регистрация / вход

История Татарстана 2

Содержание Введение Введение Почти одновременно с Древней Русью и государствами Центральной Европы - на рубеже IХ-Х вв. - на политической карте средневековья появляется Волжская Булгария, известная за пределами страны как "великое и могущественное царство с богатыми городами". Население ее состояло преимущественно их тюрко-язычных племен.

Содержание

Введение

1.

Введение

Почти одновременно с Древней Русью и государствами Центральной Европы - на рубеже IХ-Х вв. - на политической карте средневековья появляется Волжская Булгария, известная за пределами страны как "великое и могущественное царство с богатыми городами". Население ее состояло преимущественно их тюрко-язычных племен. Казанско-татарская народность сложилась в Казанском ханстве (1438-1552), являвшемся одним из значит. полит, центров Восточной Европы.

Культура Татарстана

К началу XXI века сложная, многогранная история татарского народа, по новому осмысленная историками, заняла свое особое место в мировой истории. Уникальные страницы нашей истории связаны с Казанью, которая испокон веков считалась политическим, культурным и торговым центром татарского народа.

«Колыбелью науки о Востоке» в XIX веке, когда Россия входит в полосу бурных взаимоотношений с восточными и европейскими странами и возникает потребность в научных кадрах для изучения Востока, становится открывшийся в 1804 году Казанский университет. Именно в нем закладываются основы тюркологии и ориенталистики, создается система востоковедения: открывается Восточный разряд. В Казанском университете изучают историю и культуру народов Поволжья и Приуралья. Несмотря на перевод Восточного разряда в Санкт-Петербург, научно-исследовательская работа не угасает, а продолжается учеными историко-филологического факультета.

В 1878 году при Казанском университете открывается Общество археологии, истории и этнографии, членами которого становятся известные всему миру тюркологи И.Ф.Готвальд, Н.Ф.Катанов, из татар – К.Насыйри, Ш.Марджани.

Общество разрабатывает проблемы музееведения, методы изучения родного края, организует научно-археологические и этнографические экспедиции, создает коллекции предметов по Востоку.

В XIX веке среди ученых, внесших большой вклад в изучение истории и культуры татарского народа, был Николай Федорович Катанов – тюрколог, чье имя и наследие было уважаемое не только в России, но и в других странах и отразило в себе историю и культуру тюркскотатарского народа. Его труды оставили заметный след в разработке вопросов целого комплекса научных дисциплин, образующих востоковедение как науку. Сегодня все больше ученых проявляют интерес к изучению истории, культуры, этнографии и религии татарского народа. Не все еще изучено и по сей день. Поэтому сегодня особенно важно осмыслить и дать анализ работам ученого, посвященным истории и культуре татарского этноса, определить его вклад в историческую науку.

Среди материалов, посвященных древней и средневековой культуре татарского этноса, особое место занимает фольклор: татарские легенды и предания о возникновении Казани.

Как известно, большое место в татарском фольклоре занимает Коран – священная книга мусульман.

Известно, что в XX веке татарами называли тюркские народы, исповедующие Ислам, и поволжских тюрков. Некоторые народы России также было принято называть татарами. Только к середине XX века этноним «татары» начал употребляться сугубо в отношении поволжских, приуральских, крымских и сибирских тюрков.

В X веке на территории Поволжья образуется развитое классово-феодальное государство Волжская Булгария. Государство прославилось своими городами, архитектурными памятниками. Город Булгар в X веке становится столицей государства. В своих статьях «Два исторических документа императрицы Екатерины II» и «История торговли в Поволжье» Катанов делает акцент на роль Булгара в торговых отношениях между Европой и Азией, высокий уровень развития культуры в Булгарах. В основу поволжско-приуральских татар составляют не монголо-татары, пришедшие на эту территорию в период монгольских завоеваний, а местные булгары.

После распада Золотой Орды образуются несколько государств: Ногайская Орда, Большая Орда, Астраханское, Крымское, Сибирское и Казанское ханства. Государством, вобравшим в себя в политическом, экономическом и культурном отношениях традиции Золотой Орды и Волжской Булгарии, стало Казанское ханство.

В золотоордынских городах, в том числе в Великом Булгаре, чеканились монеты, что свидетельствует о высоком уровне экономического и культурного развития Улуса Джучидов. Серебряные джучидские монетыдирхемы чеканились от имени ханов Золотой Орды.

О высоком уровне развития ювелирного искусства свидетельствуют богато оформленные изделия из золота и серебра: посуда, ожерелья, браслеты, перстни. Большой интерес представляют и металлические зеркала. Оборотные стороны этих булгарских зеркал XIII и XV веков имеют узорные орнаменты и изображения рыбы, животных (зооморфные изображения), и конечно же, арабские надписи. Металлические зеркала в XIX веке

Воплощая богатые традиции и духовную самобытность народов, проживающих на территории республики, одновременно олицетворяет общечеловеческие ценности и является частью мирового культурного наследия.

javascript:show_picture('show_pic.php','_mod_files/ce_images/files/vid_na_kazanskij_kreml_.jpg','',562,432);Уникальность объектов культурного наследия Татарстана подтверждена включением в 2000 году историко-культурного комплекса Казанского Кремля в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В этот же Список номинированы Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник и Свияжский историко-архитектурный и природно-ландшафтный комплекс, где в настоящее время ведется работа по созданию Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника федерального значения «Остров-град Свияжск». Казанский государственный университет включен в Свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО номинирован татарский национальный праздник Сабантуй, javascript:show_picture('show_pic.php','_mod_files/ce_images/files/junesko.jpg','',1000,845);представляющий собой живую народную традицию. Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и интернациональным, объединяя вокруг своего майдана людей разных национальностей. Наряду с татарским Сабантуем, богатство и самобытность национальных традиций народов, проживающих в Татарстане, зримо демонстрируют и такие фольклорные праздники, получившие государственный общереспубликанский статус, как русский "Каравон", чувашский "Уяв", марийский "Семык", удмуртский "Гырон быдтон" и др.

Татарская литература имеет тысячелетнюю историю. До наших дней дошел один из самых ранних памятников татаро-булгарской письменности – поэма Кул Гали «Сказание о Йусуфе». Этот шедевр датируется 1212 годом. Достойное место во всемирном культурном наследии занимают произведения Мухаммедъяра, Сайфи Сараи, Утыз – Имяни. «Татарским Пушкиным» иногда называют поэта Габдуллу Тукая (1886-1913), чье творчество оказало влияние на развитие всей национальной культуры. Всемирную известность получили поэзия и судьба татарского поэта-антифашиста Мусы Джалиля (1906-1943), автора знаменитых «Моабитских тетрадей» - поэтического цикла, написанного в одиночной камере берлинской тюрьмы Моабит в ожидании казни. Современная татарская литература – это целое созвездие ярких имен: Ренат Харис, Равиль Файзуллин, Роберт Миннуллин, Мусагит Хабибуллин, Рабит Батулла, Туфан Миннуллин, Мухаммат Мирза, Ркаиль Зайдулла и др.

С Татарстаном связаны судьбы многих выдающихся деятелей культуры: певца Федора Шаляпина, писателей Льва Толстого, Сергея Аксакова, Максима Горького и Василия Аксенова, поэтов Евгения Боратынского, Гавриила Державина, Марины Цветаевой и Никиты Заболоцкого, художников Ивана Шишкина и Николая Фешина, композитора Софии Губайдулиной, музыкантов Олега Лундстрема и Михаила Плетнева.

В Республике Татарстан действуют 7 творческих союзов, 14 государственных театров, которые ежегодно представляют зрителям около 60 новых постановок, около ста музеев и шесть музеев-заповедников, единственный в России филиал Государственного Эрмитажа, Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан, Татарская государственная филармония им. Г.Тукая и Большой концертный зал Республики Татарстан им. С.Сайдашева, на базе которых работают творческие коллективы высочайшего профессионального уровня – Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, Государственный оркестр народных инструментов Республики Татарстан, Государственный струнный квартет Республики Татарстан и др.

