Культурология как наука 8

Культурология . Культурология как наука сформировалась недавно(комплекс гуманитарных знаний) 20 век- послевоенное время, 50е гг- исследования гитлеровцев(общество формирует нравственные ценности)

Культурология .

Культурология как наука сформировалась недавно(комплекс гуманитарных знаний)

20 век- послевоенное время, 50е гг- исследования гитлеровцев(общество формирует нравственные ценности)

Чтобы уничтожить нацию нужно уничтожить культурные ценности, а духовные ценности заменить сиюминутными материальными.

Цель гитлеровцев- узкая специализация людей

Концепция массовой культуры-духовные ценности замещаются материальными, чтобы общество было управляемым, культура потребления.

Теория мультирультурализма.

Под культурой понимается- обычаи, верования, науки, искусства, всё то, что создано человеком

Всё что нас окружает-часть культуры.

Культура сделалана и формирована человеком

Цивилизационный подход:

Культура приблизительно тоже самое что и цивилизация(Кант)-иэто совокупность материальных и духовных благ.

Теологический подход(Соловьёв,Бердяев) :

Культура связана с духовными ценностями. (от слова «культ»)понятие единого Бога.

Концепция Шпенглера(Ницше):

Когда возникает цивилизация погибает культура.

Теория локальных культур( от лат. «locus»-место):

Культура имеет три стадии развития:

-возрождение

-стадия зрелости(культура отделяется от религии)

-разложение( к. погибает и переходит в цивилизацию)

1844 год-«Закат Европы»предсказал(Шпенглер) закат западноевропейской культуры, наличие признаков массовой культуры

Признаки вырождения культуры в цивилизацию:

-спорт

-излишняя забота о красоте

-любовь к воде

-идеал молодости, красоты, здоровья

Ницше в 40-е гг 19века, идол в гитлеровское время, выступал за революционную культуру, за свободу человеческого духа.

Тогда культура начинает развиваться

-интерес к внутреннему миру:

Школа психоанализа(родоначальник-Фрейд)-освободить сексуальные инстинкты(как и авангардисты-Пикассо,Дали…)

-интерес к личности:

Школа развив. Концепцию осевого времени(р.-Карл Ясперс)феноменологическая школа

Ось 5 в до РХ-время великих учителей(Моисей, Мухаммед)

Культуру нельзя рассматривать отдельно от истории

Личность формирует историю.

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР.

-В Древней Греции культура-образование, воспитание, формирование человека(человек подчиняется городу-государству), нелюбовь к чужакам. Paideia- воспитание(др.греч.)

-В Древнем Риме культура- это цивилизация

Культура-это благо,для удобства,для развлечения(Калигула) «хлеба и зрелещ»-------закат Рима(«civis»-гражданин)

-В Древнем Китае джень(дзень)-принцип отрешения,»путь в ничто»

Следование традициям - культ предков

-В Древней Индии дхарма-некий внутренний нравственный принцип, человек должен обнаружить его в себе.

-В Средние Века культура-культ. Христианство- человек-это образ, подобие Божие.

Цель:обожение(дотянуться до образа Божьего)

Личное начало-причастность к Божеству.

Средние Века: Бог

Человек

+грехопадение

-В эпоху Возрождения:

Культура антропоцентрична. Человек приравнивается к Богу. Человек в центре культуры

Эпоха Возрождения: Бог Человек

-Эпоха Нового Времени:

Связь Бога и человека разрушается. Возвращение к цивилизации(с 18 века)

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА.

«Antiques» лат.-древний. Впервые этот термин употребили художники Возрождения.

5 век до РХ- век наивысшего расцвета( Эсхил, Софокл, Еврипид…)

Культура греческая:

1. Первый период- крито-микенская культура. С 23 века до РХ по 14 век

2. Второй период-гомеровский. Эпоха темных веков. С 14 века до РХ по 8 век

3. Третий период-архаика(др.греч. arhe-начало) появляются полисы, начало государственности. 7 век до РХ-5 век первая четверть до РХ

4. Четвертый период-классика. 5 век до РХ- 3 век до РХ. Складываются основные каноны .

5. Пятый-эллинизм. 3 век до РХ- 5 век по РХ. В пятом по Рождество Христово закрываются последние школы.

Но античность не умерла, а стала основой христианства и дальнейших западноевропейских культур-вектор развития.

Античный космизм :

-Космос управлял всем, человек немыслим без влияния планет. Человек есть отражение макрокосмоса.

Хаос,бездна-начало для античного человека.Хаос рождает стихии. Стихии управляют всем,это начало всего. Далее рождаются 7 планет(зодиак(шумеро-вавилонская культура))

-Циклическое развитие Вселенной. Мир движется по кругу(Колесо Ананки->богиня необходимости)

-Учение о переселении душ

-Ретроспективность

-Традиционность(следование, передача, накопление знаний)

Учение о личности(внеличностный принцип):

Не было развито учение о личности, человек часть космоса. Цель человеческой жизни-жить по воле богов. Человек собой не управляет

В христианстве же-принцип свободы.

В театре-маски (специально гипертрофированные эмоции)Идеализированная красота. Стремление к идеализации. Единственное сходство с нашей культурой-язычество(неоязычество)

Крито-микенская культура была открыта недавно Артуром Эванском и Генрихом Шлиманом(Троя)

Конец 19 века-начало 20 века- открытие культуры

«Люди моря» (пираты) зародили эту культуру. По библии это филистимляне или финикийцы. Государством управляет василевс, развита торговля. Ремесло.Это цивилизация высокого уровня. Религия-великая богиня-матерь и культ быка.Случились две катастрофы:

1. Пришествие дорийских племён с Балкан и ахейцев

2. Извержение вулкана.

Рождение мифа о затонувшей Атлантиде.

Гомеровская Греция с 14 века:

Примитивная культура(никаких украшений)

Вазопись ( геометрический стиль)

Геометрика-филосовское мышление.

Ваза- картина мира(фигура женьщины). Происходит зарождение олимпийских богов и появляются первые учебные заведения(обучение мальчиков с 7 до 14 лет)

Все идеи воплотились у Гомера. Гомер-синтез, итог эпохи.

Складывается религиозная система.

Греческое чудопротофилосовский уровень, явление античной культуры.

Культура архаики: -эпоха колонизации.

Меняется характер культуры, становится более практичной, утилитарной.

Формирование архитектурной, ордерной системы.

Периптер-храм, дом с колоннами

Стили:

-Самый ранний архитектурный стиль-дорийский(толстая приземистая колонна-мужской стиль)

-далее ионийскйи стиль (желобки-каннелюры, и валюты(завитки))женский стиль

-третий стиль-коринфский.

Ордер-начало всей архитектуры.

Принцип золотого сечения: 1:3

Храм располагался на возвышенности. Агора-площать, где люди собирались к жертвеннику.

Не всякому туда можно было заходить.

Храм:

1.телестерии(Элевсинские мистерии-обряды в культах богинь плодородия Деметры и Персефоны)

2. агональные храмы

3. храмы для общественных служений. Формы служения:

1. Мистерии

2. Общественный культ

3. Оракулы и мантика.

Оракул-это особое, священное место, где совершаются прорицания( Дельфийский оракул)

Мантика-от др.греч.-безумие.

Пифии-женщины-служительницы

Орфизм,пифагоризм-5 век до РХ

Куросы, коры-изображение человека.

Анакреонт(гедонист),Архилох,Сапфо

Школы:

-Палестра(9-12 лет)

-Гимнасия(13-16 лет)

Период классики:

5 век до РХ. Греко-персидские войны

Перикл(покровитель художников,поэтов ,философов)-правитель Афин, тиран(принцип ксенофобии). Ордерная система-основа Афинской архитектуры.. Зарождение театра. Появление сначала трагедии, а зетем комедии. Отцы трагедии-Эсхил,Софокл,Еврипид. Комедии-Аристофан. Корни театра-мистерии. В театр могли входить только граждане-мужчины.(театральный термин «просып»-маска)

КУЛЬТУРА ЭЛЛИНИЗМА

Эллинизм-огречевание(возникает в связи с походами Александра Македонского). Взаимовлияние востока и запада( синкретизм). По сле смерти Алекса образуется:-египетское царство(Птолемеи) Александрия-центр эллинизма( мусейон---город-библиотека(!!!)-самая крупная) Мусейон дал возможность развитию естественных наук,философии(эпикурейцы…)

70 толковников-септуагинта

В мусейоне развиавется искусства: живопись,архитектура(коринфский орден)

Развивалась торговля(экспорт зерна, хлеба(Нил-земледелие))---- в Финикию, Палестину, Кипр.

Египет возвысился и продержался до 3 века по РХ,дольше других государств. Там же формируется своя школа.Политический строй: деспотия(во главе правитель, приближенные-близкие родственники)+круговая порука и бюрократия . Тип правления(деспотия) схож с типом правления фараона. Египет делился на области, опирался на войско,армию. Области-номы,военные округа,небольшая территория, во главе которой-стратег, военно-политическая власть, в 3 веке еще и административная. Есто пребывания царя-дворец. Царская власть в Египте-божественна..

Земли делились на два типа:дарственные(уступленные) и храмовые..

Кроме Египта ВЫДЕЛЯЛОСЬ ЦАРСТВО СЕЛЕКИДОВ.

Селевк собирал поход на Индию. 301 год до РХ-битва на Ипсе(завоевал Сирию,Месопотамию, Армению, Юг Малой Азии(Турцию)) Центр-Антиохия(река Аронта)

Средние Века-зарождение антиохийской школы( основа-Аристотель)

Селевк был убит при попытке захвата Фракии. Далее власть перешла к Антиоху Первому, но уже при Антиохе Третьем государство пошло в упадок.Причина неустойчивости:территория обширна,население неоднородно.. Власть Селевкидов пыталась быть военной деспотией, но больший акцент делался на светской власти. Торговые центры- Селевкия, Лаодикея. В Селевкии использовали обожженный камень, кирпич. Велась активная торговля с Ираном и тд. Селевкия слабее Египта,но города развитые:система орошения, более религиозная страна,7-8 этажные дома, общественный культ, водопровод.

ГОСУДАРСТВО ПЕРГАМ(Северо-Запад Малой Азии)

Основатель: Филатер(воевал с Селевком)

Династия: Атталиды

Расцвет : при Атттале Первом

Плодородные почвы(второй город по производству зерна), пастбища овец-из выделанных шкур делали пергамент (конкурировал с папирусом). В Пергаме находились ткацкие мастерские-эргастерии. Государство очень богато,доходы от пошлин с торговли, ремёсла(прогрессивный налог-с богатых много, с бедных-мало)ввели пенсионный фонд. Развитой город:храмы,театры, школы, бассейны… Одно из 7 чудес света- Пергамский Алтарь перед фигурой Зевса(гигантомания) Художественные полотна тоже были на военные темы.

Родос-торговый и ремесленный центр. Зерно,хлеб в обмен на хлеб-драгоценности. Работорговля. Система управления-демократия, аристократия. Народное собрание,совет-управление. Из-за денежного ценза , власти денег -не развилось искусство(утилитаризм). Много спортивных сооружений.

Лаокоон-жрец храма Аполлона.

Бактрия, Парфия, Рим, Нубия, Карфаген, Понтийское царство..

ЧЕРТЫ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ:
1. Синкретизм

2. Космополизм( человек-гражданин мира)

3. Индивидуализм (интерес к частной жизни человека) Стоицизм-философия, акцент на внутренней свободе человека. Индивидуализм не предполагает самоотдачи

В эпоху эллинизма формируется эпоха Средневековья( 1 век-зарождение христианстваПетр и Павел) Христианство-своеобразный феномен, оно похоронило язычество и впитала в себя черты язычества.

5 век по РХ-в России появляются первые проповедники.

4. Преобладание технических и естественно научных дисциплин, развитие науки,градостроитва, кораблестроительства, военное оружиебалиста), водяная мельница(Архимед), автоматизированный театр кукол, эвклидова математика( до Лобачевского являлась основой)

5. Ротосфен-энцеклопедист,глава александрийской библиотеки, математич. География

6. Гепарх-астроном. Гелиоцентрическая система мира

7. Тригонометрия(Герон), свойства пара

8. Ботаник Феофраст

9. Живопись, литература

Основа иконописи: энкаустика(погребальный портрет, погребальная дощечка)

Живописцы: Апеллеса, Лессив(скульптор), Харес, Пракситель. Появляется новый жанр в литературе:Феокрит, Колемах(сельская жизнь) биатриды-беседы(жанр), стромады-заметки, рассказы, замечания.

Платон открывал мир идей. Идеи божественны, они проявляют себя во всём. Боги по Платону-это определенные идеи. Идеи объединяются в единую божественную идею. Платонизм-Возрождение. Христианская догматика(Византия). Платон открыл идею о едином Боге. Трагедия человека в том, что он не может достичь божественного бессмертия. Но человек может приблизиться к Богу через познание. Мойевтика(Сократ)-диалоги. Всё причастно Божеству.

Калокагатия-красота без благородства.

КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Сам термин появился в 18 веке. Временные рамки(в эпоху Возрождения не отделяли Ренессанс и Средние Века):

1. Среднехристианское (1-4 века)

2. Византийское (5-7века)

3. Романское искусство(8-12века)

4. Готическое (13-15)

5. Далее эпоха Возрождения

Готика:

-ранняя 13 век

-высокая 14 век

-поздняя 15 век искусство пламенеющей готики

Собор Парижской Богоматери-синтез эпохи.

Западноевропейское средневековье начинается с падения Рима(5 век) 476 год. Европа долго пребывала в состоянии варварства. Западная Европа копирует Византию.

В 5 веке закрывается Афинская Академия. В 8 веке открывается академия Карла Великого( Ученые с Британии) с 5 по 8 век-расцвет Византии. До 5 века в Византии разрабатывается христианская догматика( философия Платона) Христианская догматика-трактовка Евангелия.. 4 век,325 год- первый Вселенский Собор, на котором разработан символ веры: красный цвет-символ человеческой природы, синий-божественной. Христос имеет две природы-б.и ч.(богочеловеческая природа) Бог является истинным человеком. Всего было семь вселенских соборов.Победа иконоподражания. Мусульмане отвергают иконы как идолы. Восьмой вселенский собор-введение догматики. Во время соборов вели борьбу с ересью(ересь арианство-Юг)

Формируется храмовое искусство, когда христианство становится гос. Религией.(328 год-с Эдикта Константина). До него христианское искусство развивалось в катакомбах( связь с античностью, символизм) Виноград-символизм причастия.Феникс-воскресенье.Орфей-сошествие Христа во Ад. Иисус Христос изображён в виде юноши(юность-эталон красоты) Бороду брили. Почемему христианское искусство развивалось в катакомбах? –христианство гонимо. –это символ победы христианстсва над смертью.

Антиминс- частичка мощей(for example:туринская площаница)

1. Первые богослужения были в античных храмах. Первые храмы-базилика.(вытянутое прямоугольное здание с двускатной крышей)

2. Далее к базилике прирощают трансепты(крест)

А)апсида(алтарная часть)купол-конха

Б)наос(место для народа)

В)дорога для шествия

Г)паперть(притвор)для людей ещё не принявших веру.

Скиния-святая святых:

1.Менора

2.Потир

3. Дискос(чаша)

4. Просфора

5. Копие(символ жертвоприношения)

6. Дароносица

7. Дарохранительница

8. Антиминс

9.ВоздУх(плат на чаше)

10. Звездица

Высокий иконостас появился в России. В западной церкви и в Византии нет иконостаса.

Литургия:

1. Проскомидия (приготовление) отпевание умерших,предначертательные псалмы.

2. Литургия оглашённых. Курс оглашённых-три года. Оглашённый-ещё не принявший христианство.

3. Литургия верных-завершение таинства причастия.

5 век-крестово-купольный тип храма. Св. София в Стамбуле. Храм уменьшается , украшается мозаикой и фреской. Мозаикой украшалась алтарная часть и подкупольное пространство. Там изображали:

-Христос пантократор(вседержатель)

-4 Евангелиста. Храм Христа спасителя копирует Византию.

-12 апостолов

-ветхозаветные патриархи. Роспись шла в виде полотенца

-двунадесятые праздники

-исторические события(вселенские соборы тратата)

Храмы строили сь на видном месте.

С 5 по 7 век появляются центрические храмы, взятые с античности. На западе ещё и капеллы(объединение нескольких алтарей)

Цивилизация Запада развиавется с захватом арабских стран. В отличии от Византии? Зап. Культура –античность+еврейская культура+арабская

8 век-возникновение арабских школ

8-14 века-возникновение полемических школ. «7 свободных искусств»

Тривий(Боэций 5 век по РХ,начат) Квадривий(8 век,Кассиодор,закончен)

Разрабатывается Западное богословие,отличное от Византийского(язык ньюансов, оч сложное). Возникает схоластика. Иоанн Скотт Эриугена- первый схоласт( спор с мусульманскими иудеями)

После революции византивистика была запрещена .

Строение текста в схоластике:

1. Вопрос. Напр.: является ли Христос истинным человеком?

2. Первое утверждение: Если да,то….

3. Опровергающее утверждение: Если нет, то….

4. Вывод. Суммы.

Еврейская философия тоже копировала Аристотеля и платонизм

Отражение в студенческой среде:

-поэзия вагантов,трубадуров, труверы(высмеивание)-народное

Западная культура разделилась на высокую и народную. Возникает направление еретических движений -оккультные движения:-катары(альбигойцы) –спиритуалы –патарены –богомилы- дуалистические движения( разделяли материю и тело)

13 век-пик борьбы с ересью- появление орденов(в частности Доминиканский орден)

КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Джорджио Вазари- благодаря еу появился термин «Возрождение»- возвращение искусства к античным образцам. Образец-эллинистический период( стык античности и христианства)

Цель: Возрождение империи(идеи Византии) до 13 века история Византии развивается по нарастающей(образование, культура…)

Но: со сторовы востока на Византию нападают турки, а со стороны запада-крестовые походы.

Византия влияла и на русскую государственность..

14 век-Палеологовский период(Софья)Ренессанс.

Огромное значение эпохи Возрождения: цвет и свет(красный, золотой).

Значение Ренессанса:

-возрождение культуры

-религиозное возрождение.ресантименте-духовное возрождение, возрождение монотеистических орденов-Доминиканский, францисканский (Святой Франциск Ассистский). Сухой интеллектуализм арабов и евреев-побеждается живописью Возрождения.

Художники Возрождения пытались вернуться к первым векам христианства(наивный реализм, древнехристианские фрески)

РЕНЕССАНС ЮЖНЫЙ
-антропоцентризм(человек-центр Вселенной), упор на то, что человек-творец, по образу и подобию Божию. Человек должен состояться в земной жизни. Бог и человек практически равны. В Италии же в эпоху Возрождения становится важным самораскрытие(творчески раскрыть себя)-эпоха гениев.стремление прославиться.

-эстетизм(юношеская красота,земная)

-интерес к мистическим направлениям(эллинизм) каббала(мир создаётся посредством эманации,противоречит книге бытия), магия, алхимия.

Марсилио Фичино перевёл халдейский оракул и Герметический корпус. Джованни Пикоделло Мирандола перевёл каббалистич.(неоплатонизм+иудаизм)

-секуляризация(светский порядок) с эпохи Возрождения Италия живёт в противоречиях. Пиры,но нищенство-контраст- появление орденов бедных.

РЕНЕССАНС СЕВЕРНЫХ СТРАН: Германия,Англия, Сев.Франция, Нидерланды.

Пытались подражать Раннему Средневековью(готика)новизна: восприняли идею духовного возрождения-реформация и протестантизм. Крестьянское движение.

Переодизация Ренессанса:

1)проторенессанс:эпоха Дученто(конец 13-начало 14 века)Возникает во Флоренции( под влиянием Византии) Петрарка, Данте, Бокаччо- арс нуово.

Кроме Флоренции выделяются: Сиена(сиенская школа-Симоне Мартини и Дуччо Буонисенья )

Ассизи-второй город(появляется объём) Людей изображают в современных нарядах) плюс на стенах собора появляются светские сюжеты

2)раннее Возрождение(14-15 век) эпоха Треченто

Интерес к философии и философским наукам(флоренция) образуются философские школы- Флорентийская академия(Плифон,грек). Праздная жизнь. Начинает заново отстраиваться Флоренция.

3)период высокого Возрождения(15-16 век)-кватроченто.

Первый план-живопись(Ботичелли и Беато Анжелико) Новый жанр:новелла, новеллино,поэзия плеяды(фр)

4)позднее Возрождение. Чинквиченто, 16-17 век.Рафаэль,да Винчи. Тридентский Собор- возвращается к средним векам- неосхоластика(Суарес ) 16 век- костры инквизиции

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