Смекни!
smekni.com

Культурология в системе гуманитарного знания 2 (стр. 7 из 21)

15. Религия как феномен культуры.

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

РЕЛИГИЯ (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).

Религия- это ненасильственное подчинение индивида интересам общины.

Среди ранних форм религии выделяются 3 основные формы:

  1. анимизм – вера в одухотворение сил живой и неживой природы, приписывание им разума, дееспособности, сверхъестественного могущества.
  2. тотемизм – вера в сверхъестественную связь, существующую между отдельными группами людей (племя, род) и отдельными видами животных, растений.
  3. фетишизм – вера в сверхъестественные способности предметов, их возможности повлиять на ход событий (поклонение идолам, ношение талисманов).

Религия (от лат. благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение, соответствующее поведение и специфические действия (культ), которая основывается на вере в существование одного или нескольких богов, вере в сверхъестественное.
Религия является закономерным результатом развития культуры, ее составной частью на всех этапах существования человечества. Религии аккумулировали в себе достижения мировой культуры и в значительной степени являются хранителями культурного наследия народов и государств. Культ – вид религиозной деятельности, объектом которого являются осознаваемые в форме религиозных образов силы, господствующие над людьми в их повседневной жизни. Различают две основные разновидности религиозного культа: 1) Магия (колдовство): Возникло в первобытном обществе и стало элементом всех религий. 2) Умилостивительный культ: Обращен к богу или духу.

Средствами религиозного культа выступают храм, молитвенный дом, религиозное искусство и различные предметы. К элементарным культовым актам относятся: поклоны, коленопреклонение, падение ниц, склонение головы. Более сложными являются такие обряды, как проповедь, молитва и пр. Религиозное мировоззрение смещает ориентацию человека из сферы общественно необходимых жизненных задач в сферу индивидуальных интересов, где решающее значение приобретает личное спасение, связанное с бессмертием души и загробным воздаянием.

Функции религии можно проследить через функции культуры: Защитная, Регулятивная, Этическая, Человекотворческая, Катарсиса (очищение)

Религия играет в культуре чрезвычайно важную роль. Важнейшая задача религии как социокультурного явления – в позитивном поддержании нормального течения жизни.

Религиозная вера имеет два главных источника. Один из них – это вера во всемогущего, Бога, выступающего судьбой людей. Второй источник – вера, возникшая на основе нормальных и сверхнормальных переживаний, в нечто существующее в человеке, и остающегося существовать после его смерти. Эта вера возвышает природу человека, посредством нее он становится сыном Бога. Религия позволяет человеку обрести моральные ценности и цель в жизни.

16. Наука в системе культуры.

Наука — это сфера человеческой деятельности, целью и содержанием которой является познание мира как единой системы на основе экспериментов и рациональных суждений.
«Внешним условием для появления науки стало формирование классового общества, позволившее выделить умственный труд из общей системы разделения труда в самостоятельный вид человеческой деятельности. Внутренним основанием для развития науки явилось непрерывное накопление практических (эмпирических) знаний, осмысление которых рано или поздно должно было потребоваться.
В качестве объекта в научном знании выступают предметы и явления природной и социальной среды, включенные в систему общественной практики. Языком науки является мышление в понятиях.
Для понимания категории «наука» необходимо учитывать отличие этого вида духовного производства от обыденного познания Наука возникает на основе обыденного знания. Обыденное знание — это бессистемное, складывающееся под влиянием жизненных обстоятельств, формирующееся стихийно-повседневное знание каждого человека, которое обеспечивает ему элементарную ориентацию в мире.
Специфика научного знания заключается в том, что наука имеет дело с особым набором объектов, реальностей, которые не сводимы к объектам обыденного опыта. Наука нуждается и в особом наборе орудий для проведения исследовательской деятельности и формирует специфические способы обоснования истинности знания, к числу которых относится экспериментальный контроль за полученным знанием, выводимость одних знаний из других. Таким образом, для науки характерен системный подход к исследованию объекта. Одним из ключевых моментов определения специфики научного знания является наличие метода познавательной деятельности, метода познания, который с необходимостью должен носить объективный характер.
Наука имеет достаточно объемную структуру. По характеру и методу исследования она делится на:
— естественные науки,
— общественные науки:
— технические науки.
Наряду со специализацией научного знания, происходит и процесс его объединения. Например, только на пересечении различных наук возможно полноценное исследование глобальных проблем современности.
В структуре науки выделяются два уровня организации знания.
— эмпирический (от гр. empeira — опыт) — его основная задача заключается в том, чтобы выводить все знания из чувственного опыта;
— теоретический — фиксирует получаемые знания в форме осмысления принципов, законов и научных теорий, в которых с помощью понятийного мышления раскрывается сущность познаваемых объектов и явлений.
Наука относится к сфере духовного производства и в конечном итоге необходима для того, чтобы направлять и регулировать практическую деятельность человека. Именно на этой основе формируются функции науки:
— культурно-мировоззренческая;
— непосредственно-производительная;
Первоначально наука оказывала влияние на мировоззрение человека и носила подчиненный характер по отношению к религии. Однако коперниковскии переворот в науке и последующее за ним динамичное ее развитие привели к тому, что наука стала превращаться в ведущую область духовного производства, оказывающую прямое воздействие как на социальную сферу человеческого бытия, так и на сферу материального производства. Функция науки как непосредственной производительной силы на сегодня является наиболее очевидной, так как наука выходит за рамки абстрактно-теоретических размышлений о природе и превращается в силу, которая в значительной мере организует, контролирует и направляет производство.
Результаты науки, вплоть до середины XIX в., лишь эпизодически применялись на практике. Однако сейчас степень усвоения практической деятельности человека, достижения науки неизмеримо выше. Включение науки в непосредственное производство оказывает внутренне стимулирующее воздействие на ее развитие. В качестве социально-мобилизующей силы наука используется для осуществления программ социально-экономического развития, а также для решения глобальных проблем современности. Между тем целью научных исследований является не только интеллектуальное воссоздание мира и постижение истины. Как и другие области культуры, наука является творческим уделом человека.
Наука — это стихия человеческой активности и свободы. Французский философ Ж.-П. Сартр неоднократно подчеркивал мысль о том, что человек должен быть свободным для того, чтобы этой свободой «сделать себя». Добавим, что не только себя, но и свое дело. Вместе с тем научная деятельность, как и всякая другая, имеет определенные нравственные нормы, допускающие, что для ученого в его научном поиске является приемлемым, а что нет.
Проблема нравственной ответственности ученого за свою деятельность имеет глубокие исторические корни. Но именно сегодня в силу огромного влияния науки на все сферы жизни людей, на их элементарное выживание эта ответственность многократно усиливается Деятельность современного ученого должна соизмеряться с принципами гуманизма и нормами общечеловеческой морали.

Нововведения в технологиях неизбежно приводят к значительным качественным изменениям в культуре. Уже с середины 20 века происходят события, изменившие отношение человека к человеку, к самому себе и природному миру. Это открытия – компьютеры, атомная и водородная бомбы, биохимия живой клетки, кризис городов (вода, отходы, воздух), разрушение природной среды, выход в космос, нарушение озонового слоя и т.д. приводят к необратимым последствиям.