Смекни!
smekni.com

Восточные традиции и современность в Японии (стр. 1 из 6)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Бийский технологический институт (филиал)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет им И.И. Ползунова»

(БТИ АлтГТУ)

Кафедра гуманитарных наук

Реферат

тема: Восточные традиции и современность (Япония).

Выполнила:

Владимировна

Студент группы:

Проверила:

Александровна.

Бийск-2009

Содержание:

Введение……………………………………………………………..3

Глава 1. Религия Японии…………………………………………...4

Глава 2. Культура Японии

2.1 Литература……………………………………………….8

2.2 Архитектура……………………………………………...13

2.3 Живопись………………………………………………...15

2.4 Театр……………………………………………………...17

Глава 3. Традиции Японии

3.1 Дома из бамбука и бумаги………………………………20

3.2 Завтрак из хризантем……………………………………23

3.3 Искусство чайной церемонии – поклонение красоте…25

3.4 Любование сакурой……………………………………...28

3.5 Кимоно с узорами 4 времён кода……………………….30

3.6 Харакири………………………………………………….33

Заключение…………………………………………………………..36

Список литературы…………………………………………………..37

Введение.

КУЛЬТУРА Японии восхищает сегодня европейцев своей оригинальностью. Она достигла небывалых высот в развитии тех­нического прогресса и одновременно сохра­нила устойчивую приверженность к духов­ным традициям своего прошлого. В совре­менном мире, возможно, это единственная страна, где цивилизованность, традициона­лизм и тонкая духовность слиты воедино.

На Японском языке Япония называется «Ниппон», что значит «откуда происходит Солнце». Национальный флаг изображает восходящие солнце. Уважение к традициям и силам природы - основа Японской рилигии.

В искусстве Японии преломляется вся древняя культурная традиция страны. Характерная для японского народа потребность в общении с окружающей средой нашла своё проявление в особой точке зрения на мир, в любви к пейзажу, к изображению цветов и самых разнообразных растений – от травинки до самого могучего дерева. Культура Японии не похожа не на одну культуру какой-либо страны. Она стоит отдельно от всех. Японцы очень дорожат своей культурой и бережно её хранят.

Именно поэтому эта тема очень интересна в изучении. Каждая традиция требует к себе особого внимания и тщательного изучения.

1.Религия Янонии.

Культура в Японии появилась еще в эпо­ху неолита (следов палеолита в Японии пока не найдено). Среди неолитических культур можно выделить две главные: более ранняя Дзёмон «веревочная,») И Яён, относящая­ся к позднему неолиту. Первая получила название по росписи керамики орнаментом в виде веревочных колец; вторая - по мес­ту находок керамики, характерной для этой культуры. С точки зрения технологии из­готовления керамика Дзёмон примитивнее, но более живописна, чем Яён, а каменные орудия труда Дзёмон более совершенны. Ранние культуры относятся к доисторичес­кой Японии. Цивилизационный этап ее раз­вития относят к средним векам.

Японская цивилизация считается од­ной из самых молодых на Дальнем Восто­ке. Она условно делится на четыре основ­ных периода:

1.Эпоха Нара (V-VIII вв.).

2.Эпоха Хэйан (VIII-XII вв.).

3.Эпоха Минамото (XIII-XVI вв.).

4.Эпоха Токугава (XVII-XIX вв.).

Японская культура складывалась под сильным влиянием культуры Китая. Это влияние проявлялось буквально во всем: в территориальном устройстве, в системе пра­вительственного и чиновничьего аппарата, в Зaконодательстве, в формировании духов­ных традиций, эстетических и нравствен­ных принципов. письменность, китайское искусство прочно вошли в духовную жизнь японцев эпохи Нара. Особенностью культуры Япо­нии была традиционность, определяемая ре­лигиозными верованиями. Древнейшей ре­лигией Японии является синтоизм («син»-­бог, «то»-путь), верховным божеством ко­торого являлась богиня солнца Аматэрасу. В основе синтоизма лежит культ природы и культ предков. Второй официальной ре­лигией Японии был буддизм, но в дзэнском его толковании, который с его принципом естественности оказался наиболее близок японцам. Христианские храмы также су­ществуют в этой стране, но наряду с други­ми сектами.

В синто нет проповедников, таких как Будда, Христос, Мухаммед, канонических церковных книг в собственном смысле это­го слова. У каждого храма или группы храмов есть свои мифы и свои обрядовые пред­писания, но даже высшие священники дру­гих храмов и местностей могут ничего о них не знать. Однако группа мифов, общих для всего синто, известна каждому синтоисту и записана в книге «Кодзики». Последние главы «Кодзики» представляют собой исто­рический отчет о годах правления японских императоров V-VII ВВ., обычную династи­ческую хронику. Согласно этим мифам, сна­чала в пустоте Вселенной обитало божество Центра Неба (Амэно минака-нуси), затем появились боги рождения и роста (Таками­мусуби). Два божества, мужское и жен­ское - Идзанами и Идзанаги - породили восемь главных островов Японии, все, что есть в мире, включая большинство божеств, которым, собственно, и поклоняются люди. Все шло благополучно, пока Идзанами не стала рожать бога огня, тогда из ее чресел вырвались языки пламени, богиня умерла от ожогов, как умер бы каждый смертный, супруг Идзанаги хотел вырвать ее из оби­тели смерти, однако Идзанами, оскорблен­ная тем, что муж увидел ее обезображенный разлагающийся труп, наслала на него пол­чище ведьм. Идзанаги удалось убежать. За­тем он стал рожать богов, теперь уже без помощи супруги; им надлежало стать самы­ми важными среди богов - это богиня солн­ца Аматэрасу - омиками («великая святая богиня, освещающая небо»), ее брат Суса­ноо-но-микото (бог ветра и бури, правитель равнины моря) и бог луны Цукиеми.

Буддизм, возникший в Индии, в Япо­нию пришел в VI в. В Х11 в. Эйсай привез дзен, и эта религия как религия самурай­ства стала очень популярной вплоть до ре­ставрации Мэйдзи (1868 г.) Дзен (кит. чанъ; инд. дхъяна - медитация) - это фе­номенальный мир - неистинный, иллю­зорный, ничто. При помощи медитации человек может познать свою изначальную сущность (сущность Будды), которая есть в каждом индивидууме.

Понятие дзэн вносит в буддизм необхо­димость внутренней практики сознания. Дзэн самым серьезным образом настаивает на необходимости внутреннего духовно­го опыта. Система практики, принятая дзэ­ном, является продуктом этого основного духовного переживания. Дзэн - это дух человека, который верит в его внутреннюю чистоту и его божественность. Дзэн-буд­дизм является продуктом китайского ума или развитием доктрины Просветления. Просветление - это чувство, которое пред­ставляет собой слишком возвышенный для чувствительных существ идеал. Человек должен сам достичь нирваны, или просвет­ления, своими собственными усилиями, в глубинах собственного сознания. Легенда, повествующая о происхождении дзэна в Индии, гласит следующее: «Однажды Шакьямуни читал проповедь своим ученикам, собравшимся у горы "Святой Гриф". В сво­ей проповеди он не стал прибегать к дол­гим словесным рассуждениям, а просто поднял вверх букет цветов, который был преподнесен ему одним из его учеников. Он не произнес ни одного слова. Никто не по­нимал смысла происходящего, за исклю­чением старца Махакасяны, который со спокойной улыбкой глядел на учителя и, казалось, отлично понимал все красноре­чие этого безмолвного наставления про­светленной души. Заметив это, учитель таинственно провозгласил своими златы­ми устами: "Я обладаю самым драгоцен­ным сокровищем, духовным и трансцен­дентальным, которое я передаю сейчас тебе, о почтенный Махакасяна"».

«Передача света истины» считается са­мой ранней в истории дзэна книгой. В ней подробно освещается история 28 патриар­хов и стихов, «передающих закон». Суще­ствует много путей достижения просветле­ния, но в общем они сводятся к двум: это «путь разума» и «путь праведного поведе­ния». «Путь разума» означает постижение сути буддизма при помощи духовного со­вершенствования, приводящего нас к глу­бокой вере в Истинную Природу, которой наделено в равной мере каждое живое су­щество. Она не проявляется потому, что мы порабощены внешними объектами и лож­ными представлениями. Когда человек, отбросив ложное и ухватив истинное, пре­бывает в пустоте ума, он обнаруживает, что нет ни субъекта, ни объекта. Такому чело­веку уже не нужны более словесные настав­ления, так как он находится в безмолвном общении с самим принципом, не связан с различием понятий, потому что, бездей­ствуя, пребывает в покое. Это называется «путем разума».

«Путь праведного поведения» основы­вается на введении в практическое поведе­ние, в саму жизнь человека необходимос­ти выполнения нравственных принципов, строгого их соответствия поступкам. Такой дзен против аскетизма, отказа от мирско­го, но за активную направленность душев­ных и духовных сил на творчество.

Несмотря на многочисленные видоизме­нения, принцип и дух дзэн-буддизма сей­час так же живы, и как огромное духовное наследие Востока он продолжает пользо­ваться исключительным влиянием, в осо­бенности среди интеллигенции Японии.

Философская мысль в Японии длитель­ное время продолжала существовать в виде буддийских теорий и синтоистских уче­ний, формировавшихся под влиянием буд­дизма и конфуцианства. И только обрет­шая силу в период Токугава конфуцианс­кая мысль утвердила самостоятельность разума по отношению к вере. Японское конфуцианство не углублялось в вопросы познания природы, а развивалось исклю­чительно как этическое мировоззрение, теоретически обосновывало религию ­почитание неба, поклонение духам и боже­ствам – и нередко соединялось с синтоиз­мом. Философская мысль в Японии, воз­никнув в виде религиозной мысли, долгое время не отделял ась от религии.