регистрация / вход

Развитие у младших школьников изобразительной грамотности в процессе декоративного рисования

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. Кафедра педагогики и психологии начального образования

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого.

Кафедра педагогики и

психологии начального образования

Курсовая работа

Развитие у младших школьников изобразительной грамотности в процессе декоративного рисования.

Выполнена: студенткой 5 курса

группы Б заочной формы обучения

факультета ИСиГН

Рощиной И.Г.

Научный руководитель:

Антоненкова И.Н.

Тула 2010

Содержание

Введение ……………………………………………...…………………..…….....3

Глава I . Теоретические основы развития изобразительной грамотности младших школьников.

1.1. Развитие изобразительной грамотности в психолого-педагогической и методической литературе отечественных и зарубежных авторов…………………………………………………………………….. 6

1.2. Особенности развития изобразительной грамотности младших школьников …………………………………………………………...…17

1.3. Роль упражнений в развитии изобразительной грамотности на уроках декоративного рисования…………………………………..…………….23

Глава II . Исследование развития изобразительной грамотности младших школьников в декоративно-прикладном искусстве.

2.1. Определение уровня развития изобразительной грамотности младших школьников………………………………………………………………..28

2.2. Методические рекомендации по повышению изобразительной грамотности младших школьников на уроках декоративного рисования ……………………………………………………………………..……….32

Заключение ………………………………………………………………………47

Список литературы …………………………………………………….……...48

Приложение………………………………………………………………………51

ВВЕДЕНИЕ

«Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через несколько десятилетий, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим»[1] .

Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых взглядов"[2] .

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики изобразительной грамотности как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой личности.

А формировать личность, - отмечают многие педагоги, психологи, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Это предположение и определило тему нашего исследования: "Развитие у младших школьников изобразительной грамотности в процессе декоративного рисования".

Объект исследования – развитие изобразительной грамотности у младших школьников.

Предмет исследования – упражнение, как средство развития изобразительной грамотности у младших школьников.

Цель – на основе анализа психолого – педагогической литературы подобрать и систематизировать упражнения на выявление изобразительной грамотности у младших школьников.

Задачи:

1. Проанализировать развитие изобразительной грамотности в психолого-педагогической и методологической литературе, раскрыть специфические особенности развития изобразительной грамотности у младших школьников.

2. Определить исходный уровень изобразительной грамотности младших школьников средствами декоративного искусства.

3. Раскрыть роль упражнений (заданий) в развитии изобразительной грамотности у младших школьников на уроках декоративного рисования.

4. На основе полученных данных разработать методические рекомендации по развитию изобразительной грамотности у младших школьников на уроках декоративного рисования.

Методы исследования:

1. теоретический анализ литературы,

2. наблюдение,

3. педагогический эксперимент,

4. анкетирование,

5. беседа.

База: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Белева Тульской области», учащиеся 3 Б класса, 10 девочек, 12 мальчиков.

Глава I . Теоретические основы развития изобразительной грамотности у младших школьников.

1.1. Развитие изобразительной грамотности в психолого-педагогической и методической литературе отечественных и зарубежных авторов.

Художественное образование в начальной школе является основой формирования духовного мира личности. Занятия изобразительным искусством для младших школьников, предоставляют широкие возможности не только для приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, но является и важнейшим условием их духовного становления. Совершенствование изобразительной деятельности учащихся начальной школы обеспечивает большую эффективность личностного роста каждого школьника[3] .

Грамотность – в широком смысле знание законов и правил предмета в сочетании с твердыми навыками пользования ими в процессе деятельности. Содержание понятия и уровень грамотности меняются в связи с общим культурным ростом народа и теми требованиями, которые предъявляются к грамотности на определенном этапе экономического политического и культурного развития страны в зависимости от существующего в ней общественного и государственного строя.

Графика – (лат. Graphice - рисование, черчение, искусство письма или рисования) вид изобразительного искусства, основанный на технике рисунка. Графика объединяет законченные рисунки, подготовительные художественные работы, репродукционные техники. Вспомогательную (подготовительную) и замещающую (репродукционную) функцию графика позволяет выполнять дешевизна используемых в ней материалов (прежде всего бумаги, как основы большинства графических произведений, до ее изобретения были распространены более дорогие папирус, пергамент, шелк). Особенности материалов (текстура, фактура) техник и технологий придают произведениям графики эстетическое своеобразие, отличающее ее от живописи[4] .

Изобразительная (графическая) грамотность – в школе на уроках изобразительного искусства знания, умения, навыки в рисовании предметов, явлений, декоративных и тематических композиций.

Эпоха Возрождения открывает новую эру не только в истории развития изобразительного искусства, но и в области методов обучения рисованию. Над проблемами рисунка начинают работать лучшие мастера изобразительного искусства как, например, Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер и др. Они активно вступают на путь реалистического мировоззрения, стремятся научно обосновать явления природы, раскрыть законы природы и установить связь между наукой и искусством. Художники изучают памятники античного искусства, обращаются к науке: оптике, математике, анатомии.

Гармонической ясностью, преклонением перед красотой реальной действительности пронизаны картины художников Возрождения. Они сумели не только теоретически обосновать актуальные проблемы искусства, но и практически доказать их правильность. Изобразительное искусство эпохи Возрождения – источник мудрости, знания и высокого мастерства.

Реалистические тенденции в 20 в. характеризуются поисками новых связей с действительностью, новых образных решений, новых средств художественной выразительности, о чём свидетельствует искусство таких разных мастеров, как Ф. Мазерель в Бельгии, Д. Ривера и Д. Сикейрос в Мексике, А. Рефрежье в США, А. Фужерон во Франции, Р. Гуттузо в Италии и др. Всё более отчётливой и последовательной становится органическая связь реализма с передовыми социально-политическими движениями времени, что приводит многих художников к освоению реаличстического воспроизведения мира.

Успех овладения любым видом деятельности, в том числе изобразительной, определяется как содержанием обучения, так и методикой преподавания. Поиск эффективных путей овладения изобразительным искусством, совершенствование системы художественного образования учащихся и сейчас вызывает закономерный интерес ученых: - педагогов, психологов, методистов, художников.

Серьезный вклад в разработку академической системы обучения рисованию в 19 - начале 20 вв. внесли российские художники-педагоги: К.П. Брюллов, А.Е. Егоров, А.А. Иванов, АИ. Иванов, Д.Н. Кардовский, О.А. Кипренский, И.М. Крамской, П.Я. Павлинов, Н.Э. Радлов, И.Е. Репин, А.П. Сапожников, В.А. Серов, В.И. Суриков, П.П. Чистяков, В.К. Шебуев.

Советская художественная педагогика продолжила исследования в области дальнейшего совершенствования методики преподавания изобразительного искусства. В последние десятилетия в публикациях по вопросам теории и методики изобразительного искусства активно подчеркивается необходимость поиска новых путей совершенствования системы обучения. Особого внимания заслуживают исследования и выводы, содержащиеся в трудах Г.В. Беды, В.П. Зинченко, Е.И, Игнатьева, Л.А. Ивахновой, B.C. Кузина, Б.М. Неменского, Н.Н. Ростовцева, Г.Б. Смирнова, А.Е. Терентьева, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, Б.П. Юсова. Проблема развития изобразительной грамотности школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед современной школой встает важная задача развития изобразительной грамотности подрастающего поколения.

Актуальные вопросы методики преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе находят свое место в трудах А.Д. Алехина, Н.С. Боголюбова, СЕ. Игнатьева, Т.С. Комаровой, В.В. Корешкова, Э.И. Кубышкиной, В.К. Лебедко, Н.Н. Ростовцева, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой.

В последние годы появился ряд исследователей, приобретших основополагающее значение для определения закономерностей процесса рисования и связанных с ним познавательных процессов. Научное обоснование познавательной функции изобразительного искусства и особенностей познания действительности средствами рисунка и живописи мы находим в трудах В.П. Зинченко, С.Е. Игнатьева, А.И. Иконникова, Н.В, Сокольниковой, B.C. Кузина, Л.Г. Медведева, Н.К. Шабанова, Т.Я. Шпикаловой, Б.П. Юсова.

Важность пристального изучения психологического аспекта изобразительной деятельности младших школьников обусловлена особой благоприятностью возраста для освоения изобразительной деятельности, с одной стороны, и активным познавательным развитием — с другой. В связи с этим изучен такой важный компонент способностей младшего школьника к изобразительной деятельности, как представления, от уровня сформированности которых во многом зависит и качество создаваемых ими рисунков. В современной науке и практике сложилась такая тенденция, когда обсуждается какая-либо система развивающего обучения, принято указывать, развитие каких именно способностей ребенка берется обеспечить эта система.

В методической литературе по изобразительному искусству в общеобразовательной школе больше внимание уделяется проблемам обучения собственно изобразительным навыкам и умениям (техническая сторона изобразительной деятельности) или развитию творческих способностей учащихся. Проблема же формирования отдельных познавательных процессов, участвующих в изобразительной деятельности и направленных на ее совершенствование, остается пока малоизученной. Традиционная методика обучения изобразительному искусству предоставляет широкие возможности для художественного образования учащихся начальных классов. Практика же показывает, что учителя строят процесс обучения, ориентируясь в основном на механическую память учащихся. В то время, как известно, что окружающий мир отражается ребенком не механически, дети чаще всего отражают его, опираясь на собственные представления. Последние - это результат воспроизведения ребенком образов окружающей действительности, сложившихся на основе его личного опыта. В начальной школе обучение любому предмету развивает представления учащихся. С другой стороны, только при определенном уровне развития у детей образов представления им доступно дальнейшее усвоение знаний и умений. Таким образом, накопление и развитие представлений в процессе обучения на уроках изобразительного искусства являются результатом учебной деятельности детей, и вместе с тем они сами становятся условием и опорой для усвоения других знаний и дальнейшего роста познавательных способностей учащихся. В этих случаях представления органически включаются в структуру учебной деятельности детей и становятся частью этой деятельности.

В дидактике и методике начального обучения не существует определенной классификации способов формирования образов представления, не разработаны методы их развития, в частности на уроках изобразительного искусства. Видимо, средства наглядности и виды наглядных пособий сосредоточивают на себе все внимание учителей, и внутренний процесс формирования образов остается скрытым. На самом же деле наглядные средства обучения, как известно, выполняют второстепенную роль, облегчая в некоторых случаях процесс формирования представлений.

В изучении психологического аспекта детского рисования выделяется группа исследователей (Ж. Пиаже, Р. Арнхейм, П. Гюйоме, Ж. Люке), придающих решающее значение в построении ребенком изображения характеру образующихся у него представлений. Автор одной из первых и наиболее продуктивных работ этого направления - Ж. Люке. Он объясняет детский рисунок как изображение представления: представление в отношении к рисунку выступает в качестве внутренней "модели". Представления подвержены видоизменению под влиянием внешних воздействий.

Глубокому психологическому анализу процесса изображения у школьников посвятил ряд своих научных исследований Е.И.Игнатьев. Он утверждает: "Самое главное в реалистическом рисунке — сходство. Сходство - свидетельство правильности отражения. Сходство дается только через углубленный анализ изображаемого. Качество анализа изображаемого у детей на разных этапах их развития различно. С годами, по мере общего умственного развития, возможности к детальному анализу изображаемого растут. Представления ребенка становятся все более и более богатыми, поэтому постепенно растет сходство рисунков с изображаемыми объектами". Е.И. Игнатьев считает, что рисование по представлению у школьников всегда отстает по уровню решения изобразительной задачи от рисования с натуры и что основой успешного обучения рисованию по представлению является рисование с натуры. Усложняя требования к рисованию с натуры, можно более успешно решить познавательные задачи. Целью нашего исследования является поиск путей и способов формирования изобразительной грамотности у учащихся, которые и будут способствовать совершенствованию их изобразительной деятельности.

К вопросу влияния грамотности на характер детских рисунков обращались многие ученые, в том числе Н.П. Сакулина. На основе многолетних исследований она доказала связь рисования с предшествующим восприятием предметов у детей. Н.П. Сакулина показала, что они во многом обусловлены особенностями зрительных восприятий детей и складывающихся на их основе представлений. Подчеркивая закономерную взаимосвязь этих процессов, она акцентирует внимание на продуманной организации восприятия у детей, доказывая, что особенности представлений зависят от особенностей восприятия, но поскольку восприятие у детей носит неполный поверхностный характер, то, значит, формируются и неполные представления. Это в свою очередь отражается на качестве исполнения изображений. Проведенные ею исследования посвящены поискам путей формирования у детей особого, целенаправленного восприятия предмета, выделения и осознания ребенком тех свойств, которые предстоит изобразить. Основное внимание уделяется изучению формы как наиболее важному свойству предмета для построения изображения. Причину несовершенности образов представления у детей Н.П. Сакулина видит в недостаточно развитом процессе восприятия.

Настоящее исследование проводилось в русле теории развивающего обучения, предполагающего опору на резервы познавательного развития младших школьников. Данная теория определила концептуальный подход исследования, направленного на совершенствование изобразительной деятельности через развитие познавательных процессов. Не определена ее структура, отдельные компоненты и их роль в создании изображения. Не охватывая всю когнитивную сферу личности ребенка, мы выделили из нее такой важный компонент, как представления, которые являются определяющим критерием качества создаваемых детьми рисунков. На сегодняшний день нет методик, специально предназначенных для развития механизмов процесса формирования образов представления. Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов для эффективной организации обучения изобразительной деятельности.

Выявленные противоречия между современными требованиями к организации и проведению уроков изобразительного искусства и качеством учебных рисунков, выполняемых учащимися начальной школы, и наличным уровнем детского рисования обусловили выбор темы исследования -Совершенствование изобразительной деятельности младших школьников. Разработка эффективной методики совершенствования изобразительной деятельности учащихся начальных классов, посредством развития изобразительной грамотности составила проблему нашего исследования.

1.2. Особенности развития изобразительной грамотности младших школьников.

Современная школа обладает большим потенциалом для полноценного художественного образования учащихся, который при целенаправленном использовании способствует нахождению оптимальных методов обучения.

Практика обучения младших школьников основам изобразительного искусства показывает, что у детей интерес к рисованию ослабевает уже к 3-4-му классам. Это объясняется рядом субъективных и объективных факторов. К первым относятся низкий уровень развития некоторых познавательных процессов и их свойств (например, восприятия пространства, восприятия цвета, концентрации внимания, образной памяти, представлений, активности и Л богатства воображения и т. п.), отсутствие у ребенка способностей к изобразительной деятельности. Ко вторым мы можем отнести недостаточный методический уровень организации уроков изобразительного искусства, ограничивающийся чаще использованием наглядных и вербальных средств обучения. На самом деле уроки изобразительного искусства несут в себе огромный потенциал для развития познавательных и эмоционально-чувственных сторон личности ребенка, который не всегда используется учителями в полной мере.

Работа строится в трёх направлениях.

Первое направление. Знакомство с определённым видом народно-прикладного искусства. Детям даются некоторые сведения о промысле, содержании, назначении предметов, материалах, из которых они сделаны, характерных признаках. Выделяются средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, композиции (расположение узора на предмете), связь формы предмета и узора с его назначением.

Формирование у детей потребности в прекрасном.

Задачи работы с детьми:

Развивать интерес к народной игрушке, учить узнавать знакомые образы (птица, конь, барышня, матрёшка), видеть их яркость, нарядность, любоваться ими, выделять некоторые элементы, их цвет.

