регистрация / вход

Дизайн современного костюма как средство развития эстетического вкуса учащихся 6-7 классов на кр

Содержание Введение ..3 Глава 1. Психолого-педагогические аспекты развития школьников. 1.1 Развитие эстетического вкуса школьников как психологическая проблема ..….…7

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты развития школьников.

1.1 Развитие эстетического вкуса школьников как психологическая проблема……………………………………………………………………..….…7

1.2 Средства и методы развития эстетического вкуса учащихся………….....10

1.3Психолого-педагогические особенности детей 6-7 классов……………....14

Глава 2. Роль дизайна в создании современного костюма.

2.1 История дизайна костюма…………………………………………………19.

2.2 Дизайн одежды – создание гармоничного образа………………………..22

2.3 Дизайн костюма на кружковых занятиях по ДПИ………………………25

2.4 Создание модели современного костюма………………………………….30

Заключение ……………………………………………………………………32

Список используемой литературы …………………………………………35

Введение

"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим" [15, 14].

Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов" [10, 2].

А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника" [15, 17].

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление [13, 6]. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая подростка к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Это предположение и определило тему нашего исследования: "Дизайн современного костюма, как средство развития эстетического вкуса учащихся 6-7 классов на внеклассных занятиях по декоративно-прикладному искусству ".

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики развития эстетического вкуса учащихся как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности, поэтому данная тема является актуальной .

Объект исследования : – учебно-воспитательный процесс на кружковых занятиях по декоративно-прикладному искусству.

Предмет исследования : – процесс воспитания эстетического вкуса учащихся 6-7 классов.

Цель - изучить в ходе практической деятельности роль современного костюма в развитии эстетического вкуса учащихся на внеклассных занятиях по декоративно-прикладному искусству.

Гипотеза: – процесс развития эстетического вкуса будет более эффективным, если:

· использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства дизайна и декоративно-прикладного искусства.

· создать условия, способствующие развитию эстетического вкуса учащихся во внеурочной деятельности.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую, и психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме.

2. определить средства и методы по развитию эстетического вкуса учащихся.

3. Создать модель современного костюма.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы.

2. Изучение педагогического опыта.

3. Анализ и синтез полученных данных.

4. Практическая работа

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты развития школьников

1.1 Развитие эстетического вкуса школьников как психолого-педагогическая проблема

В отличие от некоторых эстетических категорий, понятие «эстетический вкус» знакомо каждому человеку, большинство имеет о нем свои практические представления, в результате которых в различных аудиториях возникают порой серьезные споры по поводу искусства.

При поиске ответа на вопрос, в чем суть эстетического вкуса, следует исходить, прежде всего, из того, что он является качеством, свойством личности, которое выражается в сформированности определенных эстетических норм, функционирующих при восприятии разнообразного круга произведений искусства, окружающей действительности, а также в процессе собственной эстетической и художественной деятельности [5;128].

При разработке вопросов эстетического воспитания средствами изобразительного искусства большую помощь учителям могут оказать исследования в области психологии эстетического восприятия и творческого воображения Л.Г Выготского, Б.М. Теплова, Б.Ф. Ломова и др. [3;109].

Еще одна категория эстетического воспитания – сложное социально-психологическое образование – эстетический вкус. А.И. Буров определяет его, как «относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений»[4;35].Б.М. Неменский определяет эстетический вкус, как «невосприимчивость к художественным суррогатам» и «жажду общения с подлинным искусством». Но нам более импонирует определение данное А.К. Дремовым. «Эстетический вкус – это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства»[12;76].

Принято считать, что вкус – это одно из самых индивидуальных проявлений отношения человека к миру. Его учат ходить и говорить, читать и писать, трудиться и заниматься общественной деятельностью. Он усваивает под влиянием общества, в котором живет, нормы его морали и идеалы его развития.

Овладение некоторыми эстетическими умениями, которые мы предлагаем и которые соответствуют основным функциям искусства, как раз призвано обезопасить нас от слепого, и поэтому чрезмерного увлечения модой.

Сходство вкусов, в том числе художественных, - одна из важнейших причин сближения людей. У подростков это часто служит причиной сближения людей, причиной образования дружеских компаний, групп общения. И высокий уровень вкуса по нормам, признаваемым внутри группы, - всегда одно из оснований гордости и положения лидера в группе.

Именно художественные и эстетические вкусы, проявляющиеся в оценке искусства, выборе его для собственного потребления и в совете другим, вкусовые качества того, как вы одеваетесь и как обставили ваш дом, играют очень важную роль в вашей оценке других людей и в их оценке нас с вами. А если бы вкус был делом сугубо индивидуальным, он не был бы параметром измерения и отношения людей друг к другу.

Освоение учащимися каждого вида художественной деятельности (изобразительной, декоративной, дизайнерской) заключается в освоении разнообразных художественных материалов, техник и затем через систему творческих заданий – в формировании умения самостоятельно выбирать наиболее подходящий художественный материал или технику для воплощения своего замысла. Ребенок, создавая художественно-творческую работу, выбирает сюжет, решает композиционные и другие изобразительные задачи, добивается образной выразительности работы [6;109].

