регистрация / вход

Культура древней руси 4

Сo второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной по­бедой над иноземными завоевателями в

Сo второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной по­бедой над иноземными завоевателями в Куликовской битве (1380). Это событие стало важным шагом на пути освобождения страны от монголо-татарского ига. Возрождаются старые и развиваются новые центры хозяйственной жизни и культуры. Определяется ве­дущая роль Москвы, привлекающей все новых жителей благодаря центральному расположению в северо-восточной Руси и наличием удобных речных и сухопутных торговых путей. Москва возглавляет борьбу за объединение Русских земель, возрастает ее влияние как одного из культурных центров. Московские князья принимают титул Великих князей Всея Руси.

Борьба русских людей с иноземными захватчиками — основная тема литературных произведений того времени. Это летописная Совесть о взятии Батыем города Владимира», «Слово о погибели Русской зем­ли», «Повесть о разорении Рязани Батыем». В них рассказывается о гибе­ли русских городов, смелости и мужестве русских воинов.

Литературным памятником того времени стало «Житие Александ­ ра Невского». В поэтической форме в нем рассказывается о Невской битве, Ледовом побоище, об отношениях Александра Невского (ок. 1220—1263) с Золотой Ордой и о смерти князя. Воспеваются его подвиги во славу земли Русской.

В «Сказании о граде Китеже» повествуется о том, как после гибели защитников град Китеж стал невидимым, чтобы его не захватили враги. Лишь изредка город возникает как отражение в озере Свет-лояре, при этом слышится звон городских колоколов.

Победе на Куликовом поле посвящено наиболее выдающееся произведение этого времени «Задонщина» (от места битвы — за До­ном), написанное в жанре исторической повести рязанцем Сафо- нием в конце XIV в. Автор сопоставляет события современной ему жизни с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Победа на Куликовом поле — это как бы отмщение за поражение войск Иго­ря Святославовича. Эта победа восстановила славу и могущество Русской земли. К Куликовскому циклу относится и «Сказание о Ма­ маевом побоище» (первая половина XV в.). Для произведения харак­терны художественная выразительность и идейность. Оно выдер­живает сравнение со «Словом о полку Игореве» и его ставят в один ряд с шедеврами европейской литературы эпохи Возрождения.

Широкое развитие получило зодчество, в первую очередь в Новгороде и Пскове — городах, политически менее зависимых от монгольских ханов. В XIV—XV вв. Новгород был одним из круп­нейших центров развития искусства, экономической и политиче­ской жизни. Русские зодчие того времени продолжали традиции архитектуры домонгольского периода. Они использовали кладку из грубо отесанных известняковых плит, валунов и частично кирпича Такая кладка создавала впечатление силы и мощи. Эту особен­ность новгородского искусства так отметил академик И. Э. Гра­барь: «Идеал новгородца — сила, и его красота — красота силы».

Результат новых исканий и традиций старого зодчества про­явился в храмовой архитектуре XTV в. Это церковь Спаса на Кова­леве и церковь Успения на Волотовом поле (разрушена во время Ве­ликой Отечественной войны). Образцы нового стиля — церковь Федора Стратилата и церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Для этого стиля характерны нарядное внешнее убранство храмов, украшение фасадов декоративными нишами, скульптур­ными крестами, а ниш — фресками. Церковь Спаса Преображе­ния, расположенная в торговой стороне Новгорода, представляет собой типичный крестово-купольный храм в четыре мощных стол­па и одной главой.

Одновременно с храмовым в Новгороде велось и крупное гра­жданское строительство. Новгородские мастера совместно с не­мецкими построили Грановитую палату для торжественных прие­мов и заседаний Совета господ. Новгородские бояре строили себе каменные палаты с коробовыми сводами. В 1302 г. в Новгороде был заложен каменный кремль, который впоследствии неодно­кратно перестраивался1 .

Другим крупным хозяйственным и культурным центром в то время был Псков. Город напоминал крепость, архитектура зданий — суровая и лаконичная, почти полностью лишенная декоратив­ных украшений. Длина стен большого каменного кремля составля­ла почти 9 км. Псковские строители создали особую систему пере­крытия зданий со взаимно перекрещивающимися арками, что впоследствии дало возможность освободить храм от столбов. Псковские мастера завоевали на Руси всеобщую известность и оказали большое влияние на московское строительство.

