регистрация / вход

Корейский фарфор династии Чосон и его художественное своеобразие

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИ

КАФЕДРА ВОСТОЧНЫХ ЯЗЫКОВ

Специальность: 031001.65 - Филология

Специализация: корейский язык и литература, английский язык

Корейский фарфор династии Чосон и его художественное своеобразие.

Выполнил

Студент 4 курса

Группа 1677

А.И. Мухаметов

Проверил

Р.Р. Мухаметзянов

Казань – 2011


Оглавление

Введение 3

ДекоративноприкладноеискусствоКореи (15 – 19вв.) 5

Прикладноеискусство 6

КерамикаКореи (15-19вв.) 9

Заключение 14

Списоклитературы 16

Введение

Корея – цивилизация, которая складывалась и развивалась на протяжении многих тысячелетий, является одной из культурных древнейших стран мира. По своему географическому положению Корея служит как бы мостом между Азиатским материком и японскими островами, что способствует общению ее с соседними странами. Вместе с тем наличие больших природных богатств Кореи вызывало частые войны с могущественными соседями, которые на протяжении ряда веков стремились захватить ее территорию.

Корея славится своей красотой и разнообразием природы, ее поэтическое название Чосон обычно переводят как страна утренней свежести. Большую часть поверхности страны занимают горные реки и стремительные водопады вместе с причудливыми скалами и изрезанными морскими берегами образуют живописные пейзажи и на протяжении веков вдохновляли поэтов и зодчих Кореи.

К 1в. до н.э. относится образование трех крупных племенных союзов, развившихся в 3-4вв., как самостоятельные феодальные государства. На юго – востоке полуострова были расположены Силла (57г. до н.э. – 935г. н.э.), на юго-западной части, государство Пекче (18г. до н.э. – 660г. н.э.), а на севере наиболее могущественное из них – государство Когуре (37г. до н.э. – 668г. н.э.), которое, наследуя достижения Древней Кореи, добилась значительных успехов в своем культурном и историческом развитии.

К 6в Силла овладевает почти всем корейским полуостровом и наступает период объединенного Силла (6в.- начало 10в.). Взаимосвязь с Китаем, откуда заимствованы конфуцианство и буддизм. Затем, в силу междоусобных войн, государство Силла распадается на множество государств и в 10в. правитель Ван Гон основывает государство Коре (начало 10в.-14в.). Название Коре происходит от, некогда существовавшего, государства Когуре. Начинается новая культурная полоса, налаживается связь с Японией, Ираном.

К 14в. объединение происходит под государством Чосон, столица Сеул под властью династии Ли.


Декоративно прикладное искусство Кореи (15 – 19вв. )

С основанием династии Ли, Корея становится централизованным государством под названием Чосон. Столица его из Кэгена переносится в 1394 году в Хасон. В первые годы правления династии Ли, развивалось сельское хозяйство, ремесло и торговля в городах. Значительный прогресс можно было видеть в социально-экономической жизни страны. Успешно развивались искусство и наука. Корейский народ испытывал на себе жестокую эксплуатацию феодалов и правящей клики. Усилилась роль конфуцианства, которое было господствующей идеологией в кругах знати. В 15-19 веках в Корее возникли и материалистические течения.

В конце 16 века мирное существование страны вновь было нарушено вторжением полчищ японского полководца, вызванным борьбой Японии за рынки сбыта, ее соперничеством на морях с Китаем, вывозившим в течение веков свою керамическую продукцию в южные страны, а позднее в страны Европы.

Во время войны 1592-1598 годов японские полчища потерпели поражение и должны были покинуть Корею. Но мирная жизнь продолжалась недолго. Связи с Китаем, вновь установившиеся в 17 веке, не могли, не отразиться на развитии архитектуры и искусства Кореи, чему способствовало и распространение конфуцианства среди консервативных кругов чиновничества.