Эстетический вкус относится к таким проявлениям личности, которые затрагивают человека очень глубоко и почти интимно. Вероятно, потому, что касается всех сторон личности, связан с ее потребностями, интересами, мечтами и воспоминаниями, уровнем культуры и знаний, отношением к себе и к другим.

Обогатить художественно-эстетическое образование учащихся позволяет и курс истории изобразительного искусства. Знакомство с наследием Андрея Рублева, творчеством Боттичелли, Николая Ге, Валентина Серова и Пикассо помогает ученикам, прикоснувшимся к шедеврам человеческого гения, понять, что есть красота, и включиться в вечный поиск ее идеала. Ведь чем богаче запас жизненных впечатлений ребенка, его субъективный опыт восприятия художественного мира, тем эстетически более ценный создаваемый им образ картины мира, причем образ эмоционально окрашенный, способный вызвать глубокие переживания и чувства.

В связи с этими любые усилия по воспитанию эстетических вкусов надо вести осторожно, уважительно и тактично, особенно когда речь идет о подростках. Поэтому так важно начать воспитание полноценных, на уровне высокой общественной культуры, эстетических и художественных вкусов с младшего возраста, когда человек еще не сложился и воздействию других не сопротивляется, а охотно его принимает.

1.2Средства и методы развития эстетического вкуса учащихся

Эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. Рассмотрим те воздействия, которые оказывают на него наиболее сильное влияние.

Передовые педагоги понимают, как важно сочетать в процессе эстетического воспитания всю совокупность разнообразных средств и форм, пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к литературе и искусству. В школе должно обращаться внимание не только на содержание школьных предметов. Но и средства действительности, на факторы, оказывающие влияние на эстетическое развитие личности.

Одним из таких факторов является эстетизация среды . Проблема эстетизации среды обитания органически связана с решением одной из сложных и насущных проблем совершенного человечества – проблемы рационального использования природных богатств и охраны окружающей среды.

Следующий фактор эстетического развития личности – эстетизация быта . «С точки зрения быт, можно сказать, является лакмусовой бумажкой уровня развития эстетического развития личности, группы или коллектива. Материальная среда быта, ее духовность или бездуховность, - показатель соответствующих качеств создавших ее людей», отмечает Г.С. Лабковская. Если ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь подсознательно входят категории, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, т.е. критерии, которые позднее определяет его вкусы и потребности.

Эстетика поведения и внешнего облика ,- не менее значимый фактор эстетического воспитания. Как отмечает К.В. Гавриловец: «В своей работе, учитель влияют на воспитанников всем своим внешним обликом. В его костюме, прическе проявляется эстетический вкус, отношение к моде, которое не может не влиять на вкусы юных. Модный и в то же время деловой стиль в одежде, чувство меры в косметике, выборе украшений помогают формировать у подростков правильный взгляд на соотношение внешнего и внутреннего в облике человека, вырабатывать у них «нравственно эстетический критерий достоинства человека»[8;14]. Об эстетике поведения, или культуре поведения много говорил В.А. Сухомлинский. В культуру поведения он включает и «культуру общения: общение между взрослыми и детьми, а также общение в детском коллективе»[5;11].

Перед взрослыми возникает одна из основных задач – организовать широкие и разнообразные контакты детей с эстетическими и художественными, общественно признанными классическими и современными образцами, используя возможности, не всегда доступные учителю и, тем самым, существенно дополняющие эстетическое воспитание учащихся. Общение создается специально и, таким образом, контролируется, но следует избегать одностороннего преднамеренного навязывания ребенку своих норм и предпочтений, иначе его вкус не получит естественного индивидуализированного развития и будет носить механический характер. В принципе, при определенном учете физиологических, психологических и вкусовых особенностей конкретного возраста, отмеченное общее направление само по себе есть предварительная ориентация на формирование хорошего вкуса. Сюда должны включатся, например, систематические поездки за город. Где происходит с большей эстетической полнотой любование красками рассвета и заката, наступлением сумерек, сиянием солнечного дня и возникает целостное гармоническое чувство особой тины сельского пейзажа; знакомство с историко-архитектурными, художественными и литературными музеями, архитектурными памятниками; регулярное, но выборочное, в соответствии с художественными и возрастными критериями, посещение драматических и музыкальных театров, кинотеатров; такой подбор домашней библиотеки либо чтение книг других библиотек, когда школьник получает возможность общения с многочисленными жанровыми и стилевыми образцами всемирной и русской литературы; непрямолинейное проигрывание разных ситуаций в области эстетических отношений и вариантов эстетического устройства быта.

Эти и другие средства в совокупности способствуют целенаправленному накоплению эстетических и художественных впечатлений, которые являются базой, основой для осуществления внутренней личностной выработки той или иной нормативной классификации [4;130].

Одним из важнейших источников эстетического опыта школьников является разнообразная внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяется насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности. На внеклассных мероприятиях дети имеют большие возможности для самопроявления. Отечественная школа накопила большой опыт по эстетическому воспитанию школьников в процессе внеклассной и внешкольной деятельности.

Таким образом, эстетически воспитывает буквально все, вся окружающая нас действительность. В этом смысле к важным источникам эстетического опыта детей относится и искусство, так как: «Искусство является наиболее концентрированным выражением эстетического отношения человека к действительности и поэтому играет ведущую роль в эстетическом воспитании» [2;14] -утверждал Б.М. Неменский.

1.2 Психолого-педагогические особенности детей 6-7 классов

Подростковый возраст – период жизни человека детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет).

Вещи – среда обитания, условие духовного и физического развития, желанная и необходимая собственность. Однако общество потребления предлагает вниманию подростка выбор и регулярное обновление массы вещей, которые не могут принять участие в его развитии, и вовсе не обязательны для его благополучного бытия.

Современный подросток подпадает в большой мере под внушение побуждающей рекламы, порабощающей вещной потребности, подавляющие воздействие даров.

В современном мире вещи могут стать растлителем подростков по многим причинам:

· став основной ценностью, побуждающей мотивацию и представления о полноте жизни;

· став фетишем, превращающим в раба вещей;

· поставив в, зависимость от дарителей и побуждая, тем самым к зависимости и агрессии.

До инерции детства большая часть подростков, остро реагирует на свои восприятие, память, речь, мышление и старается придать им блеск и глубину; они переживают радость от приобщения к познанию; моральные ценности, качества личности также становится для них объектом самовоспитания. Интенсивно умственно работая и столь же интенсивно бездельничая, подросток постепенно осознает себя как личность.[9;54]

Учеба в школе или в училище занимает большое место в жизни подростка.

Позитивное здесь – готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростка становится привлекательными самостоятельные формы занятий. Подростку это импонирует, и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему.

Конечно, интерес к учебному предмету во многом связан с качеством преподавание. Большое значение имеют подача материала учителем, умение увлекательно и доходчиво объяснить материал, что активизирует интерес, усиливает мотивацию учения. Постепенно на основе познавательной потребности формируются устойчивые познавательные интересы, ведущие к позитивному отношению к учебным предметам в целом.

В этом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка.

Успех или неуспех в учении также влияет на формирование отношения к учебным предметам. Успех вызывает положительные эмоции, позитивное отношение к предмету и стремление развиваться в этом отношении.

Овладение учебным материалом требует от подростков более высокого уровня учебно-познавательной деятельности, чем в младших классах. Им предстоит усвоить научные понятия, системы знаков. Новые требования к усвоению знаний способствует постепенному развитию теоретического мышления, интеллектуализации познавательной сферы.

В ориентации на труд, в формировании интересов, склонностей и способностей у подростков большую роль играет активная проба сил в различных областях трудовой деятельности. При этом ориентации во многом определяются возможностью личного самоутверждения и самосовершенствования. В наше время подросток получил новую мотивацию для участия в трудовой деятельности – это возможность заработать деньги. При этом подростки еще не достаточно оценивают значение таких качеств личности, как трудолюбие, упорство в достижении поставленной цели.

Однако именно в отрочестве многие подростки испытывают потребность в профессиональном самоопределении, что связанно с общей тенденцией этого возраста найти свое место в жизни. Подросток начинает с нарастающим интересом присматриваться к многообразию профессий. Осуществляя предварительный выбор, он оценивает разные виды деятельности с точки зрения своих интересов и склонностей, а также с точки зрения общественных ценностных ориентаций [11;45].

Здесь важно вовремя увидеть склонности подростка и поддержать его. В настоящее время ситуация складывается таким образом, что любой труд оценивается как общественно значимый. Поэтому важно правильно сориентировать подростка на качество труда, неответственное отношение к результату труда.

Подростки, имея возможность многообразного приложения своих способностей, получая удовлетворение от своего чувства творческого потенциала, становятся уверенными в сегодняшнем дне и в своем будущем. Они начинают планировать свою взрослую жизнь в нормативном пространстве общества, начинают дорожить своей профессией. Все определяет социальную защищенность в обществе.

Идея выбора жизненного пути, выбора своих ценностных ориентаций, своего идеала, своего друга, своей профессии должна стать основополагающей целью отрочества. Подростки, поняв глубинный смысл и ценность выбора, как самостоятельного интеллектуального и волевого акта, утверждающего собственное «Я», собственный почин, обретают самоидентичность и готовность взять на себя ответственность за свой выбор[4;347].

