Смекни!
smekni.com

Культурология в системе гуманитарного знания 2 (стр. 1 из 21)

  1. Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного знания.

Культурология – относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке соц-научного и гуманитарного знания. Происхождение термина «культурология» восходит к работам американского антрополога Л.Уайта. Он выделил культурологию как самостоятельную науку в комплексе общественных наук, вычленившуюся из антропологии.

Культурология – это наука об общих закономерностях рождения, становления, развития культуры, это наука о принципах её функционирования, диалоги культур, отличающихся соц-полит., нравст-этическими, научными и художественными характеристиками.

Культурология – это интегрирующая наука, основанная на содержании культур философии, антропологии, социологии, теории и истории культуры, теологии и психологии, эстетики и прочих гумм. знаний.

Философия – основа культурологии.

Предмет – культура, взятая как целостное тявление (материальная, духовная, социально-политическая) и интерпретированная (рассмотренная) в ходе исторического развития.

Культурология – одна из базовых дисциплин гуманитарного блока, изучающая наиболее общие закономерности развития культуры как системы. Особенность культурологии как науки в системе гуманитарного знания – это её интегрирующий характер и её методологическая функция (систематизация гумм. знаний через культуру как феномен.)

Основные принципы культурологии как науки: целостность, культурно-исторический подход, индивидуализация, поиск правильной интерпретации и смысла.

Основная научная задача культурологии

- мировоззренческая;

- осмысление проблем теории культуры: понятие, структура, функции, диалог культур;

– глубокое, всестороннее, толерантное исследование сторон и граней бытия человека в созданном им самим мире.

Структура культурологических знаний: фундаментальная (теоретическая), прикладная (эмпирическая, историческая) культурология, культурная антропология (ценностный аспект).

Причины актуальности культурологии:

- неидеологизированный характер;

- необходимость уменьшить диспропорцию мужду духовным и материальным началом в человеке и социуме.

    Культура как общественное явление: понятие, сущность.

Этимология термина «культура» восходит к латинскому cultura – обработка, возделывание. Возникнув в эпоху земледелия, слово cultura зафиксировало меру участия человека в облагораживании природы, но уже римский мыслитель Цицерон в 45 году до н.э. в трактате «Гускуланские беседы» впервые даёт философское осмысление понятия культуры как возделывание души человека. (воспитанность, образованность).

· Эпоха средневековья (конец 5 века – 14 век)

В эту эпоху понятие культуры рассматривали как производное от слова «культ»

(обожествление, почитание). Культура носила религиозный характер.

Творческие способности человека реализовывались через любовь к богу.

· Эпоха Ренессанса (Возрождение) 15 – 1-я половина 17 века в культуре появляются светские тенденции(система светского образования, светские жанры в живописи, этикет (1-я книга по этикету в Италии в 1557г.).

· - начало Эпоха Нового времени (сер.17 – начало 20 вв.) - начало буржуазных революций в Европе)

К концу 17 в в трудах нем ученого Пуффендорфа культура предстаёт в обобщенном виде как содеянное человеком без учёта в нем и окр среде природного. Культура, согл теории Пуффендорфа, возвышает человека, выступает как результат его собств. Деятельности, дополняющей его внешнюю и внутреннюю природу.

Как самостоят явление соц жизни культура впервые была осознана и рассмотрена во второй половине 18 в в эпоху Просвещения. Просветители выделили культуру как нечто, как явление, которое противостоит естественной среде. Ж.Ж.Руссо трактует культуру как то, что отдаляет человека от естественной природы. Поэтому он считает культурные народы «испорченными», морально «развращёнными» по сравнения с чистыми первобытными народами.

Немецкий философ Кант связал содержание культуры с совершенствованием разума.

Первую попытку определения культуры сделал англ этнограф Тайлор. Он понимал культуру как сложное целое, слагающееся из «знаний, верований, искусства,

нравственности, законов, обычаев и др». Культура в понимании Тайлора предстаёт как простое перечисление разнородных элементов, не связанных в систему.

