Смекни!
smekni.com

Культурология в системе гуманитарного знания 2 (стр. 9 из 21)

«Родовые» признаки интеллигенции

  • Умственный, творческий характер деятельности
  • Личностное начало, глубоко развитое понимание своего «Я»
  • Обостренная любовь к свободе, самовыражению, достаточная самостоятельность. Независимость, честность, мужество, стойкость
  • Верность народу, патриотизм, активное подвижничество, приверженность идее справедливости
  • Критическое переосмысление с многих сторон, ценностей социальной жизни
  • Приверженность общечеловеческим ценностям
  • Способность создавать, воспринимать, сохранять, распространять ценности культуры
  • Необходимое качество – во всем соблюдать меру

Декабристы – ради идеи улучшения жизни человечества потеряли все привилегии и в Сибирь, а их жены бросили все и уехали с ними.

Интеллигенция первой реагирует на малейшие колебания в обществе,

компоненты культуры поведения человека

  • Внутренне содержание (сущность) человека
  • Внешнее выражение поведения
  • Характер взаимосвязи и степень соответствия их между собой

Нормы и правила, обеспечивающие нравственно-эстетический характер отношений в воинский коллективах:

  • Воинская субординация
  • Сознательная дисциплина
  • Взаимное уважение
  • Уважение к старшим по званию, по возрасту
  • Выдержка, спокойствие

Особое место в философии и культуре Серебряного века заняла тема русской интеллигенции, тот трагический исторический тупик, в котором она оказалась.

Схема исторических моделей культурного человека:

· Эпоха античности, Платоновская модель. Образование, самообразование, нравственность

· Эпоха Возрождения, Гуманистическая модель 14-16вв

· Новое время – 17 век. Специализация в одной области знаний

· Современное представление.20 век Широкое образование, планетарное мышление, культурный плюрализм

Японский специалист Масуда, развивая концепцию информационного общества, выдвинул идею появления нового человека – человека интеллигентного. Он считает, что мозг, сознание человека есть высший этап эволюционного развития. Именно используя мозг как высшее интеллектуальное устройство, человек мог победить всех своих биологических конкурентов. Биологические параметры мозга ограничены, эти ограничения снимают информационные технологии.

21. Традиции и новации в культуре.

Новаторство и традиции – две стороны процесса развития культуры.

Устойчивость, «инерционность» в культуре – это традиции. В традиции элементы культурного наследия – идеи, ценности, обычаи, обряды и т.д. – сохраняются и передаются от поколения к поколению. Традиции существуют во всех формах духовной культуры – это

  • моральные традиции
  • Научные
  • Религиозные
  • Национальные
  • Трудовые и др.

Благодаря им человечество развивается, не «изобретая велосипед», а используя достигнутый опыт.

Культура не может существовать, не обновляясь. Творчество, изменение являются другой стороной развития общества.

Единство традиций и обновления – универсальная характеристика любой культуры.

Далеко не всякое новаторство является фактом культуры. Новизна ради новизны не несет в себе творческого содержания. Научное открытие или художественное произведение должны распространиться в обществе, получить отзвук в умах и сердцах людей. Речь идет не о сиюминутном признании.

Всякая новация в культуре, имеющая глубокое содержание и ценность, проверяется временем, заново оценивается каждым последующим поколением людей.

Общества делятся по соотношению традиций и новаторства на:

· Традиционные, традиции господствуют над творчеством, отклонения от норм не приветствуются, отрицаются

· Современные – ценностью является обновление, новаторство, индивидуальность, истинный художник или ученый – всегда создатель нового, общество пронизано «гонкой за новизной»

22. Запад и Восток: два типа духовности.

Проблема взаимоотношения Запада и Востока уходит в глубокую древность. По мнению ряда деятелей вся история человечества представляет собой вечную борьбу между западной цивилизацией и восточной культурой. Восток – безотносительное географическому признаку традиционное понятие, символ культурно-цивилизационного комплекса, основанного на идеализме, духовности, созерцательности, пассивности, коллективизме, иерархичности, стабильности, традиционализме и тоталитаризме …

Восток представлен множеством самостоятельных локальных цивилизаций, среди которых выделяются 3 культурно-исторических типа:

- индо-буддийский;

- китайско-конфуцианский;

- арабо-исламский.

Запад – это альтернатива Востоку, которому свойственны следующие черты:

- материализм, прагматизм, активность, индивидуализм, развитие, инновация,

демократизм (свобода, равенство, братство)

Запад представлен одной цивилизацией, зародившейся в бассейне Эгейского моря, которая в своём развитии прошла следующие этапы:

- эллинистический

- эллинистически – римский

- романо-германского христианского средневековья.

- нововременная культура.

С открытием Америки западная культура вместе с переселенцами распространилась в странах нового света. С точки зрения Карла Ясперса, западного человека от восточного отличает 3 принципа:

1. рациональность

2. господство техники

3. субъективность самобытия.

Существуют различные точки зрения на проблему взаимоотношения запада и востока:

· Точка зрения культурного единства запада и востока. Культура зарождается на востоке и постепенно распространяется на запад. На ранних этапах развития греческой культуры ярко проявляются восточные каноны, в частности, египетские.

· Точка зрения культурного разделения запада и востока. Чаадаев.

· Точка зрения культурного превосходства запада над востоком. Она опирается на техническое преимущество запада.

· Точка зрения культурного превосходства востока над западом. Она основывается на знаниях людей востока о природе и о самом человеке (тибетская медицина, система йоги). Западная цивилизация предстаёт как цивилизация однобокого развития. Развивая технику, люди убивают себя. Эта философия встречается в индийской философии.

Позиция Запад Восток
  • ценность – объект (что или кто в центре)
  • Личность Государство
  • ценность – вектор (на что опирается культура)
  • Развитие, инновация (мода, политика, техника, все направления культуры) Стабильность, постоянство
      ценности первого порядка.
    Свобода, равенство, труд Мир (с самим собой, в государстве, между государствами), порядок традиции.
      ценности второго порядка
    Закон, частная собственность, рынок Религиозность (религия – основа, иерархичность, ритуал, доведённый до автоматизма)
  • характеристика человека
  • Эктраверт (прометеевский,героический) Интроверт(универсальный, бесвкусный)
      отношение к природе
    Стремление покорить природу Сохранить гармонию с природой, познать её законы. Невмешательство в законы природы.Природа – Бог.
      отношение к религии
    Обрядность и суеверие, а не глубокая религиозность. Конкретная, глубоко личное вероповедание.
      ценностные ориентиры
    Потребительские (карьерный рост) Духовная.
  • отношение к истине, принцип познаваемости мира.
  • Практика, принцип безграничной познаваемости мира. Истина самобытия, саморегулирующее, что даёт человеку свыше. Истина не познаваема.

    Запад и восток – это 2 различные культуры, но на протяжении всей истории существования они влияют друг на друга.

    23. Место России в системе двух парадигм культуры Запада и Востока. Характерные черты русского культурного архитипа.

    Россия занимает промежуточное положение между востоком и западом. Это объясняется следующими причинами:

    · Огромные территории, разные виды хоз. деятельности, разный тип темперамента.

    · Месторасположение – пересечение Европы и Азии.

    · Многонациональный состав – более 100 наций и национальностей.

    · В духовном плане Россия ориентируется на европейский путь (исповедует христианство), а в социально-экономическом плане представлена традиционным азиатски способом развития производства.

    · Сильное имущественное и социально неравенство.

    · Особенности исторического развития(татаро-монгольское нашествие – изменился характер человека, культура.

    Своими корнями проблема выбора пути развития уходит к петровским преобразованиям (1-я четверть 17в.), в результате которых единая Россия разделилась на сторонников сохранения старины (почвенников) и сторонников европеизации (их называли цивилизацией). В 19 в. эти взгляды окончательно оформились:

    1. западничество – западники (Белинский и Герцен). Россия – европейский тип цивилизации. Она должна развиваться в русле европейской культуры и традиций.

    2. славянофилы (Аксаков, Хомяков). Они выступали за сохранение культурно-самобытной самодостаточности России.