Исторические и географические факторы обусловили расположение Татарстана на стыке двух крупных цивилизаций: восточной и западной, что во многом объясняет многообразие его культурного богатства.

Татарский народ хранит многовековые традиции своих предков - булгар, которые сумели достичь высокого уровня культурного развития, соединив свои тюркские корни и арабское влияние, обусловленное принятием ислама в Х веке. Среди выдающихся деятелей культуры татарского народа XIX - XX веков можно назвать Г.Тукая, К.Насыри, Ш.Марджани, Г.Камала, Ф.Амирхана, Р.Нуриева, Б.Урманче, Г.Ибрагимова, Г.Исхаки, М.Джалиля.

С захватом Казани в 1552 году войсками Ивана Грозного в крае наблюдается широкое проникновение русской культуры. В результате взаимодействия двух цивилизаций родилась уникальная культура современного Татарстана.

Годы, проведённые в Казани, оказали большое влияние на творчество таких деятелей мирового масштаба, как Л.Толстой, М.Горький, Г.Державин, Ф.Шаляпин и др. Город также помнит визит А.Пушкина, который изучал историю нашего края. Своеобразная природа Татарстана запечатлена на полотнах выдающегося русского художника И.Шишкина.

Национальная музыка татар - народа Евразии с многовековой историей и самобытной культурой - является неотъемлемой частью мировой цивилизации.

Татары - тюркоязычный народ, и в его искусстве органично сочетаются восточные традиции и традиции коренных народов центральной Европы. Следы седой древности татарской музыки не мешают ее восприятию нашим современником, ее эмоциональный склад близок ему.

Национальная татарская одежда

В дореволюционное время многие деревенские жители не носили белья, нательной одеждой им служили рубахи и штаны. И мужчины, и женщины сверху надевали бишметы - длинные распашные кафтаны с рукавами, камзолы - безрукавные или с короткими рукавами, облегающие тело распашные кафтаны, халаты (чапан) из домотканой материи или среднеазиатских шелковых тканей, а зимой пальто и шубы (тон, тун). В 19 - нач. 20 вв. среди части татар распространились русские дохи, тулупы, полушубки, армяки, мужские рубахи-косоворотки, брюки, а у женщин - платья.

Широко были распространены мягкие кожаные сапоги ичеги, украшенные способом сшивной мозаики криволинейными узорами, кожаные башмаки, зимние валенки (пимы), а также короткие чирки, охотничьи сапоги и др.

В качестве украшений использовали браслеты, кольца, перстни, серьги, бусы, бисер, шнурки, ленты. Девушки носили косные приплетай, украшенные монетами, а горожанки стали носить серебряные и золотые медальоны.

Муж. и жен. нательная одежда - рубаха туникообразного покроя и широкие свободного покроя штаны (т.н. "штаны с широким шагом"). Жен. рубаха украшалась воланами и мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно оформлялась аппликацией, рюшами либо спец. нагрудным украшением изу (особенно у казан. Т.). В оформлении муж. и жен. рубах кроме аппликации нередко использовалась тамбурная вышивка (цветочно-рас-тит. орнамент) и художественное ткачество (геом. орнамент). Верх. одежда Т. была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с короткими рукавами) камзол. Жен. камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат с небольшим шалевым воротником. В холодное время года носили бешметы, чикмени, дубленые шубы. Головной убор мужчин (кроме кря-шен) - четырёхклиниая, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш). Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьс-вой (чаще золотошвейной) вышивкой. Поверх тюбетейки (а женщины - покрывала) в холодное время надевали полу-сферическуго или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу. Жен. шапочка - калфак - вышивалась жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью и др., была распространена у всех групп Т., кроме кря-шен. Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор; только кряшенки убирали их короной вокруг головы, наподобие рус. женщин. Многочисленны жен. украшения - крупные миндалевидные серьги, подвески к косам, воротниковые застёжки с подвесками, перевязь, эффектные широкие браслеты и пр., при изготовлении к-рых ювелиры применяли скань (плоскую и "татарскую" бугорчатую), зерне-ние, чеканку, литьё, гравировку, Чернение, инкрустацию драгоценными камнями и самоцветами. В сел. местности при изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты. Традиц. обувь - кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные жен. ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики, т.н. "казанские сапожки". Рабочей обувью служили лапти тат. образца (татар чабата): с прямо-плетёной головкой и низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками.

Праздники и традиции татар

Курбан-Байрам

Ураза-Байрам

Сабантуй - народный праздник

Курбан-байрам

Это наиболее значимый для мусульман праздник. По-арабски: Ид аль-адха или Ид аль-курбан (праздник жертвоприношения). Этот праздник начинается 10-го числа месяца зуль-хиджжа, через 70 дней после окончания 30-дневного поста в месяце рамадан и длится три-четыре дня. Он совпадает с днем завершения паломничества в Мекку. Мифология этого праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом своего сына Исаака в жертву Богу. Курбан-байрам (или Ид аль-адха) символизирует для мусульман истинность учения Мухаммеда, ниспосланного ему в откровении, а также всемогущество и милосердие Всевышнего Творца.

Ураза-байрам

Ид аль-фитр (праздник разговения) или Ид ас-сагир (малый праздник) известен у нас больше под тюркскими названиями Ураза-байрам, Кючюк-байрам или Шекер-байрам. Ид аль-фитр знаменует завершение поста в месяце рамадан. Он называется малым в противоположность Ид аль-кабир (большому празднику), т.е. Курбан байраму.

Большой пост в течение месяца рамадан (или иначе рамазан), называемый по-арабски саум (по-персидски - руза, роузе, по-тюркски - ураза), обязателен для всех взрослых, здоровых и ритуально чистых му сульман. Ритуальная чистота (тахара) в исламе имеет очень важное значение при совершении религиозных обрядов. Тахара не только сводится к поддержанию внешней чистоты и опрятности, но в религиозно-этическом, культовом смысле она означает освобождение от всего оскверняющего. Те же, кто временно освобожден от поста или нарушил его случайно, должны поститься после окончания месяца рамазан в течение потерянных дней. Добровольные посты сверх обязательного рекомендуются главным образом в месяцах: раджаб, шаабан, шавваль и мухаррам.

В Ураза-байрам установлены обязательные общие молитвы, которые могут происходить как в мечети, так и на специальных открытых площадках - намаз-гах. С утра, перед посещением молитвы люди исполняют все очистительные церемонии, одевают праздничные одежды. Рекомендуется отведать фиников или других сладостей.

Сабантуй - народный праздник

Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую (древность и связаны с аграрным культом. Об этом свидетельствует его название: сабан означает "яровые", или в другом значении, - "плуг", а туй - "свадьба", "торжество". Таким образом, смысл слова сабантуй - торжество в честь сева яровых. Первоначальная цель обряда, очевидно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году. С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды теряли смысл, но многие из них продолжали бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с сабантуем. В XIX веке сабантуй был уже просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ. Только в отдельных местах сохранились пережиточные обряды, указывающие на первоначальную связь сабантуя с магией.

КАЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ (1708-1917 г.г.).

Была образована в 1708 году в ходе административно-территориальной реформы Российской империи, начатой Петром I. Основу губернии составила территория Казанского царства. Первым казанским губернатором стал Петр Матвеевич Апраксин.

Апраксин Петр Матвеевич (+ 1727) - граф, участвовал в войне со шведами (1700-1705 гг.), в 1708 году склонил калмыцкого хана Аюку к подданству России. В том же году назначен Казанским губернатором и как таковой оказал большие услуги Петру I скорой доставкой корабельных лесов, постройкой судов на Волге, доставкой лошадей для кавалерии и т.д. В 1718 году был членом Верховного суда и подписал смертный приговор царевичу Алексею. В 1722 году был президентом Юстиц-коллеги.

Первоначально Казанская губерния охватывала территории от Нижнего Новгорода до Астрахани и делилась на воеводства, с 1719 года — на провинции, с 1775 года — на уезды.

Казанская губерния первоначально охватывала территорию по правому и левому берегам Волги от Нижнего Новгорода до Астрахани. Состояла из Казанского, Свияжского, Пензенского, Симбирского, Уфимского, Астраханского и других воеводств, которые с 1719 года стали называться провинциями.

В XVIII веке в разное время из Казанской губернии в самостоятельные административные единицы выделены Симбирская (1780), Нижегородская (1718), Пензенская, Астраханская (1717) и другие губернии.

В 1709 году Казанская губерния была поделена на 4 провинции, в 1725 — на 6 провинций: Казанская, Свияжская, Пензенская, Уфимская, Вятская и Соликамская. Казанская считалась провинцией высшего разряда, а все остальные — приписанными к ней. Впоследствии территория губернии неоднократно сокращалась, из её состава были выделены Астраханская, Нижегородская, Симбирская, Саратовская, Оренбургская губернии, части Вятской, Пермской, Тамбовской, Пензенской, Костромской, Владимирской, Самарской губерний. Однако Казанская губерния не утратила своих ведущих позиций.

В 1781 году был утверждён герб губернии и уездных городов.

В конце 18 века в губернии насчитывалось 13 городов: Казань, Арск, Козьмодемьянск, Лаишево, Мамадыш, Свияжск, Спасск, Тетюши, Царевококшайск (Йошкар-Ола), Цивильск, Чебоксары, Чистополь, Ядрин, всего 7272 населенных пунктов.

Наука и образование

Татарстан всегда славился высоким уровнем развития академической, вузовской и отраслевой науки. Вот уже два столетия его столица Казань является одним из ведущих научных центров Восточной Европы.

В истории мировой науки золотыми буквами вписаны имена и открытия казанских ученых Н.Лобачевского, Н.Зинина, А.Бутлерова, А.Арбузова, В.Энгельгардта, К.Фукса, А.Бодуэна де Куртене, В.Радлова, Ш.Марджани, К.Насыри и других. Благодаря их значительному вкладу, Казань уже в 1917 году считалась третьим по значимости (после Москвы и Петербурга) научным центром России. Вся страна узнала имена крупных ученых Е.Завойского, Б.Арбузова, Г.Камай, Х.Муштари, Р.Сагдеева, К.Валиева, П.Кирпичникова. Большую роль в развитии гуманитарных наук сыграли Г.Рахим, Г.Сагди, Х.Ярми, М.Гайнуллин, Гали Халит, посвятившие себя изучению национальной литературы и истории.

Академия наук Республики Татарстан учреждена Указом Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева № УП-138 от 30 сентября 1991 года «в целях обеспечения высокого уровня развития фундаментальных наук в республике, усиления их роли в решении актуальных проблем материальной и духовной культуры, народного хозяйства, координация научно-исследовательских работ, ведущихся в академических, отраслевых институтах и вузах».

В настоящее время в составе Академии наук Республики Татарстан - 40 действительных членов, 79 членов-корреспондентов и 24 почетных, 4 иностранных члена. Ученые республики работают по 84 программам и 160 темам. Для реализации всех тем было создано 104 временных творческих коллектива с общей численностью около 500 человек

Научные знания едины и универсальны для всего мира. Наука Татарстана является органической составной частью российской и мировой науки, вносит достойный вклад в общемировой исследовательский процесс. Ученые нашей Академиии имеют творческие контакты и договора о сотрудничестве с научными учреждениями из более 40 стран дальнего зарубежья и с научными организациями ряда регионов РФ.

Татарстан - регион с мощным образовательным и научным потенциалом. В сфере образования занято 170 000 человек. Среднее 9-летнее образование является обязательным и бесплатным. Всего в республике 2434 общеобразовательные школы, в которых учатся около 600 000 школьников. Более 90 % детей, получивших установленный законодательством образовательный минимум, продолжают обучение в школе в течение 2 лет или в средних специальных учебных заведениях.

Татарстан известен высоким уровнем развития академической, вузовской и отраслевой науки. Более 200 лет Казань является одним из ведущих научных центров Восточной Европы.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий