регистрация / вход

Культура Древнего Египта 22

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ….3 ГЛАВА . Возникновение Древнего Египта .6 ГЛАВА . Религия Древнего Египта … 9

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

ГЛАВА I . Возникновение Древнего Египта………………………….....6

ГЛАВА II . Религия Древнего Египта…………………………………....9

ГЛАВА III . Искусство, архитектура и наука Древнего Египта…...14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….20

Введение

Пленительный и загадочный Восток, чьи тайны и поныне волнуют умы исследователей, стал колыбелью человеческой культуры. Именно здесь зарождаются три древнейших центра цивилизаций: египетской на реке Нил, шумерской между Тигром и Ефратом и индийской на реке Ганг.

Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.

Древний Египет - первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Считается, что имя, данное человеку при рождении, определяет его жизненный путь и судьбу. Это утверждение можно отнести и к названиям стран и городов. В переводе с древнегреческого «Египет» означает «тайна», «загадка». Это государство вполне соответствует своему имени, так как на протяжении многих веков оно было окружено ореолом таинственности[1] .

Минули тысячелетия, но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк. Но долгое время огромный пласт египетской истории был неизвестен людям: ученые не могли расшифровать таинственные письмена- иероглифы. Попытки проникнуть в их тайну совершались еще в глубокой древности, над загадкой бились античные философы, историки, писатели.

Систематическое изучение Египта начинается с XIX века. До этого пользовались отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и латинских авторов.

В известной ”Истории” Геродота прошлое Египта описано достаточно подробно, хотя некоторые сведения, полученные им от самих египтян, были недостоверны.

Несмотря на то, что в Египте сохранилось много памятников, лишь в 1822 году, благодаря усилиям французского ученого Франсуа Шампольона, удалось найти ключ к расшифровке египетских иероглифов, что продвинуло историческую науку о Египте на несколько шагов вперед. В распоряжении ученых оказались надписи на стенах пирамид и храмов, папирусы самого различного содержания - произведения религиозной литературы, летописи, поучения, сказки и повести[2] .

Что же касается памятников - пирамид, храмов и т.д. - то здесь были некоторые проблемы. Ведь большинство из них оказались занесенными песком. Нужны были раскопки для их открытия.

Со временем были вскрыты целые города, а также скальные гробницы, в которых с середины II тыс. до н.э. хоронили египетских фараонов. В отличие от пирамид, которые были на виду и часто подвергались ограблению, скальные гробницы делали под землей и засекречивали.

Историю Древнего Египта делят на пять периодов, в течение которых правили 30 династий фараонов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства (III-I тыс. до н.э.). Фараоны считались воплощением верховного бога Осириса на земле. Первым фараоном был Мина, объединивший Верхний и Нижний Египет.

Целью данной работы является выявление особенностей культуры восточной цивилизации – Древнего Египта.

Для достижения данной цели выполняются следующие задачи:

1. Анализ возникновения первоисточников древней культуры Египта;

2. Рассмотрение особенностей религии Древнего Египта;

3. Выявление индивидуальности в искусстве, архитектуре и науке Древнего Египта.

Данная тема актуальна постольку, поскольку культура Древнего Египта является прародительницей многих культур мира, а значит ее рассмотрение необходимо для полного ознакомления с предметом культурологии.

ГЛАВА I . Возникновение Древнего Египта

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним из самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый - Древний (2800 - 2250 лет до н. э.), второй - Среднее Царство (2050 - 1700 лет до н. э.), третий - Новое Царство (1580 - 1070 лет до н. э.).

В IV тыс. до н. э. население долины Нила переходит от первобытности к цивилизации. Формируются все основные признаки последней: письменность, монументальные сооружения, города, классово-дифференцированное общество и государство.
Культура Древнего Египта настолько отличается от предшествующих культур Африки, что существует гипотеза ее внеземного происхождения. Однако несомненна связь ее с сахаро-суданскими культурами. Концентрация племен, чьи специфические этнические особенности создали египетскую культуру, связана с переходом к оседлому земледелию, привязанному к плодородным, легко орошаемым землям долины Нила.
Крупномасштабные общественные работы (строительство культовых сооружений) требовали управления и привели к централизации власти, появлению государственных образований, хотя естественным для общины оставалось равенство всех родов. В Раннем и Древнем царстве (XXXI—XXIII вв. до н.э.) фараон и его приближенные выделяются из остального населения, которое тогда еще не было порабощено, в большей степени, чем потом, когда появляются сотни тысяч бесправных рабов. Круг приближенных фараона был узок, что обусловливало первоначальную нераздельность государственных, дворцовых и жреческих функций.

