Смекни!
smekni.com

Ретроспективный анализ искусства графики и его элементов (стр. 1 из 3)

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"Волгоградский государственный институт искусств и культуры"

Кафедра декоративно-прикладного искусства

РЕФЕРАТ

на тему:

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ИСКУССТВА ГРАФИКИ И ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ

Выполнила:

Виткова Мария Владимировна,

студент гр.4 - ДПИ Проверила:

Кириллова О.С., канд. пед. наук, доцент

Волгоград 2010

Содержание

Введение

Ретроспективный анализ искусства графики

1. Основные элементы графики

1.1 Линейная графика

1.2 Штриховая графика

1.3 Пятновая графика, силуэт

1.4 Точечная графика

2. Комбинирование элементов графики

2.1 Линейно-пятновая графика

2.2 Линейно-штриховая графика

2.3 Сочетание линии, штриха и точки в графике

2.4 Сочетание линии, штриха и пятна в графике

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Графика (греч. graphike, от grapho - пишу, черчу, рисую), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

Графика - самое древнее из всех изобразительных искусств. Первые графические изображения возникли на самых ранних стадиях развития человеческого общества - в эпоху неолита и бронзовом веке. Еще до того, как древний человек обратился к опытам в скульптуре и живописи, он создал первые рисунки, положившие начало искусству графики. Эти дошедшие до нас изображения обычно выцарапаны на скалах, на стенах пещер, на костяных пластинках. Такие изображения сохранились на орудиях быта, на оружии. Рисунки эти не только фиксировали какие-либо события, окружающий мир, но долгое время служили средством общения между людьми, заменяя собой письменность. В такого рода рисунках (криптограммах) содержались определенные понятия и повествования. Начертание их менялось, пока не приняло облик знакомых нам букв. Длительное время графические изображения почти не имели самостоятельного значения и являлись украшением тех или иных предметов. С появлением письменности графика стала все шире применяться в рукописных книгах, пергаментах, грамотах для украшения и разъяснения текста.

Термин "Графика" первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии. Новое значение он получил в конце XIX - началеXXвв. в связи с бурным развитием полиграфии и распространением каллиграфически чёткого, контрастного линейного рисунка, наиболее удобного для фотомеханического воспроизведения в книге и журнале. Тогда графика определилась как искусство, в основе которого лежит линия, или как искусство чёрного и белого.

Такое понимание графики в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии, используется штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цветной или чёрной) поверхностью бумаги - основного материала в графике. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Графика не исключает и применения цвета. Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бумаги, "воздух белого листа", по выражению советского мастера графики В.А. Фаворского. Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графическое изображение носит и в известной мере плоскостный характер. Не обладая такой полнотой возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большой свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности. Графике могут быть свойственны тщательность объёмно-пространственного построения, интерес к повествованию, обстоятельность штудирования натуры, выявления структуры предмета. Но художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета, как бы намёком на него, обращаясь к воображению зрителя; незаконченность и лаконизм при этом служат одним из главных средств выразительности. Ёмкость образа в графике часто достигается экономией и концентрацией художественных средств, изобразительными графическими метафорами, что позволяет сравнивать графику с поэзией. Поэтому в графике, наряду с завершенными композициями самостоятельную художественную ценность имеют натурные наброски, эскизы произведения живописи, скульптуры, архитектуры (рисунки Микеланджело, Л. Бернини в Италии, Рембрандта в Голландии, В.И. Баженова в России, О. Родена во Франции). Способность графики к резкому заострению образа обусловила широкое развитие графической сатиры и гротеска (офорты Ф. Гойи в Испании, литографии О. Домье во Франции, рисунки Ж. Гроса в Германии,). Активную роль в графике играют фактура используемых материалов, специфика графической техник и приёмов. Особое место занимают в ней неизобразительные элементы - чисто декоративные мотивы, орнамент, текст, представляющий собой систему графических знаков. Графика обладает широчайшим диапазоном функций, видов, жанров, художественных средств, создающих в своей совокупности неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира, выражения чувства и мысли художника. Различны и способы общения зрителя с произведениями графики - от массового воздействия плаката до интимного восприятия наброска, иллюстрации, миниатюрных произведений, требующих внимательного рассматривания вблизи. Важными особенностями графики являются её способность быстро откликаться на актуальные события, удобство тиражирования во многих экземплярах, возможность последовательного раскрытия замысла в ряде изображений (серии гравюр У. Хогарта, Ф. Мазереля, И.И. Нивинского, А.И. Кравченко, В.И. Касияна, литографий А.Ф. Пахомова, рисунков Б.И. Пророкова, Е.А. Кибрика, Д.А. Шмаринова). Эти качества были широко использованы в агитационной и сатирической политической графике, бурное развитие которой падает на годы крупных исторических событий ("летучие листки" Крестьянской войны 1524-26 в Германии, гравюры Великой французской революции, лубки Отечественной войны 1812, плакаты Гражданской и Великой Отечественной войн). В 20 в. графика развивается как демократическое искусство большого социального звучания, обращенное к массовому зрителю; вместе с тем в графике определилась тенденция индивидуалистического эстетизма, узко формальных и технических экспериментов.

Ретроспективный анализ искусства графики

1. Основные элементы графики

Из теоретического и практического опыта прошлого в изобразительном и прикладном искусстве принято выделять четыре элемента графики: линию, штрих, пятно и точку.

В данной работе мы проследим, как эти элементы применялись мастерами в создании графических произведений.

1.1 Линейная графика

Основной графический элемент - линия, с помощью которой определяются границы форм от окружающего ее пространства. Некоторые историки и теоретики считают, что линия лежит в основе развития искусств многих стран. Известно, что раннее искусство было линейным, с течением времени формы работы линией усложнялись, видоизменялись. К ней прибавляется тон, цвет, светотень. Само же понимание культуры графической линии, теоретическое осознание и обоснование произошли лишь на рубеже ХIX-XXвв. вместе с признанием графики как особого вида изобразительного искусства. Современное понимание культуры графической линии вышло из многих факторов: художники находили интересные изображения посредством линии в росписях древнегреческой керамики, наиболее сильное влияние на европейских художников XIX-XXв. оказала японская ксилография. Многие художники обладали великолепным чувством линии и оставили нам замечательное наследие. Среди них особенно выделяется творчество Обри Бердслея. "Красоте его линий" отдали дань крупные русские и западные искусствоведы, художник К.А. Сомов. Широко известен графический лист О. Бердслея " Аполлон, преследующий Дафну". Мастерство владения линией показал в "Этюдах обнаженного тела" Ф. Валлотон. Предельная выразительность линии прослеживается у А. Матисса ("Автопортрет", "Портрет девушки"). Напряженность и сила линии видны в контурно-плоскостных рисунках мастера карикатуры О. Гульбранссона. Высочайшей культурой графической линии обладал П. Пикассо. Он избегает резких деформаций в рисунках такого характера, предназначая их преимущественно для области своих идеальных представлений. Примером тому служит рисунок "Молодая девушка". Из русских мастеров графики, прекрасно владеющих линией, можно назвать Н.В. Кузьмина, А.М. Лаптева, В.М. Конашевича, Т.А. Маврину, Б.Д. Григорьева.

Перовые рисунки Н, В, Кузьмина видятся мгновенно брошенными на бумагу, легкими и воздушными. "Художник пользуется приемом рисования, в котором неоконченное возвещено в принцип ради жизненности результата". (Григорьев Б.Д. "Линия"). Среди плеяды графиков 20-30-х годов ХХ века, видное место занимает В, М. Конашевич, создавший свою логическую систему работы линией. Его линия - результат строгого отбора средств выражения долгого размышления в передаче линии. В этом плане хочется обратить внимание на его рисунки тушью, иллюстрации детских книг, исполненные линией.

1.2 Штриховая графика

Штрих всегда соседствует с линией и редко используется самостоятельно. Изображения, где доминирует штрих, называются штриховыми. Многие мастера изобразительного искусства блестяще владели штрихом и виртуозно применяли его. Среди них: Рембрандт, А. Ватто, А. Дюрер, В. Ван-Гог, Н.С. Самокиш, Г. Доре, М.А. Врубель - у них есть немало произведений, которые по преобладанию штрихового выражения формы над линейным можно отнести к штриховым изображениям.