Смекни!
smekni.com

Русская культура XVI века (стр. 12 из 18)

│ │ │ │ против литовцев.

│ │ │ -о Вавиле│ Былина о Вавиле и скоморохах и

│ │ │ и скомо-│ их борьбе с царем Собакой, царст-

│ │ │ рохах │ во которого они разоряют и сжига-

│ │ │ │ ют, произведение особого рода.

│ │ │ │ Оно иносказательно и утопично,

│ │ │ │ так как выражает вековую мечту

│ │ │ │ народных масс о "справедливом ца-

│ │ │ │ рстве". Былина отличается сатирой

│ │ │ │ и веселой шуткой, которые вошли в

│ │ │ │ нее вместе с образами скоморохов.

│ │ │ │

│ │ 6.Предания│ а)об │ Новые особенности приобретают в

│ │ │ Иване │ XVIв. и предания-устные прозаичес-

│ │ │ Грозном │ кие рассказы о значительных собы -

│ │ │ │ тиях и исторических лицах прошлого.

│ │ │ │ Из преданий XVIв. выделяются прежде

│ │ │ │ всего 2 группы преданий об Иване

│ │ │ │ Грозном и о Ермаке.

│ │ │ │ 1) Они полны большого обществен-

│ │ │ │ ного звучания, включают в себя рас-

│ │ │ │ сказы, связанные с походом на Ка-

│ │ │ │ зань, с подчинением Новгорода: они

│ │ │ │ носят патриотический характер, вос-

│ │ │ │ хваляют Грозного, но отличабтся яв-

│ │ │ │ но демократическим характером.

│ │ │ │ 2) Сложена новгородцами и содержит

│ │ │ │ в себе осуждение Грозного за жестоко-

│ │ │ │ сть. Приписывается ему и борьба с Ма-

│ │ │ │ рфой Посадницей, которую он якобы,

│ │ │ │ сослал или убил.

│ │ │ │ С именем Ивана Грозного связано не-

│ │ │ │ мало преданий о местностях, в которых

│ │ │ │ он бывал, или о церквях, которые он

│ │ │ │ строил, Новгородские предания изобра-

│ │ │ │ жают казни горожан, что однако, осуж-

│ │ │ │ дается не только народом, но и святы-

│ │ │ │ ми. В одном из приданий святой, взяв

│ │ │ │ в руки отрубленную голову казненного,

│ │ │ │ преследует царя и тот в страхе убега-

│ │ │ │ ет.

│ │ │ б) об │ Предание о Ермаке носят местный ха-

│ │ │ Ермаке │ рактер: есть о нем предания донские,

│ │ │ │ уральские, сибирские. Каждое из них

│ │ │ │ дает его образу свою особую трактовку.

│ │ │ │

│ │ │ -донские │ 1) В донских преданиях Ермак изо-

│ │ │ предания │ бражается как основатель казацкого

│ │ │ │ войска, защищающий казаков: он освобо-

│ │ │ │ дил Дон от иноземцев: сам он яввился

│ │ │ │ на Дон, бежав после убийства боярина.

│ │ │ │ Так в донских преданиях Ермак, часто

│ │ │ │ часто в расхождение с историей, пред-

│ │ │ │ ставляется казацким вождем.

│ │ │ -сибирс- │ Богата группа преданий, в которых

│ │ │ кие │ Ермак выступает как покоритель Сиби-

│ │ │ │ ри. Его поход в Сибирь мотивируется

│ │ │ │ различно: то он послан туда царем, то

│ │ │ │ сам направился в Сибирь, чтобы заслу-

│ │ │ │ жить прощение царя за совершенные им

│ │ │ │ преступления. Гибель его тоже описы-

│ │ │ │ вается по разному: на его войско на-

│ │ │ │ пали татары и погубили спящих; Ермак

│ │ │ │ утонул в Иртыше в тяжелом панцире;

│ │ │ │ его предал есаул Кольцо.

│ │ 7.Песни │ а)разбой-│ Волнение посадских людей в Москве

│ │ │ ничьи или│ (1547), стремление казаков к самоуп-

│ │ │ удалые │ равлению, царские указа о временном

│ │ │ │ запрете перехода крестьян от одного

│ │ │ │ помещика к другому (1581г.), о каба-

│ │ │ │ льных холопах (1597г.)- все это

│ │ │ │ способствовало росту недовольства на-

│ │ │ │ родных масс, одной из форм протеста

│ │ │ │ которых стало разбойничество. Оно

│ │ │ │ нашло отражение в фольклоре-в так на-

│ │ │ │ зываемых разбойничьих или удалых пес-

│ │ │ │ нях.

│ │ │ │ Крестьяне бежали не только из поме-

│ │ │ │ щичьих усадьб, но и из царских войск.

│ │ │ │ Жизнь на "воле" послужила условием,

│ │ │ │ способствовавшим более яркому выраже-

│ │ │ │ нию вековых мечтаний народных масс о

│ │ │ │ социальном освобождении. Художествен-

│ │ │ │ ной формой, в какой эти мечтания наш-

│ │ │ │ ли поэтическое воплощение, и были раз-

│ │ │ │ бойничьи песни. Они еще только возни-

│ │ │ │ кали в конце XVIв. Герой этих песен-

│ │ │ │ смелый, удалой добрый молодец, поэтому

│ │ │ │ и сами песни получили в народе назва-

│ │ │ │ ние "удалых песен". Они отличаются ос-

│ │ │ │ трым драматизмом, воспеванием "воли" и

│ │ │ │ образа разбойника, который вешает бояр

│ │ │ │ и воевод. Классическим примером служит

│ │ │ │ песня "Не муми, ты мати, зеленая дуб-

│ │ │ │ равушка". Ее герой отвергает требова-

│ │ │ │ ние царских слуг выдать товарищей, по-

│ │ │ │ чему царь "жалует" его

│ │ │ │ Среди поля хоромами высокими

│ │ │ │ Что двумя ли столбами с перекладиной.

│ │ │ │

│ │ │ б) балла-│ В XVIв. формируется и жанр баллад-

│ │ │ дные пес-│ ных песен-малая этическая сюжетная сти-

│ │ │ ни │ хотворная форма. Этот тип произведений,

│ │ │ │ к которому применяется западно-европей-

│ │ │ │ ский термин "баллада", весьма своеоб-

│ │ │ │ разен. Он отличается тонкой характери-

│ │ │ │ стикой личных, семейных отношений людей.

│ │ │ │ Но в него нередко входят и исторические

│ │ │ │ мотивы и герои, однако они не трактуют-

│ │ │ │ ся в историческом плане. Баллады имеют

│ │ │ │ явно антифеодальную направленность

│ │ │ │ (например, осуждение самоуправства

│ │ │ │ князя, боярина в балладе "Дмитрий и

│ │ │ │ Домна", где князь жестоко расправляется

│ │ │ │ с девушкой, отвергнувшей его руку), в

│ │ │ │ них нередко разрабатывается суровая ро-

│ │ │ │ дительская власть, семейный деспотизм.

│ │ │ │ Хотя преступник в балладах обычно не

│ │ │ │ наказывается, но моральная победа всег-

│ │ │ │ да на стороне простых людей.

│ │ │ │ Герои баллад нередко короли и короле-

│ │ │ │ вы, князья и княгини, их судьба связана

│ │ │ │ с судьбой простых людей-крестьян, слуг,

│ │ │ │ образы которых трактуются как положите-

│ │ │ │ льные. Характерная черта баллад-их анти-

│ │ │ │ клерикальная направленность (например,

│ │ │ │ "Чурилья-игуменья", "Князь и старицы",

│ │ │ │ в которых представители духовенства иг-

│ │ │ │ рают отрицательную роль).

│ │ │ │ К числу баллад, возникших в XVIв.,от-

│ │ │ │ носят баллады "Дмитрий и Домна", "Князь

│ │ │ │ Михайло", "Князь Роман жену терял". В

│ │ │ │ первой девушка, протестуя против насиль-

│ │ │ │ ственного брака, лишает себя жизни. В

│ │ │ │ других вариантах жених-князь Дмитрий за-

│ │ │ │ бивает ее до смерти. В балладе "Князь

│ │ │ │ Михайло" свекровь губит невестку. Глубо-

│ │ │ │ ко драматична баллада о князе Романе и

│ │ │ │ его жене. Погубив ее, он скрывает это от

│ │ │ │ дочери. Произведения жанра баллады эмо-

│ │ │ │ ционально напряжены, а сюжеты носят тра-

│ │ │ │ гический характер: положительный герой

│ │ │ │ гибнет, зло в отличие от былины и сказки

│ │ │ │ обычно не наказывается. Идейно-моральное

│ │ │ │ содержание в них раскрывается через по-

│ │ │ │ ложительного героя, который хотя и гиб-

│ │ │ │ нет, но одерживает моральную победу.

│ │ │ │

│ │ │ в) исто- │ Несмотря на популярность в XVIв. бы-

│ │ │ рические │ лин, сказок, пословиц, баллад, наиболее

│ │ │ │ характерным для фольклора этого времени

│ │ │ │ были исторические песни. Зародившись ра-

│ │ │ │ нее, они стали в это столетие важнейшим

│ │ │ │ жанром, так как их сюжеты отражали собы-

│ │ │ │ тия времени, привлекавшие общее внимание,

│ │ │ │ да и расцвет этого жанра в XVIв. был обу-

│ │ │ │ словлен рядом факторов: подъемом нацио-

│ │ │ │ нального создания народных масс и углуб-

│ │ │ │ лением их исторического мышления; завер-

│ │ │ │ шением объединения русских земель;

│ │ │ │ обострением социальных конфликтов крес-

│ │ │ │ тьянства с поместным дворянством в резу-

│ │ │ │ льтате прикрепления первого к земле.

│ │ │ │ Исторические песни делятся на 2 осно-

│ │ │ │ вных цикла, связанных с именами Ивана

│ │ │ │ Грозного и Ермака.

│ │ │ │ Песни об Иване Грозном включают сюже-

│ │ │ │ ты о взятии Казани, борьбе с крымскими

│ │ │ │ татарами, обороне Пскова, о личной жиз-