Учить узнавать знакомые народные игрушки, называть их, давать представления о характерных признаках, средствах выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме), различать два-три вида народных игрушек (дымковская, филимоновская, тверская глиняная игрушка, матрёшка, богородская игрушка) по некоторым признакам.

Знакомить с новыми видами игрушки (каргопольская, абашевская и др.), с растительными узорами (городец, хохлома, жостово, гжель и др.), учить видеть разнообразие материалов (дерево, глина, металл, фарфор) и их отличие друг от друга, красоту геометрических, растительных узоров, стилизацию знакомых форм (трава, ягода, цветок, лист).

Знакомить с русским народным костюмом, рассказывать о значении узора, его особенностях, принципах оформления женских и мужских костюмов, головных уборов, росписи ткани, типичных сочетаниях элементов.

Второе направление. Обучение декоративному рисованию на основе народного декоративно-прикладного искусства, знакомство с некоторыми приёмами народных мастеров в рисовании.

Задачи работы с детьми.

Учить украшать изображения предметов, используя следующие элементы: полосы, мазки, круги, точки, кольца; выбирать цвет бумаги (фон) и элементов узора, располагать их на всём листе, ритмично заполняя лист одинаковыми элементами (по форме, величине, цвету) или чередуя их.

Учить составлять узоры на основе некоторых видов народной игрушки (тверская, филимоновская, дымковская), выделяя геометрические элементы росписи: круг, кольцо, точки, овалы (мазки), линии (прямые, широкие, тонкие), чёрточки, характерные цвета определённого вида, их сочетания (цвет фона, элементов). Учить составлять узор на полосе, прямоугольнике (рисунок как на ткани), чередовать элементы по форме, цвету, величине, составлять симметричный узор на квадрате, круге, розетте, выделяя кайму, середину, углы.

Закреплять знания, полученные в предыдущих группах. Учить украшать на бумаге декоративные ткани, платки, полотенца, ковры, как это делали народные мастера, выделять элементы узора (геометрические, растительные), образы птиц, коней, передавать колорит росписи, характерные композиции – симметричные, ассиметричные, украшать объёмные изделия (работы их папье-маше), раскрашивать бумажные тарелки, стаканчики, деревянные заготовки – «бельё» (посуду, доски, матрёшек и др.). Учить создавать узоры для русского костюма: тесьма, пояса, кокошники разной формы, ткань на сарафан, платье и т.д.

Третье направление. Формирование детского декоративного творчества. Обучение видению на предметах каждого вида народного декоративно-прикладного искусства вариативности элементов, сочетаний цветов, композиций, умения мастера создавать новый, неповторимый узор, не выходя за пределы вида, традиций росписи. Формирование на основе этого декоративного творчества умения создавать узор на любой форме, свободно выбирая сочетания цветов, композицию в зависимости от назначения узора, формы предмета, материала.

Задачи работы с детьми:

Выбирать элементы и их цвет.

Выбирать элементы, их цвета, затем форму бумаги, композицию.

Выбирать вид народного искусства, его элементы, сочетания цветов, композиций, создавать творческие композиции, определив только назначение предмета (задачи дети решают по-своему). Такое творческое применение полученных знаний, умений и навыков по декоративному рисованию при создании предметных, сюжетных композиций покажет, насколько осознано дети понимают принципы и закономерности в декоративном искусстве.

Периодически проводятся занятия творческого характера, на которых детям предлагается придумать узор для новых предметов, вещей. Например, нарисовать для Снежной королевы ткань на платье, украсить кокошник, придумать сказочный букет, сказочный лес и т.д. Чем старше дети, тем больше нужно давать творческих заданий с учётом интересов каждого ребёнка, событий, происходящих в детском саду, дома. Это может быть роспись декораций, обоев, домов, костюмов для героев сказки, рамок для портретов. Занятия по замыслу являются показателем развития детского декоративного творчества (внимание обращается на яркость образов, необычность цветов, оригинальность композиций). [5]

Методы и приёмы:

- создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ («одевание» дымковских игрушек, работа в «мастерских» народных умельцев, игра в магазин, посещение «выставок народного искусства» и др.), что повышает интерес к занятиям;

- связь рассматривания с последующими занятиями по изобразительной деятельности, выделение тех задач, которые затем найдут отражение в рисунке;

- сравнение двух элементов, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании нового мотива;

- использование движения руки (очерчивающий жест) для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности его заполнения;

- упражнения в начале занятия с детьми при изображении новых или сложных элементов после рассматривания; впоследствии лист для упражнений дети используют по желанию;

- показ изображения новых элементов;

- называние элементов узора или действия при его воспроизведении в процессе рисования («завиток вверх, теперь вниз»);

- взаимосвязь видов деятельности в решении задач по декоративной деятельности;

- использование художественного слова в создании образа в рисовании;

- сочетание музыки и изобразительной деятельности: создание образа, повышение эмоциональной отзывчивости в процессе выполнения задания;

- показ техники рисования и приёмов кистевого письма народных мастеров (что помогает в процессе обучения выработке лёгких ритмичных движений, быстроты в создании узоров).

- Разнообразные графические материалы.

1.3. Роль упражнений в развитии изобразительной грамотности на уроках декоративного рисования.

Произведения декоративно-прикладного искусства (от лат. decorare —украшать) обладают художественно-эстетическими свойствами и имеют непосредственное практическое назначение в быту, труде или специально предназначены для украшения жилищ, архитектурных сооружений, площадей, парков и т. д.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из важных средств художественного воспитания детей младшего школьного возраста. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Это традиции, обычаи, особенности жизни. Каждый образ в народе имеет своё значение, символ. Так, например, птица – это символ счастья, радости, она олицетворяет собой душу наших предков. Конь – это символ солнца, медведь – символ могущества, пробуждения природы, баран и корова олицетворяют собой плодородие, козёл – добрую силу, олень – изобилие, удачный брак.

Издавна предметы быта расписывались различными узорами (орнаментом), что тоже являлось своеобразной символикой: волнистая линия символизирует воду; две параллельные линии и точки между ними – землю и зёрна; точки, капли, косые линии – дождь; спирали – ход солнца по небу, космос; ромбы – плодородие; круги – идею совершенства, солнце, дом; кресты – веру; наклонные кресты – связь с солнцем и огнём. Конечно, сегодня смысл этой символики утрачен, однако образы, о которых говорилось выше, входят в нашу жизнь с самого детства. То же самое можно сказать и о ставших уже привычными узорами, орнаментами.

Трудно переоценить значение народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей. Исследования Е.А. Флёриной, Н.П. Саккулиной, Р.Г. Козаковой, Т.С. Комаровой и др. позволили включить знакомство с этим видом искусства в программы школьных образовательных учреждений. Для обучения декоративной деятельности и формирования детского творчества берутся только подлинные предметы народного искусства и их изображения (иллюстрации, фотографии, диапозитивы). Отбираются доступные для восприятия детей определённого возраста предметы и игрушки, которые имеются в школьном учреждении. Узоры на них должны быть простыми: полосы, круги, кольца, точки, овалы. Они проходят через все возрастные группы, но расширяется их содержание, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции каждого вида. Учитель в каждом последующем классе возвращается к знакомому виду. Затем к работе привлекаются предметы и игрушки с растительным узором (Городецкая, хохломская, гжельская, жостовская роспись). Задача педагога – показать разнообразие и традиции вида: характерные особенности, своеобразие композиции.

Художественные произведения народных мастеров, оформляв­ших быт, отражают своеобразие, свойственное тому или иному народу. В произведениях народного искусства ярко и непосредст­венно выражались мысли и чувства народа, особенности его бы­та, природы, среди которой жил и трудился народ. Поэтому про­изведения народных умельцев отличаются особенной непосредст­венностью и художественной цельностью.

Декоративное рисование — это создание узоров и других украшений для книг, предметов быта, одежды и т. д. Основой декоративного рисования, как и других видов, являются изучение натуры, использование её форм, цвета в процессе творчества. Однако реальные формы для узоров не берут в готовом виде, а творчески перерабатывают — стилизуют. Стилизация — это намеренно обобщённое изображение того или иного предмета, придание ему какого-либо стиля. Сочетание стилизованных изображений (элементов) в определённой ритмической последовательности и создаёт узор.

В общеобразовательной школе с основами декоративно-при­кладного искусства дети знакомятся на уроках декоративного рисования. Декоративное рисование в 1 — 4 классах основано на декоративной переработке (стилизации) форм и цвета объек­тов растительного и животного мира и составления из них узо­ров, орнаментов. Как правило, декоративные ра­боты представляют собой обобщение формы и цвета изображаемых с натуры объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. п. К декоративному рисованию относится и творческое составление праздничных открыток, эскизов елочных игрушек, карнавальных костюмов.

В первом полугодии в 1 классе учащиеся выполняют декора­тивные рисунки с образца. Со второй половины 1 класса /все декоративные работы творчески составляются самими детьми. Особое внимание школьников обращается на умелое, вырази­тельное использование ритма, гармоничности цветовых отноше­ний, зрительного равновесия форм и цвета в декоративных ра­ботах. В 4 классе учащиеся должны понимать тесную, нераз­рывную связь декоративного оформления предмета и его практи­ческого назначения, должны самостоятельно отличать удачное, выразительное решение декоративного украшения вещи от не­удачного.

Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зри­тельного равновесия форм и цвета, полученное учащимися на занятиях изобразительным искусством и прежде всего на уроках декоративного рисования, находит затем применение в различ­ных работах на уроках трудового обучения: в аппликациях, плетениях, лепке, изготовлении игрушек, вышивке и т. п. Многие из этих изделий можно сделать по предварительным эскизам, рисункам, выполненным на уроках декоративного и тематиче­ского рисования, а некоторые из них, уже готовые, желательно украсить орнаментом также на уроках декоративного рисования. Ознакомление детей с произведениями декоративно-приклад­ного искусства осуществляется непосредственно на уроках декоративного рисования в тесной, органической связи с содер­жанием конкретного учебного задания, а не выделяется в спе­циальные уроки-беседы о декоративно-прикладном искусстве. Это позволяет ученикам более глубоко понять связь декоратив­ного украшения вещи с ее практическим назначением, глубже осмыслить особенности декоративного узора, орнамента и в ко­нечном итоге способствует более яркому, выразительному выпол­нению собственного рисунка.

Узоры никогда не существуют сами по себе, они всегда отвечают назначению предмета, подчёркивают его форму и материал. В зависимости от материала и назначения предмета узоры выполняются в разных техниках — это вышивка, аппликация, резьба, лепка, роспись и др.
По характеру мотива узоры бывают геометрические, растительные, тератологические (стилизованные формы животных, рыб, птиц), смешанные.

Следует отличать понятия «узор» и «орнамент».
В орнаментальной композиции одним из наиболее важных принципов её построения является ритм — закономерное построение или чередование элементов. Узор предопределяет свободную композицию элементов или асимметричное решение. Единство в этом случае достигается гармоничным распределением форм и цветовых акцентов.

Для самостоятельного создания узоров и орнаментов следует ознакомиться с этим видом творчества у разных народов.

Каждый народ по-своему отражает в своем орнаментальном творчестве окружающую природу. Так, в русском орнаменте можно видеть берёзку, в украинском — калину или подсолнух. Национальные особенности отразились и в цветовом решении орнаментов и узоров.

Чтобы создать узор, нужно знать основные принципы его построения. Узор в полосе, например, образуется простым повторением одного или нескольких элементов. Кроме полосного, есть узоры в квадрате, круге, а также непрерывный, или сетчатый. Последний может состоять из одного элемента, который, повторяясь, заполняет плоскость (ткань, обои).

О технике декоративного рисования

Разделы

· Образцы узоров в полоске

Методика "Узор" Л.И. Цеханской

Методика Л.И. Цеханской направлена на изучение сформированности умения детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия, и, кроме того, умению внимательно слушать говорящего.

Материалом методики служат геометрические фигурки, расположенные в три ряда. Верхний ряд состоит из треугольников, нижний — из квадратов, средний — из кружков. Квадраты находятся точно под треугольниками, кружки — в промежутке между ними. Треугольников и квадратов по 17 в ряду, кружков — 16. Все три ряда геометрических фигур в дальнейшем называются "полоской".

Перед ребенком ставится задача — рисовать узор, следуя правилу: соединять треугольники и квадраты через кружок (способ действия). При этом он должен следовать диктанту, который дается экспериментатором и где указывается, какие фигурки и в каком порядке следует соединять (треугольник — квадрат, квадрат — треугольник, два квадрата и т.д.).

Вначале ребенку предлагается образец узора и дается инструкция. Затем следует этап обучения способу действия, после чего дети переходят к выполнению основного задания.

· Узоры на основе декоративной переработки (приложение 1);

· Узоры создаются на основе декоративной переработки (стилизации) реальных форм (приложение 2);

· Композиции из цветов и листьев (приложение 3).

Техника рисования

Линию, проведенную карандашом, мазок, сделанный кистью, можно сравнить с азбукой. Сперва нужно научиться свободно владеть карандашом и кистью, уверенно проводить линии и класть мазки. Навыки работы различными художественными материалами можно приобрести, постоянно выполняя упражнения, подобные тем, которые даны в этом разделе.

К техникам рисования относят рисунок карандашом, фломастером, углём, сангиной, акварелью, гуашью и другими художественными материалами.

Рисунок карандашом может быть законченным произведением и предварительным наброском к будущей картине.

Наиболее простые элементы изображения в рисунке — линия и штрих. Штрих — это относительно короткая линия. Большее или меньшее количество штрихов в одном месте создаёт разнообразный тон в рисунке, выявляя объём и форму изображения предметов. Одной из наиболее выразительных и сложных техник является рисунок пером. Работая в этой технике, помни: любой лишний штрих может испортить рисунок, поэтому композицию продумывать заранее.

Рисунок пастелью отличается бархатистой поверхностью. Очень красиво выглядит пастель на тёмном фоне, поэтому художники часто используют тонированную бумагу.

Акварель — излюбленная техника многих художников. Основная её черта — прозрачность.

Прежде чем приступить к рисованию гуашью или акварелью, сделать рисунок карандашом.

Рисуя, необходимо помнить:

- неправильно проведенную линию можно стереть резинкой, однако злоупотреблять этим не следует, потому что только аккуратно выполненный, незатертый рисунок производит хорошее впечатление;

- краски разводи только на палитре (тарелочке), набирать их из ванночек чистой кистью;

- рисуя акварельными красками, набирать много воды, чтобы мазки получались прозрачными;
гуашь можно брать сразу в полную силу (корпусно).

Глава II . Исследование развития изобразительной грамотности младших школьников в декоративно-прикладном искусстве.

2.1. Определение уровня развития изобразительной грамотности младших школьников.

Использование методов определения уровня развития изобразительной грамотности младших школьников на различных этапах урока позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей младших школьников.

В школе классе дети должны усвоить по разделу декоративного рисования сведения о создании предметов декоратив­но-прикладного искусства, их основных особенностях: связь формы предмета декоративно-прикладного искусства с его прак­тическим назначением (функцией), связь декоративного украше­ния (орнамент, цвет и т. п.) с формой предмета, с материалом, из которого создан предмет. Дети должны научиться выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных форм животного и растительного мира.

Содержание занятий по декоративному рисованию: рисование узоров и декоративных элементов с образца; самостоятельное выполнение в полосе, квадрате, круге узоров из форм растительного и животного мира (декоративная переработка листьев деревьев, кустарников, цветов, грибов и т.д.), а также геометрических форм (кругов, треугольников, прямоугольников. И В процессе выполнения декоративной работы дети учатся применять линии симметрии, чередование элементов.

2.2. Методические рекомендации по повышению изобразительной грамотности младших школьников на уроках декоративного рисования

Применяются такие средства определения уровня развития изобразительной грамотности младших школьников:

а) разработка заданий различной трудности и объема;

б) разная мера помощи учителя учащимся при выполнении учебных заданий;

в) вариативность темпа освоения учебного материала;

г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

Практика показывает, что на каждом этапе урока возможно и необходимо использовать приемы и методы дифференциации и индивидуализации.

Основной задачей при объяснении материала - является актуализация полученных ранее знаний ученикам. Форма проверки может быть разнообразной. Например, на уроках изобразительного искусства ведется работа по ознакомлению с росписью изделий различных мастеров, с художественными особенностями росписи.

Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе объяснения нового материала учащимся предлагается выполнить одинаковые задания, но при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать как учитель, посредством инструктажа, планов, памяток, так и успешно обучающиеся по данному предмету ученики-консультанты.

Использование дифференцированных и индивидуальных заданий при закреплении знаний, умений и навыков зависит от спецификации задач урока, уровня подготовленности и интереса к учению учащихся конкретного класса. Большое разнообразие методов и приемов закрепления позволяет организовать работу на данном этапе с учетом возможностей и перспектив развития каждого ученика.

Задания можно классифицировать на 3 вида:

- тренировочные , где предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;

- частично-поисковые , где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов.

- творческие , где характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного. К заданиям творческого характера относятся упражнения на сравнения нахождения общих признаков, поиск различий.

На уроках декоративного рисования дети должны наблюдать художественные образцы. Желательно обращать внимание детей на различные приемы оформления бытовых вещей, показывать сами предметы, репродукции, фотографии и т. д. Следует организовать внеклассное наблюдение предметов ДПИ в музее, выставочном зале. Наблюдения художественных образцов должны вызвать у детей желание создать свой красивый узор. Нельзя, чтобы дети копировали орнамент или узор, т.к.. копия в исполнении первоклассника будет маловыразительной и принесет одно лишь разочарование. Нужно, чтобы дети самостоятельно, творчески решали эту задачу.

В основу организации урока декоративного рисования должен быть положен следующий порядок:

1.Наглядное объяснение основных закономерностей орнамента – понятие ритма, симметрии, цветовых сочетании

2.Научить откладывать одинаковые отрезки, проводить горизонтальные и вертикальные линии и диагонали

3.Практический показ порядка работы над орнаментом, роспись надо начинать с каймы или центра.

4.В декоративном рисовании при росписи применяется «ремесленническая техника», когда определенная краска наносится последовательно на все одинаковые элементы орнамента. Нельзя нарушать этот традиционный прием и отделывать прежде одну ритмическую единицу, а затем переходить к отделке следующей.

5.В орнаментальном творчестве дети с увлечением пользуются штампами – прикладыванием, смоченных краской, черенка кисти, шляпки гвоздя, колпачка от авторучки, пальцев и т. п. или фигур, вырезанных из сырых овощей, картона.

Примерные задания в I классе: рисование в полосе, круге, квадрате узоров из форм растительного и животного мира, а также из геометрических форм на белой и цветной бумаге с образца и самостоятельно.

На уроке дети получают первые сведения об изделиях деко­ративно-прикладного искусства; учатся правильно вести работу (карандашом и красками) над простейшим декоративным ри­сунком из геометрических форм.

В начале урока учитель проводит беседу. В ней он обращает внимание детей на то, что самые разнообразные предметы, окру­жающие человека, украшены различными узорами, орнаментами. При рассматривании этих узоров, орнаментов легко заметить в них изображения самых разнообразных объектов действительно­сти (цветов, ягод, листьев, рыбок, птиц, бабочек, жуков), гео­метрические формы. Школьники вспоминают, где они видели узоры, орнаменты, украшения, на каких предметах, что эти узоры изображают. Учитель задает детям вопрос: «Ребята, как вы считаете, почему многие из окружающих нас предметов укра­шаются узорами, орнаментами?»

Заканчивается беседа обобщением учителем ответов учащихся. Подчеркивается, что узоры, орнаменты призваны украшать, де­коративно оформлять предметы, делать их приятными глазу че­ловека и удобными в обращении. Человек издавна привык окру­жать себя красивыми вещами. (Демонстрируются таблицы.)

После беседы учитель показывает образец (узор в полосе из геометрических форм) и говорит детям о том, что сейчас на уроке они начнут учиться выполнять декоративные рисунки, и в частности узор в полосе. На данном уроке они должны на­учиться последовательно вести работу над декоративным рисун­ком. На классной доске вывешивается образец узора, и школь­ники под руководством педагога анализируют его. Затем на доске демонстрируются основные этапы работы над рисунком. Школь­ники приступают к рисованию. Они рисуют вслед за учителем после объяснения им очередного этапа работы.

Лист бумаги располагается горизонтально, затем проводится полоса — две ровные горизонтальные линии, которые ограничи­ваются короткими вертикальными отрезками. Полученный пря­моугольник делится на шесть равных частей. Для облегчения этого процесса деление рекомендуется начинать от середины. С этой целью проводится вертикальная линия и полученные половинки делятся на три равные части. Все линии .построения должны быть слабыми, тонкими.

Затем в каждой шестой части прорисовываются элементы узора — с левого верхнего угла проводится наклонная линия вниз, затем снова вверх и т. д. В середине каждого полученного треугольника рисуются кружочки. Линии построения стираются резинкой, и начинается работа акварельными или гуашевыми красками. Учитель напоминает детям, как следует держать (в ру­ках кисть, разводить краску и пользоваться блюдцем в качестве палитры.Во время самостоятельной работы учащихся педагог проводит с ними фронтальную и индивидуальную работу. В конце урока ученических рисунка анализируются. Затем учителе рекомендует детям в течение недели понаблюдать за осенней природой и определить основные цвета осенних листьев. При выполнении данного задания первоклассники учатся последовательно вести работу над декоративным рисунком в кру­ге; знакомятся с понятиями «симметрия» и «ритм»; учатся пра­вилам работы гуашевыми красками.

Учитель сообщает детям тему урока, время выполнения за­дания (2 урока), материал, в котором выполняется задание. Узо­ры, орнаменты в круге дети не раз видели в декоративном оформ­лении тарелок, блюдец, подносов, потолков. Школьникам демон­стрируется образец — таблица с узором в круге.

Необходимым условием успеха выполнения детьми декора­тивного рисунка в круге является применение в процессе рисо­вания линии симметрии и ритма. Педагог с помощью изделий прикладного искусства, таблиц объясняет детям, что означают понятия «симметрия» и «ритм», раскрывает необходимость использования линии симметрии и ритма в декоративных ри­сунках. Постепенно первоклассники начинают усваивать, что симметрия — это соразмерность, полное соответствие (по расположению, величине) одной половины целого другой поло­вине. Ритм—равномерное чередование каких-нибудь элементов в декоративном рисунке, в произведениях изобразительного искусства.

Затем школьники в течение 5—6 минут выполняют упражне­ние: на листе бумаги быстро от руки проводят несколько кругов, один круг в другом. Начинают с большого круга, внутри которого находятся все остальные. Это упражнение развивает руку школь­ников, их умение без предварительного построения проводить окружности. После упражнения преподаватель на классной доске показывает поэтапное выполнение линейного рисунка узора.

Рисование узора начинается с проведения посередине листа бумаги вертикальной и горизонтальной линий. От точки пересечения линий (центр круга) откладываются равные от­резки. Отмеченные точки на линиях соединяются плавными округлыми линиями. Затем откладываются отрезки в два раза меньше первых и проводится второй круг. Далее прорисовыва­ются элементы узора. В конце урока все линии построения сти­раются и таким образом рисунок готовится к дальнейшей работе над ним красками.

В начале второго урока преподаватель просит, чтобы уча­щиеся внимательно посмотрели на образец и свой рисунок, срав­нили их и исправили ошибки в рисунке. Затем учитель подробно показывает школьникам приемы работы гуашевыми красками — как разводить краску, как смешивать краски, как закрашивать большие и маленькие участки форм.

Школьники упражняются в выполнении сразу красками от­дельных простейших элементов узора — линии, мазка, точки. На это упражнение отводится 5 минут, после чего учащиеся работают над -завершением своих рисунков красками. Вслед за учителем дети последовательно раскрашивают рисунок узора (рисование с образца — это не срисовывание образца, а последовательное и одновременное рисование учителя и учащихся)

При выполнении задания у первоклассников совершенствуют­ся умения последовательно вести работу над декоративным рисун­ком, работать акварельными и гуашевыми красками.

Сообщив школьникам тему урока и время, отводимое на вы­полнение учебного задания (2 урока), учитель демонстрирует таблицу с узором (образец) и вместе с ними анализирует узор. При этом учитель отмечает, что данный узор сложнее предыду­щих, так как в нем изображены животные (в частности, медведь) и их сочетание в композиции значительно сложнее узоров из геометрических и растительных форм.

Затем учитель на классной доске показывает последователь­ность выполнения линейного рисунка узора. Учащиеся вслед за ним повторяют все этапы рисунка. Вначале проводится полоса— две горизонтальные линии и две вертикальные. Получен­ный прямоугольник делится на четыре равные части — проводит­ся вертикальная линия посередине и половинки делятся на две равные части. 'Тонкими линиями намечаются основные части, элементы узора. Далее следует детальная прорисовка рисунка узора'}—в каждой четверти изображается идущий медведь с пал­кой, пень, цветы и бабочки. Завершается построение линейного рисунка узора уточнением всех элементов узора как в целом, так и в частях. Для подготовки рисунка иод акварель резинкой стираются все линии построения.

Второй урок начинается с предварительного упражнения: на отдельном листе бумаги дети выполняют красками один из основ­ных элементов узора. На упражнение отводится 8 минут. После него преподаватель на планшете с наклеенной бумагой наглядно показывает последовательность выполнения узора в цвете. Школь­ники одновременно с учителем работают над своими рисунками.

Завершение работы над рисунком узора в цвете дети начи­нают с закрашивания легким тоном краски фона. Далее идет насыщение цвета с постепенным выявлением в цвете главных элементов, частей, деталей узора.

На уроке первоклассники учатся самостоятельно составлять простейший узор в полосе из геометрических форм.

Объявив школьникам тему урока, учитель говорит о том, что впервые дети должны самостоятельно составить узор, не срисо­вывая его с образца. Предварительно следует вспомнить порядок работы над декоративным рисунком (когда дети рисовали с об­разца). Впервые на уроке декоративного рисования выполняется и предварительный карандашный рабочий эскиз.

Заканчивается работа над рисунком красками. При этом учи­тель обращает внимание детей на гармоничное, яркое сочетание цветового тона фона и цветовых тонов остальных элементов узора.

После объявления темы учебного задания, времени, отводи­мого на него, учитель подробно рассказывает о задачах, которые ставятся перед школьниками, о последовательности выполнения рисунка. Демонстрируются таблицы.

Затем учащимся, напоминается о том, что на предыдущем уроке они рисовали с натуры птиц, животных. Учитель говорит, что на данном уроке можно применить полеченные знаний в де­коративном рисунке, но необходимо научиться декоративно обобщать форму и цвет изображаемых птиц, животных.

На классной доске педагог показывает примеры декоративной переработки в узоре формы, очертаний петуха, лисы.

Проведя короткую беседу с учащимися и выяснив степень понимания ими сущности декоративной переработки объектов действительности, учитель разрешает школьникам приступить к рисованию.

Рисование узора дети могут начать, например, со схематич­ного, небольшого по размерам, рабочего эскиза. Представив четкос помощью рабочего эскиза основное содержание своего рисунка, школьники начинают его линейное построение. Выполнение узора начинается с рисования квадрата, который затем делится диаго­нальными, линиями. Взятый за основу квадрат, объясняет педа­гог, может быть, например, платком, тогда в представлении детей составление ими узора в квадрате выражает собой декоратив­ное украшение платка. Определив центр квадрата и четыре рав­ные части, учащиеся откладывают в сторону свои рисунки piна других листах бумаги тренируются в рисовании отдельных эле­ментов узора, в стилизации форм животного мира.

После выполнения упражнения учащиеся продолжают работу над линейным построением рисунка - детально прорисовывают все элементы узора. Особое внимание обращается на симметрич­ное расположение цветов в каждой четверти квадрата-узора. В конце урока рисунок готовится для завершения его в цвете резинкой стираются все линии построения, остальные же линии доводятся резинкой до еле заметного состояния.

На втором уроке учитель напоминает школьникам о конкрет­ных задачах данного урока и на планшете с наклеенной бумагой показывает различные варианты декоративного обобщения цве­товой окраски птиц, животных. Так первоклассники начинают понимать, что декоративная переработка цвета реальных объек­тов означает, как правило, несоответствие цвета элементов узора действительному цвету этих элементов (птиц, растений и т. п.) в жизни. Это объясняется тем, что задачи в рисовании с натуры и в декоративных рисунках разные. В рисовании с на­туры главное — как можно правдивее передать цвет объектов, а в декоративном рисовании подбираются любые (наиболее выразительные) цвета.

В конце урока проводится обсуждение нескольких ученических рисунков и закрепление нового учебного материала. Преподаватель задает школьникам ряд вопросов, ответы на которые сви­детельствуют о глубине понимания детьми приемов декоративной переработки формы и цвета реальных объектов в декоративные, об усвоении школьниками особенностей построения узора в квадрате.

Примерные вопросы: Из каких объектов действительности составляются узоры? Как используются эти объекты в декоративных рисунках без изменения или видоизменяясь? Что такое декоративное решение в цвете, в форме? Зачем в декоративных рисунках при­меняется линия симметрии? Что характерно для узора, орнамен­та? Какие виды орнаментов бывают, для чего они используют­ся? Как надо начинать рисование узора в полосе, квадрате, как дальше вести работу над рисунком?

При выполнении этого задания школьники учатся перераба­тывать форму и цвет объектов растительного мира в декоратив­ные.

На задание отводится два урока. На этих уроках школьники впервые должны самостоятельно продумать элементы узора и композицию из объектов растительного мира в круге.

На классной доске демонстрируются приемы декоративной переработки формы, очертаний различных цветов (ландышей, ромашек, васильков, незабудок и т. п.), листьев, примерные композиции узора. Примеры стилизации цветов, листьев остаются на доске до конца урока, дети могут выбрать из них элементы узора и по-своему их скомпоновать.

Начиная работу над декоративным рисунком, школьники вы­полняют схематичный рабочий эскиз, в котором решают, на основе декоративного обобщения каких цветов они будут выпол­нять узор в круге, сколько раз будут повторяться чередующие­ся элементы узора (на сколько равных частей можно разбить весь узор). Затем ведется последовательное выполнение рисунка. Чтобы окончательно решить элементы узора, учащиеся на отдельных листах бумаги упражняются в стилизации форм цветов.

Второй, урок начинается с проверки правильности выполне­ния линейного построения рисунков узора и исправления заме­ченных ошибок. Затем учащиеся приступают к работе красками.

Предварительно на отдельных листах бумаги они по заданию учителя упражняются в рисовании различных цветов и в их декоративном обобщении красками (на упражнение отво­дится 5—8 минут). Работа красками ведется постепенно, по сухому.

Во II классе школьники на уроках декоративного рисования усваивают простейшие сведения о декоративном обобщений форм и цветовой окраски растительных форм и форм животного мира, о симметрии, выразительности линии и цвета в изделиях деко­ративно-прикладного искусства; начальные сведения о деко­ративно-сюжетной росписи: русские прялки, декоративные ткани.

Дети узнают об эстетических особенностях русской деревянной игрушки и современной — технической. Второклассники учатся согласовывать цвет стилизованных декоративных элементов и цвет фона узора; использовать световой контраст — темное на светлом, светлое на темном.

Во II классе дети самостоятельно составляют более сложные (по композиции и форме декоративно обобщаемых объектов), чем в I классе, узоры в полосе, прямоугольнике, круге, тре­угольнике.

Они выполняют также декоративно-сюжетные композиции в полосе, круге, квадрате. Во II классе закрепляется умение школьников применять в декоративной работе линию симметрии и чередование отдельных элементов узора.

Примерные задания во II классе:

а) рисование узоров в полосе, прямоугольнике, круге, тре­угольнике из декоративно переработанных форм растительного и животного мира (стилизация форм и цвета листьев и веток сирени, березы, дуба, вишни, сливы, земляники; стилизация форм и цвета жуков, стрекоз, бабочек, цветов, грибов, яблок, груш, слив, птиц, рыб).

Составление декоративно-сюжетной композиции на основе стилизации форм растительного и животного мира, а также с использованием изобразительных элементов из иллюстраций к басням и сказкам;

б) выполнение эскиза узора к коврику для кукол, к закладке для книг на основе декоративной переработки растительных (листья, цветы, грибы) и геометрических (круг, треугольник, квадрат) форм;

в) составление праздничного узора (к 1 Мая, к 8 Марта и т. д.) из цветов и листьев в прямоугольнике;

г) украшение орнаментом предметов, выполненных на уроках трудового обучения.

На уроке у учащихся формируются умения самостоятельно составлять узоры в полосе из более сложных, по сравнению с I классом, растительных форм. Дети учатся использовать в декоративных рисунках цвет как средство художественной выразительности.

Для расширения представлений и знаний детей о декора­тивно-прикладном искусстве учитель проводит беседу, в ходе которой демонстрирует принесенные на урок отдельные произ­ведения декоративно-прикладного искусства — узоры на платье, резьба по дереву и т. п. Детям показывается диафильм «На­родное художественное творчество».

После анализа предметов декоративно-прикладного искусства и просмотра диафильма преподаватель говорит о том, что во II классе составление узора осуществляется из более сложных, чем в I классе, растительных форм и в более сложной компо­новке.

Школьники начинают рисовать. На первом этапе работы они выполняют небольшой по размерам рабочий эскиз, затем делают с натуры быстрые наброски отдельных растительных форм, рисуют ветки рябины, калины. Наброски выполняются каран­дашом, акварельными или гуашевыми красками, а также цвет­ными мелками на тонированной бумаге, цветном картоне. Тон­кими линиями школьники рисуют узор в полосе, детально изо­бражая все элементы узора. В конце урока учащиеся стирают резинкой линии построения — готовят рисунок для завершения его красками.

В начале второго урока школьники в течение 10—15 минут упражняются в стилизации цвета отдельных элементов узора и затем начинают работать красками.

У второклассников формируются умения перерабатывать реальные формы, цветовую окраску насекомых в декоративные и самостоятельно составлять узор применительно к конкретной вещи (закладка для книг); развиваются умения согласовывать цвет стилизованных декоративных элементов и цвет фона в узоре.

Объясняя материал, учитель говорит школьникам о. том, что во время выполнения декоративного рисунка следует вспомнить процесс рисования с натуры бабочки (бабочку рисовали на пре­дыдущем уроке), вспомнить пропорции ее тельца, очертания, цветовую раскраску. Педагог рекомендует посмотреть на рисунки бабочек, выполненные на уроке рисования с натуры, и на кол­лекцию бабочек.

Особо подчеркивается то, что ученики впервые должны составить эскиз узора к практически нужной вещи — закладке для книг, которую следует сделать на уроке труда, а потом в соот­ветствии с эскизом раскрасить.

Последовательность декоративной переработки реальных форм бабочки в стилизованные учитель раскрывает с помощью учебно-методических таблиц.

На классной доске педагог демонстрирует основные этапы линейного построения примерного рисунка узора из декоративно переработанных форм бабочки. С помощью вопросов проводится закрепление нового материала. Затем рисунки с классной доски стираются и учащиеся приступают к работе, причем учитель сле­дит, чтобы учащиеся самостоятельно сочинили композицию узора.Рисование узора начинается с проведения горизонтальной или вертикальной полосы, которая делится на четыре или на шесть квадратов. Внутри каждого квадрата изображается стилизован­ная бабочка.

Расстояния между бабочками заполняются изображениями стилизованных цветов. Бабочки и цветы даются в ритме — или по диагонали, или под углом друг к другу.

Во время выполнения детьми линейного построения рисунка узора педагог следит за тем, чтобы учащиеся все построение рисунка вели тонкими, с легким нажимом линиями — рисунок будет завершаться в цвете.

На втором уроке школьникам напоминаются учебные задачи и последовательность выполнения рисунка узора в цвете. Уча­щиеся еще раз уточняют свои рисунки, исправляют замеченные ошибки и резинкой стирают линии построения, затем в течение 8—10 минут выполняют упражнение в переработке реальных форм и цвета бабочки в декоративные. Упражнение делается в цвете акварельными красками.

После упражнения учащиеся приступают к завершению своих декоративных рисунков в цвете.В конце урока проводится коллективное обсуждение всех ученических рисунков. Во время анализа декоративных рисун­ков преподаватель еще раз подчеркивает, что, выполняя данное учебное задание, учащиеся впервые самостоятельно составляли декоративный узор к украшению практической вещи — закладки для книг

Объясняя материал, учитель говорит школьникам о. том, что во время выполнения декоративного рисунка следует вспомнить процесс рисования с натуры бабочки (бабочку рисовали на пре­дыдущем уроке), вспомнить пропорции ее тельца, очертания, цветовую раскраску. Педагог рекомендует посмотреть на рисунки бабочек, выполненные на уроке рисования с натуры, и на кол­лекцию бабочек.

Особо подчеркивается то, что ученики впервые должны составить эскиз узора к практически нужной вещи — закладке для книг, которую следует сделать на уроке труда, а потом в соот­ветствии с эскизом раскрасить.Последовательность декоративной переработки реальных форм бабочки в стилизованные учитель раскрывает с помощью учебно-методических таблиц.

На классной доске педагог демонстрирует основные этапы линейного построения примерного рисунка узора из декоративно переработанных форм бабочки. С помощью вопросов проводится закрепление нового материала. Затем рисунки с классной доски стираются и учащиеся приступают к работе, причем учитель сле­дит, чтобы учащиеся самостоятельно сочинили композицию узора.Рисование узора начинается с проведения горизонтальной или вертикальной полосы, которая делится на четыре или на шесть квадратов. Внутри каждого квадрата изображается стилизован­ная бабочка.

Расстояния между бабочками заполняются изображениями стилизованных цветов. Бабочки и цветы даются в ритме — или по диагонали, или под углом друг к другу.Во время выполнения детьми линейного построения рисунка узора педагог следит за тем, чтобы учащиеся все построение рисунка вели тонкими, с легким нажимом линиями — рисунок будет завершаться в цвете.

На втором уроке школьникам напоминаются учебные задачи и последовательность выполнения рисунка узора в цвете. Уча­щиеся еще раз уточняют свои рисунки, исправляют замеченные ошибки и резинкой стирают линии построения, затем в течение 8—10 минут выполняют упражнение в переработке реальных форм и цвета бабочки в декоративные. Упражнение делается в цвете акварельными красками.

После упражнения учащиеся приступают к завершению своих декоративных рисунков в цвете.В конце урока проводится коллективное обсуждение всех ученических рисунков. Во время анализа декоративных рисун­ков преподаватель еще раз подчеркивает, что, выполняя данное учебное задание, учащиеся впервые самостоятельно составляли декоративный узор к украшению практической вещи — закладки для книг. Во время самостоятельной работы учащихся педагог помо­гает детям выразительнее скомпоновать узор, использовать более удачные примеры декоративной переработки, демонстрирует все­му классу рисунки учеников с выразительной композицией.

На втором уроке учитель напоминает школьникам конкретные задачи данного урока и разрешает им приступить к самостоя­тельной работе. Прежде всего учащиеся уточняют линейный рисунок узора, исправляют замеченные в нем ошибки и затем в течение 5—10 минут упражняются в стилизации цвета изо­бражаемых форм растительного pi животного мира. После упраж­нения школьники завершают работу над узором в круге крас­ками.

Несколько законченных рисунков учащихся анализируются на уроке.

В III и IV классах дети составляют эскизы простейшего декора­тивного оформления предметов быта, творчески используя в ра­ботах графические элементы и цвет.

Тренировочные задания.

В качестве наиболее подходящей формы творчества подходит комплексное сочинение сказки, истории и является той ситуацией, при которой снимаются барьеры для творчества. Каждый ребенок чувствует себя его соучастником: сочиненный продукт - это его продукт, а это многократно увеличивает активность детей. Например:

1) Детям предлагается по данному началу сказки придумать продолжение.

2) При закреплении изученных росписей предлагается по стилю узнать узор, к какому виду росписи относится:

Простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золотому фону затейлевивой змейкой

Орнамент здесь вьется, попробуй, сумей-ка

А где-то кудрины по черному полю

Мерцают, как звезды, в небесном раздолье.

(Хохломская роспись).

Частично-поисковые задания.

Наблюдательность, анализ и синтез материала формируется при выполнении заданий на установление сходства и различия, на выявление какой-либо закономерности, правила. Например:

1) Проводится игра: «В гостях у народных мастеров».

Народные мастера прислали нам рисунки своих изделий и узоры к ним. Но вот беда; по дороге все таблички и узоры выпали и перепутались. Поможем мастерам распределить узоры к изделиям и расставить таблички.

2) Игра: «Подбери пару».

На доске крепится вырезанные из бумаги изображения чашек и блюдец по изученным видам росписи. Учащимся предлагается соединить пары предметов линиями в зависимости от уровня наблюдательности, уровня аналитико-синтетической деятельности детей на рисунках чашек и блюдец можно варьировать цвет, рисунки, размеры.

Творческие задания.

Здесь дети воспроизводят по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, инициативу; закрепляют практические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, при более сложных условиях.

1) Предлагаются карточки с образцами узоров, где предварительно допускается ошибка. Дети должны выявить, что лишнее нужно убрать для того, чтоб узор относился к тому или иному виду росписи.

2) При закреплении определенного вида росписи предлагается сочинить свой узор, относящийся к какой-либо из росписей с определенным условием. Например: нарисовать 2х различных Матрешек, которые между собой чем-то похожи.

Сходства дети могут выявить:

а) по форме: Полхов - Майданская и Калининская;

б) по узорам: Полхов - Майданская и Семеновская;

в) без цветов, в фартуках: Загорская и Русская.

Заключение

Обучение изобразительному искусству не только через восприятие, но и через практическую деятельность, духовно обогащает. Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом - основные слагаемые успеха обучения младших школьников.

Обучение - есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Прежде всего, необходимо создать условия для творческого развития ребенка - научить работать разнообразными художественными материалами, научить понимать язык изобразительного искусства, использовать средства художественной выразительности. При этом необходимо постоянно обогащать зрительные представления детей и актуализировать имеющийся у них опыт.

Затем постепенно через освоение изобразительной грамоты в интересной и доступной, порой игровой, форме ребенок подготавливается к решению творческих задач. Такое обучение с использованием разнообразных современных методик помогает каждому раскрыться наилучшим образом. Одни более склонны к графическому воплощению образов, другие для их создания выбирают живописные материалы, третьи предпочитают создавать декоративные или дизайнерские композиции. Важно, что и тем и другим предоставляется возможность совершенствовать мастерство в одном из видов деятельности и в тоже время получить знания по предмету "Изобразительное искусство".

Литература

1. Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке/ Москва, 1997.

2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением / Москва, 1989.

3. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной/ Москва, 1992.

4. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. / Москва, 1989.

5. Визуально-зрелищная культура в современной школе / Под ред. Курнешовой Л.Е., Центр ''Школьная книга'', Москва, 2002 г

6. Власов В.Г. Стили в искусстве: словарь / С-Пб: Кольна, 1995.

7. Волков И. П. Учим творчеству/ Москва, 1988.

8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / С-Пб :СОЮЗ, 1997.

9. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления //Вопросы психологии. –1982.

10. Горяева, Н.А. Первые шаги в мире искусства/ Москва, Просвещение, 1991.

11. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов/ Москва, Академический проект

12. Земнина Е.А. Играем, познаем, рисуем/ Москва, 1996.

13. Изобразительное искусство. Жемчугова П.П. (сер. "Иллюстрированный словарик школьника"), 2006.

14. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл./ Под рук. Неменского Б.М. - МДО, 1995.

15. Казакова Р. Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности/ Москва, 1985.

16. Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие/ Минск, 1987.

17. Комарова, Н.С. Обучение детей технике рисования/ Москва, А.О. Столетие, 1994.

18. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать/ Москва: Столетие, 1998.

19. Коротеева. Е.И. Искусство и ты. Учебник 1 класс/ Москва, Просвещение,1997.

20. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. / Москва, 1989.

21. Кудрявцева, Л.С. Художники детской книги. / Москва, 1988.

22. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой. / Москва, 1989.

23. Неменский, Б.М. Мудрость красоты/ Москва, Просвещение, 1987.

24. Образовательная область ''Искусство''. Под ред. Курнешовой Л.Е., ГОМЦ ''Школьная книга'', 2000 г.

25. Ондоралов, Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве/ Москва, Просвещение, 1988.

26. Островская О.В. , Уроки изобразительного искусства в начальной школе/ Москва, '' Владос''., 2003 г.

27. Педагогика./ Под. ред. П.И. Пидкасистого / Москва, Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998

28. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы. / Москва, Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 400с.

29. Программно-методические материалы ''Изобразительное искусство'' (начальная школа) / Москва, 1999г

30. Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность/ Москва, 1998.

31. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе/ Москва, Академия, 1999, 2001,2003.

32. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов.- Обнинск, Издательство ТИТУЛ, 1996.

33. Спирин Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач / Под ред. И.Пидкасистого/ Москва, 1997.

34. Субботина Л.Ю. Развитие воображение детей: Популярное пособие для родителей и педагогов/ Ярославль: «Академия развития», 1997.

35. Хворостов, А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе/ Москва, Просвещение, 1981.

36. Школа на пороге нового века. Образовательная программа – маршрут ученика / Под ред. А.Тряпицыной/ СПб., 1998.

37. Шпикалова, Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования/ Москва, Просвещение,1993.

38. Шпикалова, Т.Я. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество/ Москва, ВЛАДОС,2000.

39. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся/ Москва, 1998.

Приложение

Приложение 1.

Образцы узоров в полоске.

Приложение 2.

Узоры создаются на основе декоративной переработки (стилизации) реальных форм.

Приложение 3.

Декоративные композиции из цветов и листьев.


[1] Неменский, Б.М. Мудрость красоты.- М.: Просвещение, 1987.

[2] Там же.

[3] Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. Под рук. Неменского Б.М. - МДО, 1995.

[4] Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов.- Обнинск, Издательство ТИТУЛ, 1996.

[5] Визуально-зрелищная культура в современной школе. /Под ред. Курнешовой Л.Е., Центр ''Школьная книга'', Москва, 2002 г

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий