Смекни!
smekni.com

Культура для молодежи (стр. 2 из 3)

складывается их различных письменных источников, близких по идеологии молодежным субкультурным группам. Иногда в качестве таких источников могут

выступать, в частности, религиозные тексты.

Театрализация широко проявляется в обрядах и ритуалах, к которым достаточно асто прибегают в своей публичной жизнедеятельности молодежные культуры. Игровой момент свойствен созданию и функционированию собственного языка знаков и символов отдельных молодежных субкультур. Этот же игровой момент характерен для молодежных субкультур в различных публичных формах общения со своими единомышленниками, которые реализуются в разносторонних театрализированных акциях, шоу, перфомансах, хеппингах, манифестациях, фестивалях.

Артизация как форма эстетической игры в жизнедеятельности различных молодежных субгрупп (хиппи, панки, рокеры, металлисты) находит свою актуализацию в демонстративно-эпатажной манере поведения, в особенном стиле,

включающем не только особенности поведенческих норм, но и специфические пристрастия в одежде, прическах, аксессуарах. В молодежной среде, как ни в какой другой, заметно тяготение к вненациональным и неидеологизированным формам культуры. Не случайно она

практически не знает национальных границ и легко и быстро распространяется по странам, регионам и континентам. Молодежная культура субгрупп мозаична и недолговечна, зачастую трансформируется и сменяется с приходом нового поколения. Смена поколений

характеризуется преимущественно изменением идейно созидательных характеристик молодежных субкультур, что касается форм проявления, то им свойственна

повторяемость описанные выше признаки, как правило, мало подвержены кардинальным изменениям.

Западные модели молодежных субкультур.

Принято считать, что первые молодежные субкультуры современного типа

появились в середине ХХ в. в Великобритании. Причиной их возникновения, как

странно это не покажется на первый взгляд, явился рост благосостояния нации.

В зарубежной социологии и культурологи появление молодежных субкультур

осмысливается как процесс перехода ребенка к статусу взрослого (Айзенштадт),

другими словами, молодежная субгруппа – это своеобразный механизм

социализации тех, кто вступает, по определению психологов, в проблемный

переходный возраст. Именно в таком возрасте («уже не дети, но еще не

взрослые») молодые люди ищут пути адаптации к реальности через комплекс

собственных ценностей, подходов, норм поведения.

Феномен молодежных субкультур связан со стремлением молодых людей найти себе

единомышленников и преодолеть сложности своего бытия не индивидуально, а в

коллективной форме, таким образом, ощутить поддержку других, себе подобных.

Формирование субкультур тесно связано с явлением девиантности, которое

социологи и психологи трактуют как отклонение от общепринятых норм поведения.

Так, М. Брейк, рассматривая молодежные субкультуры с точки зрения

девиантности, выделяет четыре основных типа: нормальная, другими словами,

молодежная группа, не нуждающаяся с специальной субструктуре для решения

своих социальных проблем; делинквентная – группа, объединяющая в основном

тех, кто потенциально способен совершить противоправные действия, за которые

взрослые должны нести уголовную ответственность (вандализм, хулиганство,

драки, кражи); культурные бунтари – сочувствующие богеме, по профессионально

не принадлежащие к литературно-художественному и артистическому миру, как

правило, выходцы из среднего класса, имеющие высшее образование и являющиеся

поклонниками искусства; политически активная молодежь – эта группа включает в

себя достаточно широких спектр политических предпочтений: от экологических

движений до прямых политических акций.

Британские исследователи в качестве первой молодежной субкультурной группы

называют «тедди-боиз». Эта группа заявила о себе в середине 1950-х годов.

«Тедди», подрабатывая себе на карманные расходы неквалифицированным трудом,

стали относительно независимы в финансовом отношении от своих семей и могли

тратить эти деньги на свои нужды. Их потребности были невелики: кафе, кино,

дискотеки. Но главной их культурной нишей стал американский рок-н-ролл. Как

отмечают английские ученые, облик «тедди» сочетал в себе черты английского

джентльмена и американского шулера: длинный драповый пиджак с бархатным

воротником, брюки дудочкой, ботинки на микропоре, галстук-шнурок. «Тедди»

были возмутителями британского спокойствия в кинотеатрах и танцзалах, где

происходило активное освоение ими рок-н-ролла. Процесс этот часто

заканчивался массовыми драками и актами вандализма. «Тедди» были маскулинным

выражением консервативных ценностей, иногда им был присущ агрессивный

национализм (расовые беспорядки). «Тедди» исчезли к 1964г. Однако именно они

заявили о молодежи не как о возрастной, но о социальной группе.

Другой молодежной субкультурной группой стали «моды». Первоначально

представители данной субгруппы называли себя «модернистами» (термин

заимствован из джазовой лексики). Цель этой социальной группы – выйти за

рамки ценностных и культурных норм рабочего класса и тем самым максимально

приблизить себя к среднему классу с его основными ценностями. «Моды» грезили

белыми воротничками клерков, маленьких управленцев-менеджеров, для которых

карьерное восхождение по лестнице административного успеха, как им казалось,

не было несбыточной мечтой.

Поэтому «моды» стремились быть и внешне быть похожими на тех, кого называли

«белыми воротничками»: опрятность и свежесть сочетались с узкими брюками,

элегантными пиджаками, остроносыми туфлями, щегольской короткой стрижкой. В

реальной жизни «модов» мало интересовала работа, они были тщеславны и

заносчивы, основы их бытия составляли три кита: скорость итальянских

мотороллеров, энергетика американского рок-н-ролла и амфетамин. Амфетамин –

атрибутивный психостимулирующий препарат. В этом плане «моды» стали пионерами

использования в молодежной среде допинговых препаратов, придававших им особую

энергетику.

Их оппозицией в британской молодежной культуре стали «рокеры», как правило,

выходцы из среды низкооплачиваемых социальных групп. Мотоцикл был для них

главным субкультурным атрибутом – символом свободы, виртуозного мастерства

скоростного вождения и устрашения одновременно.

К концу 1960-х годов от «модов» откололась субгруппа, получившая название

«скинхеды», или «бритоголовые», их иногда называли «народными дьяволами». Они

были ярыми футбольными фанатами. Иерархия их ценностей включала упорный труд,

патриотизм, ритуальную защиту своей территории, агрессивность к группам,

которые, с их точки зрения, были девиантными. Являясь весьма внушительной

силой, они были аполитичны и поэтому не могли превратиться в реальную угрозу

обществу.

К середине 1960-х годов в Великобритании появились хиппи. Эта субгруппа

включала в свои ряды, прежде всего, студентов и выходцев и среднего класса.

Концептуальное ядро этой группы составляют идеи поиска выхода из рутины

технократического общества потребления, стремление возродить романтические

отношения с природой. Культурная почва хиппи – европейская интеллигенция и

аристократическая богема.

К основным качественным особенностям хиппи исследователи относят следующие

принципы:

- пассивное сосуществование;

- движение;

- экспрессивность;

- субъективность;

- индивидуализм.

Чему сопротивлялись хиппи? Технократизму современного общества, достижениям

цивилизации, обеспечивающим жизненный комфорт, избыточности потребления,

войне во Вьетнаме как выражению имперских амбиций сильной власти. За что

боролись? За лучшую, в их представлении, жизнь, которая не может

осуществляться рядом с власть предержащими, но которая может реализоваться

через любовь, мистику и ритуальную магию.

Принцип движения для этой субгруппы имел два воплощения: внешнее и

внутреннее. Внешнее – это преодоление географических пространств, границ,

рамок. Это проблема топоса, вопрос путешествий по миру в поисках идеального

места пребывания. Внутреннее движение – это трансформация сознания, его

расширение, переживание новых ощущений за счет принятия наркотических

веществ, стремление к самопознанию, к новым религиозным и мистическим формам

бытия.

Экспрессивность хиппи рождалась из стремления к творческой деятельности,

всегда окрашенной подчеркнутой эмоциональностью. И в этом плане особое

значение для них приобретала игра. Игра как источник радости и удовольствия

от творческой деятельности.

Хиппи высоко ценили субъективность. Она была положительным моментом их личной

жизни. Погружение во внутреннюю субъективность часто снимает остроту

проблемности объективного мира.

Индивидуализм хиппи был ответной реакцией на стандартизацию, обезличивание

общества. Субкультура хиппи была более жизнестойкой и продолжительной,

поэтому она имеет собственную биографическую историю. В культурных формах

наиболее ярко она отразилась в альтернативных воплощениях театра и музыки.

Многие исследователи делают вывод о том, что со временем субкультура хиппи

превратилась в ядро контркультуры и именно из нее выросли многие идеи

альтернативной политики, сформировавшие новое отношение к женскому,

экологическому движениям, положение сексуальных меньшинств, политическому

плюрализму.

К концу 1970-х годов на авансцену британского общества выступила очередная

молодежная субгруппа: панки. Исследователи связывали молодежную панккультуру

с именем американского композитора Д. Кейджа, с идеями Э.