Смекни!
smekni.com

Глобальные проблемы в современной культуре (стр. 1 из 4)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Ульяновский Государственный Технический Университет

Дисциплина: «Культурология»

Реферат

«Глобальные проблемы в современной культуре»

Выполнила студентка ЭМФ группы Мд-22 Рыбакова Мария

Проверил преподаватель Царева Г.В.

Ульяновск 2008


Оглавление

Введение........................................................................................................................................... 3

1) Проблема культуры мира в контексте глобализации....................................................... 4

1Проявление глобального системного цивилизационного кризиса во всех сферах жизни......................................................................................................................................................... 4

2 Движение к культуре мира как императив поступательного цивилизационного процесса......................................................................................................................................................... 7

3 Процесс глобализации — процесс рождения противоречий..................................... 8

4 Организации, изучающие процесс глобализации....................................................... 10

5 Кризис нравственных начал.............................................................................................. 12

2) Другие проблемы глобального масштаба......................................................................... 16

1Рост населения. Проблема продовольствия.................................................................. 16

2 Проблема применения транс генных растений........................................................... 17

Заключение.................................................................................................................................... 19

Список литературы...................................................................................................................... 20


Введение

Мировое сообщество некоторое время назад вступило в новый этап своего развития, в этап постиндустриального общества и, одновременно, в эпоху информатизации, как исторического этапа развития цивилизации. Главную роль в этом обществе играет не земля (как это было в эпоху феодализма), не фабрики и заводы (отличительная черта индустриального общества), а информация о товаре, услуге, возможном рынке сбыта продукции и т.д. В связи с этим возникает множество ключевых вопросов, которые нужно решать. Одной из основных черт информационного общества является процесс глобализации, т.е. создание хорошо налаженных связей между странами, внутри страны между ее субъектами и внутри каждого субъекта. Это и экономические связи, и политические, и культурные. Как объяснить причину мирового экономического кризиса? Причиной стала нарастающая задолженность по ипотечным кредитам в Америке. Вроде бы не сильный толчок в отдельно взятой стране привел к обвалу всех мировых фондовых рынков. И это есть проблема глобализации. Поэтому рассмотрение проблемы культуры мира в контексте глобализации будет составлять основную часть моего реферата.

Еще одна проблема — рост численности населения земного шара, которая опять же порождает продовольственную проблему и проблему применения трансгенных растений, которые же в свою очередь являются прчинами других правовых «заморочек». Ведь мы стремимся к демократии, значит и к гуманизму, поэтому каждую проблемную ситуацию должны рассматривать с точки зрения культурного подхода, принимая во внимание общечеловеческие ценности.

1) Проблема культуры мира в контексте глобализации.

1Проявление глобального системного цивилизационного кризиса во всех сферах жизни

В канун XXI века мировое сообщество столкнулось с разного рода кризисными явлениями и их последствиями : международными, системными - социально-экономическими, политическими, экологическими и др. Такие процессы появляются и в духовной, социокультурной жизни, в сфере религиозных и межконфессиональных отношений, в сложном взаимодействии морали и политики.

Перед общественной мыслью сегодня стоит проблема целостного осмысления развития мирового сообщества в новых условиях, когда общечеловеческие интересы становятся доминантой международной жизни, над которой, однако, все еще довлеют и противоречия классового, национально-этнического, группового уровней. Парадоксальность ситуации заключается в том, что глобализация общественных процессов, общечеловеческие интересы сочетаются с цивилизационным кризисом. Суть его состоит в том, что перед человечеством все еще остаются нерешенными задачи поиска надежных средств предотвращения глобальных катастроф - экономических, экологических, военно-политических и др. Угроза таких катастроф, как показывают конфликты на Балканах, в других регионах, симптомы финансово-экономического кризиса в разных странах воспроизводятся действием структур и механизмов, сложившихся в предшествующий период.

В более широком контексте данная ситуация - проявление глобального системного цивилизационного кризиса, нараставшего с конца ХХ века. В сфере духовной, интеллектуальной деятельности его отражением являются идущие как в элитарных, так и в маргинальных кругах многих стран процессы смены парадигм рационального знания и целевых установок общественного поведения, переоценки обстановки, складывающейся на планете в русле неклассических, зачастую радикальных, фундаменталистских мировоззренческих позиций. Выдвигаются новые мобилизационные проекты и модели обустройства мирового сообщества. Именно с идейно-политических, духовных перемен неизменно начинается каждый очередной этап обновления мира, о чем убедительно свидетельствует мировая история. Именно они призваны сыграть важнейшую роль в преодолении цивилизационного кризиса. Эти перемены происходят под большим влиянием различных религиозных конфессий, которые заметно активизировались в общественной жизни многих стран, в частности, в связи с возрождением в канун нового тысячелетия милитаристских идей в религии, философии, массовом сознании.

Как известно, идея “милленаризма” восходит к вероучению о мессии, который явится на землю, уничтожит зло и установит миропорядок, воскресшие праведники получат тысячекратное воздаяние за свои муки. Дальнейшее развитие это учение получило в раннем христианстве. Милленаристские мотивы ярко выражены в древнейшем памятнике раннехристианской литературы Апокалипсисе. В конце первого тысячелетия на вершины холмов в христианской Европе стекались толпы людей в ожидании светопреставления. Теперь же, накануне нового тысячелетия, человечество живет надеждами на лучшую жизнь, на мир и согласие между народами.

Современное общество, в отличие от традиционного, мировоззренчески и нравственно ориентировано в будущее. Если раньше общественные системы, институты, идейные новации обычно искали свое обоснование в прошлом, в традициях, освященных временем, то в последние годы они в поисках смысла своего существования в ходе предстоящих преобразований. Прогнозирование стало знаком времени. Оно включает в себя не только теоретическую, но и практическую функцию. По аналогии с известной интерпретацией истории как политики, опрокинутой в прошлое, футурологи рассматривают свою науку как политику, опрокинутую в будущее. [1]

В аналитическом и прогностическом ключе рассматривались многие аспекты комплексной проблематики, вынесенной в мае 1999г на обсуждение участников международной научной конференции, посвященной проблемам перехода от гражданского и религиозного противостояния к веротерпимости и общественно-политическому согласию.

В ряду проблем, которые на рубеже веков привлекают большое внимание, можно назвать:

- процессы, связанные с новой фазой цивилизационного развития с воздействием их на ценностные ориентации, на межгосударственные, национально-этнические и конфессиональные отношения;

- последствия глобализации, становления информационного общества, формирование новых экономических и геополитических реалий;

- глубокие изменения в мировой политике (что проиллюстрировали, например, события вокруг косовского кризиса), дебаты, связанные с корректировкой военно-политических доктрин, поисками механизмов регулирования конфликтов, путей обеспечения стабильности и безопасности;

- кризис прежних партийно-политических систем, эволюция политического консерватизма, реформизма, корпоративизма, их основные течения, концепции “третьего пути” - их роль и реальное значение;

- изменения в сфере труда и социально-трудовых отношений, их оценки, переосмысление сдвигов в “традиционных” и новых социальных движениях;

- рост значения общественной деятельности разных слоев и их организаций, в том числе неправительственных (региональных, международных, локальных и др.), их роли в эволюции гражданских обществ, в движении к культуре мира, достижению согласия, межнациональному и международному сотрудничеству.

Мир вступает в переломную фазу развития. Чем ознаменуется конец Ялтинской системы? Не наступает ли вслед за периодом холодной войны, - спрашивают некоторые аналитики, - время так называемого “горячего мира” - с новыми конфликтами, военными интервенциями и их многочисленными жертвами... Не приведет ли это и не ведет ли уже сейчас к опасной дестабилизации системы национальной и международной безопасности?

В основе таких позиций лежат, судя по всему, спорные концепции и сомнительные представления о расстановке, возможной динамике социальных и политических сил, с учетом сдвигов в международной жизни.

2 Движение к культуре мира как императив поступательного цивилизационного процесса

Перед лицом названных проблем движение к культуре мира выступает как императив поступательного цивилизационного процесса, её можно рассматривать в нескольких измерениях. Как синтез научной мысли, отражающий новейшие достижения в познании человеческого общества, культура мира дает объективную картину характерных для него противоречий и теоретически обосновывает способы их преодоления. Как политика, воплощенная в деятельности межгосударственных организаций, она на практике призвана содействовать выходу из конфликтных ситуаций посредством диалога и мирного сотрудничества. Как правовой феномен культура мира обладает обширным потенциалом нормотворчества, раскрытие которого позволяет обогатить систему международного права новыми положениями, сдерживающими перерастание противоречий в войны, межэтнические и другие конфликты. Наконец, как форма нравственности, отражающая общечеловеческие духовные ценности, представления современного человека о добре и зле, она вносит в общественные отношения дух мира, согласия, веротерпимости. Это может способствовать смягчению межконфессиональных и социокультурных противоречий.