регистрация / вход

Типология культур 2

ИАТЭ НИЯУ МИФИ Типология культур Подготовила: студентка 1курса группа MEН-С10 Ануфренко Н.А. Приняла: Кардаш Е.Ю. 20.09.2010 Оглавление Оглавление 2

Типология культур

Подготовила: студентка 1курса группа MEН-С10 Ануфренко Н.А.
Приняла: Кардаш Е.Ю.
20.09.2010

Оглавление

§ 1. Основание типологии культуры.. 3

§ 2. Отрасли культуры.. 3

2.1. Экономическая культура. 3

2.2. Политическая культура. 3

2.3. Профессиональная культура. 3

2.4. Педагогическая культура. 3

§ 3. Виды культуры.. 3

3.1. Доминирующая культура. 3

3.2. Субкультура и контркультура. 3

3.3. Сельская культура. 3

3.4. Городская культура. 3

3.5. Обыденная и специализированная культура. 3

§ 4. Формы культуры.. 3

4.1. Высокая культура. 3

4.2. Народная культура. 3

4.3. Массовая культура. 3

§ 5. Комплексные виды культуры.. 3

5.1. Художественная культура. 3

5.2. Физическая культура. 3

§ 6. Типы культуры.. 3

ТИПЫ КУЛЬТУРЫ по П.Сорокину. 3

Типология культур по Данилевскому. 3

Литература. 3

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР

§ 1. Основание типологии культуры

Критериев, или оснований, типологии культур может быть много, например: связь с религией; регио­нальная принадлежность культуры; регионально-этни­ческая особенность; принадлежность к историческому типу общества; хозяйственный уклад; сфера общества или вид деятельности; связь с территорией; специали­зация; уровень мастерства и тип аудитории и др.

Когда говорят о художественной, экономической или политической культурах, специалисты называют их либо разновидностями культуры общества, либо сферами культуры общества. Вкратце рассмотрим глав­ные разновидности (сферы) культуры.

В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры, в качестве одного из вариантов можно пред­ложить следующую концептуальную схему.

Отраслями культуры следует называть такие со­вокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого.

Типами культуры следует именовать такие сово­купности норм, правил и моделей поведения людей, ко­торые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого.

Любую национальную или этническую культуру

мы обязаны отнести к культурным типам. К типам

культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяй­ственные.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нель­зя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-либо це­лого. Высокая или элитарная культура, народная куль­тура и массовая культура именуются формами культу­ры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания.

Видами культуры мы будем называть такие совокуп­ности правил, норм и моделей поведения, которые явля­ются разновидностями более общей культуры. К основ­ным видам культуры мы будем относить:

а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру;

б) сельскую и городскую культуры;

в) обыденную и специализированную культуры.

Особого разговора требуют духовная и материаль­ная культуры. Их нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления со­четают в себе в разной степени все четыре классифи­кационных признака. Духовную и материальную куль­туру правильнее считать комбинированными, или комплексными, образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы.

Разновидностью духовной культуры выступает ху­дожественная, а разновидностью материальной — физическая культура. О них мы поговорим отдельно.

Предлагаемую типологию культур не следует счи­тать истиной в последней инстанции. Она весьма при­близительна и нестрога. Тем не менее, у нее есть не­сомненные достоинства: логическая обоснованность и непротиворечивость.

§ 2. Отрасли культуры

2.1. Экономическая культура

Она включает в свой состав культуру производст­ва, культуру распределения, культуру обмена, культу­ру потребления, культуру управления, культуру труда.

Когда предприятие выпускает бракованную продук­цию, говорят о низкой культуре производства. Когда договаривающиеся стороны не сдерживают слово, подводят друг друга при заключении и реализации сделки, говорят о низкой культуре обмена. Когда ин­тересы потребителя в обществе игнорируют, когда по­купатель не может вернуть или обменять в магазине некачественный товар или когда хамят продавцы, го­ворят о низкой культуре потребления.

Низкая культура управления проявляется в непро­думанности законодательных актов, принимаемых парламентом, отсутствии подготовленных практиче­ских решений, принимаемых правительством и аппа­ратом президента, в бездействии системы контроля за принимаемыми решениями. Авторитарный стиль ру­ководства, пренебрежительное обращение началь­ников с подчиненными входит в число показателей низкой управленческой культуры на отдельном пред­приятии.

В социологии менеджмента существует понятие организационной культуры. Она включает совокуп­ность обычаев, традиций, норм и правил поведения, сложившихся в данной организации. Руководитель как должностное лицо обязан следить за распреде­лением заданий, организацией труда и трудовой дис­циплины, правильным и своевременным выполне­нием приказов, повышением производительности труда и т. д. Однако подчиненные, имея другие ин­тересы, часто не совпадающие с интересами орга­низации, оказывают возмущающее воздействие на реализацию решений. В результате приказы адми­нистрации искажаются. Возникает скрытое и явное сопротивление.

Таким образом, управленческая культура, т. е. осо­бенности поведения руководителей, выступает эле­ментом более широкого понятия организационной культуры, куда можно включить также культуру тру­да, если понимать под ней совокупность норм и пра­вил поведения исполнителей. С организационной культурой тесно связана профессиональная, которую можно рассматривать самостоятельно либо как часть первой.

2.2. Политическая культура

Иногда ее рассматривают как самостоятельное явление, а иногда включают как подвид управленче­ской культуры. Содержание политической культуры оп­ределяется господствующим политическим режимом власти. Характерная черта тоталитарной политической культуры — строгое соблюдение формальных норм при крайне ограниченном наборе неформальных норм, обычаев, традиций. Сильная дисциплина и бедное со­держание политической культуры — производные от авторитарного стиля управления и безынициативности

подчиненных.

Показателями уровня развития политической культуры в обществе являются наличие гражданских и политических прав личности, то, насколько они со­ответствуют международным правилам, степень реа­лизации и защиты этих прав, стиль и формы межпар­тийной борьбы, парламентская и непарламентская лексика общения политических деятелей и многое другое.

2.3. Профессиональная культура

В принципе, ею должен обладать каждый, кто за­нят оплачиваемой работой, неважно, в общественном или частном секторе. Профессиональная культура включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкрет­ным видом труда. Степень владения профессиональ­ной культурой выражается в квалификации и ква­лификационном разряде. Необходимо различать а) формальную квалификацию, которая удостоверя­ется сертификатом (диплом, аттестат, удостоверение) об окончании определенного учебного учреждения и подразумевает систему необходимых для данной про­фессии теоретических знаний, б) реальную квалифи­кацию, получаемую после нескольких лет работы в данной области, включающую совокупность практи­ческих навыков и умений, т. е. профессиональный опыт.

2.4. Педагогическая культура

Она охватывает не только педагогов, но касается уровня грамотности всего населения. Педагогическая культура описывает не только количественные крите­рии, например, количество окончивших начальную или среднюю школу, но и качественные, в частности, уро­вень интеллектуальности нации.

Во Франции уже в XII веке в городах и во многих деревнях существовали школы (в том числе для бедных), а во Флоренции к XVI веку практически все население было грамотно. С XII по XV век в Европе возникло 46 университетов, обладавших мощным идейным и поли­тическим влиянием.

В России первые церковно-приходские школы возникают только в 1839 году. В начале 80-х годов XIX века в них училось 100 тыс. детей. К этому вре­мени в Западной Европе было грамотно уже 90% на­селения.

Таким образом, педагогическая культура включа­ет всю систему исторически сложившихся в данном обществе механизмов передачи научных знаний и нравственных ценностей молодому поколению. Есте­ственно, что она охватывает и то, насколько новатор­скими по сравнению с мировым опытом являются методики образования и приемы обучения в средней и высшей школе. В этом смысле советская педагоги­ческая культура (а до того российская дореволюцион­ная) считалась одной из самых передовых в мире. К сожалению, в 70—80-е годы наша педагогика скорее почивала на лаврах и в результате серьезно отстала от мировых стандартов.

Разумеется, педагогическая культура невозмож­на без материально-технического оснащения. Призна­ком низкой культуры служат примеры того, как на уроках информатики учитель рассказывает теорети­чески все о компьютере, не имея возможности ничего показать на практике. Уровень компьютеризации России на несколько порядков отстает от уровня США и Японии.

§ 3. Виды культуры

3.1. Доминирующая культура

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство чле­нов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.

Доминирующая культура может быть националь­ной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.

Этническая культура — совокупность черт культу­ры, касающихся преимущественно обыденной жизне­деятельности, бытовой культуры. Она имеет ядро и пе­риферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, по­стройки, одежду, пищу, средства передвижения, жи­лище, знания, верования, виды народного искусства1 .

Специалисты различают в этнической культуре два слоя:

■ исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элемен­тами;

■ исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.

Нижний слой включает наиболее устойчивые эле­менты, закрепленные многовековой традицией. Поэто­му считается, что они составляют каркас этнической культуры. При таком подходе этническая культура предстает как единство преемственности и обновления. Обновление культуры может быть экзогенным (заим­ствованным) и эндогенным (возникшим внутри куль­туры без влияния извне). Преемственность, устойчи­вость этнической культуры держится на действии двух типов механизмов передачи традиций: внутрипоколенных традиций, действующих на протяжении несколь­ких лет или десятилетий и охватывающих лишь часть этноса (смежные возрастные группы); межпоколенных традиций, существующих на протяжении исторически длительного времени и выступающих механизмом пе­редачи ценностей от поколения к поколению.

Этническая культура — это культура людей, свя­занных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, так сказать, «крови и почвы», почему она и меняется от одной местности к другой. Местная ограни­ченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) — одна из основных черт этой культуры. В ней господству­ет сила традиции, привычки, раз и навсегда при­нятых обычаев, передающихся из поколения к по­колению на семейном или соседском уровне2 .

Если этнос указывает на социокультурную общ­ность людей, то нация обозначает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющих социальную структуру и политическую ор­ганизацию.

Структура национальной культуры сложнее этни­ческой. Национальная культура включает наряду с тра­диционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А по­скольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической. Более того, этнические культуры входят в состав на­циональной. Взять такие молодые нации, как США или Бразилию, прозванные этническими котлами. Амери­канская национальная культура крайне гетерогенна, она включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврей-

скую и другие этнические культуры. Большинство со­временных национальных культур полиэтничны.

Национальная культура не сводится к механиче­ской сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты куль­туры, возникшие тогда, когда представители всех эт­носов осознали свою принадлежность к новой нации. Например, и африканцы, и белые одинаково востор­женно исполняют гимн США и чтут американский флаг, уважают его законы и национальные праздники. Осоз­нание большими социальными группами своей привер­женности к территории своего расселения, общена­циональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание нацио­нальной культуры1 .

В отличие от этнической, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространст­вах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Обязательным условием появления на­циональной культуры специалисты считают новый тип социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, с моментом рождения литературного языка и национальной литературы. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для национального объединения, приобретают популярность среди грамот­ной части населения2 .

Таким образом, национальная культура строится на фундаменте письменной культуры, в то время как этническая культура может быть вполне бесписьмен­ной, например, культура отсталых племен, сохранив­шихся до наших дней. Но та и другая культура, по отношению ко всем другим видам культуры на данной территории, должна называться доминирующей.

Вот почему национальная культура изучается пре­имущественно филологией, имеющей дело с памятниками письменности, а этническая культура — этногра­фией и антропологией, имеющими дело прежде всего с дописьменной литературой1 .

3.2. Субкультура и контркультура

Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, социаль­ных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система цен­ностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

У одного языка — несколько диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах,— субкультуры, груп­пы, говорящие на разных языках,— различные культу­ры. Когда люди из двух групп, несмотря на несходство деталей образа жизни, разделяют общие базисные цен­ности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры — всего лишь варианты одной, господствую­щей, культуры.

Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоя­щая целому, но в главных чертах согласующаяся и про­должающая культуру нации, которая получила назва­ние доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обы­чаями. Различия могут быть очень сильными, но суб­культура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культу­ры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Контркультура обозначает такую субкультуру, ко­торая не просто отличается от доминирующей культу­ры, но противостоит, находится в конфликте с господ­ствующими ценностями.

Примером контркультуры, по мнению известного американского социолога Н. Смелзера, служит куль-

тура богемы. «Среди других ценностей богемы выделя­ются стремление к самовыражению, желание жить сегодняшним днем, требование полной свободы, поощ­рение равенства мужчин и женщин и любовь к экзо­тике. Это подразумевает отрицание таких ценностей господствующей культуры, как самодисциплина, само­ограничение в настоящем ради награды в будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми

правилами»1 .

Возникновение контркультуры на самом деле — явление вполне обычное и распространенное. Доми­нирующая культура, которой противостоит контркуль­тура, упорядочивает только часть символического про­странства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений. Оставшееся делят между собой суб- и контр культуры. Те и другие крайне важ­ны доминирующей культуре, хотя на одних она смот­рит с недоверием, а на других— с враждебностью. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты, позже средневе­ковые утопические коммуны, а затем идеология боль­шевиков.

Иногда провести четкие различия между субкуль­турой и контркультурой затруднительно или невозмож­но. В таких случаях на равных правах к одному явле­ния применяют оба названия.

Преступная субкультура, произрастающая в кол­лективных тюрьмах, которые называют «фабриками насилия», отличается специфическим поведением, пра­вилами и даже языком. Здесь своя система иерархии и привилегий. «Особо привилегированные» (босс, бу­гор, рог зоны) — неформальные лидеры, имеют луч­шее спальное место, лучшую пищу, эксплуатируют других. «Просто привилегированные» (борзый, отри­цал) — сподручные и советники босса. Они — испол­нители его воли и толкователи норм. Ниже по лестни­це стоят «нейтральные» (пацаны) — основная масса осужденных. Им запрещается контактировать и ока­зывать помощь «непривилегированным» (шестерки, чушки, шныри), которые используются для грязной работы и служат орудием издевательств над «лишенными привилегий» (опущенные, обиженные). Для под­держания внутригрупповой стратификации (структу­ры) используется особый механизм «прописка». Она проводится в форме игры, загадок и других процедур испытания. Борьба за сохранение или повышение ста­туса носит, как правило, остроконфликтный характер и отличается особой агрессивностью, жестокостью и культом насилия. Конфликт с лидером чреват трагиче­скими последствиями, которые нередко принимают форму самоубийства или членовредительства.

3.3. Сельская культура

Сельская культура получила в литературе ряд наиме­нований: сельский тип культуры, культура села, деревен­ская культура, культура крестьянства. Известный специа­лист по социологии культуры Л.Н. Коган предлагает различать понятия — сельское население (в него входят все, кто проживает в сельской местности, в том числе го­рожане-дачники, сельчане, работающие на городских предприятиях, служащие, проживающие в селе, но не яв­ляющиеся крестьянами, и т. д.) и крестьяне (только те, кто занят сельскохозяйственным трудом и проживает на селе). Когда говорят о сельской культуре, то речь должна идти о крестьянах, и только. Они — носители этой культу­ры. Л.Н. Коган выделяет следующие особенности сель­ской культуры.

