Смекни!
smekni.com

Даная Тициана (стр. 1 из 8)

Курсовая: Даная

ПЛАН:

ВВЕДЕНИЕ. 3

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ТИЦИАНА ВЕЧЕЛЛИО.. 5

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО РЕМБРАНДТА.. 11

ТЕМА «ДАНАЯ» В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ.. 14

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛОТЕН "ДАНАЯ" ТИЦИАНА И РЕМБРАНДТА

Концептуальные особенности. Тема и идея. 21

Композиционное решение. 22

Техника. 23

Трактовка человеческого тела. 26

ОТЗЫВЫ КРИТИКОВ.. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: 30

ВВЕДЕНИЕ

Темой моей курсовой работы являются два полотна, объединенные одним сюжетом и

созданные в разное время двумя великими мастерами Тицианом и Рембрандтом и

обозначенные одинаковым названием – «Даная».

Прежде чем обратиться непосредственно к жизни и творчеству Тициана и

Рембрандта, к интерпретации и художественному воплощению образа Данаи,

попробуем задать контексты, в которых созидались эти полотна – опишем время и

место создания этих шедевров.

«Даная» Тициана создана в Италии, во времена, которые в истории искусства

принято обозначать как Высокое Возрождение. Чем характерна эта эпоха? Имеет ли

значение, что полотно рождено в Италии? Попробуем подробнее остановиться на

этих двух вопросах.

В XVI вв. в Италии процветала культура, получившая название культуры

Возрождения (Ренессанс). Термин “Возрождение” указывал на связь новой

культуры с античностью. В это время итальянское общество активно интересуется

культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей,

ужебыли найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия. Усиливаются светские мотивы в

европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви

становятся различные сферы жизни общества - искусство, философия, литература,

образование, наука. В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому

мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином “гуманистическое

” (от лат. humanus - человеческий).

Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или

социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая

энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля,

образованность. В качестве “идеального человека” признавалась сильная,

талантливая и всесторонне развитая личность, человек-творец самого себя и

своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает

невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни

становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и

общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в

целом не выступающие против религии и не оспаривающие основных положений

христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее не

вмешивающегося в жизнь людей.

Исторически в Италии главным руслом бурной творческой активности Ренессанса

стала не сама по себе мыслительная деятельность и даже не изящная

словесность, а изобразительное искусство. Именно в художественном творчестве

новая культура реализовала себя с наибольшей выразительностью, именно в

искусстве она воплотилась в сокровища, над которыми не властно время.

Золотой век итальянского искусства - это век свободы. Живописцы Высокого

Возрождения владеют всеми средствами изображения - острым и мужественным

рисунком, вскрывающим остов человеческого тела, колоритом, передающим уже и

воздух, и тени, и свет. Законы перспективы как-то сразу осваиваются

художниками словно без всякого усилия. Фигуры задвигались, и гармония была

достигнута в их полном раскрепощении.

Движение становится более уверенным, переживания - более глубокими и страстными.

Овладев формой, светотенью, овладев третьим измерением, художники Высокого

Возрождения овладели видимым миром во всем его бесконечном разнообразии, во

всех его просторах и тайниках, чтобы представить нам его уже не дробно, а в

могучем обобщении, в полном блеске его солнечной красоты.

Четыре гения сияют в тогдашней Италии. Четыре гения, каждый из которых -

целый мир, законченный, совершенный, впитавший в себя все знания, все

достижения предыдущего века и вознесший их на ступени, человеку до тех пор

недоступные: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, и – один из двух

героев нашей работы – Тициан.

Появление «Данаи» Рембрандта относится к тому времени, когда Голландия,

родина художника, успешно завершив первую в истории буржуазную революцию,

выдвинулась на одно из ведущих мест в экономическом и культурном отношениях.

Маленькая страна переживает в XVII веке кратковременный, но бурный расцвет.

Голландские живописцы впервые увидели человека таким, каков он есть в жизни,

и отразили в искусстве различные стороны его повседневного бытия. Некоторые

из них подошли к решению более сложной задачи — к тому, чтобы отразить

красоту и значительность духовного мира обычного человека.

Опираясь на достижения голландского реалистического искусства XVII века,

наиболее полно, многогранно и глубоко эту задачу решил величайший художник

Голландии — Рембрандт ван Рейн.

