Культура Древнего Египта 23

Введение История Египта неотделима от его мифологии и религии, вера в богов занимала основное место в жизни египтянина. Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искусство просуществовало почти без изменений около 2-х с половиной тысячелетий. Страстное желание бессмертия определяло все мировоззрение Египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру.

Введение

История Египта неотделима от его мифологии и религии, вера в богов занимала основное место в жизни египтянина. Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искусство просуществовало почти без изменений около 2-х с половиной тысячелетий. Страстное желание бессмертия определяло все мировоззрение Египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру.

Древний Египет, самая богатая на загадки страна. Ее отличал один из самих высоких для того времени уровень развития культуры. Кажется, народ сумевший построить великие, необъяснимые по сей день пирамиды, обладал какими- то удивительными значениями, мудростью, тайнами. Ведь именно поняв культуру Древней цивилизации, можно хотя бы немного приблизиться к тайнам великого народа. Мне очень интересна культура древних египтян, культурная значимость великих построек- Пирамид и религиозные представления великого народа. Я выбрала данную тему для своего реферата, потому что давно интересуюсь тайнами пирамид и мне самой интересно узнать новую информацию о быте, религии и религиозной значимости построек, изобразительного искусства, литературы, скульптуры того времени, той эпохи которую я находила и использовала при написании своего реферата. Для того чтобы хотя бы немного приблизиться к тайнам прошлого, я предлагаю вместе со мной рассмотреть быт египтян и их всеподчиняющую, древнюю, не знающую аналогов, религию, повлиявшей на культуру древних египтян.

1. Быт Древнего Египта

Основная масса сведений о Древнем Египте дошла до нас в форме расписанных красками рельефов и надписей, покрывающих стены внутренних помещений гробниц вельмож Древнего царства. Основой экономики Египта в этот период было сельское хозяйство. Верхний Египет в письменности обозначался иероглифом, изображавшим растение, произрастающее на полоске земли. Нижний Египет - страна болотных зарослей - обозначался кустом папируса.

Усовершенствование каменных орудий труда и появление медных позволил населению изготовлять из дерева и камня гораздо большее количество орудий, необходимых для землекопных работ и вырубки зарослей (мотыг, тесел и топоров), что намного повысило производительность труда.

Египетская цивилизация сделала большие успехи в самых разных областях человеческого знания. Египтяне вместе с учеными Передней Азии заложили основы многих современных наук – геометрии, медицины, астрономии, им принадлежит один из древнейших календарей, они достигли больших успехов в архитектуре, мореплавании, математике. Разумеется, эти достижения были связаны с потребностью удовлетворять насущные нужды человека. Например, медицина получила свое развитие вследствие существовавшего в Египте обычая мумификации мертвого тела, также египетскими медиками была установлена роль мозга в человеческом организме; геометрия развилась из необходимости восстанавливать смываемые разливом Нила границы земельных участков крестьян; астрономия была необходима для предсказаний времени разлива Нила.

В надписях древнего царства Нил характеризуется как кормилец царя и людей, который "стоит во главе Египта". Египтяне первыми начали применять искусственное орошение земель путем подведения к ним воды по большим искусственно вырытым каналам. Создание ирригационной системы потребовало не только огромного труда и навыков в работе, но и большого развития знаний в области астрономии, математики, гидравлики и строительного дела.

Египет первый в мире дал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, высокого мастерства изделия художественного ремесла. Египетские зодчие и скульпторы великолепно владели искусством обработки разнообразных пород камня. Они довели до высокого совершенства и художественные ремесла – резьбу по дереву и кости, различные виды обработки металла, тончайшие ювелирные работы из золота, серебра и самоцветов, тонких прозрачных тканей. Как свидетельствуют находки археологов, в то далекое время древние египтяне уже умели изготовлять стекло. Самый древний образец искусственно изготовленного стекла - бусину зеленоватого цвета диаметром около 9 мм. - археологи обнаружили недалеко от древней столицы Египта Фив. Работы египетских мастеров замечательны сочетанием изумительного вкуса в выборе формы и материала с необычной тщательностью выполнения, доходившей до того, что для инкрустации иного ларца использовалось до 20 тысяч вставок из кусочков слоновой кости или эбенового дерева”.

Как вехи, возвышаются на далеком горизонте истории египетские пирамиды – обветренные рукотворные каменные горы. И какими бы чуждыми и неприступными они не казались, они могут многое рассказать о себе. Пирамиды повествуют об обществе настолько четко организованном, что стало возможным соорудить эти гигантские искусственные холмы всего лишь за время жизни царствующей особы.

2. Религия

Первоначальная, или примитивная, мифология есть тот образный, поэтический язык, который употребляли древние народы для пояснения явлений природы. Всё видимое в природе принималось древними египтянами за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы, реки, ручьи, деревья - всё это были божества.

Миф об Осирисе и Горе особенно важен для понимания египетского искусства. Согласно ему, бог плодородия Осирис некогда был царем Египта и научил египтян возделывать землю, сажать сады. Он был убит своим братом Сетом, олицетворявшим начало мрака и зла. Сын Осириса, Гор (воплощение солнечного божества, побеждающего силы мрака, светлый сокол), вызвал Сета на поединок и победил его; после этого Гор воскресил Осириса, дав ему проглотить свой глаз. Воскресший Осирис уже не вернулся на землю, он стал господином подземного царства, царем мертвых. Наследником его на земле, царем живых стал Гор.

История Осириса есть не что иное, как трансформация древнейшего сказания земледельцев о вечном самообновлении природы, об умирающем и оживающем зерне, брошенном в землю, а Гор – это животворный солнечный свет.

Когда царь умирал и на его место короновался другой, устраивалась традиционная мистерия: нового царя объявляли богом, воплощением Гора. А похороны умершего сопровождались заупокойным обрядом, где символически воспроизводилась история гибели Осириса, оплакивания его богиней Исидой и его воскресения. В Древнем царстве осирийские ритуалы относились только к особе фараона, но позже так стали хоронить любого знатного и богатого человека.

Умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь ему клали священный амулет – фигурку жука-скарабея. На нем было написано заклинание, призывающее сердце умершего не свидетельствовать против своего обладателя на суде Осириса. Рисунки, изображающие суд Осириса, сопровождают тексты египетской “Книги мертвы” на длинных свитках папируса. После суда и очищения наступала загробная жизнь, во всем похожая на светскую. Чтобы покойник мог счастливо жить за гробом, его надо было снабдить всем, чем он обладал на земле. Всем – вплоть до его собственного тела, избежавшего тления. Отсюда и обычай бальзамирования. Верили, что, кроме души и тела, есть еще нечто промежуточное – призрачный двойник человека, его жизненная сила, называемая “Ка”. Нужно, чтобы Ка всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в нее, - тогда душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому, кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, иногда не одну, причем портрет должен был быть очень похожим – иначе как же Ка опознает свой облик. Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта. Египетские портреты своеобразны: они с удивительной силой передают индивидуальные черты, но выражение лица остается отвлеченным, психологически не расшифрованным.

Изучение древнеегипетских текстов открывает тайну странных сооружений- пирамид при жизни фараон, по верованию народа охранял своей магией границы страны, управлял ветром, водой и огнем. После смерти он становился еще более могущественным. Его необходимо было удержать близ города, чтобы продолжать пользоваться его покровительством. В темных глубинах исполинского мавзолея продолжалась скрытая таинственная жизнь. Для некоторых древних культур характерно представление о жизни после смерти как о близком подобии земной жизни. Выходило, что для благополучной и счастливой жизни "там" необходимо все то же, что и "здесь.. Чтобы обеспечить себе безбедную загробную жизнь, фараон и его приближенные, заранее, с первых дней собственного правления начинали строить себе надежное "вечное" жилище и продумывали вместе со жрецами росписи и все остальное, начиная с запасов пищи, мебели, и утвари, и кончая рабами, солдатами, музыкантами и прочим обслуживающим персоналом. Все эти люди должны были следовать в гроб за своим господином или будучи убитыми, еще на земле, или живыми в трансе от одурманивающих снадобий, умирая почти сразу от недостатка кислорода. Но египетская религия не требовала человеческих жертв – она требовала только искусства. Не палачи, а художники обеспечивали умершему владыке посмертное благополучие. Множество небольших статуэток – “ушебти” – заменяли покойному слуг. На стенах гробницы располагались фризами росписи и рельефы с изображением вереницы земных событий: тут были войны, захват пленных, пиры, охота, отдых властелина в кругу семьи, труд его рабов на полях, пастбищах и ремесленных мастерских.

3. Изобразительное искусство и рельефы

Изобразительному искусству древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины – желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды – белые.

Искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было, ни много ни мало, дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому казалось неважным – видит ли кто-нибудь художественное произведение. Оно предназначалось не для осмотра, а представлялось чем-то само в себе сущим, само в себе заключающим жизненное начало.

Плоских изображений дошло до нас от Древнего царства очень много преимущественно гробничных, меньше - храмовых. Плоские изображения Древнего царства обыкновенно выполнены мастерски: четко, складно, просто. Художник мастерски передавал настроение человека. Если на большинстве изображений Древнего царства телодвижения несколько угловаты, то на некоторых рельефах они замечательно гибки.

Сам по себе египетский рельеф - явление уникальное, само по себе требующее отдельного углубленного изучения. Египтяне всегда глубоко чувствовали возможности материалов и техник, в которых работали. Известно три типа египетского рельефа: выпуклый, углубленный, и с углубленными контурами. Использовались они иногда порознь, иногда комплексно, но всегда это очень высокое художественное мастерство, заставляющее дышать живыми изображениями поверхность камня, не теряющего в, то, же время своих видимых природных свойств и фактуры. Рельеф сам не плоский, но ориентирован на плоскость, в этом и состоит оригинальность и своеобразие этого рода изобразительного искусства. С одной стороны он обладает всеми преимуществами объемного скульптурного изображения, а с другой для него вполне естественны и живописная раскраска, и абсолютная слитность со стеной, с каменным массивом.

В рельефе изображали не то, что видели, а то, что считали наиболее выразительным и привлекательным. К тому же старались, чтобы были очерчены все части фигуры: и лицо, и боковые элементы тела. Например, лицо изображалось в профиль, верхняя часть туловища — в фас, грудь при этом — в профиль, как и ноги.

Рельеф обычно раскрашивался и надписывался иероглифами. В этом соседстве, мы отмечаем несомненное родство форм этих способов передачи информации. Иероглифы для непосвященного человека предстают если не самостоятельными изобразительными знаками, дополняющими основное изображение, то сложным многокомпонентным орнаментом. В обоих случаях от сотрудничества не проигрывает ни одна из сторон. Данный способ передачи изображения был синтезом трех искусств - архитектоника организующая пространство не только стены, но и перед стеной, скульптурная моделировка объема.

В росписях использовались минеральные краски: охра красная, охра желтая, зеленая - тертый малахит, синяя - лазурит, и черная - сажа. Содержание росписей и рельефов в захоронениях Древнего царства, строго говоря, можно разделить на два типа: во-первых - прославляющие фараона, описывающие его великие деяния, совершенные им в земной жизни, его подданных, а также более редкие росписи, посвященные таинственной будущей жизни, "жизни вечной и вечному блаженству"».

С учетом всего этого можно понять, какую роль играло в Древнем Египте изобразительное искусство. Художник обеспечивал человеку посмертное существование, вечную жизнь. Соответственно профессия художника, скульптора или архитектора в Египте была весьма уважаемой.

4. Скульптура

Скульптура – один из видов изобразительного искусства – с самого начала египетской истории развивается в зависимости от заупокойного культа. Как уже было мною сказано выше на случай повреждения мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, которая должна была помочь душе после возвращения в гробницу опознать свое тело, а в случае исчезновения мумии статуя должна была ее заменять. Отличительные черты египетской скульптуры - фронтальность и четкая почти геометризированная статичность, - впервые появляющаяся в конце архаической эпохи (статуя царя Хасехемуи), находят свое полное выражение в статуях древнего Царства. Представления и верования египтян определили и требования, предъявлявшиеся к скульптуре.

Перед храмами и дворцами египтян воздвигались высокие тонкие обелиски, покрытые иероглифами – рисуночным символическим письмом, ставшим важнейшей частью культуры древнего Египта. Перед заупокойными храмами воздвигали сфинксов: каменное изображение существа с телом льва и головой человека-фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Самый большой сфинкс, выполненный в первой половине III тысячелетия до н.э., до сих пор стережет пирамиду Хефрена.

Среди шедевров круглой скульптуры Древнего царства очень известно раскрашенное изваяние супружеской четы Рахотепа и Нофрет. Приложив руки к сердцу, устремив взоры прямо перед собой, чистые душой и помыслами, супруги предстают перед лицом вечности.

Статуи почти всегда раскрашивались, но раскраска скорее напоминала тонирование. Сходство подчеркивается еще и архитектоничностью строения самих статуй, составлявших неделимое органическое целое с архитектурными сооружениями, которым они принадлежали. Скульптуры Египта обычно сохраняют основные формы каменной глыбы, из которой они были вытесаны. Во многих случаях скульптор даже подчеркивал этот генезис тем, что оставлял фигуру неотделенной от каменного массива, выполнявшего в этом случае роль фона.

Притягательными в скульптурном образе человека были глаза, — египтяне считали их зеркалом души. Глаза делали из специально подобранных материалов. В глазницы из бронзы вставляли кусочки алебастра, белого и гладкого, а внутрь помещали горный хрусталь, изображая зрачок. В искусстве всегда были важны даже мелкие детали и штрихи.

5. Литература Древнего Египта

Художественная литература Древнего Египта восходит своими корнями к середине четвертого тысячелетия до н. э., к периоду Древнего Царства. Именно поэтому основой традиционной жанровой литературы в Египте стали фольклорные жанры. Но, говоря о жанре, стоит заметить, что далеко не всегда можно с точностью определить принадлежность того или иного произведения к определенному жанру. Например, жанр “поучения”, один из древнейших, связан с политическими памфлетами, “речениями” (например, “Речения Ипусера”), а вступления к ним иногда напоминают окаймляющую “рамку” в сказках (например, “Поучения Неферти”). В равной степени в поучениях встречаются и черты автобиографических повестей, а в автобиографической повести мы встречаем, например, гимн (“Приключения Синухета”), басня в иных случаях близка к сказке. Итак, одним из глобальных признаков невероятного развития египетской литературы является “дифундирование”, взаимопроникновение жанров. Как и большинство произведений древности, литература периода Древнего царства анонимна, за исключением сочинений, написанных в жанре поучения, как правило, авторство было приписано какому-либо из мудрецов или правителей древности, что наводит на мысль об отсутствии попыток коллективного создания поучений, что подтверждается и стилистическим анализом текста.

Литература древних была самым тесным образом связана с религией. Множество произведений религиозной литературы облекались в художественную форму. Таковы магические заклинания, религиозные гимны богам, магические тексты, связанные с заупокойным ритуалом, облекавшиеся в строго ритмическую поэтическую форму. Наиболее яркими образцами религиозной поэзии являются гимны богам, которые входили в различные сборники. Так, еще в “Текстах пирамид” содержатся гимны Ра, Озирису.

Среди гимнов богам представляют наибольший интерес гимны верховному государственному богу Амону и в особенности гимны единому богу солнца Атону, культ которого установил еще Эхнатон, отец Тутанхатона( в последствии Тутанхамона).

Сверкает и блестит на горизонте утром,

Восходишь ты в лучах Атона блеск дневной.

И тает мрак ночной под сенью рук горящих.

Ликуют два Египта, и жаркий юг и север…

Довольно близко к религиозным гимнам примыкают гимны фараонам. Этот жанр имеет и историческую ценность. Такие гимны входили в более объемные сборники, типа “Рассказ Синухета”. Сохранилось более 25 списков этого произведения. Оно написано в форме автобиографии на стенах одной гробницы.

При VI династии встречаются подробные жизнеописания, победная песня возвращающегося их похода войска, поэтическое словословие в честь египетской богини неба Нут, распорядок мемфисского храмового представления, в котором дано предписание для отдельных участников. Данный распорядок свидетельствует о зарождении драматического искусства в Египте периода Древнего царства. Таким образом, уже в III тысячелетии до н.э. древние египтяне добились больших достижений в области не только материальной, но и духовной.

Заключение

Древние Египтяне проживали в стране с изолированным географическим положением, что значительно затрудняло культурные заимствования извне. Но несмотря на это древние египтяне достигли высокого уровня развития, начиная от освоения ремесленного и сельскохозяйственного дела, до изучения и применения на практике сложнейших наук того времени таких как: математика, химия, физика, астрономия и т.д.

Я поражена значимостью религии в жизни древних египтян, отложившей тень заупокойного культа не только на развитие архитектуры (строительство пирамид), но и на изобразительное и монументальное искусство и литературу. Египетское искусство явилось образцом для крито-микенской культуры в Древней Греции и оказало большое влияние на древних римлян. Древнеегипетская культура и цивилизация заложили основу для последующего культурного развития многих народов.

Мне остается приклоняться перед высокоразвитым во всех направлениях народом Древнего царства, подарившим нам свою интересную и оригинальную культуру, одним из элементов которой мы можем любоваться и по сей день. 7 чудо света – Усыпальница фараона - Египетская пирамида Древнего царства.

Список литературы

Краткая литературная энциклопедия, М., Сов., энциклопедия, 1964 ;

Литературный энциклопедический словарь, М., Сов. энц., 1987) и книги

Л. Дойеля (“Завещанное временем”, М., Наука, 1980),

К. Керама (“Боги гробницы ученые”, М., Изд-во иностранной литературы, 1960),

И. В. Рака (“Мифы Древнего Египта”, СПб., Петро-РИФ, 1993),

И. П. Шмелева (“Золото Древнего Египта”, М., ИМА-ПРЕСС, 1990),

Леонарда Котрелла (“Во времена Фараонов”, М., Наука, Главная редакция восточной литературы, 1982),

К.Михаловского («пирамиды и мастабы», Варшава 1973 г.) ,

Орлова С.Г., (“История мировой литературы”, 1996 г.>.)

Тексты цитировались по книге “Сказки и повести Древнего Египта” (Л-д., Наука, 1979).