Культурология и философия грани общности и различия

КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (НОУ ВПО) Факультет: «Экономики и управления» Специальность:

КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (НОУ ВПО)

Факультет: «Экономики и управления»
Специальность: «Менеджмент организации»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Культурология

Тема: «Культурология и философия: грани общности и различия»

Выполнил:

Студентка 1 курса,

5-2331Д/1-1 группы

Карпузович О.С.

Проверил: Еремин А.Н.

г. Красноярск, 2010 г.

Оглавление

Введение.3

1.Понятие культуры.3

2.Культурология как наука, изучающая культуру.3

3.Философия культуры, как наука изучающая культуру.3

4.Общее и различное между культурологией и философией культуры.3

Заключение.3

Список использованных источников:3


Введение.

Соотношение философии и культурологии всегда представляло собой загадки. Предмет культурология охватывает философские представления о культуре. Философия постоянно занимается исследованием природы реальности, мира и бытия, а культурология, в свою очередь, изучает конкретные факты.

Для того чтобы хоть как то понять насколько отличаются эти дисциплины и что в них общего, необходимо прежде всего, изучить каждую из них в отдельности. Сегодня является бесспорным, что культура очень важна для жизни общества и, следовательно, для каждого отдельного человека, подразумевающего себя частью этого общества. Культура это совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности. Перефразируя Гегеля, писавшего об искусстве, можно сказать, что культура нередко служит единственным ключом к пониманию мудрости народов. И это справедливо, потому что она не только наиболее возвышенная сфера деятельности личности, но и реальная сила, направленная на утверждение истинно человеческого в человеке. Знания о культуре, ее понимание является чрезвычайно важным для всего человечества и для каждого индивида в отдельности. Поэтому в данной работе является актуальным рассмотрение таких наук как культурология и философия культуры, предметом исследования которых является культура. Задачи исследования рассмотреть, то, что подразумевается под термином «культура», установить ее сущность и значение. Выявить, какие аспекты культуры являются предметами исследования для каждой из наук по отдельности. Рассмотреть сходства, различия и связи культурологии и философии культуры. Цель данной работы выявить связи и различия между культурологией и философией культуры.

1. Понятие культуры.

В античности под понятием «Культура» подразумевали обработку земли (ее возделывание). До сих пор сохранилось это значение (злаковые культуры и др.). Древние греки под этим подразумевали отличие от диких варварских племен. В Средние Века под понятием «Культура» подразумевалось стремление к божественному идеалу. Просветители XVI-XVII веков имели в виду разумность человеческого общества. В XVIII веке под понятием «Культура» подразумевали воспитанность, соблюдение этических норм, определенная степень образованности.

В XIX веке установились 4 основных понимания слова «Культура»;

1) уровень общего состояния ума;

2) уровень интеллектуального развития целого общества;

3) совокупность художественно-творческой деятельности;

4) способ жизни материального и духовного плана.

Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженные в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях.

Культуру создает человек, являясь субъектом природы, и в то же время культура воздействует на человека через нормы, правила, законы, и человек является объектом воздействия культуры. Это происходит через законы преемственности и наследования культуры.

Функции культуры.

Культура – многофункциональная система:

1) освоение и преобразование окружающего мира – одна из главных функций;

2) познавательная;

3) хранение и передача человеческого опыта, знаний, культуры, информации;

4) образовательная;

5) воспитательная;

6) коммуникативная (общение);

7) нормативная (регулятивная);

8) психологическая разрядка.

Структура культуры.

Структурными единицами культуры являются материальная и духовная культуры.

Материальная культура – предметно-объектная деятельность человека, направленная на удовлетворение его потребностей, т.е. «человек в вещи».

К материальной культуре относим здания, сооружения, транспорт, коммуникации, виды животных, сорта растений, воспроизводство человека, производственные процессы, орудия и средства труда, деньги, физкультура (спорт), экология и др.

Духовная культура – эмоционально-чувственная сторона деятельности человека.

Формы духовной культуры:

1) Одна из ранних – миф – особая система мировоззрения, дающая объяснение окружающего мира через природу, ее обожествления и наделения ее сверхъестественной силой..

2) Религия – особая система мировоззрения, дающая объяснение окружающего мира через бога и наделения его сверхъестественной силой.

3) Философия (примерно VI до н.э.) – наука о всеобщих законах развития и движения природы, общества и мышления.

4) Наука – система знаний о закономерностях становления, формирования, развития природы, общества, человека.

5) Искусство – деятельность человека по законам красоты и гармонии.

6) Нравственность – деятельность человека, которая регулируется правилами и нормами, принятыми в общество.


2. Культурология как наука, изучающая культуру.

Культурология - это, прежде всего наука о культуре. Часть слова "-логия" применяется для характеристики научного знания, науки, такого типа знания, которое позволяет на основании уже имеющихся данных делать логические выводы. Культурология - это наука, изучающая культуру. Культура – это все, что охватывает человеческую жизнь.

Культурология – специфический предмет, отличающий её от других социальных, гуманитарных дисциплин, делающий необходимым её существование как особой отрасли знания.

Культурология позволяет отличить человеческую жизнедеятельность от биологических форм жизни, осознать своеобразие исторических форм деятельности. Культурология имеет свои предметы и объекты изучения.

Предмет культурологии – это зарождение, функционирование и развитие культуры, как человеческого способа жизни. Предмет культурологии обширен. В рамках культурологии изучается сущность, структура и содержание культуры, исторические закономерности её развития, процессы функционирования и передачи культурного наследия.

Объектом культурологии являются культурные аспекты различных сторон общественной жизни людей, выявление особенностей и достижений, основных культурно-исторических типов, анализ тенденций и процессов, происходящих в современной социально-культурной среде.

Культурология делится на:

1) теоретическую – исследует общество, его основы, содержание, проводит исследование в области литературы, мифологии, религии, искусствоведения, истории общества и другие конкретные проявления из жизни общества;

2) прикладную – вырабатывает культурную политику, которая организовывает работу с населением через музеи, выставки, театры и т.д.

Важнейшая задача культурологии – построить генетику культуры, чтобы предсказать ход развития общества.

Поскольку у социальных и гуманитарных наук имеется один, единый, объект исследования, изучения, то все эти науки тесно взаимодействуют друг с другом в изучении этого объекта. Это говорит о том, что культурология имеет тесные связи с другими науками: философией, историей, литературоведением, искусствоведением и т. д. Все эти науки обмениваются друг с другом знанием, методиками, взаимно обогащая, дополняя друг друга, утверждая в познании человека картину мира и общества, наиболее соответствующую реальным процессам, характеризующим человеческие сообщества в их функционировании и развитии.

Культурология – это предмет философского сознания, который изучает историю мировой культуры. Значительный вклад в ее становление внес американский ученый Л. Уайт (1900 - 1975 ) своей книгой "Наука о культуре" (1949). Его заслуга состоит прежде всего в том, что он четко поставил вопрос о необходимости строгого определения предмета культурологии, тех явл ений, которые должны входить в ее компетенцию. Обобщая сделанное до него, Уайт предложил выделить в культуре три подсистемы: технологическую, социальную и идеологическую. Первая содержит орудия производства и опосредует отношения между человеком и природой. Вторая охватывает межчеловеческие - экономические, нравственные, политические -отношения. Содержание третьей подсистемы составл яют идеи, верования, мифы и знания. Из трех подсистем технологическая в ыступает в качестве определяющей.

В настоящее время помимо теории Л. Уайта существует множество других концепций культуры и культурологии, опирающихся на самые различные методы и подходы. Все они - в зависимости от избранного подхода или угла зрения - могут быть сведены к несколькимосновным видам, поскольку единой и общепринятой науки на сегодня еще не создано.

Первым из них является философия культуры , которую можно определить как общую теорию культуры. Философская культурология ставит перед собой задачу осознания, осмысления и объяснения культуры через ее наиболее общие и существенные черты. Она дает определение и понимание сущности культуры, ее отличия от природы, соотношения с цивилизацией и другими явлениями. В ее предмет входит рассмотре ние структуры, функции и роли культуры в жизни человека и общества. Она выявляет ведущие тенденции в эволюции культуры, стремится раскрыть причины ее взлетов и падений, ра сцвета и кризиса и т. д.


3. Философия культуры, как наука изучающая культуру.

В конце XIX века сложилась характерная для западной культурологии традиция исследовать культурологию в комплексе антропологических дисциплин. Этот подход к культуре был заложен Э. Тейлором который определил ее как: целостный комплекс, который включает в себя знания, верования, искусство верования, нравы право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, приобретаемые человеком как членом общества. Эти методы отличаются от методов, применяемых в других наука, но иногда и имеют схожесть. Граница между методами - подвижна; приемы, вырабатываемые в рамках одной науки, начинают успешно применяться в других. В настоящее время существует порядка 500 зафиксированных подходов к определению сущности культуры. Делались попытки систематизировать этот многообразный методологический аппарат. Выделяют, например:

1) Описательные методы постижения культуры они просто перечисляю, заведомо неполно отдельные элементы и проявления культуры (например, обычаи верования, виды деятельности).

2) Антропологические - исходят из того, что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей противостоящих природе.

3) Ценностные - трактуют природу как5 совокупность духовных и материальных ценностей.

4) Нормативные - исходят из того что содержание культуры составляют нормы и и правила регламентирующие жизнь людей.

5) Адаптивные - трактуют культуру как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый вид деятельности, посредством которой они приспосабливаются к природным условиям.

6) Исторический подчеркивают, что культура есть продукт истории общества и развиваются путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.

7) Функциональные характеризуют культуры через функции, которые она выполняет в обществе, и рассматривают, прежде всего, единство и взаимосвязанность этих функций в ней.

8) Семиотические - рассматривают культуру как систему знаков используемых обществом.

Формирование культурологии как особой сферы гуманитарного знания тесно связано с современной философией. Это объясняется, прежде всего, той ролью, которую эта наука всегда играла в европейской культуре, пробуя новые методы познания, вычленяя ранее неизвестные его области.

Различные объекты познания – природа, человек, культура, общественная история, техника, знания делают одно и то же противостояние между философией и культурологией. Человек оказывается предметом внимания, как в философской антропологии, так и в теоретической. Знание о культуре, не культурология, а философия культуры.

Начиная с античности, именно философия становится для человека основной формой осознания им своей культуры, что отличает европейскую культуру от других культур, где подобную функцию выполняют мифология и религия. В этом смысле философию культуры можно назвать культурным самосознанием европейского человека, его знанием о собственной культуре. Само возникновение философии культуры явилось следствием ее отделения от религии (секуляризация) в новое время. Именно европейская культура сделала философию главным органом своего самопознания и самоосмысления.

В более узком значении философия культуры возникает в составе классической философии нового времени, когда понятие культуры из термина обыденного языка становится самостоятельной философской категорией. Уже в эпоху Просвещения слово «культура» используется (Аделунгом, Гердером, Кантом) в качестве центральной категории философии истории, понимаемой как «история духа», духовного развития человечества. Культура здесь - синоним разумного совершенствования человека в ходе его исторической эволюции. Не ставя перед собой задачу детального и подробного изучения этой истории, философы стремились лишь к выработке общей «идеи культуры», объясняющей им смысл и направленность всей человеческой истории. По степени приближения истории к этой «идее» судили о порядке, связности, последовательности исторического процесса, об уровне исторической зрелости (прогрессивности) стран и народов.

В развитии философии культуры можно выделить два этапа - классический и постклассический. Оба они представляют самосознание европейской (западной) культуры на разных, сменяющих друг друга этапах ее существования. Первый из них совпадает с расцветом и утверждением этой культуры в странах европейского региона (начиная примерно с эпохи Возрождения и вплоть до середины прошлого века). Свойственные этому периоду чувство исторического оптимизма, вера в прогресс, в конечное торжество разума и свободы, в победу человека над силами природы, получившие наиболее полное выражение в философии Просвещения, заставляют здесь смотреть на культуру нового времени как на высшее достижение истории человечества, имеющее глобальное, всемирно-историческое значение. Именно эта культура послужила в классической философии исходным образцом («моделью») для ее обобщенно-теоретического понимания, легла в основу определения смысла и сущности человеческой культуры в целом.

Ограниченность и недостаточность такой «модели» осознается на другом – постклассическом этапе развития культуро-философской мысли, отмеченном определенным разочарованием в культурных достижениях западной цивилизации, усилением интереса к культурному опыту внеевропейских стран. Начиная с философии жизни (Шопенгауэр, Ницше), главной темой философии культуры становится тема кризиса европейской культуры, уже не способной решать жизненно важные для человека проблемы его личного существования. Одновременно происходит переосмысление тех основополагающих принципов культурного бытия человека (гуманизм, рационализм, историзм), которые были положены в основание классической «модели» культуры.

Основные модели культуры в истории философского осмысления культуры.

1) натуралистическая:

a) видела в культуре человеческое продолжение природы.

b) благодаря культуре человека не исключается из природы, а образует высшее звено (Вольтер, Руссо)

2) классическая (19 в.):

a) человек как субъект культуры выступает творцом культуры.

b) жесткое разделение объекта и субъекта познания.

c) предмет познания - надиндивидуальная реальность, из которой выводится культура отдельного человека.

d) эта модель идеалистична, так как главная определяющая сфера развития - духовное творчество

e) культура - чисто духовное образование

3) неклассическая (модернистская):

a) ориентируется на повседневную жизнь человека.

b) -культура личности, этноса, социума рассматривается как элементы культурной реальности, взаимодействующей между собой и воспринимаемой человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия.

4) постмодернистская.

a) философское осмысление культуры - без субъекта.

b) понятие «культура» как предельно общее не может быть выражено через какое-то определение, полученное с помощью выделения какой-либо совокупности признаков.

Следовательно, определения «культуры» выступают как ее интерпретации в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения культуры. Можно выделить ряд достаточно разработанных подходов к осмыслению культуры:

1. Аксеологический (ценностный) подход:

- выделение сферы бытия, называемой миром ценностей. Именно, к этому миру и применимо понятие «культура».

- культура – итог всего многообразия деятельности человека как совокупность материальных и духовных ценностей.

- главные проблемы этого подхода – понимание природы ценностей, их происхождение общезначимости.

2. Деятельный:

- культура выступает специфическим способом человеческой деятельности.

- в деятельности реализуется единство субъективного и объективного.

- культура – способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития общества, основа творческой активности человека.

3. Структуралистический:

- культура – совокупность социальных элементов, носителей ценностных отношений, регулирующих человеческую деятельность (брак, семья, обычай, тексты, символы...), но без учета личных факторов.

4. Социологический:

- культура – социальный инструмент, который позволяет рассматривать общество как устойчивую целостность, отличную от природы.

5. Гуманитарный:

- внимание акцентируется на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры.

Исходя из этого, можно сделать вывод: все эти подходы взаимодополняют друг друга. Однако сохраняется потребность в формировании обобщенного понимания культуры. Философия рассматривает культуру как особый объект, подлежащий исследованию наряду с природой, человеком, обществом, как всеобщую характеристику мира как целого. С точки зрения философии культура есть весь мир, в котором человек находит себя.


4. Общее и различное между культурологией и философией культуры.

Культурология и философия культуры – взаимосвязанные научные дисциплины, изучающие культуру как целостное образование, но различающиеся методологией, оформлением и уровнем обобщений исследования. Культурология — область знания, возникшая на стыке философии культуры. Необходимость теоретического осмысления многообразного фактического материала, полученного в эмпирических исследованиях конкретных культурных форм — одна из причин возникновения культурологии. Разнообразие методов культурологии обусловлено ее интегративным характером. Философия культуры является методологией осмысления метафизической сущности культуры и ориентируется на ее философское постижение. Философия культуры осуществляет поиск культурных универсалий, т. е. норм культуротворчества (символические формы Э. Кассирера, структуры ценностного сознания М. Шелера и т. д.), Культурология. занята изучением культурно-исторических явлений, выявлением закономерностей их порождения, функционирования и изменчивости. Философия культуры — не просто сумма высказываний о культуре отдельных философов, но часть философской системы, необходимо вытекающая из ее общего замысла. Философ может не называть себя философом культуры, но его философия именно такова.

Итак, философия и наука изучают культуру в ее целостности — в чем же тогда различие между ними? Философия в любом случае это часть культуры, причем не вообще культуры, а вполне конкретной — европейской, начало которой было положено греческой античностью. Философия, по словам итальянских историков западной философии Д. Реале и Д. Антисери, есть «создание эллинского гения». Философия, родившаяся в античности, сделала возможным и появление науки, причем долгое время они существовали нераздельно друг от друга. Только когда наука отделилась от философии, стало ясно, что их разделяет в плане познания мира.

Будучи обязаны своим происхождением одной и той же культуре, философия и наука по-разному реагируют на свою связь с ней, на факт своей культурной обусловленности. Для философа он определяющий: он смотрит на мир глазами своей культуры, через ее призму. Мир для него — это мир культуры, в которой он живет и с которой связан самым непосредственным образом. Даже когда он пытается облечь свою мысль в научную форму, последняя оказывается для него всего лишь переводом свойственных его культуре смыслов и значений на язык науки. Античность, Средневековье, Новое и новейшее время — это вехи не только в истории европейской культуры, но и в процессе смены философских мировоззрений. Наука также существует в определенном культурном контексте, но последний воспринимается ученым, скорее, как помеха на пути к объективному знанию, что лучше вынести за скобки, исключить из состава теоретических выводов и положений. Если бы истины науки признавались таковыми только для определенной культуры, наука была бы невозможной.

Философское познание в отличие от научного имеет смысл в границах определенной культуры. А так как такой культурой, как уже говорилось, является европейская, мир в представлении философа — это мир европейского человека, как он дан его сознанию. Наука в своих содержательных построениях обладает свойством всеобщности и необходимости, сохраняющимся за рамками любой культуры, философия — свойством культурной уникальности и самобытности. Можно сказать, что ученый познает мир в его объективном существовании, т.е. вне связи с собственной субъективностью, философ же пытается постичь его в прямой и непосредственной связи со своей субъективностью, всегда культурно обусловленной. Нет одной философии для всех времен и народов, тогда как выводы науки не могут быть оспорены обстоятельствами места и времени.

Во все времена человеку был убежден в том, что вещи, с которыми он имеет дело в своей жизненной практике, заключают в себе нечто большее, чем ему только видится, слышится, осязается в них. В вещах ему постоянно чудился какой-то «тайный смысл», скрытый от внешнего наблюдения и имеющий для него более важное значение, чем просто теоретическое знание о них. Способность вещи излучать из себя человеческий смысл (точнее, способность человека наделять ее таким смыслом) превращает ее в предмет культуры. Философ обладает умением «видеть» этот смысл, постигать его «особым зрением» — умозрением, выражая его в идее. Все, что попадает в поле его зрения, предстает для него в своем культурном значении. И только наука смотрит на мир как бы через прозрачное стекло, пытаясь увидеть в нем то, что существует безотносительно к познающему субъекту.

Философия, с этой точки зрения, действительно, есть «рефлексия на культуру», что, однако еще недостаточно для появления философии культуры. Воспринимать мир под углом зрения своей культуры не значит еще иметь «идею культуры». Выработка такой идеи и составляет задачу философии культуры. Культура здесь — не только предпосылка, но и особый предмет познания в ряду других предметов. Наука фиксирует в культуре то, что не зависит от нас, философия — то, что предопределено нашей свободой. Традиция, положившая в основу культуры человеческую свободу, и сделала возможной возникновение философии культуры.

Теперь можно сформулировать в общем виде отличие философии культуры от культурологии (науки о культуре). Если культурология есть знание о разных культурах в их отличии друг от друга, то философия культуры есть знание о своей культуре, или культурное самосознание человека. Оба знания взаимно предполагают друг друга. Осознавая свою культурную идентичность, мы не можем обойтись без знания о разных культурах, без научного знания, а последнее лишено смысла без «идеи культуры», т.е. ее значения для познающего субъекта. Вне научного изучения культура — отвлеченная идея, вне философского осмысления — механическая сумма разрозненных в пространстве и времени образований.

Вместе с тем философию культуры нельзя рассматривать как всего лишь вспомогательную дисциплину по отношению к наукам о культуре. В общем составе знания о культуре она играет самостоятельную роль, не сводимую к функции ее научного познания. Культура во всех своих проявлениях может стать предметом науки, но никакая наука, в том числе и наука о культуре, не может подменить ее собой. Не было и нет культуры, в которой люди живут исключительно «по науке», исключающей все вненаучные и донаучные формы сознания. Делая своим предметом миф, религию, искусство, наука не отменяет их существования в качестве особых образований культуры, т.е. права последней быть чем-то большим, чем наука. Сколь бы не была высока степень научной изученности культуры, для человека она остается тем, чем является по своей «идее», т.е. как мыслится им в границах философского сознания.

Русский мыслитель П.Флоренский писал, что культура как бы отщепляется от культа. Она является “вместилищем” ценностей, т.е. позитивных продуктов духовной деятельности человека - идей, идеалов, образов и т.д. Веками общество накапливало общечеловеческие ценности, выраженные в нравственных идеях добра, справедливости, совести и других. Духовная культура выполняет социализирующую функцию, играет главную роль в формировании человеческого в человеке - высоких потребностей и благородных поступков. Без приобщения к культуре (к науке и искусству, к традициям общества) нет и не может быть воспитанного человека. Культурный человек, с точки зрения философии, - это человек, освоивший все богатство человеческой культуры.

В целом культурология. как самостоятельная философская дисциплина находится в стадии формирования, поэтому четкие критерии разграничения культурологии и философии культуры еще не сформированы.

Заключение.

На серьезном сейчас переломном этапе истории возникла настоятельная потребность более четко определить полномочия философии, ее отношение к действительности, к решению сложных современных проблем. С этой точки зрения представляется крайне важным возродить, ввести в действие значение философии как социально исторического знания, мировоззрения, связанного с жизнью, практикой, открытого новым ситуациям и проблемам.

Культура реально существует как исторически сложившаяся разноуровневая система, обладающая своими вещными формами, своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни - этой центрирующей силой, живой душой культуры. И в этом смысле бытие культуры обретает сверхиндивидуальный характер, существуя вместе с тем как глубоко личный опыт индивида.

Таким образом, если человек создает культуру, то и культура создает человека. А в более глобальном смысле это означает, что общество осуществляет воспроизводство и совершенствует себя, только наследуя и творчески перерабатывая накопленные богатства культуры.

Говоря о прогрессе, нельзя утверждать, что будущее человечество лучше нас справится со своими нуждами, потому что речь идет не о будущем человечестве, а о нас самих, о том, как мы представляем свою судьбу. Ведь невозможно разгадать сокровенный смысл истории и ее конечную цель.

Но, конечно, на этом ответе никогда не может успокоиться человечество. Возможно, именно обращение в первую очередь к культурным ценностям поможет разрешить противоречия прогрессивного пути развития человечества. Но остановиться на ответе «будущее и смысл непознаваемы» - значит стать спиной к самым основным вопросам сознательной жизни, после которых уже не о чем спрашивать.


Список использованных источников:

1. Багдасарьян Н.Г. Культурология М.: 2008 г.

2. Борисова Е.М., Джохадзе Н.И. КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – 240 с.

3. Коган М. С. Введение // Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998.

4. Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Учебное пособие по культурологии. М.: МОНФ, 1998.

5. Межуев В.М. Культурология и философия культуры

6. Овчинникова Ю.А. Культурология и философия культуры // Культурология. Краткий тематический словарь. Ростов н/Д., 2001.

7. Драч Г.В.Учебный курс по культурологии. Ростов-н/Д.; Издательство «Феникс», 1999 г., 576 с.

8. Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 600 с.