Прикладное искусство

Возросший спрос чосонской знати и богатых горожан на предметы роскоши, а также развитие внешней и внутренней торговли привели к значительному прогрессу в сфере художественных ремёсел. Развиваются традиционные виды прикладного искусства: вышивка по шёлку, керамическое и фарфоровое производство, изготовление бронзовой посуды и холодного оружия. В целом прикладное искусство этого периода было достаточно разнохарактерным, поскольку отвечало потребностям образа жизни различных социальных слоёв. Повышенное внимание к художественному оформлению предметов быта делало их для современников таким же атрибутом эпохи, как и произведения литературы и изобразительного искусства, и позволяло включать их в сферу духовной жизни, а не только материальной среды. В декоративно-прикладном искусстве XV – XVII вв. находили отражение все основные идейные и эстетические течения времени. Новые для корейского искусства и культуры тенденции к украшательству и показной пышности были связаны с образом жизни и культурными запросами чиновно-феодальной верхушки и формировавшихся городских слоёв.

Особое место занимали керамика и фарфор. Корейские мастера производили самые разнообразные изделия: всевозможные вазы, кувшины, чаши и посуду. Они овладели методикой кобальтовой росписи на фарфоре (ранее такие изделия вывозились из минского Китая), научились изготавливать белоснежную фарфоровую посуду. В формах и росписи на сосудах проявляется не свойственная им ранее живописность. Изделия периода Ли отличаются тонкостью и особым изяществом форм. Однако главной цели творческого поиска в области фарфорового производства ни в XV в., ни в последующий период достичь не удалось.

В период монгольского господства был безвозвратно утрачен секрет производства предмета гордости корёского прикладного искусства – знаменитого голубовато-зеленого (очень близкого по цветовой гамме к малахиту) фарфора селадон и его инкрустации цветными глинами (техника сангам чхонджа). Он изготавливался только в Корё и пользовался огромной популярностью за границей, поэтому в XII в. инкрустированная и глазированная фарфоровая посуда была одним из главных предметов корейского экспорта. Попытки многих мастеров восстановить производство селадона не увенчались успехом. На смену ему приходит фарфор белого цвета с удивительно чёткими очертаниями.

Курильница из селадона

Широкое распространение в период Ли получает производство расписных и инкрустированных перламутром лаковых изделий и мебели, как правило, они покрывались черным или светлым лаком и узорчатыми украшениями из металла. Подносы, трапезные столики, шкатулки, сундуки и другие предметы сочетают в себе красоту древесной фактуры и совершенство формы, их изящество славилось за пределами корейского государства. В лаковых изделиях чосонской эпохи нашли воплощение пышные и цветистые публичные вкусы того времени. Изделия были свободны и оригинальны по форме, при их производстве часто применялся золотой лак, а также всевозможные приёмы орнаментации: рельеф, полировка, гравировка, инкрустация, полихромная эмаль и т. д. Богато украшенные лаковые изделия, предметы обихода и посуда использовались знатью Чосона для парадных случаев, среди них следует выделить всевозможные столики и подставки, подносы, комплекты столовой и чайной посуды, трубки, шпильки, шкатулки и пудреницы. Часто эти вещи украшались золотом и серебром.

Особое место среди художественных промыслов королевства Чосон имело литьё культовых колоколов и гонгов, находивших применение, как в буддийских, так и конфуцианских церемониях. Тонкость работы мастеров определяла не только чистое звучание или элегантную форму изделия, но и богатый декор, покрывавший его поверхность. Лучшие колокола и гонги получали собственное имя, хранились в буддийских храмах или культовых конфуцианских учреждениях. На всю страну славились колокола Хончхон (1462 г.), Раксан (1469 г.) и Понсон (1469 г.), они названы по имени храмов, в которых хранились и использовались.


Корейская керамика династии Чосон

Развитие декоративно прикладного искусства Кореи в ранний период династии Ли было связано с общим экономическим подъемом. Развитию художественного ремесла способствовало и расширение в этот период внешней торговли.

Значительное место в декоративно прикладном искусстве занимала керамика. Ее производство в первой половине 15 века продолжало развиваться, при этом использовались достижения керамистов периода Коре. Однако скульптурность форм и красота цветных глазурей, характерных для периода Коре, постепенно исчезли. Большинство сосудов 15-19 веков предназначалось для обихода, для обычной повседневной утвари, что вызвало появление более тяжеловесных и устойчивых форм.

В 15 веке особой славой пользовались керамические изделия из Керенсана. Сосуды пунчхон изготовляли из такой же глиняной массы, какая применялась для селадон ов периода Коре (В керамическом производстве селадо́н — особый тип глазури, а также специфический бледно-серовато-зеленоватый оттенок зелёного цвета, который также называют селадоном. Этот тип керамических изделий был изобретён в древнем Китае, в частности, в провинции Чжэцзян. Этимология:Термин «селадон» для гончарных изделий с бледно-серовато-зеленоватой глазурью был придуман европейскими ценителями керамики. Существует несколько гипотез происхождения этого слова. Одна из гипотез состоит в том, что слово впервые появилось во Франции в XVII веке и произошло от имени героя французского пасторального романа XVII века «Астрея» („L’Astrée“) писателя Оноре д’Юрфэ, который украшал одежду бледно-зелёными ленточками. (Д’Юрфэ, в свою очередь, заимствовал своего героя из Метаморфоз Овидия). Другая гипотеза состоит в том, что термин является искажённым именем Саладина (Салах ад-Дина), султана из династии Айюбидов , который в 1171 г. направил сорок изделий из этой керамики к Нур ад-Дину, султану Сирии. Наконец, ещё одна, третья, гипотеза состоит в том, что слово происходит от санскритских слов sila и dhara, что означает «камень» и «зелёный» соответственно.). И несомненно этот вид керамики можно рассматривать как дальнейшее развитие техники селадонов. Но черепок пучхон(Пучхон (кор. , , Bucheon-si) — город в провинции Кёнгидо, Южная Корея. Население 851 000) более грубый по текстуре, чем у селадонов, и поэтому обычно его поверхность покрывалась полностью или частично белым ангобом. Белые мелкие узоры на сером фоне черепка, покрытого зеленоватой глазурью, не отличаются той гармонией цветовых сочетаний, какие были у керамики типа сангам. Наиболее распространенным и простым видом керамики пунчхон были чаши, украшенные при помощи штампов узорами из мелких растительных мотивов, которые покрывали всю поверхность сосуда и иногда сочетались с рядами мелких впадинок – точек. В отдельных случаях более сложный узор вместо тиснения штампом вырезался в глине, заполнялся белым ангобом кистью или щеткой и покрывался прозрачной глазурью типа селадон.

Кувшин с тигром, выполненный в технике «Пучхон», который мастер Kim Jeong-ok подарил Британскому музею

В декоре сосудов пунчхон 15-16 веков появляются новые мотивы – изображения драконов, рыб, цветов лилий, растительных завитков, ритмично расположенных на поверхности. Иногда искусное наложение ангоба щеткой в различных направлениях позволяло оставлять изделия без дополнительного декора. Одно из лучших изделий этого вида – массивный круглый сосуд 15 века, служивший для хранения пищи. На его широком тулове с коротким горлом заметны следы от щетки. На оплечье – роспись спиралевидными черными побегами, прочерченными небрежно, но вместе с тем свободно и живо.

Другим видом декора пунчхон было покрытие быстрой кистью всего изделия белым ангобом, после чего при помощи гравировки узор, вытиснялся, сохраняя свой белый цвет, а фон покрывался окисью железа под селадоновой глазурью, принимая после обжига коричневато-зеленый оттенок.

Бутыль пунчхон с изображением рыб. Вторая половина XV — XVI в. Чосон. Керамика; подглазурная роспись окисями железа. Из коллекции Национального музея Кореи

Прекрасный образец подобного декора на оригинальном сосуде для вина, напоминающем по форме черепаху, с небольшим горлышком на месте головы. По всей поверхности ее вырезаны в белом ангобе декоративные пышные пионы и листья, выделяющиеся на темном фоне под прозрачной зеленоватой глазурью. Возможно, этот сосуд предназначался для путешествий, отсюда и его форма фляги, сплющенной по горизонтали.

Они выделялись грубым шероховатым черепком и неправильностью формы. Подобные чаши высоко ценились в Японии где их даже подделывали в ряде керамических центров. Все эти изделия, несмотря на утилитарность, отличались пластичностью и разнообразием форм. Особенностью черной керамики была ее матовая, лишенная блеска глазурь.

Как уже указывалось, в 15-16 веках наравне с изделиями пунчхон и обычной керамикой большое место занимало производство белого фарфора, которое продолжало развиваться и совершенствоваться, сохраняя в течение первых ста лет правления династии Ли лучшие традиции изделий периода Коре. В этот период белый фарфор Кореи отличался изысканной простотой и утилитарностью форм, всегда отвечавших своему назначению. Красивые чаши, блюда и сосуды для вина характерны глубиной и мягкостью различных оттенков белого цвета.

Корейские художники-керамисты, применявшие для росписи изделий кобальт, обычно пользовались тонкими кистями, скупо и сдержанно накладывая краски на узоры в виде цветов, растений, птиц и насекомых. Такие чаши для вина, расписанные подглазурным кобальтом, изредка встречались в домах сановной знати и служили для подношения вина почетным гостям. Для росписи фарфоровых изделий помимо кобальта и окиси железа пользовались иногда и красной медной краской, которая была известна корейским мастерам еще в период Коре.

В начале 17 века в Корее производили только белый фарфор, так как со времени японского нашествия кобальт из Китая не ввозили. Только в середине 17 века в Пунвоне вновь появляется роспись кобальтом и возрождаются старые традиции в изготовлении художественных фарфоровых изделий исключительно для королевского двора.

По сравнению с изысканными формами фарфоровых сосудов 15-16 веков изделия позднего периода династии Ли кажутся более тяжеловесными и грубыми. Корейские художники-керамисты создавали ритмичные композиции линией и пятном, проявляя богатое чувство фантазии. Они писали растительные мотивы, животных, плывущих рыб, птиц и насекомых то в реалистической манере, то в виде стилизованных завитков и каллиграфических линий, искусно преобразуя реальные формы в декоративную условность узора.

Характерен для этого времени большой фарфоровый шарообразный сосуд для хранения пищи. Он покрыт светло-серой глазурью и украшен росписью с изображением дракона, летящего над облаками, заполняющего верхнюю часть тулова, хорошо подчеркивая округлость формы сосуда. Коричневатый, красивого оттенка рисунок исполнен подглазурной окисью железа с удивительной свободой. Для фарфоровых сосудов характерны богатство декора и разнообразие форм. Чувство живой непосредственности, порой наивности ощутимо выступает в росписях этих сосудов.

Любовь корейцев к природе находит свое отражение в росписях сосудов 17-19 веков. Пейзажи, цветущие лотосы и хризантемы, бамбук и гроздья винограда, птицы, рыбы, летящие среди цветов мотыльки – все это отражает глубокие чувства народа, который, творя в тяжелых условиях феодального режима, все же сохранял на протяжении веков любовь к прекрасному.

В росписи фарфора 19 века появляются новые мотивы. Пейзажи написаны блекло-синим кобальтом с большим мастерством и пониманием передачи воздушной перспективы. Декоративность изделий, ее содержательность диктовались назначением вещи и эстетическими запросами потребителей. На стопках для кистей можно встретить рельефные или живописные изображения сосны, журавлей, аистов, оленей, символизирующих традиционные пожелания долголетия и богатства, а также пейзажи с солнцем, луной и облаками извивающихся летящих драконов – повелителей стихий.

Керамика Кореи периода правления династии Ли оказала большое влияние на керамические изделия Японии, а позднее через них и на керамику ряда европейских стран, где стали широко применять декоративные приемы мастеров Кореи прошлых веков. Воспетая поэтами, прославленная в легендах и сказаниях керамика Кореи в последние годы правления династии Ли утратила свое былое значение и свое великое мастерство, в котором в течение веков находила отражение живая душа ее народа, его любовь к этому виду искусства.

Заключение

В процессе выполнения курсовой работы я пополнил свой теоретический запас знаний в области истории декоративно прикладного искусства Кореи, постарался уделить внимание особенностям искусства.

С древнейших времен корейцы славились обработкой металла. На территории Кореи найдено большое количество изделий из бронзы, относящихся к бронзовому веку, в том числе зеркала, топоры, ножи, украшенные оригинальным геометрическим и зооморфным орнаментом. Искусство обработки металлов постепенно развивалось на протяжении всего раннего периода железного века и ко времени появления трех государств достигло большого совершенства. В погребениях под насыпными могильными курганами, в которых хоронили правителей и знать эпохи Силла, обнаружены удивительные по изяществу коллекции золотых украшений – короны, серьги, ожерелья, браслеты, пояса. Изяществом формы, богатством звучания и внушительными размерами славились бронзовые колокола этого периода.

Но большой известностью пользуется корейская керамика, имеющая глубокие традиции: от древних глиняных сосудов неолита с их грубой, шероховатой поверхностью до элегантных селадоновых ваз, украшенных изысканной инкрустацией. Эти древние керамические изделия выполнены в свободной манере, оригинальны по форме, а некоторые явно свидетельствуют о влиянии шаманизма. Керамику эпохи Силла отличает большая приземленность форм, узоры становятся менее замысловатыми, для их воспроизведения широко используется метод штамповки.

Вершиной гончарного дела в Корее считается период 12-13вв., когда корейские мастера осваивают производство голубовато-зеленой селадоновой глазури разных оттенков и технику нанесения подглазурных узоров методом инкрустации. Техника селадона пришла в Корею из Китая, но метод инкрустации был изобретен корейскими гончарами: на поверхность заготовки сосуда наносится узор в виде бороздок, углубления которых заполняются белой или черной пастой. Эти узоры, которые поначалу выполнялись в простой манере, придавали селадоновым сосудам строгую, утонченную красоту.

К 14в. объединение происходит под государством Чосон, столица Сеул под властью династии Ли.

В период династии Чосон ведущие позиции в керамике занял белый фарфор с росписью кобальтом. При этом искусство производства селадона почти сошло на нет, а секрет создания блестящей голубовато-зеленой глазури разных оттенков был утрачен, пока его не открыли заново уже в 20в.

В керамике продолжается использование достижений керамистов Корё, но формы сосудов стали более тяжеловестны и устойчивы для обычной повседневной жизни. Возникает вид керамики под названием пунчхон. Его можно рассматривать как дальнейшее развитие селадонов, но черепок более грубый. Мотивы драконов, рыб, цветов лилий и поинов..

История и культура этой страны отражает глубокие чувства народа, который, творя в тяжелых условиях феодального режима, все же сохранял на протяжении веков любовь к прекрасному.


Список литературы

1. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. Энциклопедия», 1985г.

2. Глухарева Т.М. Искусство Кореи – М.: «Искусство», 1982г.

3. Верман. Карл. История искусства всех времен и народов АСТ - Москва 2001г.

4. Полевой. В.М. Архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративное искусство – М.: издательство «Советская Энциклопедия», 1986г.

5. Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард – Левина. – М.: «Мысль», 1989г.

6. Новичков В.Б., Куркин Е.Б.«Страны и народы, универсальная энциклопедия – М.: «Педагогика-пресс», 2000г

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий