регистрация / вход

Культура Древнего Рима 8

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение Культура эпохи республики религия архитектура скульптура литература Культура Империи литература архитектура скульптура искусство мозаики

Содержание

Введение

Культура эпохи республики

религия

архитектура

скульптура

литература

Культура Империи

литература

архитектура

скульптура

искусство мозаики

Культура Поздней Империи

Специфические особенности римской цивилизации.

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Культура Рима входит в наше сознание со школьных лет загадочной легендой о Ромуле, Реме и их приемной матери – волчице. Рим – это звон гладиаторских мечей и опущенные вниз большие пальцы римских красавиц, присутствовавших на гладиаторских боях и жаждущих смерти поверженного. Рим – это Юлий Цезарь, который на берегу Рубикона говорит «Жребий брошен» и начинает гражданскую войну, а потом, падая под кинжалами заговорщиков, произносит: «И ты, Брут!» Римская культура ассоциируется с деятельностью многих римских императоров. Среди них – Август, который с гордостью заявляет, что принял Рим кирпичным, а потомкам оставляет мраморным; Калигула, собирающийся назначить сенатором своего коня; Клавдий с его императрицей Мессалиной, имя которой стало синонимом неистового разврата; Нерон, устроивший пожар Рима, чтобы вдохновиться на поэму о пожаре Трои; Веспасиан с его циничными словами «Деньги не пахнут»; и благородный Тит, который, если не сделал за день ни одного доброго дела, говорил: «Друзья, я потерял день».

Рим – это государство, которое прошло стремительный путь от маленького городка на реке Тибр до огромной мировой сверхдержавы, охватившей все Средиземноморье и большую часть Европы. Культура Древнего Рима с его совершенными памятниками архитектуры, живописи, литературы, стала эпохой наивысшего расцвета античной культуры и вместе с тем ее завершением.

Тема моей работы – «Особенности культуры Древнего Рима» - является актуальной и в наши дни, будет актуальной и в будущем, так как художественное наследие Рима значило очень много в культурном фундаменте Европы. Более того, это наследие явилось едва ли не решающим для европейского искусства. В своей работе я рассмотрел особенности становления и развития римской культуры в трех периодах:

I. период Республики (VI – I вв. до н.э.), когда культура Рима развивалась под определяющим влиянием художественной культуры этрусков, уровень культурного развития которых был

для VI в. до н.э. очень высок; а со II в. до н.э., когда Рим подчинил себе Грецию, не менее сильным оказалось также влияние греческой культуры.

II. период Империи ( I – II вв. н.э.) – расцвет и наиболее плодотворное время древнеримской культуры, которая окончательно оформилась в своей самобытности и позднее вошла в качестве одного из важнейших компонентов в европейскую культуру.

III. период Поздней Империи (III – IV вв. н.э.) – завершающий этап римской культуры. Новые гражданские войны, частая смена императоров, варваризация империи, растущий сепаратизм империй, увеличивающийся натиск германских племен и других народов – кризис, который, естественно, затронул и культуру.


Культура эпохи Республики

В первые века Римской республики ее культура развивалась под определяющим влиянием культуры этрусков, уровень культурного развития которых был для VI в. До н.э. очень высок.

Города этрусков были прекрасно укреплены - окружены зубчатыми стенами и оборонительным рвом, строились по единому плану, две улицы пересекались под прямым углом и делили город на четыре квартала. Архитектура этрусков была близка греческой, но этруски использовали камень только в фундаментах, каркас делали из дерева, а стены - из сырцового кирпича. Этрусские храмы стояли на высоком постаменте - подиуме, к колоннаде портика вела лестница. Как и греки, этруски украшали храм расцвеченными рельефами и терракотовыми статуями. Эти скульптуры по стилю соответствовали греческой пластике времен архаики, но были много условнее, орнаментальнее и динамичнее.

У этрусков рано развилась портретная скульптура, что было связано с заупокойным ритуалом. На погребальных урнах, в которых хранился пепел умерших, крышки делались с изображением фигуры или бюста умершего, всегда портретного характера. Если римский портрет достиг небывалого прежде художественного совершенства, то этим он был обязан усвоению римскими мастерами этрусского наследия. Римляне многое восприняли у этрусков и в области архитектуры. Конструкция римского храма Пантеона была продолжением этрусского зодчества. Так называемый ложный купол (постепенно сходящиеся внутри ряды каменных балок или кирпичей) применялся в архитектуре уже в минойский и микенский периоды, но только этруски начали возводить стены из клиновидных балок, создав таким образом купол в собственном смысле слова. Римляне же, воспользовавшись этрусскими образцами, создали новую архитектурную форму - свободно держащийся свод, переходящий в обширный купол. Его создание было отражением ценностных ориентиров римской культуры, римской модели социального космоса. Купол говорит нам о мощи, единстве империи, о все­ленском владычестве. Купол - это могучее полушарие, которое одновременно и покоится, и как бы плавает в пространстве, и объединяет, и венчает вселенную. Купол - космичен, но при этом вполне социален, так как предполагает большое здание с большим количеством людей. В этом его отличие от греческого храма, который был просто обиталищем того или иного боже­ства, народ же должен был молиться перед храмом, под откры­тым небом.

Не менее сильным оказалось также влияние греческой культуры. Во II в. До н.э. Рим подчинил себе Грецию, победа над которой обернулась для Рима своего рода культурным пораже­нием: сильный в военном отношении, он оказался бессильным перед высококультурным противником.

Религия.

Прежде всего, римляне позаимствовали у греков пантеон богов. Основные религиозные культы сложились в римской культуре задолго до завоевания Греции, и они были вполне са­мостоятельны, но атрибуты многих богов и их функции были взяты у греков. В ранней римской религии поражают бедность фантазии, схематичность мифологических образов, отсутствие самой потребности в живых образах богов. В римских богах того времени явно чувствуется олицетворение абстрактных представлений, с помощью которых скрупулезно регламентиро­вались все стороны человеческой жизни. Эта детальная регламентация, по убеждению римлян, должна была гарантировать их от несчастий и невзгод. Совершение многочисленных обря­дов рассматривалось римлянами как заключение сделки между ними и богами, выполнение обряда надлежащим образом обя­зывало соответствующего бога исполнить просьбы и пожелания, высказанные человеком.

Но сами боги несмотря на свою абстрактность были очень близки к людям, к государству, к семье. Все они имеют своих покровителей - Ларов, Гениев, Пенатов. Многие боги, которым поклонялись римляне, никогда не имели человеческого облика. Так, Веста, богиня домашнего очага, одна из самых почитаемых в Риме, всегда отождествлялась с огнем, Марс – с копьем и т.д. Некоторая часть римских богов приобрела человеческий облик лишь под греческим влиянием, когда им были найдены греческие эквиваленты (Зевс - Юпитер, Афродита – ­Венера и т.д.) и приспособлена греческая мифология. Однако знакомство с греческой мифологией обогатило римскую религию, но не затронуло ее основ.

По мере расширения границ римского государства религиозные представления развивались и усложнялись, черты бо­жеств многих других народов сливались с чертами римских богов. Римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги лишь усиливают мощь римлян. Однако, несмотря на эти про­цессы, религиозная мифология римлян не стала поэтически одухотворенной, как у греков. Но и в таком своем качестве римская религия играла очень важную роль в жизни римлян.

Архитектура.

Влияние греков сказалось и на римской архитектуре. Этрурия дала римлянам арку, Древняя Греция – ордер. Римляне, соединив арку и колонну, создали так называемую римскую ячейку и ввели в строительную практику аркаду. Аркада стала излюбленным элементом для разного типа построек (мост, театр, акведук). Опираясь на строительный опыт завоеванных стран, римляне смогли создать в период республики вполне са­мобытную и величественную архитектуру. К традиционным греческим ордерам римляне добавили позаимствованный у эт­русков тосканский ордер и вычурную капитель (верхняя часть колонны), соединившую ионические волюты (скульптурное ук­рашение в виде завитка на капители) с коринфским аканфом. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть мощь, силу, величие, подавляющие человека. Именно в этой пышной архитектуре нашли наиболее полное выражение государствен­ные идеи Рима. Грандиозные храмы, амфитеатры, термы, фо­румы, триумфальные арки и колонны прославляли мощь Республики. Для них были характерны монументальность, пышная отделка множество украшений, стремление к строгой симметрии.

Безусловным достижением римской архитектуры периода Республики стало умение вписать архитектурные объекты (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) в городской, сельский пейзаж, создать ансамбль из нескольких построек. Все это также служило возвеличиванию Рима. Но стремление к выражению величия Рима в архитектурных ансамблях приводило к масштабным преувеличениям, внешним эффектам, ложному пафосу громадных сооружений, рядом с которыми теснились лачуги бедняков и городские трущобы. Римляне не смогли из­бежать и тенденции к чистому украшательству. Она нередко приводила к полному подавлению конструктивного момента, который у греков так удивительно объединялся с моментом де­коративным. Колонна здесь часто превращается в украшение и просто оживляет стены, становясь стенной при6авкой или пи­лястрами. Мозаичные полы или лепные потолки – любимая римская форма. Тут и аканфовый лист, плющ, лавр, пальма, необыкновенные человеческие фигуры, животные. Раскопки в Геркулануме и Помпее открыли нам небывалую роспись стен, к которой со всем не была способна греческая классика. Разно­образие перспективных, пейзажных, орнаментальных форм, нежность и свежесть красок, причудливость линий, роскошь, блеск, эффектность этих росписей свидетельствуют о тонко развитой римской чувственности.

Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в которой основное место принадлежало сооружениям общест­венным, рассчитанным на большие массы людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равных по сложности инженерных решений, многообразию типов соору­жений, богатству композиционных форм, масштабу строитель­ства. Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы и реализовали их в новых типах построек. Этот пе­риод развития римской культуры ознаменовался появлением базилик - зданий, где совершались торговые сделки и вершил­ся суд; амфитеатров, где устраивались гладиаторские бои; цир­ков, где происходили соревнования колесниц; терм - слож­ного комплекса сооружений, включавших в себя бани, библио­теки, места для игр и прогулок.

Возведение этих сложнейших, подчас гигантских сооруже­ний и комплексов стало возможным благодаря созданию новой конструктивной системы - монолитно-блочной, основу кото­рой составляли две узкие кирпичные стенки, заполненные щебнем и особым строительным раствором - бетоном, появившимся в IIIв. до н.э.

От периода Республики до наших дней сохранились не­многие архитектурные памятники, остальные нам знакомы лишь из описаний их историками и современниками. Самым замечательным памятником эпохи Республики стал форум Ро­мано близ Капитолия, включавший в себя все традиционные для римского города постройки: храм, посвященный Сатурну, богу урожая, базилику, построенную при Юлии Цезаре и на­званную в его честь. Обязательным для всякого форума являлся храм богини домашнего очага Весты. В нем горел вечный огонь, поддерживаемый девятью весталками, жрицами богини, которые проживали в расположенном рядом с храмом роскошном доме весталок.

Скульптура.

С самых первых шагов своего возвышения римская культу­ра стремилась импортировать любые образцы культурных ценностей. Завоевание других народов и племен всегда сопровож­далось грабежом их художественных произведений. Из одной только Македонии были вывезены 250 повозок со статуями и картинами. После покорения Греции и захвата Коринфа Рим был буквально наводнен их памятниками искусства. Так, были привезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа и других знаменитых греческих мастеров. Несмотря на обилие памятников, вывезенных из Греции, среди римлян рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Влияние греческих шедевров и их массовое копирование тормозили формирование собственной римской скульптуры. Поэтому в области монументальной скульптуры римляне не смогли достичь совершенства греческой классики и не создали памятни­ков столь значительных, как греческие.

Однако в отличие от греческих скульпторов римляне обогатили искусство пластики раскрытием новых сторон жизни, раз­работали бытовой и исторический рельеф, а самое главное, они стали авторами жанра скульптурного портрета. Именно портретные статуи получают доминирующее значение, и именно в них проявилось своеобразие римского скульптурного искусства. В портретном жанре наиболее ярко проявился самобытный реализм римских ваятелей, наблюдательность и умение обобщить увиденное в определенной художественной форме. Римские портреты исторически зафиксировали изменение внешнего облика людей, их нравов и идеалов.

Своим появлением римский скульптурный портрет в значи­тельной мере обязан заимствованному римлянами у этрусков культу предков, в соответствии с которым урну с прахом умершего человека должно было прикрывать изображение головы покойного. Для этого сначала делались восковые маски, а затем на их основе изготовлялись собственно скульптурные портреты. Скопированные с лица умершего, они очень точно передавали его портретные черты. Поэтому, в отличие от греческой иде­ально-возвышенной скульптуры, римский портрет всегда пре­дельно индивидуализирован. Индивидуализация черт исключа­ла возможность эстетического любования, поэтому в жанре скульптурного портрета на первый план вышла идея красоты духовной. Поскольку духовные, нравственные идеалы в рим­ском обществе подвергались постоянному пересмотру, эволю­ционировал и жанр скульптурного портрета, но главными чер­тами скульптурных образов республиканской эпохи были лаконичные формы и обобщенность изображения.

В разных музеях мира, в том числе и в Эрмитаже, хранится огромное число римских портретов - императоров, полковод­цев, политических деятелей, философов, писателей и просто безымянных римлян, запечатленных с поразительным мастер­ством, во всей полноте и разнообразии человеческих характе­ров, чувств, настроений - одухотворенных и жестоких, воле­вых и прямодушных, коварных и наивных. Классическим про­изведением римского скульптурного портрета принято считать изображение Катона - мудрого и волевого римлянина, челове­ка практичного ума, хранителя строгих нравов.

Литература.

Под влиянием заполонивших Рим греческих произведений искусства, идей, традиций творчества, под воздействием обще­ния с греческими художниками, скульпторами, музыкантами у римлян изменилось само представление о художественных ценностях. Стала цениться образованность, предполагавшая владение греческим языком и литературно-философским наследием. Поэтому развитие римской литературы началось с подражания греческим оригиналам. Но в отличие от Греции, где основными литературными жанрами были эпос, лирика, трагедия, в Риме предпочтение отдавалось драме, причем толь­ко жанру комедии. Власти просто-напросто боялись влияния сцены на массы, к актерам относились с презрением и драма­тических авторов не жаловали. Поэтому даже для наиболее вы­дающихся римских комедиографов, создавших литературный язык и выработавших стихотворную технику, были характерны уничижительная оценка собственного творчества и сознание вторичности их произведений.

Писателями, заложившими основы римской литературы, были греки, а первыми литературными произведениями на ла­тыни были переводы греческих трагедий и комедий. Одним из первых римских поэтов был Ливий Андроник, грек по происхож­дению, переведший на латынь «Одиссею» Гомера.

В 240 г. до н.э. он представил на суд слушателей свои переводы на латин­ский язык греческих трагедий и комедий. Эта дата стала считаться годом рождения римской литературы.

Следует отметить, что долгое время римское общественное мнение, ревнители римских традиций сопротивлялись проник­новению иноземных (в том числе и греческих) влияний, считая, что они развращают римлян. Это не способствовало развитию собственной художественной литературы. Прагматики ­римляне были чужды поэзии, поэтому истинно латинская литература заключается в памятниках красноречия и исторических сочинениях. А высшей поэзией римлян была поэзия их дел, поэзия их права.

Первым действительно выдающимся римским литератором (комедиографом) стал Тит Макций Плавт. Он заражал зрителей буйной веселостью, используя прием упрощения характеров до гротеска, создавая классические сюжеты комедийного жанра. Более психологичны были характеры и сюжеты в комедиях Публия Теренция Афра. Его «серьезная» комедия представляла собой основательную переработку греческой. При этом Теренций ставил зрителя в такое положение, когда в поведении героев его пьес всегда присутствовал элемент непредсказуемости.

Различие римской и греческой художественных культур проявлялось во всех видах искусства, жанрах и художественных образах. Это же различие мы обнаруживаем также в стадиях и качестве римского сознания. Его полноценное формирование в римской культуре началось лишь в период разложения респу6лики. Прямым признаком этого процесса стало появление лирики, которое свидетельствует, что в обществе сформировался интерес к внутреннему миру человека. Авторы римской лирики были уже далеки от песенной народной традиции, и свои духовные переживания они облекали в известные эллинистические формы. Отсюда их погружение в александрийскую ученость, использование уже разработанных изобразительных средств.

Первым из плеяды выдающихся лириков в римской поэзии стал Гай Валерий Катулл. Как и другие поэты его крута, он пи­сал большие «ученые» произведения и легкие небольшие стихо­творения - остроумные «безделки». И в тех и в других особое внимание он уделял отделке формы. Содержание его произве­дений составляли вариации на темы малоизвестных мифов, ко­торые позволяли развивать любовную тематику. Основными чертами его творчества стали отказ от гражданской героики и погружение в сферу чувств, внутренних ощущений. В целом лирика Катулла разрушала уже устоявшиеся нормы драматиче­ской поэзии и способствовала становлению того классического стиля с преобладанием типического над характерным, который стал господствующим в литературе эпохи Империи.

Культура Империи

В конце I в. до н.э. римское государство из аристократической республики превратилось в империю. С 31 г. до н.э. начинает­ся новый период истории римской культуры. После убийства Юлия Цезаря и четырнадцати лет гражданской войны к власти пришел Октавиан Август. Во время правления Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) Римское государство превращается в огром­ную империю, включающую в себя восточное Средиземномо­рье, Северную Африку, большую часть Европы, а Рим стано­вится мировой столицей. Принципат Августа, основными ло­зунгами которого были: восстановление республики и нравов предков, прекращение войн и смут, - воспринимался современниками как долгожданное избавление от потрясавших римское общество гражданских распрей и войн. Поэтому традици­онные римские ценности, полузабытые религиозные обряды теперь всячески культивировались и были одной из основных тем художественного творчества.

Согласно оценкам античных историков, эпоха правления Августа была золотым веком всей культуры Древнего Рима. Так называемый «римский мир», мирное раз­витие в период правления Августа, стимулировал расцвет раз­личных видов искусств. В век Августа окончательно завершился синтез античной греческой и римской культур. Под влиянием полного освоения и переработки эллинского наследия вершин достигли литература и искусство, окончательно оформилась в своей самобытности римская художественная культура, которая позднее вошла в качестве одного из важнейших компонентов в европейскую культуру.

Литература.

Наиболее плодотворным век Августа оказался для римской литературы (именно поэтому его назвали «золотым»). Будучи человеком мудрым и дальновидным, Август стремился поддер­жать свою власть не только силой оружия. Он окружил себя людьми, понимающими силу искусства, способными воспеть и прославить власть императора и римского народа. Поэтому этот период римской литературы представлен целым созвездием имен замечательных писателей: Апулей, Плиний Младший, Ювенал, Петроний, Лукиан, Вергилий, Гораций, Овидий, Сенека и т.д. Август стремился управлять литературным процессом, заставить литературу выполнять специальные функции по своему собственному заказу. Для этого он создал кружок писателей и поэтов во главе со своим приближенным - чиновником Меценатом.

Наиболее значительной фигурой в римской поэзии эпохи Империи был Публий Вергилий Марон, к поэтическому дару которого Август не раз обращался для оправдания и прославления своих деяний. В ответ Вергилий написал первое крупное произведение «Буколики» (пастушеские песни). Вторым крупным произведением Вергилия стала поэма в четырех книгах «Георгики», воспевающая хлебопашество, садоводство, скотоводство и пчеловодство. Вергилий в своей поэме подробно и профессионально излагал сельскохозяйственные приемы, перемежая их отступлениями философского и мифологического характера. Труд земледельца признавался единственно достойным римского гражданина и, воспетый стихами Вергилия, вызывал уважение у всех граждан.

Общественный резонанс поэмы оказался чрезвычайно велик, так как она смогла оживить интерес к земле и сельскому труду. Поэтому Август вновь прибегнул к поэтической поддержке Вергилия для обоснования идеи о божественном происхождении своего рода и власти династии Юлиев, к которой он принадлежал. Так была создана героическая поэма «Энеида», самое прославленное произведение поэта. Эта поэма выразила самосознание римского народа и заняла достойное место в одном ряду с произведениями Гомера. В «Энеиде» Вергилий провозглашал идею мирового господства Рима, прославлял победы и величие Августа, римский дух, римское искусство. Вергилий умер, не успев закончить «Энеиду», но и незавершенная, эта поэма стала самым популярным памятником римской литера­туры.

Развитие искусства красноречия, стремление его сохранить содействовали развитию прозы. Положительным итогом рассу­ждений философов-софистов стало возникновение малых про­заических форм - песен (художественных и исторических) и описаний. В Риме появился жанр романа, который представлял собой одновременно и реалистические рассказы о жизни раз­ных слоев римского общества, и пародии на модные в то время греческие романы о возвышенных чувствах и злоключениях ге­роев. Различные исторические повествования, ставшие быстро очень популярными, были призваны компенсировать отсутст­вие собственной мифологии. Развитие личного лирического начала в литературе, а также преобладание обыденного утили­тарного сознания в духовной жизни породили интерес к зем­ным приключениям и любовным похождениями. Процесс де­градации личности и чувств нашел отражение в литературе в сатирическом романе и в романе-пародии.

Архитектура.

Ориентация на греческое классическое наследие была характерна не только для литературы. В архитектуре также эксплуатировались достижения прошлого под знаком канонизации греческой ордерной системы. Римские императоры восстанав­ливали старые и посвящали римским богам новые храмы. В этот период римляне, придававшие первостепенное значение декоративному эффекту, разработали новый способ отделки фасадов. В отличие от греков, вытесывавших все элементы де­кора из мраморных блоков, римляне возводили стены из кир­пича и бетона, а затем навешивали на них мраморную обли­цовку. Известные слова Светония о том, что «принял Август Рим кирпичным, а оставил мраморным», отражают именно этот новый метод строительства.

Рубеж I - II вв. н. э. стал временем создания грандиозных архитектурных комплексов, построек большого пространствен­ного размаха. Рядом с римским Форумом были возведены предназначенные для торжественных церемоний форумы разных императоров. Строились многоэтажные дома, которые оп­ределили облик Рима и других городов империи. Художественным воплощением мощи и исторической значимости импера­торского Рима стало сооружение триумфальных арок, прослав­лявших военные победы римлян.

Из памятников архитектуры императорской эпохи особого внимания заслуживает знаменитый Колизей, или амфитеатр Флавиев. Здание амфитеатра имело четыре этажа. Три этажа представляли собой аркады, поставленные одна на другую, четвертый - сплошную стену. Замечательно продумано было раз­мещение ордеров. В нижнем ярусе был использован сдержанный тосканский, во втором -изящный ионический, в третьем - рос­кошный коринфский, в четвертом – легкие и нарядные коринфские пилястры. При таком расположении колонн различных ордеров создавался зрительный эффект легкости верхних этажей и массивности нижнего. Представление в Колизее могли смотреть одновременно 50 тысяч зрителей, которые через 80 входов и выходов по 60 лестницам могли быстро занимать и освобождать амфитеатр.

Со времени правления династии Флавиев сохранились остатки триумфальной арки Tита, воздвигнутой в честь победы в иудейской войне 70 г. н.э. Первоначально триумфальные арки создавались по особому постановлению римского сената по случаю триумфа полководца-победителя, торжественно вступавшего в столицу от Марсова поля до Капитолия. Со временем триумфальные арки начали возводиться в различных городах империи в честь различных торжественных событий. Арка Тита была украшена рельефами, изображавшими все эпизоды триумфального военного похода.

По грандиозности замысла, уровню технической мысли и общественной значимости с Колизеем соперничает «храм всех богов» - Пантеон, сохранившийся до наших дней. Выстроенный Аполлодором Дамасским, он представляет собой классический образец центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в античности. Пантеон был построен с учетом осо6енностей римских круглых храмов времен Республики, состоявших в сочетании круговой композиции и продольной оси, которая, с одной стороны заканчивалась сильно выступающим портиком, а с другой, противоположной от входа стороны, - нишей со статуей Юпитера. Храм освещался через отверстие в купо­ле диаметром 8,5 м, представлявшем собою настоящий шедевр инженерного искусства. Сам купол, диаметром 43 м, имел форму полусферы и опирался на бетонные стены толщиной 6 м. В даль­нейшем многие зодчие пытались превзойти Пантеон в масштабах и совершенстве воплощения, но не смогли сделать этого.

Скульптура.

Период Империи в художествен­ной культуре Рима был ознаменован расцветом неоатической школы в скульптуре, мастера которой вновь об­ратились к художественным идеалам Греции, и стали копировать шедевры древнегреческой пластики. Скульпто­ры в те годы создавали многочислен­ные портреты Августа, изображая его как бога, жреца, полководца, государ­ственного деятеля. Сложилось даже новое направление в скульптуре, кото­рое получило название августовский классицизм. Это направление резко изменило характер образа, стремясь отразить строгую классическую красоту, тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Идеалом этого художественного стиля в скульптуре считалась чистота линий, изысканность и монументальность. В дальнейшем эти черты гармонично со­единились, и родился новый жанр – смелые обобщенные портреты, которые передавали индивидуальные черты и в то же время создавали целостный образ личности. Новый жанр сде­лал доступным внутренний мир человека. Скульпторы отказа­лись от фронтальных композиций и постепенно от излишней детализации: в лице выделялось самое характерное, скупые ли­нии и крупные формы делали портрет монументальным и экс­прессивным одновременно. Изменился портрет и по переда­ваемому настроению - от силы и жестокости в первые десяти­летия эпохи империи до религиозной покорности к концу рим­ской культуры.

Однако копирование греческих шедевров скульптуры не предполагало абсолютно точного повторения оригинала. Римские мастера создавали свои произведения с учетом норм и ценностей современной им духовной культуры. Так, в грече­ской пластике героя обычно показывают обнаженным. Но при точном портретном сходстве римским скульпторам было не­возможно показывать императора обнаженным. Поэтому на ге­роическое содержание образа намекали, оставляя обнаженными до колен ноги, либо помещая рядом с ногами амура на дельфине (символ Афродиты).

В то же время, стремление к ин­дивидуализации образа доходило иногда в своей выразительно­сти до гротеска. Так, например, в портрете императора Нерона резко подчеркнут низкий лоб, тяжелый взгляд из-под припухших век и зловещая улыбка чувственного рта. Подобным образом автор хотел отметить холодную жестокость деспота, человека низменных, необузданных страстей.

Самый поздний период развития искусства скульптурного портрета был отмечен еще большим внешним огрублением облика и повышенной духовной экспрессией. Таким образом, в римском искусстве возникает новая система мышления, в которой торжествовала устремленность в сфе­ру духовного начала, характерная для Средневековья. Образ человека, ут­ратившего этический идеал в самой жизни, утратил гармонию физического и духовного начала, характерную для античного мира.

Искусство мозаики.

Кроме скульптуры в художественной культуре эпохи Империи заслуживает особого внимания искусство мозаики, которое получило широкое распространение благодаря интенсивному строительству многоэтажных жилых домов и общественных зданий. Мозаичными изображениями было принято украшать интерьеры домов. Мозаикой древние называли картины, посвященные музам. И поскольку музы были вечны, то и картины, посвященные им, так же должны были быть вечными. Поэтому их создавали не красками, а набирали из кусочков цветных камней. Само искусство мозаики зародилось в Греции в V в. до н.э. Тогда там в качестве исходного материала использовалась цветная галька, но затем греки научились варить непрозрачное (глушеное) стекло - смальту. Такой маленький кубик цветного камня или стекла назывался модулем, и чем меньше он был, тем изящнее и богаче выглядело изображение. Римляне также заимствовали это искусство у греков и стали успешно исполь­зовать в своей культуре. Наивысшего расцвета техника мозаики получила в Iв. до н.э. в эпоху Августа, когда не только полы в вестибюлях, атриумах и дно бассейнов украшали мозаикой, но и помещали огромные мозаичные панно в нижней части стен зданий.

Из столицы Империи техника мозаики распространилась в провинции. Так, в больших и богатых сирийских городах полы домов, портиков, храмов было принято покрывать красочными мозаиками. Но в отличие от римской мозаики, для мозаичных композиций так называемого стиля провинциальной живописи были характерны скованность движений, схематизм изображе­ний, монотонность повторов. Сюжеты упрощались до одного действия, а обрамлению изображений отводилась ведущая роль: персонажей изображали только в жестких границах рамок, а сами рамки представляли собой однообразное размеренное расположение квадратиков, ромбов и других геометрических фигур. Местом широкого распространения стиля провинциаль­ной живописи стали дома, храмы, гробницы сирийских горо­дов, обнаруженные в Фаюмском оазисе в Египте.

В эпоху Империи римская художественная культура продолжала развиваться. Однако в духовной культуре уже в Iв. н.э. появились симптомы наступающего кризиса. К этому времени идея великого Рима как власти над всем миром утратила свое значение, поскольку была реализована. Достигнув своей великой цели, Рим духовно исчерпал себя, он утратил источник своего внутреннего саморазвития. Неслучайно уже в период правления Августа ведущей становится идея «вечного Рима», которая была ориентирована лишь на сохранение достигнутого величия и могущества. Без великой вдохновляющей цели обще­ство было обречено на гибель.

Начиная с I в. н.э. римская культура все больше превраща­ется в исторически первую форму общества потребления. Зна­менитый лозунг «хлеба и зрелищ» был образом жизни всех слоев общества. Даже у образованной элиты римского общества гедонизм все больше превращался в культ гру6ых наслаждений и развлечений. Императоры Калигула и Нерон были символами жестокости и морального разложения. Именно духовная пустота, духовный кризис явились главной причиной заката римской художественной культуры и гибели всего общества.


Культура Поздней Империи

В конце II в. н.э. в Римской империи начинается кризис, ко­торый охватывает все стороны жизни и приобретает всеобъем­лющий характер. Его наиболее яркими проявлениями стали: новые гражданские войны, частая смена императоров, варваризация империи, растущий сепаратизм провинций, все увеличивающийся натиск на империю германских племен и других на­родов. Кризисные явления затронули и культуру, характерными чертами которой стали низкий уровень нравственности, огрубление нравов, пессимизм. Практически пропал интерес к фи­лософии и науке. Вместо философии все чаще наблюдалось об­ращение к религии, к различным мистическим культам и суевериям.

В архитектуре в эту эпоху не было создано ничего, подобного Колизею или Пантеону, искусство архитектора реализовывалось в основном в строительстве домов и роскошных вилл. Выдающимся архитектурным памятником той поры стали грандиозные термы Каракаллы. Их строительство было вызвано необходимостью занять работами огромные массы римского плебса, большую часть времени проводившего на форумах, в термах и амфитеатрах. В римской культуре термы выполняли скорее общественно-культурную, чем узкобытовую роль. В них римляне ходили не только для мытья, массажа и гимнастических упражнений, но и для того, чтобы позаниматься в читальных залах и библиотеках, погулять в тенистом саду, побеседовать с друзьями в комнатах для игр и отдыха.

Термы Каракаллы представляли собой сложный комплекс построек обшей площадью 12 га, окруженный парком, бассейнами, стадионом и библиотекой. К термам примыкала просторная палестра - открытая площадка для гимнастических упражнений. Художественная ценность терм Каракаллы заклю­чалась в их богатом внутреннем оформлении. Полы в термах были выложены цветным мрамором и многокрасочной мозаи­кой, причем мозаики покрывали не только полы, но и нижнюю часть стен. Стены были украшены рельефами. Драгоценные металлы, яркие камни, прозрачное стекло широко использовались при отделке. В многочисленных нишах и между колоннами стояли статуи. Это были не только отдельно стоящие ста­туи, но и скульптурные композиции. Именно в термах Кара­каллы находилась знаменитая скульптурная группа «Лаокоон».

Ведущее место в римской скульптуре эпохи Поздней импе­рии по-прежнему занимал портрет. В эпоху кризиса римской культуры портретному жанру скульптуры были свойственны две основные черты: сложность композиции и ярко выраженный драматизм. Мастера того времени стремились создавать много­фигурные композиции, предпочитая сцены охоты, сражения, борьбы, в которых ощущалась экспрессия. При этом впечатле­ние драматизма достигалось не только сюжетом, но и техникой исполнения. Тончайшая светотень и блестящая полировка лица заставляли светиться мрамор изнутри, стирали резкость линий контура или усиливали ее в зависимости от угла зрения. Такая техника исполнения привела к утрате гармонии скульптурных объемов. Чувство пластичности в скульптуре исчезло, уступив место графическому пониманию формы.

Установление в конце III в. н.э. в Римской империи неог­раниченной монархии домината, предполагавшей отношение к императору, как к божеству, сформировало новые особенности скульптуры этого периода. В позах и жестах образов чувствуется скованность, выражение лиц то высокомерно-брезгливое, то подозрительное. В скульптурных портретах получили отражение не личные, индивидуальные качества характера, а общие понятия силы, властности, жестокости. Такова, например, мо­нументальная бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия, ставшая воплощением идеала гражданственности, без­различия к славе и богатству.

Художественная культура Древнего Рима завершила свое су­ществование в атмосфере борьбы античных художественных тра­диций с новыми христианскими принципами.

В 313 г. «Миланским эдиктом» (предписанием, указом) императора Константина христианская церковь была признана официальной и законной. С первых лет своего признания хри­стианская религия стала утверждать и распространять свое ху­дожественное видение мира и свои художественные образы. Это нашло отражение в архитектуре столицы Восточной Рим­ской империи - Константинополе.

Константинополь строился как церковный центр с сильной императорской властью. При строительстве храмов в нем использовались два типа построек. Первый тип зданий имел в плане квадрат, круг или крест и предназначался для крестилен. Такого рода храмы воздвигались на месте погребения и казни христиан во время гонений на них. Вторым типом стала базилика, вытянутое прямоугольное здание, внутреннее простран­ство которого разделено колоннадой на три-пять нефов, с бо­лее высоким центральным нефом и полукруглым выступом на одной из его сторон – апсидой, где находился алтарь. Своеобразие христианских храмов заключалось в резком контрасте между внешним обликом и внутренним убранством. Христиан­ские священники считали, что, подобно смиренному христианину с его богатой духовной жизнью, храм внешне должен быть простым и строгим, зато внутри богато декорирован. Бо­гатство оформления интерьера храмов создавалось, прежде всего, мозаикой на библейские темы и многочисленным рез­ным декором капителей, карнизов.

Искусство «мерцающей живописи» (так называли мозаику) стало основным видом изобразительного искусства при оформлении интерьеров храмов. Ее преобладание над скульптурой возрастало по мере того, как скульптурные изображения, напо­минавшие языческих богов, христианской церковью категорически отвергались. Первоначально сюжетные композиции и отдельные фрагменты мозаик были позаимствованы из римских катакомб, где тайно собирались первые христиане, где в погребальных камерах они хоронили своих единоверцев и где принимали крещение. Все изображения носили символический ха­рактер, чтобы скрыть смысл обрядов от непосвященных язычников. Язык символов оказался универсальным и удобным, так как с его помощью можно было передать и легко запомнить смысл отвлеченных религиозных понятий. Поэтому даже после объявления христианства господствующей религией он сохранился и продолжал развиваться.

К числу наиболее часто встречающихся в катакомбах символов Иисуса Христа относятся виноградная лоза, пастух, рыба. Символический смысл виноградной лозы заключался в аналогии красного виноградного вина с кровью Христа, пролитой ради искупления грехов людей. Изображение Христа в образе пастуха символизировало одну из его первостепенных миссий – быть пастырем человеческих душ. Часто встречается в катакомбах изображение рыбы, что связывают с греческим звучанием слова «рыба» - «ихтиос». С течением времени вся ранняя христианская символика сложилась в систему, предполагавшую строго установленные нормы изображения – иконографию.

Однако новая религия уже не смогла спасти римскую культуру, так как ее кризис был слишком глубоким и не обратимым. В 395 г. Римская Империя распалась на Восточную и Западную, а в 476 г. – после поражения римлян от германских племен – перестала существовать Западная Римская Империя. Это событие принято считать концом всей древнеримской культуры.


Специфические особенности римской цивилизации.

Культура Древнего Рима существовала с VIII века до н. э. и до 476 г. н. э. В отличие от древнегреческой культуры, которая, как правило, удостаивается самых высоких слов и оценок, древнеримская оценивается всеми по-разному. Так, известные культуролога О. Шпенглер и А. Тойнби не воспринимают Древний Рим в качестве самостоятельной и самобытной культуры и цивилизации, считая, что он являл собой всего лишь завершающий, кризисный этап античности. Его вклад ограничивался главным образом развитием государства, права и техники. Во всем остальном, особенно в духовной культуре - религии, философии, науке, искусстве, литературе - Рим не внес ничего принципиально нового и оригинального, не пошел дальше заимствований и популяризации того, что было сделано греками, никогда не поднимался до высот эллинской культуры.

Однако другие ученые придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что римская культура и цивилизация являются не менее самобытными и оригинальными, чем другие. Такой взгляд представляется более обоснованным.

Римляне во многом были похожи на эллинов, но вместе с тем существенно отличались от них. Они создали свою систему идеалов и ценностей, главными среди которых были патриотизм, честь и достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности и т. д.

Римляне не разделяли греческое прославление свободной личности, допускающей нарушение установленных законов общества. Напротив, они всячески возвышали роль и ценность закона, непреложности его соблюдения и уважения. Для них общественные интересы были выше интересов индивида. В то же время римляне усилили антагонизм между свободнорожденным гражданином и рабом, считая недостойным для первого не только занятие ремеслом, но и деятельность скульптора, живописца, актера и драматурга. Наиболее достойными занятиями свободного римлянина считались политика, война, разработка права, историография, земледелие. Римляне по-своему и более четко определяли качества свободного человека, исключая из них такие рабские пороки", как ложь, нечестность и лесть. Рим достиг наивысшего уровня развития рабства.

В отличие от эллинов, римляне были гораздо более воинственными. Поэтому воинская доблесть выступала для них одним из высших достоинств. Военная добыча и завоевания служили основным источником существования. Воинская доблесть, ратные подвиги и заслуги являлись главным средством и основанием для успеха в политике, для получения высоких должностей и занятия высокого положения в обществе. Благодаря завоевательным войнам Рим из небольшого городка превратился в мировую империю.

В общем и целом наиболее значительные достижения Древнего Рима связаны с цивилизацией и материальной культурой. Здесь к числу общепризнанных достижений относятся такие, как знаменитое римское право, прекрасные дороги, великолепные здания, грандиозные акведуки и т. д. Весьма значительным является также вклад Рима в развитие государственности и таких ее форм, как республика и империя.

Что касается духовной культуры, то здесь достижения Рима выглядят более скромными, хотя они безусловно имеются. По сравнению с греческими римские религиозно-мифологические представления являются более сложными и менее однородными. Многие греческие бота перешли к римлянам, приняв при этом новые имена: Зевс стал Юпитером, Кронос - Сатурном, Посейдон - Нептуном, Афродита - Венерой, Артемида - Дианой и т. д. Немало позаимствовали римляне и из других религий. В то же время в их мифологии особое место занимает так называемый "римский миф", или мифы, связанные с Римом, выступающие как "римская идея" - владение и власть над всем миром, "Рим - центр мира", "Рим - вечный город".

В философии и науке римляне также во многом следовали за греками. Их интересовали не столько теоретические исследования и поиск нового знания, сколько обобщение и систематизация уже накопленных знаний, создание многотомных энциклопедий, которые служили делу образования и просвещения.

Примерно такая же картина наблюдалась в области художественной культуры. Многие римские художники не просто поклонялись греческим мастерам, но буквально копировали их произведения. Однако и в этом заключалась их определенная роль, поскольку многие шедевры греческого искусства дошли до нас именно в римских копиях. Наряду с этим римские художники смогли внести свой собственный и весьма значительный вклад в развитие искусства.

В скульптуре они первыми начали придавать своим произведениям неповторимые индивидуальные черты, наполнять их глубоким психологизмом и раскрывать в них внутренний мир человека. Римские писатели создали в литературе новый жанр - жанр романа. Римские зодчие оставили после себя прекрасные памятники архитектуры.

Говоря о наиболее общих чертах и особенностях римской культуры, следует отметить, что в отличие от греческой она является гораздо более рациональной и заземленной, направлена на практическую пользу и целесообразность. Эту особенности хорошо показал Цицерон на примере математики: "греки изучали геометрию, чтобы познать мир, римляне же -чтобы измерять земельные участки".

В целом же греческая и римская культуры находились в состоянии сильного взаимодействия и взаимовлияния, что в конце концов привело к их синтезу, к созданию единой греко-римской культуры, которая в последующем составила основу византийской культуры и оказала огромное влияние на культуры славянских народов и Западной Европы.


Заключение

Можно сколь угодно долго доказывать, что римское искусство выросло из греческого. Да, греки, несомненно, были лучшими ваятелями, больше дали науке, проявили себя более искусными в диалектике, чем римляне. Да, я соглашусь, что формирование римской культуры проходило под влиянием культур завоеванных народов и племен, прежде всего этрусков и греков. НО! С самого начала римскую культуру отличала удивительная способность отбирать и перерабатывать в соответствии с римской системой ценностей все то лучшее, что было присуще покоренным народам. Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, добившись вполне самобытных результатов.

Римляне обогатили искусство пластики раскрытием новых сторон жизни, раз­работали бытовой и исторический рельеф, а самое главное, они стали авторами жанра скульптурного портрета. Именно в портретном жанре наиболее ярко проявился самобытный реализм римских ваятелей, наблюдательность и умение обобщить увиденное в определенной художественной форме.

Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в которой основное место принадлежало сооружениям общест­венным, рассчитанным на большие массы людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равных по сложности инженерных решений, многообразию типов соору­жений, богатству композиционных форм, масштабу строитель­ства. Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы и реализовали их в новых типах построек. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть мощь, силу, величие, подавляющие человека. Это Пантеон - храм всех богов, покровителей императорского дома, прославляющий гордую объединительную мечту империи, включающей под римским главенством столько различных национальностей, верований и культур; ни до, ни после в античном мире не сооружались такие грандиозные купольные своды. Это Колизей – гигантское зрелищное сооружение на 50 тыс. зрителей. Это термы Каракаллы – сложный комплекс построек общей площадью 12 га, окруженный парком, бассейнами, стадионами, библиотеками, площадками для гимнастических упражнений, с богатым внутреннем оформлением: драгоценные металлы, яркие камни, прозрачное стекло, многокрасочная мозаика, цветной мрамор...

Необходимо также отметить, что были различны основные принципы культуры греческой и культуры римской. Греки признавали могущество гармонии, соразмерности и красоты, римляне не признавали иного могущества, кроме могущества силы. Они создали великое и могучее государство, и весь строй римской жизни определялся этой великой мощью. Само слово «Рим» - синоним величия, могущества, славы, военной доблести, богатства и высокого уровня цивилизации. У римлян был свой источник внутреннего саморазвития, в том числе и культурного – это великая вдохновляющая цель господства над миром. А достигнув великой цели, Рим духовно исчерпал себя. Именно духовная пустота, духовный кризис явились главной причиной заката культуры Древнего Рима и гибели всего общества.


Список использованной литературы

1. Любимов Л. Искусство Древнего мира: Кн. Для чтения. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1980.- 320 с.

2. Поликарпов В.С. Лекции по культурологи. – М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997. – 344 с.

3. Радугин А.А. Культурология: Курс лекций. – М.: «Центр», 1996. - с.400

4. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-559 с.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

Все материалы в разделе "Культура и искусство"

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий

Видео на тему "Культура Древнего Рима 8"