В Москве каменное строительство началось во второй четверти XTV в. К этому времени относится сооружение белокаменной кре­пости Московского Кремля — древнейшей центральной части го­рода на Боровицком холме, на левом берегу реки Москвы. В 1366—1367 гг. по указу князя Дмитрия (позже Донского) были воз­ведены стены и башни из белого камня (известняка, который про­возили из подмосковного села Мячково). В 136S г. был построен белокаменный собор Чуда Архангела Михаила, у юго-восточного крыла был возведен придельный храм Благовещения. В последую­щее время на территории Московского Кремля были возведены новые храмовые и гражданские строения.

Велось строительство и в других городах — Коломне, Серпухове, Звенигороде. Крупнейшей постройкой того времени был Успенский собор в Коломне — шестистолпный городской собор, поднятый на высоком подклете, с галереей. Древнейшие сохранившиеся памят­ники московского зодчества — Успенский собор в Звенигороде, со­бор Саввина Сторожевского монастыря близ Звенигорода и Троиц­ кий собор Троице-Сергиевого монастыря, Спасский собор Андроникова монастыря.

Новым направлением в московской архитектуре стало стрем­ление к преодолению «кубичности» и созданию новой, устремлен­ной вверх композиции здания за счет ступенчатого расположения сводов.

История русской живописи XIV—XV вв. так же, как и зодчест­ва, стала естественным продолжением истории живописи домон­гольского периода. Иконопись развивается также в Новгороде и Пскове. Новгородская иконопись в XIV в. в отличие от фресок развивалась медленно. На иконах писалось, как правило, едино­личное изображение святого. Если же на одной иконе писалось несколько святых, их не связывало какое-либо действие, они изо­бражались фронтально. Этим достигалась сила воздействия. Нов­городские иконы этого периода характеризуют лаконичная компо­зиция, четкий рисунок, чистота красок, безупречная техника.

Широкое распространение наряду с иконописью получила фреска — живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Стенную живопись на Руси этого времени относят к «золотому веку». В XIV в. фресковая живопись оформляется ком­позиционно, пространственно, вводится пейзаж, усиливается пси­хологизм изображения. Особенно проявились эти новшества в знаменитых новгородских фресках церкви Федора Стратилата и церкви Успения на Волотовом поле.

Особое место среди художников XTV—XV вв. занимает гени­альный Феофан Грек (ок. 1340 —после 1405). Родом из Византии, он обошел в скитаниях Византию, Крым, где расписывал церкви в Константинополе, Галате, Халкедоне, Кафе (Феодосии). На Руси его талант проявился с наибольшей силой. Произведения Феофана Грека — фрески, иконы — отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой.

В творчестве Феофана Грека на Руси выделяются два периода: новгородский и московский. В первом он выступает смелым нова­тором, бунтарем, создает редкие по одухотворенности произведе­ния. В московский период творчество Феофана Грека характери­зует его уже как художника, обретшего спокойствие и уравнове­шенность.

В Новгороде Феофан Грек расписал церковь Спаса на Ильине улице. Эти росписи сохранились фрагментарно. Характеристика изображенных святых отмечена строгой индивидуальностью, каж­дая фигура живет обособленной жизнью, наполнена внутренним движением. Феофан Грек воплотил в своих персонажах одухотво­ренность человека, его внутреннюю силу.

В Москве Феофан Грек расписывает церковь Рождества Бого­родицы с приделом Лазаря. Расписывает также Архангельский со­бор в Кремле, вместе со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым — Благовещенский собор в Кремле. Для иконостаса этого собора он использовал доски высотой более 2 м. Феофан Грек создал в Москве мастерскую, которой приписывают икону Богоматери Донской с Успением на обороте и др.

Другим выдающимся художником этого времени был русский изограф Андрей Рублев (ок. 1360/70—1427/30) — монах Андронико­ва монастыря, в котором он умер и похоронен. Его творчество знаменовало подъем русской культуры периода создания центра­лизованного Русского государства и возвышения Москвы. При нем московская школа живописи достигает своего расцвета. Про­изведения Андрея Рублева отличают глубокая человечность и воз­вышенная одухотворенность образов, идея согласия и гармонии, совершенство художественной формы.

Андрей Рублев участвовал в создании росписи и икон в старом Благовещенском соборе в Московском Кремле, Успенском соборе во Владимире, Троицком соборе в Троице-Сергиевой лавре, Спас­ском соборе Андроникова монастыря.

В отличие от творчества Феофана Грека искусство Андрея Руб­лева проникнуто возвышенно-светлым настроением, состоянием душевной гармонии, оно отражает радостное отношение к миру, спокойствие, безмятежность. Характерная черта его стиля — лири­ческая умиротворенность, его персонажи мягче, человечнее, чем у Феофана Грека.

Наиболее известное его произведение, совершенное по испол­нению — икона «Троица*. Она была написана для иконостаса Тро­ицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре. На иконе с редкой художественной силой выражена туманистическая идея согласия и человеколюбия, дан обобщенный идеал нравственного совершен­ства и чистоты. Образ Бога в трех лицах представлен в облике трех ангелов, все три фигуры составляют круговую композицию вокруг чаши. Душевная чистота, ясность, выразительность, просветлен­ные чистые тона, особенно «голубец», прозрачно-зеленый, золоти­стый, единый ритм линий с большой силой воплощают идею гар­монии и святости.

Среди сохранившихся произведений Андрея Рублева также фрески на тему «Страшный суд» в Успенском соборе во Владими­ре. В отличие от традиционного изображения образы Рублева пол­ны человечности, без излишней суровости. Рублев написал не­сколько икон для иконостаса Троицкого собора Троице-Сер-гиевого монастыря. Его кисти принадлежат иконы апостолов Пав­ла и Михаила. Последней работой Андрея Рублева называют рос­пись Спасского собора Андроникова монастыря (сохранились фрагменты орнаментов). Культура конца ^ля историко-культурного развития Русских

XV—XVI В1> земель конец XV—XVI вв. был переломным. Продолжалось образование единого Русского государства, страна окончательно освободилась от монголо-татарского ига, завершалось формирование русской народности. Это оказало существенное влияние на формирование культурных процессов.

В русской культуре усиливаются светские и демократические элементы. В литературе появляются произведения, поддерживаю­щие новую государственную политику. Теория происхождения Русского государства нашла свое выражение в «Сказам/и о князьях Впа димирстиш и «Сказании о Владимире Мономахе». В них утверждалось, что русские государи ведут свое происхождение от римского импера­тора Августа и, следовательно, имеют право на все Русские земли. Эту идею поддержала церковь, которая связала ее с идеей о Моск­ве как о «третьем Риме». Игумен псковского Елизарова монастыря Филолей в своих посланиях великому князю Василию III писал, что прежде существовали два мировых центра христианства — Рим и Византия, которые пали из-за отхода от «истинного христианст­ва». Правители Византии изменили истинному христианству (православию), заключив ушло с католической церковью, следствием .чего было завоевание Византии турками (1453). Москва, не при-знав Флорентийскую унию, стала новым мировым центром хри­стианства, т.е. «третьим Римом». А «четвертому Риму не бывать», так как, по мнению церкви, может быть только «три мировых цар­ства», после чего наступит «конец света». Тезис «Москва третий Рим» служил обоснованием мирового значения Русского государ­ства и православной церкви.

Получила дальнейшее развитие литература путешествий, ко­торая до XV в. описывала хождения христианских паломников в святые места. В XV в. появились записки (дневники) тверского купца Афанасия Никитина о его путешествии в Индию — «Хождение за три моря». Это был первый европейский письменный труд о хо­зяйстве, обычаях, религии Индии.

К первой половине XVI в. относятся работы талантливого пуб­лициста дворянина Ивана Пересветова («Сказание о царе Константине», « Сказание о Магомете-Саптане», «Предсказания философов и докторов патин-ских о Царе Иване Васильевиче» и др.), в которых он изложил свою программу преобразований в стране. Идеал государственного уст­ройства Пересветов видит в сильной царской власти: «Государство без грозы — что конь без узды», — утверждает он. Главную опору царя автор видит в лице поместного дворянства. Он предлагает возвышать людей не по богатству и знатности рода, а по заслугам.

