Смекни!
smekni.com

Мольер 17 век (стр. 1 из 2)




ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ МОЛЬЕРА

Жан-Батист Поклен (15.01.1622, Париж, - 17.02.1673, Париж), вошедший в исто­рию литературы под именем Мольера, родился в 1622 г. в Париже. Его отец, Жан Поклен, владевший лавкой и мастерской на одной из парижских улиц, имел наследственное звание при­дворного обойщика. Из старинного рода ремесленников происходила и мать Мольера. Отец надеялся, что и сын продолжит семейные традиции и станет придворным обойщиком - верным служителем короля.

Но сына влекли иные пути. Уже в детстве он полюбил театр. Во время прогулок с дедом по Парижу мальчик не раз видел представления бродячих актёров на ярма­рочных площадях, полные жизнерадостного веселья и боевого задора народные фарсы. Удачливый крестьянин оставлял в дураках корыстного попа и насильника - ари­стократа. Молодая жена ловко надувала старого деспо- та - мужа. Сыпались звонкие пощёчины, раздавались взрывы смеха, неслось над толпой хлесткое и вольное «шутовское слово».

Иногда юный Жан-Батист приходил с отцом во дво­рец короля, где часто разыгрывались придворные спек­такли. Там перед мальчиком развёртывалось зрелище совсем другого рода. Мерно лились стихотворные тирады возвышенных героев, задрапированных в античные плащи, величаво и плавно выступали нарядные дамы в напудренных париках. В это время начинался расцвет славы «бесподобного Корнеля», автора «Сида», созда­теля классических образцов французской трагедии.

И у сына обойщика родилась смелая мечта - самому стать одним из этих величавых героев сцены - сделаться актёром. Он таил эту мечту от всех, ведь к профессио­нальным актёрам относились тогда, как к отверженным людям, жалким бродягам.

Учился Мольер в Клермонском коллеже - одном из лучших учебных заведений того времени. Уже на школьной скамье будущий драматург познакомился с древнеримскими комедиями Плавта и Теренция. В то же время он глубоко заинтересовался трудами античных философов - материалистов и даже самостоятельно пере­вёл на французский язык поэму Лукреция «О природе вещей». По окончании коллежа юноша продолжал зани­маться само-образованием. К этому времени относится первое его знакомство с философией Пьера Гассенди, ока­завшей на него глубокое влияние.

Всячески пытаясь уклониться от занятий, «наслед­ственным» делом обойщика и торговца, молодой Поклеп выдержал экзамен на лиценциата прав. Но юридическая карьера также не увлекала его, и он решил, наконец, от­крыто объявить отцу о своём желании стать актёром. Отказавшись от всех наследственных прав и званий, он вступил на новый путь и избрал себе новое имя - сце­нический псевдоним - М о л ь е р (Moliere). Организовав труппу из 9 человек и дав ей пышное название «Блистательный театр», он начал гастроли в Париже. Однако судьба пер­вого театрального предприятия Мольера оказалась дале­ко не блистательной. Соперничать с богатыми большими театрами юной труппе было не под силу. Не хватало денег и подходящих пьес, которые могли бы привлечь внимание публики. Мольеру не раз приходилось отбывать краткосрочное заключение в долговой тюрьме Шатле. Вскоре «Блистательный театр» пришлось закрыть. Но первая неудача не обескуражила молодого энтузиаста. Он решил попытать счастья в провинции, куда и поехал в 1645 г., присоединившись к труппе бродячих актёров.

Начался трудный период в жизни Мольера - тринадцать лет скитании, беспре­рывного труда и необеспеченного существования бродя­чего комедианта. Но эти годы послужили подлинной школой жизни, богатым источником опыта для будуще­го драматурга.

В те годы во Франции шла напряжённая политиче­ская борьба. Лишённые прежних вольностей феодалы предприняли последнюю попытку выступить против абсолютизма. Однако королевская власть победила и ещё более упрочилась.

Мольер, наблюдая окружающую жизнь, делал свои выводы и обобщения; он видел, что своевольные насиль­ники - феодалы и мракобесы - церковники глубоко враж­дебны народу. Однако в первых его драматических опы­тах, относящихся к началу 50-х годов, сатирический дар писателя ещё не развернулся полностью, он достиг рас­цвета десятилетие спустя.

Мольер начал деятельность драматурга, желая поправить дела своей труппы, постоянно страдающей от недостатка репер­туара. Первые его произведения были написаны в духе народных фарсов. Они не дошли до нас, так как пьесы тогда ещё не печатались. От них сохранились лишь названия да отзывы современников. Повидимому, некоторые из них представляли собой лишь канву для театрального представления, неболь­шие сценарии, где оставлялось место для актёрской импровизации.

Но вскоре Мольер начал создавать и самостоятель­ные комедии. Правда, сюжеты их он заимствовал из на­родного театра, из народных повестушек, а порой - из произведений античных авторов. Драматург говорил своим друзьям: «Я беру моё добро там, где его нахожу». Но эту сюжетную канву он расцвечивал такими яркими бытовы­ми чертами, в условные комические образы - маски вкла­дывал такое живое современное содержание, что получа­лись совсем новые произведения, отличавшиеся остротой и свежестью. И публика принимала их с восторгом. Сам автор талантливо исполнял главные комические роли своих пьес. Известность труппы всё росла, отзывы о те­атре донеслись до столицы. Друзья Мольера стали уго­варивать молодого короля Людовика XIV вызвать драма­турга с его труппой в Париж. В 1658 г. состоялось пер­вое представление мольеровского театра в королевском дворце.

Трагедия, которую поставила провинциальная труп­па, не вызвала особых похвал, но последовавшая за ней комедия - фарс «Влюблённый доктор» была настолько полна жизнерадостного веселья и притом так хорошо сыграна, что привела в восторг зрителей и вызвала одоб­рение короля. Театр решено было оставить в Париже.

В 1659 г. Мольер создаёт первую свою сатирическую комедию «Смешные жеманницы». В этой пьесе он остро высмеивает увлечение салонно - аристократической литературой и великосветскими нравами, показывал тот вред, который оно приносит обществу.

Комедия вызвала вражду к её автору в реакционных кругах общества и прежде всего в аристократических салонах.

Возрастающий успех театра Мольера содействовал тому, что эта глухая вражда постепенно перешла в под­линную войну, объявленную реакционерами драматургу - обличителю. Они стараются повредить Мольеру, заста­вить его замолчать. В 1660 г., пользуясь отсутствием ко­роля, они выгоняют труппу из занимаемого ею помеще­ния. Однако эти попытки ни к чему не привели.

В 1661 г. Мольер написал и поставил новую коме­дию - «Урок мужьям», а в следующем, 1662 г., - «Урок жёнам». В обеих этих пьесах, и особенно остро во вто­рой из них, Мольер восстаёт против деспотизма мужей, основанного на материальной зависимости и угнетении женщины, против подавления естественных склонностей во имя денежного интереса.

Пьеса «Урок жёнам» вызвала ожесточённые нападки со стороны врагов Мольера, число которых всё возраста­ло. Вокруг комедии разгорелись литературные бои. Вра­ги драматурга пытались всячески её опорочить, обруши­ваясь на реалистические её черты. Авторы многочисленных пасквилей и пародий на пьесу Мольера пытались доказать, что она груба, написана в угоду низкой черни.

Но драматург дал достойный отпор своим врагам, разя их литературным оружием. Одну за другой, с необычайной быстротой он создал две комические пьесы: «Критика Урока жёнам» и «Версальский экспромт». От­вечая в них клеветникам и недоброжелателям, Мольер показывает всю несостоятельность их нападок и вместе с тем высказывает свои взгляды на задачи комедии, подчёркивая общественную воспитательную роль этого жанра и давая ему новое социальное осмысление. «Если во всех старых комедиях можно всегда найти весёлого слугу, который заставляет зрителя хохотать, так в ны­нешних пьесах для всеобщего развлечения нужен умори­тельный маркиз», - утверждает Мольер.

Разбитые в литературных боях враги стали донимать драматурга личными выпадами, грязной клеветой на его частную жизнь. Но им не удалось сломить Мольера. В борьбе и полемике его сатирическое дарование всё шире развёртывалось и крепло.

В 1664 г. Мольер создаёт свою великую комедию «Тартюф», в которой направляет правляетудар против церковников, коры­стных и хищных лицемеров, угнетающих и развращающих французское общество под предлогом нравственного его исправления. Комедия была поставле­на в Версале во время пышных дворцовых празднеств, носивших название «Увеселения волшебного острова». К оформлению этих королевских развлечений был при­влечён и Мольер. Но драматург использовал версаль­ские сады как трибуну для нового своего смелого сатири­ческого выступления. Негодование церковников и реак­ционеров было неописуемо. Организовался целый «заго­вор святош» против драматурга, и они добились запре­щения комедии.

Началась длительная борьба Мольера за «Тартюфа». Он пишет на имя короля прошение, в котором заявляет: «Тартюфам удалось ловко втереться в доверие Вашего величества, и оригиналы добились запрещения копии». Но заявление не помогло, Мольер переделал пьесу.

Король разрешил к постановке комедию в её новом варианте. Но парижский архиепископ запретил исполнять и смотреть «еретическую» комедию под угрозой отлучения от церкви.

В разгар борьбы за «Тартюфа» Мольер написал две замечательные комедии - сатиры: «Дон-Жуан» (1665) и «Мизантроп». В первой из них он под обличием леген­дарного обольстителя женских сердец Дон-Жуана нари­совал типический образ французского аристократа, разо­блачив его моральное разложение.