1. Неравномерная загруженность аграрным трудом в течение года: «Чрезмерная напряженность труда в период сева, сенокоса, уборки, не знающая выходных дней и фиксированного рабочего дня, компенсируется большим количеством праздников, приходящихся в ос­новном на зиму и период межсезонья. Поэтому такую большую роль в старой деревне всегда играла празд­ничная культура»2 .

2. Персонификация межличностных отношений, т. е. вытеснение и замена всех других типов отношений доверительно личными. Деревня представляет собой небольшую по численности территориальную общность,

все члены которой состоят в прямом или косвенном родстве (племянник, кум, сват, сосед и т. д.).

3. Плотный неформальный контроль за поведением каждого члена такой локальной общности. Вся жизнь крестьянина проходит на глазах всей деревни. Посте­пенно формируется дух сплоченной закрытой общины, где все за одного и один за всех. Высокий уровень взаи­моконтроля соседствует со столь же высокой степенью взаимозаменимости и взаимообмена (предметами, дей­ствиями). Неработающие соседи обеспечивают при­смотр за детьми, когда родители находятся в поле, на сенокосе или ферме. Принципы воспитания детей, вы­бор брачного партнера и иные ключевые вопросы под­вергаются коллективному обсуждению. По их поводу выносится общественное мнение, которое и служит ос­новой принятия индивидуального решения.

4. Особое качество межличностных отношений в деревне основывается на подчеркнутой грубоватости и фамильярности обращения друг с другом. Обраще­ние на «Вы» считается городской чертой, признается «тыканье» и обращение друг к другу по имени (часто уменьшительному: Федька — Васька) или только по от­честву, которое выполняет функцию имени (Иваныч, Кузьмич).

5. В потоке информационного обмена в деревне ведущую роль выполняют местные слухи, местная ин­терпретация исторических и общегосударственных событий. Внутриобщинная информация доминирует над официальной государственной.

6. Практически всем жителям деревни присущ ог­раниченный жизненный опыт: мало кто из сельчан, особенно в прежнее время, покидал границы своей деревни. Их жизнь небогата историческими и обще­человеческими событиями. Локальная замкнутость сельской культуры формирует особый менталитет сельчанина, который не понимает быстро меняющей­ся городской жизни.

7. Более высокий, чем в городе, удельный вес кол­лективной деятельности. Как показало исследование «Телевизионная аудитория», проведенное уральскими социологами под руководством Л.Н. Когана, даже про­смотр телепередач происходит коллективно — всей семьей или дружеской компанией.

8. Уделяется большее, чем в городе, внимание эко­логической культуре и охране окружающей среды.

9. Ограниченный культурный выбор. Отсутствие культурного выбора, недоступность для сельчан мно­гих видов культурной деятельности, существующих у горожан (посещение музеев, театров, художественных выставок, ресторанов, ночных клубов и т. п.), ограни­чивает культурные запросы и культурный кругозор, не позволяют сформировать у сельчан, особенно молоде­жи, развитый культурный вкус, разносторонние по­требности, умение выбирать среди нескольких филь­мов или передач лучшее. В деревне, особенно глухой, смотрят и слушают все, что завезут, чаще всего в сель­ский репертуар включают то, что не идет в городе или давно уже не в моде.

10. Раннее занятие физическим трудом на откры­том воздухе сформировало иное отношение к физкуль­туре. На селе мало кто занимается дополнительными узкофункциональными упражнениями (европейская система, йога, аэробика) для поддержания здоровья. В результате в значительной мере теряется организо­ванная ритмика рабочего дня, способность рациональ­но подходить к затратам времени, к своему здоровью.

Культурный лаг — разрыв в культурном уровне между городом и селом — в итоге достигает катастро­фических размеров. Правда, с массовым распростра­нением телевидения былое культурное отставание бы­стро сокращается. В результате неудовлетворенность качеством культурной жизни на селе, как показыва­ют социологические исследования, уже не служит ос­новной причиной миграции в город1 . Когда закрытая деревенская культура после многих лет отставания вдруг открывается миру, как это произошло сегодня, она начинает подвергаться интенсивной экспансии чуждой ей городской культуры, причем не самого вы­сокого качества. В 90-е годы в деревню широким по­током хлынула низкопробная «массовая культура» — порнографические и примитивно-приключенческие видеофильмы. И прежде село иногда напоминало «сточную канаву» городской культуры, однако в со-

ветские годы поток низкопробной продукции сдержи­вали идеологические ограничения и партийный кон­троль. В годы экономических реформ никаких препят­ствий на этом пути нет.

3.4. Городская культура

Городская культура (культура города, индустри­альная культура, урбанизированная культура) — это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и адми­нистративных центров. Малые города и поселки город­ского типа (от 3 тыс. жителей) по размерам и облику часто напоминают деревни и села. Уровень культуры жителей здесь немногим отличается от деревни. Чем выше сте­пень урбанизации поселения и крупнее его размеры, тем больше он отличается по своему культурному облику от села и сельской культуры.

Единого для всех городских поселений типа куль­туры не существует. Города различаются не только географическим и геополитическим (ближе к Европе или Японии) положением, численностью населения (одно дело многомиллионные гиганты типа Санкт-Пе­тербурга или Самары, другое — 200—300-тысячные города с полупровинциальным укладом жизни) и раз­мерами, но также специализацией: есть текстильные города (Иваново), горной промышленности и шахтер­ские города (Кемерово), центры автомобильной про­мышленности (Тольятти), города науки, или «науко­грады» (Дубна), города-курорты (Сочи), «военные городки» — базы морского флота и сухопутных гар­низонов, религиозные центры (Загорск) и т. п. Есте­ственно, что в каждом типе города свой уклад и тип

культуры.

Общими чертами городской культуры, отличающи­ми ее от сельской, выступают такие признаки, как вы­сокая плотность застройки городской территории; на­личие большого числа транспортных магистралей социокультурного (дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развяз­ки, железнодорожные узлы и вокзалы, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения.

Культурное пространство города организовано со­всем иначе, чем на селе; широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры (парки культуры и отдыха, аттракционы, химчистки и прачечные, кафе и рестораны, театры и музеи, библиотеки, галереи, танце­вальные залы и т. п.); наличие огромного числа незнако­мых людей (анонимность социальных отношений), бла­годаря чему индивид чувствует себя более свободным и раскованным и в то же время получает возможность создавать или выбирать круг общения по интересам.

Отличительной особенностью городской культуры выступает одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефон­ными звонками, возможность почти бесконтрольно заниматься сомнительными и преступными делами. Ха­рактерная черта городской жизни и городской культу­ры — транспортная усталость, возникающая вследст­вие ежедневных переездов на большие расстояния и тесноты в общественном транспорте. Нервные пере­грузки могут вызываться также более напряженным, чем на селе, и равномерным трудовым ритмом, стоя­нием в очередях, ажиотажным спросом и дефицитом, митингами и демонстрациями, постоянным нахожде­нием в толпе (на улицах, в транспорте, магазинах).

Городская среда насыщена гораздо большим чис­лом вредных и канцерогенных веществ, чем сельская. Она возникла лишь в последнее столетие, и биологи­чески человек не успел к ней приспособиться. Отсюда ослабленное здоровье и стремление горожан всеми доступными средствами его поддержать. Уровень ме­дицинского обслуживания, число обращений к врачам и занимающихся физкультурно-оздоровительными ме­роприятиями людей в городе существенно больше, чем на селе. Длительная оторванность от живой природы также неблагоприятно воздействует на горожан. От­сюда массовое увлечение садово-огородническим дви­жением, не свойственное сельчанам. Пригородный участок и дача сегодня — непременные атрибуты го­родской культуры.