За ограничение власти царя выступал в своих сочинениях сподвижник царя Ивана Грозного князь Андрей Курбский (1528— 1583), автор многих произведений, в том числе *Истории о великом князе Московском», в которых обличал деспотизм и жестокость царя. Интересна переписка Курбского с Иваном Грозным о путях разви­тия Руси.

Хозяйственные и политические достижения России этого вре­мени оказали заметное влияние на повышение уровня грамотно­ сти и просвещения, которые распространялись прежде всего среди феодалов и купечества. Встречались грамотные и среди крестьян. Грамоте обучали в частных школах в основном священники и дьячки. В школах изучали часослов и псалтирь, а в некоторых — начальную грамматику и арифметику.

Большую роль в истории культуры России сыграло такое нов­шество, как книгопечатание. Первые издания, появившиеся в 1553 г., не имели авторов и не датировались, до настоящего времени из­вестно семь изданных тогда печатных памятников. Новый этап в книгопечатании наступил в 1563 г., когда на средства царской каз­ны была устроена типография в Москве. Книгопечатание стало го­сударственной монополией. Во главе типографии стояли дьяк Иван Федоров (1510—1583) и Петр Мстиславец. 1 марта 1564 г. бы­ла напечатана первая русская- датированная печатная книга — «Апостап». а в 1565 — «Часослов». Позже Иван Федоров и Петр Мстиславец переехали на Украину, затем в Литву, где продолжили свою просветительскую деятельность. В Москве книгопечатание продолжили их ученики — Никифор Тарасьев, Тимофей Невежа и его сын Андроник Тимофеев Невежа. Всего до конца XVI в. было напечатано около 20 книг церковно-религиозного содержания.

Среди литературных памятников того времени — огромный 13-томный свод церковной литературы «BeniKue МинеиЧепъи» («Ежемесячные чтения»). Это написанные митрополитом Макарием (1482—1564) жизнеописания русских святых, составленные по месяцам в соот­ветствии с днями чествования каждого святого.

Создаются обобщающие летописные произведения, например, Лицевой Летописный свод — своеобразная всемирная история от сотворения мира до середины XVI в. Памятником русской исто­рической литературы является также «Степенная книга», составлен­ная духовником Ивана IV (Грозного) Андреем. В ней излагается русская история от Владимира I Святославовича до Ивана IV. Книга составлена по материалам летописей, родословных книг и др.

Свод житейских правил и наставлений, возникших в среде новгородского боярства и купечества, содержит «Домострой» (XVI в.). Он защищал патриархальный уклад в семье и деспотическую власть главы семьи над ее членами. В книге давались советы, как быть бережливым, приберегать запасы и др. («а жена да убоится мужа своего»).

Архитектура конца XV—XVI вв. отразила возрастание между­народной роли русского государства. Наступает новый этап как в храмовом, так и в гражданском зодчестве. В строительстве наряду с русскими мастерами участвуют мастера из Италии, которая в то время была передовой страной Европы.

Создание русского централизованного государства со столицей в Москве было ознаменовано строительством на месте старого но­вого Кремля, ансамбль которого окончательно сложился в конце XV — начале XVI в. В это время в строительстве стали использовать кирпич и терракоту. Кирпичная кладка вытесняла традицион­ную белокаменную. В 1485—1495 гг. белокаменные стены Москов­ского Кремля были заменены кирпичными.

По образцу Успенского собора во Владимире итальянским зод­чим Аристотелем Фиораванти был сооружен новый Успенский со­ бор. Храм поражает красотой пропорций, лаконизмом художест­венных средств. Русские летописи писали об Успенском соборе, что он «чуден величеством и высотою, и светлостию, и звонностию, и пространством». Успенский собор стал классическим об­разцом монументального храмового зодчества XVI в.

В 1484—1489 гг. псковскими мастерами был построен Благове­щенский собор ('домовая церковь великих князей) и церковь Ризпо ложения.

Итальянским архитектором Алевизом Новым в 1505—1508 гг. был возведен Архангельский собор. В его внешнем виде уже ярко выразился светский стиль архитектуры. Основная конструкция — традиционная: крестово-купольный пятиглавный храм с шестью столбами, поддерживающими своды. Однако в наружном оформ­лении архитектор отошел от древнерусской традиции и использо­вал богатые архитектурные украшения (декор) итальянского Ренес­санса. Архангельский собор был храмом-усыпальницей, куда пере­несли гробницы всех великих князей, начиная с Ивана Калиты, здесь хоронили всех великих московских князей, а затем — царей до Петра I.

В Московском Кремле возводились также и светские построй­ки, в том числе и Княжеский дворец, состоящий из отдельных по­строек, связанных между собой переходами, крыльцами, сенями. От этого дворца сохранилась Грановитая палата, построенная итальянскими архитекторами Антонио Солари и Марко Руффо в 1487—1491 гг. Грановитая палата (названная так потому, что сна­ружи выложена большими гранеными камнями) предназначалась для торжественных дворцовых церемоний и приемов иноземных послов, служила в качестве тронного зала. Это просторное квад­ратное помещение с мощным столбом посредине, на который опираются четыре крестовых свода.

Архитектурным центром Московского Кремля стал «Иван Ве­ ликий* — столпообразная церковь-колокольня И. Лествичника над­строена в 1600. В XVII в. были построены Теремный дворец, Пат­риарший дворец и ряд небольших храмов (в XVIII в. — здание Се­ната, в XIX в. — Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата).

В XVII в. башни Московского Кремля получили существующие ныне ярусные и шатровые завершения. Среди башен наиболее значительная — Спасская, на ней часы — Кремлевские куранты (часы с боем). На территории Кремля хранятся памятники рус­ского литейного искусства Царь-пушка (XVI в.) и Царь-колокол (XVIII в.).

В законченном живописном ансамбле Московского Кремля воплотились идеи величия и силы единого Русского государства.

Продолжилось храмовое строительство и в других городах. Монументальные соборы воздвигнуты в Волоколамске, Дмитрове, Уг­личе, Ростове и в больших монастырях — Кирилло-Белозерском и др.

Развивалось также и другое направление в зодчестве, связанное со строительством небольших посадских и вотчинных храмов. К этому времени была изобретена новая система кирпичных пере­крытий — кресчатого свода, что позволило строить небольшие бесстолпные храмы. В архитектуре этих храмов более отчетливо выде­лялись светские элементы.

Наивысшим достижением русской архитектуры XVI в. стало строительство храма шатрового типа, в котором наиболее ярко вы­разилось национальное своеобразие русских традиций, основан­ных на деревянном зодчестве. Церковь Вознесения в селе Коломен­ ском под Москвой (1530—1532) стала первым на Руси новым ти­пом строения и по форме, и по высоте (около 60 м). Храм был по­строен в честь рождения наследника престола Василия III — бу­дущего царя Ивана Грозного.

Вариантом шатрового храма стал Покровский собор (собор По­крова на рву), получивший название собора Василия Блаженного — по имени известного московского юродивого, погребенного под одним из его приделов. Построенный в 1555—1560 гг. русскими зодчими Бармой и Постником в честь взятия Казани, собор пред­ставляет собой группу из девяти столпообразных (столпных) хра­мов, размещенных на общем постаменте — высоком подклете и объединенных внутренними переходами и наружной галереей — гульбищем. Центральный храм увенчан большим шатром, вокруг которого расположились купола восьми приделов. Все они имеют форму восьмерика, идущего от традиций русского деревянного зодчества. Архитектурно-декоративное убранство собора богато и разнообразно. Живописность композиции и пышность наружного убранства, а также малая площадь отдельных приделов, где одно­временно могут находиться гапъ-шесть человек, свидетельствуют о том, что собор замышлялся как храм-памятник. Он рассчитан в основном на внешнее восприятие.

В XVI в. огромный размах получило крепостное строительство (строительство крепостей). Были построены кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове и других русских городах.

В Москве в 1535—1538 гг. была возведена вторая линия укреп­лений, которая опоясала торгово-ремесленную часть столицы — Китай-город. В 1585—1593 гг. архитектором Петроком Малым была воздвигнута третья линия каменных укреплений Москвы — Белый город. Работами этими руководил известный мастер Федор Конь. В 1595—1596 гг. он построил Смоленский кремль, в архитектуре кото­рого сочеталось техническое совершенство и изящество оформле­ния. Последняя линия внешнего укрепления Москвы — деревян­ные стены на Земляном валу (ныне Садовое кольцо) — «Скородом» были поставлены в конце XVI в. в связи с набегами крым­ских татар.

Мощные стены и башни были выстроены и во многих мона­стырях, ставших укреплениями. В окрестностях Москвы такими были монастыри: Новодевичий, Пафнутьево-Боровский, Троице-Сергиев, Иосифо-Волоколамский, на Севере — Кирилло-Бело-зерский, Соловецкий и др.

Живопись конца XV—XVI вв. представлена произведениями та­лантливого русского мастера Дионисия (ок. 1440—1502/03). Он об­ладал огромной силой художника и неистощимой творческой фан­тазией. В 70-е гг. XV в. Дионисий создал росписи и иконы в собо­ре Пафнутьево-Боровского монастыря под Москвой. Совместно с группой мастеров он расписывал Успенский собор в Московском Кремле (росписи сохранились фрагментарно). Их сюжеты — обра­зы мучеников, погибших за веру, отражают идею защиты Отечества

Позже Дионисий работал в Иосифо-Волоколамском монасты­ре, в последние годы жизни вместе с сыновьями Владимиром и Феодосием расписал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря в Белозерском крае, о чем свидетельствует надпись на храме. Это редкий случай, когда фрески сохранились почти пол­ностью в первозданном виде. Выполнено около 25 композиций на тему Богородицы («Собор Богородицы», «Похвала Богородице», «Акафист Богородице»^ и др.). Фрески создают праздничное настроение в ос­новном за счет колорита — нежных полутонов: бирюзовых, бледно-зеленых, светло-розовых и других тонов, объединенных яр­ко-лазурным фоном. Фрески представляют собой многофигурные композиции на фоне пейзажей с далекими светлыми горками и тонкими деревьями.

Дионисий с учениками написал также иконостас этого собора. Кисти самого Дионисия принадлежит икона «Богоматерь Одигитрия» (Путеводителышца).

Работы Дионисия — иконы и фрески — отмечены утонченным рисунком, изысканным колоритом, пышной декоративностью, от­личаются праздничностью и нарядностью, светлой радостью.

Постепенно расширяется круг тем живописи, возрастает инте­рес к нецерковным сюжетам, особенно историческим. Развился жанр исторического портрета, хотя изображение реальных лиц но­сит все еще условный характер. Интересна в этом плане роспись галереи Благовещенского собора Московского Кремля. Наряду с традиционными изображениями святых и московских князей по­являются портреты византийских императоров и античных мудре­цов: Гомера в русском платье, Вергилия — в мантии и широкопо­лой шляпе, Плутарха, Аристотеля и др.

Живопись конца XV—XVI в. характеризуется растущим инте­ресом к реальным историческим лицам и событиям. Эта же моти­вы начинают проникать и в другие виды культуры.

Успешно развивается декоративно-прикладное искусство. Па­мятники XVI в. русской резьбы по дереву — «Монотхов трон» Ивана Грозного в Успенском соборе, царские врата, резные иконостасы. В шитье вместо шелковых нитей используются металлические — золотые и серебряные, широко применяется жемчуг, драгоценные камни.

В XVI в. развивается и искусство литья, русские мастера изго­товляют мелкую утварь, льют колокола.

Выдающийся памятник прикладного искусства этого времени — царский венец — шапка Мономаха, в которой впервые в исто­рии Руси венчался в 1547 г на царство Иван IV.

Культура Московской Руси XIV—XVI вв. переживала подъем, свя­занный с разгромом Золотой Орды и созданием единого Русского го­сударства с центром в Москве. Это нашло свое отражение в развитии всех направлений культуры — в литературе, зодчестве, живописи, де­коративно-прикладном искусстве, а также в росте грамотности и просвещении, чему способствовало появление книгопечатания.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий