантеистически отождествляемая с Богом, – единая, вечная и бесконечная субстанция, причина самой себя. Все действия человека включены в цепь универсальной мировой детерминации. Его сочинения (Богословско-политический трактат, 1670) и (Этика, 1677) оказали огромное влияние на европейскую философию.

Великий немецкий философ Лейбниц представлял собой универсальный ум, он был первоклассным математиком, физиком и языковедом, в частности, он считается одним из создателей дифференциального и интегрального исчислений. Лейбниц предвосхитил принципы современной математической логики (Об искусстве комбинаторики, 1666). Реальный мир, согласно его учению, состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций – монад, находящихся между собой в отношении предустановленной гармонии; существующий мир создан Богом как (наилучший из всех возможных миров). В духе рационализма он развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих и необходимых истин логики и математики.

Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804) сформулировал свою концепцию Просвещения как моральное и интеллектуальное освобождение индивида. Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга, – категорический императив. Учение Канта об антиномиях теоретического разума сыграло определяющую роль в развитии европейской и мировой философии. Специалисты считают, что Кант произвел настоящую революцию в философии и социальных науках.

Его современник Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781) – поэт, драматург, теоретик искусства, литературный критик, философ – явился основоположником немецкой классической литературы. Отстаивая эстетические принципы просветительского реализма (Лаокоон, 1766), Лессинг развивал мысли о постепенном прогрессе морали, о необходимости продвижения человеческого рода к высшим ступеням духа.

Огромное воздействие на целую эпоху в истории культуры Германии и на развитие европейской культуры в целом оказало немецкое литературное движение 70-80-х годов ХVIII века (Буря и натиск) (; название – по одноименной драме Ф.М. Клингера), заявившее о стремлении изменить моральные и общественные нормы. К нему принадлежали писатели и поэты Иоганн Готлиб Гердер (1744-1803), Якоб Михаэль Рейнхольд Ленц (1751-1792), Фридрих Максимилиан Клингер (1752-1831), Иоганн Антон Лейзевиц (1752-1806), Кристиан Фридрих Даниель Шубарт (1739-1791), Иоганн Генрих Фосс (1751-1826), Готфрид Август Бюргер (1747-1794), Иоганн Фридрих Шиллер (1759-1805) и Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) и др. Движение (Буря и натиск) противопоставляло рационализму Просвещения страсть, фантазию и образность. Оно требовало полной индивидуальной самореализации и отвергало любое угнетение. Отвергнув нормативную эстетику классицизма, его представители отстаивали национальное своеобразие, народность искусства, требовали изображения сильных страстей, героических деяний, характеров, не сломленных деспотическим режимом.