Творческая деятельность учащихся 6-7 классов

Подростковый этап изобразительной деятельности детей можно в целом характеризовать как аналитический. К 12-14 годам завершается созревание психофизиологической базы занятий изобразительным искусством. Многие важные функциональные показатели деятельности (работа глаз, способность к восприятию цвета, пространства и других аспектов видимого мира) приобретают вполне взрослые параметры. Становятся доступными и вызывают активный интерес технические аспекты художественного процесса. По существу, к концу подросткового возраста (к 7-8 классу) многие виды изобразительного искусства могут быть выделены на уровень относительно углубленной проработки.

В среднем возрасте на первый план выходит планомерное и систематическое изучение средств художественного языка с целью обеспечить способность школьников к художественному выражению явлений действительности.

В среднем возрасте работа над замыслом и решение выразительной задачи становятся тем стержнем, вокруг которого организуется постижение подростком способов изображения. Поэтому освоение грамоты является важным вспомогательным моментом в процессе продвижения подростка к созданию полноценного художественного продукта применительно к поставленной задаче. В то же время усвоение компонентов изобразительной грамоты становится в прямую зависимость от того, в какой мере владения ими обеспечивает возможность выражения.

Повышаются требования подростка к собственным работам (в основном с точки зрения соответствия их реальному виду). Повышается роль и ответственность систематического обучения.

Особенностью данного возраста следует считать повышенную активность в процессе изобразительной деятельности. Учащиеся многое хотят знать и еще больше – уметь. Причем «уметь» все больше приближается по своему характеру к законам художественного мастерства, специфически «взрослым» приемам художественной работы, требующим сложного профессионального оснащения.

В области практической деятельности создание правдоподобного, предметно-убедительного изображения, обогащенного деталями, является чрезвычайно характерной эстетической потребностью подростка.

Большие перспективы развертываются в подростковом возрасте в прикладной деятельности, причем не столько по линии изготовления предметов, сколько в связи с воспитанием культуры художественно-конструктивного решения, понимания подростками сложных отношений, возникающих в процессе создания вещи, между ее функцией, материалом и внешней формой. Воспитание художественно-конструктивного мышления ставит в качестве обязательной задачу взаимосвязи занятий изобразительным искусством и уроков труда [5;59].

Таким образом, отрочество при всей сложности психологических взаимодействий с другими людьми имеет глубинную привлекательность своей направленностью на созидание. Именно в отрочестве подросток нацелен на поиск новых, продуктивных форм общения – со сверстниками, со своими кумирами, с теми, кого любит и уважает. Стремление к созиданию проявляется и в сфере осваиваемых идей и знаний.

Глава 2. Роль дизайна в создании современного костюма

2.1 История дизайна костюма

Большинство книг, посвященных истории костюма, начинается с описания одежд Древнего Египта. Из научных трудов можно узнать, как одевались первобытные люди каменного века, что носят современные нам племена аборигенов Африки, Австралии.

Источники информации всевозможные – от наскальных рисунков, изображений на предметах обихода и культа, примитивных статуэток до величайших творений живописи и скульптуры, до массовой печати, телевидения, кинематографа. Исследователи не просто собирают сведения, а систематизируют их, «расставляют по полочкам», - и тогда находят ответы на самые разнообразные вопросы.

Скажем, так: имелись ли различия в одежде первобытных людей, или набедренные повязки из растений и звериные шкуры, предназначенные для защиты от холода, жары, ушибов и царапин, были одинаковыми. Оказывается, различия имелись. Уже тогда люди отличали более сильных, храбрых, удачливых, выделяя им лучшие шкуры, изготавливая особые украшения. У вождя племени, например, даже татуировка и раскраска тела были особенными.

С развитием человеческого общества, образованием государств, сменой исторических формаций костюм усложняется. Но из века в век в одежде с предельной четкостью отражается общественное положение людей разного достатка, разных сословий.

В наше время процесс демократизации костюма продолжается, причем сущность его не осталась не изменой. Это связано в первую очередь с образованием нового государства, демократического типа, где власть принадлежит народу.

Нельзя, конечно, прямо соединять развитие традиций народного костюма с народовластием, но, тем не менее, именно традиционный народный костюм разных стран мира является сейчас основным источником творческих идей для модельеров, успешно завоевывает все новые позиции в одежде для всех случаев жизни. Мода и развитие костюма в целом подчиняются не чьим-то пожеланиям и вкусам, а своим внутренним законам. В «золотой фонд» классических форм одежды попадает то, что отвечает требованиям удобства, универсальности, является наиболее функциональным, то есть соответствующим своему назначению.

Так что же такое костюм?

«Костюм» (французское costume – одеяние); им обозначают устойчивые, типичные, общепринятые формы одежды для данного народа, сословия эпохи.

Это свойство костюма особенно ярко проявляется на театральной сцене, в кинематографе.

Открывается занавес, и любой зритель может «прочитать» то, что сообщает ему художник спектакля или фильма образной речью декораций и костюмов. До начала действия мы угадываем, в какой стране происходят события, в какую эпоху, в какой общественной среде, в какое время года. По костюму можно определить профессию человека, городской он житель или сельский, «положительный» герой или «отрицательный», и многое другое.

Создание костюма для сцены – обширная, интересная область художественного творчества. Костюм на протяжении всей своей многотысячной истории всегда был именно произведением искусства, имеющем свои принципы художественной композиции, изменявшиеся в зависимости от эпохи со всеми ее, иногда мало изученными особенностями.

Рождаются ли идеи нового современного костюма в лабораториях великих модельеров или их подсказывает улица, прогресс создания моды, являющейся частью материальной культуры общества и отражающей мировоззренческие и эстетические взгляды людей, чрезвычайно сложен. Дизайнер, работающий над созданием новой формой костюма, выступает одновременно в нескольких качествах: он и художник – скульптор, живописец, прикладник, рождающий новую эстетику, он и конструктор технолог, способный довести свои замыслы до реализации в материале, он и психолог, помогающий людям отразить через одежду свои внутренние качества и обрести уверенность в себе, и даже, в какой-то мере, режиссер, предлагающий человеку – носителю костюма каждый раз новый образ, а вместе с ним и новую поведенческую роль [13;74].

2.2 Дизайн одежды – создание гармоничного образа

Во всём красивом, гармоничном есть созидающее начало, прогресс. А дисгармония ведёт к разрушению. Выбирая дизайн одежды, мы вносим баланс и гармонию в свой внутренний мир, свою жизнь.

Гармоничный внешний образ - своеобразный «слоёный пирог», включающий стиль одежды, причёску, макияж, силуэт и пропорции костюма, рисунок и фактуру ткани, цветовую гамму, украшения и аксессуары. А связывает все эти слои личность человека, его индивидуальность. Гармоничный человек, прежде всего цельный человек. То же правило распространяется на костюм. Именно целостность образа, когда ничто не разрушает его, являются главными условиями гармонии.

Гармония – эстетическая категория, спутница красоты. Как и в искусстве, гармония в костюме основана на правилах композиции. Пошив одежды начинается с дизайна одежды. Композиция костюма – это объединение всех его элементов в одно целое, выражающее определённую идею, мысль, образ. Наши специалисты вкладывают в пошив одежды не только все свои умения и опыт, но и понятия пропорциональности и эстетики дизайна одежды.

Стилистика требует, чтобы дизайн одежды был гармоничен и делал человека привлекательным. Стиль человека воспринимается целостным, когда его внешность, пластика и поведение соответствуют его дизайну одежды. Если все части образа человека и дизайна одежды находятся в равновесии, то создаётся нужное, сильное впечатление.

Очень важно, чтобы все составляющие дизайна одежды подчинялись главной – композиционному центру. Это акцент, доминанта, которая привлекает к себе особое внимание массой, дизайном или цветом. Центром композиции способны стать галстук, пояс, обувь, очки. В создании образа он является отправной точкой, основным стилеобразующим элементом. Возможно существование нескольких композиционных центров, связанных между собой единым замыслом и общим стилем. Важным принципом композиции является согласованность элементов костюма по трём принципам – контраста, нюанса и подобия [3;89].

Центр в костюме есть практически всегда. Даже если одежда вся черная с головы до ног, доминантой может служить причёска или макияж. Если композиционный центр в дизайне одежды – это шляпа, значит, она должна отличаться великолепным качеством и дизайном, подходить к лицу и фигуре; она привлекает внимание к лицу, шее, волосам, глазам. В этом случае одежда и другие аксессуары должны служить фоном и не перетягивать внимание на себя.

Центр композиции, расположенный по центру фигуры, привлекает внимание к телу – груди, талии, бёдрам. Акцент, перенесённый в нижнюю часть, к ногам, придаёт образу основательность, устойчивость. Если же композиционный центр в дизайне одежды отсутствует, то образ «не читается», кажется размытым, незаконченным или распадается на отдельные фрагменты. Поэтому пошив одежды в соответствии с определенным дизайном одежды - не простая задача.

Контраст в дизайне одежды – это резко выраженная противоположность, противопоставление, которое может осуществляться по форме, цвету, объёму, фактуре материала. Контрастность делает образ более ярким и запоминающимся, но в, то, же время и неоднозначным, двойственным. Сочетание различных рисунков ткани, при пошиве одежды, вносит ощущение динамики, движения. Безусловно, сочетая не сочетаемое, следует помнить о целостности всего образа - контрастность дизайна одежды всегда должна быть оправдана замыслом.

Подобие в дизайне одежды – повторение в костюме одного элемента, который встречается в различных вариациях. Скажем декоративная деталь – цепочка может быть и ручкой сумочки, и браслетом часов, и отделкой на карманах жакета, на туфлях или повторяться рисунком на шейном платке.

Нюанс – своего рода переход от контраста к подобию – создаёт более интересные и живописные связи между элементами. Костюм, цветовая гамма которого построена на нюансах, сочетании оттенков и полутонов, выглядит богаче, сложнее, изысканнее, чем решённый в одном цвете. Этот принцип даёт большой простор для личного творчества [3;42].

