Смекни!
smekni.com

Архитектурные памятники города Кострома (стр. 3 из 4)

Бывший особняк участника Отечественной войны 1812 года генерала С. С. Борщова построен в 1824 году, крупный масштаб и представительность обусловили его восприятие как общественного сооружения. Решение его главного фасада было продиктовано тем, что особняк оказался в глубине площади и воспринимался с большого расстояния, поэтому он акцентирован восьмиколонным портиком коринфского ордера. Боковой фасад по проспекту Мира решен иначе и имеет только четырехколонный портик. Вход с парадным вестибюлем сделан с улицы Шагова. Художественный облик этого здания является необходимым связующим звеном между парадной пожарной каланчой, нарядной гауптвахтой и официально-торжественными губернскими Присутственными местами. Дом Борщова воспринимается ярким образцом костромского классицизма.

Классицизм в Костроме заявил себя весьма разнообразно. Это не только официальные здания, определяющие лицо города, но и обычная жилая застройка, регламентированная типовыми проектами, разработанными в столице. Почти все постройки, созданные по этим проектам, возведены с учетом местоположения застройки и окутаны атмосферой интимности.

Рациональность классицизма подчеркивала в декоре конструкцию сооружения. Руст служил выражением нагрузки, которая приходится на нижние этажи. Второй этаж имел более тонкие гладкие стены, большие окна: центральная часть здания на уровне второго этажа обычно выделялась портиком. Здесь же располагался главный парадный зал здания, иногда он был двусветный, и тогда колонны портика объединяли второй и третий этажи. Окна третьего этажа, если он был, делались по размерам меньше, располагались они строго над окнами первого и второго этажей и организовывали своеобразную вертикаль, прорезывающую гладкие стены здания, что подчеркивало его перспективное сокращение и придавало ощущение стройности. Провинциальный классицизм утратил чеканную строгость столичного, но акцентировал простоту,
стройность и соразмерность человеку.

Среди зданий Костромы, сохранившихся с этого времени, можно назвать дом Общественного собрания (Советская, 23), датируемый 1799-1800 годами, дом купца И. В. Малышева, отличающийся оригинальностью решения (расположен на пересечении

Советской и Крестьянской улиц),-он имеет на углу законченную ротонду, на три четверти выходящую на фасад, она оформлена колоннами на низких постаментах. По-другому решен дом, стоящий на углу улицы Чайковского и набережной Волги. Архитектор П. И. Фурсов плавное округление его фасадов оформил шестью колоннами коринфского ордера, вплотную придвинутыми к стене, и увенчал угол здания ступенчатым аттиком. Жилые дома, построенные в XIX веке, на улицах Костромы встречаются очень часто, среди них только дом Малышева и средняя часть дома на улице Лермонтова сооружены точно по альбому "Образцовые фасады жилых домов", составленному архитекторами В. Гесте и Л. Руска в 1809-1812 годах. Большинство же зданий, хотя и имели прообразы в альбоме, отличались индивидуальностью своего художественного облика.

На улице Островского дома 18, 20, 22 объединяла усадьба костромских купцов Акатовых, состоящая из двух каменных и одного деревянного дома. Особенно хорошо сохранился каменный дом (18), выстроенный в 1792 году. Центр одноэтажного деревянного дома (22) акцентирован портиком, четыре колонны которого поставлены на отдельные постаменты и объединяют бельэтаж этого дома с его мезонином. Стены декорированы рустом.

Близок к типовому проекту и одноэтажный дом училища слепых (улица Энгельса, 29/21) - бывший дом Шипова.

Похожий проект был разработан архитектором К. И. Росси для Твери и Рыбинска в 1811 году. Дом училища слепых показывает влияние классицизма на деревянное строительство. Построенный из дерева, он обшит тесом, имитирующим руст. Центр его выделен шестиколонным портиком, фронтон дома с люнетом, высокие окна украшены сандриками.

И до наших дней в Костроме сохранилось несколько кварталов, целиком застроенных в первой половине XIX века, например, дома на улице Островского с 22 по 44-й.

Во времена классицизма в Костроме возводились в основном сооружения общественного назначения, затем - жилые дома. Из построек культового назначения этого времени можно назвать церковь Иоанна Златоуста на Лавровской улице, церковь Спаса

в рядах, церковь Иисуса Христа Спасителя на реке Запрудне и церковь Александра и Антониды в Селище.

Церковь Иоанна Златоуста представляет собой образец провинциального барокко. Построена она на деньги купца Ивана Аравина в 1751 году, а приделы возводили другие купцы-братья Дурыгины в 1791 году. К пятиглавому основному объему церкви пристроена трапезная, приделы и колокольня. Композиция ее напоминает первый Петропавловский собор и первый Исаакиевский собор в Петербурге, а тонкие глухие барабаны на куполе похожи на барабаны ярославских церквей XVIII века. Трехъярусная четырехгранная колокольня с портиками в первых двух ярусах оканчивается шпилем на барабане. В самом конце XVIII - начале XIX века такое завершение звонницы было очень распространено в провинциальной архитектуре.

Церковь Спаса на Запрудне возведена в 1754 году, а в 1806 году на средства купца В. Стригалева были построены ее приделы. Основа - куб, на нем поставлен восьмигранник, покрытый шатровым куполом, завершенным барочным барабаном с небольшой главкой, окна церкви украшены стрельчатыми фронтонами. К основному объему пристроены трапезная и двухэтажная колокольня, несколько немасштабная, завершенная тонким шпилем. Церковь села Селище на правом берегу Волги повторяет композицию Спаса на Запрудне. Здание построено в 1786 году и посвящено святым Александру и Антонине с двумя приделами в честь пророка Ильи и святого Георгия.

Интересна церковь святой Троицы в селе Костеневе. Будучи построена в 1805 году и следуя общей закономерности в композиции, она несет декор, характерный скорее для стиля классицизма. Южный и северный фасады ее украшены строгими фронтонами, окна - замковыми камнями, одноэтажная абсида оживлена филенками. Сложно профилированные карнизы контрастируют с гладью стен.

Решая градостроительные задачи, архитекторы заботились и о благоустройстве города. Так, вдоль набережной Волги был в 1852-1853 годах архитектором П. И. Фурсовым распланирован парк Муравьевка, представляющий собой три террасы, обсаженные кустами, на уступах террас, как на бастионах., были установлены литые пушки.

Строительство середины и конца XIX - начала ХХ века принципиальных изменений в планировочную схему города не внесло. Новые здания, занявшие свое место в исторически сложившемся облике города,- это промышленные здания и сооружения, вокзалы, депо, банки, пассажи, специализированные учебный заведения, доходные многоквартирные дома. В первой половине XIX столетия применение конструкций из чугуна, а затем из стального проката повлияло на становление новых архитектурных форм. Металлические конструкции стали употребляться в промышленных зданиях.

Каркасно-стеновая система, зародившаяся в промышленном строительству во второй трети XIX века, проникла и в гражданскую архитектуру. Развиваются новые формы, обусловленные причинением металла: на фасадах жилых домов появились балконы на чугунных кронштейнах с ажурными перилами, эркеры, на первых этажах - широкие окна-витрины, перекрытые железными балками.

Новая пространственная структура здания привела к нарушению традиционных членений фасадов согласно расположению внутренних помещений и заставила архитекторов искать новые формы художественной выразительности в декоративной отделке здания. Архитекторы пытались "оживить" огромность нового монолита, придать живописность его фасадам. Этим объясняется применение в декоре неоштукатуренного кирпича и разнообразных лепных украшений.

Трактовка стены как декоративного панно находит свое законченное выражение в архитектуре модерна, возникшего в конце XIX - начале XX века. Употребление в декоре стен поливного кирпича, удлиненные окна, "текучие" линии лепнины, выполненной в невысоком рельефе,- все это создавало впечатление огромного живописного полотна, отчего облик здания становился легким и хрупким. Построек в стиле модерн в Костроме немного. Это несколько зданий на Советской улице (дома 7-21) и собственный дом Архитектора Н. Горлицына, провозвестника сего направления в архитектуре города (Красноармейская, 13). Дом Горлицына - пример особняка, представляющего интерес своей свободной, ассиметричной композицией.

Самым замечательным творением Горлицына

является здание Художественного музея (улица Мира, 5). Музей местного края возник в Костроме в 1891 году. Однако долгое время отсутствие помещений не позволяло устроителям выставить экспонаты, собранные губернской ученой архивной комиссией. Краеведческий музей разместился в здании, построенном в 1913 году для музея, учрежденного в честь празднования 300-летия дома Романовых. В облике здания отразилось увлечение формами нарышкинского, или московского барокко.

Не менее причудливым и живописным был дом общества Красного Креста с геральдическими изображениями на фронтоне (улица Кооперации, 7), относящийся к так называемому "кирпичному" стилю. Красное здание из неоштукатуренного кирпича - типичная для Костромы постройка второй половины XIX - начала XX века. Подобное же здание было возведено для четырехклассного духовного училища, директором которого был страстный библиофил И. П. Виноградов, собравший богатейшую частную библиотеку в Костроме (улица Мира, 8). Этот дом является ярким примером, как свободно зодчие того времени обращались с наследием прошлого. Его декоративное оформление - неоштукатуренный кирпич, кессоны с розетками на пилястрах, объединяющих второй и третий этажи, парадное крыльцо, воспроизводящее формы деревянных крылечек, кронштейны верхнего карниза, на который опирается аттик, в свою очередь, украшенный маленькими четырехгранными шатрами. Главный фасад разделен на три этажа с акцентировкой на второй этаж - окна его больше по размерам и более нарядны, первый этаж вознесен на высокий цоколь и рустован, пологий купол довершает сходство с классицизмом. Фасад, выходящий на улицу Князева, выглядит иначе. Он имеет большую протяженность, двухэтажен, над средней частью возвышается небольшой аттик с маленькими шатрами и двумя симметричными пирамидами, которые фланкируют сдвоенные удлиненные шатры, напоминающие готические аркбутаны. Сквозь необычный, дробный, нарядный облик этого здания проглядывают традиции недавнего классицизма.