Смекни!
smekni.com

Состояние и пути совершенствования культурной деятельности детского досуга г Санкт-Петербург (стр. 1 из 5)

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Факультет культурологи

Состояние и пути совершенствования

культурной деятельности детского досуга

города Санкт-Петербург

курсовая работа

Выполнила: Капустян Яна Ярославна

Группа: 237 «в»

Проверил: Ермаков

Санкт-Петербург

2007


Содержание

Введение

Глава первая

Досуг и его функции

Глава вторая

Пути совершенствования деятельности детского досуга

Заключение

Список литературы


Введение

На первый план в шкале жизненных ценностей в экономически развитых странах население выдвигает интересное проведение досуга. И проведение досуга для детей и юношей уделяется значимое внимание.

В настоящее время главным для человека стало выбиться в «люди», добиться успехов в своих начинаниях для дальнейшего процветания и зарабатывания денег. И для детей жизненно необходимо

найти себя, открыть свои способности и возможности, определиться в своих интересах. Именно для этого существуют дома детского и юношеского творчества, где дети дают волю своей фантазии, открываются и определяются в дальнейшей жизни.

Но такие учреждения играют важную роль и в развлечении детей.

Четыре функции детского досуга развивающая, познавательная, развлекательная и образовательная наиболее удачно совмещаются в детских домах творчества. Детский дом творчества – своего рода клуб для юных дарований, в котором дети и юноши проводят время с удовольствием и с пользой на развитие своих способностей. Это учреждение, которое создано специально для самовыражения ребёнка. Помимо кружков, секций для творчества, существуют специальные развлекательные программы, которые проводятся в праздничные события, в этих программах также участвуют дети, как в роли участников, так и в роли зрителей.

Кроме того, нарастающий темп жизни, увеличение продолжительности рабочего дня родителей не даёт возможности уделить достаточно времени своим детям, ставит вопрос о необходимости в таких учреждениях как дома детского творчества. Здесь любому ребёнку исключено почувствовать себя одиноким. Здесь имеет важность занятости, заинтересованности своего дела, а также открытия своего «я». Это особенно важно для ребёнка прежде всего, чтобы самоутвердиться перед собой и окружающими.

Также детские дома творчества, вовлекая детей в творческий процесс, может сыграть немаленькую роль в будущей жизни человека, в его последующем выборе.

Кроме того, детский дом творчества является единственным местом, где творческие успехи ребёнка имеют значимый коэффициент, оцененные с профессиональной точки зрения и дающие возможность совершенствовать свои результаты, тем самым прокладывая дорогу в возможное будущее.

Актуальность темы заключается в том, что в Санкт-Петербурге наблюдается тенденция снижения посещаемости детей таких мероприятий как кружки и развлекательные программы, по моему мнению, играющие большую роль в формировании личности. Всё это происходит потому, что современный ребенок находит всему этому замену, которая отражается в просмотре телевизора и играх в компьютер. Это, на мой взгляд, развращает и уничижает будущую индивидуальность, так как содержание телевизионных программ а также игр, заключают в себе определённый формат созданный социумом, который заставляет восприимчивого ребёнка «копировать» представленные ему образы. Это всё не дает возможности развития внутреннего «я», личности, индивидуальности.

Актуальными видятся малобюджетные проекты активизации и индивидуализации деятельности детских домов творчества, совместно с заинтересованными коммерческими структурами по единой с детским домом творчества программе и при сохранении его миссии.

Проблема исследования: не разработанность технологии формирования малобюджетных проектов по активизации и индивидуализации деятельности детских домов творчества города, позволяющих увеличить посещение детей из семей разного достатка.

Объектомисследования стал СПб Детский дом творчества «Союз»

Предмет исследования: реализация социально-культурного потенциала дома детского творчества в организации детского досуга.

Цель исследования: обосновать основные направления реализации социально-культурного потенциала дома детского творчества в системе организации детского досуга.

Гипотеза исследования: реализация социально-культурного потенциальна детского дома творчества в организации детского досуга будет наиболее полной, при условии: - выявления и систематизации досуговых интересов детей, исходя из типа и стадии жизненного цикла семьи;

- создание детского досуга, соответствующего интересам детей;

- взаимодействия детских домов творчества с различными общественными структурами и учреждениями социально-культурной сферы, специализирующихся на организации детского досуга;

Задачи исследования: - охарактеризовать особенности организации детского досуга;

- раскрыть сущность деятельности детских домов творчества как средства организации детского досуга;

- определить ведущие методы и формы организации детского досуга средствами домов детского творчества;

- проанализировать опыт организации детского досуга средствами домов детского творчества в Санкт-Петербурге;

- разработать методические рекомендации по реализации в системе организации детского досуга;

Методы исследования: 1.При написании курсовой работы я опиралась на библиографический метод исследования, который позволил проанализировать литературу по данной проблеме:М.А. Ариарского («Прикладная культурология»), Г.Л. Тульчинского («Менеджмент в сфере культуры»), Кагана М.С. («Град Петров в истории русской культуры»).

2.Использовался контент-анализ, с помощью которого проанализированы основные направления деятельности данного учреждения.

3.Метод интервьюирования.

4.Метод анкетирования.

Этапы исследования.

1. Анализ литературы по теме.

2. Исследование деятельности детского дома творчества «Союз»

3. методические рекомендации по оптимизации деятельности детского дома творчества «Союз»

Положения, выносимые на защиту: методические рекомендации по совершенствованию социально-культурного потенциала СПб детского дома творчества «Союз»


Глава первая

С учетом новой социально-культурной ситуации и сложившихся на рубеже третьего тысячелетия возможностей восприятия человеком духовных ценностей исследовательский коллектив смог обосновать технологию формирования личности как субъекта культуры и вычленить следующие функции социально-культурной деятельности как формы общественной практики, обеспечивающей реализацию механизма усвоения культуры:

- адаптивно-нормативную – в первую очередь связанную с хоминизацией личности, освоением формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и других элементарных человеческих качеств, адаптацией к социуму и его культуре, приобретением способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;

- образовательно-развивающую – обеспечивающую освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности;

- преобразовательно-созидательную, которая принимает на себя вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества;

- эколого-охранительную, концентрирующуюся на формировании экологической культуры, сохранении культурного наследия, природной и культурной среды;

- информационно-просветительную, выражающуюся в накоплении, хранении и распространении информации, в культурно-просветительской деятельности, в формировании интеллектуальных и иных качеств, необходимых человеку информационного общества XXI века;

- интегративно-коммуникативную, реализующую диалог культур, взаимовлияние локальных цивилизаций, раскрытие достижений национальных и региональных культур, обеспечение адекватного и гуманного восприятия субкультур, формирование культуры деловых и неформальных отношений;

- рекреативно-игровую, предусматривающую формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки.

Выявление функций социально-культурной деятельности позволило сделать и второй шаг – обосновать функции прикладной культурологии как науки, призванной осмыслить методологию и технологию этой деятельности, раскрыть ее теоретический и методический арсенал.

В результате удалось доказать, что семь функций социально-культурной деятельности обеспечиваются следующими функциями прикладной культурологии:

- научно-методической, предусматривающей методологическое обоснование созидающего потенциала социально-культурной деятельности и методическое обеспечение процесса его реализации;

- политико-проективной, предопределяющей правовое, экономическое, политическое, духовное обеспечение социально-культурной деятельности, социокультурное проектирование;

- культуроохранительной, обосновывающей технологии сохранения природной и культурной среды, непреходящих ценностей мировой и отечественной культуры, обеспечение гармонии в системе «человек- природа»;

- культуросозидающей, раскрывающей пути и средства разработки и реализации механизма последовательного вовлечения личности в мир культуры (хоминизации, социализации, инкультурации, индивидуализации), формирования разносторонне развитой, духовно богатой личности;

- культуротворческой, выражающейся в научно-методическом обеспечении процесса вовлечения человека в информационное общество XXI века и различные формы социально-культурного творчества;