Если для сельской культуры характерно триедин­ство — единство места работы, места жительства и мес­та отдыха — то для городской культуры характерна как раз обратная тенденция. Большинство учреждений

культуры и бизнеса сосредоточены в центре города, а большинство жителей обитает в так называемых спаль­ных районах на окраине. Поэтому ездить в обществен­ном или личном транспорте горожанам приходится гораздо чаще и больше. Горожане чаще, чем сельчане, выезжают на отдых в другие города и страны.

3.5. Обыденная и специализированная культура

По степени специализации ученые выделяют два уровня культуры — обыденную и специализирован­ную1 . Из названия нам должно быть понятно, что обы­денная культура представляет собой сниженный, про-фанный или даже любительский уровень высокой культуры, которую можно также именовать специали­зированной, профессиональной.

Обыденная культура — это владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной сре­ды, в которой человек проживает. Процесс овладения обыденной культурой называется в науке общей социа­лизацией и инкультурацией личности2 .

Проблему обыденной культуры и повседневной ре­альности ставили философы-прагматисты (У. Джемс), философы-неопозитивисты (Л. Витгенштейн), социоло­ги М Вебер и Дж. Мид, А. Щюци Г. Горфинкель. В оте­чественной культурологии эта проблема получила раз-питие в трудах М.М. Бахтина, Б.Ф. Поршнева, Л.Я. Гуревича, Ю.М. Лотмана. Обыденная культура — это культура, не получившая институционального за­крепления. Специализированная культура — это, на­против, культура, ставшая институциализированной. Обыденная культура — часть повседневной реально­сти, совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни. Она ограничена ломом, районом, городом, территорией, межличностны ми отношениями. Такова сфера ближайшего окружения, первичных агентов социализации, первичных малых групп. Специализированные культуры охваты­вают дальнее окружение человека и связаны с фор­мальными отношениями и институтами. Здесь люди проявляют себя как носители социальных ролей и пред­ставители больших групп, как агенты вторичной социа­лизации.

В первом случае человек поступает как дилетант, во втором — как эксперт. Его действия подчинены стан­дартным технологиям, методически обоснованы, экс­периментально проверяем.

Обыденная культура охватывает небольшой объем мира (микромир). Человек осваивает ее с первых дней жизни — в семье, в общении с друзьями. Через тесные спонтанные контакты он овладевает теми навыками, знаниями и стереотипами поведения, которые в даль­нейшем служат базой для приобщения к специализи­рованной культуре. От них он никогда не откажется, а вот знания «большой» культуры, скажем музыкальные, с возрастом могут утратиться. Многое из усвоенного в детстве не изменяется впоследствии. На них надстраи­вается новый жизненный опыт.

Для того чтобы овладеть навыками специализиро­ванной культуры, одного общения в семье и с друзья­ми недостаточно. Необходима профессиональная под­готовка. Сегодня папы и мамы, особенно в городах, стремятся устроить своих чад в музыкальные школы, изокружки, спортивные секции.

Обыденная культура — сфера общепонятных зна­ний и общедоступных навыков, полученных благодаря трем источникам: общению в малой группе (семья, ро­весники, родня); обучению в школе и получению обще­го образования; средствам массовой информации.

Нравы, обычаи, традиции, правила повседневного поведения осваиваются — в разной мере — через все три источника (семья, школа, СМИ). И родители, и учи­теля, и журналисты учат детей (да и взрослых) осно­вам этикета. Тому, как мужчина должен обращаться с женщиной, молодой — со старшим и т. п. На телевиде­нии помимо коммерческой рекламы существует так называемая социальная реклама, например «Позвоните родителям», «Берегите любимых» и т. п. Еще одним ка­налом усвоения повседневной культуры служит цер­ковь. Такую же роль играет армия.

Составные части специализированной культуры — наука, искусство, философия, право, религия. У обыден ной культуры — обыденный язык, у специализированной —профессиональные языки. Обыденная культура —сфера эмоциональной привязанности, чувства взаимной сим­патии, чувства долга по отношению к детям, пожилым, сла­бым. Специализированная культура — сфера общественного разделения труда, социальных статусов. Объектами специализированной культуры выступают: ху­дожественная литература, оперная и симфоническая му­зыка, балет, скульптура, изобразительное искусство и т. п.

Социальным пространством для проявления обы­денной культуры становятся:

приватное пространство (квартира),

■ публичные места (студенческое общежитие, за­вод, транспорт, театр, музей, химчистка, очередь, улица, подъезд, школа и т. п.).

В обыденной культуре также есть институциональ­ные формы взаимодействия, например, кружки худо­жественной самодеятельности, клубы коллекционеров, кружки юных техников и т. п. Но здесь люди занима­ются спортом, наукой, изобретательством, искусством на любительском, а не на профессиональном уровне.

Научный съезд, симпозиум, куда съезжаются зна­комые и незнакомые,— вариант публичного места. Здесь разворачиваются: 1) неформальное общение и обыденная культура — среди знакомых, 2) специализированная культура среди незнакомых — обсуждение, диспут, выступление с трибуны и т. п.

Взаимодействие в домашней среде обычно протекает менее вежливо, люди чаще ссорятся, небрежно одеваются, неприлично выражаются и вообще прояв­ляют такие манеры, которые они постеснялись бы показать «на людях». Приватное пространство воспри­нимается как место, где можно отдохнуть от правил поведения и условностей публичного пространства.

Место работы занимает промежуточное место ме­жду домашней средой (приватным пространством), где человек максимально освобождается от культурных условностей, и театром (рестораном, парком, музеем), т. е. публичным пространством, где человек в макси­мальной степени следует культурным условностям и стремится выглядеть лучше, чем он есть. Не только рабочее место, но и некоторые другие места попадают в промежуточную зону. Попробуем изобразить ситуа­цию схематически.

Промежуточное пространство соединяет в себе черты публичного и приватного пространств. Как и в приватном пространстве, на рабочем месте суще­ствуют неформальные отношения — дружеские, до­верительно-личные. Как и в театре, на рабочем месте существуют формальные отношения — служебные, безличные. Место работы — это одновременно об­ласть долго- и кратковременных отношений, пересе­чения больших и малых социальных групп, знакомых и незнакомых людей.

Обыденный и специализированный уровни куль­туры присутствуют почти везде. Так, например, в ре­лигии профессиональный, или специализированный, уровень представлен совокупностью ритуалов и це­ремоний, в технологию которых люди с улицы не по­священы. Богословское знание, которым овладевают многие годы путем упорного обучения, также относит­ся к профессиональному уровню религиозной куль­туры, которой владеют служители церкви. А простым людям доступен профанный уровень религиозной культуры — различного рода верования (знания, при­нятые без доказательства), осведомленность о святых и распространенных праздниках, некоторых молитвах и обрядах. Но сведения эти самые поверхностные, очень неточные.

Итак, обыденная культура — это профанный уровень участия людей в профессиональной культуре, т.е. дилетантский, малоосведомленный, некомпетентный.

§ 4. Формы культуры

В зависимости от того, кто создает культуру и ка­ков ее уровень, социологи различают три ее формы: элитарную, народную, массовую.

4.1. Высокая культура

Элитарная (высокая) культура создается привилеги­рованной частью общества, либо по ее заказу профессио­нальными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура (например, живопись Пикассо или музыка Шенберга), трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень воспри­ятия среднеобразованного человека. Круг ее потребите­лей —высокообразованная часть общества: критики, ли­тературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образо­вания населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отне­сти светское искусство и салонную музыку. Формула эли­тарной культуры — «искусство для искусства».

Подробнее о высокой культуре мы поговорим в параграфах, посвященных художественной культуре и искусству, а также в специальном разделе, посвящен­ном истории мировой художественной культуры.

4.2. Народная культура

Народная культура состоит из двух видов — популяр­ной и фольклорной культуры. Когда компания подвыпив­ших друзей распевает песни Аллы Пугачевой или «Шу­мел камыш», то речь идет о популярной культуре, а когда этнографическая экспедиция из глубин России привозит материал о колядных праздниках или русских причита­ниях, то говорят о фольклорной культуре. В итоге популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная — его про­шлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора созда­вались в прошлом, а сегодня существуют как историче­ское наследие. Кое-что из этого наследия исполняется и сегодня, значит, часть фольклорной культуры вошла в по­пулярную культуру, которая помимо исторических преда­ний постоянно пополняется новообразованиями, напри­мер современным городским фольклором.

Таким образом, в народной культуре, в свою оче­редь, можно выделить два уровня — высокий, связан­ный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой.

Авторы народных творений (сказов, причитаний, былин) зачастую неизвестны, но это высокохудожест­венные сочинения. Мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы принадлежат к высочайшим тво­рениям народной культуры. Их нельзя отнести к эли­тарной культуре только потому, что они созданы ано­нимными народными творцами: «Народная культура возникла в глубокой древности. Ее субъектом является весь народ, а не отдельные профессионалы. Поэтому функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Авторы ее зачастую анонимны, произведения существуют обычно во множестве вари­антов, передаются устно из поколения в поколение. В этом плане можно говорить о народном искусстве (народные песни, сказки, легенды), народной медици­не (лекарственные травы, заговоры), народной педаго­гике, суть которой часто выражается в пословицах, по­говорках»1 .

По исполнению элементы народной культуры мо­гут быть индивидуальными (изложение легенды), груп­повыми (исполнение танца или песни), массовыми (кар­навальные шествия).

Аудитория народной культуры — всегда большин­ство общества. Так было в традиционном и индустри­альном обществе. Ситуация меняется только в постин­дустриальном обществе.

4.3. Массовая культура

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех соци­альных слоев. Массовая культура может быть интерна­циональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народ­ная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культу­ры подобного не происходит. Высокая культура обозна­чает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура — куль­тура низов. Одни и те же виды искусства могут принад­лежать высокой и массовой культуре: классическая му­зыка — высокой, а популярная музыка — массовой, фильмы Феллини — высокой, а боевики — массовой, картины Пикассо — высокой, а лубок — массовой. Од­нако существуют такие жанры литературы (фантастика, детективы и комиксы), которые всегда относят к попу­лярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями ис­кусства.

Органная месса Баха относится к высокой культу­ре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному ката­нию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности к высокой культуре. Многочисленные оркестровки про­изведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры.

Различие между высокой и народной культурой примерно такое же, как между национальной и этниче­ской. Высокая культура, как и национальная, может быть только письменной, а этническая и народная —любой. Высокая (элитарная) культура создается образованным слоем общества, а народная и этническая — преимуще­ственно необразованным. Малая по своим размерам и исторически более древняя, этническая культура, как только множество народов сливаются и образуют еди­ную национальную культуру, превращается в народную культуру: «Творцами и потребителями письменной куль­туры являются те, кто умеет читать и писать, т. е. обра­зованные слои общества, которые на начальной фазе ее становления представляют собой явное меньшинство по сравнению с неграмотным населением. Это образован­ное меньшинство и становится носителем националь­ной культуры »'.

Высокая и национальная культура создаются не эт­носом или народом, а образованной частью общества — писателями, художниками, философами, учеными. Как правило, высокая культура носит поначалу экспери­ментальный, или авангардный, характер. Впервые при­меняются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями не­профессионалов многие годы спустя. Специалисты на­зывают иногда срок 50 лет. С таким опозданием образ­цы высшей художественной культуры опережают свое время.

Когда большевики пришли в 1917 году к власти, пер­вым делом они постарались сократить культурное запаз­дывание, призвав всех художников не увлекаться фор­мотворчеством, а говорить на понятном простому народу языке. Они выдвинули лозунг «Искусство должно быть понятно народу», приписав его выдающемуся немецко­му марксисту Розе Люксембург. Но, как потом оказалось, Р. Люксембург на самом деле говорила другое: «Ис­кусство должно быть понято народом». Первая формула предполагает, что художник, творец высокой культуры, должен опуститься до уровня примитивного сознания, вторая требует от неграмотного, полуобразованного кре­стьянства подняться до уровня восприятия мировых шедевров, постоянно учиться и совершенствоваться.

Какое-то время высокая культура не только может, но должна оставаться чуждой народу. Подобно хоро­шему вину, ее необходимо выдержать, а зрителю за это время — творчески созреть. За 50 лет любое авангард­ное и необычное произведение успевает превратиться чуть ли не в ретроградное, консервативное. С каждым десятилетием дистанция между высокой и народной культурой снижается. Сегодня авангард, особенно в массовой культуре, становится модой чуть ли не на следующий день.

§ 5. Комплексные виды культуры

5.1. Художественная культура

Ее сущность заключается в том, что человек, назы­ваемый художником (а им может быть не только про­фессионал, но и народный умелец), благодаря своим развитым чувствам образно познает и образно же мо­делирует какой-то фрагмент реальности, а затем пере­дает это зрителю или слушателю в эстетически выра­зительной форме, будь то стихотворение, романс или

танец.

Все, что создано профессионалами и любителями, включается в понятие художественной культуры. А то, что создано мастерами своего дела, профессионалами, и достойно сохраниться в веках как имеющее наивыс­шую ценность для общества, составляет искусство. Искусство — часть художественной культуры. Оно —

вершина айсберга.

Характер материала задает вид искусства. Звук дает нам музыку. Слово дает сразу два вида искусства:

устное слово — ораторское мастерство, письменное — литературу. И так далее.

Какую бы область художественной культуры мы ни взяли — теоретическую или практическую, фунда­ментальную или прикладную,— всякая деятельность, доведенная до наивысшего мастерства, превращается в искусство.

Разговор о художественной культуре и искусстве мы продолжим в следующих главах.

5.2. Физическая культура

В широком смысле она обозначает возделывание или окультуривание человеческого тела. Отсюда вто­рое название — телесная культура. Она понимается как поддержание здоровья, жизненного тонуса, физи­ческой формы.

Широко понимаемая физическая культура вклю­чает в себя: 1) собственно физкультуру, т. е. лю­бительские занятия физическими упражнениями; 2) спорт как профессиональное занятие физическими упражнениями с целью добиться наивысших дости­жений и получать за свою деятельность заработную плату, гонорар; 3) культивирование здорового образа жизни, отказ от алкоголя и курения, регулярные за­нятия физкультурой; 4) специализированные виды ук­рашения или совершенствования тела, например, культуризм (бодибилдинг), пластическая хирургия лица и косметика, татуировка и художественная рос­пись, похудание (включая такие экзальтированные формы похудания, как упражнения йогов и религи­озный аскетизм) и лечебное голодание; 5) спортив­ные, любительские и профессиональные танцы, в том числе конкурсы и соревнования танцоров, народные пляски и хороводы, дансинги и дискотеки, брейк-данс и т. п.; 6) современная и традиционная медицина, на­правленные на избавление организма от физических недугов, травм, недомоганий,

По мнению некоторых культурологов, профессио­нальная культура телесности имеет две основные фор­мы: медицина и спорт. Медицина — это институт массового поддержания здоровья людей. Он включает традици­онную и нетрадиционную медицину. Первая основана на твердой и экспериментально проверенной системе науч­ных знаний. Вторая имеет две разновидности: народная медицина — проверенные долгой практикой методы ле­чения, применяемые людьми, не имеющими формально­го сертификата медицинского вуза, но доказавшие свою эффективность; псевдонародная медицина — ложные формы народной медицины, обман и шарлатанство, дока­завшие свою неэффективность. Знахарство — рановидность первой формы народной медицины. Традиционную и нетрадиционную медицину неправильно уподоблять профессиональному и любительскому спорту, так как сре­ди народных целителей много профессионалов, а среди врачей —много неумелых специалистов.

Такова в общих чертах типология видов и форм фи­зической культуры. Как и в художественной культуре, здесь можно выделить основную и вершинную части айс­берга. Будем относить к спорту любые высшие достиже­ния или проявления наивысшего мастерства в каждом виде физической культуры. Они составляют искусство, т. е. результаты профессионального занятия физкульту­рой. К примеру, спортивные танцы — это спорт, а хоро­вод или дискотанцы — это любительские занятия. Татуи­рование тела в одном случае является профанацией, а в другом превращается в самостоятельное искусство.

Итак, в физической культуре одни виды деятель­ности являются полностью профессиональными, а в других, остающихся по преимуществу любительскими, некоторые достижения или разновидности выступают профессиональными. В целом их соотношение равно приблизительно 50:50. Взаимосвязь любительских и профессиональных видов деятельности можно изобра­зить схематически.

§ 6. Типы культуры

При обсуждении типов культуры мы будем исполь­зовать термины «простое» и «дописьменное», а также «сложное» и «письменное» общество. Дописьменное означает отсутствие письменного языка и соответст­венно описывает большинство доземледельческих об­ществ. Земледельческое общество относится к истори­ческим, так как письменность уже существовала.

По хозяйственному укладу выделяют следующие главные типы культуры: культура охотников и собира­телей, культура огородников и фермеров; культура ско­товодов; культура земледельцев; промышленная (инду­стриальная) культура

В основании такой классификации лежит способ добывания средств существования. Подобные типы культуры, в основании которых лежит хозяйственный уклад, получили в литературе название хозяйственно-культурного типа.

Хозяйственно-культурный тип — исторически сло­жившийся комплекс особенностей хозяйства и культуры, характерных для народов, обитающих в определенных естественно-географических условиях, при определенном уровне их социально-экономического развития.

Один хозяйственно-культурный тип, например пер­вобытных охотников и собирателей, подразделяется на ряд подтипов: культура охотников приледниковой поло­сы, тропических охотников и собирателей, собирателей приморских побережий. Кроме подтипов выделяют направления хозяйственно-культурного уклада: мотыж­ные земледельцы и лесные охотники, поливные земле­дельцы и скотоводы-полукочевники, поливные земле­дельцы тропических долин и суходольные подсечно-огневые земледельцы соседних нагорий и т. д. Благодаря тому, что технический прогресс посто­янно двигался вперед и соответственно ему развива­лись средства производства, классификация типов хо­зяйственной культуры носит эволюционный характер. Самый древний тип хозяйственной культуры — охота и собирательство. Первобытное общество состоя­ло из локальных родственных групп (триб). По време­ни оно было самым продолжительным — существова­ло сотни тысяч лет.

Ранний период называют периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушест­во) и огородничество (простейшее фермерство). Ско­товодство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жиз­ни, а охотники и собиратели — бродячий. Из охоты по­степенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него — земледелие. Таким образом, огородничество — пере­ходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взра­щиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, прими­тивные деревянные мотыги — деревянному, а позже

железному плугу.

С земледелием связывают зарождение государст­ва, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благо­даря переходу от кочевого к оседлому образу жизни.

Уже раннее земледелие позволяло производить продуктов больше, чем требовалось для поддержания жизни. В Шумере в 3000 году до н. э. мужчине в месяц выдавали 36 кг зерна, а женщине — 18. Исходя из этих норм, российский археолог В.М. Массон рассчитал, что для прокорма среднего по численности (150 — 180 человек) шумерского поселка надо 44 т зерна. Чтобы его вырастить, двое взрослых от каждой семьи даже с примитивными каменными орудиями должны трудиться всего один месяц в году. Необходимое на год всему поселку зерно можно было собрать всего за

10 дней.

Производительность труда при орошаемом земле­делии в Месопотамии в 3000 году до н. э. была вдвое выше, чем в Шумере. Если земледельцу достаточно было 30 дней для обеспечения себя продуктами пита­ния на год, то остальное время можно было тратить на строительство храмов и дворцов.

В первобытную эпоху существовало так назы­ваемое простое общество (термин антропологов, обо­значающий один уровень управления, отсутствие экономического неравенства и социальной дифференциации), в котором жили охотники и собиратели, а затем ранние земледельцы и скотоводы. До сих пор в различных регионах необъятной планеты исследо­ватели обнаруживают живые осколки старины — примитивные племена бродячих охотников и собира­телей.

В науке принято выделять два типа (два этапа раз­вития) простых обществ: локальные группы и перво­бытные общины.

Второй этап — община — в свою очередь подраз­деляется на два периода: а) родовая община, б) сосед­ская община.

Локальные группы представляют собой небольшие объединения (от 20 до 60 человек) примитивных соби­рателей и охотников, связанных кровным родством, ведущих бродячий образ жизни.

Охота и собирательство относятся к так называе­мому хищническому, или потребляющему хозяйствова­нию: человек срывает растения, ничего не сажая взамен, убивает животных, не восстанавливая их пого­ловье за счет искусственного разведения.

На смену бродячим охотникам и собирателям по­степенно пришли оседлые огородники и земледельцы, жившие общинами. Огороды устраивались просто: часть леса выкорчевывалась, пни сжигали, а прими­тивными палками-копалками рыли ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем превра­щались в культурные. Огородничество антропологи именуют иногда фермерством, а собирательство — фу­ражированием.

Община — это союз нескольких сотен людей, свя­занных между собой узами кровного родства, взаим­ными браками, кооперацией труда, взаимовыручкой, совместной охраной территории. Вплоть до XX века в России существовали подобные общины, которые на­зывались поземельными.

Хотя численность первобытных людей не превы­шала 5—6 млн, но следствие того, что сырьевая база одной группы была очень большой и становилась еще больше по мере истощения природных ресурсов, свободного пространства на Земле становилось все меньше и меньше. Планета оказалась перенаселен­ной. Возникла надобность в переходе к новому, более прогрессивному способу хозяйствования. От собирательства общество перешло сначала к огородничеству, а затем к земледелию.

К этому времени технический прогресс ушел да­леко вперед. Усложнились орудия труда, возросла их производительность. Стало быть, один человек мог про­кормить большее число людей, чем прежде.

Приручение животных и зарождение пастушества дали человечеству новый источник энергии — тягло­вый скот. На смену палкам-копалкам пришел плут, за­пряженный волами. Резко поднялась производитель­ность труда. Чтобы прокормить одного человека охотой и собирательством, требуется 2 кв. км площади, а при земледелии достаточно всего 100 кв. м земли. Продук­тивность земли выросла в 20 тыс. раз.

Переход к земледелию продолжался очень долго. Гораздо дольше, нежели переход к машинной технике. Специалисты подсчитали, что он продолжался 3 тыс. лет. Столько длилась первая мировая революция — не­олитическая.

Развитие земледелия позволило использовать часть урожая для прокорма скота. Но чем больше было скота у хозяина, тем чаще приходилось использовать подножный корм и передвигаться в поисках пастбищ. Постепенно часть племен, особенно там, где с травами было плохо, начала специализироваться на скотовод­стве.

Росло население, создавались города. Города заро­дились как центры, где специализировавшиеся на ре­меслах слои населения продавали свою продукцию другим слоям населения, специализировавшимся на сельском хозяйстве, торговле или управлении.

Аграрное общество — это множество городов и пригородных зон, объединенных экономическим обме­ном. Хотя в аграрном обществе появилось множество городов (собственно говоря, при нем они только и появляются), основная масса населения проживала в де­ревнях.

Индустриальное общество родилось в XVIII веке. Оно — дитя двух революций — экономической и поли­тической. Под экономической подразумевается вели­кая индустриальная революция (ее родина — Англия). А под политической — Великая французская револю­ция (1789—1794).

За три века культура европейского общества из­менилась неузнаваемо. На смену феодализму пришел капитализм. Флагманом индустриализации выступила Англия. Она была родиной машинного производства, свободного предпринимательства и нового типа зако­нодательства.

Благодаря успехам медицины, улучшению санитар­ных условий жизни и качества питания резко сокра­щается смертность. Средняя продолжительность жиз­ни растет. Увеличивается и численность населения. Люди со все большим желанием мигрируют из села в город — в поисках более комфортной жизни, культур­но разнообразного досуга, лучших возможностей по­лучить образование.

К появлению такого типа общества привели два гло­бальных процесса: индустриализация и урбанизация.

Урбанизация — переселение людей в города и рас­пространение городских ценностей жизни на все слои населения — становится неотъемлемым спутником другого процесса — индустриализации. Индустриали­зация — применение научных знаний к промышлен­ной технологии, открытие новых источников энергии, позволяющих машинам выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тягловые животные. Пе­реход к промышленности был для человечества такой же значительной революцией, как в свое время пере­ход к земледелию. Благодаря этому небольшая часть населения оказалась в состоянии кормить большинст­во населения, не прибегая к обработке земли. Сегодня в сельском хозяйстве США занято 5% населения, Гер­мании — 10%, Японии — 15%.

Индустриализация требует все более подготовлен­ных работников, так как сложность технологии посто­янно растет. В индустриальном обществе, пожалуй, впервые место работы отделяется от места жительст­ва: в отличие от ремесленника, рабочий каждое утро покидает свой дом и отправляется в городском транс­порте на другой конец города, где расположена его фабрика.

Вместо нескольких десятков, в крайнем случае со­тен специальностей доиндустриального общества поя­вились десятки тысяч профессий. Причем скорость, с какой на смену старым профессиям приходили новые,возросла в десятки и сотни раз. И большинство из них было просто неизвестно аграрному обществу.

Переход от культуры индустриального общества к культуре постиндустриального сопровождается пре­кращением товаропроизводящей экономики в обслу­живающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Решающим фактором развития становится уровень образования и знаний. По­добные процессы наблюдаются в США и Японии, завершающих переход от индустриального к постин­дустриальному обществу. Но они не отмечаются в Рос­сии, которая не так давно завершила переход от доин­дустриального общества, где большинство населения вставляли крестьяне, проживавшие в сельской местности, к индустриальному.

Технический прогресс неузнаваемо преобразил человеческое общество. Сегодня оно вступает в эпоху безлюдного производства. К 2000 году так называемые «белые воротнички» — работники, занятые в автома­тизированном производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере информации,— составят и развитых странах около 90% рабочей силы. Возника­ет особая форма занятости — надомный труд. Она как бы возвращает нас к той эпохе, когда место работы было неотделимо от места жительства. Если это и воз­вращение, то на качественно более высокой ступени. нынешнее поколение «компьютерных надомников», которых насчитываются уже многие миллионы, нажи­мают на клавиши сверхточных машин и оперируют огромными потоками информации. Производительность их труда возрастает при этом в 4 раза. Все чаще зарубежные компании переводят своих секретарей и делопроизводителей на надомную работу. Занятость в сфере обслуживания достигает в США, Японии и Гер­мании 70%.

Кроме того, используются и другие термины: «вто­рая промышленная революция», «третья волна», «супериндустриальное общество», «третья индустриаль­ная революция», «кибернетическое общество». Но чаще всего используется понятие «информационное общество», свидетельствующее о том, что в современ­ном обществе поиск, анализ и применение информации стали главными факторами развития. Общество в США или Западной Европе именуют не только постиндуст­риальным, но также информационным, поскольку 60— 80% рабочей силы прямо или косвенно связано с соз­данием, обработкой и передачей информации.

Информация стремительно становится все более и более доступной из-за развития технологии. Персо­нальные компьютеры, автоматическая обработка тек­стов, кабельное телевидение, видеодиски и записываю­щие видеоустройства все шире проникают в дома, школы и офисы.

Каждый год информация в мире удваивается и ут­раивается, выходят все новые информационные кана­лы, а самым передовым является система Интернет — компьютерная паутина, опутавшая невидимыми нитя­ми весь земной шар. Сегодня по Интернету люди из разных концов земного шара общаются письменно и визуально, проводятся научные конференции и пока­зательные операции. Благодаря Интернету можно вой­ти в любую библиотеку мира, прочитать любую газету и узнать самые последние новости.

За время существования человеческого общества кардинальным образом изменились источники энергии, определяющие скорость технического прогресса. Про­стое общество — это эпоха человеческих мускулов; аг­рарное общество — силы животных; индустриальное — мощи электричества, пара, ветра, воды; наконец, пост­индустриальное общество — эпоха атомной и термо­ядерной энергии.

ТИПЫ КУЛЬТУРЫ по П.Сорокину

Сорокин выделял три типа культуры:
а) чувственный (sensate), в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения, т.е. преобладает «истина чувств» и истина наслаждения; Для чувственного типа культуры характерна сенсорность: внимание переносится на чувственно осязаемые предметы, эмпирический опыт, светскость и соответствие земному миру. Именно признание того, что объективная реальность и смысл ее сенсорны, "провозглашается нашей современной культурой во всех ее основных компонентах: в искусстве и науке, философии и псевдорелигии, этике и праве; в социальной, экономической и политической организациях, в образе жизни и умонастроениях людей"2. Для чувственной (сенсорной) культуры характерно восприятие мира как данного в чувственном опыте, посредством слуха, зрения, осязания и обоняния. Идеалом человека сенсорной культуры является личное счастье, аскеза ему чужда. Этот культурный тип реализован Европой в эпоху Нового времени, когда возникает наука, познающая мир опытным путем. Причем опыт выступает единственным критерием истины, рациональное познание абсолютизируется. С этого времени начинают быстро развиваться техническое и естественнонаучное знание, возникает индуктивная философия.
б) идеациональный тип (ideational), где преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу или Идее, т.е. «истина веры» и истина самоотречения; И наконец, эклектичный тип культуры предполагает противостояние чувственных и идеациональных элементов мироощущения. В идеациональной культуре искусство тяготеет к условности, символичности, создается в соответствии с определенными канонами и чаще всего обезличено (мы почти не знаем имен художников, расписавших стены пещерных храмов Аджанты, создавших прекрасные арабески мусульманских орнаментов). В чувственной культуре стиль искусства становится натуралистическим. Гармоничное сочетание двух видов мироощущения лежит в основе достижений искусства греческой классики и Возрождения, когда способы воплощения художественных образов были частично символичными, частично реалистическими.
В идеациональной культуре восприятие и познание мира в основном осуществляется через откровение, интуицию, мистический опыт. Рациональное познание отвергается, человек не доверяет своему разуму, больше думает о конце мира, чем о естественном порядке вещей и возможности преобразования действительности. Люди культуры идеационального типа не стремятся к естественнонаучному познанию, наоборот, их внимание сосредоточено на мистическом опыте, приоткрывающем тайну существования иного мира. Ярким примером такого мировосприятия и типа культуры предстает европейское Средневековье IX —XII вв., где господствующее место в сознании занимала религия, пронизывая все формы жизнедеятельности.
в) идеалистический тип (idealistic), представляющий некий синтез чувственного и идеационального типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера — наукой, эмпирическое восприятие — интуицией, т.е., по выражению Сорокина, «человеческими умами будет руководить истина разума». Идеалистический тип культуры характеризуется тем, что значение идей и чувственно осязаемых предметов становится равноправным, происходит как бы гармоничное слияние двух типов мировоззрения в единое целое (примером в европейской культуре могут послужить эпоха античности и Возрождения).

Типология культур по Данилевскому

В своей теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевский выделяет 10 типов (или цивилизаций) в хронологическом порядке. Каждый из типов в своем развитии проходит стадии зарождения, расцвета, упадка и гибели. Как правило культурно-исторические типы выступают, с точки зрения автора, положительными деятелями. Но "...есть еще временно появляющиеся феномен, смущающие современников, как гунны, монголы, турки, которые..., совершив свой разрушительный подвиг, помогли испустить дух борющимся со смертью цивилизациям и, разнеся их остатки, скрываются в прежнее ничтожество." [Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 89.]

Каждый самобытный культурно-исторический тип в своем развитии движется от этнографического состояния к государственному, а от него - к цивилизации. По мнению Данилевского, цивилизация не передается от одного типа к другому. Это не исключает некоторой преемственности, но такое воздействие не может рассматриваться как прямая передача накопленного опыта. Под периодом цивилизации автор понимал "...время, в течение которого народы, составляющие тип... проявляют преимущественно свою духовную деятельность во всех тех направлениях, для которых есть залоги в их духовной природе..." [Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 89.]

Для культурной типологии Данилевский выделял следующее основание - направления культурной деятельности человека, которая подразделяется на четыре категории:

  1. религиозная (отношение человека к Богу);
  2. культурная в узком смысле, заключающая отношение человека к миру (эстетическая, теоретическая, научная, техническая, промышленная);
  3. политическая;
  4. общественно-экономическая.

В соответствии с приведенными категориями Данилевский выделял четыре типа культур:

  1. первичные (или подготовительные) культуры, в задачу которых входила выработка тех условий, при которых возможна организованная общественная жизнь, эти культуры не проявили себя ни в какой из категорий достаточно полно (египетская, китайская, вавилонская, индийская, иранская культуры);
  2. одноосновные культуры, следовали за первичными и ярко проявили себя в одной из категорий социокультурной деятельности (еврейская, создавшая первую монотеистическую религию; греческая, проявившаяся в культурной деятельности - архитектура, пластика, драматургия; римская, создавшая действенную политико-правовую систему);
  3. двухосновная культура, политико-культурный тип, так как эти два направления были доминирующими к творческой деятельности (германо-романская культура); в экономике преуспели гораздо меньше;
  4. четырехосновная культура -- возникающий, формирующийся культурный тип, имеющий возможность реализовать истинную веру, политическую свободу и справедливость, собственную культуру, гармоничный общественно-экономический строй; таким типом может стать славянский культурно-исторический тип - "удел России - удел счастливый:... не покорять и угнетать, а освобождать и восстанавливать". [Указ. соч. С. 508.]

Данилевский считал, что культуры, создаваемые народами, самобытны и самодостаточны.

Данилевский выделяет следующее основание культурной типологии: направления культурной деятельности человека. Всю социокультурную человеческую деятельность он подразделяет на четыре, не сводимых один к другому, разряда:

1. Деятельность религиозная, объемлющая собою отношения человека к Богу, —"народное мировоззрение... как твердая вера, составляющая живую основу всей нравственной деятельности человека"5.

2. Деятельность культурная в узком смысле (собственно культурная) этого слова, объемлющая отношение человека к внешнему миру. Это, во-первых, теоретически-научная деятельность, во-вторых, эстетически-художественная, и в-третьих, технически-промышленная деятельность.

3. Деятельность политическая, включающая в себя как внутреннюю, так и внешнюю политику.

4. Деятельность общественно-экономическая, в процессе которой создаются определенные экономические отношения и системы.

В соответствии с разрядами культурной деятельности человека Н.Я. Данилевский различал следующие культурные типы:

Культуры первичные, или подготовительные, задачей которых была выработка тех условий, при которых вообще становится возможной жизнь в организованном обществе. Эти культуры не проявили себя достаточно полно или ярко ни в одном из разрядов социокультурной деятельности. К таким культурам относятся египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская культуры, заложившие основы последующего развития.

Культуры одноосновные исторически следовали за подготовительными и проявили себя достаточно ярко и полно в одном из разрядов социокультурной деятельности. К таким культурам относятся еврейская (создающая первую монотеистическую религию, ставшую основой христианства); греческая, воплотивша- яся в собственно культурной деятельности (классическое искусство, философия); римская, реализовавшая себя в политико-правовой деятельности (классическая система права и государственная система).

Культура двуосновная —германо-романская, или европейская. Этот культурный тип Данилевский называл политико-культурным типом, поскольку именно эти два направления стали основой творческой деятельности европейских народов (создание парламентской и колониальных систем, развитие науки, техники, искусства). По его мнению, в экономической деятельности европейцы преуспели в гораздо меньшей степени, поскольку созданные ими экономические отношения не отражали идеала справедливости.

Культура четырехосновная—гипотетический, только еще возникающий культурный тип. Данилевский пишет о совершенно особом типе в истории человеческой культуры, который имеет возможность реализовать в своей жизнедеятельности четыре важнейшие ценности: истинную веру; политическую справедливость и свободу; собственно культуру (науку и искусство); совершенный, гармоничный общественно-экономический строй, который не удалось создать всем предшествующим культуры. Таким типом может стать славянский культурно-исторический тип, если он не поддастся соблазну перенимать готовые культурные формы от европейцев. Удел России, писал Данилевский, — "удел счастливый": "не покорять и угнетать, а освобождать и восстанавливать..."6.

В основе истории философии Данилевского лежит идея отрицания единства человечества, единого направления прогресса: "Общечеловеческой цивилизации не существует и не может существовать, потому что это была бы только невозможная и вовсе нежелательная неполнота... Общечеловеческого не только нет в действительности, но и желать быть им — значит довольствоваться общим местом, бесцветностью, отсутствием оригинальности, одним словом, довольствоваться невозможною неполнотою" .

Не сомневаясь в биологическом единстве человечества, Данилевский настаивает на самобытности, "самодостаточности" культур, создаваемых народами. Подлинными творцами истории выступают не сами народы, а созданные ими и достигшие зрелого состояния культуры, которые подобны "многолетним одноплодным растениям", живущим много лет, но цветущим и плодоносящим только раз в жизни.

Литература

1. Культурология А.И.Кравченко

2. Культурология Ю.И.Романов

3. Культурология для студентов вузов В.А.Соколов

4. www.countries.ru/library/cultyrologists/sorokin.htm

5. www.countries.ru/library/typology

6. Culture.niv.ru/doc/philosophy/ philosophy-culture/030.htm

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий