регистрация / вход

Французский классицизм в литературе

Негосударственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» (НОУ ВПО ЗУИЭП)

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

(НОУ ВПО ЗУИЭП)

г. Пермь

Факультет менеджмента

специальность «Управление персоналом»

Кафедра «Экономики, предпринимательства и управления»

Реферат

По дисциплине: «Культурология»

На тему: «Французский классицизм в литературе»

Реферат

студентки 2 курса

Петрова А.С.

(МП-2008)

Проверила:

Янковская Г.А.,
преподаватель

Пермь, 2009

Содержание

Введение ………………………………………………………………….……

Глава 1. Историко-культурные условия возникновения классицизма …..
Глава 2. Принципы и правила классицизма …………………….…….……
Глава 3. Классицизм в трагедии и комедии …….…….…….…….…….…
Заключение …….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…….…
Список литературы …….…….…….…….…….…….…….…….…….…….

Введение

Классицизм (от латинского «classicus», т.е. «образцовый») - одно из важнейших направлений 17 - начала 19 веков в европейской литературе и искусстве, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества. Одной из важных черт классицизма являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.

Искусство классицизма получило свое высшее воплощение во Франции XVII века. Оно опиралось на идеи жесткой нормативности, образца, в качестве которого выступало искусство Античности.

Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.

Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Платон, Гораций…). Важное место в теории классицизма занимали идеи общественного долга, служения разумной цели, в качестве которой рассматривался абсолютизм. Ценность личности определялась ее заслугами перед государством, способностью жертвовать личным (неразумной страстью) началом во благо общественного долга. В произведениях литературы высокого жанра (трагедиях, одах, поэмах) утверждался образец героя-гражданина, а отклонение от этой нормы, следование неразумному началу осуждалось и осмеивалось в низких жанрах (комедиях, баснях, сатирах).

Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма.

В этой работе рассмотрены вопросы историко-культурных условий возникновения классицизма, его принципы и правила, а также выражение основных законов классицизма в трагедии и комедии.

Глава 1.

Историко-культурные условия возникновения классицизма

История классицизма начинается в Западной Европе с конца 16 столетия.

Классицизм возникает и формируется в определенных историко-культурных условиях - условиях перехода от феодальной раздробленности к единой национально-территориальной государственности, в формировании которой централизующая роль принадлежит абсолютной монархии.

В процессе становления единодержавной государственности, которая, приходя на смену социальной вседозволенности феодализма, стремится регламентировать законом и четко разграничить сферы общественной и частной жизни и отношения между личностью и государством, происходит обострение взаимоотношений личности и общества.

С одной стороны, вновь складывающееся общество предъявляет к личности новые требования и предлагает новую форму бытия - в опоре на общество, в сознательном служении ему, что ограничивает в некоторой степени свободу.

Это определяет содержательный аспект литературы.

В основе поэтики классицизма лежит взгляд, заключающий в себе, с одной стороны, веру в справедливость тех требований, которые предъявляет вновь складывающееся гражданское общество к личности, ограничивая ее свободу в том ее понимании, какое она приобрела на исходе Возрождения, и предлагая ей новую форму бытия — в опоре на общество, в сознательном служении ему. С другой стороны, этот взгляд исходит из признания необходимости сохранить за личностью такую степень автономии, которая позволяла бы ей ощущать свой союз с обществом как равноправный и добровольный.

Узы, налагаемые обществом, оцениваются одновременно и как стеснительные, и как благотворные. Они враждебны ренессансному пафосу абсолютной свободы самоопределения, и потому их давление тягостно, но они спасают индивида от затерянности в бесконечном мире, в хаосе беспорядочной борьбы «всех против всех» — роковых последствий разрушения основ патриархального бытия при переходе к новому времени. Тем самым эти узы закрепляют за индивидуумом прочное «законное» место в жизни, обеспечивая ему причастность к постоянно расширяющемуся духовному опыту огромного коллектива и сообщая полноту гуманистического содержания его деятельности и всему его существованию[1] .

Основные же принципы поэтики мотивированы системой философских взглядов эпохи, которые формируют картину мира и концепцию личности, а уже эти категории воплощаются в совокупности художественных приемов литературного творчества.

Наиболее общие философские понятия, присутствующие во всех философских течениях второй половины 17 — конца 18 веков и имеющие непосредственное отношение к эстетике и поэтике классицизма — это понятия «рационализм» и «метафизика», актуальные как для идеалистических, так и для материалистических философских учений этого времени.

Основоположником философской доктрины рационализма является французский математик и философ Рене Декарт (1596—1650). Основополагающий тезис его доктрины: «Я мыслю, следовательно, я существую» — реализовался во многих философских течениях того времени, объединенных общим названием «картезианство» (от латинского варианта имени Декарт — Картезиус). Пожалуй, в этих словах находится основная концепция направления классицизма, а именно превосходство Разума над чувствами, осмысленность, понимание, расчет, логическая последовательность.

В обществе воспитывался патриотизм и любовь к героям современности.

Классицизм возник на гребне общественного подъема французской нации и французского государства. В XVII столетии во Франции установилась особая форма государственного устройства, названная позднее абсолютизмом. Можно сказать, что именно во Франции зародился классицизм: здесь формировались основные принципы и идеология этого направления. Слова Людовика XIV, «Короля-Солнца», - "Государство - это я!" считаются истоками появления классицизма. В классицизме прославлялось величество правителей государства, их героизм и разум, благодаря которому они успешно управляли нацией и вели свою державу к процветанию. Преданность монарху считалась верхом патриотизма. Королевской власти подчинялась и религиозная жизнь страны. Католическая Церковь во Франции стремилась быть независимой от Папы Римского и во многих вопросах действовала самостоятельно.

Классицизм продолжает плодотворно существовать и в 18 – начале 19 вв., пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм.

Глава 2.

Принципы и правила классицизма

Итак, как уже говорилось раннее, классицизм – стиль и направление в искусстве XVII – начала XIX века, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.

Название «классицизм» можно буквально перевести как «основанный на классике», то есть произведениях искусства, которые признаны образцами совершенства, идеалом — как художественным, так и нравственным. Творцы этого стиля полагали, что красота существует объективно и её законы можно постигнуть с помощью разума. Конечная же цель искусства — преобразование мира и человека согласно этим законам и воплощение идеала в реальной жизни.

Предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное, этическим и эстетическим идеалом служила античность. Вся система художественного образования классицизма строилась на изучении античности и искусства Возрождения. Процесс творчества состоял, прежде всего, в соблюдении правил, установленных при изучении древних памятников, а достойными воплощения в произведениях искусства считались сюжеты из античной мифологии и истории.

С точки зрения классицизма художественное произведение должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное: в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.

Основные принципы классицизма:

1. Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно. Данный принцип следует из философской концепции Декарта («Я мыслю, следовательно, я существую» - превосходство разума над чувствами), которая, как уже отмечалось ранее, наложила большой отпечаток на мировоззрение того времени, а следовательно и на развитие искусства.

2. Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного: расцвет классицизма был обусловлен утверждением абсолютной власти во Франции, преданность монарху считалась верхом патриотизма.

3. Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга: провозглашение идей гражданского долга, подчинение интересов личности интересам общества, торжество разумной закономерности. Конфликт между долгом и страстью или эгоистическими желаниями обязательно решался в пользу долга, даже если герой погибал в неравной борьбе.

4. Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее: только в служении государству личность обретает возможность самоутверждения.

5. Наследование античности как образцу: действие переносилось в другое время не только с целью подражания античным образцам, но и для того, чтобы знакомая жизнь не мешала зрителю, читателю воспринимать идеи.

6. Главная категория – красота: стали нормой разумная правильность, уравновешенность пропорций, исключение всего лишнего, второстепенного.

Во главе классицизма становится парижская Академия художеств, которой принадлежит создание свода искусственных догматических правил и якобы непоколебимых законов композиции рисунка. Эта Академия установила также рационалистические принципы изображения эмоций (“страстей”). Изучив поэтику Аристотеля и практику греческого театра, французские классики предложили правила построения в своих произведениях, опирающиеся на основы рационалистического мышления 17 в.

Правила классицизма:

1. Деление литературы на строго определенные жанры произведений

а) высокие - ода, героическая поэма, трагедия

б) низкие жанры - комедия, сатира, басни, мир стихотворения, роман.

2. Действующие лица делились на положительных и отрицательных.

3. В драматических произведениях (комедия, трагедия) господствовало требование 3-х единств, которые должны были придавать пьесе особую ясность, стройность, четкость.

а) времени (сутки)

б) места (должно быть одно и то же место)

в) действия (один основной сюжет, 5 актов)

В классицизме одним из основных требований являлось строгое деление на жанры высокие и низкие. При этом высокие жанры (трагедии, эпические поэмы, оды, гимны) должны были разрабатывать важные общественные проблемы, прибегая к античным сюжетам. Их сфера – жизнь государства и двора, религия, язык торжествен, украшен эпитетами и мифологическими параллелями, эпитетами. Низкие жанры (комедии, сатиры, басни) отражали жизнь частных лиц, народный быт, язык написания – просторечный. Смешивать жанры считалось недопустимым. Однако и высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать ее нравы, просветлять чувства.

Важнейшим нормативом классицизма является единство действия, места и времени. Строгие правила классицизма сформулировал французский поэт Никола Буало (1636—1711) в своем «Поэтическом искусстве», где он обобщил художественный опыт французской литературы XVII века. В этом стихотворном трактате о требовании 3-х единств имеется следующее высказывание[2] :

Вы нас, не мешкая, должны в сюжет ввести.

Единство места в нем вам следует блюсти.

Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:

Одно событие, вместившееся в сутки,

В едином месте пусть на сцене протечет;

Лишь в этом случае оно нас увлечет.

Чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить на самоотверженные чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига произведения должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину цельности.

Требование единства времени было тесно связано с единством действия, и в произведении не происходило много разнообразных событий.

Единство места авторы также толковали по разному: это могло быть пространство одного дворца, одной комнаты, одного города, и даже расстояние, которое герой мог преодолеть в течение двадцати четырех часов, а особо смелые реформаторы решались растянуть действие на тридцать часов.

Раскрыть человеческий характер в понимании классицистов означало показать природу действия вечных, неизменных в своей сущности страстей, их влияние на судьбы людей.

Правдивость характеров героев классицисты видели в строгой подчиненности внутренней логике. Единство характера героя – важнейшее условие эстетики классицизма.

Односторонность, внутренняя статичность героя не исключала, однако, проявления с его стороны живых человеческих чувств. Но в разных жанрах эти чувства проявляются по-разному, строго согласно выбранному масштабу – трагическому или комическому.

Глава 3.

Классицизм в трагедии и комедии

Трагедия

Законы классицизма характернее всего выразились в правилах построения трагедии.

От автора произведения, прежде всего, требовалось, чтобы сюжет трагедии, а также страсти героев были правдоподобными. Но понимание правдоподобия у классицистов свое: не просто сходство изображаемого на сцене с действительностью, а согласованность происходящего с требованиями разума, с определенной морально-этической нормой.

В трагедии театр учил зрителя стойкости в жизненной борьбе, пример положительного героя служил образцом нравственного поведения. Герой, как правило, царь или мифологический персонаж являлся главным действующим лицом. Конфликт между долгом и страстью или эгоистическими желаниями обязательно решался в пользу долга, даже если герой погибал в неравной борьбе.

В трагедии, изображавшей возвышенные чувства и страсти и утверждающей идеального героя, предполагались соответствующие выразительные средства. Это красивая торжественная поза, как на картине или в скульптуре; укрупненные, идеально законченные жесты, изображающие обобщенно-высокие чувства: любовную Страсть, Ненависть, Страдание, Торжество и т.д. Возвышенной пластике соответствовала напевная декламация, ударные акценты. Но внешние стороны не должны были заслонять, по убеждению теоретиков и практиков классицизма, содержательную сторону, показывающую столкновение мысли и страсти героев трагедии. В период расцвета классицизма на сцене происходило совпадение внешней формы и содержания. Когда же наступил кризис этой системы, то оказалось, что в рамках классицизма невозможно показать жизнь человека во всей её сложности. И на сцене утвердился некий штамп, побуждающий актера к застывшим жестам, позам, холодной декламации.

Концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами и страстями – основа эстетики классицизма, которая существенно отличается от концепции героя, принятой в эпоху Возрождения, когда провозглашалась полная свобода личности, а человек объявлялся «венцом Вселенной». Однако ход исторических событий опровергал эти представления. Обуреваемый страстями, человек не мог определиться, найти опору. И только в служении обществу, единому государству, монарху, воплощавшему силу и единство своего государства, личность могла самовыразиться, утвердиться, пусть ценой отказа от собственных чувств. Трагическая коллизия рождалась на волне колоссального напряжения: горячая страсть сталкивалась с неумолимым долгом (в отличие от греческой трагедии роковой предопределенности, когда воля человека оказывалась бессильной). В трагедиях классицизма разум, воля были решающими и подавляли стихийные, плохо управляемые чувства[3] .

Комедия

В комедиях требовалось соблюдение тех же канонов. В иерархически упорядоченной системе драматических жанров классицизма комедия занимала место низкого жанра, являясь антиподом трагедии. Она была обращена к той сфере человеческих проявлений, где действовали сниженные ситуации, царил мир быта, своекорыстия, человеческих и общественных пороков.

Основоположником европейской классической комедии является французский комедиограф, актер и театральный деятель, реформатор сценического искусства Мольер (наст, имя Жан-Батист Поклен) (1622—1673). Долгое время Мольер путешествовал с театральной труппой по провинции, где знакомился со сценической техникой и вкусами публики. В 1658 г. он получил разрешение короля играть со своей труппой в придворном театре в Париже. Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, он создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада и плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Преодолевая схематизм итальянских комедий дель арте (ит. commedia dell'arte — комедия масок; основные маски — Арлекин, Пульчинелла, старик купец Панталоне и др.), Мольер создал жизненно достоверные образы. Он высмеивал сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян («Мещанин во дворянстве», 1670). С особой непримиримостью Мольер разоблачал лицемерие, прикрывающееся набожностью и показной добродетелью: «Тартюф, или Обманщик» (1664), «Дон-Жуан» (1665), «Мизантроп» (1666). Художественное наследие Мольера оказало глубокое влияние на развитие мировой драматургии и театра.[4]

Комедии Ж-Б.Мольера являются вершиной комедий классицизма.

Если домольеровская комедия стремилась главным образом забавлять зрителя, приобщая его к изящному салонному стилю, то мольеровская комедия, вбирая в себя карнавальное и смеховое начало, в то же самое время содержала жизненную правду и типическую достоверность действующих лиц. Однако теоретик классицизма Н.Буало, воздавая должное великому французскому комедиографу как создателю «высокой комедии», одновременно порицал его за обращение к фарсово-карнавальным традициям. Практика бессмертных классицистов вновь оказалась шире и богаче теории. В остальном Мольер верен законам классицизма – характер героя, как правило, заострен на одной страсти.

Энциклопедист Дени Дидро ставил в заслугу Мольеру то, что в Скупом и Тартюфе драматург «воссоздал всех скупых и тартюфов мира. Тут выражены наиболее общие, наиболее характерные черты, но это не портрет кого-нибудь из них, поэтому никто из них не узнает себя». С точки зрения же реалистов такой характер является односторонним, лишенным объема[5] .

Для Мольера сущность комедии заключалась по преимуществу в критике общественно вредных пороков и в отимистической вере в торжество человеческого разума (Тартюф , Скупой , Мизантроп , Жорж Данден ).

Одной из причин популярности жанра комедии является более тесная, чем в трагедии связь с жизнью.


Заключение

В данной работе рассмотрели историко-культурные условия возникновения классицизма, принципы и правила французского классицизма.

На основании изложенного материала можно сделать следующие выводы:

1. Классицизм — стиль и направление в искусстве и литературе XVII — начала XIX в., ознаменовавшие возвращение к античному наследию как к норме и идеальному образцу.

2. Характерными признаками французского классицизма являются: ориентация на античность, рационалистическое построение отвлеченных и обобщенных идей и образов, приведение их в логическую систему, подчинение литературы строгим правилам композиции, трактовка событий вне определенной исторической среды и обрисовка характеров вне их индивидуализации.

3. Основной эстетический постулат классицизма — верность природе, закономерной разумности мира с объективно присущей ему красотой, находящей выражение в симметрии, пропорции, мере, гармонии, которые и должны воссоздаваться в искусстве в совершенном виде. К середине XIX в. классицизм, отставая от развития общественного эстетического чувства, переродился в безжизненный академизм.

Список используемой литературы

1. М.И.Свидерская / «Европейский классицизм XVII столетия. Исходные понятия» / сборник: Русский классицизм второй половины XVIII - начала XIX века. / М., Изобразительное искусство, 1994. С. 25-32.

2. Буало Никола / Поэтическое искусство / М.: Худож. лит., 1957. - С.55-107

3. Кравченко А.И. / Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001

4. Энциклопедия «Кругосвет», http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet, Екатерина Юдина, «Классицизм» [статья]

5. Смирнов А.А. / Классицизм как культурная парадигма Барокко и классицизм в истории мировой культуры: Материалы Международной научной конференции. / Серия «Symposium». Выпуск 17. — СПб., Санкт-Петербургское философское общество, 2001.

6. История зарубежной литературы XVII века: Учеб. для филол. спец. вузов / Н. А. Жирмунская, З. И. Плавскин, М. В. Разумовская и др.; Под ред. З. И. Плавскина. М.: Высш. шк., 1987.

7. Пахсарьян Н.Т. Французская литература XVII века // Пахсарьян Н.Т. История зарубежной литературы XVII – XVIII веков: Учебно-методическое пособие. М.: Издательство РОУ, 1996.

8. Культура Нового Времени. Классицизм // Электронная публикация http://www.countries.ru/library/newtime/classizm.htm

9. Гачев Г. Д. Развитие образного сознания в литературе // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении: Образ, метод, характер. М., 1962. С. 229

10. Литературная энциклопедия: Алфавитная часть // Электронная публикация http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le5/le5-2721.htm

11. Классицизм. Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой» // Электронная публикация http://letopisi.ru/index.php


[1] М.И.Свидерская «Европейский классицизм XVII столетия. Исходные понятия»

[2] Буало Никола «Поэтическое искусство»

[3] Екатерина Юдина, «Классицизм»

[4] Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов

[5] Екатерина Юдина, «Классицизм»

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий