Смекни!
smekni.com

Русская культура XVI века (стр. 4 из 18)

│ │ │ │ ли и факторы негативные,ставившие серь-

│ │ │ │ ёзные преграды на пути культурного про-

│ │ │ │ гресса.Тем не менее XVI век отмечен ве-

│ │ │ │ личайшими достижениями в различных сфе-

│ │ │ │ рах культуры,которые послужили основой

│ │ │ │ для её дальнейшего развития в XVII веке,

│ │ │ │ открывающем "новый период" русской

│ │ │ │ истории.

│ │ │ │

│ │ │ │

│III.Мате- │1.Сельско- │ а)"суко- │ В течении XVI в. происходит

│ риальная │ хозяйст- │ ватка"│ усилинное развитие ремесла.

│ культура │ венная │ │ Наиболее застойной была тех-

│ │ техника │ │ ника сельскогхозяйственного

│ │ │ │ производства. Веками здесь сох-

│ │ │ │ ранялись прежние орудия труда,

│ │ │ │ да и в условиях крепостного хо-

│ │ │ │ зяйства не создавалось необхо-

│ │ │ │ димого простора для подъема про-

│ │ │ │ изводственных сил в крестьянс-

│ │ │ │ ком хозяйстве. Как и прежде,

│ │ │ │ в сельском хозяйстве употреб-

│ │ │ │ лялась, "суховатка", разрых-

│ │ │ │ лявшая почву (применялась в

│ │ │ │ конной упряжи).

│ │ │ б)двузу- │ Но постепенно ее вытеснила

│ │ │ бая соха │ двузу бая соха с железным на

│ │ │ │ конечником, а также деревянный

│ │ │ │ плуг. По прежнему применялись

│ │ │ │ в сельском хозяйстве бороны,

│ │ │ │ косы, серпы, грабли.

│ │2.Техника │ а)буровые│ Более заметного прогресса достиг-

│ │ремеслен- │ скважины │ ла

│ │ного произ-│ │ техника ремесленного производ-

│ │водства │ │ ства, хотя темпы движения были

│ │ │ │ весьма медленными, так как

│ │ │ │ средневековые ремесла базиро-

│ │ │ │ вались на ручном труде и рабо-

│ │ │ │ тало преимущественно на заказ.

│ │ │ │ В XVI в. русские мастера нау-

│ │ │ │ чились делать глубокие скважи-

│ │ │ │ ны (свыше 100 м) для добычи со-

│ │ │ │ ли.

│ │ │ │

│ │ │ │

│ │ │ │ Появились более сложные домницы

│ │ │ б)домни- │ вместо сыродутных горнов для

│ │ │ цы │ выплавки железа из руды.

│ │ │ │

│ │ │ в)механи-│ Заметно выросла обработка

│ │ │ ческие │ металлов.

│ │ │ молоты │ В XVI в. уже употреблялись

│ │ │ │ механические молоты - "самоко-

│ │ │ │ вы", приводившиеся в движение

│ │ │ │ водой.

│ │3.Литейное │ а)пушка │ В конце XVI в. большое раз-

│ │ дело │ (1488г.) │ витие стало получать литейное

│ │ │ │ дело, тесно связянное с обес-

│ │ │ │ печением военных потребностей.

│ │ │ │ Уже в 80г. XV в. был организо-

│ │ │ │ ван государственный Пушечный

│ │ │ │ двор в Москве на реке Неглин-

│ │ │ │ ной. До нас дошла пушка, отли-

│ │ │ │ тая Яковом в 1488г. (это самая

│ │ │ │ древняя из сохранившихся рус-

│ │ │ │ ских пушек).

│ │ │ │ Известны и ученики Якова -

│ │ │ │ мастера Ваня и Васюк. После

│ │ │ │ 1505г. в Москву уже не приез-

│ │ │ │ жают инострвнные мастера пушеч-

│ │ │ │ ного дела.

│ │ │ б)колокол│ В начале XVI в. русский мастер

│ │ │ │ Петр отлил колокол весом в 350

│ │ │ │ пудов и крупную пищаль.

│ │ │ -литье │ В XVI в. колокола отливались

│ │ │ колоко- │ разнообразных форм и орнамента,

│ │ │ лов │ "благолепными" звонами. Наибо-

│ │ │ │ лее изученными в настоящее

│ │ │ │ время являются псковские коло-

│ │ │ │ кола с характерным для них

│ │ │ │ звериным стилем в орнаменте и

│ │ │ │ надписями, в которых указыва-

│ │ │ │ ются имена мастеров, но из-

│ │ │ │ вестны и московские колокола.

│ │ │ │ В 1550г. "повелением" Ивана

│ │ │ │ Грозного в Москве был "слит

│ │ │ │ колокол большой, имя ему "Ле-

│ │ │ │ бедь", а меди в нем 2200 пудов".

│ │ │ │ ("Пискаревский летописец" стр. 65).

│ │ │ │ В 1562г. царь Иван IV прислал

│ │ │ │ в Спасо-Каменный монастырь

│ │ │ │ колокол, литой московским мас-

│ │ │ │ тером Лукою.

│ │ │ │ В Махрищенском монастыре в 1557г.

│ │ │ │ были установлены часы "Самобой с

│ │ │ │ колоколом, да на колокольнице

│ │ │ │ два колокола очапные".

│ │ │ │ В 1594г. по приказу Бориса

│ │ │ │ Годунова для Троицкого монастыря

│ │ │ │ был отлит колокол "Лебедь" в 625

│ │ │ │ пудов, а в 1600г. им же был по-

│ │ │ │ жалован колокол "Полнелейный" от

│ │ │ │ 1700-2000 пудов.

│ │ │ │

│ │ │ │

│ │ │ │

│ │ │ │

│ │ │ в)"царь │ В конце XVIв. на московском

│ │ │ пушка │ Пушечном дворе отлита знаменитая

│ │ │ │ "царь-пушка", стоящая ныне в

│ │ │ │ Московском Кремле. Она весит 40т.

│ │ │ │ и имеет диаметр канала 89 см. и

│ │ │ │ она могла стрелять."

│ │ │ │ "Царь-пушка" Андрея Чохова

│ │ │ │ Является одним из самых зна-

│ │ │ │ менитых памятников русского

│ │ │ │ литейного мастерства XVIв.

│ │ │ г)произ- │ В Москве также существовало

│ │ │ водство │ производство "зелья"-пороха.

│ │ │ пороха │

│ │ │ │

│ │ │ │ Развитие денежной системы

│ │ │ д)чеканка│ Российского государства обус-

│ │ │ монет │ ловило, совершенствование

│ │ │ │ приемов чеканки монет, произ-

│ │ │ │ водящихся на специальных Дене-

│ │ │ │ жных дворах.

│ │ 4.Ювелир- │ а)изделия│ Потребности государственного

│ │ ное дело│ из золо│ двора и феодальной знати сти-

│ │ │ та и се│ мулировало развитие ювелирного

│ │ │ ребра │ дела. В XVIв. в русских городах

│ │ │ │ работало много мастеров-се-

│ │ │ │ ребряников. В передаче инди-

│ │ │ │ видуальных образов русские

│ │ │ │ мастера пробовали свои силы

│ │ │ │ в чеканке по золоту и серебру.

│ │ │ -раки для│ Еще при Василии Ш в 30-х г.г.

│ │ │ останков│ XVIв. в Москве было задумано

│ │ │ │ сделать из золота и серебра

│ │ │ │ монументальные раки для остан-

│ │ │ │ ков московских святителей Петра

│ │ │ │ и Алексея с их чеканными

│ │ │ │ изображениями на крышках.

│ │ │ │ Серебряная рака митрополита

│ │ │ │ Алексея была начата в январе

│ │ │ │ 1531г. и в феврале 1535г. за-

│ │ │ │ кончена. Она не сохранилась до

│ │ │ │ наший дней.

│ │ │ │ Несколько позже, при Иване

│ │ │ │ Грозном, в 1556г. начали делать

│ │ │ │ серебряную раку Сергея Радо-

│ │ │ │ нежского, но уже с орнамен-

│ │ │ │ тальной чеканкой по серебру.

│ │ │ │ Работа над ней была закончена

│ │ │ │ только при Федере Ивановиче,

│ │ │ │ который в 1585г. наградил 14

│ │ │ │ мастеров после завершения это-

│ │ │ │ го замечательного произведения.

│ │ │ б)эмаль │ В это время совершенствуется

│ │ │ │ и приобретает новые качества

│ │ │ │ такой вид прикладного искусства,

│ │ │ │ как эмаль.

│ │ │ │

│ │ │ │

│ │ │ │

│ │ │ │ Для эмали XVIв. характерна

│ │ │ │ разнообразная цветовая палитра

│ │ │ │ и очень тонкая структура эма-

│ │ │ │ левой массы.

│ │ │ │ Эмаль накладывалась в основном

│ │ │ │ на скани, но в редких случаях

│ │ │ │ она закреплялась на выпуклых

│ │ │ │ лепестках золота.

│ │ │ -золотой │ Шедевром прикладного искусства

│ │ │ оклад │ XVIв., выполненном в мастерс-

│ │ │ иконы │ ких Ивана Грозного, был золотой

│ │ │ "Троица" │ оклад на икону рублевской

│ │ │ │ "Троицы", находится в Троице

│ │ │ │ -Сергиевом монастыре. Оклад

│ │ │ │ судя по летописным свиде-

│ │ │ │ тельствам, был сделан в 1561г.,

│ │ │ │ когда Иван Грозный готовился к

│ │ │ │ свадьбе с Марьей Тетрюковной. Он

│ │ │ │ состоял из трех золотых чеканных

│ │ │ │ венцов с коронами, украшенными

│ │ │ │ драгоценными камнями, трех золо-

│ │ │ │ тых цат в форме лунниц с тремя

│ │ │ │ подвесками у каждой, золотой

│ │ │ │ чеканной рамы с изображением

│ │ │ │ русских святых.

│ │ │ -золотой │ Характерным образом работы мос-

│ │ │ оклад │ ковских мастеров является укрытый

│ │ │ Еванге- │ эмалью роскошный золотой оклад

│ │ │ лия │ Евангелия 1571г.,-вклад Ивана IV

│ │ │ │ в Благовещенский собор Московского