Смекни!
smekni.com

Реализм в искусстве (стр. 1 из 3)

Содержание

Введение

1. Предпосылки создания реализма в искусстве

2. Формирование реализма в искусстве

2.1 Формирование реализма в искусстве Сандро Боттичелли

2.2 Леонардо да Винчи

2.3 Рафаэль Санти

2.4 Творчество Альбрехта Дюрера

2.5 Творчество Питера Брейгеля Старшего

Заключение

Список литературы

Введение

Реализм - понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота её художественного познания. Так, широко понимаемый реализм – основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам.

Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут от Возрождения («ренессансный реализм»), либо от Просвещения («просветительский реализм»), либо с 30-х гг. 19 в. («собственно реализм»).

Ведущие принципы реализма 19-29 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала, воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т.е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей), предпочтение в способах изображения «форм самой жизни» но наряду с использованием, особенно в 20-м в. условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска), преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно - к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового мифологизированного создания).

Среди крупнейших представителей правдивого изобразительного искусства 19-20 вв. были Г. Курбе, И.Е. Репин, В.И. Суриков.

Определим, что целью данного реферата является рассмотрение и изучение реализма в искусстве.

1. Предпосылки создания реализма в искусстве

Современное естествознание, которое одно лишь достигло всестороннего, систематического и научного развития, как и вся новейшая история, датирует от той знаменательной эпохи, которую немцы назвали Реформацией, французы Ренессансом, а итальянцы – Квинквенченто.

Эта эпоха начинается со второй половины XV столетия. Расцвет в области искусства в это время – одна из сторон величайшего прогрессивного переворота, характеризующегося ломкой феодальных устоев и развитием новых экономических отношений. Королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства и основала крупные по существу национальные монархии, в которых получили свое развитие современные европейские науки. Сдвиги эти, происходившие в обстановке мощного народного подъема, тесно связаны с борьбой за независимую от религии светскую культуру.

В XV–XVI веках создается передовое реалистическое искусство. В эпоху средневековья художники, подчиняясь влиянию церкви, отошли от реального изображения мира, присущего художникам античности (Аполлодору, Зевксису, Паррасию и Палефилу). Искусство отошло в сторону отвлеченного и мистического, реальное изображения мира, стремление к знанию, считалось делом греховным. Реальные образы казались слишком материальными, чувственными, а, следовательно, и опасными в смысле искушения. Падала художественная культура, падала изобразительная грамота. Ипполит Тен писал: “смотря на церковные стекла и статуи, на примитивную живопись, мне кажется, что род человеческий выродился, чахоточные святые, безобразные мученики, плоскогрудые девы, процессия бесцветных, сухих, грустных личностей, отражающих на себе страх угнетения”. Искусство эпохи Возрождения в традиционные религиозные сюжеты вкладывает новое прогрессивное содержание. В своих произведениях художники прославляют человека, показывают его прекрасным и гармонически развитым, передают красоту окружающего мира. Но что особенно характерно для художников того времени – они все живут интересами своего времени, отсюда та полнота и сила характера, та реалистичность их картин. Широчайший общественный подъем и обусловил подлинную народность лучших произведений эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения – время величайшего культурного и художественного подъема, положившего начало развития реалистического искусства последующих эпох. Складывалось новое мировоззрение, свободное от духовного гнета церкви. В основе его – вера в силы и возможности человека, жадный интерес к земной жизни. Огромный интерес к человеку, признание ценностей и красоты реального мира определяют деятельность художников, развитие нового реалистического метода в искусстве на основе научных изысканий в области анатомии, линейной и воздушной перспективы, светотени и пропорций. Эти художники создали глубоко реалистическое искусство.

2. Формирование реализма в искусстве

2.1 Формирование реализма в искусстве Сандро Боттичелли

Предпосылки для развития искусства Возрождения раньше всего складываются во Флоренции. Черты возвышенной поэтичности, утонченности, и аристократической изысканности, присущие Флоренции XV века, во времена правления Лоренцо Медичи, находят наиболее яркое воплощение в творчестве Сандро Боттичелли (1445-1510). Леонардо да Винчи в своем трактате о живописи назвал по имени только одного из современников – Сандро Боттичелли, одного из самых эмоциональных и лирических художников Возрождения. Сандро – это лишь прозвище, а в действительности он назывался Филипени. Боттичелли было имя золотых дел мастера, к которому он первоначально попал в учение. В середине XV века Боттичелли черпал вдохновение в современных ему произведениях, писаниях Данте (он был первым иллюстратором божественной комедии) и Боккаччо, религиозные события у Боттичелли пронизаны волнующим трепетом личного переживания, значительно перерастают рамки придворной культуры двора Медичи, и отражают противоречия того времени. Ранние произведения Боттичелли отличаются мягким лиризмом и безмятежностью. Его наиболее прославленные зрелые картины – “Весна” (ок. 1485 г.) и ”Рождение Венеры” (ок. 1484 г., обе – Флоренция, галерея Уффици).

Весну олицетворяет увенчанная венком молодая женщина, хрупкая, стройная, в платье, затканном цветами. Её лицо с тонкими чертами одухотворено глубокой мыслью: она идет легко и стремительно, рассыпая цветы. В центре композиции мечтательно грустная Венера, с право от нее ведут хоровод три грации, стоит Меркурий, слева – Флора, спасающаяся от Зефира. Но изображенный праздник весны и любви овеян нежной грустью и беспокойством. В “Рождении Венеры” Боттичелли достигает органичного сочетания чувственной красоты и возвышенной одухотворенности. На картине мы видим в светлой утренней тишине – длинный мыс, ниспадающий в море. Люди приходят и уходят, делая свое дело до самого вечера, но она, богиня, проснулась раньше людей и можно подумать, что грусть на лице её навеяна мыслью о предстоящем дне. Не подлежит сомнению меланхолическое настроение, в котором Боттичелли изображает богиню наслаждения, как великую распорядительницу судьбами человека. Картина “четыре сцены из жизни св. Зиновия” полна большого драматизма и выразительности. В ней последовательно изображены четыре эпизода из религиозного придания: гибель мальчика под колесами повозки, оплакивание умершего мальчика, чудо св. Зиновия, воскресившего ребенка, и кончина святого. В этом произведении тонкость и одухотворенность образов всегда присущая искусству Боттичелли, осложняется сильным драматическим напряжением. Боттичелли пользуется сюжетом лишь как вспомогательным предлогом, к тому, чтобы дать выражение своим собственным представлениям, мыслям и настроениям. Настроение это он облекает телесной явственностью, придает образам человеческую правдивость, что и делает картины Боттичелли реалистичными

2.2 Леонардо да Винчи

Подлинным основоположником стиля “высокого Возрождения” был Леонардо да Винчи (1452–1519), гений, чье творчество знаменовало грандиозный качественный сдвиг в искусстве. В его заметках и рисунках – гениальные прозрения в самых различных областях науки и техники. Он был не только великим художником, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики. Он воплощал собой новый тип художника – ученого, мыслителя, поражающего широтой взглядов, многогранностью таланта. Отказываясь от жанровости и тщательной детализации, присущих творениям мастеров раннего Возрождения, Леонардо да Винчи углубляет характеристики, связывает фигуры с природой, с необъятным миром, в котором господствует человек, он стремится к передаче глубины человеческих чувств и переживаний. Переход на службу к миланскому герцогу Моро оказался самым плодотворным. В этот период создано для монастыря Санта-Мария делла Грация в Милане наиболее прославленное произведение Леонардо да Винчи – знаменитая “Тайная вечеря”. Эта роспись в настоящем своем виде представляющая руину была выполнена между (1495-1497). К Миланской росписи Леонардо да Винчи готовился тщательно и долго. Он выполнил множество набросков, в которых изучал позы и жесты отдельных фигур. “Тайная вечеря” привлекла его возможностью развернуть перед зрителем большую человеческую драму, показывая различные характеры, вскрыть душевный мир человека и точно и ясно обрисовать его переживания. Сведя к минимуму обрисовку обстановки трапезной, нарочито уменьшив размеры стола, он сосредотачивает внимание на драматической кульминации события, на контрастных характеристиках людей разных темпераментов, на проявлении сложной гаммы чувств, выражающихся и в мимике, и в жестикуляции, которыми апостолы отвечают на слово Христа: “один из вас предаст меня”. Контраст апостолам составляют образы внешне спокойного, но печально-задумчивого образа Христа, и предателя Иуды, грубый хищный профиль которого погружен в тень. Смятение, подчеркнутое жестом руки, судорожно сжимающей кошелек, мрачный облик выделяют его среди других апостолов. Отталкивающий облик иуды раскрывает идею предательства острее и глубже. Предшественники Леонардо да Винчи выделяли Иуду из общей группы апостолов и располагали его в виде совершенно изолированной фигуры перед столом. Искусственно противопоставляя Иуду всему собранию как изгоя и злодея. Леонардо смело меняет эту традицию. Его художественный язык достаточно богат, чтобы не прибегать к чисто внешним эффектам. Психологические средства выражения Леонардо да Винчи в “Тайной вечери” достигают такого совершенства и глубины, равных которым напрасно было бы искать во всем итальянском искусстве XV века. “Тайная вечеря” – новое слово в искусстве, она поражала и поражает не только правдивость деталей, но и верностью “в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах”, т.е. тем, что Энгельс считал основным признаком реализма. Картина не дожила до нашего времени. Причина быстрой порчи, давшей о себе знать в 1517 году заключалась в своеобразной техники, сочетавшей масло с темперой.