Декоративно-прикладное искусство и убранство юрты

Министерство Образования и Науки Республики Казахстан Казахстанский многопрофильный институт «Парасат» РЕФЕРАТ На тему: «Декоративно-прикладное искусство и убранство юрты»

Министерство Образования и Науки Республики Казахстан

Казахстанский многопрофильный институт

«Парасат»

РЕФЕРАТ

На тему: «Декоративно-прикладное искусство и убранство юрты»

Выполнила: Студент Диз/в-10-3 Назарова Т.В.

Проверил: Баирбекова А.Т.

Алматы 2011

План

1. Декоративно-прикладное искусство казахского народа.

1.1. Войлочное производство.

1.2. Ткачество и ковроделие.

1.3. Вышивка.

2. Убранства юрты

2.1 . Юрта – традиционное жилище казахов.

2.2. Внутреннее убранство юрты

3. Заключение.

1. Декоративно-прикладное искусство казахского народа.

Народное декоративное прикладное искусство является наследием материальной и духовной культуры древних племен, обитавших в Великой степи. Его развитие тесно связано с кочевым образом жизни традиционного казахского общества, социально-экономическим положением, самосознанием народа и историческим процессом. Культура жизнеобеспечения казахов во многом определялась народными промыслами и ремеслами. В изделиях прикладного искусства отражены древние взгляды и мировоззрения казахов в виде различных орнаментов и узоров. Ремесла условно делились на мужские и женские. Там, где требовались значительные физические затраты: обработка дерева, кожи, кости, камня, а также кузнечное и ювелирное дело - были заняты мужчины. А вот убранство жилища, швейное дело, обработка шерсти и войлока, ткачество и ковроделие, вышивка и плетение циновки считались женскими ремеслами. Где требовалась значительная физическая сила, в таких как изготовлении войлока участвовали и мужчины. Материальной основой издавна развитого у казахов декоративно-прикладного искусства были домашние производства, связанные с обработкой продуктов животноводства, растительного сырья, металлов. В замкнутом цикле процесса домашнего производства мог участвовать любой трудоспособный член семьи.

Стремление к удовлетворению эстетических потребностей, к максимальному использованию имевшихся возможностей для художественного оформления быта вызвала к жизни различные виды декоративно-прикладного искусства. Оно было отмечено изяществом и богатством форм, четкостью орнаментальных мотивов, высокой производства и цвета, разнообразием тонов. Огромное большинство изделий домашнего производства и ремесла, имеющих ту или иную декоративную отделку, непосредственно использовалось в быту, имело определенное утилитарное назначение. В народном сознании прикладное искусство было неотделимо от всего бытового уклада.

Прикладное искусство у казахов представлено ковроткачеством, изготовлением разного типа узорных войлочных ковров и предметов домашнего обихода из орнаментированного войлока, плетением орнаментированных циновок, вышивкой, узорным ткачеством, тиснением по коже, резьбой по дереву и художественной обработкой металла (ювелирное производство).

1.1. Войлочное производство

Войлочное производство - это сложный процесс, требующий определенных навыков. Из шерсти изготовляли предметы быта и одежд. Из шерсти изготовляли различные предметы быта и одежд. Основным сырьем для выделки домашних мягких интерьеров была шерсть. От заготовки шерсти, его раскладки на циновку, вспрыскивания горячей водой, утрамбовки и т.д. до получения готового войлока принимали участие все молодые жители аула. Первейшая необходимость в жизни кочевника - создание различных частей покрытия юрты - туырлык (основания юрты), yзік (купола), тyндік (шанырак - круговое навершие). Наиболее распространенным в быту казахов был узорчатый войлок (текемет), ценимый по своему убранству войлочный ковер (сырмак) и войлочные тускиизы (панно) украшали стен юрт. Из войлока делали потники - токым под седла, шили войлочные головные уборы - калпак, плащи - кебенек, войлочные чулки для сапог - байпак, ухваты для казана - туткыш и др. многочисленные красочные войлоки в виде чехлов на сундуки - сандыккап, и для хранения мягких вещей - коржын, аяккап, тен, шабадан.

1.2. Ткачество и ковроделие.

Широко была распространена и продукция тканых изделий овечьей и верблюжьей шерсти: узорные полосы - бау-баскур, узорная лента - белдеу бау, красочные паласы - алаша, такыр кілем, ворсовые ковры - калы кілем, переметные сумы - коржын, попоны для лошадей - кежім, ат жабу и т.д.

Ковры большого размера изготовляли коллективно, преимуществено из овечьей шерсти, но на основу идет и верблюжья, и козья шерсть. Ковры ткались на вертикальном и горизонтальнем ткацком станке.

С ковроделием тесно связано широко распространенный в прошлом вид коврового изделия - алаша, который ткался на узконавойном станке - ормек. Алашой застилали пол или на кереге юрты, стену дома.

Преобладающими цветами в коврах и ковровых изделиях являются мареново - красный и индигово - синий, оба в глубоко приглушенных тонах. Тона и оттенки красок своеобразны. Сочетание их свидетельствует о тонкости вкуса ковровщиц. Первоначально казахи пользовались для окраски шерсти растительными красителями, позднее - анилиновыми красками, применение которых ухудшило качество ковровых изделий.

Плетение циновок - один из древнейших промыслов. Из стебля тростника (ковыля) - ши плели циновки, часто переплетая стебли цветной шерстью таким образом, что на циновке получался цветной узор. Чиевые стебли сплетались на простейшем устройстве: два вкопанных бревна, одно от другого на расстоянии примерно 150 см, соединенных по верху балкой, На эту балку накидывались от 5 до 10 нитей, с грузилами, чиевый стебель накладывался на балку с нитями, последние перекидывались в противоположные стороны и грузила стягивали сплетенный стебель. Накладывался следующий стебель, вновь нити с грузилами перекидывались в противоположные стороны и т.д. Циновки шли на обертывание деревянной решетки юрты - кереге, служили в качестве ширмы, отделяющей в юрте кухню, были необходимы при катании войлока, на таких циновках (оре) сушили курт (сыр).

1.3. Вышивка.

Вышивкой украшали различные бытовые предметы, части одежд. Вышивали по войлоку, хлопчатобумажной ткани, сукну, бархату и шелку. По войлоку вышивали орнамент тускиизов. Остальные виды материи применялись при создании следующих предметов: тускиіз -панно, сейсеп - покрывало постели, шымылдык - полог, которым отгораживали кровать сулгi- полотенце. Вышивкой украшали: рукава, ворот, подол и нагрудную часть платья, белдемше (распашные юбки), части головных уборов замужней женщины, свадебного головного убора - саукеле, тюбетейки и т.д. В казахской вышивке применялись следующие традиционные швы: 1- біз кесте - тамбурный шов, создаваемый с помощью крючка, 2- шым кесте - тамбурный шов, наносимый иглой, 3- баспа - гладьевой шов с прикрепом и без прикрепа, 4- тігу- шов в виде непрерывной и прерывной стежки, 5- шалма, шырыш кесте - различные названия двухрядового петельного шва.

Тускиізы - особо богатые, парадные ковры, которые являлись не только декоративным центром юрты, но и показывали благосостояние и положение хозяев. Он же входил в состав приданое и невеста сама должна была вышить тускиіз, и по его красоте судили об искусности будущей хозяйки. Тускиізы имели П- образное построение бордюра, обрамлявшего внутренний мотив - солярный круг, заполненный растительной вязью, образец солнца, дающего тепло и жизнь, божества, издревле почитаемого кочевниками. Таким образом, тускиiз не только выполняет практическое назначение как ковер, но и служит реликвией семьи, своеобразным талисманом. Он украшается с особым великолепием, его берегут, им дорожат, передают из поколения в поколение.При всем богатстве и разнообразии орнаментального искусства угадываются по древним археологическим памятникам Казахстана мотивы геометрического, зооморфного, космогонического и растительного орнаментов. Родоначальником орнаментального искусства, является широко распространенный в народном быту рогообразный орнамент. Например, зооморфные узоры: кошкар муйіз - бараньи рога, кос муйіз - парные рога, сынар муйіз - один рог. Такие мотивы, как карга туяк - воронья лапа, аша туяк - раздвоенное копыто, кусмурын - птичий клюв, кус канаты - птичье крыло, уходят в глубины сакского времени, базируясь на многочисленных сюжетах яркого искусства "звериного" стиля. К древнейшим относятся космогонические узоры. Предметы искусства с солярными знаками в древности были талисманом, оберегом. Древние солярные и геометрические мотивы: шаршы - ромбы, тумарша - амулет (треугольники), балдак - костыль (т - образные), ирек, су орнек - зигзаг, суйір - остроконечный, шынжыр - цепь, многогранных и меандровидных и сетчато-пересекающихся линиях заметны следы первобытного искусства скотоводов трехтысячелетной давности. Солнце, небо символизирует донгелек - круг, четыре сторона света - торт кулак, торткул - крестовина, шугыла - луч солнца, айгул - лунный цветок, айшык гул - полумесяц. Узор айгул - один из древнейших. В сочетании с треугольными пирамидками он встречен на памятиках искусства гуннов, на женском нагруднике из Пазырыкского кургана. Древняя символика вкладывалась в значение некоторых орнаментов. Кошкар муйіз (бараний рог) и аша туяк (раздвоенное копыто) обозначают материальное благополучие скотовода; если одежда украшалась узором туйетабан (верблюжий след), то это означало, что одежда сшита для дальней дороги; если человек желал кому-то счастья, свободы независимости, то дарил вещь со знаками кусмурын (птичий клюв), кусканат (птичье крыло). Девушки и теперь носят "кусмурын жузік", "бес білезік" браслеты на цепочке где одно кольцо - птичий клюв, другое - птичье крыло. В древности окраска изделий в определенные тона, использование в орнаментах тех или иных красок имели символическое значение, служили выражением определенных понятий и представлений. Так, синий свет - символ неба, поклонение тенгри, красный - огня, солнца, белый - истины, радости, счастья, желтый - разума, черный - земли, зеленый - весны, молодости. Таким образом, цвет и орнамент в древности имел ритуальное значение. 2. Убранства юрты

Картина Маната Каспака

"Праздник"

Предметом особых забот кочевых и полукочевых скотоводов была юрта, самое удобное и практичное жилье, приспособленное к особенностям природы и быта. В юрте и ее убранстве как бы сфокусировались все достижения домашних промыслов и ремесел. Как уже отмечалось - этот мобильный архитектурный тип берет начало в круглых стационарных жилищах (тощала) из дерева и камня, известных в Казахстане с конца II тысячелетия до н. э. (поселения Бугулы, Шагалылы).

Самые ранние сведения о сборно-разборном жилище дошли до нас со времен Геродота. Многовековая эволюция кочевого жилища привела к выработке четких пропорций и правил установки и разборки юрт. В Казахстане был наиболее распространен так называемый кыпчакский тип юрты, отличающийся, например, от калмыцкого, имеющего конический верх, сферическим сводом.

Внешний вид юрты и внутреннее убранство менялись в зависимости от ее функционального назначения. Самыми крупными и наиболее роскошными были парадные юрты (ак-уй, ак-орда, боз-уй). К числу парадных сооружений относятся юрты для гостей (конак-уй) и сделанные с особым изяществом и любовью жилища молодоженов (отау-уй). Парадные юрты в среднем состояли из 18, а самые большие из З0 решеток (канат). Для сравнения скажем, что стены (кереге) обычной жилой юрты собирались из 6 решеток.

Помимо основных жилых юрт и парадных сооружений существовали и другие типы сборно-разборных построек, отличающиеся простотой конструкции и внутреннего убранства, например, военно-походные юрты. Более просторные из них назывались аб-лайша, а самые маленькие, составленные из трех решеток, коротких купольных реек (уук) и миниатюрного верхнего круга (шанырак) именовались жолым-уй. Специальные юрты выделялись также под кухни и склады.

В многочисленных музеях и художественных собраниях хранятся выдающиеся образцы прикладного искусства народных художников, связанные с убранством юрты, изготовлением предметов домашнего обихода.

2.1 Юрта – традиционное жилище казахов.

До последнего времени происхождение юрты, формирование ее конструктивных особенностей живо обсуждаются в специальной литературе. По мнению С.И. Вайнштейна, прототипом современной юрты послужила юрта древнетюркского типа, изобретение которой относится к середине I тыс. н.э. и которая своими конструктивными особенностями связана с более ранней формой переносного жилища – полусферическим гуннским шалашом. В любом случае ясно, что юрта кочевников является продуктом длительного развития, постепенного совершенствования более примитивных типов жилищ. Эта конструкция с оригинальным архитектурным решением, со сложным семантическим смыслом отражает уровень культурного развития тюркских племен, их сложную идеологию.

Юрта не раз подробно описывалось в дореволюционной и советской этнографической литературе, поэтому кратко остановимся, на основных принципах ее устройства.

Тесная связь и параллель между образно-концептуальной моделью мира и юртой прослеживается в ее строении. Юрта (уй, кииз уй) состоит из деревянного каркаса и кошомного покрова. Каркас юрты состоит из трех частей: кереге (решетчатый остов), уык (жерди, подпирающие верхний круг), шанырак (верхний круг) – каждая из которых составляет определенный уровень по вертикали. Деревянные части остова изготовляли мастера (уйши, агаш уста), работавшие по заказу или на рынок. В некоторых местах, богатых лесом (урочище Актал, Каратал, Чаган-Узун и Джазатор), существовали небольшие центры по производству заготовок для юрт. Мягкие детали юрт, войлочный покров, маты из степной травы чия (ший), тканые полосы, веревки и другие украшения из материи выделывали женщины.

Деревянный остов состоял из решеток, обода, жердей, соединяющих решетку с ободом, и дверной рамы (босага). Кереге обычно делали из тальника. Очищенный от коры и высушенный тальник распаривали в тлеющем бараньем помете, а затем при помощи несложного станка придавали несколько изогнутую форму. У подготовленных таким образом планок в верхней части делали с одной стороны срез, а нижнюю часть – круглой в сечении. Для придания планкам большей упругости по поверхности прорезали продольные борозды.

Из 20 перекрещенных саганаков, скрепленных продернутыми в отверстия сыромятными ремешками из верблюжьей кожи, делали звенья цилиндрической стенки юрты. Крепление очень подвижно, поэтому решетки легко сдвигалась и раздвигалась. Размеры звеньев не были стандартными, но обычно длина расставленного звена не превышала двух метров при высоте 1,2–1,5 м.

Решетки различались на торкоз и желкоз. Первые изготавливались из более массивных планок, и отверстия в решетке получались меньшими. Такие кереге шли для больших юрт. Желкоз кереге делались из легких планок с крупными отверстиями. Они были менее прочными и чаще употреблялись казахами среднего достатка. М.С. Муканов полагает, что решетки-желкоз устойчивее при сильных порывах ветра, а кош-агачские казахи считают, что при сильных порывах ветра большой устойчивостью обладает решетки-торкоз. Обод обычно связывали из двух-трех березовых стволов с естественной кривизной (иногда делали и из одного ствола), его скрепляли несколькими парами параллельных дужек, обращенных выгибом кверху. По окружности обода выдалбливали сквозные отверстия, куда вставляли верхние концы жердей, достигавших до 2,5 м длиной. Вверху они заканчивались четырехгранным заострением. По формам купола юрты казахов делились на два типа. Наиболее распространенный – низкий полусферический купол; обод у этих юрт был большего диаметра, а жерди имели большой выгиб в нижней части. Второй тип, распространенный в некоторых селах на Южном Алтае, с ободом меньшего размера и более прямым концом жерди. Этот тип был ближе к монгольской юрте. Возможно, что ее появление тесно связано с влиянием монгольской культуры.

Отдельные части деревянного каркаса юрты были настолько прочными, что выдерживали тяжесть кошомного покрова, напор ветра, снега и утепляющего зимнего покрова. Каркас так прочно и надежно скреплялся, что установленную юрту можно было поднять, не разбирая. Вес деревянного каркаса большой восьмиканатной юрты в среднем составляет около 150–200 кг.

Войлочный покров юрты состоял из четырех основных частей, соответствующих четырем частям каркаса. Решетчатую цилиндрическую стенку покрывали четырьмя квадратными кусками кошмы, которые закрывали также нижнюю треть купола. Два трапециевидных войлока накрывали весь купол, оставляя открытым лишь обод. Сверху привязывали за три угла прямоугольную кошму с несколько вытянутыми углами, четвертый угол не привязывался: с помощью пришитой к нему длинной веревки и шеста с развилкой, этот угол кошмы оттягивали и открывали верхнее отверстие, представлявшее одновременно световое окно и выход для дыма, который закрывали во время холода или дождя. Последнюю часть войлочного покрова составляла дверь – прямоугольное полотнище, сшитое из двойного слоя кошмы и подшитое на циновке, сплетенной из травы. Кошомную дверь вверху привязывали к ободу, нижним краем она касалась земли.

Вместо отдельных кошм для купола и стен юрты местами употреблялись длинные покровные войлоки, покрывавшие деревянный каркас от обода до низа. Такие покровы были отмечены С.И. Руденко в Западном Казахстане, встречались они в Семипалатинской и Карагандинской областях.

Все покровные кошмы отворачивали для прочности волосяным шнурком. По углам к кошмам пришивали узкие тканые полоски или волосяные веревки для крепления на остове юрты.

Вся работа по сборке и разборке юрты возлагалась на женщин. Юрту обычно могут установить 2–3 женщины и справлялись они с этим делом в течение одного часа. Сначала ставили по кругу звенья «кереге» и связывали их между собой тканой тесьмой, между двумя решетками вставляли и привязывали дверную раму. Затем кто-либо из мужчин поднимал обод, пользуясь специальным шестом с развилкой на конце, его укрепляли 3–4 жердями, а затем вставляли остальные, привязывая их нижние концы к верхним развилкам «кереге». Решетчатую стенку вверху, где она скреплялась с жердями купола, снаружи стягивали широкой тканой полоской, достигавшей 30–35 см (даже до 45) ширины. Баскур обычно имел орнамент и представлял собой один из обязательных декоративных элементов интерьера юрты. В Южном Казахстане, где распространено ковроткачество, и в отличие от кош-агачских казахов, нередко встречались баскуры с ворсовым узором. Богатые юрты стягивали двумя или даже тремя баскурами.

Решетчатые стенки каркаса сначала снаружи обставляли орнаментированными чиевыми циновками, затем привязывали кошмы, покрывавшие цилиндрическую нижнюю часть, привязывали кошомную дверь, накрывали купол. Снаружи, примерно на половине высоты керег, кошомный покров опоясывался волосяными арканами или тканой лентой, к которой привязывали веревки покровных войлоков купола юрты. Если юрту покрывали длинными кошмами, то снаружи в двух местах перевязывали белдеу. Войлочный клапан прикрепляли в последнюю очередь.

Ленты, различные по ширине и узору, ткали из шерстяной, чаще верблюжьей пряжи. Они служили украшением интерьера. С ободов внутрь юрты спускались тканые или плетеные узкие ленты, а в случае сильного ветра их привязывали к колу, вбитому в середине юрты. С купола свисали ленты для перевязывания жердей во время перевозок юрты. Эти ленты нередко заканчивались разноцветными кистями.

В случае сильного ветра внутри юрты укреплялись дополнительные шесты-подпорки, накидывалась веревочная петля на купол. В течение веков кочевнической жизни казахи выработали строгое и рациональное распределение весьма ограниченной площади своего жилища, на которой надо разместить все необходимое для домашнего обихода.

Посередине юрты отводилось место для очага. Такое его расположение создавало наилучшую тягу для огня и способствовало более равномерному согреванию помещения. В конце XIX – начале XХ вв. огонь разводили прямо на земле или делали для него в земле небольшое углубление. Над костром устанавливали железный треножник для котла или «мосы» с крючком для подвешивания чайника. В настоящее время используют железные печи, изготовленные из стальных бочек.

Весь пол юрты, т. е. земля, за исключением места для очага, застилалась домотканиной и кошмами. Против двери за очагом – самое лучшее место, там у стенки юрты устанавливали горку, т. е. складывали основное имущество. Обычно вниз ставили особую деревянную подставку, на ней располагали сундуки, кошомные футляры или тюки с запасной одеждой и другими вещами, сверху укладывали свернутые одеяла, подушки и т. д. Иногда это горку покрывали орнаментированным войлочным ковром или матерчатым покрывалом с вышивкой.

Место перед горкой называли «тор» – самое почетное место в юрте: здесь обычно сидели глава семьи и наиболее почетные гости. Поверх обычной кошмы его застилали специальными подстилками для сидения, стеганными на шерсти, меховыми (корпе, бостек), орнаментированной кошмой или ковром.

Пространство юрты возле входа (босага) предназначалось для хозяйственных целей, Направо от входа была женская половина, тут размещали различные пищевые припасы, посуду, на стенке развешивали вяленое мясо, здесь же стоял кожаный сосуд для кумыса на деревянной подставке, шкафчик для самых ценных продуктов (чай, сахар, сладости). Нередко этот угол отделялся ширмой. Слева от дверей размещали вещи, связанные с мужской работой: седла, сбрую, оружие и др. Зимой, в сильные холода здесь могли поместить больного или преждевременно родившегося ягненка, другое слабое животное.

По обе стороны от дверной рамы размещали постели хозяев юрты – справа старших, а слева младших членов семьи. На ночь постели расстилали, а днем свертывали и укладывали у стенки. Довольно распространенным элементом убранства юрты стали деревянные кровати производства казахских ремесленников. Постель завешивали пологом из красной ткани. За постелью висел настенный ковер из орнаментированной кошмы или вышитой ткани, нашитой на войлок.

Даже снаружи богатая юрта выглядела очень нарядно, так как для ее крепления использовались тканые орнаментированные шерстяные ленты. Кереге были обставлены узорными циновками, на такой же циновке была подшита кошомная дверь.

При перекочевках юрту разбирали на составные части и перевозили вьюком.
Юрта легко собирается и разбирается. Она хорошо сохраняет тепло, защищает от ветра, а летом от жары. Чиевая прокладка препятствует проникновению сырости, если покровные кошмы промокали от дождя. Летом в жару нижние войлоки поднимают для прохлады, а прокладка из чия предохраняет от проникновения пыли и сора. На зиму юрты утепляли: накрывали двойными кошмами, обкладывали снегом, обставляли снопами камыша, окапывали землей. Аулы ставили в местах с естественными укрытиями от ветров и буранов. В морозные дни в юрте постоянно горел костер, но, несмотря на это, ее обитатели не снимали одежды, а в морозы одевали и меховые шубы.

С юртой была связана вся жизнь казаха, поэтому она занимала особое место в быту чуйских казахов. Шанырак была семейной реликвией, передавался из поколения в поколение, кара шанырак юрты отца почитался сыновьями как святыня. В серьезных случаях казах клялся, глядя при этом на шанырак. Большое внимание уделялось свадебной юрте (отау), ее качество и красота убранство должны были обеспечить счастье новой семье. Видимо поэтому, по словам А.Х. Маргулана, «для художественной обработки отау и казахи среднего достатка не жалели ни средств, ни материалов; все стремились сделать свадебную юрту более нарядной, элегантной. На проведение свадьбы они нередко тратили все свое достояние».

Казахская юрта является не только элементом материальной культуры народа, но и содержит символику, в которой сосредоточена самая разнообразная информация о религиозно – мифологической картине мира. В народной картине мира казахов и их предков моделью служили, во-первых, доступные обыденному сознанию внешние признаки окружающего мира (ср. макрокосмос – юрта), во-вторых, человеческое общество.

2.2. Внутреннее убранство юрты

Внутреннее убранство юрты складывается из предметов, изделий, созданных домашними промыслами в различных регионах Казахстана. Круговая форма юрты, отсутствие внутреннего деления на секции, ограниченность площади привели к размещению бытовых предметов вдоль кереге или на его головках, а также на уыках. Но, несмотря на отсутствие секций внутри юрты, каждая часть интерьера имеет свое традиционное назначение.

В центре юрты, считающемся по поверьям казахов “пуповиной” жилища, располагается очаг, на котором готовили пищу, а в холодное время года здесь разжигали костер, обогревая юрту.

Самое почетное место юрты – тёр – за очагом, напротив входа, предназначено для гостей. Слева от него – место отдыха хозяев юрты, справа – место отдыха молодых. Пространство возле входа называется босага, оно условно делится на две части: слева от входа – место для хранения конской сбруи, седел и другого инвентаря, связанного с хозяйством, справа – место хранения домашней утвари и различных предметов домашнего обихода.

Предметы быта выполняли не только утилитарную задачу, но имели художественное значение, создавая единую систему интерьера жилища, которая определяла эстетические вкусы и культуру мастеров и народа в целом.

К комплексу предметов и изделий относится в первую очередь, деревянная мебель: кровать (тосекагаш), хранилища продуктов (кебеже), сундуки для вещей (сандык), подставка (жукаяк), шесты-вешалки (адалбакан). Отличались они отделкой (резьба, раскраска, инкрустация костью и серебром) и зависели от социально-экономического положения владельца юрты.

В каждой юрте можно было встретить набор кожаной и деревянной посуды: для кумыса – саба, торсык, его распития – ожау, шара, тостаган, а также изделия из металла: треножник – мосы, кувшин – кумган и т.д.

Пол юрты застилался бело-коричневыми сырмаками, текеметами (постилочные войлочные коврамы), алаша (безворсовые ковры). В Семиречье бытует разновидность сырмака, название которого откииз (от – огонь, кииз – войлок). В регионе ковроделия пол юрты застилают не только текеметами, но и алашой (безворсовые тканные ковры), в интерьере юрты преобладали предметы ткачества. Причем, любое изделие носило в первую очередь утилитарную нагрузку: так, развешанные по стене вещи защищали помещение от холода.

Интерьер юрты дополняли различные тканные узорные ленты: свисающие с купола уык бау, крепившие войлочные покрытия к уыкам туырлык бау, узiк бау, баскур, скреплявший юрту в месте стыка кереге и уыков, чиевая циновка, оборачивавшая юрту между кереге и туырлыком, создавая общий фон. В интерьер юрты органично входили детали деревянного каркаса, украшенные резным орнаментом, инкрустированные костью, серебром. В шанраке орнаментом украшался сам круг и поперечные планки.

На головки кереге подвешивались объемные сумки для хранения вещей – керме, орнаментация лицевой части которых напоминает композицию небольших ворсовых ковров. В пространстве босага на головках кереге хранились коржыны, аяк капы, кесе капы, без которых нельзя обойтись при откочевке на дальний отгон. В их карманах хранились продукты и различные бытовые предметы.

Ворсовые ковры развешивались по обеим сторонам от почетного места, их красота сразу же бросалась в глаза входящему в юрту. Кроме ворсовых ковров, на кереге вывешивались тускиизы (настенные ковры на войлочной или тканевой основе), вышитые хлопчатобумажными и шелковыми нитями.

Большая часть жизни кочевника проходила в его микрокосмосе – юрте. Она была показателем искусства и достатка ее владельца. Человек, вошедший в юрту, попадал в мир орнамента - здесь каждая вещь, имеющая свое утилитарное, функциональное значение, способствовала своими качествами, проявившимися в декоративно-прикладном оформлении, духовности.

Века, годы поглотили имена многих мастериц, создававших прекрасные вещи. Но сохранившиеся в музеях и как семейные реликвии, предметы быта говорят о том, насколько велики были в своем мастерстве и искусстве наши предки.

Заключение

Известный русский этнограф Потанин Г.М., внесший значительный вклад в изучение культуры, быта, народного творчества казахов, писал об этом так: "В его (казахского народа - Т.) похоронных и свадебных обрядах и судебных обычаях столь много особенного, указывающего на сложную жизнь, прожитую киргизским народом; в преданиях, народной этике, в чертах народного характера так много оригинального, что в этом историческом наследстве, которое может доставить большой материал ученым для изучения, казахская жизнь найдет впоследствии элементы для развития . Пусть почва степей усыхает, пусть природа окажется бессильною в борьбе с надвигающимся веянием пустыни, для казахской жизни есть обильный источник сил и средств в духовном организме народа, если только сами киргизы не от него не отвернутся" /204, с.301/. Творческое осмысление принципов формообразования народного искусства представляют бесценный опыт для гармонической организации современной среды обитания человека со всеми его сложными функциями, социальными и эстетическими задачами.

Список использованной литературы:

1. http://vsyashkola.uspenka.kz

2. http://www.kazakhistory.ru/post36.html

3. Муканов М.С. Казахская юрта. Алма-Ата, Кайнар, 1981. - 219 с

4. http://new.elim.kz/article/103/

5. http://www.bestreferat.ru

6. http://ru.encyclopedia.kz/wiki

7. http://www.art-drawing.ru/countries-and-cities/2976-kazakh-soviet-socialist-republic

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