2.3 Дизайн костюма на кружковых занятиях по ДПИ

В системе художественно-эстетического развития учащихся важную роль играет интеграция уроков с внеклассными и внешкольными мероприятиями. Это путешествие по родному краю и городам России, сплавы, походы, экскурсии, родительские праздники, пленэры, участие в конкурсах экологических плакатов, фестивалях юных модельеров, районных и городских выставках. Все это позволяет обогатить палитру впечатлений, задать вечные вопросы о смысле жизни, человеческого назначения, о поиске гармонии, а затем на учебных занятиях в мучительных размышлениях попытаться найти ответы на эти волнующие вопросы.

Логическим продолжением уроков искусства является работа школьной изостудии. Занятия в изостудии предоставляют большие возможности для способных или просто увлеченных детей практически освоить технологии акварельной и масляной живописи, попробовать себя в скульптуре и гравюре, окунуться в дизайн костюма, испытать минуты наслаждения творческим процессом и тогда совсем иными глазами посмотреть на произведения искусства.

Таким образом, занятия искусством влияют на духовное становление человека, на формирование его культуры, выявление художественной одаренности и могут служить механизмом развития культурного потенциала общества. Но процесс художественно-эстетического образования не заканчивается школой, он непрерывен. Школа и учитель являются той отправной точкой, которая открывает человеку индивидуальный путь развития. И процесс этот не завершается, как и сама жизнь.

Внеклассная и внешкольная работа по изобразительному искусству в основном базируется на кружках и студиях разнообразной тематики. Каждый из них раскрывает способности школьников в области самостоятельного творчества. Наибольшим интересом пользуются у детей различных возрастов кружки и студии декоративно-прикладного искусства.

Соответственно особенностям работы в разных возрастах в кружке выделяются три возрастных группы: младшая (учащиеся 1-3 классов), средняя (учащиеся 4-7 классов) и старшая (учащиеся 8-10 классов). Рассмотрим особенности работы в средней группе.

В изобразительной деятельности детей среднего возраста замечаются признаки неравномерности развития учащихся. Одни обнаруживают сравнительную зрелость и умения в отдельных видах занятий, у других отмечаются колебания и медлительность в рисовании, болезненное отношение к замечаниям.

Работа с детьми в этом возрасте требует преимущественно индивидуального подхода и большого разнообразия вариантов заданий. Основные учебные задачи работы с детьми этого возраста: вызывать активный интерес к действительности и умение видеть в натуре ее эстетически выразительные качества; приучать в любом задании, работать с определенным композиционным замыслом; последовательно обогащать живописные представления детей о предмете в световоздушной среде и совершенствовать их изобразительные навыки [13;195].

Одним из видов работы на кружках по декоративно-прикладному искусству является дизайн костюма.

Говоря о дизайне костюма, мы, прежде всего, имеем в виду создание моды. Слово «мода» произошло от латинского «modus».Что переводится как мера, образ, способ, правило, предписание. Под модой в широком смысле этого слова понимается господство в определенное время в определенной среде тех или иных вкусов в отношении различных внешних форм культуры: стиля жизни, обычаев и привычек поведения, автомашин, предметов быта, одежды, - и довольно частая смена этих вкусов. Чаще именно сменяемость формы одежды и называют модой.

Из-за непостоянства, которое является основным признаком моды, ее часто называют легкомысленной и не считают объектом для серьезного отношения и изучения. Позиция эта абсолютно неправомерна, так как мода, именно благодаря своему непостоянству, помогает человеку спастись от однообразия.

Стремление людей к внутренним и внешним переменам является в какой-то мере отражением изменчивости самой природы.

История моды неразрывно связана с историей развития самого костюма, однако между ними нельзя ставить знак равенства, так как возникновение моды как социального явления искусствоведы датируют только эпохой позднего средневековья, а точнее, концом 14-началом 15 столетия. Именно в это время процесс развития одежды приобретает черты, характерные для моды: костюм становится явлением общеевропейским, а не национальным или региональным, как это было раньше; сравнительно часто сменяются его формы; в одежде появляются многочисленные причудливые новинки, которые очень быстро становятся всеобщим увлечением, т.е. общество охватывает ажиотаж подражания.

Каждая мода, так или иначе, является зеркалом своего времени, отражая общественно-политическую жизнь общества, уровень и характер развития производительных сил, наиболее яркие события эпохи, важнейшие культурные и научные достижения, привычки и психологию современного человека, его представления об эстетическом идеале. Формы костюма всегда развиваются параллельно с развитием общего стиля в искусстве и архитектуре определенной исторической эпохи, переживая вместе с ним все этапы эволюции: зарождение, расцвети угасание, причем с момента «умирания» старой, уже изжившей себя костюмной формы начинается процесс формирования новой [8;104].

Проектирование и производство одежды высокого качества, отличающуюся подлинной красотой, отвечающую разнообразным требованиям потребителей, выражающую внутреннее богатство человека, его индивидуальные достоинства неразрывно связано с решением сложных профессиональных задач и вместе с тем, напрямую с эстетикой. Очень важно сочетать мастерство исполнения в органичном единстве с эстетическим вкусом, а вот фундамент «эстетического» не лежит на поверхности явлений, предметов, деталей, он тесно взаимосвязан со становлением и развитием творческого потенциала. Для развития творческого потенциала имеется богатейший арсенал средств, среди которых важнейшим является искусство. Искусство развивает понимание ценностей, способствует гармонизации мыслей, эмоций и знаний с их внешними проявлениями, пробуждает любовь к природе, вырабатывает способность творить по законам красоты. И только тогда, в результате постоянного развития и поиска, приходит вдохновение, которое необходимо для создания принципиально нового эскизного проекта.

Вкус личности проявляется не только в том, как человек одет, каковы его манеры, как он говорит. Но и в том, как он осуществляет свою деятельность, насколько полезен и интересен он обществу, в какой бы сфере, ни протекала его деятельность. Всё это необходимо учитывать при создании одежды. Задача эскизного проекта, не в том, чтобы дать готовый рецепт модной одежды, а напротив, помочь человеку самостоятельно найти решение образа, отражающего многогранность целостности данной личности.

Для развития эстетического вкуса, нужно быть способным замечать, чувствовать, воспринимать красоту, любоваться ею. В результате этой способностей и вырабатывается умение выделять красивые предметы, вещи, понимать их достоинства.

Нам выпала трудная, ответственная и вместе с тем почётная миссия - направлять своё профессиональное мастерство на проектирование и производство костюма, доставляющего радость людям, создающего благоприятные условия в труде, учебе, на отдыхе.

Создание костюма детьми, разработка эскизного проекта – это постоянный поиск разнообразия форм и конструкций одежды. Источники, используемые при создании костюма, могут быть самым различными. Богатейшей кладовой (и в плане форм, и в плане конструкций) для создания современного костюма является исторический костюм, складывавшийся и утверждавшийся веками. В связи с этим изучение эстетики форм и конструкций костюма в историческом аспекте под определённым углом зрения, позволяет вечные ценности воплотить в современной одежде. Особое внимание уделено конструкции. Одна из первых заповедей при творческом поиске решения костюма на основе исторического – это понимание и знание конструкции форм той или иной эпохи.

Таким образом, деятельность дизайнера в области костюма имеет много специфического, не свойственного другим сферам творчества. Искусство костюма характеризуется конкретностью. Поскольку костюм и человек – неразрывное целое, костюм должен быть жизнеспособным. Т.е. удобным, практичным, красивым, элегантным. Эти качества закладываются создателем уже в его первоначальный замысел, ещё до создания эскизного проекта. Вместе с тем костюм недолговечен по сравнению с произведениями живописи, скульптуры, архитектуры и т. п., которые живут веками, волнуют зрителя постоянно [15;70].

2.4 Создание модели современного костюма

В ходе выпускной квалификационной работы была создана модель вечернего платья, предназначенная для работы на сцене, что определило многие аспекты работы.

Создание костюма, разработка эскизного проекта – это постоянный поиск разнообразия форм и конструкций одежды. Необходимо помнить, что костюм отражает внешний образ человека, выявляет его внутреннее содержание, он как бы является психологической, социальной, возрастной и исторической характеристикой. Складывается из познания всего окружения, которое сложилось в данную историческую эпоху. Как только общество разделяется на классы, костюм отражает социальные неравенства.

Выбор модели был одним сложных и трудных процессов и сведен к трем основным этапам: подбору фасона или его разработке, построению выкройки и, наконец, шитью. Из всей массы моделей нужно выбрать именно ту, которая нравится, подходит вашей модели. При этом учитывалось индивидуальные особенности фигуры.

Создание костюма для сцены – обширная, интересная область художественного творчества. Костюм на протяжении всей своей многотысячной истории всегда был именно произведением искусства, имеющем свои принципы художественной композиции, изменявшиеся в зависимости от эпохи со всеми ее, иногда мало изученными особенностями. Перед нами стаяла задача создания костюма для ведущей праздничных мероприятий. Построение эскизов и выбор фасона полностью основывалось на поставленной задачей.

Моделирование производилось на основе базового чертежа, создавалось множество эскизов. Прорисовав несколько моделей и выбрав отдельные части фасона, была построена выкройка. Зрительное восприятие фигуры также помогает успешному выбору модели.

Костюм для сцены, а именно платье для ведущей отличается своеобразием фасона и строгостью выбора форм. Платье состоит из составных элементов: основное полотнище длиной до середины бедра из плотной ткани – тафты; подол солнце-клеш длиной до линии щиколотки, рукава цельнокроеные длиной до запястья; воротник стоечка оригинальной формы. Подол, воротник, рукава ткань – органза.