Определение культуры, данное Тайлором и считающееся первым, стало самым распространённым в мире и продолжает оставаться таким, несмотря на появление сотни других определений. Это многообразие связано с тем, что понятие культуры многопланово, многозначно, и каждый исследователь исходит из той или иной позиции. Исследователи выделяют 4 осн. Аспекта:

- абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного и эстетического развития;

- обозначение сост-я общества, осн. На праве, порядке, мягкости нравов и т.д.

-абстрактное указание на особенности способа сущ.-я или образа жизни, свойственных к.-л. Обществу;

-абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и прежде всего художественной деятельности.

На сегодняшний день существует около 600 дефиниций культуры.(умение понять иное и выразить себя.)

    Структура и функции культуры.

СТРУКТУРА.

Устойчивые элементы культурной системы (нормы, образцы, институты, группы, статусы и т.д.) находятся в опр. соотношении и взаимодействии между собой, обеспечивая стабильность социокультурной системы.

Существуют различные способы структурирования культуры по различным основаниям:

1.Дихотомическая структура (материальная, духовная);

Духовная культура включает в себя: религию и мораль, политику и право, науку и образование, литературу и искусство, средства массовой коммуникации(язык).

Материальная: конфессиональная инфраструктура, мат.-вещественная структура науки, образования, искусства и т.д., мат.-техническая база средств массовой коммуникации, материальная база производства продуктов дух. деятельности.

2.Уровневая (классическая и современная, элитарная и массовая, официальная и андеграунд);

-если в качестве критерия рассматривать время, то культуру можно разделить на классическую и современную;

- если……..качество и количество, то культура подразделяется на элитарную и массовую;

-если……отношение к соц. системе, то можно выделить официальную культуру и андеграунд(творческая оппозиция культуре официальной);

-демографический, возрастной критерий – субкультура.

3.Ценностная (религиозная, нравственная, миф, искусство).

4.Подход по содержанию:

-1 блок: когниктивный(или ценностный) – здесь искусство, миф, религия.

-2 блок: поведенческий – нормы, морали, правила поведения.

-3 блок: праксиологический(или функционирование культуры) – театр, кино и т.д.

ФУНКЦИИ

1. Познавательно-воспитательная (гносеологическая)

-функция, формирующая познавательный инстинкт человека и лежащая в основе воспитательного процесса.

2. Регулятивная (нормативная)

-функция регуляции отношений между людьми в обществе и человека с обществом, т.е. правила поведения и нормы.

3. Ценностная (аксиологическая)

-функция формирования культурно-нравственных сущностных ценностей человека в условиях потребительского общества.

4. Знаковая (семиотическая)

-язык и символы культуры.

5. Коммуникативно-интегративная

-культура общения.

6. Деятельностная (праксеологическая)

-функция, определяющая механизм действия культуры.

7. Меморативная (память)

-функция соц. памяти, передача из поколения в поколение традиций, верований, обрядов.

8. Человекотворческая.

-функция формирования опр. типа культуры.

Таким образом структура и функции культуры доказывают и иллюстрируют её многогранность, глубокую смысловую содержательность.

5. Уровни культуры: классическая и современная, элитарная и массовая, официальная и андеграунда.

КЛАССИКА (от лат. classicus — образцовый, первоклассный), образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.

Массовая культура – это потребительская культура со своими нормами и ценностями.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА, понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры 20 в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации.

Элитарная культура – это лучшее, отборное, избранное, в переводе с франц. – культура творческого, созидающего меньшинства населения (научная, правовая, имущественная элита).
Понятия элитарная и массовая культура рассматриваются как основные особенности исторического и культурного развития человечества, при помощи которых характеризуется «элита» и «массы», власть и подчинение.
Они противоречат друг другу:

Элитарная культура содержит базовые ценности, сведения об устройстве мироздания и человеческого общества, божественных нормах

Массовая культура –рекомендации по богоподчинению, богослужению и социальному ритуалу

Элитарная культура –социальное обновление, творчество и хранение и трансляция знаний

Массовая культура – репродукция, повтор усвоенных технологий, привычных стереотипов.

Они должны соприкасаться и элитарный импульс должен входить в массовую культуру, ее модифицировать и обогащать, а творческие импульсы массовой культуры должны обогащаться и выступать фундаментальными программами культурного обновления.

Официальная культура – это строгие нормы и правила, протоколы, уставы и т.д.