Но – Голландия 17 века была далека от Рембрандта. Она его не поняла, не

поддержала и не прославила. За исключением нескольких учеников и друзей,

художник никого не собирал вокруг себя. В его время Миревельт, а позже ван дер

Гельст были в глазах всего мира истинными представителями нидерландского

искусства. И если в настоящее время эти посредственные портретисты спустились с

вершин славы, то это потому, что весь мир признал и прославил искусство

Рембрандта. На собственном примере он понял, что толпа отдает предпочтение

посредственности. А он был слишком необыкновенным, слишком таинственным и

великим. Маленькие нидерландские мастера выбирали для своих картин светские и

изящные сюжеты или изображали легкомысленное веселье, проказы, шалости, фарсы,

празднества. Но Рембрандт, по словам Э. Верхарна, стоит на тех высотах, которые

господствует над вершинами, расами и странами. нельзя сказать, откуда он

происходит, так как родина его – весь мир.[1]

Рембрандт явился ярчайшим представителем направления, принятого называть

внестилевой линией и являющейся одной из трех основополагающих

художественных концепций 17 века (вместе с барокко и классицизмом).

[2]

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ТИЦИАНА ВЕЧЕЛЛИО

Точный возраст Тициана до сих пор не установлен. Умер он в 1576 г., а

родился, по одним сведениям, в конце восьмидесятых, по другим - в конце

семидесятых годов XV столетия или даже раньше.

С уверенностью можно лишь сказать, что Тициан прожил не менее восьмидесяти

лет и не более ста трех, причем умер, по-видимому, не от старости, а от чумы.

Тициану суждено было в его долгую жизнь горестно наблюдать трагическое

противоречие между высокими идеалами Возрождения и действительностью. Он

остался до конца верен этим идеалам, не изменил гуманизму.

Тициан Вечеллио родился в семье военного в горном городке Пьеве ди Кадоре,

входившем во владения Венеции. Род его был старинным и влиятельным в этой

местности. Проявив уже в раннем детстве влечение к живописи, он девяти лет

был определен отцом в мастерскую венецианского мозаичиста. Пробыл там,

однако, недолго и обучался затем поочередно у Джентиле Беллини и у Джованни

Беллини. Сблизился с Джорджоне и испытал во многом его влияние. А после его

преждевременной смерти стал общепризнанным главой венецианской школы.

Слава Тициана быстро распространилась по всей Италии, а затем и по всей

Западной Европе. Папа Павел III вызывает Тициана в Рим, где уже зрелым

мастером он впервые знакомится с творениями Рафаэля и Микеланджело. Самый

могущественный из тогдашних монархов, германский император Карл V приглашает

его в Аугсбург, жалует ему графский титул и, позируя Тициану, будто бы даже

поднимает кисть, уроненную художником. Сын Карла V жестокий испанский король

Филипп II, французский король Франциск I и многие итальянские государи были

также заказчиками Тициана, занимавшего официальный пост художника

Венецианской республики.

По свидетельству венецианского теоретика искусства Дольче, Тициан был

“великолепным, умным собеседником, умевшим судить обо всем на свете”.

Долгая, счастливая жизнь среди изысканного, образованного общества, жизнь,

целиком наполненная любованием красотой мира и прославлением этой красоты в

великом искусстве живописи. Творчество Тициана очень обширно: по количеству

созданного оно чуть ли не превосходит творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля и

Микеланджело.

В одной из своих ранних работ Тициан смело противопоставил конформистской,

самодовольной и суетной “небесной любви” свободную, ослепительно прекрасную в

своей наготе любовь земную, которая, с фиалом в руке, словно раскрывает

человеку безбрежный мир вольной природы. “Любовь земная и любовь небесная” -

аллегорическая картина, исполненная светлой, упоительной жизнерадостности,

знаменующая возможность такого блаженного и щедрого счастья. Современная ей

“Флора” выражает тотже высокий идеал, ту же чистую радость. Как нежен теплый

розовый тон открытого плеча богини цветов, какой подлинно божественный “кусок

живописи” - рука в сочетании с прозрачной белизной рубашки и светлым бархатом

тяжелого облачения. “Вакханалия” и “Праздник Венеры” - чудесные звенья той же

цепи.

Высшее увенчание этого идеала - картина “Венера перед зеркалом”, написанная