Развитие культуры было в первую очередь обусловлено высвобождением из непосредственного производства все большего числа людей, что возможно только при ужесточении эксплуатации остального населения, т.е. с развитием рабовладельческого общества.
Централизация власти в Древнем Египте породила специфические формы общественного сознания, отраженные в культе фараона. Он опирался на родовые представления о фараоне как родоначальнике всех египтян. Наиболее ярко этот культ выражен в погребальном обряде. Пирамида, воздвигнутая над могилой фараона — не только грандиозный памятник, но и символ многоступенчатой поминальной скамьи, на которой есть место для каждого.
Новый скачок в развитии египетского государства сопровождался появлением различных новшеств в средствах производства (во времена Нового царства, в XVI—XII вв. до н. э.). Совершенствуется бронзовое литье, изобретены мехи, приводимые в действие педалями, пластинчатый панцирь для воинов, создается военный флот; половину войск отныне составляют наемники (не отвлекается на войны трудовое население); в земледелии используется удобный плуг, колодезные "журавли" для подачи воды в ирригационные системы различного уровня, произведен дренаж плодороднейшей дельты Нила, возникает овцеводство и коневодство. На юге Египет продвигается до 3-его порога, на севере охватывает Сирию и Палестину. Влияние фараона достигает такой силы, что в царствование Эхнатона от власти (на время) отстраняются жрецы.
Очевидно, развитие животноводства в эпоху Нового царства привело к распространению культов животных, особенно культа священного быка Аписа. Известна легенда, что сначала все боги были быками и коровами с шерстью разного цвета, но по велению верховного бога все быки воплотились в одного черного быка, а все коровы — в одну черную корову.
Существование и обновление древнеегипетской культуры обеспечивалось постоянным взаимодействием в обществе центробежных и центростремительных тенденций. Лишь объединение усилий населения позволяло поддерживать и расширять оросительные системы и обеспечить существование интеллектуальной элиты для развития культуры.

Выделяют три периода в развитии культуры. Кстати, небезынтересно знать, что современные Египтяне, которые говорят по-арабски, свою страну называют «Миср». Название «Египет» происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос». В свою очередь это слово, скорее всего, восходит к одному из имен значительнейшего из древнеегипетских городов - Мемфиса. На древнеегипетском же, согласно принятому в науке условному произношению, оно произносится как Хет-ка-Птах, хотя, судя по Вавилонским данным, это название в действительности произносилось как Хэ-ку-Птах. Что касается самих древних египтян, то они свою страну называли «Кеме» - «Черная», по цвету её тёмной почвы, в отличие от «красной» земли окрестной пустыни. Уже в Древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятники культуры - гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественных достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени.

ГЛАВА II . Религия Древнего Египта

Религия Древнего Египта представляет собой одну из самых интересных страниц истории, а верования древних египтян отражают не только их культуру и быт, но также и социально-политическую ситуацию в стране в то далекое время. Археологические раскопки и исследования десятков ученых позволили современному человеку узнать много интересных и ранее неизвестных фактов из жизни и верований древних египтян.

Религия древних египтян в фантастической форме отражала специфику природных условий долины Нила, особенности социально-экономического и политического развития древнеегипетского общества. Египтяне обоготворяли солнце, Луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных животных, угрожающих человеку, различные силы природы. Фараон был обоготворен, считался сыном бога солнца и почитался как символ благосостояния и процветания страны, носитель высшей божественной силы. Египтяне поклонялись многочисленным божествам. В одной из статей международного договора между Рамсесом II и хеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе и каждом крупном селении, и боги обще-египетские, почитаемые во всей стране. Каждый из богов почитался древними египтянами в многочисленных храмах и святилищах. Маленькие города - так называли египетские храмы. Там жили чиновники, стражники, ремесленники и землевладельцы, так же как и в обыкновенном городе[3] .

Обще-египетскими богами становились божества какого-либо номового центра, правители которого захватывали трон фараонов, основывали обще-египетскую династию, превращали свой номовый дом в столицу всего государства. Так, например, когда номовый центр Фивы превратился в столицу Египта, его местный бог Амон, ранее малоизвестное божество, становится покровителем царствующего фараона и царем богов[4] .

Одной из характерных особенностей египетской религии является длительное сохранение пережитков древнейших верований, восходящих к фетишизму и тотемизму. Отсюда обычное для египтян представление своих богов в образах животных, змей, лягушек.

Так, бог Апис почитался в образе могучего быка, богиня Сохмет - львицы, Тот - павиана, бог водной пучины Себек - крокодила, богиня Уаджет - змеи-кобры. Постепенное изживание следов тотемизма привело к трансформации образов богов. Они стали изображаться в виде человека с головой сокола (например, боги Ра, Хор), с головой барана (бог Хнум), с головой коровы (богиня Хатхор)[5] .

Обилие богов, переплетение их функций заставило жрецов упорядочить пантеон и установить определенные отношения между богами. Одной из наиболее разработанных систем взаимоотношений богов и их роли в сотворении мира была система, созданная гелиопольскими жрецами. Согласно этим представлениям, сначала существовал бог Нун - первобытный водный хаос. Из него появился бог Атум (позднее Ра), который понимался в образе некоего холма, выступающего из водного хаоса, своего рода первичной тверди. Бог Атум-Ра создает из себя первую пару богов - Шу (воздух) и его жену Тефнут (влажность). От них рождаются боги земли Геб и богиня неба Нут, которые в свою очередь порождают Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду. Эти древнейшие божества объединяются в семью важнейших и изначальных богов - божественную девятку, так называемую Эннеаду, от которой и происходят все другие египетские боги и люди.

Особую роль играл культ царствующего фараона. Согласно учению жрецов фараон считался воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком, т.е. он имел двойную природу - человеческую и божественную. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например Ра, и земной матери фараона. На земле фараон-бог правил как воплощение Хора, но после смерти фараон становился лишь богом и отождествлялся с Осирисом как владыкой подземного мира. Как и всякое божество, фараон, как царствующий, так и умерший, имел свой культ: храмы, штат жрецов, жертвоприношения и др. Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс, изображавшийся в виде спокойно лежавшего могучего льва с головой человека, которому придавали портретное сходство с фараоном. Обожествление фараона, с одной стороны, отражало огромную власть монарха как неограниченного главы египетского государства, с другой стороны, освещало и укрепляло эту власть в интересах господствующего класса.

Жрецы, служившие культу, были влиятельными и заметными фигурами в государстве. В храмах главной персоной был служитель бога, истолковавший его волю[6] .

Важнейшая черта культуры Древнего Египта - протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Страстное желание бессмертия определило все мировоззрения египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру. Специалисты-культурологи считают, что ни в одной другой мировой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения как в Египте. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения «заупокойного культа», который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означало конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение.

Делая предметом рассмотрения сущность человека, египтяне считали, что он состоял из телесной плоти, души (Ба), двойника (Ка). Только совместное существование этих трех субстанций может даровать бессмертие, т.е. посмертное существование. А раз так, то возникает проблема сохранения тела, предохранение его от физического уничтожения. Отсюда важнейшее значение прибрел обычай мумификации умерших и захоронение мумий в гробницах. Только в этом случае рядом с мумией может находиться «Ка» и «Ба» человека. Посмертное существование воспринималось как продолжение обычной жизни на земле: вельможа остается вельможей, ремесленник - ремесленником и т.д.

Дорогостоящим и сложным был ритуал захоронения знатных лиц и вельмож, строивших себе внушительные гробницы. Особой пышностью отличался заупокойный культ умершего фараона. Знаменитые пирамиды фараонов IV династии или грандиозные скальные дворцы фараонов XIX - XX династий, наполненные несметными сокровищами и ценнейшими произведениями искусства, - красноречивые свидетельства мощи деспотической власти и огромного значения заупокойного культа в системе египетской религии. Вместе с тем огромные средства, направляемые на строительство гробниц, заупокойных храмов, создание рельефных изображений и настенных росписей, многочисленных статуй, предметов погребального культа, их идеологического значение в жизни египтян способствовали развитию зодчества, архитектуры, скульптуры, направляли его развитие по вполне определенным путям художественного творчества[7] .

В целом религиозное мировоззрение пронизывало все стороны жизни древних египтян.

ГЛАВА III . Искусство, архитектура и наука Древнего Египта

В системе египетской культуры научные знания достигли довольно высокого уровня, и прежде всего в трех сферах: математике, астрономии и медицине.

Определение начала, максимума и окончания подъема воды в Ниле, сроков посевов, вызревания зерна и жатвы, необходимость в измерении земельных участков, границы которых приходилось восстанавливать после каждого разлива, требовали математических вычислений и астрономических наблюдений. Большим достижением древних египтян было составление довольно точного календаря. Многовековые наблюдения позволили египетским жрецам связать периодичность ежегодных разливов великой реки, наступавших сразу же после летнего солнцестояния (ныне 21-22 июня), с появлением в лучах утренней зари сияющей "звезды Нила", то есть, с, так называемым, гелиакическим восходом Сириуса из созвездия Большого Пса впервые после 70-суточного периода его невидимости. Поэтому, год египетского календаря стал годом Солнца, Сириуса и Нила. В Древнем Египте Сириус имел два наименования: Сотис (то есть "Лучезарная" или "Блистательная") и Анибус (то есть "Звезда Пса"). Предутреннее появление Сириуса совпадало с наступлением самого жаркого времени года. Тогда прекращались работы, приостанавливалась торговля, наступал период отдыха[8] .

Величественное, потрясающее душу впечатление на древних египтян производило совпадение трёх великих явлений природы: наступления летнего солнцестояния, первого предутреннего появления сияющего Сириуса и начала плодоносящего разлива многоводного Нила. И начиная с третьего тысячелетия до нашей эры - это нашло иероглифическое запечатление на стенах древних египетских храмов: "Сотис великая блистает на небе, и Нил выходит из берегов своих". На основании вычислений гелиакических восходов Сириуса древние звездочёты научились предсказывать наступление нильских разливов. Именно с этого момента в Египте начинался новый хозяйственный год.

Научным и техническим достижением было изобретение водяных и солнечных часов. Самые древние египетские водяные часы (клепсидры) обнаружены в Карнаке и датируются эпохой Аменхотепа III (XIV в. до н. э.)[9] .

По всей Передней Азии славились своим искусством египетские врачи.

Древнейшие медицинские трактаты написаны на папирусах. В настоящее время известно 10 основных папирусов, полностью или частично посвященных врачеванию. Самый старый дошедший до нас медицинский папирус датируется примерно 1800 г. до н. э. Один его раздел посвящен ведению родов, а другой -- лечению животных. В то же время были составлены IV и V папирусы из Ромессеума, в которых описаны приемы магического врачевания. Обнаруженный в Фивах в 1872 г. папирус Эберса представляет собой медицинскую энциклопедию древних египтян. В нем содержится более 900 прописей лекарств для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нарушений слуха и зрения, разного рода инфекционных процессов и глистных инвазий. Папирус склеен из 108 листов и имеет длину 20,5 м. Египетские врачеватели пользовались мазями, пластырями, примочками, микстурами, клизмами и другими лекарственными формами. Основами для приготовления лекарств служили молоко, мед, вода священных источников, растительные масла[10] .

Одним из выдающихся достижений древних египтян была своеобразная система письменности, которая могла передавать многие оттенки мысли, сложные движения человеческой души.

Древнейшая египетская письменность возникла из примитивных узоров и рисунков, при помощи которых летописец пытался наглядно передать то или иное слово либо целое предложение.

Частое применение письменности для нужд повседневной жизни привело к тому, что система письма стала с течением времени упрощаться. Отдельные картинные знаки, служившие для обозначения конкретного предмета, стали изображать звуковые сочетания, слоги, которыми пользовались для передачи многих других слов, включающих эти звуки. Например, знак, служивший для наглядного изображения звезды, стал впоследствии применяться для определения слога «сба», которым обозначали слово «звезда». Наконец, уже в период Древнего царства появились алфавитные знаки, которые обозначали слоги, а иногда согласные и полусогласные звуки. Письменность из картинной постепенно превращалась в звуковую. Благодаря замедленному развитию египетской письменности наряду с алфавитными всегда сохранялись слоговые знаки и детерминативы, обозначавшие ту конкретную группу предметов, к которым относилось данное слово (человек, дерево, отвлеченное понятие и т. д.)[11] .

Больших успехов достигло искусство Древнего Египта. Уже в росписи глиняных сосудов, в изящных костяных и роговых фигурках ощущаются характерные черты египетского искусства — стремление к фронтальному развёртыванию изображаемых сцен, реалистическое внимание к деталям, тенденция к выработке канонов. С возникновением классового общества искусство становится мощным средством идеологического воздействия, направляется в первую очередь на возвеличивание власти фараона, на утверждение незыблемости существующего строя. Складываются каноны изображений царей, своего рода официальных портретов с подчёркиванием сверхчеловеческих мощных тел, властных суровых лиц. Этим же целям во многом служила и монументальная архитектура. Уже в период Древнего царства получает отчётливое выражение та грандиозная монументальность, которая становится отличительной чертой египетской архитектуры. Таковы громадные царские усыпальницы — пирамиды, исходной формой которых были скамьеобразные гробницы.

Поблизости от пирамид строились заупокойные храмы фараонов. Стены этих храмов украшались рельефами, изображающими жизнь и подвиги обоготворённого царя.

Отличительные черты египетской скульптуры — фронтальность и почти геометризованная статичность — впервые проявляются в скульптурных произведениях времени Древнего царства. Изображая бога, обоготворённого царя или вельможу, художник старался дать идеализированный образ прекрасного и сверхмощного человека в позе торжественного и спокойного величия[12] .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Египетская культура была наиболее яркой на фоне культур других цивилизаций, она внесла огромный вклад в культуру всемирную. После исчезновения египетской цивилизации осталось много полезных сведений и информации, которыми люди пользуются до сих пор. Культура Древнего Египта не только поражает разнообразием своих форм, но и имеет колоссальное значение для дальнейшего развития мирового процесса в области религии, науки и искусства. Культурные достижения Египта повлияли на внешний мир и (в значительной мере через греков) дошли до нас. Геродот вполне справедливо считал египтян учителями геометрии. Многие художественные сюжеты перешли от египтян к другим народам (в видоизмененной форме).

Сокровища египетской мысли - научной, практической и мистической - оказались притягательным источником для видных греческих ученых, философов, государственных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к этим знаниям и сделать их достоянием своей культуры.

Религиозная система древнего государства развивалась на протяжении тысячелетий и в целом достигла весьма высокого уровня. Ранние религиозные системы - сыграли важную роль в становлении более поздних религий всего ближневосточного региона. Религии Древнего Египта отражают не только их культуру и быт, но также и социально-политическую ситуацию в стране в то время. Одной из характерных особенностей египетской религии является длительное сохранение пережитков древнейших верований, восходящих к фетишизму и тотемизму. Отсюда обычное для египтян представление своих богов в образах животных, змей, лягушек. Сюжеты религиозных мифов со временем вошли в религиозные представления народов Передней Азии, а позже - в библейские сюжеты, что, несомненно, имеет огромное значение для современных религий всего мира.

Культура древних египтян - монументальное строительство, оригинальная скульптура и живопись, богатая литература, религиозные системы - поражает своей неповторимостью, художественным совершенством, глубинной содержания. Она вошла в сокровищницу мировой культуры как ее органическая часть.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Источники:

1. См.: сайт: www.Культура Древнего Египта — Википедия.mht

Литература:

1. Культурология: Учебное пособие. Под ред. А.А.Радугина.- Москва: Издательство «Центр» 2003г.

2. Культурология: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Марковой. - Москва: «Культура и спорт» Издательское объединение «Юнити».1995г.

3. О.Н.Дубровская, Древние религии мира. - Москва: Издательский дом «Рипол» 2003г.

4. Л.С. Васильев, История религий Востока. - Москва, Издательство «Университет», 2001 г.

5. История Древнего Востока: Учебное издание. Под ред. В.И.Кузищина, Москва,1998г.

6. И. Б.Климишин, Календарь и хронология. Москва: Наука. 2000г.

7. М. Б.Коростовцев, Наука древнего Египта. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. Москва: Наука 2002г.

8. В. П. Шереметевский, Очерки по истории математики. Москва,2004 г.
9.В.М. Тарасов, Символы медицины, как отражение врачевания древних народов. Издательство: «Медицина» 1995г.


[1] Л.С. Васильев, История религий Востока. - Москва, Издательство «Университет», 2001 г., С. 5.

[2] . О.Н.Дубровская, Древние религии мира. - Москва: Издательский дом «Рипол» 2003г.,С.27.

[3] Запад и Восток. Традиции и современность. М., 2003.,С.57.

[4] Элиаде М. Миф и ритуал. М., 2005., С. 103.

[5] Бадж Е.А. Уоллис - "Путешествие Души в Царстве Мертвых" (Египетская Книга Мертвых), "Золотой век", М., 2000., С.328.

[6] Бадж Е.А. Уоллис - "Путешествие Души в Царстве Мертвых" (Египетская Книга Мертвых), "Золотой век", М., 2000., С.409.

[7] Бадж Е.А. Уоллис - "Путешествие Души в Царстве Мертвых" (Египетская Книга Мертвых), "Золотой век", М., 2000., С. 453.

[8] Культурология: Учебное пособие. Под ред. А.А.Радугина.- Москва: Издательство «Центр» 2003г., С. 209.

[9] М. Б.Коростовцев, Наука древнего Египта. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. -- Москва: Наука 2002., С. 155.

[10] В.М. Тарасов, Символы медицины, как отражение врачевания древних народов. Издательство «Медицина» 1999., С. 99.

[11] Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. М., 1998. С. 68.

[12] Яковед Ю.В. История цивилизаций. М., 2005. С. 211.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий