регистрация / вход

История художественной культуры

ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Содержание Модуль 1. Искусство в системе культуры. I. Понятие «художественная культура» II. Система и структура художественной культуры и способы изучения её компонентов

ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ


Содержание

Модуль 1. Искусство в системе культуры.

I. Понятие «художественная культура»

II. Система и структура художественной культуры и способы изучения её компонентов

III. Целостность мира художественной культуры

IV. Художественная культура личности

V. Типы художественной культуры

VI. Диалогическое взаимодействие искусства в современной мировой культуре

VII. Формирование навыков культурологического подхода к восприятию и анализу произведений искусства

VIII. Охрана и использование художественно-культурного наследия

Модуль 2. Основные этапы и закономерности развития мировой художественной культуры

I. Художественная культура первобытного общества

II. Художественная культура Древнего Востока, Америки

III. Цивилизация древнего Египта

IV. Античность – основа европейской цивилизации

V. Культура европейского средневековья

VI. Византийская цивилизация

VII. Возрождение как переходный тип художественной культуры

VIII. Художественная культура Нового времени. Барокко. Просвещение

IX. Искусство Романтизма и Позитивизма

X. Культура Новейшего времени. Модернизм и Постмодернизм

XI. Художественная культура мира в XX веке

XII. Культура России в контексте развития мировой культуры

Модуль 1. Искусство в системе культуры

I. Понятие «художественная культура»

Выберите правильные варианты ответов

1) В чем состоит специфика социогуманитарного знания?

а) человек является объектом и субъектом познания;

б) социогуманитарному знанию присущи ценностные установки;

в) всё перечисленное.

2) Какие науки относятся к гуманитарным?

а) социология, политология, экономика;

б) психология, этнография, лингвистика;

в) математика, неорганическая химия, физика.

3) Какие взаимоотношения существуют между материальной и духовной культурой?

а) они находятся в диалектической взаимосвязи;

б) между ними не существует связей, они автономны друг от друга;

в) между ними столь глубокие качественные различия, что не может быть никаких связей в принципе;

г) деление культуры на материальную и духовную не корректно; культурой называют всё то, что создано человеком.

4) Определите особенность художественной культуры, отражающую данное определение: «Общая художественной культура – это то, что позволяет человеку чувствовать всей душой солидарность с другими во времени и пространстве, как с людьми своего поколения, так и с умершими поколениями, и с поколениями грядущими».

а) преемственность;

б) кумулятивность;

в) традиция;

г) взаимообусловленность.

II. Система и структура художественной культуры и способы изучения её компонентов

Назовите виды художественной культуры (или искусства) и подробно рассмотрите один из них

Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.

Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.

Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция - Музыка, Литература.

Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.

Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

Литература

Литература - вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово.

В сферу литературы входят природные и общественные явления, различные социальные катаклизмы, духовная жизнь личности, ее чувства. В разных своих жанрах литература охватывает этот материал или через драматическое воспроизведение действия, или через эпическое повествование о событиях, или через лирическое самораскрытие внутреннего мира человека.

Литература подразделяется на:

- Художественную

- Учебную

- Историческую

- Научную

- Справочную

Основными жанрами литературы являются:

- Лирика - один из трех основных родов художественной литературы, отражает жизнь путем изображения разнообразных человеческих переживаний, особенность лирики стихотворная форма.

- Драма - один из трех основных родов художественной литературы, сюжетное произведение написанное в разговорной форме и без авторской речи.

- Эпос - повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы, включает в себя:

- Эпопея - крупное произведение эпического жанра.

- Новелла - повествовательный прозаический (гораздо реже - стихотворный) жанр литературы, представляющий малую повествовательную форму.

- Повесть (рассказ) - литературный жанр, который отличается менее значительным объемом, меньшим количеством фигур, жизненным содержанием и широтой

- Рассказ - Эпическое произведение небольших размеров, которое отличается от новеллы большей распространенностью и произвольностью композиции.

- Роман - большое повествовательное произведение в прозе, иногда в стихах.

- Баллада - лирико-эпическое стихотворное сюжетное произведение, написанное строфами.

- Поэма - сюжетное литературное произведение лирико-эпического характера в стихах.

Специфика литературы есть явление историческое, все элементы и составные части литературного произведения и литературного процесса, все особенности литературы находятся в постоянном изменении. Литература - живая, подвижная идейно-художественная система, чутко реагирующая на изменения жизни. Предшественником литературы является устное народное творчество.

III. Целостность мира художественной культуры

Выберите правильные варианты ответов

1) Какие отрасли знания изучают искусство?

а) эстетика;

б) физиология;

в) социология;

г) психология;

д) все перечисленные.

2) Как происходит развитие культуры? Найдите правильный ответ.

а) развитие культуры происходит на основе полного отрицания предшествующей культуры;

б) на основе периодического осуществления культурных революций;

в) на основе тиражирования известных культурных ценностей;

г) развитие культуры – противоречивый процесс борьбы нового со старым, прогрессивного и реакционного.

3) Кто из учёных разрабатывал идею о неразрывной связи особенностей развития общества с физико-географической средой обитания и её влиянием на формы кооперации людей, их язык и культуру?

а) Л.Мечников;

б) И.Мичурин;

в) Л.Гумилёв;

г) Ф.Достоевский.

4) Кто из мыслителей полагал, что культура является универсальной категорией в исследовании общества?

а) Ф.Ницше;

б) А.Тойнби;

в) О.Шпенглер;

г) А.Швейцер.

IV. Художественная культура личности

1. Какой смысл вкладывается в выражение «Культура суть личностный аспект истории»?

Некоторые философы и ученые идут дальше в своем понимании культуры, заявляя, что последняя есть не что иное, как способ развития и саморазвития личности, способ личностного бытия в мире, истории.

Так, группа ученых, работавших под руководством М.Б.Туровского, еще десять лет назад предложила подобную версию культуры, понимание которой основано на актуализации личностного начала в истории. М.Б. Туровский в своей программной статье “Культура как предмет исследования” полагал, что в центр исследований культуры необходимо поставить такой системообразующий фактор, как субъектность процесса культурного развития.

В качестве субъекта культурно-исторического процесса рассматривается не среднестатистический индивид, а личность. “Культура как объект научного изучения, — подчеркивает он далее, — может быть определена только параметрами личностного приобщения человека к деятельностному освоению мира”.

Другими словами, объектом научного исследования культуры выступает, по его мнению, субъектный (личностный) аспект истории, которая определяется им и его последователями с точки развития человеческой деятельности или применения способностей человека для реализации своего человеческого предназначения.

2. Кем (чем) является человек в художественной культуре?

V. Типы художественной культуры

Выберите правильные варианты ответов

1) Проблема типологии культуры возникает, когда:

а) идет накопление материала и его необходимо классифицировать по неким выделенным типам;

б) имеется множество разнородных культур и их необходимо упорядочить, чтобы описать;

в) встает задача воздействия на культуры при помощи неких закономерностей выделенных типов.

2) Подберите правильное высказывание:

а) типология культуры – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа;

б) типология культуры – результат типологического описания и сопоставления;

в) типология культуры – конструирование идеальных образов-схем, позволяющих упорядочивать эмпирический материал, поставляемый конкретными исследованиями культуры.

3) Выберите предмет, отражающий данное определение: «элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых сообществах, социальных группах, этносах в течение длительного времени».

а) традиция;

б) предание;

в) обычаи;

г) наследие.

4) В культурологии известны социально-философские концепции, в которых проводится мысль о том, что необходимыми составными частями любой социальной структуры являются высшие, привилегированные слои общества, осуществляющие функцию управления, развития культуры. Как они называются?

а) теория управления;

б) теория лидерства;

в) теория элиты;

г) теория культуры.

5) Какое понятие обозначает особую форму организации молодёжи, представляющую собой автономное целостное образование внутри господствующей культуры и определяющую стиль жизни и мышление её носителей?

а) молодёжная субкультура;

б) молодёжный инфантилизм;

в) поп-арт;

г) художественная самодеятельность.

6) Какие из перечисленных культур получили название контркультуры?

а) рок-культура;

б) культура хиппи;

в) культура панков;

г) все вышеперечисленные.

VI. Диалогическое взаимодействие искусства в современной мировой культуре

Раскройте характерные черты современной культурной экспансии Запада

Характерными чертами современной культурной экспансии Запада являются:

- перенесение образа жизни и ориентаций;

- внедрение и распространение западной культуры как универсальной, исключающей вклад других культур;

- стремление достичь путем культурного внедрения политических целей;

- односторонний поток информации от "центра" к "периферии";

- формирование в зависимых странах прозападной культурной элиты, которая должна служить опорой влияния.

VII. Формирование навыков культурологического подхода к восприятию и анализу произведений искусства

Выполните контрольное тестовое задание

1-83 %

2- 83 %

3-50 %

4-80 %

5-83 %

6- 60%

7 -90%

VIII. Охрана и использование художественно-культурного наследия

Выполните анализ философско-культурологического текста

Модуль 2. Основные этапы и закономерности развития мировой художественной культуры

I. Художественная культура первобытного общества

1. Места нахождения древнейших памятников человеческого творчества

2. Формы общности первобытных людей

3. Виды письменности первобытного общества

II. Художественная культура Древнего Востока, Америки

1. Литература Древней Индии


2. Распад древнеиндийского общества на касты

3. Четыре благородные истины Будды


4. Искусство по Конфуцию

5. Основные философские школы Древнего Китая


6. Классические книги китайской образованности

III. Цивилизация Древнего Египта

1. Художественные доминанты египетского искусства

2.

2. Виды и жанры искусства Древнего Египта

3. Влияние культуры Древнего Египта на мировую культуру


IV . Античность – основа европейской цивилизации

1. Мировые достижения античной литературы?

2. Греческие скульпторы V век до н. э.


3. Греческая трагедия. Авторы.

4. Девять муз – дочерей Зевса и Мнемозины


5. Римляне – авторы крылатых выражений

6. Крупнейшие достижения культуры античного мира

V. Культура европейского средневековья

1. Требования человеческого общежития, изложенные в Ветхом завете


2. Средневековый эпос

3. Куртуазная литература Средневековья


4. Готический стиль в архитектуре

VI. Византийская цивилизация

1. Свойства искусства, отложившие отпечаток на формирование религиозного мировоззрения


2. Духовные доминанты византийской культуры

3. Византийская философия

VII. Возрождение как переходный тип художественной культуры

1. Философские утопические учения в Европейской культуре

2. Основные жанры искусства Возрождения


3. Живопись эпохи Возрождения


4. ?

VIII. Художественная культура Нового времени. Барокко. Классицизм

1. Характерные черты классицизма


2. Характерные черты стиля барокко

3. Основания эстетики классицизма

4. Музыкальная культура классицизма, барокко



5. Художники Нового времени в европейском искусстве

IX. Эпоха Просвещения. Искусство Романтизма

1. ?


2. Типы мировоззренческих концепций в культуре Просвещения

3. Философия Французского Просвещения

4. Сентиментализм.

5. Романтизм в духовной культуре Европы

X. Европейская культура XIX века

1. Литература XIX века

2. А. Швейцер о кризисе культуры в конце XIX и в XX вв.


3. Оперное искусство XIX века.

4. Основные представители импрессионистической школы в живописи

5. Импрессионизм в музыкальной культуре

6. Выполните контрольный аудиоряд (прослушайте, угадайте, определите автора в авторских фрагментах и название произведения)

1. Вивальди Летняя гроза

2. Бах И. Сюита №2 для флейты с оркестром

3.

XI. Культура Новейшего времени. Модернизм, движение к Постмодернизму

1. Экспрессионизм – направление в искусстве Европы

2. ? – направление в искусстве Европы


4. Литература потерянного поколения

5. ? – авангардистское направление в европейской культуре

6. Абстракционизм – авангардистское направление в изобразительном искусстве

6. Кубизм – направление в изобразительном искусстве


7. ? – авангардистское направление в литературе и искусстве XX века.

7. Примитивизм – одно из направлений в культуре Европы

8. Выполните контрольное тестовое задание


XII . Художественная культура мира в XX веке. Россия в контексте развития мировой культуры

1. Противостояние двух установок в культуре XX века

2. Элита и элитарное искусство

3. Факторы формирования мировой духовной культуры

4. Крупнейшие архитекторы Европы XX века.

5. Выполните контрольный видеоряд (определите автора и название картины, название архитектурного сооружения)

1.

2.Извлечение камня глупости И.Босх

3. Подсолнухи Ван Гог

4. Портрет инфанты Маргариты в синем платье Диего Веласкес

5. Великая китайская стена

Строительство первой стены началось в III веке до н. э. во время правления императора Цинь Ши-хуанди (династия Цинь), в период Воюющих царств (475-221 гг. до н. э.) для защиты государства от набегов кочевого народа хунну. В строительстве участвовала пятая часть тогдашнего населения страны, т. е., около миллиона человек.

6.

7.

8.

9.

10. Погребальная маска Тутанхамона Египет

11. Автопортрет А.Дюрер

12

13. Развалины Карфагена в Тунисе или Колизей в Риме

14. Мона Лиза Джаконда Леонардо да Винчи

15. Восход солнца Моне

16. Голубь мира Символический рисунок П.Пикассо

17. Дрезденский автопортрет с Саскией на коленях

18

19

20 Черный квадрат Казимира Малевича

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий