Становление и развитие гитарного исполнительства в г. Челябинск

Выпускная квалификационная работа Тема: «Становление и развитие гитарного исполнительства в г. Челябинск» Диплом защищён Протокол ГАК № от « _» _2007г.

Выпускная квалификационная работа

Тема:«Становление и развитие гитарного

исполнительства в г. Челябинск»

Диплом защищён

Протокол ГАК №____________ от «_____»___________________2007г.

С оценкой__________________

Челябинск 2007

Содержание

Введение. 2

Глава I Истоки и предпосылки гитарного исполнительства в г.Челябинске. 5

1.1История развития гитарного исполнительства в России. 5

1.2Этапы становления и развития гитарного исполнительства в г.Челябинске 13

Выводы по первой главе. 19

Глава II Известные гитаристы г.Челябинска. 19

2.1 Становление и развитие творческого пути «Трио гитаристов Урала». 20

2.2 Портретная галерея исполнителей на гитаре в г.Челябинске. 29

Выводы ко второй главе. 29

Заключение. 29

Список литературы.. 29

Приложение. 31

Введение

Гитара – самый массовый музыкальный инструмент. Людей, играющих на гитаре, пусть хотя бы на уровне нескольких аккордов, - гораздо больше, чем играющих на любом другом инструменте. И наверно, ещё больше тех, кто хотел бы научиться играть на ней. Гитара – самый распространённый инструмент. На первый взгляд может показаться, что массовость и распространённость – одно и то же. Это не так. Например, в некоторых европейских странах губную гармонику можно считать массовым и очень популярным инструментом, но остальной мир относится к ней довольно прохладно. А гитара распространена на всех континентах, включая теперь уже и Антарктиду. Гитара успела побывать даже в космосе. Наверно, со временем там побывают и другие инструменты, но первенство навсегда останется за гитарой.

В России гитара развивалась в двух направлениях: как семиструнная, так и шестиструнная. В отличие от семиструнной гитары, её шестиструнная разновидность развивалась в России XVIII – XIXвеков почти исключительно как профессионально-академический инструмент и была мала ориентирована на передачу русской народной песни и бытового романса.

С середины XIXвека значительно возросла просветительская роль шестиструнной гитары. Концертные выступления отечественных гитаристов-шестиструнников, таких как Н.П. Макаров и М.Д. Соколовский, становились важным средством музыкального просвещения многочисленных поклонников инструмента в России.

Также, в первые годы XXвека приобрели значит. Роль различные кружки гитаристов. Получает широкую известность деятельность видных гитаристов-исполнителей и педагогов В.А. Лебедева, А.П. Соловьёва, В.П. Успенкого, В.М. Юрьева.

Со второй половины 1950-х годов существенно активизируется концертная деятельность гитаристов: А.М. Иванова-Крамского, Б.П. Хлоповского, Л.А. Менро, Л.Ф. Андронова, Я.Г. Пухольского.

С 1950-80 г.г. открываются классы гитары в музыкальных школах и среднеспециальных учебных заведениях, а затем и в высших. Появляются талантливые исполнители, композиторы, проводятся различные конкурсы и фестивали исполнителей, появляется нотная литература для гитары.

Многие российские исполнители на народных инструментах активно занимаются пропагандой своего творчества, много концертируют и тем самым завоёвывают признания у публики. Челябинские (Уральские) гитаристы так же входят в их число.

В начале третьего тысячелетия весьма активизировалась фестивальное и конкурсное движение по специальности гитара. В Челябинске прошло 10 фестивалей «Классическая гитара на Урале»; в Екатеринбурге регулярно проходит единственный в мире фестиваль гитарных концертов с симфоническим оркестром; в Перми; в 2005 году в Каменск-Уральске родился новый фестиваль «Каменские встречи»; в Магнитогорске проходит особенный фестиваль памяти музыкального мастера Ивана Кузнецова, который объединяет классику, эстраду и исполнителей бардовской песни.

Тем самым можно сказать, что гитара в крупных уральских городах в настоящее время испытывает заметный подъём, а значит можно ожидать появление новых интересных исполнителей и композиторов, которые смогут достигнуть новых творческих высот в музыке для гитары.

В дипломной работе будет как можно подробнее рассказано о наших челябинских музыкантах-исполнителях на гитаре, рассказано об их достижениях, победах на конкурсах, репертуаре, о творческих планах на будущее.

Я считаю, что актуальность темы дипломной работы состоит в необходимости изучения развития гитарного исполнительства в г. Челябинске (на Урале) с целью повышения интереса к их искусству, выявление новых талантливых исполнителей и композиторов в Челябинске.

Объектом изучения в дипломной работе будет являться исполнительство гитаристов г. Челябинска сначала XXвека до настоящего времени.

Предметом изучения будет являться творчество исполнителей на гитаре данного периода.

Гипотезу в дипломной работе можно определить следующим образом: творчество наших современных исполнителей на гитаре соответствует мировому уровню при использовании исполнительского опыта своих предшественников и того, что нового они внесли в развитие гитарного искусства нашей страны при влиянии различных гитарных школ в России, педагогики и исполнительства.

Цель исследования: изучить исполнительство отечественных и современных гитаристов г. Челябинска.

Отсюда задачи исследования:

1. Изучение влияния различных отечественных школ на становление и развитие гитарного исполнительства в г. Челябинске;

2. Изучение творческого пути современных челябинских исполнителей и определения этапов становления их творчества;

Основными методами исследования являются: анализ печатных материалов книг, статей в журналах и газетах, беседы с исполнителями.

Теоретическая значимость заключается в следующем: будут освещены вопросы становления и развития исполнительства на гитаре в г. Челябинске и определены его этапы.

Практическая значимость заключается в исследовательской работе над творчеством музыкантов, биографических сведениях, концертной деятельности.

Базой исследования является творчество исполнителей на гитаре г. Челябинска.

Глава I Истоки и предпосылки гитарного исполнительства в г.Челябинске

1.1 История развития гитарного исполнительства в России

Шестиструнная гитара в России XIXв.

В отличие от семиструнной гитары, шестиструнная гитара развивалась в Рос­сии XVIII-XIXвеков почти исключительно как профессионально-академический инструмент и была мало ориентирована на передачу русской городской песни и бы­тового романса. Первыми её распространителями в отечественной культуре были иностранцы, итальянские композиторы при дворе Екатерины II – Джузеппе Сарти и Карло Каннобио. В начале XIXвека появляются школы и пособия для шестиструн­ной гитары, например И. Гельза, И.А. Березовского – здесь большей частью обна­руживается опора на испанскую и итальянскую классику – гитарные произведения М. Джулиани, М. Каркасси, Л. Леньяни, Ф. Карулли, Ф. Сора. Немалую роль в рас­пространении в России шестиструнной гитары играли гастроли выдающихся зару­бежных гитаристов – в 1822 году в Петербурге проходили выступления итальянца М. Джулиани, 1823 в Москве – испанца Ф. Сора и т.д.

Наиболее крупными русскими исполнителями, пропагандистами шестиструн­ной гитары были Николай Петрович Макаров (1810 – 1890 г.г.) и Марк Данилович Соколовский (1818 – 1883 г.г.). Н.П. Макаров снискал известность уже в конце 1830 – 40 годах во многих странах мира как великолепный гитарист-виртуоз, но главной его заслугой явилась организация в 1856 году в Брюсселе Первого международного конкурса «На лучшие сочинения для гитары и наилучшие сделанные гитары». В 1874 году выходят его «Несколько правил высшей гитарной игры» – советы по усо­вершенствованию гитарной техники (исполнение трелей, флажолетов, хроматиче­ских гамм и т.д.).

Ещё более значительный вклад в искусство гитары внёс М.Д. Соколовский. Гастроли этого музыканта, начавшиеся с 1841 года по городам России, затем в раз­личных европейских странах и ставшие триумфальными, принесли ему славу од­ного из крупнейших исполнителей-гитаристов (аккомпанировал – Н.Г. Рубин-штейн). Последний публичный концерт М.Д. Соколовского состоялся в Петербурге в 1877 году, а затем музыкант поселяется в Вильнюсе, где занимается педагогической деятельностью.

Итак, шестиструнная гитара уже с самого начала своего бытования в России утвердилась в общественном сознании преимущественно как инструмент академический. С середины XIXвека значительно возросла просветительская роль шестиструнной гитары. Концертные выступления отечественных гитаристов-шестиструнников, таких как Н.П. Макаров и М.Д. Соколовский, становились важным средством музыкального просвещения многочисленных поклонников инструмента в России.

Развитие гитарного искусства в России XXв.

Определённую просветительскую направленность в первые годы XXвека приобрели также различные кружки гитаристов. Получает широкую известность деятельность видных гитаристов-исполнителей и педагогов В.А. Русанова (1866-1918 г.г.), В.П. Лебедева (1867-1907 г.г.), А.П. Соловьёва (1856-1911 г.г.), В.Г. Успенского (1879-1934 г.г.), В.М. Юрьева (1881-1962 г.г.).

Роль В.А. Русанова, который являлся также композитором, видным историографом и пропагандистом семиструнной гитары, представляется особенно значительной. Именно он организовал издание всероссийского журнала «Гитарист», существовавшего в течение 1904-1906 годов, создал ряд очерков – «Гитара и гитаристы», «Гитара в России», «Катехизис гитары» и др. Большую роль в развитии гитары в России начала XXстолетия сыграл и А.П. Соловьёв, высокообразованный музыкант, исполнитель, педагог. Созданная и опубликованная им в 1896 году «Школа для семиструнной гитары» стала важным вкладом в развитие методики обучения игре на инструменте.

Благодаря усилиям упомянутых деятелей гитарного искусства в начале XXвека выходит ряд журналов, адресованных любителям инструмента – «Музыка гитариста», «Гитарист», «Аккорд». В этих изданиях публикуется немало сведений не только по истории гитары, Но и по музыкальной грамоте, гитаристы получают возможность приобщится к несложным произведениям музыкальной классики. Таким образом, гитара в начале XXвека приобретает важнейшие качества народного инструмента по своему социальному статусу.

Современные этапы развития гитарного исполнительства (конец 1950х – 90е г.г.)

Со второй половины 1950-х годов существенно активизируется концертная деятельность гитаристов: наряду с уже упоминавшимися А.М. Ивановым-Крамским, это уже Борис Павлович Хлоповский (1938-1988 г.г.), видный исполнитель на семиструнной гитаре и педагог Лев Александрович Менро (1923-1994 г.г.), Лев Филиппович Андропов (1926-1980 г.г.), киевлянин Ян Генрихович Пухальский (1923-1979 г.г.), интерпретации которых принадлежат к наиболее значительным достижениям. Немаловажным стимулом в дальнейшей академизации исполни-тельства стало открытие классов гитары в музыкальных училищах при Московской консерватории имени Гнесиных, а несколько позднее и в ряде вузов – Уральской консерватории, Московском институте культуры; возобновлено обучение на гитаре в Киевской консерватории (оно было создано здесь М.М. Гелисом ещё в довоенные годы).

Наибольшее же значение в развитии гитарного исполнительства имело открытие в 1980 году класса гитары в Институте имени Гнесиных, ставшего общепризнанным центром подготовки первоклассных гитаристов. Приглашение к преподавательской работе выдающихся гитаристов наших дней Александра Камилиовича Фраучи (р. 1954 г.) и Николая Андреевича Комолятова (р. 1942 г.) позволило намного поднять художественный уровень гитарного искусства, гораздо активнее, чем ранее, утвердить авторитет отечественной гитарной школы во всём мире. Эти исполнители, наряду с рядом иных видных гитаристов наших дней – композитором и исполнителем Никитой Арнольдовичем Кошкиным (р. 1956), Виктором Викторовичем Козловым (р. 1958), также автором множества интересных и своеобразных гитарных сочинений, Станиславой (Анастасией) Владимировной Бординой (р. 1962), Владимиром Борисовичем Хлоповским (р. 1962), равно как и с видными украинскими гитаристами Валерием Яковлевичем Петренко (р. 1939), Николаем Петровичем Михайленко (р. 1952), Владимиром Игоревичем Доценко (р. 1962) и многими други-ми – стали новой важной страницей в развитии современной гитарной культуры.

Сочинения для шестиструнной гитары.

Заметный вклад в развитие русского народно-национального начала музыки для шестиструнной гитары внёс Александр Михайлович Иванов-Крамской. Среди его многочисленных сочинений – два концерта для гитары с оркестром, множество разнообразных миниатюр («Порыв», Лирический вальс, Колыбельная, Элегия и т.п.). Наибольшей известностью пользуются его обработки русских народных песен («Полосонька», «Я на камушке сижу»). В другой группе гитарных обработок Иванов-Крамской развивает традиции бытовой лирики русской городской песни, романса (романс А.Е. Варламова «На заре ты её не буди», песни «Тонкая рябина», «Перепёлочка», «Ах ты, сад» и т.п.).

1970-80е годы знаменуют новую и интересную страницу в формировании камерно-академической музыки для гитары. Одним из плодотворно работающих является Игорь Владимирович Рехин (р. 1941). Им создано две сонаты (1983; 1984), «Гаванский концерт» (1983), сюита «Памяти Эйтора Вилла Лобоса», гитарные ансамбли, миниатюры. Перу композитора принадлежит уникальный в истории гитарного исполнительства цикл «Двадцать четыре прелюдии и фуги для шестиструнной гитары соло» – во всех мажорных и минорных тональностях (1990).

Одним из наиболее известных авторов музыки для гитары с начала 1980-х годов стал видный исполнитель-гитарист Никита Арнольдович Кошкин (р. 1956). Для своего инструмента он создал более двухсот произведений. Наиболее популярными среди них, звучащими в концертном репертуаре лучших гитаристов не только России, но и многих стран Европы, Америки, Азии, стали шестичастная сюита «Игрушки принца» (1980), трёхчастная Соната для гитары соло (1998), пятичастная сюита «Баллады» (1999). Одночастные произведения «Падение птиц» (1978), «Три станции одной дороги» (1979), «Амер-вальс» (1984), а также множество миниатюр. Активно работает Н.А. Кошкин также над созданием педагогического гитарного репертуара. Им написаны шестичастная сюита «Шесть струн» (1987), «С Днём Рождения!» (1995) и «DaCapo» (2001) и др.

К творчеству для гитары обратился и выдающийся отечественный композитор Эдисон Васильевич Денисов (1929-1997), создавший в 1981 году Сонату. Её необычность в том, что отсутствие традиционного сонатного Allegro.

Дмитрий Милованов – родился в 1970 году в г. Каменск-Уральске Свердловской области. С 1982 по 1987 обучался в ДМШ № 1 по классу гитары у Нигаматова Идиатула Кироматовича. В 1991 г. поступил и в 1995 г. закончил Челябинский музыкально-педагогический колледж в классе доцента, лауреата международного конкурса В.В. Козлова. Д. Милованов – участник всесоюзных фестивалей гитарной музыки в г. Жданове (1984, 1987); дипломант всесоюзного фестиваля в г. Челябинске (1991); участник международного фестиваля в г. Полтаве (Украина, 1982); участник всесоюзного семинара профессора Ласло Сендрей-Карпера (Москва, 1985); участник фестиваля гитаристов Урала (Челябинск, 1995). В английском журнале «ClassicalGuitar» в 1992 и 1996 годах были опубликованы пьесы Дмитрия Милованова «Ностальгия» и «Экспромт» для гитары соло. Д. Милованов работает преподавателем по классу гитары в ДМШ № 1 г. Каменск-Уральска.

Шариф Мухатдинов – родился в 1947 году в г. Челябинск. В 1973 году закончил Свердловское музыкальное училище. Концертной деятельностью занимается с 1974 года. Ш. Мухатдинов был участником фестивалей гитаристов в городах: Транае (Литва), Донецк, Киев, Полтава (Украина), Москва, Воронеж (Россия), Эстергом (Венгрия) и Тыхи (Польша).

Преподавательской деятельностью занимается с 1967 года среди его воспитанников – известные в стране гитаристы А. Ольшанский и В. Козлов. Ш. Мухатдинов совместно с кандидатом искусствоведения Ю.Г. Ястребовым был основателем первого в СССР абонемента исполнителей на классической гитаре в городе Челябинске. При музыкальном обществе Челябинской области. Ш. Мухатдинов вместе с В. Козловым в 1991 г. организовали Ассоциацию деятелей классической гитары. В настоящее время Ш. Мухатдинов выступает в составе «Трио гитаристов Урала» вместе с В. Козловым и В. Ковба.

Для творчества Ш. Мухатдинова характерно обращение к татарскому фольклору. Две его миниатюры «Наигрыш» и «Мелодия» завораживают своим ярким национальных колоритом.

Олег Киселёв – гитарист, педагог и композитор. Родился в 1964 году в городе Аша Челябинской области. Закончил Челябинский политехнический институт (металлургический факультет), а в 1987 году поступил в Челябинское музыкальное училище (класс гитары В. Козлова), которое закончил заочно, одновременно работая в Челябинском металлургическом комбинате. О. Киселёв – участник Всесоюзного фестиваля гитарной музыки в Челябинске (1991) и трёх международных гитарных фестивалей в г. Жори (Польша), где получил несколько дипломов участника фестиваля. В 1994-95 годах при участии издательства «Модран» (Польша) вышли два нотных сборника. А в 1994 году на студии «Ю-Саунд» (г. Челябинск) он записал два компакт-диска (один составлен полностью из авторских сочинений).

Для композитора характерно почти исключительное обращение к жанру инструментальной миниатюры для семиструнной гитары, использование современных технических приёмов и огромная работоспособность. Название его произведений говорят о смелых поисках новых музыкальных образов: «Заклинатель дождя», «Танец стеклянных шаров на новогодней ёлке», «Клубника со сливками» и т.д. Интересно обращение композитора к такому редкому и очень сложному жанру, как музыкальный портрет (цикл пьес «Четыре музыкальных портрета»).

Виктор Ковба – гитарист и педагог. Родился в 1951 году в г. Челябинске. По окончании средней школы поступил в Челябинский государственный институт культуры. С 1972 года работает в областной филармонии, а с 1994 года совмещает эту работу с преподаванием в музыкальной школе. С 1996 года является участником «Трио гитаристов Урала». В. Ковба – автор многочисленных переложений, которые используются в учебном репертуаре музыкальных школ и исполняются профессиональными ансамблями гитаристов.

Для аранжировки В. Ковбы характерно бережное отношение к оригиналу, точный выбор средств и большая изобретательность.

Елена Поплянова – замечательный цветок в букете талантливых композиторов Южного Урала. Выпускница Челябинского музыкального училища (класс композиции Ю. Гальперина). В 1986 году она закончила Санкт-Петербургскую консерваторию (класс композиции профессора В. Успенского).

Попляновой – человеку, наделённому от природы большим талантом звуко-творчества, тонким вкусом, острым умом – на протяжении многих лет профессиональной, композиторской работы удалось найти свой стиль, свою «экологическую нишу». В первую очередь – это музыка для детей – рельефная, доступная, изобретательная – школа воспитания чувств. Будучи прекрасным методистом-практиком, композитор Е. Поплянова создала целую антологию «уроков творчества». Наряду с этим она успешно работает в камерном и симфонических жанрах, отлично себя чувствует в театральной среде. В композиторском творчестве её отличает точный выбор средств и ясное (что бывает не часто) видение адресата. Музыка её ярка, театральна, образна.

Среди основных сочинений: опера, симфония, концерт, сонаты, музыка для камерных ансамблей, более сотни песен.

Особое место в творчестве композитора занимает музыка для гитары (в широком спектре жанров): Соната для гитары соло; «Адажио для Антонио Вивальди» для флейты, гитары и камерного оркестра; триптих для гитарного трио «Милонга. Танго. Румба.»; две прелюдии для флейты и гитары; детский альбом Юного гитариста; «Мелодии старого дилижанса»; книга о гитаре для начинающих музыкантов «Ветер играющий на струнах». Особой удачей Е. Попляновой стал концерт для гитары и камерного оркестра, впервые исполненный на Международном фестивале «Час гитары»\, проходивший в Екатеринбурге. В настоящее время Е. Поплянова преподаёт в Челябинском музыкально-хореографическом лицее № 10.

Виктор Козлов – художник широкого диапазона – гитарист, композитор, педагог, общественный деятель (один из лидеров движения на возрождение гитарной музыки на Урале), преподаватель Ассоциации гитаристов музыкального общества Челябинской области. Родился в 1958 году в г. Челябинске. Как исполнитель В. Козлов удостоен диплома на Всероссийском конкурсе в Нижнем Новгороде в 1990 году. А годом раньше в 1989 году, к нему пришёл международный успех: в г. Эстергоне (Венгрия) он стал лауреатом конкурса композиторов. Его перу принадлежит около 80 сочинений для гитары и ансамблей с участием гитары. Некоторые из них уже опубликованы в издательствах России, Германии, Англии и Италии. Музыканты и критики называют В. Козлова «Уральским уникумом», фантастическим радостным самоцветом, а известный в Европе гитарист и «музыкальный критик» Пол Фаулес в английском журнале «Классическая гитара» так написал о нём: «Являясь автором оригинальных миниатюр мирового класса, В. Козлов – первый из талантливых композиторов комедийных произведений, что само по себе редкое качество в насыщенном мире современной музыки». В. Козлов – участник многих фестивалей гитарной музыки как у нас в стране, так и за рубежом. Он много концертирует в городах России и СНГ: Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Екатеринбург, Новосибирск, Харьков, Минск, Бишкек и др.

Активную концертную деятельность В. Козлов успешно сочетает с педагогической работой в Челябинском высшем музыкальном училище.

Таким образом, произведения для гитары созданные за последние десятилетия, становятся важной частью всей отечественной профессиональной музыкальной культуры.

1.2 Этапы становления и развития гитарного исполнительства в г.Челябинске

Каким образом гитара проникла на Урал? После крестьянских и пугачёвских восстаний в конце XVIIIвека и в связи с расширением границ Российской империи, Урал, а затем и Сибирь, начинают осваивать русские. Война 1812 года с Наполео-ном также заставила Россию искать пути к промышленным разработкам, к развитию металлургического дела, источником которого явился тогда Урал, и император­скими указами было велено осваивать эти новые земли.

Нелёгким было освоение уральских земель. Наряду с крепостными крестьянами, невольными поселенцами на Урале часто были представители передовых кругов русского общества, отправленные сюда в ссылку и на каторгу вследствие их вольнолюбия и оппозиции существующему царскому режиму правления в России.

Переселяясь на новые земли к незнакомым соседям – татарам, башкирам и другим, тогда ещё не исследованным национальностям, – люди всех кругов вполне естественно желали сохранить свою национальную культуру, которая напоминала бы им о родине. Частью этой культуры было вокальное искусство, то есть русские народные песни, частушки, романсы, которые доставляли отраду в новых тяжёлым условиях, давали духовные силы для продолжения полноценного существования, служили этническим наследием, передаваемым из поколения в поколение.

Русская семиструнная гитара, став неизбежным спутником вокального искусства, органически вошла и в уральский музыкальный быт начала XIXвека, а так как сопровождению песенного материала в наибольшей степени удовлетворяла именно гитара, этот факт стал главной причиной её признания и самого широкого распространения.

Кто были первые уральские гитаристы – история пока не знает. И всё же, вероятно, их было не мало. Ведь более удобного аккомпанирующего инструмента для русских песен и романсов нет до сих пор. Вследствие портативности и невысокой цены (гитару в конце XIXвека можно было купить за пятьдесят копеек) гитара стала популярна. Появились помимо любителей и профессионалы. Всем этим и обьясняется тот факт, что в следующем, XXвеке гитарное искусство на Урале стало стремительно развиваться.

Из числа первых известных ныне уральских гитаристов назовём В.Е. Одинцова (1875-1949) из Екатеринбурга и П.Д. Чумакова (1863-1920). Оба самостоятельно овладели игрой на гитаре.

В. Одинцов учился по школам А.О. Сихры и И.О. Соколова. А.П. Чумаков, «Рыцарь гитары», как назвал его С.С. Заяицкий в книге «Интернациональный союз гитаристов», на концертах исполнял переложения номеров из классических опер и произведения Й. Кюффнера. К тому же Чумаков был педагогом-гитаристом и пропагандировал гитару у себя на родине (он жил в г. Уральске). Играл он на инструменте работы Ф.С. Пасербского, одного из лучших скрипичных и гитарных мастеров конца XIXвека. Далее приводится фрагмент письма Ф. Пасербского к П. Чумакову по поводу заказа нового инструмента от 1 декабря 1891 года.

«Милостивый государь Павел Дмитриевич! Согласно письма Вашего от 27 минувшего ноября, имею честь уведомить Вас, милостивый государь, что я делаю гитары, исключительно большого (широкого) размера. Гитары моей работы по тону и работе, если не выше, то, во всяком случае, не ниже Шерцера. Если Вам угодно проверить, насколько хороши и ценны гитары моей работы, прошу обратиться с запросом к Ивану Фёдоровичу Деккер-Шенку, знаменитому виртуозу и профессору гиры на шестиструнной гитаре. Прошу принять уверение в моём почтении и преданности. Пасербский Франц Станиславович.»

В.Е. Одинцов и П.Д. Чумаков выступали с гитарой на концертах, правда, очень редко. Вероятно, они были известны в своих кругах как гитаристы и имели свою публику в Екатеринбурге и Уральске. Однако слабое развитие гитарного искусства того времени, отсутствие концертного репертуара и технически несовершенный уровень исполнения не позволяют причислить этих уважаемых деятелей гитары к артистам профессиональной музыкальной эстрады. Следующее поколение гитаристов Урала представлено именами Д.Д. Кочнева (1983-1963), А.А. Афромеева (1888-1929), А.А. Анфиногенова (1884-1984), В.В. Нестеровского (1889-1950), упомянутого выше В.Е. Одинцова и Захарова. Все они составили кружок гитаристов Екатеринбурга в 1920-23 годах. Собирались поначалу в типографии, где они работали. Затем систематически выступали на музыкальных вечерах и концертах, которые устраивали сами. Программа выступлений состояла в основном из переложений произведений Л. Бетховена, М.Глинки, инструментованных для гитары, номеров из опер А. Даргомыжского и Дж. Верди.

Известно, что ансамблевое музицирование на гитарах довольно сложно, что обусловлено спецификой гитарного звукоизвлечения, поэтому можно предположить уже почти профессиональный уровень исполнения участников этого кружка. В дальнейшем почти все эти гитаристы стали профессионалами: Д. Кочнев овладел гитарой самостоятельно по «Заочным урокам на гитаре» А.М. Афромеева (отца А.А. Афромеева), а с 1926 года першёл с семиструнной гитары на шестиструнную (здесь можно предположить влияние авторитета Андреса Сеговии, гастролировавшего в Советском Союзе в 1926 году). По мнению А. Сеговии, все возможности игры на гитаре заключены в шести струнах; лишняя струна, усиливающая бас, нарушает равновесие традиционного объёма и не придаёт никакой лёгкости.

Д. Кочнев был первым гитаристом Свердловского музыкального училища имени П.И. Чайковского, где с 1935 года вёл класс гитары. Из числа выпускников музыкального училища по классу гитары (а он вёл ещё и класс контрабаса) назовём Ю.К. Чеснокова (1933-2003), впоследствии гитариста-педагога; В.М. Деруна (р. 1940 г.), в дальнейшем исполнителя и преподавателя Уральской государственной консерватории и Свердловского музыкального училища; И.И. Йошку (р. 1942 г.), гитариста цыганского театра; потом Э. Шафранского.

В.В. Нестеровский во время гражданской войны переехал из Москвы в Свердловск, где с 1934 года был солистом-гитаристом радиокомитета. В конце тридцатых годов учился в воскресной школе при Свердловском музыкальном училище, где проходил инструментовку и специальный инструмент – гитару – под руководством Д. Кочнева. В 1941-45 годах он работал гитаристом в областном кукольном театре, который обслуживал промышленные и сельскохозяйственные районы Урала. В 1939 году В. Нестеровский участвовал в первом туре областного смотра исполнителей на народных инструментах, где был награждён грамотой.

Гитаристами-исполнителями были и другие музыканты Свердловска С.П. Алексеевский (1915-1986) в 1935-39 годах учился в музыкальном училище по специальности «гитара» у известных гитаристов города: Д. Кочнева, В.В. Знаменского, К.Ф. Рожина. В послевоенные годы работал в Свердловской государственной филармонии как солист-гитарист. В 1948-61 годах – на преподавательской работе. Среди его учеников педагоги-гитаристы свердловских музыкальных школ: Б. Насобин, В.Александров, В.Шлохин.

Другой не менее известный гитарист-педагог, обладающий собственной методикой подготовки замечательных исполнителей, работал в музыкальной школе Свердловска – это Юрий Чесноков (2933-2003), освоивший самоучкой гитарную школу А. Сихры. Среди его учеников – А. Гусев, А. Воронцов, Е. Кораблин, В. Осипов.

А. Гусев (р. 1956) занимается в музыкальной школе у Ю.Чеснокова, в 1971-84 годах (с перерывами) – в музыкальном училище у В. Деруна. В 1989 году поступил на заочное отделение Уральской консерватории в класс В. Деруна. А. Гусев – интересная фигура на уральском «гитарном горизонте». Получив музыкальное образование у лучших педагогов города Ю. Чеснокова и В. Деруна, он не уступает в игре европейским гитаристам-классикам. С блеском исполняет сложнейшие композиции фламенко. В составе трио гитаристов (А. Гусев, А. Малюта, Е. Кораблин – все ученики Ю. Чеснокова) А. Гусев, будучи его руководителем, некоторое время работал в Свердловской филармонии. Ещё один ученик Ю. Чеснокова – А.В. Воронцов (1960 г.) – наиболее яркий исполнитель 90-х годов. После окончания Тюменского училища в 1989 году (преподаватель М. Яблоков, в свою очередь выпускник В. Деруна), он поступает педагогом в музыкальную школу и продолжает концертную деятельность.

Яблоков Михаил Сергеевич – родился в Тюмени в 1952 году. В 1971 году поступил в Тюменское музыкальное училище в класс М. Деруна. С 1975 года преподаёт в музыкальном училище Тюмени. В 1979 году поступил в Уральскую консерваторию, но «переиграл» левую руку и учёбу пришлось оставить. В 1988 году поступил в аспирантуру Тюменского университета и увлёкся историей своего края. Позднее он защитил диссертацию с темой научной работы «Духовная жизнь Тобольской губернии в конце XIX – начале XXвека», получил степень кандидата исторических наук. Приложив титанические усилия и настойчивость, он сумел подготовить к печати и опубликовать Биографический музыкально-литературный словарь-справочник русских и советских деятелей гитары «Классическая гитара в России и СССР». Это был тяжёлый труд нескольких лет. Словарь объёмом более 2000 страниц, содержащий около 1000 фотографий и более 100 стихотворений о гитаре, разошёлся по стране тиражом 3000 экземпляров. Эта работа имела большой общественный резонанс гитарой общественной как и в России, так и за рубежом. Позднее вышли ещё две части книги, составленной и переведённой М.С. Яблоковым, под названием «Мастера гитары».

Эдуард Моисеевич Шафранский (1937 г.) – выпускник Свердловского музыкального училища им. П.И. Чайковского (1964 г.) по классу гитары Д.Д. Кочнева. В 70-х годах начал изучать старинные щипковые инструменты, заказал лютню у московского мастера Л. Кривоноса. Много лет работал в Свердловской филармонии как исполнитель на лютне. Вскоре был создан филармонический квартет старинной музыки под руководством Э. Шафранского. С этим ансамблем и сольно он гастролировал не только по городам Урала, но и по всему СССР (выступил более чем в 100 городах). Несомненно, что его большая просветительская работа не прошла даром. Благодаря его усилиям молодые любители музыки могли услышать творения старинных композиторов эпохи Возрождения – Италии, Испании, Франции, Германии, Англии (таких как Ф. Спиначино, Ф. да Милано, В. Галилей, Ч. Генри, П. Аттеньян, Д. Готье, Д. Доуленд, Ч. Барбетта). Кроме того, что Э. Шафранский прекрасно играл на лютне, нужно отметить ещё талант чтеца и прекрасного ведущего. Ему удавалось находить такие интересные исторические факты и стихи современников, что концерт превращался в увлекательное путешествие во времена эпохи Возрождения. В настоящее время известно, что Э .Шафранский активно сочиняет музыку для гитары, написал три книги стихов.

Один из наиболее эрудированных и глубоких специалистов в области гитарного искусства в нашей стране – Виталий Михайлович Дерун (р. 1940), доцент Уральской консерватории по классу гитары. О его выпускниках (а им подготовленно более 60 специалистов) мы ещё поговорим. Артист и педагог В.М. Дерун – один из основоположников профессионализма в гитарном искусстве на Урале. Выпускники разных лет В. Деруна – А. Фраучи, В. Терво, А. Виницкий (Москва), В. Козлов, Ш. Мухатдинов, В. Шувалов, В. Штыхван (Челябинск), М. Яблоков (Тюмень), Ю. Зюзин (Самара), В. Осипов, М. Белоглазов (Екатеринбург) и многие другие.

Учителем В. Деруна был не менее известный музыкант А.В. Минеев (1916-1979) – один из наиболее крупных деятелей музыкальной культуры русских инструментов на Урале. В 1932 году он поступает в Свердловское музыкальное училище. В 1939-43 годах – учёба в консерватории по классу гитары профессора М.М. Гелиса (заслуженного деятеля искусств Украины, эвакуированного в годы войны из Киевской консерватории в Свердловск, где он продолжал педагогическую работу, обучая дирижёров и ведя класс гитары). С 1973 года А. Минеев вёл класс гитары в Уральской консерватории (в то время – единственной в РСФСР). А. Минеев был универсальным музыкантом-педагогом, его ученики успешно заканчивают консерваторию и работают дирижёрами, исполнителями и педагогами в музыкальных учебных заведениях как Свердловской области, так и за её пределами. В списке выпускников консерватории по классу дирижирования доцента А. Минеева более 20-ти человек. По классу гитары вконсерватории у него учились: В.М.Дерун, ныне преподаватель музы­кального училища Екатеринбурга; Н.А.Комолятов,Заслуженный артист РФ и профессор Российской ака­демии музыки им. Гнесиных;Н.А.Иванова-Крамская, доцент Московского института культуры и преподава­тель музыкального училища при Московской консер­ватории; Е.Баев- гитарист-композитор, преподава­тель музыкального училища вТвери.

Характерно, что за короткий исторический срок (50-60 лет) гитара так развивалась на Урале, что современные музыканты-гитаристы почти все являются професси­оналами (конечно, различных уровней). Тот факт, что Уральская консерватория являлась вторым ВУЗом в СССР (после Киевской консерватории), готовившим педагогов-гитаристов и исполнителей высшей ква­лификации, указывает на то, что мы имеем на Урале теперь один из крупнейших гитарных центров нашей страны. Проще говоря, Екатеринбург стал историчес­кой колыбелью гитары, из которой она распространи­лась в другие крупные города уральского региона - Че­лябинск, Тюмень, Пермь, Каменск-Уральский.

На период с 1960 – 1970 года в г.Челябинске народно – инструментальное исполнительство, а с ним и гитарное стало развиваться в клубах и во дворцах в виде самодеятельных художественных коллективов.

Так в 1964 году Виктор Моисеевич Остапчук руководил ансамблем гитаристов при дворце культуры ЧМЗ, также он руководил эстрадным ансамблем в Металлургическом техникуме ныне колледже. В. М. Остапчук сам по профессии был инженер, гитару изучал самостоятельно. Виктор Моисеевич был очень талантливым и творческим человеком, так как мог собрать такие коллективы. В его домашней коллекции было множество записей джазовой музыки и не только.

В 1968 – 1969 годах Кошелевым Николаем Петровичем был организован ансамбль гитаристов во дворце ЧМЗ, просуществовал этот ансамбль примерно около двух лет. Н.П. Кошелев закончил Московский институт культуры по специальности балалайка. Также в дворце культуры ЧМЗ был создан квартет гитаристов, туда входили Владимир Устинов (самоучка, учился в Академии культуры и искусств, но не закончил), Юрий Рихтер ( самоучка, закончил Политехнический институт ныне ЮУРГУ), Леонид Павлюк ( играл некоторое время в Челябинской филармонии на банджо) и Шариф Мухатдинов ( в свое время самостоятельно изучал гитару по различным самоучителям, сейчас он является одним из участников «Трио гитаристов Урала»), несколько позднее Юрия Рихтера сменил Виктор Ковба (с 1996 года В. Ковба является одним из участников «Трио гитаристов Урала»). Просуществовал этот квартет гитаристов при ДК «ЧМЗ» около трех лет.

В 1967 – 1968 годах были организованы платные кружки гитаристов в ДК «ЧМЗ» и ансамбль гитаристов в Челябинском металлургическом техникуме Шарифом Мухатдиновым. В это же время в Дворец культуры «Железнодорожников» гитару преподавал Юрий Иванович Цуприк, а во дворце ЧТЗ Владимир Апольский (по специальности домрист, делал переложения для гитары).

В Челябинской филармонии существовал дуэт гитаристов Юрия Семенова ( заслуженный артист России) и Петра Попова.

В 1969 году был организован гитарный дуэт в составе : Виктор Ковба и Владимир Устинов, при ДК «ЧМЗ». Коллектив с 1975 – 1979 года работал в Челябинской филармонии, а его участники при этом совмещали учебу на заочном отделении Челябинского музыкального училища им. П. И. Чайковского. Этот гитарный дуэт был заявлен для участия во IIВсероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах Ленинграде в 1979 году.

Таким образом гитарное исполнительство с 1960 – 1970 года приобрело наибольшее развитие в основном в виде любительства. Но нельзя забывать, что именно с этого периода зародился интерес к гитарному исполнительству в г.Челябинске, который позже перешел на более профессиональный уровень.

Во второй половине ХХ века на гребне возрастающего интереса к гитаре и гитарной музыке, благодаря усилиям Андреа Сеговия в Европе и А. Иванова – Крамского в СССР повсеместно открывались классы гитары в музыкальных школах и музыкальных училищах. Не обошла эта волна гитарной популярности и г. Челябинск.

Первый класс гитары в г.Челябинске был открыт в 1970 году Шарифом Мухатдиновым ( тогда еще студентом – заочником Свердловского музыкального училища им.П.И. Чайковского) в ДМШ №2, а в 1971 – 1972 годах в ДМШ №5.

В Челябинском музыкальном училище им. П.И. Чайковского открылся класс гитары в 1977 году, преподавал Василий Владимирович Медведев ( закончил Уральскую Государственную Консерваторию им. М. Мусоргского по специальности балалайка у Блинова). Немного позднее в Челябинском музыкальном училище им. Чайковского преподавала класс гитары домристка Т.А. Карева.

Татьяна Александровна Карева начинала свой творческий путь в Челябинском музыкальном училище у педагога С.Я. Садакова. После окончания училища она поступает в Уральскую Государственную Консерваторию им. Мусоргского, в класс педагога Т.И. Вольской, где учится на заочном отделении и работает в детских музыкальных школах г. Челябинска №6, №4, №13. С 1969 года Т.А. Карева в Челябинском музыкальном училище ведет класс домры, а затем и гитару.

С 1979 года гитару преподает в Челябинском музыкальном училище им. П.И. Чайковского Галина Ивановна Федоренко.Г.И. Федоренко родилась в 1951 году, закончила музыкальное училище им. Гнесиных в 1974 году у Л.А. Менро. После окончания музыкального училища работала в филармонии города Иванова, с концертной бригадой гастролировали по городам Казахстана, Белоруссии и т.д. В Челябинск Галина Ивановна приехала в 1978 году и сразу же стала работать в ДШИ №2. Ее учениками были такие гитаристы как Валерий Семенов и Виктор Козлов ( заслуженный артист России). В 2005 году Галине Ивановне Федоренко дали звание Заслуженного работника культуры. Сейчас Галину Ивановну приглашают на различные детские гитарные конкурсы в качестве жюри. На сегодняшний день Галина Ивановна преподает класс гитары и в ДШИ №1.

В 1987 году в Челябинском музыкальном училище и в Челябинском институте культуры им. П.И. Чайковского преподает класс гитары заслуженный артист России, композитор, педагог, лауреат Международного конкурса композиторов (г. Эстергом – Венгрия, 1989 год), дипломант Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах ( Н. Новгород, 1990 год) Виктор Викторович Козлов.

В Челябинском институте культуры и искусств первым преподавателем гитары не долгое время была домристка А. Шпехт, позднее 1968 – 1969 года Николай Петрович Кошелев ( закончил Московский институт культуры по специальности балалайка). С 1970 – 1975 года в Челябинском институте культуры и искусств преподавал класс гитары балалаечник Георгий Балакирский. Также с 1989 года Виктор Козлов стал преподавать класс гитары в Челябинской академии культуры и искусств на музыкально - педагогическом факультете. С 1996 года в ЧГАКИ преподает и Виктор Ковба Заслуженный артист России 2002 года.

В следствии этого в г.Челябинске появилось достаточно много талантливых музыкантов, таких как Анатолий Ольшанский, Шариф Мухатдинов, Виктор Козлов, Виктор Ковба, Ирина Куликова, Олег Киселев, Дмитрий Милованов, Иван Николаевский, Дмитрий Чернов, Анастасия Балаева, Альфред Генгер ( список можно продолжать).

Последние 30 лет ХХ века г. Челябинск регулярно посещали концертирующие гитаристы. Впервые в СССР Челябинская филармония в 1979 году организовала гитарный абонемент. Инициаторами его открытия были доцент Челябинского института культуры Юрий Ястребов и преподаватель Шариф Мухатдинов. В этом абонементе выступили ведущие гитаристы страны: Н. Комолятов ( Москва), А. Фраучи ( Москва), П. Панин, Е. Ларичев, Б. Окунев, В. Кузнецов ( Москва), В. Петренко ( Киев), В. Дерун ( Екатеринбург), Павел и Аркадий Иванниковы ( Донецк), Н. Кошелев ( Минск), Э. Бадалян ( Ереван). Позднее неоднократно приглашались для проведения мастер – классов Н. А. Иванова – Крамская, Игорь Рехин ( Москва), С. Ильин ( С. – Петербург), В. Дерун ( Екатеринбург), Ю. Кузин ( Новосибирск).

В 2006 году с 17 по 19 ноября прошел Х Международный фестиваль «Классическая гитара на Урале» посвященная пятнадцатилетию «Трио гитаристов Урала», так же принимали участие Лауреат Международных конкурсов Владимир Митяков ( Н.-Новгород), Иван Николаевский ( Магнитогорск), Олег Киселев (г.Аша. Челябинской области), Лауреат премии Президента РФ Дуэт «Резонанс ХII» ( Тольятти) Константин Окуджава и Андрей Гринев. Также проводили мастер – классы Леонид Карпов ( Санкт – Петербург), Владимир Митяков ( Н. - Новгород ), Виктор Ковба ( Челябинск), Сергей Руднев ( Москва) и семинар композитора Елены Попляновой (Челябинск).

В начале третьего тысячелетия весьма активизирова­лось фестивальное и конкурсное движение по специ­альности гитара. В Челябинске прошло 10 фестивалей «Классическая гитара на Урале»(арт-директоры - В.Козлов и Ш.Мухатдинов); в Екатеринбурге регулярно проходит единственный в мире фестиваль гитарных концертов с симфоническим оркестром (арт-директор В.И.Попов); в Перми состоялось уже три Межрегио­нальных фестиваля и конкурса «Приоритет» (арт-ди­ректор А.А.Новосёлов); в 2005 году в Каменск-Ураль­ском родился новый фестиваль «Каменские встречи» (арт-директор Д.Милованов); в Магнитогорске прохо­дит особенный фестиваль памяти музыкального мас­тера Ивана Кузнецова,который объединяет классику, эстраду и исполнителей бардовской песни (арт-дирек­торы - И.Николаевский и С.Мыльников).

Из этого можно сделать вывод, что гитара в крупных уральских городах в настоящее время испытывает за­метный подъём, а значит, можно ожидать появления новых интересных исполнителей и композиторов, ко­торые смогут достигнуть новых творческих высот в музыке для гитары.

Выводы по первой главе

Глава IIИзвестные гитаристы г. Челябинска.

2.1 Становление и развитие творческого пути «Трио гитаристов Урала»

История возникновения

Со слов лидера «Трио» Виктора Козлова: -«Идея появилась когда мы стали составлять программу Первого всесоюзного фестиваля гитаристов, который проводился в 1991 году в г. Челябинске. Выяснилось, что у нас одни солисты. А так, как есть очень много произведений для ансамблевого исполнения, мы решили компенсировать этот пробел собственными силами. Сначала подготовили маленькую программу, а потом поняли, что играть вместе - очень увлекательное занятие».

Итак, «Трио гитаристов Урала» образовалось в 1991 году в процессе подготовки первого Всесоюзного фестиваля гитаристов, который прошел в Челябинске с 18 по 21 ноября 1991 года.

Элемент «случайности» создания ансамбля - кажущийся. Если, опять же обратиться к философии, то любая случайность связана с необходимостью. А эта «необходимость» объединения состоит в том, что каждый музыкант - исполнитель, имеющий определенный профессиональный багаж, стремится к творческому союзу, к совместному исполнительству. Даже все великие музыканты - солисты, мировые звезды исполнительства играют камерный репертуар и с симфоническим оркестром. Тяга к объединению совместному музицированию - процесс естественный, практически для каждого музыканта. Именно такая вот тяга к профессиональному объединению и сподвигла уральских гитаристов к созданию ансамбля. К тому времени у каждого из участников ансамбля уже имелся серьезный сценический опыт сольной работы: Виктор Козлов в 1990 году как исполнитель был удостоен диплома всероссийского конкурса в Нижнем Новгороде. Шариф Мухатдинов занимался концертной деятельностью с 1974 года в качестве артиста Челябинской филармонии. Юрий Макаров принимал участие в Областном конкурсе исполнителей в честь 100-летия юбилея со дня рождения В.В.Андреева в 1988 году. Вот так вот родилось музыкальное исполнительское сообщество единомышленников: Виктор Козлов, Шариф Мухатдинов, Юрий Макаров. А с 1996 года Юрия Макарова заменил Виктор Ковба.

Концертная деятельность

Первое публичное выступление коллектива состоялось 19 ноября 1991 года. Программа включала в себя следующие произведения:

• И.С.Бах - «Гавот» из Английской сюиты №4

• А.Вивальди - Анданте

• В.Козлов - Хоровод и Вальс

• Фантазия К.Монтеверди

• 3 скерцо

• Ю.Радзецкий - Круговой танец

Публика более, чем благосклонно приняла выступление. Интуиция не подвела музыкантов - содержание музыки и форма коллектива вызвали самый живой интерес у слушателей.

Имеющаяся профессиональная исполнительская база сразу же позволила участникам ансамбля обратиться к довольно сложному в художественном и техническом плане, репертуару, постепенно расширяя его во всем жанровом многообразии.

Площадки выступлений географически расширялись: Челябинск, областные города. Затем Москва, Воронеж, Омск, Ульяновск, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Башкирия, Казахстан, Украина.

В августе 1993 года состоялась первая зарубежная поездка в Венгрию в Эстергом и первая победа. Трио гитаристов Урала стало дипломантом международного фестиваля гитаристов. В октябре 1994 года уральские музыканты в качестве гостей посетили международный фестиваль гитаристов, состоявшийся в польском городе Тыххи. Осенью 1996 года ансамбль гитаристов гастролировал в Финляндии по приглашению консерватории города Куонио. В пяти городах музыканты дали пять концертов. Выступали в Консерватории, в Институте Музыки.

Финские газеты и журналы писали о самобытности русского трио, исполняющего оригинальную музыку новых современных авторов и создающие свои неповторимые аранжировки классических произведений.

Профессор Института Музыки Хельсинки Юсипекка Рананьяки после одного из концертов написал в журнале «Гитарист» буквально следующее: - «музыканты играют настолько слаженно, что создается впечатление, что будто звучит один, инструмент, обладающий большим разнообразием тембров и красок. Тонко подобранная динамика придает звучанию пьес чрезвычайную яркость. Я с удовольствием жду новых встреч с музыкантами Урала».

Вторая поездка в Финляндию состоялась в 2002 году, где они отыграли 8 концертов, и каждый с огромным успехом.

Из перечисления городов и стран видно, что успех у слушателей, и внимание сопутствовали музыкантам, как в городах России, так и за рубежом. Игру Трио гитаристов Урала отличает высокий профессионализм, четкость взаимодействия, глубокое проникновение в содержание исполняемых произведений, отличная техника. Нужно отдать должное количеству и многоплановости исполняемого музыкального материала. Это более 150 произведений. Литература для гитарных ансамблей довольно ограничена. Челябинскому трио принадлежит честь первооткрывателя незаслуженно забытых и редко, а иногда и совсем не исполняемых у нас произведений эпохи барокко. Стилистическая чуткость помогает музыкантам в равной степени совершенно интерпретировать произведения А.Вивальди и Г.Телемана, проникать в глубины творений Я.С.Баха, Г.Ф.Генделя, и К.Монтеверди, оттенять колористически богатства эффектных пьес. Д.Скарлатти, Д.Граньяни. В каждом из направлений европейского барокко они стараются находить свою особую лексику. Спокойно и уверенно чувствуют себя музыканты в классическом репертуаре. Одухотворенно, удивительно поэтично, художественно оправданно и убедительно звучат в исполнении ансамбля сочинения Ж.Бизе, П.Чайковского, В.Ребикова, А.Иванова-Крамского. Вот, что говорит по этому поводу В.Ковба: - «Из классики мы играем на гитаре то, что до нас никем не исполнялось. Среди самых популярных вещей назову «Танец петушков» П.Чайковского, «Русский танец» из балетау«Щелкунчик» сюиту из опры «Кармен» в 3-х частях.

Большое место в своей концертной практике трио отводит пропаганде современной отечественной музыки. Среди авторов, с которыми у артистов сложился давний и прочный творческий союз - В.Успенский, И.Рехин, Ю.Гальперин, Е.Поплянова, С.Ильин, Н.Малыгин и В.Козлов. Из современных зарубежных композиторов сотрудничавших с трио хотелось бы выделить Паоло Беллинатти (Бразилия), Атанаса Уркузукова (Болгария), Везе Пельки (Финляндия). Как мы видим, рамки репертуара охватывают значительный временной промежуток и разностилевое содержание. Это, естественно, требует прочувствования музыкантами стиля исполняемого произведения и наличием технических возможностей воплощения и передачи слушателям различных по содержанию и форме пьес. И это удивительное по яркости содружество художников возникает благодаря теплоте, силе, и искренности музыкального переживания, внутреннему динамизму игры, выразительности фразировки, исполнительской воле, способности схватывать целое и тонко оттенять детали.

Просветительская деятельность

В наше время, при жизненном гигантском темпе, очень сложно, сосредоточившись серьезно народном (исполнительство для трио) сделать что-то еще большое и значительное. И все-таки это большое и значительное было сделано: организована Ассоциация деятелей классической гитары на Урале. Именно усилиями участников трио гитаристов Урала в 1991 году создается Ассоциация гитаристов Музыкального общества Челябинской области (первоначальное название). Трудно переоценить значение данной организации для развития гитарного искусства. Основная цель Ассоциации -способствовать тому, чтобы гитаристы уральского региона (педагоги, исполнители, профессионалы и любители) были в курсе того, что происходит в гитарной жизни как у нас в стране, так и за рубежом, какие появляются новые тенденции в исполнительстве, педагогике. Данная организация позволяет быть в курсе всех значительных отечественных и зарубежных явлений, связанных с гитарой.

В качестве одного из направлений своей работы Ассоциация деятелей
классической гитары на Урале проводит Фестивали классической гитары на
Урале. Как говорит В.Козлов: - «Основная наша задача помочь
преподавателям и их ученикам освоить ту методику, которую мы привозим
из других городов. Она во многом более продвинутая и более комфортная.
Кроме семинаров мы проводим ежегодные фестивали классической гитары и
конкурсы юных гитаристов».

Фестиваль классической гитары на Урале насчитывает уже пятнадцатилетнюю историю. Начинался он достаточно скромно: первые концерты проходили преимущественно в малом зале Челябинского высшего музыкального училища: программа фестиваля включала конкурс молодых исполнителей /в основном из уральского региона/ и концерты гостей и участников.

Тогда, в начале 90-х казалось, что организаторы фестиваля - Уральское трио гитаристов В.Козлов, Ш.Мухатдинов, Ю.Макаров — взялись за непосильное дело: страна жила трудно, люди думали о насущных проблемах, - до искусства ли здесь? Однако фестиваль, несмотря ни на что, выжил, победил, укрепился. Челябинск отстоял свое право называться городом не только металла, но и музыки.

Сегодня фестиваль классической гитары на Урале - это масштабное культурное мероприятие, включающее конкурс молодых исполнителей, мастер-классы ведущих российских и зарубежных преподавателей, семинары по проблемам гитарного исполнительство и педагогике, многочисленные концерты гостей и участников, теле и радиопередачи, презентации новой литературы для классической гитары. География фестиваля охватила практически всю Россию? Гостями и членами жюри фестиваля были такие выдающиеся гитаристы, как: Н.Комолятов, А.Бардина (Москва), В.Жатько (Киев), Ю.Кузин, Е.Лебедева, В.Горбач (Новосибирск), С.Корденко (Воронеж), Д.Довгопол, В.Останин (Екатеринбург), И.Кузнецов , (Магнитогорск), и др.

В последние годы на фестиваль стали приезжать и зарубежные музыканты: Миро Симич (Швеция), Веза Пельки (Финляндия), Свен Ландестад (Норвегия). Уральский фестиваль дал путевку в жизнь многим молодым исполнителям, впоследствии удостоенных наград на Всероссийских и Международных конкурсах. Среди них И. Куликова, И. Федоренко, Д. Ивченко (Челябинск), М. Бельчиков (Ленинградская область, ныне учиться в Чехии), И.Насобина (Учится в Королевском колледже в Англии), В.Родичев (Санкт-Петербург), О.Кйселев (Аша), И.Николаевский (Магнитогорск). А из последних звездочек это Пушкаренко Е. и Пушкаренко Е. (студенты музыкального училища имени Гнесиных). А.Генгер и Д.Чернов стали лауреатами и дипломантами международных и всероссийских конкурсов.

Любое серьезное дело невозможно без издательства, методического обеспечения, оригинальной литературы. К сожалению, в море коммерческой кассовой печатной продукции для классической гитары в государственном масштабе остается все меньше и меньше места. И опять же, участники ансамбля не остались в стороне от данной проблемы. Можно сказать, они совершили невозможное: наладили регулярный выпуск литературы для гитары, целую серию под названием Уральская коллекция. Она начата издаваться в 1997 году. К настоящему времени выпущена серия из восьми сборников общим тиражом в 3200 экземпляров по всей России, в странах ближнего и дальнего зарубежья. Они предоставляют собой материал обширного содержания: гитарную отечественную и зарубежную классику, переложения для гитары, произведения самых разных композиторов, местных авторов, гитарные ансамбли и ансамбли гитары с другими инструментами. Сборники внешне вполне могут конкурировать с коммерческой литературой - прекрасное оформление, качественная бумага, очень емкое и доступное содержание, четкие комментарии и необходимая информация. На челябинской телерадиовещательной компании сделаны многочисленные записи произведений уральских композиторов и гитаристов - В.Козлова, Ш.Мухатдинова, Д.Довгопола, Е.Попляновой, Д.Милованова.

Нужно сказать еще об одном творческом поле деятельности музыкантов. Это композиция, аранжировка, инструментовка. Участники ансамбля прекрасно чувствуют особенности и возможности классической гитары, знают тонкости и специфику средств работы с музыкальным материалом. Все гитаристы активно работают над переложением, аккуратно относясь к первоисточнику, точно осознают содержание, и умеют выложить это содержание через выбор оптимальных исполнительских средств, используя при этом богатый методический и исполнительский опыт. Основным аранжировщиком ансамбля является Виктор Ковба. Многочисленные переложения, сделанные участниками Трио гитаристов Урала активно используются в педагогической деятельности, включаются в учебный репертуар музыкальных школ, средних и высших учебных заведений, играются на профессиональной сцене.

Композиция и исполнительство - две равносоставляющие для Виктора Козлова. Вне композиции он себя не мыслит. Виктор, еще, будучи учащимся, музыкальной школы по классу гитары начал заниматься композицией. В училище он занимался композицией под руководством Ю.Гальперина. А в консерватории эта деятельность развивалась еще активнее. Первое международное композиторское признание пришло в 1989 году в городе Эстергом (Венгрия), где музыкант стал лауреатом конкурса композиторов. В 1998 году (ноябрь), г. Москва, на конкурсе гитарных сочинений отмечена Дипломом сюита «Черный тореадор». В настоящее время В.Козлов – известный у нас в стране и за рубежом композитор. Его перу принадлежат более 100 произведений для гитары, гитарных ансамблей, и ансамбля гитары с другими инструментами. Сочинения для гитары публикуются в России и в других странах, в частности в Англии, Германии, Италии, Польше, Финляндии.

Очень высокую оценку Виктору Козлову как композитору дал английский гитарист и музыкальный критик Пол Фаулес в английском журнале «Классическая гитара»: - «Являясь автором оригинальных миниатюр мирового класса В.Козлов - первый из талантливых композиторов комедийных произведений, что само по себе редкое качество в насыщенном мире современной музыки».

Ансамблевую игру музыканты трио не ограничивают только своим коллективом. Трио иногда «распадается» на дуэты. В.Козлов играет с лауреатами Всероссийского конкурса, заслуженным артистом России флейтистом А.Абдурахмановым (в свое время Виктор музицировал с корифеем - исполнителем на домре Т.Вольской, с виртуозом-балалаечником А.Быковым и другими). В 1998 году выпустил свой первый компакт-диск «Медитация для гитары соло», который высоко оценен профессионалами и пользуется большим успехом у слушателей. В.Ковба творчески сотрудничает с певицей, заслуженной артисткой России И.Галеевой, которая с завидным постоянством обновляет свои вокальные циклы, все время находится в прекрасной форме. У. Ш.Мухатдинова сложился довольно оригинальный. Необычный дуэт: гитара и скрипичный альт (Н.Татаринская).

Как видим, музыканты трио ищут новые пути реализации творческих сил, экспериментируют, не замыкаясь в корпоративном пространстве.

Запись концерта Трио гитаристов Урала осуществило радио Классика в городе Санкт-Петербург в 1994 году в малом зале имени М.И.Глинки Санкт-Петербургской филармонии. Выпущен первый лазерный диск.

Играют музыканты Трио на прекрасных инструментах, сделанных персонально для каждого замечательным гитарным мастером И.Кузнецовым , (который к огромному сожалению погиб в феврале 2002 года).

Вместе они добиваются вдохновенного музицирования, в котором каждый участник творит сам, и одновременно непрерывно предвосхищает замысел партнеров. Получается не просто ансамблевая стройность, но единый творческий порыв. Такое достижение гармонии во всех областях их деятельности рождается напряженным, неустанным, упорным трудом. Вся жизнь Трио в искусстве - пример творческой неуспокоенности и редкой требовательности к себе во имя любви к гитаре и верности любимому делу.

Педагогическая деятельность

Рамки ансамбля не ограничены одной исполнительской работой. Для музыканта, находящегося в творческом расцвете сил, потребность играть, быть на сцене, общаться с публикой - образ жизни, необходимое условие существования. Участники трио гитаристов Урала тоже не исключение. Но все же, вторая ипостась - педагогика занимает большое место в жизни каждого участника трио. Педагогическая деятельность всех музыкантов трио напрямую связана с громадной работой, проводимой ими на протяжении многих лет: воспитание юных гитаристов, формирование исполнительского базиса учащихся школ искусств, средних и высших учебных заведений задача очень ответственная, не каждому педагогу по плечу, а тем более исполнителю, активно занимающемуся концертной деятельностью.

Все музыканты трио чувствуют себя в педагогике, что называется, как рыба в воде. За многие годы накоплен более, чем значительный методический опыт обучения игры на гитаре. Заслуженный артист России Шариф Мухатдинов занимается педагогической деятельностью с 1968 года. Его юные дарования систематически становятся лауреатами городских, областных, российских смотров и конкурсов исполнителей. Среди его учеников Виктор Козлов, участник трио гитаристов Урала, заслуженный артист России. Виктор Ковба играл в квартете гитаристов, руководимом Ш.Мухатдиновым в 60-х годах. В таком же ансамбле гитаристов, в те же годы играл и В.Устинов, который еще с одним учеником Ш.Мухатдинова Анатолием Ольшанским изобрели гитару «Гран» (А.Ольшанский долгое время работал аккомпаниатором известной певицы Александры Стрельченко. Ныне проживает в Вене). В музыкальных школах города Челябинска и Челябинской области работают ученики Ш.Мухатдинова - это Вячеслав Штыхван, Екатерина Суркова, Д.Шагиахметова, и многие-многие другие. Можно смело утверждать, что заслуженный артист России Шариф Мухатдинов стоял у истоков формирования Южно-Уральской школы гитаристов.

Виктор Козлов на педагогическом поприще с 1987 года. Сейчас он является профессором, заведующим кафедрой народных инструментов Челябинского Института Музыки имени П.И.Чайковского. В.Козловым также подготовлено значительное число гитаристов, педагогов, исполнителей. Среди них: лауреат Международного конкурса Ирина Куликова, ныне студентка Российской Академии Музыки, там же учится бывший ученик педагога Никита Морозов. В училище имени Гнесиных учатся Екатерина и Евгений Пушкаренко, также выпускники Виктора Козлова. Нельзя не отметить нынешних учеников Виктора Козлова - это лауреат международных конкурсов Альфред Генгер, и лауреат Всероссийского конкурса Дмитрия Чернова, которые продолжают гордо нести знамя уральской гитарной школы. Заслуженный артист России Виктор Ковба преподает в челябинской Академии Искусства и Культуры, и совмещает работу в музыкальной школе с 1994 года. Виктор Ковба уже подготовил несколько лауреатов областных и открытых Российских конкурсов. (В.Ковба пришел в трио в 1996 году, после многолетней филармонической работы, которой занимался с 1972 года).

Таким образом, благодаря многолетней педагогической работе Участников Трио Гитаристов Урала огромная армия детей, подростков, взрослых получила возможность обрести специальность: приобщиться к великому миру музыки, классической гитаре, музыкальной культуре.

2.2 Портретная галерея исполнителей на гитаре г. Челябинска

Выводы ко второй главе

Заключение

Список литературы

1. Велитченко Г. «Фестиваль в Челябинске», журнал «Гитарист» №2 1994г., г. Москва

2. Городецкая Л. «Ни с чем не сравнимый голос гитары», газета «Вечерний Челябинск», 18.02.1998г.

3. Горюк О. «Трио гитаристов Урала-10 лет», журнал «Информация В.М.О.» №11 2002г.

4. Горюк О. «Ее сила в ее слабости», газета «Челябинский рабочий» 9 января 2002г.

5. Долганова С. «Шесть струн прекрасной дамы», газета «Вечерний Екатеринбург», 9 января 2000г.

6. Евгеньева Е. «Три гитары в первый день весны» газета «Челябинский рабочий», 11 мая 1994г.

7. Зарипова И. «Бенефис Гитары» газета «Восход», 24 декабря 1999г.

8. Звоницкая Ю. «Ах, как пела гитара» газета «Вечерний Челябинск», 6 декабря 2001г.

9. Звоницкая Ю. «Первый Юбилей» журнал «Гитарист» №3 1997г.

10. Звоницкая Ю. «В Челябинске любят гитару» журнал «Информация ВМО» №2 1997г. г.Москва.

11. Звоницкая Ю. «Гитаристы учатся» журнал «Информация ВМО» №3 1997г.

12. Звоницкая Ю. «Классическая гитара на Урале» газета «Деловой Урал», 13 ноября 1998г.

13. Иванова Л. «VIфестиваль классической гитары на Урале», журнал «Гитарист» №1 1998г.

14. Иванова Л. «Труд и неустанный поиск» журнал «Народник» №4 1997г. г. Москва.

15. Кочеков В . «Уральский гитарный Юбилей» журнал «Народник»№1 2002г. г.Москва.

16. Мурашова Н . «Классическая гитара на Урале» журнал «Гитарист» №1, 1999г.

17. Милованов Д. «Гитара в трио, дуэте и соло», газета «На смену» 20.02.1991г.

18. Николаевский И. «Три гитары и Иван Егорович» газета «Магнитогорский рабочий», 16.02.2000г.

19. Новикова Е. « Гитаристов научат ухаживать за ногтями» газета «Комсомольская правда» 25 октября 2002 года

20. Сизова Е. «Концертный зал Челябинского Высшего Музыкального Училища заполнен до отказа» журншт «Гитарист» №1 2002г.

21. Садчиков А. «Трио гитаристов Урала - Играть до последней минуты», газета «Контакт», 07.04.1996г.

22. Садчиков А . «Трио гитаристов Урала - национальное достояние страны», «Комсомольская правда», 19 октября 1999 г.

23. Федоров А. «Пой струна», газета «Челябинский рабочий», 10 апреля 1999г.

24. Федоренко Н . «Российская гитара на Южном Урале», газета «Камертон», №8 1999г.

25. Имханицкий М .И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учебное пособие для муз. Вузов и уч-щ. М.; Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. 351 с., ил., нот.

26. Газарян С.С. Рассказ о гитаре. – М.; Дет. Лит., 1987. – 48 с., фотоил.

27. Вольман Б. Гитара в России. Очерк истории гитарного искусства. Госуд-ное муз. Издательство – Ленинград. 1961. – 177 с.

28. 200летие Гитары в России (от М.Т. Высотского ло С.Д. Орехова) В. Волков.

29. Журнал «Гитаристъ» - 1999 №1 – М.

30. Журнал «Гитаристъ» 2005 №2 – М.

31. «Комсомольская правда» Челябинск 19 окт. 1999 г.

32. Истоки. Информационно-публицистический ежедневник № 19 (417) 30 марта 2005

33. «Комсомольская правда» Челябинск 26 февраля 1999

34. «Магнитогорский рабочий» 28 янв. 2000

35. Народник. Информационный бюллетень – М.; №1 1999. «Музыка»

36. Народник. – М.; 2002. №1 . «Музыка»

37. Синецкая Т.М. Композиторы Южного Урала. Монографическое исследование. – Челябинск., 2003. – 352 с., ил.

38. Яблоков М.С. «Классическая гитара в России и СССР». Библиографичекий музыкально-литературный словарь-справочник русских и советских деятелей гитары. // Тюмень – Екатеринбург, 1992.

Приложение

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