регистрация / вход

Шпаргалка по Русскому языку 5

Вопрос 1. Язык как знаковая система. Уровневая система языка. Язык – социально обусловленная, исторически изменчивая знаковая система, служащая основным средством общения и имеющая различные формы существования.

Вопрос 1. Язык как знаковая система. Уровневая система языка.

Язык – социально обусловленная, исторически изменчивая знаковая система, служащая основным средством общения и имеющая различные формы существования.

Язык имеет уровневую структуру и представлен такими уровнями как:

Единица языка Уровни Разделы
Звуки, фонемы Фонетический Фонетика
Морфемы Морфемный Морфемика
Слова Лексический Лексикология
Формы и классы слов Морфологический Морфология
Предложение Синтаксический Синтаксис

Между единицами разных уровней складываются иерархические отношения, что свидетельствует о системных отношениях в языке.

Язык – знаковая система. Существует два типа знаков: естественные (знаки-признаки) и искусственные ( знаки-информанты). Естественные признаки неотделимы от предметов, явлений, они их часть. Искусственные знаки, в отличие от естественных, условны. Условные знаки служат средством общения и передачи информации и называют их коммуникативными или информативными. Информативные знаки – соединение смысла и определенного способа его выражения. Языковые знаки могут состоять из одной единицы (слово) или их комбинации, указывать на какой-то предмет, качество, действие, событие. Имеют форму (означающее) и содержание (означаемое).

Морфема самостоятельно не функционирует в языке. Она проявляет себя только в слове, поэтому считается минимальным, несамостоятельным языковым знаком. Предложения, высказывания, текст – составные знаки разной степени сложности.

Язык выполняет следующие функции:

· Коммуникативная – служит средством общения, позволяет говорящему выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и как-то реагировать.

· Познавательная - служит средством сознания, .способствует деятельности сознания и отражает ее результаты.

· Аккумуляторная – помогает сохранять информацию, что важно и для одного человека, и для всего общества.

· Эмоциональная (выражает чувства и эмоции).

· Функция воздействия.

Вопрос 2. Язык и речь. Литературный язык. Кодификация литературного языка.

Национальный язык существует в нескольких формах. К ним относятся: диалекты (территориальные), просторечие (речь неграмотных или недостаточно грамотных слоев населения), жаргоны (речь отдельных профессиональных, социальных групп с целью языкового обособления) и литературный язык.

Территориальные диалекты существуют только в устной форме, служат для обиходно-бытового общения. От жаргонов, просторечия они отличаются, характерным для каждого диалекта набором фонетических, грамматических и лексических различий.

Просторечия – одна из форм национального русского языка, которая не имеет собственных признаков организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка. Просторечными считаются:

- в фонетике: шофер, положить, ридикулит;

- в морфологии: мой мазоль, с повидлой;

- в лексике: подстамент вместо постамент, полуклиника вместо поликлиника.

Жаргон - речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения.

Высший формой национального русского языка является литературный язык. Он обслуживает различные сферы человеческой деятельности: политику, культуру, словесное искусство, бытовое общение, межнациональное общение.

Литературный язык – это лучшая, образцово обработанная, с точки зрения нормы, часть общенародного языка. Он имеет две формы – устную (звучащую речь) и письменную (графически оформленную). Письменная и устная формы отличаются по трем параметрам:

Параметры Письменная форма Устная форма
1. Форма реализации Графически закрепленная, подчиняется нормам: орфографическим, пунктуационным Звучащая, подчиняется нормам: орфоэпическим, интонационным
2. Отношение к адресату Опосредованное, отсутствие адресата не оказывает влияния Непосредственное, присутствие адресата оказывает влияние
3. Порождение формы Возможны обработка и редактирование Создается спонтанно.

Кодификация литературного языка – систематизация норм и отражение их в словарях современного русского языка.

Если язык – это система знаков, то речь – процесс пользования языком. Под речью понимают конкретное говорение, протекающее во времени пространстве, а т.ж текст будущего выступления. Существуют следующие разновидности речи:

· В зависимости от формы реализации речь бывает письменной или устной.

· В зависимости от количества активных участников коммуникации (общения) речь бывает монологической, диалогической и полилогической.

В зависимости от сферы функционирования выделяют подсистемы литературного языка, которые называются функциональные стили речи.

Наиболее устоявшаяся классификация включает пять стилей речи:

· Научный

· Официально-деловой

· Газетно-публицистичесткий

· Художественный

· Разговорный

В зависимости от того, из какого материала строится речь, она приобретает книжный или разговорный характер. Книжная речь обслуживает политическую, законодательную, научную сферы общения, а разговорная речь используется на полуофициальных заседаниях, совещаниях, торжествах, в обиходно-бытовой, семейной обстановке.

Книжная речь строится по нормам литературного языка, их нарушение недопустимо; предложения должны быть закончены, логически связаны друг с другом, используют ответвленные, книжные слова, научные термины, официально-деловая лексика.

Разговорная речь не столь строга в соблюдении норм литературного языка. В ней разрешается использовать формы, которые классифицируются в словарях как разговорные. Книжная и разговорная речь имеют письменную и устную форму.

Вопрос 3. Функциональные стили речи. Классификация и особенности.

В зависимости от сферы функционирования выделяют подсистемы литературного языка, которые называются функциональные стили речи.

Наиболее устоявшаяся классификация включает пять стилей речи:

· Научный

· Официально-деловой

· Газетно-публицистичесткий

· Художественный

· Разговорный

Стили литературного языка прежде всего сопоставляются на основе анализа их лексического состава, т.к. именно в лексике заметнее всего проявляется различие между ними. Закрепленность слов за определенным стилем объясняется тем, что в лексическое значение многих слов, помимо предметно-логического содержания, входит эмоционально-стилистическая окраска (мать, мама, мамочка, ма). Помимо понятия и стилистической окраски, слово способно выражать чувства, а также оценку различных явлений реальной действительности. Выделяются две группы эмоционально-экспрессивной лексики: слова с положительной и отрицательной оценкой, в зависимости от оценки выраженной словом, употребляется в различных стилях речи. Эмоционально-экспрессивная лексика в основном используется в разговорном стиле речи, но может встречаться и в газетно-публицистическом. Однако в научном, техническом, официально-деловом стилях эмоционально окрашенные слова неуместны. Слова разговорного стиля отличаются большой смысловой емкостью и красочностью, придают речи живость и экспрессивность.

К книжной лексике относят слова научного, газетно-публицистического, официально-делового и художественного стилей, в книжной лексике есть и такие, которые закреплены только за каким-нибудь одним стилем и составляют их специфику. Например, терминологическая лексика в основном употребляется в научном и технических стилях речи (тех.термины – биметалл, центрифуга, лингвистические термины – морфема, аффикс).

Для публицистического стиля характерны отвлеченные слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, гласность, народность).

В деловом стиле употребляется лексика, отражающая официально-деловые отношения (пленум, сессия, постановление, резолюция).

В русском языке имеется большая группа слов, употребляемых во всех стилях без исключения и характерных как для устной, так и для письменной речи. Такие слова (стилистически нейтральные) образуют фон, на котором выделяется стилистически окрашенная лексика.

Функциональные стили не представляют собой замкнутой системы. Основная часть языкового материала – общеязыковые, межстилевые средства.

Вопрос 4. Сущность и предмет культура речи.

С литературным языком тесно связано понятие культуры речи.

Культура речи:

1. Это нормативность речи, а т.ж владение такими качествами как точность, логичность, чистота, богатство, выразительность, уместность.

2. Раздел языка изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху и занимающийся проблемами нормализации языка.

Под культурой речи понимают владение нормами литературного языка в устной и письменной форме, при которой осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации.

Культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этических.

Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качестве образца.

Выбор необходимых для данной цели языковых средств – основа коммуникативного аспекта культуры речи. Важно знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия.

Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретной ситуации. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет. На использование речевого этикета большое влияние оказывает экстралингвистические факторы: возраст участников речевого акта, их социальный статус, характер отношений между ними. Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения, осуждает разговор на повышенных тонах.

Вопрос 5. Норма литературного языка. Основные свойства и варианты норм.

Норма литературного языка – общепринятое употребление языковых средств. Норма обязательна как для письменной, так и для устной речи и охватывает все стороны языка.

Различают нормы:

Орфоэпические (произношение) Орфографические (написание)
Словообразовательные
Лексические
Морфологические
Грамматические
Синтаксические
Интонационные Пунктуационные

Норма характеризуется основными свойствами:

- обязательность для всех русскоязычных;

- историческая изменчивость;

- устойчивость.

К основным источникам языковой нормы относят произведения писателей-классиков и современных писателей, анализ языка СМИ, общепринятое современное употребление, данные живого и анкетного опросов, научные исследования ученых-языковедов.

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность, зависит от условий, в которых осуществляется речь. Языковые средства, уместные в одной ситуации (бытовое общение), могут оказаться нелепыми в другой (официально-деловое общение).

Изменению норм предшествует появление их вариантов, которые реально существуют в языке на определенном этапе его развития, активно используются его носителями. Варианты норм отражаются в словарях современного литературного языка. При неравенстве вариантов основным считается тот, который может использоваться во всех стилях речи, а второстепенным – тот, который используется только в одном стиле речи, чаще в разговорном.

Норма имеет три степени:

Норма 1 степени – строгая, жесткая, не допускающая вариантов;

Норма 2 степени – нейтральная, допускает равнозначные варианты;

Норма 3 степени – более подвижная, допускает использование разговорных, а также устаревших форм.

Вопрос 6. Основные коммуникативные качества речи.

Культура речи изучает такие коммуникативные качества речи как:

- правильность (нормативность) – соответствие ее тем языковым нормам, которые существуют в данное время в данном языковом коллективе;

- точность – словоупотребление, знание значений слов, умение объяснить значение слова при помощи синонимов, антонимов, омонимов и паронимов (паронимы – однокоренные слова имеющие разные значения и разную сочетаемость);

- логичность – отражение законов логики и законов окружающей действительности;

- чистота – отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов;

- богатство – зависит от знания родного языка. Богатство языка отраженно в различных словарях. Говорящему необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно;

- выразительность – помогает усилить эффект выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей;

- ясность и понятность – определяется отбором речевых средств, а именно необходимостью ограничить использование слов, находящихся на периферии словарного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной общезначимости.

Вопрос 7. Правильность как главное коммуникативное качество речи.

Правильность (нормативность) – соответствие ее тем языковым нормам, которые существуют в данное время в данном языковом коллективе. Под правильностью речи понимают использование языковых норм на каждом языковом уровне. Существует выделение следующих норм: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические.

Фонетические нормы – произношение слов и постановку ударения в них (орфоэпические нормы). Произношение, соответствующее нормам, облегчает и ускоряет процесс общения;

Лексические нормы - лексические значения слов и их использование в тексте. Слова должны использоваться в том значении, которое они имеют и которое зафиксировано в словарях русского языка;

Грамматические нормы – правила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций. Наиболее часты грамматические ошибки, связанные с употреблением рода имен существительных (рельса, большой мозоль, лакированный туфель), глаголов возвратных и невозвратных, предлогов.

Вопрос 8. Орфоэпические нормы современного русского языка. Произношение заимствованных слов.

Фонетические нормы русского языка делятся на две разновидности:

- Орфоэпические нормы – произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия.

- Акцентологические нормы – изучает особенности и функции ударения.

К основным законам произношения гласных и согласных звуков относятся следующие:

1. Закон редукции (ослабленной артикуляции) всех безударных гласных. Согласно этому закону мы произносим вместо «о» - «а», так как в русской речи характерно аканье.

2. Закон оглушения звонких согласных на конце слова. Мы произносим хлеп – хлеб, сат- сад, любоф – любовь. Это оглушение является одним из характерных признаков русской литературной речи.

3. Закон ассимиляции (уподобления) согласных по глухости или звонкости. В сочетании звонкого и глухого согласных (так же как и глухого и звонкого) первый из них уподобляется второму (лошка – ложка, пропка – пробка). Если первый – глухой, а второй – звонкий, происходит озвончение первого звука (здоба – сдоба, згубить – сгубить).

4. Закон смягчения твердых согласных перед гласным «е».

Произношение заимствованных слов.

Заимствованные слова, подчиняются орфоэпическим нормам современного русского языка и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произношении. Наиболее существенное из них – сохранение в произношении звука [о] в безударных слогах и твердых согласных перед гласным переднего ряда [е] (модель, оазис, отель). Однако большинство заимствованной лексики, представляющие собой слова, прочно усвоенные русским литературным языком, подчиняются общим правилам произношения [о] и [а] в безударных слогах: бакал, кастюм, баксер.

В большинстве заимствованных слов перед [е] согласные смягчаются: катет, патефон, теория. Звук [л] также обычно произносится в этом положении мягко: леди, молекула, балет.

Однако в ряде слов иноязычного происхождения твердость согласных перед [е] сохраняется: штэпсель, отэль, стэнд. Причем обычно в заимствованных словах сохраняют твердость перед [е] зубные согласные [т], [д], [с], [з], [н], [р].

Вопрос 9. Акцентологические нормы современного русского языка. Свойства и функции русского ударения.

Фонетические нормы русского языка делятся на две разновидности:

- Орфоэпические нормы – произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия.

- Акцентологические нормы – изучает особенности и функции ударения.

Ударение в русском языке свободное, что отличает его от некоторых других языков, в которых ударение закреплено за каким-то определенным слогом. Например, в эстонском, финском, латышском ударным всегда бывает первый слог, в польском, грузинском – предпоследний, в армянском, французском – последний. В русском языке ударение может падать на любой слог, поэтому его называют разноместным. Кроме того, ударение в русском языке бывает подвижным и неподвижным. Если в различных формах слова ударение падает на одну и ту же часть, то такое ударение является неподвижным (берегу´, береже´шь, береже´т – ударение закреплено за окончанием). Ударение, меняющее свое место в разных формах одного и того же слова, называют подвижным (пра´вы, права´, могу´, мо´жешь). Большая часть русских слов имеет неподвижное ударение.

Русское ударение выполняет следующие функции:

- смыслоразличительное;

Ошибки в постановке ударения могут привести к искажению смысла выражения. Так, например, прилагательное развитой пишется с окончанием –ой, которое принимает на себя ударение. Это слово имеет несколько значений и употребляется в разных словосочетаниях. Так, в примере разви´тая промышленность – его значение «достигший высокой степени развития», а словосочетании развит´ой юноша – «духовно зрелый человек, просвещенный, культурный». Наряду с прилагательным в русском языке имеется причастие развитый. Произносится оно с ударением на первый слоге (ра´звитый) или на втором (разви´тый). Как видим, ударение зависит от того, прилагательное это или причастие.

- формаразличительная. Неправильная постановка ударения может изменить склонение, число и т.д произносимого слова (сёстры - сестры´, нареза´ть - наре´зать).

В русском языке есть буква «ё». Эта буква обозначает ударный звук [о] после мягкого согласного или шипящего.

Для ударения существуют варианты, применяемые в различных ситуациях. Чтобы не допустить ошибки в постановке ударения, следует знать не только норму, но и типы вариантов, а также условия, при которых может быть использован тот или иной из них. Существуют следующие варианты: равноправный, варианты норм, из которых один признается основным. Для правильной постановки ударения, а так же для выяснения необходимых вариантов норм следует прибегать к специальному словарю.

Вопрос 10. Морфологические нормы современного русского языка.

Морфология – систематизированная совокупность форм слов, правил их употребления и одновременно раздел грамматики, который изучает и описывает эти формы и правила.

Рассмотрим варианты норм, с которыми мы сталкиваемся ежедневно и которые, так или иначе, вызывают трудности в использовании:

1. Существительные. Сложносокращенные слова, несклоняемые имена существительные обозначающие профессию, существительные с отвлеченным значением, ряд существительных мужского рода в именительном падеже и т.д.

2. Прилагательные. Образование краткой формы у прилагательных с суффиксами –енн, образование степени сравнения.

3. Числительные. Собирательные числительные, составные количественные числительные.

4. Глаголы. Образование от глагола форм несовершенного вида при помощи суффикса – ыва, - ива, глаголы заканчивающиеся на – нуть.

5. Синтаксические нормы.

Вопрос 11. Имя существительное. Колебания в употреблении вариантов форм.

Морфология – систематизированная совокупность форм слов, правил их употребления и одновременно раздел грамматики, который изучает и описывает эти формы и правила.

Рассмотрим варианты норм, с которыми мы сталкиваемся ежедневно и которые, так или иначе, вызывают трудности в использовании:

1. Сложносокращенные слова, составленные из первых букв (СНГ) или звуков (ИТАР) тех слов, от которых они образованны, имеют род главного слова.

2. Несклоняемые имена существительные, обозначающие профессию, должность, звание, традиционно связано с мужским трудом, относятся к мужскому роду. Род несклоняемых географических наименований определяется по роду соответствующего родового существительного.

3. Существительные с отвлеченным значением называющие какое-либо действие или какой-либо признак, которые не связанны с конкретными предметами (лицами): деноминация, федерализм, фермерство – не могут иметь при себе количественное числительное и употребляются обычно в форме одного числа, единственного (красота) или множественного (перевыборы).

4. Существительные, обозначающие вещество, однородную массу употребляются в форме одного числа: единственного (глина) или множественного (консервы, опилки).

5. Некоторые вещественные, отвлеченные существительные мужского рода в родительном падеже указывающие на количество или отсутствие чего-либо имеют окончание – «- у», «- ю», слова входящие в устойчивые сочетания (без году неделя, не до смеху).

6. Ряд сущ.мужского рода в именительном падеже множественного числа имеет ударные окончания: - а, - я. В случае колебаний в выборе окончаний: -и, -ы или –а, -я, последнее более свойственно бытовой и профессиональной речи. В тоже время следует иметь в виду, что некоторые вариантные формы различаются значением: образы (художественно-литературные) и образа (иконы), цветы (растения) и цвета (окраска).

7. Некоторые группы сущ.мужского рода в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание. К ним относятся: - обозначение национальностей, единиц измерения, отдельные названия парных предметов, существительные, употребляющиеся только во множественном числе.

8. Среди имен существительных имеются несклоняемые, т.е сохраняют начальную форму во всех падежах: иноязычные слова по происхождению, заканчивающиеся на гласный (меню, метро), иноязычные названия женского пола (леди, мисс), русские фамилии на – «-аго», «-яго», «- ово», «-ых», «-их», сложносокращенные слова типа РФ.

Вопрос 12. Имя прилагательное. Колебания в употреблении вариантов форм.

Морфология – систематизированная совокупность форм слов, правил их употребления и одновременно раздел грамматики, который изучает и описывает эти формы и правила.

Рассмотрим варианты норм, с которыми мы сталкиваемся ежедневно и которые, так или иначе, вызывают трудности в использовании:

1. Образование краткой формы у прилагательных с суффиксом – енн. Например, от слова мужественный можно образовать – мужествен (характерно для устной речи) и мужественен (типично для письменной).

2. Образование степени сравнения. Нельзя соединять в одном качественном прилагательном простую и сложную формы степеней сравнения. Сочетания типа менее или более активнее являются ошибочными.

3. Притяжательные прилагательные на – ов, - ин, означают принадлежность одному лицу и характерны для разговорной речи, в устойчивых выражениях такие прилагательные используются и в письменной речи. В других стилях такие прилагательные заменяются формой родительного падежа существительного со значением принадлежности. То же самое следует сказать о соединении в одном качественном прилагательном простой и сложной формы превосходной степени.

Вопрос 13. Имя числительное. Колебания в употреблении вариантов форм.

Морфология – систематизированная совокупность форм слов, правил их употребления и одновременно раздел грамматики, который изучает и описывает эти формы и правила.

Рассмотрим варианты норм, с которыми мы сталкиваемся ежедневно и которые, так или иначе, вызывают трудности в использовании:

1. Собирательные числительные сочетаются чаще всего с сущ.мужского рода со значением лица (двое школьников, трое учителей), с названиями детёнышей (четверо медвежат), с существительными, имеющими форму только множественного числа (двое ножниц) или обозначающими парные предметы (двое носков), с существительными общего рода (пятеро судей) и личными местоимениями (их было шестеро). Особняком стоят собирательные числительные оба (мужского и среднего рода) и обе (женский род), которые имеют форму рода. При склонении числительного оба основа оканчивается – «-о» (обо их), числительного обе – на «-е» (обе их).

2. В составных количественных числительных склоняется каждое слово. Слово тысяча в сочетании со словом один имеет в творительном падеже форму тысячью, а не тысячей: одной тысячью двумястами тридцатью тремя.

Вопрос 14. Глагол. Колебания в употреблении вариантов форм.

Морфология – систематизированная совокупность форм слов, правил их употребления и одновременно раздел грамматики, который изучает и описывает эти формы и правила.

Рассмотрим варианты норм, с которыми мы сталкиваемся ежедневно и которые, так или иначе, вызывают трудности в использовании:

1. При образовании от глаголов форм несовершенного вида при помощи суффикса – «-ыва» (-ива) может происходить чередование звуков (о – а) в основе. Если при этом образуются параллельные формы (обусловить – обуславливать, уполномочить – уполномачивать), то первые из них соответствуют строго литературному употреблению, а вторые употребительны в разговорной речи. В сомнительных случаях следует обратиться к словарю.

2. Некоторые глаголы на «-нуть» образуют вариантные формы с суффиксом –н- и без него: последнии в последнее время предпочтительней (привыкнул – привык, увянул – увял).

Вопрос 15. Синтаксические нормы русского языка.

Синтаксис представляет собой систематизированную совокупность словосочетаний и предложений, а также правил их построения и употребления, имеющуюся в русском языке, и в то же время – раздел грамматики, который изучает и описывает эти словосочетания, предложения и правила.

Варианты синтаксических норм, которые у говорящего могут вызвать затруднения в простом предложении:

1. При выражении квалификации субъекта конструкций кто – что, что – (это) что, кто – что был (будет) кем – чем употребляются во всех стилях. Конструкции кто – что является кем – чем, что будем считать чем чаще используются в научном и публицистическом стилях: Материал является философской категорией; Точку А будем считать началом движения.

2. Употребление порядкового числительного среднего рода в именительном падеже для названия даты, выступающей в роли подлежащего (какое сегодня число – сегодня первое января) следует отличать от порядкового числительного в родительном падеже для указания на дату, выступающую в роли обстоятельства при сказуемом («Какого числа вы родились?» – «Я родился первого января»).

3. При существительных мужского рода, называющих профессию, должность, звание, но обозначающих женщину, сказуемое в книжных стилях чаще ставиться в форме мужского рода, а в разговорном – чаще в женском роде.

4. При подлежащем, выраженном сочетанием нарицательного и собственного имени, сказуемое согласуется с последним: Референт Иванова помогла …

5. При подлежащем, выраженным неизменяемой частью речи (наречием, союзом, частицей, междометием), сказуемое ставиться в форме единственного числа, а в прошедшем времени – среднего рода: «Э-э-э часто слышится в ответах интервьюируемых. «Зачем» звучало чаще всего в его вопросах».

6. При подлежащем, выраженным сложным существительным типа кресло-кровать, роман-газета, сказуемое согласуется со словом, обозначающим более широкое понятие: Продавалось кресло-кровать, роман-газета распространялась.

7. При подлежащем, выраженным сочетанием числительного с существительным в родительном падеже, сказуемое употребляется во множественном числе, если надо подчеркнуть активность каждого субъекта (участвовали 22 футболиста), и в единственном числе, если надо подчеркнуть нерасчлененность, цельность всех субъектов, безличность всего высказывания (участвовало 22 футболиста).

Варианты синтаксических норм, которые у говорящего могут вызвать затруднения в сложном предложении:

1. Изъяснительное придаточное предложение может присоединяться к главному при помощи союзов – что, будто, чтобы. Союз что используется при сообщении достоверности фактов, будто – при недостоверности, чтобы – при волеизъявлении.

2. При передаче информации в формате косвенной речи изменяется лицо местоимения и глагола. События рассматриваются с точки зрения говорящего.

3. Употребление союза - перед тем как – осуществляется, когда действие главного и придаточного предложений весьма близки по времени и тесно связаны между собой: Перед тем как идти на экзамены, повторите хотя бы лекционный материал. Союз – прежде чем – употребляется при желании обратить внимание, что действия придаточного предложения непосредственно обусловлено действием главного: Прежде чем идти на экзамены, повторите лекционный материал.

4. Если надо выделить цель или причину, первая часть составного союза остается в главном предложении, а вторая часть переноситься в придаточное.

5. При чтении лекции, при эмоциональной передачи информации как ораторский прем используют риторический вопрос с целью привлечения внимания к предмету речи.

Вопрос 16. Точность речи. Употребление паронимов.

Одно из коммуникативных качеств речи – точность речи – словоупотребление, знание значений слов, умение объяснить значение слова при помощи синонимов, антонимов, омонимов и паронимов.

Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления. Точность словоупотребления зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает ли законы русского языка, его правила.

Таким образом, точность речи определяется:

· Знанием предмета,

· Логикой мышления,

· Умением выбирать нужные слова.

Рассмотрим, в каких случаях нарушается точность речи в результате недостаточного знания особенностей русского языка. Наиболее типичны из них: употребление слов в несвойственном им значении; не устраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность; смешение паронимов, омонимов. Каждое знаменательное слово называет предмет или его качество, действие, состояние. Это обязывает говорящих обращать внимание на значение слов, правильно их использовать. Небрежное отношение к языку может привести к непониманию, неверным действиям, выводам, к нарушению речевой этики.

Снижает точность речи незнание о существовании в языке паронимов и омонимов, неумение нейтрализовать эти явления в речи.

Паронимы – слова близкие по звучанию и написанию, но разные по значению. Например, адресант – адресат, факт – фактор, описка – отписка. Паронимы встречаются и среди собственных имен: Эйзенштейн – Эйнштейн, Капри – Кипр.

Наличие в языке паронимов приводит к тому, что в устной и письменной речи одно слово ошибочно употребляют вместо другого. Например, стукнул щиколоткой калитки вместо щеколдой.

Вопрос 17. Логичность речи.

Чаще всего затрудненное восприятие смысла устного выступления связанно не с недостатками логики мышления говорящего, но с его неумением отразить эту логику в звучащей фразе. Восприятие устной речи происходит постепенно, по мере произнесения отдельных частей высказывания, что требует от выступающего особой четкости логического построения не только каждой фразы, но и всего высказывания в целом.

Точность словоупотребления, а значит и логичность речи, зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает ли законы русского языка, его правила.

Таким образом, точность речи определяется:

· Знанием предмета,

· Логикой мышления,

· Умением выбирать нужные слова.

· Правильно выбранной интонацией, расстановкой логических ударений.

Логичность речи нарушается в результате недостаточного знания особенностей русского языка. Наиболее типичны из них: употребление слов в несвойственном им значении; не устраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность; смешение паронимов, омонимов. Каждое знаменательное слово называет предмет или его качество, действие, состояние. Это обязывает говорящих обращать внимание на значение слов, правильно их использовать. Небрежное отношение к языку может привести к непониманию, неверным действиям, выводам, к нарушению речевой этики.

Логичность речи также может нарушиться и неправильной расстановкой логических ударений, пауз, отсутствие интонационной связи между отдельными частями фразы, также могут привести к тому, что смысл устного рассуждения воспринимается на слух с большим затруднением или не воспринимается совсем.

Вопрос 18. Уместность, чистота и богатство речи.

Чистота речи – отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления.

Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишни слова начинают психологически действовать на слушателей, которые начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении. Это связанно с неумением мыслить публично, с подбором слов для оформления своих мыслей, бедностью индивидуального словаря говорящего. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности.

Богатство и разнообразие русского языка способствует улучшению качества речи и ее чистоты.

Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. Говорящему необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно. Важно постоянно заботиться о расширении этого запаса, стараться использовать богатства родного языка. Каждый, кто заинтересован в совершенствовании своей речи, должен отлично знать семантический объем слова, все его значения, должен уметь соотносить, противопоставлять не только слова, связанные между собой разнообразными семантическими ассоциациями отношениями, но и разные значения одного слова.

Русский язык очень богат синонимами (словами близкими по значению), словами, которые передают положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету мысли, эмоционально окрашенными, много образной фразеологии.

Уместность – соблюдение различных норм русского языка. Это соблюдение грамматических, лексических норм, орфоэпических. Например, если в разговорно-бытовом стиле допускаются какие-то отклонения от норм, то в остальных стилях такие отклонения недопустимы.

Вопрос 19. Средства речевой выразительности.

Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей. В литературе выделяют выразительность произносительную, акцентологическую, лексическую, словообразовательную, морфологическую, синтаксическую, интонационную, стилистическую.

Укажем наиболее распространенные изобразительно-выразительные средства, используемые в ораторских выступлениях:

1. Метафора – перенос наименования на основе сходства. Метафоры образуются по принципу олицетворения (вода бежит), овеществления (стальные нервы), отвлечения (поле деятельности). В роли метафор могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное.

2. Эпитет – образное определение, выраженное метафорическим прилагательным.

3. Олицетворение – разновидность метафорического переноса, когда какое-либо явление, событие, качество, свойство уподобляется живому существу.

4. Гипербола (преувеличение) – количественное усиление интенсивности, свойств, особенностей поведения.

5. Сравнение – уподобление одного предмета, лица, события другому предмету, лицу, событию на основе выявления общего признака, который благодаря сравнению актуализируются, выпячиваются на передний план.

6. Антитеза (противопоставление) часто строится на основе антонимии. Противопоставленные понятия лучше выявляют свою специфику на фоне друг друга.

7. Инверсия – изменение обычного порядка слов в предложении со смысловой и стилистической целью. Так, если прилагательное поставить не перед существительным, к которому оно относится, а после него, то этим усиливается значение определения, характеристика предмета.

8. Вопросно-ответный ход – способ диалогизации текста. Вопросно-ответный ход превращает монологическую речь в диалог, делает слушателей собеседниками оратора, активизирует их внимание.

9. Риторический вопрос – предложение, по форме построенное как вопросительное, но по цели высказывания являющемся повествовательным: риторический вопрос несет позитивную информацию.

10. Пословицы и поговорки – образные народные выражения с назидательным смыслом, обобщающие различные явления в жизни, представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа-творца, опытом многих поколений. Обобщающий характер пословиц и поговорок позволяет в образной форме выразить суть высказывания.

11. Фразеологизмы помогают немногими словами сказать многое, поскольку они определяются не только предмет, но и его признак, не только действие, но и его обстоятельство.

Культура речи не только признак высокой культуры человека, но и обусловлена последней, поэтому важно заниматься самообразованием. Большое значение для повышения речевой культуры имеет работа со справочной литературой, знакомство с различными лингвистическими словарями. Неоценимую услугу окажет обращение к отечественной литературе, особенно к поэзии.

Вопрос 20. Риторика. Предмет и основные понятия.

Термин ораторское искусство античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика и русское красноречие.

Риторика – 1. Ораторское искусство, теория красноречия. Учебный предмет изучающий теорию красноречия. Учебная книга, излагающая основы этой теории. 2. Эффективность, внешняя красивость речи, напыщенность. 3. В старину – название младшего класса духовной семинарии.

Красноречие – 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант. Искусная речь, построенная на ораторских приемах: ораторское искусство. 2. Устар. Наука, изучающая ораторское искусство, риторика.

Выражение ораторское искусство также имеет несколько выражений. Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства. В красноречии искусство и научность составляют сложный сплав относительно самостоятельных способов воздействия на людей. Ораторство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи.

Отметим еще одну особенность ораторского искусства. Оно имеет сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика – вот науки на которые опирается ораторское искусство.

Вопрос 21. Античный риторический канон.

Античный риторический канон – это схема построения ораторской речи. Эта схема состоит из следующих этапов:

1. Изобретение речи. В него входит отбор материала будущего выступления (формулируется понятие: цель, выступления, тема, задача, тезис или основная идея, портрет аудитории).

2. Расположение – композиция речи и работа над ней, над её построением и расположением структурных частей. Классическая речь имеет три структурных части: вступление, основная часть - занимает две третьи всего выступления и заключение.

3. Выражение – этот этап посвящен работе над языком и стилем речи. Производится редактирование текста, учитывая правильность, точность и логичность.

4. Запоминание – этап технической подготовки к выступлению.

5. Произнесение – заключительный этап – этап общения с аудиторией, кульминация всей ораторской деятельности. При публичном выступлении следует обратить внимание на невербальные средства общения – мимика, жесты.

Вопрос 22. Сущность и особенности риторического изобретения.

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от выбора темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать.

Основные этапы разработки ораторской речи:

· Подготовка любой речи начинается с определения темы речи. Выбирать тему следует исходя из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Кроме того важно чтобы тема представляла интерес для вас и ваших слушателей.

· Выбрав тему, надо подумать о формулировке. Название речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.

· Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей он добивается. Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи, определенным образом настраивает слушателей.

· После определения тематики выступления, его цели следует этап поиска и отбора материала. К основным источникам, из которых можно черпать новые идеи относятся: официальные документы, научная, научно-популярная литература, справочная, художественная литература, статьи из газет и журналов, передачи радио и телевидения, собственные знания и опыт. Чтобы выступление получилось содержательным лучше использовать не один источник, а несколько. Подбор материалов для ораторской речи требует определенного времени, поэтому подготовку к выступлению по возможности надо начинать заранее.

· Важнейший этап подготовки ораторской речи – изучение отобранной литературы. Оратору необходимо выбрать из литературы то, что можно будет использовать в речи, т.е. прочитать соответствующие разделы, сделать нужные записи, систематизировать материал.

Настоящая подготовка заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиции будущей аудитории.

Вопрос 23. Типы речей по цели. Профессионально значимые жанры и их специфика.

В отечественных риториках выделяют следующие основные типы красноречия:

· Социально - политическое красноречие. К нему относят выступления, посвященные вопросам государственного строительства, экономики, права, этики, культуры, продуцируемые в парламенте, на митингах, общественных собраниях, заседаниях.

· Академическое – учебные лекции, научные доклады, обзор, сообщение.

· Судебное – речь, произносимая участниками судебного процесса – прокурором, адвокатом, обвиняемым.

· Социально-бытовое – приветственные, юбилейные, застольные, поминальные речи.

· Богословско-церковное – проповеди, речи на сборе.

Вопрос 24. Сущность и особенности риторического расположения. Композиция.

Слово композиция восходит к латинскому compositio, который означает «составление, сочинение».

В теории ораторского искусства под композицией понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду с композицией употребляется также близкие по смыслу слова построение, структура.

После того, как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. Рабочий план дает возможность судить о содержании выступления, его структуре. На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи. Наиболее распространенной структурой устного выступления считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заключение. Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи.

Рассмотрим эти составные элементы композиции.

Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса.

Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление. Продумывая заключение, особенно тщательно поработайте над последними словами выступления. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления.

Хорошо продуманное вступление и необычное заключение еще не обеспечивает успеха выступления. Перед выступающим стоит очень важная задача – не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Поэтому в главной части выступления важно соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала.

Задача оратора – умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.

Структура выступления зависит, прежде всего, от метода преподнесения материала, избранного оратором:

· Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам.

· Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах.

· Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводиться с тем, что хорошо известно слушателям.

· Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

· Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже к ней больше не возвращается.

· Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения материала позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

Располагая определенным образом доводы в своей речи, оратор не должен забывать о принципе усиления. Суть его заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения.

Недостатками в композиции считаются:

· нарушение логической последовательности в изложении материала,

· перегрузка текста теоретическими рассуждениями,

· отсутствие доказательности основных положений,

· обилие затронутых вопросов и проблем.

Вопрос 25. Сущность и особенности риторического выражения. Языковые средства воздействия.

Выражение – этот этап посвящен работе над языком и стилем речи. Производится редактирование текста, учитывая правильность, точность и логичность.

На этом этапе происходит работа над текстом, его редактирование с учетом правильности, точности и логичности. Восприятие устной речи происходит постепенно, по мере произнесения отдельных частей высказывания, что требует от выступающего особой четкости логического построения не только каждой фразы, но и всего высказывания в целом.

Точность словоупотребления, а значит и логичность речи, зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает ли законы русского языка, его правила.

Таким образом, точность речи определяется:

· Знанием предмета,

· Логикой мышления,

· Умением выбирать нужные слова.

· Правильно выбранной интонацией, расстановкой логических ударений.

Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей. В литературе выделяют выразительность произносительную, акцентологическую, лексическую, словообразовательную, морфологическую, синтаксическую, интонационную, стилистическую.

Укажем наиболее распространенные изобразительно-выразительные средства, используемые в ораторских выступлениях:

1. Метафора – перенос наименования на основе сходства. Метафоры образуются по принципу олицетворения (вода бежит), овеществления (стальные нервы), отвлечения (поле деятельности). В роли метафор могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное.

2. Эпитет – образное определение, выраженное метафорическим прилагательным.

3. Олицетворение – разновидность метафорического переноса, когда какое-либо явление, событие, качество, свойство уподобляется живому существу.

4. Гипербола (преувеличение) – количественное усиление интенсивности, свойств, особенностей поведения.

5. Сравнение – уподобление одного предмета, лица, события другому предмету, лицу, событию на основе выявления общего признака, который благодаря сравнению актуализируются, выпячиваются на передний план.

6. Антитеза (противопоставление) часто строится на основе антонимии. Противопоставленные понятия лучше выявляют свою специфику на фоне друг друга.

7. Инверсия – изменение обычного порядка слов в предложении со смысловой и стилистической целью. Так, если прилагательное поставить не перед существительным, к которому оно относится, а после него, то этим усиливается значение определения, характеристика предмета.

8. Вопросно-ответный ход – способ диалогизации текста. Вопросно-ответный ход превращает монологическую речь в диалог, делает слушателей собеседниками оратора, активизирует их внимание.

9. Риторический вопрос – предложение, по форме построенное как вопросительное, но по цели высказывания являющемся повествовательным: риторический вопрос несет позитивную информацию.

Вопрос 26. Сущность и особенности риторического произнесения. Голосовые и кинетические средства воздействия.

Произнесение – заключительный этап – этап общения с аудиторией, кульминация всей ораторской деятельности.

Овладение материалом выступления – весьма ответственный этап в деятельности оратора.

Рекомендуемые специалистами основные формы работы над выступлением:

· Полный текст (не для чтения, а для пересказа своими словами).

· Подробный конспект с основными формулировками, концовкой, цитатами, числами, именами собственными.

· Неподробный конспект с обозначением перехода от блока к блоку, цитатами.

· План с цитатами.

· Речь без бумажки.

Хорошее выступление – выступление цельное в ритмико-интонационном отношении. Поэтому хорошая воздействующая речь выдержана в определенной стилевой манере от начала и до конца, что делает этот текст цельным и целым. Говоря о лексике и синтаксисе, подразумевается благозвучность текста, гармония ритма.

Отношение оратора к аудитории должно быть доброжелательным (невозможность таких форм речевого поведения, как агрессивность и демагогия) и профессиональным (предполагает умение работать с любой аудиторией).

Залогом удачного выступления служит налаженный контакт с аудиторией. Для этого необходимо сформировать нужное коммуникативное состояние, которое позволит успешно взаимодействовать с аудиторией:

· Запретить себе думать о посторонних вещах;

· Сосредоточить свое внимание на слушателях;

· Внимательно следить за их реакцией;

· Вкладывать в речевое действие все физические и моральные силы;

· Иметь волевой наступательный настрой: вести аудиторию за собой, а не идти на поводу у аудитории;

· Понимать, что публичное выступление – профессиональное действие, связанное с осуществлением вашего намерения, которое должно достичь цели.

При публичном выступлении следует обратить внимание на невербальные средства общения – мимика, жесты.

Главным показателем чувств говорящего является выражение лица, его мимика. Мимика позволяет нам лучше понять своего оппонента, разобраться какие чувства он испытывает.

О многом может сказать и жестикуляция собеседника. Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию, а вот ритмические наоборот подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, т.е. то, что обычно передается интонацией.

Жест должен свидетельствовать о движении мысли и чувств оратора, является физическим выражением его творческих усилий. Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие.

Вопрос 27. Спор. Виды споров. Логические и психологические аспекты спора.

Спор – это коммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставления точек зрения, позиций участвующих в нем сторон, при этом каждая из них стремиться аргументировано, утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны.

Ценность спора заключается:

· Во-первых, поскольку в споре соревнуются идеи, то его участники обогащаются идейно: обмен идеями, в отличие от обмена вещами более эффективен.

· Во-вторых, осуществив процесс спора, стороны приходят к более глубокому уяснению, как своей собственной позиции, так и позиции своего оппонента.

· В-третьих, в споре можно узнать нечто новое и тем самым пополнить свой багаж знаний и расширить кругозор.

Искусство ведения спором получило название эристика. Эристика основывается на знаниях и умениях, вырабатываемых логикой, психологией, этикой, риторикой и характеризуется основными признаками: доказательностью (логическое воздействие на оппонента принудительностью рассуждения) и убедительностью (психологическое воздействие на оппонента, направленное на восприятие им той или иной идеи).

Общие рекомендации, выполнения которых способствует повышению плодотворности спора:

· Если есть возможность достичь согласия без спора, лучше ею воспользоваться;

· Не спорьте по мелочам, если уж спорить, то только по принципиальным вопросам;

· Почву для спора образует наличие несовместимых позиций относительно одного итого же предмета; если же позиции совместимы, нужда в споре отпадает;

· Спор должен быть предметным, предмет спора – достаточно ясным и неизменным на всем его протяжении;

· Спор возможен только при наличии определенной общности исходных позиций, которая способна стать источником начального взаимопонимания спорящих, а также известной суммы знаний о предмете спора;

· Спор предполагает следование определенным законам и правилам логики, этики и психологии;

· Спор не должен быть самоцелью, в споре недопустимы выпады личного характера; помните, что спор должен быть средством достижения истины, выработки оптимального решения;

· В споре следует использовать только корректные приемы, которые могут содержать в себе элементы хитрости, внезапности, атаки, но не лжи, очернения и унижения достоинства противника, подмены предмета спора.

Виды спора весьма многообразны. Спор может быть конструктивным (товарищеским) и деструктивным (враждебным), устным, письменным, содержательным или формальным, все виды выделены по внешним признакам. В жизни большее внимание уделяется содержательным аспектам спора, поэтому одним из важных моментов является выбор вида спора (дискуссии или полемики), которые определяются конкретными обстоятельствами.

Дискуссия – вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема.

Полемика – вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение (победу) своей позиции относительно обсуждаемого предмета.

Стратегия спора – общий план его ведения.

Пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис – должен позаботиться о том, чтобы обеспечить максимально возможную степень его обоснованности.

Оппонент – тот, кто оспаривает тезис.

Тактика спора – подбор и использование в споре определенной совокупности логических и психологических приемов.

Логические аспекты спора. Вопросно-ответный комплекс – элемент общения и мышления людей. Выполняет две важнейшие функции – познавательную и коммуникативную. Познавательная функция заключается в фиксации в мысли и выражении в языке знаний человека о внешнем мире и о себе самом. Коммуникативная – реализуется через вопросы и ответы, посредством которых происходит передача знаний и представлений от одного человека к другому. В споре ведущая роль принадлежит вопросу. Вопрос – высказывание, истинность которого не установлена или в котором не определены в каком-либо отношении его элементы – логический субъект или предикат.

Критерии правильности вопросов:

· Должен быть разумным, заключать в себе определенный смысл.

· Должна присутствовать ясность вопроса.

· Постановка вопроса – истинность его предпосылок.

Ответ – высказывание, содержащее недостающую в вопросе информацию.

Подавляющее большинство речевых актов содержит в себе аргументацию – логико-коммуникативный процесс, направленный на обоснование позиции одного человека с целью последующего ее понимания и принятия другим человеком. Тот, кто обосновывает свою позицию – аргументатор, тот, кому адресована обосновываемая позиция – реципиент.

В структуру аргументации входят тезис (положение, позиция, которая подлежит обоснованию), аргументы (известные, заранее добытые положения, с помощью которых достигается обоснованность и убедительность тезиса) и демонстрация (логическая связь тезиса и аргумента).

Логические уловки спора – преднамеренные отступления от логических норм – законов и правил логики (софизмы). Любой софизм маскируют под правильное рассуждение, преследуя цель ввести противника в заблуждение.

Знание логических аспектов спора позволяют себя уверенно чувствовать в любом коммуникативном процессе, и особенно тогда, когда акт коммуникации принимает форму спора. К тому его знание дисциплинирует мышление, придает ему черты строгости и последовательности, а также может стать средством нахождения истины и мощным оружием против лжи и обмана.

Вопрос 28. Причины коммуникативных неудач.

Коммуникативные неудачи – недостижение инициатором общения коммуникативной цели и, шире, прагматических устремлений, а также отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между участниками общения.

Неблагоприятные факторы, приводящие к коммуникативной неудаче:

1. Чуждая коммуникативная среда сводит усилия участников общения на нет, так как в такой среде царит дисгармония, отсутствует настроенность собеседников на феноменальный внутренний мир друг друга. В диалоговом общении при посторонних лицах собеседники чувствуют дискомфорт, мешающий им осознать себя в данной ситуации и определить тональность своего тонального поведения.

2. Серьезным основанием для отчужденности участников разговора может быть нарушение паритетности общения. В данном случае также имеет место нарушение правила солидарности, кооперации собеседников. Это проявляется в доминирование одного участника разговора: начиная с инициальной реплики один и тот же человек выбирает тему разговора, задает вопросы, перебивает собеседника, не дожидаясь сигналов восприятия и правильной интерпретации сказанного, превращая таким образом диалог в монолог.

3. Коммуникативные замыслы собеседников не будут осуществлены, не возникает согласие, если живое речевое общение будет ритуализовано. Говорящий не проверяет «ценность» своего высказывания по вниманию слушателей, его соучастию в разговоре, в создании содержательной канвы общения. В ритуализованных высказываниях нарушена живая нить разговора – связь говорящего и слушающего, адресат лишен возможности слышать открыто выраженную аргументацию, а говорящий скрывает свое мнение под «известным» мнением «всех».

4. Причиной нарушения контакта с собеседником и прекращения разговора может быть неуместное замечание в адрес слушателя по поводу его действий, личных качеств, которое может быть истолковано как недоброжелательное отношение говорящего.

Вопрос 29. Этика речевого общения и этикетные формы речи.

Этика речевого общения начинается с соблюдения условия успешного речевого общения: доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, «понимающего понимания» - настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. Это предписывает выражать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на мир знаний адресата. Сигналами внимания, участия, правильной интерпретации и сочувствия являются не только регулярные реплики, но и паралингвистические средства – мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза.

Речевая этика – правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.

1. Приветствие. Обращение. Приветствие и обращение задают тон всему разговору. В зависимости от социальной роил собеседников, степени близости их выбирается ты-общение или вы-общение и соответственно приветствия здравствуй или здравствуйте. Обращение выполняет контактоустанавливающую функцию, является средством интимизации, поэтому на протяжении всей речевой ситуации обращение следует произносить неоднократно; это свидетельствует и о добрых чувствах к собеседнику, и о внимании к его словам. Национальные и культурные традиции предписывают определенные формы обращения к незнакомым людям.

2. Этикетные формулы. В каждом языке закреплены способы выражения наиболее частотных и социально значимых коммуникативных намерений. Так, при выражении просьбы в прощении, извинении принято употреблять прямую, буквальную форму, например, Извини(те), Прости(те). Существуют этикетные формулы поздравлений: сразу после обращения указывается повод, затем пожелания, затем заверения в искренности чувств, подпись. Этикетные формулы, фразы к случаю – важная составная часть коммуникативной компетенции; знание их – показатель высокой степени владения языком.

3. Эвфемизация речи. Поддержание культурной атмосферы общения, желание не огорчить собеседника, не оскорбить его косвенно, не вызвать дискомфортное состояние – все это обязывает говорящего, во-первых, выбирать эвфемистические номинации, во-вторых, смягчающий, эвфемистический способ выражения. Исторически в языковой системе сложились способы перифрастической номинации всего, что оскорбляет вкус и нарушает культурные стереотипы общения. Это перифразы относительно ухода из жизни, половых отношений, физиологических отправлений; например: он покинул нас, скончался, ушел из жизни; название книги «1001 вопрос про это» об интимных отношениях.

4. Перебивание. Встречные реплики. Вежливое поведение в речевом общении предписывает выслушивать реплики собеседника до конца. По наблюдению исследователей, перебивание характерно для мужчин, более корректны в разговоре женщины.

5. Вы-общение и ты-общение. В русском языке широко распространено вы-общение в неофициальной речи. Поверхностное знакомство в одних случаях и длительные неблизкие отношения старых знакомых в других показываются употреблением вежливого «Вы». Кроме того, вы-общение свидетельствует об уважительном отношении участников диалога. Принято считать, что ты-общение всегда является проявлением душевного согласия и духовной близости и что переход на ты-общение является попыткой интимизации отношений.

Вопрос 30. Информационное поле и информационная норма в СМИ.

Основной целью дискурса в СМИ, в том числе в периодической печати, является передача (или ретранслирование) информации различных типов.

Под информацией понимается вся совокупность данных фактов, сведений о физическом мире и обществе, вся сумма знаний – результат познавательной деятельности человека, которая в том или ином виде используется обществом в различных целях. В зависимости от содержания и целей, которые ставятся в процессе общения в СМИ, выделяются различные типы информации: предметно-логическая, не связанная с ситуацией и участниками общения, и прагматическая (оценочная/ субъективная) функция, которая является воздействием на реципиента и передача ему своего отношения к предмету речи.

Основу информации в СМИ составляют сообщения о фактах и их комментарии или оценка. Отсюда следует, что важнейшей характеристикой дискурса в этой сфере является категория информационного поля, под которой понимается информационное пространство, охватывающее тот или иной объем фактов и событий реального мира и представленный репертуаром тем. Информационное поле – категория аксиологическая, она связана с понятием информационной нормы: в идеале СМИ должны сообщать о всех возможных фрагментах действительности. На деле объем информационного поля всегда ограничен. Эти ограничения связанны с запретом на разглашение государственных тайн или из-за следования этическим нормам.

Информационное поле прессы – при ее нормальном положении в обществе – должно адекватно, всесторонне и полно отражать действительность. Однако это не значит, что в распространении информации не существует никаких ограничений. Напротив, эти ограничения есть и будут при любом типе власти и форме государственного устройства. Для не тоталитарного общества характерны два типа ограничений.

Первый - институциональные ограничения. Они связаны с деятельностью социальных институтов (прежде всего – государства) и часто имеют юридическое закрепление (например, в перечнях сведений, составляющих государственную тайну). Опубликование законодательно табуируемой информации по существу представляет собой нарушение не просто информационной, но и юридической нормы и может повлечь соответствующие санкции.

Второй - конвенциональные ограничения. Речь здесь должна идти, прежде всего, о следовании этическим нормам – именно они часто нарушаются некоторыми изданиями. Это, например, относится к принятому в культурном сообществе правилу, согласно которому запрету подлежит публичное обсуждение частной жизни людей без их согласия.

Актуальной для современной прессы остается проблема достоверности/недостоверности информации, представляющая собой важный аспект информационной нормы.

Один из типов лжи порождается тем, что печать не только публикует собственные материалы, но и ретранслирует официальную информацию государственных структур, чтобы ввести общество в заблуждение относительно своих намерений или действий. Еще одним типом недостоверной информации является политическая борьба, неизбежно отражающаяся в СМИ. Весьма распространен в современной печати и такой тип искажения действительности, который можно определить как ложь политической выгоды. Диапазон дезинформации здесь весьма широк – от замалчивания нежелательных для печатного органа той или иной политической ориентации фактов до их полного извращения.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий

Все материалы в разделе "Культура и искусство"