Дом как модель Вселенной.

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный технический университет»

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

Реферат

Дом как модель Вселенной. Знаковость и символизм наполнения пространства, структура интерьера и выразительные особенности экстерьера.

Проверил: Е.А. Мезинцев

Выполнил: Д.О. Хиндов СР-118

Омск-2009

Содержание

Введение………………………………………………………………..3

1.История интерьера, значение его для дома…………………...……4

2.Структура интерьера...………………………………………………6

3.Пример интерьера и экстерьера: Американский колониальный стиль…………………………………………………………………....8

4.Этнический образ Дома-Мира……………………………………...9

Заключение…………………………………………………………....10

Введение

Понятие "дом" для человека имеет много смыслов, слитых воедино и эмоционально окрашенных.

Это и кров, убежище, защита от непогоды и напастей внешнего мира, здесь можно укрыться, спрятаться, отгородиться: "Мой дом - моя крепость".

Это и место жительства, официальный адрес, где человека можно найти, куда можно писать письма, - точка в пространстве социального мира, где он обретается: "Давайте обменяемся адресами, скажите мне свои координаты!"

Это и символ жизни семьи, теплого домашнего очага - грустно, когда дом пуст, когда тебя никто не ждет; тяжко быть бездомным сиротой.

Он воплощает также идею интимного, личностного пространства, обиталища человеческого "Я". Вернуться домой - это вернуться к себе: "Я у себя. Заходи ко мне, посидим!"

Дом как символ человеческой личности присутствует как в общекультурной традиции, так и в символике психической жизни отдельного человека. Если кому-то снится, что он бродит по странным помещениям знакомо-незнакомого дома, то при анализе сновидения часто обнаруживается, что это было путешествие по разным внутренним пространствам и закоулкам собственного "Я".

Тело человека тоже можно считать плотским домом его души, а в обиходных речевых формулах голова часто представляется домом его психики: "У этого ума - палата, а у того, наверное, не все дома, кажется, у него крыша поехала!"

Последнее пристанище тела - гроб - в народном языке называется "домовина", так же и бездыханное мертвое тело в народной поэтике сравнивается с опустелым домом без хозяина.

Можно сказать, что дом для человека является совокупностью вложенных друг в друга разновеликих пространств - от размеров собственного тела до пределов родины, Земли и даже Космоса: "Наш дом - Россия", "Земля - наш общий дом". Не случайно в народной культуре устройство дома как микрокосм воспроизводит структуру мироздания.

Получается, что психологический объем идеи дома в переживаниях человека имеет пульсирующие границы, то расширяющиеся до размеров вселенной, то постепенно сужающиеся до пределов собственного "Я". Но во всяком случае дом всегда остается местом, где находится человек, центром его пространственного бытия.
Характерна типичная для детей речевая формула: «Пойдем, я покажу тебе одно место». Разговор о нем можно начать с того, что категория места является первичной и важнейшей в детском познании предметного мира. Поначалу место - это точка, участок, локус пространства, где находится нечто. Для ребенка "быть существующим" - значит занимать определенное место в этом мире. Если нечто есть, то оно обязательно имеет свое место в пространстве. Наличие места является для детей необходимым и достаточным признаком существования. Такое понимание остается с человеком на бессознательном уровне на всю жизнь.

История интерьера, значение его для дома.

С развитием ремесла и возникновением художественных ценностей люди начали уделять внимание не только удобному устройству, но и украшению жилищ. Об этом свидетельствуют жилые постройки Древнего Египта .

Небогатые дома включали самые необ­ходимые помещения. Центральное место занимала жилая комната, потолок кото­рой, выполненный в виде наката из бре­вен, опирался на деревянные столбы. Две задние комнаты служили спальней и кух­ней с печью для выпечки хлеба и ступкой для толчения зерна. В глиняный пол жилой комнаты вмазывался сосуд-жаровня для обогрева в холодное время года. В неко­торых домах лестница вела на плоскую крышу-террасу. Перед домом был двор, обнесенный глинобитной стеной.

Дом зажиточного египтянина был отго­рожен от улицы такой же глухой стеной. Из узкой входной двери, расположенной напротив комнаты привратника, можно было попасть в хозяйственные помеще­ния, а также в жилые, которые делились на мужскую и женскую половины и выходили на открытый обширный двор. Вдоль южной стороны двора шла галерея, крыша которой опиралась на деревянные столбы. Из этой галереи, спасающей от жаркого солнца, был вход в жилые поме­щения. В женской половине также был небольшой двор, окруженный открытыми галереями на колоннах.

Стены центральной жилой комнаты были выше стен других помещений, что давало возможность под самой ее крышей уст­раивать окна. Солнечные лучи проникали через деревянные решетки окон, падали на стены и колонны комнаты, создавая впечатление легкости, зрительно смягчая тяжеловесность архитектурных форм. Массивные колонны, поддерживающие балки перекрытия, были одним из наиболее выразительных элементов интерьера. Стро­ители придавали им необычные формы. Возле стен возвышались площадки, веро­ятно, для диванов и кресла хозяина. В центре комнаты пол был замощен и в нем устроен сток воды, используемой для омо­вения рук во время еды. Стены, потолки, полы и колонны жилых помещений ук­рашались росписью, что также вносило в интерьер легкость и изящество.

О предметном мире древнеегипетского жилого дома можно судить лишь по ве­щам, найденным в гробницах. Это различ­ного рода мебель, предметы прикладного искусства, красивая и практичная посуда.

Таким образом, жилище строилось по принципам четкого функционального разделения на парадные, жилые и хозяй­ственные помещения, их удобного взаимо­расположения, создания среды, комфорт­ной в условиях жаркого климата. Искус­ство интерьера началось с осознания об­щей композиции внутреннего пространст­ва дома, выделения ее центра - - главной жилой комнаты, роли света и цвета в восприятии архитектурных форм, художе­ственного истолкования конструктивных элементов.

В интерьере античного жилого дома стремление к комфортности и художест­венной изысканности нашло более глубо­кое отражение. Древнегреческие и ита­лийские мастера выработали отличные друг от друга композиции жилого дома, опти­мальные в условиях средиземноморского климата. Позже в римском городском доме и загородном доме-вилле эти два приема были объединены в новую пространствен­ную структуру.

Интерьер древнегреческого дома отличали продуманность и простота композиции, че­ловечность масштабов, изысканная деликат­ность форм и сдержанность декорагавной отделки. Отчасти это объяснялось тем, что много времени греки уделяли общественной жизни, и дом им был нужен для удовлетво­рения потребности в пище, сне и отдыхе. Отсюда скромное убранство помещений и лаконичность пространства.

Характерный элемент жилого дома — расположенный в центре внутренний дворик, в который выходили двери и окна всех помещений. Внешние стены дома делали глухими. Именно во внутренний дворик вел вход в дом с улицы. Дворик имел с одной (всегда северной) или с двух, трех и четырех сторон крытые галереи-проходы, отделенные от открытой части колоннадой. Отсюда его название "перис­тиль", что означает двор, окруженный крытой колоннадой. Это защищало поме­щения летом от палящих лучей солнца, а зимой помогало собирать солнечные лучи для создания резервуара теплого воздуха. Дворик являлся композиционным цент­ром дома, и здесь было сосредоточено все богатство декоративной отделки. Он был украшен зеленью, цветами, скульптурой, а пол выложен мозаикой.

Дом делился на две части — женскую, где также располагались дети, слуги и рабы, и мужскую, центром которой было парадное помещение дома, предназначен­ное для мужских собраний и пиров. Вдоль его стен устраивали возвышение для ложа пирующих. Важное помещение женской половины — комната с главным очагом (ойкос), рядом с которой находилась уз­кая комнатка, служившая дымоходом. В домах зажиточных горожан имелись ван­ные с терракотовыми или каменными ваннами-креслами.

Простота интерьера сочеталась с лако­ничной росписью стен. Они были ошту­катурены и окрашены обычно горизон­тальными полосами: белой, желтой, крас­ной или желтой, голубой, красной, начи­ная с цокольной части. Полы парадных помещений, выложенные разноцветной галькой, отличались богатством мозаич­ного рисунка геометрических узоров, орнамента или изображений животных и фантастических существ.

Структура интерьера

Организация интерьера жилого дома. Внутреннее пространство — та реальность, ради которой создают здания. Интерьер всегда индивидуален, он выражает самобытность заказчика. В интерьере должна ощущаться история дома, его настоящее и будущее. Проектировщик организует внутреннее пространство жилого дома в соответствии с определенными потребностями людей с помощью различных материальных структур — несущих опор, наружных стен, перегородок, перекрытий и покрытий. Сочетание конструктивных элементов, ограничивающих и ограждающих пространство, извне воспринимается как объем здания, изнутри — как .интерьер жилища. Объемы жилых зданий в свою очередь служат средством организации открытых пространств — придомовых участков, дворов, улиц, площадей. В композиции интерьера выделяют виды пространственной формы— пространство, объем и плоскость, ими архитектор формирует внутреннее жилое пространство.

Объемно-проетранственная композиция интерьера — система взаимодействия пространства и ограждающих его форм. Форма объема жилого здания зависит от его внутренних пространств, и наоборот, внутренние пространства дома диктуют его объемную форму. Исходной мерой для определения необходимых пространственных габаритов жилых помещений служит человек. В соответствии с этой общей мерой избираются и размеры помещений, деталей интерьера и оборудования.

Наиболее используемая форма элемента построения архитектурного пространства — параллелепипед. Прямоугольные элементы удобно соединяются в компактные группы, они легко сочетаются с существующими системами конструкций. Человек избрал их в качестве основы формирования жилища уже на самом раннем этапе развития зодчества. Цилиндр не может без потерь пространства сочетаться с другими цилиндрами в горизонтальной плоскости. Сфера не может быть повторена и при развитии композиции в высоту. Пространственные формы, ограниченные криволинейными поверхностями, неприменимы для структур, которые создаются из повторяющихся ячеек. Их применение эффективно в особых случаях, для образования единичных крупных пространств.

Средства композиции внутреннего жилого пространства: – сплошные ограждения — основное средство построения элементарных замкнутых объемов. Применение сплошных ограждений позволяет достичь полной изоляции отдельных функций (сна, гигиены); – неполные ограждения — перегородки, барьеры, не достигающие потолка, перегородки из прозрачных материалов, перфорированные панели, решетки и балюстрады (бетонные, металлические, деревянные и пр.), не нарушающие зрительной связи частей пространства, помогают разделить зоны, предназначенные для частей одного процесса или однородных процессов (в одном помещении или в помещениях на разных уровнях); – пунктирная, прерывистая преграда — разграничивает части пространства, но не препятствует проходу (ряд колонн, столбов, стены и перегородки, не образующие замкнутого объема).

Данная структура позволяет упорядочить организацию процессов, не нуждающихся в жестком разделении, или направить развитие этих процессов.

Первые три способа ограждения представляют собой выделение внутреннего пространства с помощью пространства качественно иной плотности — материальных конструкций. Следующие три вида ограничения пространства основаны на использовании качественно отличных свойств открытого пространства: – разделение горизонтальной плоскости пола на части, располагающиеся в разных уровнях, позволяет сохранить единый воздушный объем помещения, но разграничить функции; – изменение высоты или расстояния между боковыми ограничениями позволяет выделить место для части единого функционального процесса. Например, резкая разница высот выделяет гостиную среди других помещений в жилом доме; – градация освещенности пространства, концентрация света может акцентировать определенные части пространства (столовую зону) и наметить его подразделение в соответствии с требуемой организацией функции.
Перечисленные виды ограждения жилого пространства используют также для разграничения внешних открытых пространств в жилище — дворов, благоустроенных междомовых территорий.

Группировка помещений — главный принцип организации пространства внутри здания. Группировка внутренних пространств влияет на композиционное решение здания в целом, формируя симметричные или асимметричные композиции.

Симметричная схема плана формируется в случае, когда главное помещение — ядро композиции — располагается по оси симметрии, а второстепенные помещения группируются вокруг него. Симметричная схема характерна для архитектуры жилища Древнего Египта и античной Греции, Древнего Рима, Ренессанса, классицизма и историзма. Асимметричная схема плана жилого здания создается в случае, когда главное помещение располагают внецентренно, а соподчиненные элементы свободно группируются по отношению к нему. Асимметричная схема, появившись в конце XIX в., становится преобладающей в архитектуре XX в. — модерне, органичной архитектуре, функционализме, хай-теке.

Группировка помещений должна отражать функциональные взаимосвязи помещений. Взаимосвязи помещений обеспечивают непосредственное сопряжение помещений (холл и гостиная, кухня и столовая, вестибюль и гардероб и т. п.); а также горизонтальных и вертикальных коммуникаций (коридоров, лестниц, переходов). Планировку жилых зданий, композиционное построение интерьера разрабатывают, группируя помещения тем или иным способом .

Ячейковая схема — относительно самостоятельные функциональные процессы проходят в небольших равновеликих пространственных ячейках (личные жилые комнаты). Ячейки функционируют самостоятельно, могут иметь общую коммуникацию, связывающую их с внешней средой.

Коридорная схема — сравнительно небольшие ячейки, вмещающие части единого функционального процесса, связывают общей линейной коммуникацией — коридором. Все элементы процесса требуют изоляции. Ячейки могут располагаться с одной или с двух сторон коридора (спальни в составе функциональной зоны дома).

Анфиладная схема — ряд помещений, расположенных друг за другом непосредственно и объединенных между собой проходами (проемами). Единый функциональный процесс требует лишь незначительного разделения его частей (прихожая, холл, гостиная, столовая в общесемейной части жилого дома).

Зальная схема основана на создании единого пространства. Функция требует больших нерасчлененных площадей, вмещающих много людей (гостиные, общесемейные жилые комнаты в особняке или вилле). Все функции сосредоточены в одном помещении, не требуют изоляции.

Павильонная схема построена на распределении помещений или их групп в отдельных объемах — павильонах, связанных между собой на участке единым композиционным решением (генеральным планом). Павильоны функционально самостоятельны, объединяет их общее назначение территории.

Пример интерьера и экстерьера: Американский колониальный стиль.

И в интерьере и в экстерьере американский колониальный стиль более традиционен и консервативен чем английский и другие европейские стили того периода. Это выражается в меньшем количестве деталей и орнаментов.

Цветовая гамма американского колониального стиля

В американском колониальном стиле (и в интерьере и в экстерьере) используется множество цветов. Зачастую, цвет окраски стен отражал статус и достаток владельцев каждого конкретного домовладения.

Интерьеры в американском колониальном стиле

У не очень богатых хозяев домов в американском колониальном стиле здания были окрашены в различные оттенки различных цветов местных почв. К этой категории можно отнести белый, кремовый желтый, миндальный, охровый, красно-коричневый и шоколадно-коричневый, бежевый, серо-коричневый и различные оттенки приглушенного зеленого цвета. Красящие вещества и пигменты для этих цветов были общедоступны и дешевы, поскольку добывались из местных растений, почв и минералов.

В богатых домовладениях выбор цветов был более широк. Например, из-за того, что в то время голубой пигмент был достаточно редким, а значит дорогим, различные оттенки голубого и синего цветов на долгие годы стали «официальными цветами» домов богатых хозяев. Это стало одной из определяющих черт эры американского колониального стиля.

Также при отделке интерьеров в классическом американском колониальном стиле часто использовались различные оттенки зеленого цвета, начиная от чистого пастельного, морского, оттенков цвета зеленой травы, заканчивая приглушенным оливковым. Помимо оттенков зеленого цвета, при отделке интерьеров часто использовались оттенки розового, в особенности в спальнях, столовых и гостиных. Также достаточно часто использовался красный цвет, например, при изготовлении шкафов и комодов.

Оттенки серого, черного и коричневого цветов обычно использовались при окраске различных деталей крыш и досок полов, и применялись везде, независимо от статуса домов.

Экстерьеры в американском колониальном стиле

Основным цветом экстерьера домов в американском колониальном стиле был белый. Для более богатых домовладений было характерно использование синего пигмента в окраске экстерьера, как и интерьера.

Бежевый, серый, желтый охровый и кремовый цвета также использовались при отделке экстерьеров домов в американском колониальном стиле. Красно-коричневый, насыщенный зеленый и цвет черного шоколада часто использовались для покраски таких элементов экстерьера, как двери, окна, ставни, карнизы и фронтоны.

Этнический образ Дома-Мира

Представление народа об окружающем мире наиболее ярко воплощено в описании национального жилища и его внутреннего устройства, поэтому, как справедливо отмечает Г.Гачев, “по дому можно изучать воззрение народа на мир – как он его понимает”. В русской народной сказке дом всегда выступает как модель мироздания, “микрокосмос”, построенный по законам “макрокосмоса”. С этим представлением связан и славянский обычай ставить в центре возводимого сруба дерево как символ мира, отчетливо членящий пространство дома на три части: нижнюю, связанную с подземным миром (“корень”), центральную, представляющую собой локус человеческого бытия (“ствол”), и верхнюю, обращенную к небу (“крона”).

Этнический образ “дома-мира ” убедительно воплощен в русской народной сказке “Петух и жерновцы”. В ней рассказывается о том, как желудь, упавший в подполье, пророс и дубок стал подниматься сначала до полу, а затем и до потолка избы; когда же хозяин избы прорубил и крышу, дуб дорос до неба, крона его образовала небесный свод, куда стало возможным забираться по стволу дерева, прочно связавшим землю и небеса. Однако в сказке не только отражен образ Мирового древа в его славянской “интерпретации” (дуб), но и совмещены модели строения мироздания и жилища древнего славянина, что говорит об их неразрывной связи в сознании человека.

Другим образным “ходом” русской народной сказки является попытка не просто совместить две параллельные модели, но более того - расширить дом до размеров Вселенной. Например, в сказке “Солнце, Месяц и Ворон Воронович” небесные светила “гостят” в человеческом жилище, становятся зятьями старика. Так в образе “дома-Вселенной ” человек выражает чувство своей причастности к “макрокосмосу”, осознает себя как его отражение, модель.

Наконец, “редуцированным домом оказывается в русских сказках посмертное жилище человека – гроб (именуемый “домовиной”). В традиционной сказочной формуле “избушка на курьих ножках”, встречающейся в большинстве волшебных сюжетов, запечатлен древний обычай хоронить покойников на дереве или помосте.

В тех случаях, когда речь в русских народных сказках идет не о метафорическом, а о реальном жилище живого человека, в этническом контексте акцентируются не столько отвлеченно-вечностный и общечеловеческий аспекты, сколько конкретно-исторический и социальный. Последнее достигается путем дифференциации разных социальных типов “дома” и их предельной поляризации. Важнейшей здесь оказывается оппозиция “изба (избушка) – дворец (терем) ”, всячески обыгрываемая в сказочных текстах. Традиционные для волшебной сказки ситуации, связанные с превращением избы во дворец, появлением дворца на месте избы, перемещением героя из избы во дворец и т.д., основаны на противопоставлении нищеты и убожества избы богатству и великолепию дворца. Эти мотивы наиболее ярко проведены в русской народной сказке “Волшебное кольцо”.

Заключение

Дом -это способ организации пространства, с которого начинается культура. Это окультуренное пространство , "пространство с человеческим лицом". Важнейшим в Доме является не то, что он ограничивает космическое (физическое) пространство, "вырезает" из него нишу пребывания человека. Чтобы стать Домом, пространство должно перестать быть физическим, обрести антропоморфные качества. Дом есть Пространство-для-Человека, неотделимое от человека. Дом - это Мир, но Мир, в котором есть человек, Мир в шестой день Творения.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