Смекни!
smekni.com

Определение культурологии (стр. 2 из 2)

Впервые появляются трагедия, драма, поэзия и художественная проза каксамостоятельные виды отражения эстетической действительности. Формируетсянаучная методология, познанные закономерности окружающего мира обосновываются спомощью тщательно разработанной и логически обоснованной системы доказательств.Если в прошлые исторические эпохи личность была растворена в первобытномколлективе или общине, то при рабовладельческом строе она (разумеется, личностьсвободного человека, а не раба) получает большие возможности для всестороннего развития и становится предметом философских размышлений.Характерно также то, что религия, выполняя свои социальные функции, находитсяпод контролем государства. В эпоху феодализма культура базируется на натуральном хозяйстве,которому было свойственно простое воспроизводство, тесное соединение работникасо средствами производства, ориентация на самоудовлетворение основныхпотребностей, связь индивида с группой и относительная неотделимость его отприродной среды. Эти особенности способа производства опираются на освященныевременем традиции, для духовной культуры в данный период характерно недовериеко всему новому. Главенствующее положение в культуре заняла религия,подчинившая себе все остальные формы общественного сознания. Материалистическаяфилософия, научные знания развиваются здесь подспудно, идут на различныекомпромиссы с религиозным мировоззрением. Но, хотя религия наложила заметныйотпечаток на развитие искусства, в эту эпоху были достигнуты большие успехи,например, в области архитектуры - сегодня мы любуемся не только готическимисоборами, но и целыми ансамблями средневековых городов Культура капиталистического общества во многих своих чертахформируется в эпоху Возрождения. В это время происходит бурная ломкаобщественных отношений и основ мировоззрения феодализма. Культура активноприобретает светский характер, человек рассматривается многими мыслителями каксущество, равное богу. Эпоха Возрождения была временем титанов, оставившихглубокий след в развитии различных областей культуры. Достаточно вспомнитьтолько имена Рафаэля, Шекспира, Леонардо да Винчи. При капитализме формируется новая социально-этническая общность - нация. Этонакладывает свой отпечаток на развитие культуры, приобретающей теперь сильноенациональное своеобразие. Таким образом, теория общественно-экономических формаций позволяет уловитьобщую логику развития мировой культуры, понять причины смены одних типовкультуры другими, выявить сложные взаимоотношения между ними. 5. ЛИЧНОСТЬ КАК ТВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ ЦЕННОСТИ Кто же действительный творец материальных ценностей, являющихся остовом,каркасом любой культуры? Прежде всего, та часть общества, которая с помощьюсвоих трудовых навыков приводит в действие средства производства, т. е.трудящиеся массы. Определим основные аспекты участия трудящихся масс в развитиикультуры. Трудящиеся составляют главный элемент производительных сил. Только благодаряих деятельности человечество может существовать и нормально функционировать.Если они прекратят свою деятельность по созданию материальных ценностей,начнется социальная деградация. Итак, именно трудящиеся массы любойисторической эпохи и при любом политическом режиме играют решающую роль всоздании материальных культурных ценностей. Решающая роль трудящихся масспроявляется и в развитии духовной культуры. Здесь можно выделить ряд важныхмоментов. Несмотря на то, что большинство духовных ценностей было созданопрофессиональными творцами (архитекторами, художниками, скульпторами,писателями, поэтами и т. д.), следует помнить, что трудящиеся массы, создаваяматериальные ценности, обеспечивали их существование и тем самым давали имвозможность для занятий духовным творчеством. А также трудящиеся массынепосредственно творят духовные ценности, создавая язык и фольклор, которыестановятся неиссякаемым источником для творческой деятельности профессиональныхтворцов духовных ценностей. Ну а как же быть с личностью? Значительная часть духовных ценностей создаетсяпрофессиональными творцами. Да и в области материальной культуры творческойличности принадлежит многое. Вошел в историю водопровод, сделанный рабами вРиме, но ведь и он был спроектирован древними римскими архитекторами, хорошознавшими свое дело. Поэтому, творческая личность играет весьма заметную роль вразвитии культуры. Но, прежде чем личность сможет начать активные действия, онадолжна сформироваться в обществе. Это влияние общества на личностьхарактеризуется многими обстоятельствами. Во-первых, каждый исторический типкультуры создает свой основной тип личности. Он различен в разных социальныхгруппах, но имеет и нечто общее, обусловленное связями личности с обществом вцелом и его культурой. Во-вторых, различные типы культуры предоставляют разныевозможности для формирования и развития личности. Каковы основные направления влияния личности на ход мировой истории и развитие культуры? Здесь можно указать три основныевозможности, предоставляемые личности историческим процессом. Во-первых, своей деятельностью, если эта деятельность совпадает снаправлением общественного прогресса, она может значительно ускорить темпы исторического развития внести заметный вклад в мировую культуру. В таком случае говорят опрогрессивном воздействии личности на ход истории. Во-вторых, ее деятельность может иметь направление, противоположноенаправлению общественного прогресса. Тогда она в зависимости от мощи социальныхсил, стоящих за ее спиной, и от своих собственных качеств может оказатьзначительное тормозящее воздействие на ход истории и развитие мировой культуры.В таком случае говорят об отрицательном воздействии личности на историю. В-третьих, личность может оказать противоречивое воздействие на историческийпрогресс. Существует не так уж много личностей, деятельность которых может бытьоценена однозначно - либо позитивно, либо негативно. Гораздо чаще личности наодних этапах своей деятельности ускоряют ход истории, а на других - замедляют.Часто встречается ситуация, когда личность в одно и то же время одними сторонами своей деятельности оказывает прогрессивное воздействие на общество,а другими - регрессивное. 6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Подводя итоги рассмотренному выше, мы можем сказать, что две основныедвижущие силы культуры - это народные массы и личность. Они движут культурукаждая по-своему, выполняя различные функции , решая разные задачи, но в этомдвижении ни та, ни другая не устранимы и дополняют друг друга. Если жепопытаться образно сравнить их мощь, то, наверное, лучшим образом будетайсберг. Его надводная часть - это творческие личности, а девять десятых его,находящиеся в воде, - это народные массы. В связи с этим, культурное богатство личности зависит от включения ценностей в человеческую деятельностьи от того, насколько общество стимулирует этот процесс, насколько оноспособствует ему. В личности ценнос­ти культуры превращаются в поведении икультура живет в личнос­тном поведении человека. Общество развивается врежиме поиска все более благоп­риятных условии для формирования личностикак активного субъекта культуры, как творца и носителя ценностей культуры. Данная работа - попытка са­мостоятельно и с помощью компетентных авторовизучить и понять феномен культуры, ее роль в жизнедеятельности человека,получить представление о способах приобретения, хранения и передачи базис­ныхценностей культуры.

Список используемой литературы:

1. П.С. Гуревич. «Философия культуры»

2. Б.С.Ерасов «Социальная культурология»

3. «Введение в философию» учеб. Для Вузов