регистрация / вход

Творчество Пауло Коэльо

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ….3 ГЛАВА 1 . ФЕНОМЕН ПАУЛО КОЭЛЬО …5 ГЛАВА 2. ИЗВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ, РЕШАЕМЫЕ НА СТРАНИЦАХ ТРИЛОГИИ « В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ» ...13

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1 . ФЕНОМЕН ПАУЛО КОЭЛЬО………………………………………5

ГЛАВА 2. ИЗВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ, РЕШАЕМЫЕ НА СТРАНИЦАХ ТРИЛОГИИ « В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ»…………………………………………...13

2.1. Человек – хозяин своей судьбы. История жизни одной девушки в повести « Вероника решает умереть»………………………………...………………….14

2.2. Проблема выбора в повести « На берегу Рио – Пьедра села я и заплакала»………………………………………………………………………..20

2.3. Добро и зло в повести « Дьявол и сеньорита Прим»…………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….31

ВВЕДЕНИЕ
«Мне кажется, что в каждом из нас протекают те же процессы, что и в жерле вулкана, - где-то внутри накапливается критическая масса, хотя снаружи ничего вроде бы не происходит. И человек спрашивает себя: "Неужели так будет всю жизнь?" Но приходит минута - и начинается извержение. Умный человек позволит этой лаве вырваться из глубины его нутра и преобразить окрестный "пейзаж". Дурак попытается как-то сдержать извержение, и с этого мгновения все его усилия будут направлены на то, чтобы эта лава не хлынула на поверхность. Я оказался достаточно прагматичен и в определенные моменты моей жизни понимал - необходимо принять и перетерпеть страдания, приносимые извержением, чтобы потом радоваться неузнаваемо изменившемуся пейзажу» [2].

Мы не случайно начали эту работу со слов Пауло Коэльо, сказанных им в Москве в 2002 году. В них заключена вся жизненная философия автора. Философия, которую он открывал для себя на протяжении многих лет. И философия, надо признать, интересная и необычная.

Можно с ней согласиться полностью или частично, либо же не соглашаться с нею в принципе. Но убеждены, что каждый сумеет найти в ней что-то для себя, потому что его повести – притчи, рассказывающие о чужом опыте, побуждают людей задуматься о себе, о своих поступках и проступках, и главное – стать искренними и честными хотя бы наедине с собой.

Несмотря на сильную философскую составляющую, его произведения читаются легко, на одном дыхании, чему причиной доступный язык и, очевидно, удачный перевод.

Цель работы – проникнуть в жизненную философию автора, осмыслить ответ на извечный вопрос: как определить жизненные цели, достичь желаемого, в чём смысл жизни каждого человека.

Методы исследования:

теоретические : анализ журнальных и газетных публикаций об авторе, обобщение и систематизация полученных сведений.

практические: методы сплошной выборки: были выписаны цитаты из произведений автора, а также две легенды.

далее использовались методы наблюдения и анализа над текстами повестей « На берегу Рио – Пьедра села я и заплакала», « Вероника решает умереть», , « Дьявол и сеньорита Прим»

Проведённое исследование приобщило к кумиру нового поколения, а также помогло ответить на вопросы: какова жизненная цель и как бы хотелось провести оставшуюся жизнь?

Глава 1.

Феномен Пауло Коэльо

В настоящее время бразилец Пауло Коэльо - один из самых читаемых современных писателей, подлинный феномен.

В чём же его феномен? Об этом, наверное, лучше всего говорит сам автор: «Идти по дороге света без предрассудков и предубеждений».

Пауло Коэльо родился в Рио-де-Жанейро в 1947 году в семье инженера. С детства он мечтал стать писателем. Но в 60-е годы в Бразилии искусство было запрещено военной диктатурой. В то время слово "художник" было синонимом слов "гомосексуалист", "коммунист", "наркоман" и "бездельник". Беспокоясь о будущем сына и пытаясь оградить его от преследований властей, родители отправляют 17- летнего Пауло в психиатрическую больницу. Выйдя из больницы, Коэльо становится хиппи. Он читает все без разбора - от Маркса и Ленина до "Бхагават-гиты". Затем основывает подпольный журнал "2001", в котором обсуждаются проблемы духовности, Апокалипсис. Помимо этого Пауло пишет тексты анархических песен. Звезда рока Raul Seixas, бразильский Джим Моррисон, сделал их такими популярными, что Коэльо в одночасье становится богатым и знаменитым. Он продолжает искать себя: работает журналистом в газете, пытается реализоваться в театральной режиссуре и драматургии.

Но вскоре темы его стихов привлекли внимание властей. Коэльо обвиняют в подрывной антиправительственной деятельности, за что трижды арестовывают и подвергают пыткам.

Выйдя из тюрьмы, Коэльо решает, что пришло время остепениться и стать нормальным человеком. Он перестает писать и делает карьеру в CBS Records. Но в один прекрасный день его увольняют без всяких объяснений.

И тогда он решает отправиться путешествовать. Случайная встреча в Амстердаме приводит его в католический орден RAM, созданный в 1492 г. Здесь Пауло научился понимать язык знаков и предзнаменований, встречающихся на нашем пути. «Мы живем в символическом мире. Вся наша

жизнь - символ. Любая жизнь любого человека - это знак. Задайтесь целью, и вы отгадаете скрытый смысл знаков. Даже не отгадаете, а просто вспомните. В своих книгах я просто говорю о том, в чем многие боятся себе признаться» [3].

Согласно ритуалу пути, орден направляет его в паломническое путешествие в Сантьяго де Компостелла. Преодолев 80 километров по легендарной тропе паломников, Коэльо описал это путешествие в своей первой книге "Паломничество", изданной в 1987 году. Вскоре за ней последовала и вторая - "Алхимик", принесшая автору мировую известность. А вслед ещё такие произведения:

- "Брида", 1990
- "Валькирии" , 1992
- "Мактуб" , 1994
- "У реки Пьедра сидел я и плакал…" , 1994

- "Пятая гора" , 1996, рус.пер. 2001
- "Книга Воина Света", 1997, рус.пер. 2002
- "Любовные письма пророка", 1997
- "Вероника решает умереть", 1998, рус.пер. 2001
- "Дьявол и сеньорита Прим", 2000, рус.пер. 2002
- "Отцы, сыновья и деды", 2001

Пауло Коэльо удостоен множества престижных наград:

· "Prix Lectrices d'Elle" (France '95)
· "Knight of Arts and Letters" (France '96)
· "Flaiano International Award" (Italy '96)
· "Super Grinzane Cavour Book Award" (Italy '96)
· "Golden Book" (Yugoslavia '95, '96, '97, '98, '99 and 2000)
· Finalist for the "International IMPAC Literary Award" (Ireland, '97 and 2000)
· "Comendador de Ordem do Rio Branco" (Brazil '98)
· "Crystal Award" by the World Economic Forum ('99)
· "Golden Medal of Galicia" (Spain, '99)
· "Chevalier de L'Ordre national de la Legion d'honneur" (France '99)
· "Crystal Mirror Award" (Poland , 2000)
· "Dialog of Cultures" awarded by the "Club of Budapest" (Germany, 2001)
· "XXIII Premio Internazionale Fregene" (Italy, 2001)
· "Bambi 2001 Award" (Germany, 2001)

А о его популярности « говорят» следующие факты:

© В настоящее время в Бразилии создан Институт Пауло Коэльо, финансируемый исключительно за счет авторских гонораров. Институт оказывает поддержку пожилым людям из бедных слоев населения и опекает 270 детей.

© "World Economic Forum" удостоил Пауло Коэльо самой престижной награды "Crystal Award 1999". А в феврале 2000 года Коэльо провел конференцию на встрече "Annual Meeting 2000", проходившей в Давосе.

© Последние пять лет Пауло Коэльо был почетным гостем "Мирового Экономического Форума", где читал лекции.

© Пауло Коэльо был принят Его Святейшеством Римским папой Иоанном Павлом II в Ватикане в апреле 1999 года.

© Государственный Совет Испании в знак признания литературной деятельности Пауло Коэльо наградило его Золотой медалью Галиции в июле 1999 года.

© Французское правительство присвоило Пауло Коэльо Орден Почетного Легиона в марте 2000 года.

© Пауло Коэльо - специальный советник программы ЮНЕСКО "Духовная конвергенция и межкультурный диалог".

© Пауло Коэльо - первый немусульманский писатель, посетивший Иран со времен революции 1979 года. После его визита в Иран в июне 2000 года Министр по вопросам культуры и ислама Мохаджерани впервые разрешил публикацию произведений зарубежного писателя.

© В июне 2001 года Пауло Коэльо принимал участие в Расселовском Трибунале по Правам Человека в Берлине, на котором были рассмотрены вопросы необоснованного помещения в психиатрические заведения. Кроме того, он входил в коммисию "Свобода Мысли" при Берлинском университете.

© В августе 2001 года Пауло Коэльо посетил детский летний лагерь "Проект Радуга", где встречался с молодежью из Боснии, Герцеговины и Югославии.

© Пауло Коэльо награжден премией BAMBI 2001 в области культуры. BAMBI - одна из самых престижных наград в Германии. Другие награжденные - Катрин Денев и Рудольф Джулиани.

© В 2000 году в Ирландии вышел документальный фильм "Семь дней с Пауло Коэльо", а в 2001 году на японском телевидении вышла специальная программа с Пауло Коэльо о "Пути Сантьяго", легендарном пути паломников, который Коэльо прошел в 1986 году.

© В сентябре 2002 года вышел цикл передач "Клуб путешественников", посвященная "Пути Сантьяго", в которой проводником российской съемочной группы был Пауло Коэльо.

© В январе 2001 года в Давосе на Международном Экономическом Форуме Пауло Коэльо был назначен членом Совета Фонда Общественных Инициатив Швабии и принимал участие в Совете по номинации победителя Фонда социальных проектов.

© "Алхимик" рекомендован для внеклассного чтения в школах во Франции, Италии, Португалии, Бразилии, Tайване, США и Испании.

© "Алхимик" рекомендован для чтения Высшей школой бизнеса Чикагского Университета.

© Права на экранизацию "Алхимика" были приобретены Warner Brothers.

© В июле 1994 года "Алхимик" впервые появился во французских списках бестселлеров и остался там до сегодняшнего дня.

© Почитателями Коэльо являются - Жак Ширак, Билл Клинтон, Шимон Перес, Мадонна, Джулия Робертс и многие другие.

© Пауло Коэльо - автор воскресной колонки в "O Globo", самой широко тиражируемой газеты Бразилии. Успех колонки оказался настолько велик, что ее стали печатать еще 33 газеты по всему миру, включая такие престижные издания как "Il Corriere della Sera" в Италии, "Welt am Sonntag" в Германии, "China Times" в Tайване, "Zwierciadlo magazine" в Польше, "Dnevnik" в Болгарии, "Anna magazine" в Эстонии; "Romania Libera" в Румынии, "Grupo Correo" в Испании.

Недавно Пауло Коэльо исполнилось пятьдесят пять лет. Но в нем до сих пор жив дух молодого хиппи, которым он был когда-то, живо стремление к путешествиям, к перемене мест. От путешествий Пауло Коэльо получает огромное удовольствие: «Путешествия многому меня научили и помогли мне облегчить свою жизнь. Когда вы собираетесь в дорогу, вы не можете взять с собой все свои вещи. Вы берете только самое необходимое. А вот путешествуя по жизни, от рождения до смерти, мы почему-то тащим за собой много лишнего, и очень боимся что-то потерять, хотя это что-то делает нашу жизнь тяжелее. И еще - во время путешествий, оказавшись в непривычных условиях, мы вынуждены менять себя, вынуждены приспосабливаться к окружающим людям, становиться более открытыми и доверчивыми» [3].

Паломничество, путешествие для Пауло Коэльо - это замечательный способ познакомиться с теми частичками самого себя, которые могли бы оставаться непознанными до самой смерти. Это способ вспомнить себя настоящего. «Обычная жизнь, когда уже все кажется давно известным и понятным, - это существование, со всех сторон ограниченное стенами, которые постоянно возводим и мы сами, и общество. Путешествие помогает преодолеть эти стены. Стены, которые, на самом деле, не только вне, но и внутри нас. Когда они исчезают, ты вдруг оказываешься в океане собственной души, доселе неведомой. Когда ты в дороге, ты должен доверять людям, потому что ты, не зная их, зависишь от них. В дороге ты становишься невинным, как младенец. У тебя нет знаний о том неизвестном, куда ты ступаешь, поэтому нет и предубеждений. Ты чист в восприятии. И наконец, в дороге ты должен общаться с незнакомыми людьми, в противном случае ты вернешься в собственное одиночество. Жизнь убедила меня в том, что мой ангел-хранитель, так же как и мой демон-искуситель, общаются со мной через уста других людей. Еще я понял, что от тебя, и только от тебя зависит, что ты почерпнешь из своего путешествия» [3].

Наиболее притягательными для писателя являются горы. Может быть, это потому, что он родился и почти всю жизнь провел на берегу океана. Для него горы - это воплощение мужского начала: твердость, неуступчивость, стремление к превосходству. Но во всем необходимо равновесие. И тогда его тянет к морю, воде, ведь это символы женского начала: текучесть, изменчивость, нежность. Для Пауло море и горы - это те символы, которые помогают ему придерживаться своего пути. Ведь идя по нему, ему приходится использовать как дисциплину и непреклонность, так и гибкость и способность приспосабливаться.

Пауло всегда стремился понять людей : «…. для меня очень важно знать, что я могу разделить свою душу с теми, кто меня понимает,»- так говорит он в одном из интервью. Он пишет, чтобы понять себя, и верит в то, что «жизнь - загадка, которую надо уметь принять, и не мучить себя постоянным вопросом: "В чем смысл моей жизни?" Лучше самим наполнить жизнь смыслом и важными для вас вещами…. «Жизнь - постоянная борьба, ... Но не добра со злом. А со страхом неизведанного. Зло приходит со страхом, парализуя человека. И в то же время, когда его удается преодолеть, проявляется добро. Я так же полон страхов, как и все. Но я не даю им останавливать меня. А вообще я считаю, что мы живем в то время, когда каждый человек должен сделать сознательный выбор в пользу добра.» [1].

Коэльо никогда не стоит на месте – так велика в нём тяга к самосовершенствованию: « Я считаю, что люди тратят впустую свое время, занимаясь самосовершенствованием по образцам других людей. Что значит, стать лучше? В моем понимании - это ежедневная борьба в поисках своей мечты. Если человек следует своему пути, то он совершенствуется, а если он стоит, ожидая каких-то изменений, до того как примет решение, то никогда не сдвинется с места » [3].

В чём же мудрость книг писателя? Почему он стал одним из наиболее читаемых писателей современности? Сам Пауло Коэльо на вопрос, чему учат читателя его произведения, отвечает так: «Не думаю, что мои книги вообще чему-то способны научить. Вообще книги – это лишь катализатор, который помогает людям вспомнить то, что они уже давным-давно знают. В своих книгах я просто говорю о том, в чем многие боятся себе признаться. Тому, кто испытывает чувство разочарования в самом себе после моих книг, я скажу: „Поверь, что ты не одинок! Таких, как ты, много. Просто вспомни свою мечту или цель и иди к ней своим собственным путем. Потому что только так ты можешь чего-то добиться »[3].

Хоть и говорит писатель о том, что его книги не способны чему – либо научить, но, наверное, после их прочтения каждый задумается над вопросом : « Добры мы или злы? Способны ли преодолеть внутренние конфликты? Можем ли воспринимать каждый день как чудо, дарованное нам свыше?». Да и жизненные тезисы Пауло Коэльо заставляют задуматься о смысле своей жизни:

- Все люди разные, и должны делать все, чтобы таковыми оставаться.

- Каждому человеку предлагается два пути действия: один - через поступки, а другой - через размышления. Оба приводят к одному и тому же.

- Каждому дается два дара: способности и талант. Способности ведут человека к встрече со своей судьбой, а талант обязывает делиться им с другими. Человек должен знать, когда использовать способности, а когда талант.

- Когда ты чего-либо желаешь, вся Вселенная помогает тебе достичь этого.

- Каждому дается дар: возможность выбора. Для того, кто не использует этот дар, он становится проклятием, - другие всегда будут выбирать за него.

- Каждый благословляется идти по правильному пути и по ошибочному. Ведь даже на этом тупиковом пути всегда есть тропинка, ведущая к истинному.

- У каждого свое Личное предназначение в жизни, и поэтому человек живет в мире. Оно вдохновляет и определяет его поступки.

- Одна часть Личного предназначения может на какое-то время быть оставлена, но не забудь вернуться к ней при первой же возможности.

- У каждого мужчины есть женская сторона, и у каждой женщины - мужская. Это помогает нам понимать противоположный пол и поступать объективно.

- Каждый живущий должен знать два языка - язык общества и язык знаков (предзнаменований). Один нужен для общения с себе подобными, другой - чтобы понимать послания свыше.

- Человек имеет право на удовольствие, оно понимается человеком по-своему и не важно какой смысл вкладывают в него другие.

- Каждый человек должен хранить внутри себя священный огонь безумия, а вести себя должен как нормальный человек.

- Все религии ведут к одному Богу, и все они заслуживают одинакового уважения.

- Приложение: Человек, выбирая религию, выбирает способ поклонения и таинства. Тем не менее, он один ответственен за свои поступки и не имеет права возлагать на религию ответственность за свои действия и решения.

- Мы провозглашаем разрушение стены, отделяющей святое от мирского. Отныне и навсегда свято все.

- Все, что происходит в настоящем, воздействует на будущее и является искуплением прошлого.

Каждый раз, открывая новую книгу Коэльо, ловим себя на мысли, что окружающий мир рассыпается передо нами прахом египетских мумий, и сквозь щели в деревянном полу Реальности в мою жизнь врывается свет Волшебства. В принципе, книги Пауло Коэльо одинаковы, о чем бы они ни были, главным в них всегда остается борьба Добра и Зла, когда Ангелы и Демоны ведут сражение за Душу человека. Обычными словами, просто и понятно на паре сотен страниц автору удается то, на что оказываются неспособны толстые учебники и философские книги - помочь постичь человеку прописные истины - что такое добро и зло, как важен выбор, который каждый из нас делает однажды в своей жизни, и, главное, как сделать этот выбор.

"Добро никогда не может быть сотворено грязными руками. Жизнь каждого важна и нужна, на смерти хотя бы одного человека никогда не построишь рай. Алчность и жадность могут быть спрятаны глубоко, но в самый неподходящий момент готовы вырваться наружу. Лишь заглянув внутрь себя, прислушавшись к своей душе, мы можем сделать правильный выбор... [2]. " - круговорот идей и правил, превращающийся в заботливых руках Мастера в захватывающий рассказ, за каждым героем которого мы видим реальных людей, живущих рядом с нами.


ГЛАВА 2.

ИЗВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ, РЕШАЕМЫЕ НА СТРАНИЦАХ ТРИЛОГИИ « В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ»

В работе мы хотим остановиться на трилогии « В день седьмой», в которую входят такие произведения автора: « На берегу Рио – Пьедра села я и заплакала», « Вероника решает умереть» и «Дьявол и сеньорита Прим». Пауло Коэльо всегда считал, что самые глубинные изменения – и в человеческой душе, и в жизни общества – происходят в очень сжатые сроки. В тот миг, когда мы меньше всего этого ожидаем, жизнь бросает нам вызов, чтобы проверить наше мужество и наше желание перемен, и не позволяет сделать вид, будто ничего не происходит, или отговориться тем, что мы ещё не готовы.

На вызов надо ответить незамедлительно- жизнь не смотрит назад. Неделя – это срок более чем достаточный, чтобы решить, принимаем мы свою судьбу или нет.

В день седьмой... "...И почил в день седьмой от всех дел Своих, которые сделал" (Бытие 2:2) - Бог оставил свои дела, предоставив миру самому решать, как ему существовать, оставив человека наедине с самим собой. И человек, ошибаясь и обжигаясь, путем проб и ошибок ищет правильный, но находит свой путь.

Три романа посвящены женщинам, вернее, одной неделе из жизни трех абсолютно разных женщин, которых объединяет одно - им надо принять решение - самое важное решение в своей жизни.

2.1.Человек – хозяин своей судьбы. История жизни девушки в повести « Вероника решает умереть».

« Вероника решает умереть»- история о девушке, которая неудачно пытается покончить с собой и попадает в психиатрическую лечебницу, где, пережив драматический опыт, все же находит в себе силы жить дальше.

Эта история основана на личном опыте писателя. Его трижды помещали в санаторий в Рио-де-Жанейро по причине того, что, как сказал родителям психиатр, "пациент очень плохо проявляет себя в школе, не слушается родителей и не в состоянии адаптироваться к общественным правилам поведения" [9].

1966 год был самым тяжелым годом военной диктатуры в Бразилии (1964-1989). Внешние репрессии стали постепенно отражаться и на внутреннем уровне. Дело дошло до того, что добропорядочные представители среднего класса считали неприемлемым, что их дети или внуки хотят стать "художниками".

«Когда мне исполнилось 18 лет, я полагал, что мой внутренний мир может сосуществовать с миром моих родителей. Я изо всех сил старался получать хорошие оценки в иезуитской школе, где тогда учился, каждый день работал, а ночью воплощал свою мечту стать "художником". Не зная точно, с чего начать, я вошел в труппу любительского театра. Хотя я не собирался становиться профессиональным актером, я, по крайней мере, находился среди людей, с которыми у меня было нечто общее. К сожалению, мои родители не разделяли моих взглядов » [9].

Однажды вечером Коэльо пришел домой пьяным, и на утро его разбудили два здоровых санитара.
- Ты пойдешь с нами, - сказал один из них.
Мать плакала, а отец изо всех сил старался скрыть свои чувства.
- Это для твоего же блага, - сказал он. - Мы только собираемся сделать кое-какие анализы.
Так началось путешествие будущего писателя по психиатрическим лечебницам...
«Меня поместили в больницу, где лечили всеми возможными способами, но при первой же возможности я сбежал; я побродил по округе, сколько смог, потом вернулся домой. Но через некоторое время я снова попал в "плохую компанию", как это называли в моей семье, и санитары появились вновь» [9].

В жизни бывают такие ситуации, в которых может быть только два исхода:
либо вы сломаетесь, либо станете сильными. Психиатрическая лечебница стала для Пауло одной из них.
Однажды ночью он сказал одному пациенту:
- Знаешь, я думаю, почти каждый когда-нибудь мечтал стать президентом республики. А у нас с тобой такой возможности нет, потому что нам будут мешать наши медицинские заключения.
- Значит, нам нечего терять, - ответил он, - и мы можем делать все, что хотим.

Коэльо показалось, что он прав. Ситуация, в которой он оказался, была настолько странной, настолько исключительной, что она давала нечто беспрецедентное - абсолютную свободу. «Все попытки моей семьи сделать меня похожим на остальных привели к прямо противоположному результату - я стал совершенно не похож на своих ровесников » [9].
Пребывая в больнице, Коэльо понял главное: многие люди « используют» болезнь как альтернативу жизни. Они предпочитают болеть, потому что быть здоровым слишком трудно. Люди предпочитают жить в огромном сумасшедшем доме, с религиозным рвением следуя неизвестно кем написанным правилам, чем бороться за свое право быть непохожими на других. По пути в Токио внимание Кольо привлекла статья следующего содержания: "Согласно канадской статистике, 40% людей в возрасте от 15 до 35, 33% людей в возрасте от 35 до 54 и 20% людей в возрасте от 55 до 64 в той или иной форме страдают душевными болезнями. Считается, что каждый пятый человек имеет какое-нибудь психическое расстройство"[9].

- В Канаде никогда не было военной диктатуры, - подумал он, - и считается, что там самый высокий в мире уровень жизни, тогда почему там так много сумасшедших? И почему они не в психиатрических лечебницах?

За этим вопросом возник другой: что же такое на самом деле безумие? Он нашел ответы на оба вопроса. Во-первых, таких людей не помещают в лечебницы, потому что они продолжают приносить пользу обществу.

«Если вы в состоянии приходить на работу к 9 часам утра и оставаться там до 5 часов вечера, общество не считает вас недееспособным. Никого не волнует, что вы с 5.01 вечера до 8.59 утра неподвижно сидите перед телевизором, удовлетворяете свои самые извращенные сексуальные фантазии в Интернете, смотрите в стену, обвиняете мир во всех бедах и чувствуете себя всеми обманутыми, боитесь выйти на улицу, помешаны на чистоте или ее отсутствии, страдаете приступами депрессии или истериками. Пока вы можете работать и хоть что-то делать для общества, вы не представляете угрозы. Вы становитесь опасны, только когда чаша вашего терпения переполняется, и вы выходите на улицу с ружьем, как персонаж детского мультфильма, и убиваете пятнадцать детей, чтобы предупредить мир о

пагубном воздействии "Тома и Джерри". А пока этого не произошло, вы считаетесь нормальным » [9].

А безумие? Безумие - это неспособность общаться.
Между нормальностью и безумием, которые, по сути, являются одним и тем же, существует промежуточная стадия. Она называется "быть другим". И люди все больше и больше боятся "быть другими". « Оставайтесь безумными, но ведите себя как нормальные люди. Рискуйте быть другими, но научитесь делать это, не привлекая к себе внимания» [4,130].

В Японии Коэльо долго размышлял над статьей, прочитанной в самолете, и решил, что должен написать книгу, основанную на своём личном опыте. Он написал "Вероника решает умереть" от третьего лица, потому что главной темой книги был не столько его личный опыт пребывания в психиатрической больнице, сколько риск, которому мы подвергаемся, становясь не такими, как все, и боязнь быть такими, как все.

"Вероника решает умереть" вышла в Бразилии в августе 1998. К сентябрю писатель получил более 1200 писем, в которых рассказывалось о похожем опыте. А в октябре прошел семинар по темам, затронутым в книге: депрессия, приступы панического страха, самоубийство. 22 января 1999 года сенатор Эдуардо Суплиси читал перед собравшимися сенаторами отрывки из книги и добился одобрения закона о запрете на произвольное помещение в психиатрические лечебницы, который вот уже десять лет пытались провести в Бразильском Конгрессе.

«…Одиннадцатого ноября 1997 года Вероника окончательно решила свести счеты с жизнью. Она тщательно убрала свою комнату, которую снимала в женском монастыре, почистила зубы и легла в постель.

Со столика в изгловье она взяла таблетки - четыре пачки снотворного, – но не стала жевать горстями, запивая водой, а решила глотать по одной, ибо велика разница между намерением и действием, а ей хотелось оставить за собой свободу выбора. Если на полпути она вдруг передумает. Между тем с каждой проглоченной таблеткой Вероника все больше укреплялась в своем решении, и через пять минут все пачки были пусты ».

С этого события начинается та часть жизни Вероники, которая описана в книге.

Попытка покончить с жизнью для Вероники заканчивается неудачно. Сознание возвращается к ней в стенах местной психиатрической клиники. От лечащего врача она узнает, что жить ей остается не больше недели – ударная доза снотворного дала осложнения на сердечную мышцу. Кажется, Вероника достигла цели – смерть неминуема, надо только подождать несколько дней и по возможности приблизить желанный момент. Но именно в эти дни в сознании героини происходит переворот. Порой она задавалась вопросом: « Если бы у меня был выбор, если бы я раньше поняла, что мои дни одинаковы потому, что я сама захотела, чтобы они были такими, то тогда, быть может…» [4,65].

Но ответ для Вероники всегда был одинаков: нет, таково не может быть, потому что нет никакого выбора. И к ней возвращалось внутреннее спокойствие: всё уже предрешено.

Оказавшись в непосредственной близости от смерти, она позволяет себе делать то, на что раньше никогда бы не решилась – терять уже нечего. Вероника, никогда раньше не выказывавшая своих эмоций, дает пощечину обидевшему ее мужчине. Выставляет за дверь подругу, не заботясь о том, обидит она ее этим или нет. Играет на пианино, хотя не подходила к инструменту уже много лет, – просто потому, что ей хочется это делать. По большому счету каждый попавший в клинику приходил к мысли о том, что терять нечего, даже если и не должен был умереть.

Все герои, о которых идет речь, оказавшись в лечебнице, открывали для себя что-то новое, принимали судьбоносное решение. Что подвигало их к этому?

Люди менялись, глядя на Веронику – странную девушку, которая скоро должна была умереть. Ключевое слово – скоро. Каждый знает, что умрет, но не каждый задумывается – когда. Вероника, жившая в ожидании смерти, заставила многих осознать то, что осознала сама, а именно – конечность жизни. Решения, которые мы не приняли сегодня, возможно, не будут приняты никогда. Завтра может быть поздно.

Зачем беречь время тому, кто думает, что запасы его безграничны? Но всегда ли мы, особенно в молодости, придаем вопросу времени должное внимание?! Годы летят, а в жизни так ничего и не меняется, или меняется, но в худшую сторону. Только тогда приходится осознать: прожито много, а сделано мало. Время, данное человеку, не бесконечно, и оно не используется должным образом. Наверстать упущенное невозможно, кажется, что все уже потеряно, и это нередко становится причиной депрессии и, как следствие, самоубийства.

Вероника жила серой жизнью, которая привела ее к мысли о суициде – зачем жить, если все будет как всегда, если досконально знаешь саму себя и уже не ждешь от судьбы никаких сюрпризов? Только приняв смерть еще до ее прихода, она увидела внутри себя «сотни других Вероник», которые хотели жить, влюбляться, делать открытия и быть безумными. А мы? Видим ли мы за серыми буднями и повседневными мелочами себя? Настоящих себя, а не тех, кого мы позволили из себя сделать? То, что уходя оставляют в наших сердцах будни, в книге называется Горечь, или Купорос, – яд, убивающий постепенно, но неотвратимо. « В организме каждого – у кого в большеё, у кого в меньшей степени – есть эта Горечь, подобно тому как почти у всех есть бацилла туберкулёза. Но и та, и другая болезнь переходят в наступление лишь тогда, когда пациент ослаблен. В случае же Горечи почва для заболевания возникает, когда появляется страх перед так называемой реальностью» [4,116].

Эту болезнь – отравление купоросом – открыл и сделал темой для своей научной работы лечащий врач Вероники- Игорь. Путем инъекций, которые выдавал за уколы успокоительных средств, он симулировал ей сердечные приступы. Вероника, испытывая боли, думала: вот сейчас мое сердце остановится. На самом же деле ничего опасного для ее жизни не происходило, но доктор не успел рассказать ей об этом эксперименте. Вероника бежала из клиники, желая умереть там, где ей хотелось. Она не знала, почему осталась жива, и решила, что свершилось чудо и жизнь подарила ей еще один день. Теперь, даже если она и узнает об эксперименте доктора, думается, жизнь свою она вряд ли будет считать серой.

Так неужели человеку нужно пройти через ад, чтобы суметь понять ценность жизни? Коэльо утверждает: мы сами хозяева своей судьбы. Жизнь всегда дает возможность стать лучше после того, как мы приняли решение измениться. Вопрос лишь в том, сможем ли мы при этом жить в обществе, которое, как известно, расправляется с бунтарями и делает оригиналов изгоями? У героев книги разные судьбы, но пересекаются они в одном месте – в клинике для душевнобольных.

Например, Мари. Успешный адвокат, она, заболев синдромом паники, потеряла семью, работу и попала в клинику. Она пришла туда добровольно, чтобы спрятаться от мира, который причинял ей нестерпимые страдания. Глядя на Веронику, перенимая ее мучительный опыт, она увидела смерть в лицо и, несмотря на свои немолодые годы, решила бороться до конца – вернуться в тот мир, уйти из клиники, чтобы хоть что-то успеть. « Я собираюсь начать жить заново,- говорит Мари.-Делать ошибки, которые мне всегда хотелось делать и на которые я никогда не отваживалась. Смело принимать панику, которая может снова вспыхнуть…. Я могу завести новых друзей и научить их быть безумцами, чтобы сделать их мудрыми. Скажу им, чтобы они не жили по учебникам хорошего тона, а открывали свою собственную жизнь, собственные желания, приключения – и жили!… Я больше не хочу быть адвокатом, но я могу использовать свой опыт, чтобы читать лекции о мужчинах и женщинах, знавших правду о нашем существовании, и то, что они написали, можно вместить в одно – единственное слово: живите. Если ты живёшь, Бог будет жить с тобой. Если ты откажешься рисковать, Он вернётся на далёкие Небеса….» [4,188].

Или Эдуард. Будучи ребенком, он не захотел идти по стопам родителей, выбрав иную стезю. Родители, манипулируя его любовью к ним, заставляют Эдуарда отказаться от мечты стать художником. Зачем? Затем, что ребенок не имеет права на самостоятельный выбор. В результате, отказавшись от мечты написать серию картин под названием « Райские видения», он был уже не в состоянии воспринимать мир адекватно – стал шизофреником. « На следующий день они (родители) обнаружили, что комната Эдуарда разгромлена, картины растерзаны режущим предметом, а сам он сидит в углу и смотрит на небо…. Он не хотел больше слышать о любви: всем этим он был сыт по горло….» Эдуард « перешёл пропасть, отделявшую человека от его мечты, и назад пути уже не было….» [4,234]. Любящие папа и мама поместили Эдуарда в лечебницу, поскольку их деловая карьера не предполагала возни с больным сыном.

Так должен ли человек проходить через подобное, чтобы приобрести необходимые знания? Ведь ему дается возможность учиться на опыте других людей – будь то жизненный опыт чернорабочего или опыт продвинутого тайм-менеджера, почему бы не воспользоваться этой возможностью?..

К чести автора, ему удалось показать грустные вещи так, чтобы читатель не впал в депрессию, а, напротив, захотел жить. Чтобы возникло желание исправить то, что еще можно исправить, и сделать то, что не было сделано.
Коэльо взывает к тем, кто считает, что уже состоялся как личность. К тем, кто не уверен в себе, но ищет уверенности и опоры, не теряя надежды. К тем, кто потерял надежду или никогда не мечтал достичь больше, чем имеет. Ко всем, кто еще помнит о том, что жизнь – великий дар и им нужно распоряжаться бережно и с умом.

Вероника, в конечном счете, выполняет свое предназначение: играя на фортепиано в клинике, она возвращается к своей мечте - стать пианисткой, от которой она отказалась ради более престижной профессии.
Коэльо пишет об испытаниях, в которых читатель узнает себя со всеми своими слабостями, страхами, страстными желаниями и мечтами. Его новая книга о "праве каждого человека быть непохожим на других»…. Он хочет « показать своим читателям и себе самому, как это важно - бороться с трудностями и воспринимать их как приключение, а не как трагедию"[7].

2.2.ПРОБЛЕМА ВЫБОРА В ПОВЕСТИ « НА БЕРЕГУ РИО – ПЬЕДРА СЕЛА Я И ЗАПЛАКАЛА»

..Пилар- героиня романа « На берегу Рио – Пьедра села я и заплакала», рациональна и приземлена. Она мыслит о мире материальном, мало думая о душе. Она мечтает о карьере, о семейном счастье, о маленьком домике, где будет проводить дни и ночи вместе с любимым человеком. Любимого не видела она десять лет… Десять лет, за которые не изменилась она, но изменился ее друг. И вот встреча на лекции в Мадриде...

Что меняет человека в первую очередь? Наверное, тяжесть пережитого, то, что принято называть жизненным опытом. Можно всю жизнь просидеть в четырех стенах, мечтая о несбыточном (или о банальном, что, собственно, иногда одно и то же), а можно попытаться превратить свои мечты в реальность. Пилар выбрала первое, ее друг - второе. Он много путешествовал, повидал мир и пришел к Богу. Но... Пути Господни порой извилисты, и не всегда оканчиваются в одной точке. Бог триедин - Отец, Сын, Святой Дух. В Боге нет женского начала. Но почему? Ведь именно женщина дает нам жизнь! Ересь! За такое раньше сжигали на костре! Но кто-то должен сказать истину первым и принять на себя всю тяжесть удара - Бог триедин - Бог Отец, Бог Сын и Богиня Мать. Женское начало, дающее жизнь всему живому, - отголоски матриархата в языческих религиях. Богиня Мать окружает заботой своих заблудших детей, она приходит к нам в образе Пречистой Девы в христианстве. Ее образ отражается диском полной луны в темной воде лесного озера, мелькает в струях дождя, разбивается на тысячи осколков в брызгах фонтана.

Спустя десять лет Пилар всего лишь семь дней проводит рядом с возлюбленным. Но тот ли это человек, который уехал из родного города, чтобы повидать мир? Теперь этот человек учит других, он - целитель, и не только целитель душ, но и тел - этот дар дала ему Богиня Мать.

О чем же, собственно, эта книга Пауло Коэльо? Да все о том же - о выборе, который рано или поздно приходится совершать каждому из нас, как бы мы не хотели уйти от этого. И о понимании. Понимании себя через причащение к другому человеку. За неделю Пилар узнает о жизни больше, чем за прошедшие двадцать девять лет. Она познает ,наконец, что жизнь не только в карьере, но и в душевном спокойствии и благополучии, а последнее никак не доступно, если ты не живешь в гармонии с окружающим миром. А гармония, в свою очередь, недостижима без участия в твоей жизни других людей и твоего участия в их жизни.

Пилар была самой обычной женщиной, которая выросла в маленьком городке под названием Сория, а затем, окончив школу, уехала в Сарагосу, поступила в университет и стала готовиться к конкурсу. Она так и не достигла каких-то необыкновенных успехов в учении, провалилась на конкурсе и через некоторое время отказала жениху, так и не сумев создать семью. Жизнь её протекала спокойно и размеренно, без каких- либо особых происшествий. Со временем такой устоявшийся образ жизни уже перестал вызывать неприятие, впереди не предвиделось ни каких-то особых побед, ни катастроф, ни любви. И она уже свыклась было с этой серой и однообразной жизнью, в которой каждый день был похож на предыдущий, но однажды, за каких-то семь дней всё вдруг резко переменилось.

А началось всё с того, что Пилар прислал письмо друг детства, с которым они вместе выросли,с которым она когда –то давно узнала, что такое любовь. Письмо о т него было не первым, но в этом он сообщал, что приезжает читать лекцию в Мадрид и просил Пилар приехать к нему. В субботу, 4 декабря 1993 года Пилар вновь увидела его, и с этого момента начинает отсчёт семидневная история её любви и её преображения.

За эти семь дней Пилар узнала и сделала больше, чем, пожалуй, за всю свою жизнь. В эти дни она действительно жила, принимала решения, рисковала, любила, страдала, разочаровывалась и вновь обретала любовь и счастье.

« Необходимо рисковать. Чудо жизни можно постигнуть в полной мере, лишь когда мы будем готовы к тому, что случится нежданное. Каждый день Бог посылает нам – вместе с солнцем – возможность изменить всё то, что делает нас несчастными. И каждый день мы попытаемся притвориться, будто не замечаем этой возможности, будто её не существует вовсе, будто сегодня – во всём подобно вчера и неотличимо от завтра» [5,20]. . Именно так, притворяясь, Пилар жила всю жизнь. Так же попыталась она вести себя в первые несколько дней после знакомства со своим другом детства. Она упорно не замечала те волшебные мгновения, которые каждый новый день дарит человеку, благодаря которым человек может изменить всю свою жизнь. Пилар заглушала в своём сердце голос ребёнка, которому « ведомо, что один день отличен от другого», потому что каждый раз он даёт нам возможность отправиться на поиски наших мечтаний, нашей любви, навстречу новой, полной чудес, жизни.

Ему дано постижение волшебных мгновений. И именно он всё время как будто старается сказать нам: «Смотри, вот оно, мгновение, в которое может свершиться чудо. Не пропусти же его, помни, что счастья нужно добиваться. Знай, что много горя и разочарований встретишь ты, если не побоишься идти Своим Путём, но и вознаграждение стоит того. А если испугаешься, струсишь, то, когда обернёшься посмотреть на прожитое, а обернёшься непременно, увидишь лишь впустую растраченную жизнь, охладевшее сердце и потухший взгляд.

Полностью заглушить голос ребёнка не так – то просто. Иногда он становится почти неслышимым, но если дать ему волю, то крепнет и может изменить всю нашу жизнь. Именно так поступила с ребёнком, который жил в её сердце, Пилар: она дала ему волю, она прислушалась к тому, что он говорил. Пилар знала, что « любовь сродни плотине: если оставить хоть крохотную дырочку, куда может проникнуть тоненькая струйка воды, то вскоре под напором её рухнут стены, любовь завладеет всем и надо всем возобладает: ей безразлично, что возможно, а что – нет, её нет дела до того, по силам ли нам удержать любимого рядом, любовь – неуправляема» [5,50].

Пилар знала это – и всё же оставила маленькую трещинку в плотине, а со временем любовь завладела всем её существом.

Многие люди боятся новой любви, памятуя о былых страданиях, но любовь – всегда нова. Коэльо говорит, что всякий раз человек оказывается перед неведомым и неизведомым, что нужно искать любовь, где бы ни находился, пусть даже поиски эти означают часы, дни, недели разочарования и печали. Отправляясь на поиски любви, нужно помнить, что она движется нам навстречу, и спасает нас. Духовная жизнь человека немыслима без любви. Она даёт нам силы двигаться вперёд, познавать неизведанное. Да, конечно, любовь часто влечёт за собой страдания, боль и даже разочарование, но всё это пережить нужно ради счастья, ради другого человека, нужно « обнаружить в нём искорку « Божьего огня».

Практически каждого из нас ещё в детстве заставляют быть кем-то, кем мы, возможно, вовсе не являемся. Учат поступать согласно общепринятым нормам, и со временем в нас поселяется страх, который неотступно на протяжении всей жизни, следует за нами. Мы боимся не угодить кому-то своим внешним видом и вместо любимой одежды надеваем то, что принято. Боимся показаться излишне сентиментальными и скрываем свои слезы, хороним лучшие порывы души. Мы боимся показаться смешными – и не высказываем вслух свои заветные мысли и мечты, предпочитая говорить о природе и прочих пустяках или вовсе отмалчиваться. Если мы вдруг полюбим человека, который не подходит под общие стандарты, мы даже наедине с собой боимся признаться в этой любви и всячески заглушаем голос сердца, чувствующего возможное счастье. Постепенно наше сердце перестаёт петь и радоваться, разговаривать с нами, и мы уподобляемся слабым и трусливым людям, которые давным – давно перестали верить в чудеса, в волшебные мгновения и любовь. Они несчастны, но не сознаются в этом даже самим себе. В таких людях уже давно живёт « другой», то есть тот, кем их учили быть, но кем они не являются. « Другой убеждён, что человек всю свою жизнь обязан думать о том, как бы скопить денег, чтобы под старость не умереть с голоду». « Он всего боится, но твердит себе, что это не страх,а мудрость человека, не витающего в облаках» [5,71] .

Пилар решилась на изгнание « другой»- и вот она снова способна любить, веселиться, быть счастливой. Другая мешала ей жить и чувствовать по-настоящему, заставляла заменять яркую, интересную, полную мыслей и ощущений жизнь на серое, скучное, бесцветное существование.

2.3. ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА В ПОВЕСТИ « ДЬЯВОЛ И СЕНЬОРИТА ПРИМ»

Роман Пауло Коэльо «Дьявол и сеньорита Прим» завершает трилогию «И на седьмой день» .

Общество, снедаемое жадностью, трусостью и страхом…. Человек, преследуемый призраками своего горестного прошлого…. Молодая женщина, жаждущая счастья….. В течение одной напряжённой, полной событиями недели , каждый из них столкнется с вопросами жизни, смерти и власти, каждый из них будет должен выбрать свой путь. Что они выберут, добро или зло? Далекая деревушка Вискос становится ареной для этой необычной борьбы. В ней появляется странник с мешком, в котором он носит записную книжку и одиннадцать золотых слитков. Он пришел в поисках ответа на вопрос, который мучает его: что изначально заложено в людской природе - добро или зло? Принимая таинственного странника, население целой деревни становится невольными актерами в его пьесе, участие в которой оставит неизгладимый след на их жизненном пути. В этом новом романе Пауло Коэльо описывает борьбу между светом и тьмой, происходящую в каждой душе, и отражающуюся в каждом дне нашей обычной жизни, когда мы осмеливаемся идти за нашими мечтами и обуздать страх, который мешает нам жить по-настоящему. "Дьявол и сеньорита Прим" - это роман, полный эмоций, в котором целостность человеческого существования подвергается жесточайшим испытаниям.

Книга удивительна еще и потому, что в ней автору удается вывернуть наизнанку сущность человека. Ангел и Демон, которые есть у каждого из нас, завершат свое сражение, чтобы, когда обстоятельства изменятся, продолжить его вновь.

Пауло Коэльо раскрывает драматизм битвы между светом и тьмой внутри каждой души, связь этой битвы с нашими повседневными усилиями: осмелиться следовать своей мечте, иметь мужество быть иным, победить страх, который не дает нам жить по-настоящему.

Фабула романа проста. Удачливый фабрикант и торговец оружием был честным гражданином - не продавал оружие налево, платил все налоги, ходил в церковь, женился по любви и обожал своих двух дочерей. Он свято верил, что оружие необходимо, чтобы защитить мирных граждан, остановить преступность и террор.
Но террористы захватили его семью в заложники, потребовав отправить им партию оружия в обмен на освобождение любимых дочерей и жены. Никто бы не заметил этой сделки богатого фабриканта, но как законопослушный гражданин, он обратился за помощью в полицию, и в результате при захвате террористов вся его семья погибла. «И полиция и террористы использовали продукцию моей фирмы. Никто не знает, каким образом оружие, сделанное на моих заводах, попало в руки террористов. Несмотря на все мои старания, вопреки всем моим усилиям действовать в соответствии со строжайшими соответствиями с нормами производства и реализации, моя жена и дочери были убиты моим товаром...
Я разбираюсь в оружии и боеприпасах и потому, зная, куда стреляли террористы, легко мог представить, как убивали мою семью. Входное отверстие пули очень маленькое, не шире мизинца. Попадая в кость, пуля разделяется на 4 части, которые летят в разные стороны, круша на своем пути все, что встретит: почки, сердце, печень, легкое...И продолжается это меньше двух секунд... А почему в ход пошло мое оружие, если на свете столько оружейных заводов, причем многие работают без всякого контроля со стороны правительства?» [6,18].

Он оставил службу и ушёл бродить по свету… В одиночку плакал над своими горестями и все спрашивал себя, как может человек оказаться способен на такое злодеяние, как можно убить без всякой причины, всего лишь потому, что сорвалась сделка? «Я утратил самое важное, что есть у нас, смертных людей , - веру в ближнего. Я и смеялся и плакал от иронии Бога, показавшего мне таким чудовищным способом, что я - всего лишь орудие Добра и Зла……Мало-помалу я лишился способности к состраданию, и теперь сердце мое иссохло, и мне совершенно безразлично - жить или умереть. Но, прежде чем окончить свои дни, мне необходимо осознать, что же происходило там, где держали мою семью….Мои рассуждения могут показаться тебе наивными - в конце концов, люди ежедневно убивают друг друга из-за денег, - но мне это не интересно: я думаю только о жене и дочерях. Я хочу знать, что происходило в головах этих террористов. Хочу знать, было ли хоть мгновение, когда в их сердца постучалась жалость, когда они заколебались - не отпустить ли их: ведь не с ними же они вели войну? Хочу знать, произошло ли хоть на долю секунды противоборство Добра и Зла, поединок, в котором Добро могло взять верх?» [6,18].

Ответить на этот вопрос фабриканту пожелал дьявол - крошечный островок мозга в левом полушарии, который продуцирует нашу ненависть и склоняет к мести. Как прошла эта битва, в которую был вовлечен каждый житель маленького провинциального кельтского городка?
В романе переплетаются легенды всех времен, а изумительные притчи о добре и зле, мне кажется, делают книгу увлекательным путеводителем по религиям мира.
Нам очень понравилась легенда о создании картины Леонардо да Винчи « Тайная Вечеря», рассказанная фабрикантом. На этой картине художник изображает последний ужин Иисуса с апостолами.




«При создании этой картины Леонардо столкнулся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощенное в образе Иисуса, и Зло - в образе Иуды, решившего предать его на этой трапезе. Леонардо на середине прервал работу и возобновил ее лишь после того, как нашел идеальные модели.

Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.

Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись этого собора, торопил его, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.

И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека - молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помошникам доставить его прямо в собор, что те и сделали.

С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которым дышало его лицо.

Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза и воскликнул в испуге и тоске : «Я уже видел эту картину раньше!» «Когда?», - недоуменно спросил Леонардо. «Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник писал с меня Христа» [6,11]. .
Наверное, прав был фабрикант, сказав, что вполне возможно, что у добра и зла – одно и то же лицо, и всё зависит от того, когда они встречаются на пути каждого из нас.

Вот легенда об аде и рае, которую рассказала Берта:

«….Как-то в проходящих мимо огромного дерева человека, коня и собаку ударила молния и испепелила всех троих» Однако человек не сразу понял, что уже покинул этот мир, и продолжал путь вместе с конем и собакой - покойникам требуется некоторое время, чтобы осознать перемену своей участи.

Путь был долог и шел в гору, солнце пекло нещадно, и все трое измучились от жары и жажды. И вот за поворотом открылся им величественный мраморный портал, а за ним - площадь, вымощенная чистым золотом. Посередине бил фонтан холодной и чистой воды. Путник направился к стражу, охранявшему вход.

- Здравствуй.

- Здравствуй.

- Как называется это прекрасное место?

- Это - рай.
- Как славно, что мы добрались до рая, нам очень хочется пить.

- Можешь пить сколько захочешь.

- Но мои конь и собака тоже страдают от жажды.

- Очень сожалею, - ответил страж. - Но животным сюда нельзя.

Путник огорчился, но в одиночку пить не стал, а поблагодарил стража и пошел дальше.

Наконец они увидели некое поселение, обнесенное покосившейся и ветхой деревянной оградой, а за ней - немощеную дорогу, с обеих сторон обсаженную деревьями. В тени одного из них лежал, прикрывая лицо шляпой, какой-то человек и, по всей видимости, спал.

- Здравствуй, - поздоровался путник.

Тот молча склонил голову в знак приветствия.

- Я и мой конь, и моя собака умираем от жажды.

- Вон за тем камнем есть источник, пейте вволю.

Путник, конь и собака пошли к источнику и утолили жажду.

Потом путник вернулся, чтобы поблагодарить.

- Приходите, всегда будем вам рады, - отвечал тот.

- А не скажешь ли, как называется это место?

- Рай.

- Рай? А сторож у мраморного портала сказал, что рай - там.

- Нет, там не рай. Там - ад.

- Отчего же вы не запретите им называться чужим именем! - растерялся от неожиданности путник .- Эти ложные сведения могут вызвать страшную путаницу!

- Ничуть не бывало; на самом деле они оказывают нам большую услугу. У них остаются все те, кто оказывается способен предать лучших друзей». [6,25].

Книга Пауло Коэльо «Дьявол и сеньорита Прим» - о нашем собственном личном, семейном, социальном, политическом и религиозном рае и аде. В лучших традициях мировой литературы латиноамериканский писатель совмещает на первый взгляд несовместимое: вопрос Толстого - можно ли победить зло ненасильственными методами и вопрос Достоевского - можно ли убивать ради общего блага.

Главная задача этой книги в том, чтобы показать, что, как бы ни были сильны эти внутренние конфликты, мы способны их преодолеть.

Эта книга — о битве между добром и злом, которая происходит в каждом из нас. Мы — что-то вроде поля боя между ангелами и демонами. В каждом из нас , действительно, есть недобрые мысли, которые мы не можем до конца объяснить, — но мы способны контролировать их и делать выбор. Именно так поступает героиня этой книги — Шанталь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Основная мысль трилогии, рефреном проходящая через все перипетии сюжетов – «Когда чего-нибудь сильно захочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твое сбылось». В большинстве статей, книг о целеполагании, много говорится о так называемых «правильно поставленных» целях, которые как бы сами способствуют движению вперед и притягивают к себе благоприятные обстоятельства. Глеб Архангельский в одной из своих статей называет такие цели «сильными». К сожалению, все слова о механизме такого целеполагания неизбежно покрываются толстым налетом банальности. Так и остается непонятным, как эти цели выкристаллизовать. Очевидно, что в их основе должно лежать настоящее, истинное желание. Олегу Смирнову принадлежит замечательная метафора: «Все люди на самом деле знают, чего хотят. Только их желания и цели похожи на медный таз, покрытый окисью цинка. Нужно этот таз достать, и как следует отчистить, чтобы он засиял».

Но что делать со страхом неизвестности, с вечной мукой неопределенности будущего, с сомнениями «а вдруг у меня ничего не получится, я потеряю то, что у меня было, и не приобрету ничего взамен»? Рецепты Пауло Коэльо психологи назвали бы «позитивными ментальными установками» или чем-нибудь в этом роде. Об этом можно прочитать в руководствах по популярной психологии. Действительно, жизнь регулярно доказывает, что делать что-либо намного выгоднее, чем ничего не делать. Пусть результат получится корявый или даже не совсем тот, которого ожидали, в процессе жизненного пути человек очень много приобретает, очень многому учится. Невозможно ничем заменить практический опыт.

Очарование книг Коэльо заключается в том, что на примере истории мы понимаем все самое важное и главное о наших желаниях и способах их воплощения. Художественность текста позволяет соблюдать гармоничный баланс между рационализмом и фатализмом в обращении с собственной судьбой. С одной стороны, мистическое видение «знаков судьбы». С другой - совершенно прагматичные решения тех задач, преодоления тех трудностей, что возникают на пути к заветной цели. После прочтения произведений Коэльо хочется вдохновиться на подвиги по воплощению своей Судьбы (а это всегда подвиги, какими бы обыденными они не казались в свете современности), найти свой философский камень. «Для каждого человека самое главное - иметь цель в жизни. А сокровище заключается в пути ее достижения. В этом и есть смысл бытия.» [8].

СЕГОДНЯ НАЧИНАЕТСЯ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ОСТАТКА ЖИЗНИ!

Впереди – важные дела! Поэтому необходимо:

© работать, в этом – условие успеха.

© размышлять, в этом – источник силы.

© играть и веселиться, это – музыка души, в этом – секрет молодости.

© читать, в этом – основа знаний.

© дружить, в этом – условие счастья.

© мечтать, в этом – путь к звёздам.

Ну, и самое главное:

НЕОБХОДИМО ЛЮБИТЬ, ПОТОМУ ЧТО В ЭТОМ – ИСТИННАЯ РАДОСТЬ ЖИЗНИ!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Балтаева Гуля. Автор « Алхимика» приехал в Россию.- Росбалт.-2002

2. Изгаршев Игорь. Приезд Пауло Коэльо в Москву.//Аргументы и факты.- № 35,2002.

3. Мартынов Андрей. Знаки судьбы.// проект « Неизвестная планета».-2001.

4. Пауло Коэльо . На берегу Рио – Пьедра села я и заплакала.- К.: София, 2003.-222с.

5. Пауло Коэльо. Вероника решает умереть.-К.: София,2001.-255с.

6. Пауло Коэльо.Дьявол и сеньорита Прим. - М.: Альдебаран,2003.-49с

7. Райнер Траб .Вторая жизнь Вероники.-К.: Шпигель,2000

8. Фочкин О. За мной, Коэльо! // Московский комсомолец.-2002.- № 11.

9. Чаплыгина Майя. Большой и маленький Будда. // Огонёк . – 2002.-№ 9.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

Комментариев на модерации: 2.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий