Смекни!
smekni.com

ФИГУРЫ РЕЧИ

Фигуры речи - форма, назначение которой - усилить впечатление от чего-либо, подчеркнуть, сделать более наглядным, выделить.

Анафора - расставляет акценты.

Эпифора - расставляет акценты.

Антитеза - противопоставление.

Оксюморон - в основе неповторимые, неожиданные смысловые ассоциации; показывает многосложность явления, его многомерность, приковывает внимание читателя, усиливает выразительность образа.

Градация - конкретизирует понятие в сторону увеличения или уменьшения

Эллипсис - показывает эмоциональное состояние говорящего (волнение), ускоряет темп.

Умолчание - заставляет задуматься над тем, о чем недоговаривает автор.

Риторическое обращение - подчеркивает эмоциональность авторской речи, направлено к предмету художественного изображения.

Риторическое восклицание- подчеркивает эмоциональность авторской речи, усиливает выражение чувств.

Риторический вопрос - подчеркивает эмоциональность авторской речи (вопрос не требует ответа)

Многосоюзие - придает речи торжественность, замедляет темп.

Бессоюзие - делает речь более динамичной, взволнованной.

Лексический повтор - выделяет наиболее значимое, ключевое слово текста.

Анафора - единоначатие - это повторение отдельных слов или оборотов в нале отрывков, из которых состоит высказывание:

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступления

И вечной правды торжеством…

Эпифора - повторение слов или выражений в конце смежных отрывков:

…Когда подымет океан

Вокруг мня валы ревучи,

Когда грозою грянут тучи,

Храни меня, мой талисман.

В уединенье чуждых стран,

На лоне скучного покоя,

В тревоге пламенного боя

Храни меня, мой талисман…

Умолчание- это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца высказывает свою мысль:

Нет, я хотел…быть может, вы… я думал, Что уж барону время умереть (А.П.)

Что подумали, что почувствовали оба( Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства… На них можно только указать - и пройти мимо (Т.).

Девочка в поле нашла пулемет. Больше в деревне никто не живет.

Многосоюзие - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи:

Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр (Г.).

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (Корол.).

И теперь мне снится

Под яблонями белая больница,

И белая под горлом простыня,

И белый доктор смотрит на меня,

И белая в ногах стоит сестрица

И крыльями поводит.

(А.Тарковский)

Бессоюзие - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске союзов между членами предложения или предложениями. Придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины:

Швед, русский - колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, ржанье, топот, стон…(П.).

Параллелизм - это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи:

Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (Л.-К.).

Туча по небу идет, бочка по морю плывет.

Парцелляция - фигура речи, связанная с разделением высказывания:

Филодендрон стоял, не колебля ни единого своего листа. Могучий, сильный, огромный (Серебр.)

Это была "Волга". Пепельная. С московским номером (В,Козлов)

У нас было 5 учебных классов, 10 спален, 150 коек. И 150 характеров. (С.Баруздин).

А ты думаешь, мне не хочется, чтобы меня любили, старик( (В минуту откровенности он любил называть подчиненных на "ты") Очень хочется, потому что, если подумать,- я совсем неплохой человек. Я простодушен, нетребователен, терпелив; меня легко обмануть. На днях, например, божья коровка притворилась мертвой, чтобы я ее не убил. И я поверил! Поверил, как ребенок. И только потом догадался и убил. (Каверин)

Присоединительная конструкция - отражает ход мыслей и связана с различного рода дополнениями:

Ты загубила жизнь… свою (Дост.)