Правила поведения в общественном транспорте

Правила поведения в общественном транспорте Этикет в транспорте. Входя в салон автобуса, трамвая, троллейбуса или вагон метро, вам нет необходимости приветствовать всех пассажиров, находящихся там. Поздороваться можно лишь со знакомыми или теми, кого вы уже неоднократно встречали в поездках по городу.

Правила поведения в общественном транспорте

Этикет в транспорте.

Входя в салон автобуса, трамвая, троллейбуса или вагон метро, вам нет необходимости приветствовать всех пассажиров, находящихся там. Поздороваться можно лишь со знакомыми или теми, кого вы уже неоднократно встречали в поездках по городу. При этом во время приветствия последних достаточно лишь слегка наклонить голову и улыбнуться. Однако, если человек не желает отвечать на приветствие, лучше всего не настаивать и при следующей встрече можно также не приветствовать попутчика.

При входе в городской транспорт первыми пропускают женщин, детей, пожилых людей и тех, кто занимает более высокое общественное положение (если уж вам посчастливилось встретить их в салоне переполненного автобуса или троллейбуса). При этом можно помочь им зайти в салон, предварительно спросив на то разрешения. При выходе из транспорта первыми должны выходить мужчины и те, кто младше. Правила хорошего тона предписывают мужчинам помогать выходить из салона автобуса или троллейбуса женщинам и тем, кто нуждается в такой помощи. Подчиненному вовсе не обязательно подавать руку и помогать выходить из транспорта своему начальнику или тому, кто занимает более высокое социальное положение, если только это не женщина.

Сидячие места в городском транспорте должны занимать пожилые люди, инвалиды, дети и женщины. Мужчины могут сесть лишь на свободные места только в том случае, если окружающие его попутчики выразили на то свое согласие. Поэтому, прежде чем занять свободное сидячее место, мужчина должен в вежливей форме спросить на то разрешения у пассажиров, находящихся рядом с ним. При этом громко кричать на весь салон, предлагая каждому попутчику занять свободное место, также не стоит. Женщины могут уступить место' мужчине в том случае, если он - инвалид или глубокий старик.

Уступающий свое место не должен вскакивать, молча намекая стоящей рядом бабушке или инвалиду на то, что он может занять его место. В таких случаях следует говорить: «Пожалуйста» или «Разрешите предложить вам сесть». В ответ Человек, которому уступили место, должен произнести слова благодарности.

Пожалуй, каждый, кому приходится часто ездить в общественном транспорте, хоть раз оказывался в ситуации, когда кто-либо из обидевшихся пассажиров, которому не уступили место, начинал распекать сидящих (особенно если это молодые люди)/»обвинять их в неуважении к старшему поколению и пр. Нужно сказать, что подобное поведение, согласно этикету, также считается грубостью. В таких случаях необходимо вежливо обратиться к сидящим с просьбой уступить место.

Нередко в городском транспорте можно увидеть людей, читающих газету или книгу. Неприличным это не считается. Ведь в наш век бешеных скоростей человек должен успевать так много сделать. Вот и совмещают некоторые приятное с полезным: чтение увлекательного детектива с поездкой на городском транспорте. Однако, если вы читаете газету и вам при этом не удалось занять свободное сидячее место, следите за тем, чтобы не мешать попутчикам. Не нужно громко переворачивать страницы или класть книгу на спину впереди стоящего или на голову перед вами сидящего.

В том случае, если по пути на работу в общественном транспорте вы встретили своего знакомого и пожелали обсудить последние новости своей насыщенной событиями жизни, нет нужды делать это слишком громко, так, чтобы ваши «секреты» стал-и достоянием окружающих вас людей. Разговаривать в транспорте следует негромко и при этом лучше всего отказаться от обсуждения вопросов, связанных с личной жизнью.

Кафе, ресторан - этикет.

Часто посещение кафе или ресторана становится для людей местом, где можно не только вкусно поесть или встретиться с друзьями, но и блеснуть знаниями этикета. Посещение и пребывание в кафе или ресторане подразумевает неукоснительное и точное соблюдение всех правил хорошего тона: приветствия, знакомства, умения одеваться и держать себя в обществе, вести беседу, пользоваться столовыми приборами и т. п.

Стоит заметить, что на сегодняшний день известно множество видов заведений подобного рода. Это и забегаловки, и благоустроенные кафе, и рестораны высшего класса. Поведение посетителей определяется уровнем того предприятия общественного питания, которое он посещает. Так, например, неуместно и нелепо выглядит дама в вечернем платье, норковом манто и серьгами с бриллиантами в ушах, появившаяся в кафе-мороженое. Так же смешно будет выглядеть в обеденном зале ресторана VIР-класса человек, одетый в спортивный костюм. Таким образом, прежде чем направиться в то или иное заведение, следует правильно подобрать костюм, который соответствовал бы уровню кафе или ресторана. Однако нужно отметить, что существуют общие правила поведения, которые должен соблюдать посетитель кафе, ресторана и т. п.

В том случае если вы намереваетесь посетить ресторан большой группой, то среди вас обязательно должен находиться мужчина, который возьмет на себя «организаторские» функции: выберет места, закажет блюда, «оплатит счет и т. д. Но это вовсе не означает, что женщинам в одиночку нельзя ходить в ресторан. К сожалению, наша действительность такова, что за столиками кафе и ресторанов сегодня можно часто увидеть женщин, сидящих в одиночестве или пришедших без мужчин. Более того, в наши дни чаще всего именно дамы приглашают мужчин посетить ресторан или кафе, и это не считается дурным тоном.

Мужчина всегда должен оставаться предупредительным и галантным. В том случае если мужчина приходит в кафе или ресторан, сопровождая даму, то правила этикета предписывают ему открывать двери перед женщиной, которая, пройдя немного вперед, должна вновь пропустить вперед себя кавалера. Мужчина должен идти впереди женщины, указывая таким образом ей путь к обеденному столику.

Во всех высококлассных кафе и ресторанах имеется вестибюль. Первым должен снять верхнюю одежду мужчина. Делать это нужно в строгом порядке: головной убор, перчатки, пальто. После этого мужчина должен помочь раздеться своей спутнице. Правила этикета не допускают появления в обеденном зале ресторана или кафе с большими сумками или в верхней одежде.

При выходе из зала мужчина также должен шествовать впереди дамы. Он открывает ей двери, пропускает ее вперед, затем выходит сам, закрывает двери и вновь идет впереди своей спутницы, словно указывая дорогу к вестибюлю. Согласно правилам этикета, мужчина надевает верхнюю одежду первым, после чего помогает одеться и своей даме. Посетители ресторана выходят на улицу, и только после этого мужчина может надеть головной убор и перчатки.

В том случае если запланировано посетить ресторан или кафе, пользующиеся большой популярностью, то лучше всего заказать столик заранее. Особенно важно это сделать накануне свидания или делового ужина. Если же столик не был заказан, то мужчина должен будет во что бы то ни стало найти свободный столик для себя и тех, кого он сопровождает. При выборе места женщина не должна вертеться и крутить головой в разные стороны. Выбор столика — привилегия мужчин. В таких случаях лучше всего обратиться за помощью к распорядителю, который предотвратит возникновение неприятных ситуаций и споров между посетителями, претендующими на свободный столик.

Мужчина, пришедший в кафе или ресторан и сопровождающий даму, должен уступить последней более удобное место за столиком, например с видом на сцену. Истинным кавалером будет признан тот, кто окажется предупредительным и внимательным к своей спутнице. Этикет не предусматривает строгих предписаний по поводу того, как должны садиться — напротив друг друга или рядом — мужчина и женщина, пришедшие вместе в кафе или ресторан. Однако считается, что более удобно сидеть по диагонали: тогда хорошо видно и собеседниками зал.

Мужчина должен помочь своей даме сесть за столик. Он выдвигает стул из-за стола и затем помогает спутнице подвинуть его. Нужно заметить, что это старое правило этикета сегодня почти никто не выполняет. Женщины обычно берут инициативу в свои руки: самостоятельно выбирают для себя место за столиком и усаживаются на стул. Забыто и другое старое правило этикета. В настоящее время редко можно увидеть в зале ресторана и уж тем более кафе мужчину, поднимающегося со своего места в момент, когда встает дама.

Правила хорошего тона гласят: мужчина должен немного привстать, если дама поднялась из-за стола. В том случае, если за столиком сидят несколько мужчин, они могут не вставать, когда встает женщина.

Согласно правилам этикета, выбором меню занимается мужчина. При этом он должен предлагать своей спутнице выбор того или иного блюда, указанного в меню. В высококлассных ресторанах предусмотрены меню для каждого посетителя, а потому и мужчина и женщина могут самостоятельно выбирать то кушанье, которое им по душе, не.рискуя при этом ограничить свободу выбора своего спутника. Выбирая блюда, женщина не должна останавливаться на чрезмерно дорогостоящих или слишком дешевых. Также неуместным и невежливым будет считаться сказанное: «То же блюдо, что и себе» или «Закажите, что хотите».

В том случае если кто-либо приглашает знакомого в ресторан в первый раз, то заказывать блюда должен приглашающий, ориентируясь на собственные вкусовые пристрастия. Если он заказал горячее, то приглашенному не стоит заказывать для себя холодную закуску. Если обед или ужин в ресторане оплачивает пригласивший, то он может отказаться от выбора того блюда, которое ему не нравится, но заказать его для всех остальных. Приглашенный, конечно, может вежливо попросить приглашающего заказать для себя любимое блюдо. Главное, чтобы оно не было чрезмерно дорогим.

В былые времена право, выбора спиртных напитков в ресторане предоставлялось только мужчинам. Именно им официанты приносили карту вин. Сегодня положение изменилось. Спиртные напитки могут заказывать как мужчины, так и женщины. Вино официант должен преподнести тому, кто его заказал. Посетитель внимательно осматривает этикетку, затем официант наливает небольшое количество вина в бокал, заказчик делает глоток, чтобы попробовать вино На вкус. Только после получения знака одобрения качества вина или другого спиртного напитка служащий зала ресторана наполняет бокалы. Стоит заметить, что пробование вина носит условный, ритуальный характер. А потому считается не вполне приличным отказываться от заказанного спиртного, исключая лишь случаи предоставления сетью общественного питания недоброкачественного товара. Поводом для отказа от заказанного вина может служить также плохо охлажденный напиток.

Согласно этикету, закуску и главное блюдо участники обеда или ужина заказывают вместе. Выбор десерта следует осуществлять только после того, как будет съедено главное блюдо. В том случае если поход в ресторан планировался заранее, и его участники предварительно обсудили блюда, которые они будут заказывать, то заказ может сделать кто-либо один. В такой ситуации заказывающий сначала перечисляет блюда, которые хотели бы получить его спутники, а уже затем называет те, которые он сам желал бы отведать.

В тех ресторанах и кафе, где кушанья подают на общем большом блюде, каждый из посетителей кладет себе столько, сколько он может съесть. Спиртные напитки, которые в подобных заведениях подают в кувшинах или графинах, каждый также наливает сам себе в свой бокал. В высококлассных ресторанах посетителей обслуживает официант. Он перекладывает кушанье с общего блюда в тарелку каждого сидящего за столиком и разливает вина. В том случае, если необходимо, чтобы принесли добавочную порцию, посетитель должен положить вилку и нож крест-накрест. Пустые тарелки следует ставить с правой стороны стола. С левой стороны принято подавать блюда. Спиртные напитки наливают также с правой стороны. Пользуясь услугой официанта, всякий раз нужно благодарить его. Сказать слова благодарности обслуживающему персоналу кафе или ресторана в наши дни может не только мужчина, как это было заведено в прежние времена, но и женщина.

Сигналом об окончании трапезы служат столовые приборы, положенные параллельно друг другу на тарелку. Официант может обратиться к посетителям с вопросом, не желают ли они получить добавочную порцию. Гости могут либо вежливо отказаться, либо принять его предложение сделать повторный заказ. -Нередко официанты спрашивают посетителей, насколько им понравились те блюда, которые им довелось отведать. Такой вопрос может быть официальным и не требующим ответа. Однако в некоторых случаях вполне искренне желают знать, нравится ли их: клиентам кухня того ресторана, где они служат. Тогда посетителю необходимо откровенно осветить на заданный вопрос. Однако даже если вам не совсем понравилось то, что вы ели в данном ресторане, постарайтесь сдержать эмоции и в вежливой форме указать на причину своего негодования и недовольства тем или иным блюдом.

Существует еще несколько общих правил поведения в ресторанах и кафе. Обслуживая посетителей, официант всегда начинает с женщин. В ресторанах высокого класса официант также контролирует своевременную смену заказанных блюд. Если же в данном ресторане не предусмотрена подобная услуга, то забота об обслуживании дамы ложится на плечи кавалера. В том случае если бутылки со спиртным поданы в ведерке со льдом, то открывать их и разливать содержимое должен официант. После того как бутылки будут опорожнены, их необходимо поставить рядом с ведерком.

Находясь в ресторане или кафе, можно встретить знакомых и друзей. Общие правила приветствия знакомых в ресторане почти не отличаются от правил приветствия на улице. Однако существуют и некоторые различия. В том случае если в ресторане или кафе встретились двое друзей, то, согласно правилам хорошего тона, им надлежит сесть за один столик. Если по каким-либо причинам этого сделать нельзя, то сидящий за столиком должен встать, подойти к знакомому, поприветствовать его и извиниться за невозможность побеседовать и провести время вместе. Кроме того в подобной ситуации старший по возрасту из встретившихся знакомых должен решить, сидеть ли им за одним столиком. Также старший по возрасту решает, самому ли ему подойти и поприветствовать знакомого, сидящего в зале, или подождать, когда его пригласят для приветствия. Подходить и садиться рядом с человеком, занимающим высокое социальное или служебное положение и уже сидящим за столиком, недопустимо. Лучше всего подождать приглашения. С людьми, сидящими за столиками в кафе или ресторане и принимающими пищу, можно поздороваться, но продолжать беседу не стоит.

У курильщиков может возникнуть вопрос: можно ли курить в ресторанах и кафе? В некоторых подобных заведениях курить запрещено, свидетельством чего может служить отсутствие пепельниц на столах. Но существуют кафе и рестораны, разрешающие своим посетителям курить. Однако, закуривая, следует вспомнить об окружающих. Вполне возможно, среди них есть люди, которые не переносят запаха табачного дыма. Поэтому прежде чем закурить, спросите разрешения у сидящих рядом. Правила этикета запрещают курить между подачами очередного блюда и в том случае, если кто-либо из соседей по столику ест.

Оплату счета в кафе или ресторане, вопреки сложившемуся в России стереотипу, может производить как мужчина, так и женщина. Кроме того, согласно правилам этикета, платить по счету в ресторане или кафе должен пригласивший. В том случае если платит женщина, то она должна делать это сама, не перепоручая оплату и не передавая бумажник мужчине. Для оплаты счета официанта подзывают каким-либо сигналом: легким движением руки или кивком. Громко подзывать служащего не нужно.

В некоторых ресторанах счет за заказанные блюда нередко приносят на маленьком подносе или тарелочке. В таком случае посетитель берет счет, быстро и внимательно изучает его, затем вкладывает в него деньги и вновь кладет на тарелочку. Скрупулезно подсчитывать стоимость каждого съеденного блюда и затем сверять полученные результаты с тем, что написано в счете не следует. Это считается дурным тоном. В некоторых ресторанах и кафе обслуживание не включено в счет. Тогда работа официанта оценивается прибавкой 10% к той сумме, которая указана в счете. Иногда обслуживание включается в счет. Но и в этом случае сдачу оставляют официанту. В том случае если у мужчины возникают какие-либо претензии или вопросы по поводу суммы счета к обслуживающему персоналу кафе или ресторана, то высказывать их при даме все же не стоит.

Старой доброй традицией в ресторанах всего мира стали чаевые. Элегантно подать на чай официанту или швейцару считается едва ли не вершиной ресторанного этикета. Говорить о существовании каких-либо тарифов чаевых не приходится. В разных странах размер чаевых может быть различным. Варьируется он и в каждой отдельно взятой стране. Это может зависеть как от степени состоятельности посетителей, так и от уровня комфортабельности ресторана и работы обслуживающего персонала. Современные мудрецы говорят о том, что нижняя планка чаевых определяется правилами этикета, а верхняя — интуицией того, от кого ждут чаевые. Как бы то ни было, но чаевые представляют собой одйу из статей дохода работников ресторана или кафе. Не дать чаевых — значит не оплатить ту работу, которая была проделана для посетителя официантами, поварами или гардеробщиками.

Стоит заметить, что в России такое явление, как чаевые, лишь недавно обрело статус полуразрешенного. Когда-то не так давно брать на чай работникам заведений общественного питания категорически запрещалось и приравнивалось к взяточничеству. Сегодня все изменилось, и чаевые воспринимаются, как благодарность посетителя ресторана или кафе за хорошую или не очень хорошую работу обслуживающего персонала. Сегодня человек, который не дал официанту или швейцару на чай, воспринимается окружающими как дурно воспитанный, с плохими манерами или как жадина и скряга. Словом, если вы решили отправиться в ресторан, то вам придется раскошелиться.

В Европе, как всегда, все явления развиваются по строго выстроенной логической цепочке. Чаевые там никогда не находились под запретом. Наверное, именно поэтому и заведения общепита отличаются от российских более высоким качеством обслуживания. Кроме того, в Европе условно существует две категории людей, работающих в сфере общественного питания и обслуживания населения: а) те, кому обязательно нужно давать чаевые (метрдотели, прислуга в отеле, водители такси, официанты, парикмахеры: им принято давать 10-12% чаевых от суммы счета; посыльные, швейцары, водители автобусов дальнего следования, экскурсоводы, гардеробщики: им принято давать чаевые, руководствуясь собственной интуицией, т. е. размер чаевых определяет клиент; б) те, кому чаевые давать не обязательно, но можно с помощью звонкой монеты выразить свою благодарность за выполнение особого поручения или услуги для клиента (горничные, портье, лифтеры, повара, прислуга того дома, куда вы были приглашены в гости, продавцы программок в театре, цирке и пр., заправщики на станциях автозаправки).

Ниже следует перечисление нескольких общих правил поведения во время посещения ресторана или кафе.

Мужчина, пригласивший в ресторан или кафе женщину, должен прийти раньше назначенного времени. В случае опоздания. нужно принести даме извинения.

Наиболее удобным в зале ресторана принято считать место у стены, а наиболее почетным для дам лицом ко входу.

Чашки нужно придерживать за ушко, не продевая в него указательного пальца и не отставляя в сто

рону мизинца.

Размешав сахар в чашке, выньте ложечку и положите ее на блюдце. В том случае, если блюдце глубокое, чайную ложку можно положить на его край. Отхлебывать горячий чай или кофе с ложечки считается признаком дурного тона.

Дуть в чашку с горячим чаем или кофе не нужно. Следует дождаться, пока напитки остынут. Их можно лишь слегка помешивать ложечкой так, чтобы не стучать ею о стенки чашки.

В руки можно брать только чашку с горячими напитками. Блюдце следует оставлять на столе.

Гущу, оставшуюся после выпитого кофе, пить не нужно.

В том случае, если чай подан с лимоном, нужно слегка нажать ложечкой на ломтик фрукта, выдавливая сок, после чего ложечку можно положить на блюдце. Чай выпивают, а оставшийся ломтик лимона оставляют в чашке.

Отжатый с помощью ложечки чайный пакетик нужно вынуть из чашки той же ложечкой и положить на блюдце. Не нужно класть использованный чайный пакетик в пепельницу.

В том случае если напиток подают в высоких бокалах и с соломинкой, то нет необходимости выпивать его до конца. Издаваемый при этом булькающий звук может лишь помешать приятной беседе с прекрасной спутницей или друзьями.

Если к чаю или кофе подают пирожные с масляным кремом, то их нужно есть так, чтобы не выпачкать края чашки или стакана. Для этого прежде чем запить съеденный кусочек пирожного чаем или кофе, вытрите губы салфеткой.

Бисквитные пирожные, согласно правилам ресторанного этикета, следует есть чайной ложечкой, а сухое песочное держа в руках.

После использования салфетку нужно положить в тарелку (но не в пепельницу).

Выкуренную сигарету нужно гасить в пепельнице, но не в тарелке.

В том случае, если на столе у разложенных столовых приборов лежит салфетка из полотна, ее следует развернуть и положить на колени. Если женщина по неосторожности уронила такую салфетку, мужчина не должен поднимать ее и концентрировать внимание на произошедшем казусе, а, напротив, постараться не замечать оплошности своей спутницы. Дама же должна будет выбрать время и незаметно поднять оброненную салфетку. После использования полотняную салфетку следует оставить на столе, не складывая вдвое или вчетверо.

Салат, приготовленный из огурцов и помидоров, нужно есть вместе с поданным на одном блюде мясом.

Кушанья, подаваемые в горшочках, не раскладывают по тарелкам.

Кинотеатр, вернисаж

Кинотеатр

В зале кинотеатра кроме таких «неприятностей», как дама в шляпе, влюбленные со склоненными друг к другу головами, резкие духи, громкий критик, существует типичный кино-бич: зритель, который громко рассказывает своей спутнице (спутнику), «что сейчас будет». Такого непрошеного комментатора должна одернуть его спутница. Посторонний также вправе сделать ему замечание.

В кино, в отличие от театра, принято есть конфеты, но, разумеется, не следует грызть громко, шелестеть бумажками и бросать их под стулья.

На стадионе ни шелест бумажек, ни хруст карамелек никому не мешают. Однако сорить тоже не следует.

На концерте особенно нежелательны всякие покашливания, замечания вслух, словом, все, что может помешать слушать музыку. Ни в коем случае не следует напевать мелодию, которая звучит с эстрады, выбивать такт рукой.

После концерта, спектакля или киносеанса мужчина провожает приглашенную им женщину домой. Отвезя ее на такси или собственной машине, мужчина ждет, пока она войдет в подъезд; еще вежливее выйти из машины и проводить спутницу к двери ее квартиры. Женщина, которую мужчина приглашал на спектакль, прощаясь, должна поблагодарить его за приятный вечер.

Вернисаж

Вернисаж, т.е. открытие выставки картин или скульптур, - это тоже своего рода спектакль. Громкие замечания допустимы только в том случае, если они выражают одобрение. Если художник знаком вам лично, принято подойти к нему и поздравить. В таких случаях необходима особая деликатность, не допускающая неловких сравнений его с современниками-художниками. Может случиться, что автор выставки творчество именно этого художника не считает для себя образцом.

В случае если художник вам лично не знаком, тоже можно к нему подойти, представиться и выразить свое одобрение - ему это будет приятно.

Многие женщины считают неудобным для себя в одиночку посещать концерты и кино. Конечно, приятнее пойти вдвоем. Но принцип «не с кем идти» не должен лишать женщину эстетического удовольствия. Правила хорошего тона вовсе не запрещают этого, наоборот, поощряют.

В музее

Согласно правилам хорошего тона, посетитель музея, прежде чем отправиться осматривать экспонаты, должен пройти в гардероб, чтобы снять верхнюю одежду и оставить большую поклажу (сумки, портфели, пакеты и т. п.). Сориентироваться в больших музеях и на выставках помогут специальные каталоги-путеводители, продающиеся при входе в выставочные залы. В таком случае нет необходимости стараться увидеть все сразу за время одного посещения. Лучше всего выбрать какой-либо один зал и внимательно ознакомиться с его экспонатами. В следующее посещение музея или выставки можно будет осмотреть другой зал и т. д.

Повалам музея или выставки следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать или кричать, подзывая знакомого или друга, недопустимо. Признаком дурного тона также считается громкое обсуждение или критические замечания, высказанные в адрес произведений или их авторов. Настоящий ценитель и знаток искусства не станет демонстрировать эрудицию и знания в таком не совсем подходящем для этого месте, как музей. Ведь давать информацию о том или ином произведении, его истории и авторе — задача экскурсовода.

Посетители лишь могут обменяться друг с другом несколькими замечаниями. Но делать это нужно вполголоса, так, чтобы не побеспокоить стояниях рядом.

Для того чтобы ознакомиться с каким-либо экспонатом, не нужно вставать перед другим посетителем. Лучше всего дождаться, когда он, закончив осмотр, освободит место. Трогать руками музейные или выставочные экспонаты строго воспрещается. Об этом каждому посетителю напоминают специальные таблички, имеющиеся в каждом выставочном зале или прикрепленные к футлярам экспонатов.

Правила поведения в театре

Посещение театра, концертного зала, музея и художественной выставки требуют от посетителя знания и соблюдения особых этикетных установлений. Прежде всего, это касается одежды. Собираясь в театр или концертный зал, лучше всего надеть костюм спокойных тонов и классического покроя. Другими словами, одеться нужно так, что не привлекать к себе особенного внимания окружающих, которые пришли в театр для того, чтобы увидеть спектакль, а не ваш супёрмодный и оригинальный наряд. Дополнить строгое по покрою платье или костюм женщины могут скромными украшениями.

Мужчине следует облачиться в темный костюм. В холодное время важно не забыть взять с собой сменную обувь. Правила этикета предписывают сидящим в ложах и в первых рядах партера мужчинам надевать фрак или смокинг, а женщинам — вечерние платья и перчатки. При этом правила хорошего тона гласят о том, что на премьерный показ спектакля можно надеть праздничный наряд, а для посещения и просмотра будничной театральной постановки подойдет и тот, в котором вы обычно ходите на работу (если такой наряд не слишком кричащий и вызывающий).

Опаздывать к началу спектакля или концерта считается недопустимым. Однако если по каким-либо причинам вам пришлось опоздать, то не нужно беспокоить других зрителей и, наступая тем на ноги, направляться к своему месту. Необходимо подождать окончания акта или части спектакля или музыкального произведения и уже в антракте пройти к своим местам. Идти вдоль ряда нужно, повернувшись лицом к другим зрителям. При этом следует извиниться перед ними за причиняемое беспокойство.

Так же как и при посещении ресторана, мужчина должен сопровождать даму, указывая путь к местам. В гардеробе мужчине следует сначала снять свой головной убор и верхнюю одежду, а затем помочь раздеться даме. Если в ресторане или кафе женщине разрешается правилами этикета оставаться, в шляпе, то в театре нужно снимать и ее, поскольку поля головного убора могут закрывать обзор сцены сидящим позади. После того как женщина сняла верхнюю одежду и шляпу, она может подойти к зеркалу, чтобы слегка поправить прическу или посмотреть, все ли в порядке с ее внешним видом. Наносить макияж, красить губы или одергивать подол платья в помещении гардеробной недопустимо. Все это нужно делать в дамской комнате. В то время пока женщина осматривает себя в зеркале, ее спутник должен терпеливо ждать в стороне. При этом ему не стоит углубляться в чтение газеты, журнала или книги, что считается дурным тоном. Единственное, что он может себе позволить,— это приобрести программку спектакля или концерта и прочесть ее.

В том случае если места находятся в ярусе, то мужчина при подъеме должен идти на полшага впереди своей спутницы, а при спуске — на полшага позади. В партере первым проходит к своему месту мужчина, за ним — женщина. Если спектакль или концерт решили посетить четверо знакомых людей, две женщины и двое мужчин, то сначала место занимает один из мужчин, затем садятся женщины, далее — второй мужчина. При этом дамам можно сесть так, чтобы не оказаться' рядом со своим супругом. Выбирая место для себя, истинный кавалер оставит лучшее и более удобное своей даме. Так, например, если одно из двух назначенных мест находится у прохода, то мужчина должен занять именно его.

В том случае если в театр 'или на концерт пришла группа знакомых людей, то первой должна занять место в ряду женщина, затем — мужчина, далее — вновь женщина и т. д. Последним свое место занимает тот, кто всех пригласил (исключение составляют женщины).

Признаком дурного тона и невежеством считается подпевание, похлопывание рукой или притоптывание ногой в такт музыке, обсуждение постановки, происходящее во время продолжения спектакля. Нельзя также разговаривать с соседями. И уж тем более непозволительно в это время что-либо есть, шуршать фантиками от конфет или фольгой от шоколада и т. п. В том случае, если вас мучает кашель или насморк, не нужно кашлять или высмаркиваться прямо в зале. Следует тихо извиниться перед .соседями и покинуть зал.

Так же нужно сделать, если вы пришли на спектакль с ребенком, который, не заинтересовавшись просмотром постановки, нашел для себя другое занятие.

Перекусить во время антракта можно в буфете. Однако не стоит за короткие 15 минут или полчаса наедаться так, будто дома у вас вовсе нет продуктов и вам нечего будет поесть. В театральном буфете для утоления легкого голода достаточно приобрести напитки, пирожное или мороженое. При этом в буфет может отправиться один только мужчина, дама же (или остальные знакомые, посетившие театр) может остаться на своем месте.

Наиболее грубой ошибкой и серьезным нарушением норм театрального этикета считается уход из зрительного зала во время продолжения или за несколько минут до окончания спектакля. Вежливый человек и благодарный зритель непременно дождется той минуты, когда он сможет бурными аплодисментами поблагодарить актеров или музыкантов за игру.

Для аплодисментов также существуют свои правила. Так, аплодировать принято:

в театре: после завершения последнего акта пьесы; после завершения особенно удачно сыгранной актерами арии или сцены; во время появления на сцене популярного или обладающего выдающимися талантами актера;

на концерте: во время выхода дирижера и солистов; после завершения исполнения произведения (песни) солистом.