Отделка рукава и подола понизу с применением тонкой лески для поддержки формы волана. Обработка линии выреза горловины выполнялось при помощи декоративной тесьмы, подобранной по тону к основной ткани. Декоративная тесьма используется также для оформления стыка основного полотнища платья и подола. Вдоль левых боковых срезов притачана потайная застежка-молния.

Цветовые решения влияют на выбор фасона. Следовательно, важно познакомится и уделить немного внимания свойствам и возможностям цвета. Для создания модели использовалась ткань трех оттенков зеленого.

Работа по созданию оригинального наряда для сцены с использованием различного вида отделки явилась очень интересной, так как было рассмотрено множество литературы по теме, приобретено большое количество навыков по моделировки костюма.

Заключение

Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.

Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у подростков довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания.

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

В настоящее время ситуация складывается таким образом, что любой труд оценивается как общественно значимый. Поэтому важно правильно сориентировать подростка на качество труда, неответственное отношение к результату труда.

Подростки, имея возможность многообразного приложения своих способностей, получая удовлетворение от своего чувства творческого потенциала, становятся уверенными в сегодняшнем дне и в своем будущем. Они начинают планировать свою взрослую жизнь в нормативном пространстве общества, начинают дорожить своей профессией. Все определяет социальную защищенность в обществе.

В системе художественно-эстетического развития учащихся важную роль играет интеграция уроков с внеклассными и внешкольными мероприятиями.

Внеклассная и внешкольная работа по изобразительному искусству в основном базируется на кружках и студиях разнообразной тематики. Каждый из них раскрывает способности школьников в области самостоятельного творчества. Наибольшим интересом пользуются у детей различных возрастов кружки и студии декоративно-прикладного искусства.

Одним из видов работы на кружках по декоративно-прикладному искусству является дизайн костюма.

Говоря о дизайне костюма, мы, прежде всего, имеем в виду создание моды. Слово «мода» произошло от латинского «modus».Что переводится как мера, образ, способ, правило, предписание. Под модой в широком смысле этого слова понимается господство в определенное время в определенной среде тех или иных вкусов в отношении различных внешних форм культуры: стиля жизни, обычаев и привычек поведения, автомашин, предметов быта, одежды, - и довольно частая смена этих вкусов. Чаще именно сменяемость формы одежды и называют модой.

Создание костюма, разработка эскизного проекта – это постоянный поиск разнообразия форм и конструкций одежды. Необходимо помнить, что костюм отражает внешний образ человека, выявляет его внутреннее содержание, он как бы является психологической, социальной, возрастной и исторической характеристикой. Складывается из познания всего окружения, которое сложилось в данную историческую эпоху. Как только общество разделяется на классы, костюм отражает социальные неравенства.

Таким образом, деятельность дизайнера в области костюма имеет много специфического, не свойственного другим сферам творчества. Искусство костюма характеризуется конкретностью. Поскольку костюм и человек – неразрывное целое, костюм должен быть жизнеспособным. Т.е. удобным, практичным, красивым, элегантным. Эти качества закладываются создателем уже в его первоначальный замысел, ещё до создания эскизного проекта. Вместе с тем костюм недолговечен по сравнению с произведениями живописи, скульптуры, архитектуры и т. п., которые живут веками, волнуют зрителя постоянно [15;70].

В ходе выпускной квалификационной работы была достигнута цель, поставленная перед нами. Гипотеза полностью подтвердилась.

Данная выпускная квалификационная работа может быть использована педагогами, методистами как теоретический материал. Практическая часть, как выставочный материал и непосредственно в качестве костюма ведущей при проведении мероприятий.

Список используемой литературы

1. Абрамов Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов 3е изд. М.; Академия 1998.

2. Асылханов Е.С Методика преподавания декоративно-прикладного искусства. - Семипалатинск: СПИ; 2000.

3. Бордовская Н.В., Реан А.А., Педагогика: Уч. Пособие – С-П.; 2006

4. Давыдов В.В., ДрагуновТ.В. Возрастная и педагогическая психология. Учебник для студентов пединститутов – М.; Просвещение 1979.

5. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся педучилищ – М.; Просвещение 1986

6. Лук А.Н. Мышление и творчество - М.; Политиздат 1976

7. Мухина В.С. Возрастная психология -М.; 1998.

8. Немов А.В. Психология, т. II.- М.: «Просвещение», 2001.

9. Платонов К.К. Психология процессов художественного творчества. – Л., 1980.

10. Пьянкова Н.П. Изобразительное искусство в современной школе – М.; Просвещение 2006.

11. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г., Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы, М.: «Педагогическое общество России», 1999.

12. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ (внеурочные занятия) М.; Просвещение 1988

13. Торшилова Е.М. Эстетическое воспитание в семье- М.; Искусство 1989.

14. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту: Из практики нар. худож. ремесел. Кн. для учащихся старших классов. – М.: «Просвещение», 1985.

15. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник – 6е изд. Минск 2000

16. Чижик Т.М. Кройка и шитье – Ростов-на-Дону; Проф-Пресс 2000.

17. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. – М.: «Просвещение», 1987.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий