Смекни!
smekni.com

Дом Пашковых (стр. 1 из 6)

Министерство Образования РФ

Московский Государственный Строительный Университет

Кафедра Архитектурно-строительного проектирования.

Реферат по дисциплине: Истории Искусств.

Тема: "Дом Пашковых."

Выполнил: студент Муннибаев М.Н

Приняла: Царева Л.Н

Москва, 2009

Содержание

Введение. 4

Строительство и перестройки дома Пашкова. 5

Фасад дома Пашкова. 15

Реставрация………………………………………………………………………22

Хроника истории………………………………………………………………...24

Заключение. 25

Список использованной литературы.. 26

Вопросы:

1. Когда построено?

2. Кем построено?

3. Где построено?

4. Для чего построено?

5. Признаки стиля.

6. Заказчик

7. Хозяева.

8. Когда и кем реставрировался?

9. Когда и как перешло во власть города?

10. Назначение , использование.

11. Как пострадало в ВОВ.

12. Кто реставрировал?

13. Нынешнее назначение?

14. Строительные материалы.

15. Конструкции.

в скобках рядом с текстом указаны ответы на заданные вопросы
Введение

Одной из архитектурных жемчужин Москвы (3) является здание бывшего дома Пашкова. Дом Пашкова выстроен на месте дома генеральши Племянниковой, который с этой целью был куплен П. Е. Пашковым. (2)

Первым звеном в цепи тех событий, которые привели к постройке дома Пашкова, явилась покупка ветхих зданий Тургеневских богаделен. Здания богадельни располагались глаголем, короткая сторона выходила на Моховую, а бо­лее длинная шла в гору позади церкви Михаила Малеина.

К богадельням примыкала незастроенная зем­ля, «которая по конфирмованному 1775-го года июня 7-го дня о приведении Москвы строениями в лучшее состояние генеральному плану, в ли­нию принадлежит под застройку капитального здания». Это участок длиной по Моховой улице 18 сажен 2 аршина и глубиной от 5 сажен 2 1/2 ар­шина до 2 1/2 сажени. Карин показывает на своем плане и второй свободный участок, расположен­ный в низине перед домом Племянниковой со сто­роны Моховой. Это участок в виде длинного узкого клина, основание которого примыкает к Знаменке, а вершина — к проезду церкви Михаила Малеина.

Пашков претендовал на получение обоих этих участков. В работах, посвященных исто­рии дома Пашкова, обычно указывается, что дело о приобретении земли около Тургеневской богадельни было возбуждено Пашковым уже после покупки дома Племянниковой, которую относят к 1782 или 1783 году.

Получив пустующие участки по Моховой, Пашков присоединил к ним и проезд к церкви Михаила Малеина. Церковь была ветхая, наме­чена к сносу, и Пашков решил прибрать к рукам ее владения.

В это же время Пашков приобрел еще один небольшой, но очень важный для него участок, находившийся в глубине владения на месте левого (от Ваганьковского переулка) дворо­вого корпуса усадьбы. Этот участок был занят двором дьякона Никитского девичьего мона­стыря. Пашков уплатил деньги за перенос его строений на новое место и благо­даря этому получил участок, без которого композиция его усадьбы сильно бы про­играла.

Строительство и перестройки дома Пашкова

К началу 1786 года Пашков вместе с большей частью своих людей пере­селился в новый дом, (4)построенный Баженовым.(2). На протяжении XX в. высказывались различные точки зрения по вопросу его авторства, так как письменных свидетельств не сохранилось, и единственное, что доказывает принадлежность его Баженову, это устная традиция и архитектурная баженовская манера.(5)

Васи́лий Ива́нович Баже́нов (1 (12) марта 1737 или 1738, Москва, по другим сведениям село Дольское близ Малоярославца — 2 (13) августа 1799, Санкт-Петербург) — российский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог; представитель классицизма.

Дворяне Пашковы скорее известны не как исторические деятели, а как хозяева зданий, ставших памятниками культуры, а также как знакомые знаменитых людей. (6)

Пашковы, кроме того, владели усадьбой у Покровских ворот, известной тем, что здесь вскоре после свадьбы были в гостях у С.И. Пашкова Александр Сергеевич и Наталья Николаевна Пушкины и участвовали в устроенном хозяином санном катании. В этой усадьбе выросла правнучка Пашковых, известная поэтесса Е.П.Ростопчина (урожденная Сушкова). (7)

Едва ли он стал бы жить в неоконченном доме, имея обжитую благоустроенную усадьбу близ Каменного моста. Вот почему мы приходим , к выводу, что дом Пашкова на Моховой был построен в течение двух строительных сезонов 1784 и 1785 (1) годов, то-есть в очень короткий по тому времени срок. Для того чтобы осуще­ствить постройку в два года, необходимо было, во-первых, иметь к началу строительного се­зона 1784 года детально разработанный проект нового ансамбля, во-вторых, хорошо органи­зовать самое строительство.

Первым графическим документом, позволяю­щим судить об архитектуре дома Пашкова, является уже упоминавшийся план Карина, датированный октябрем 1788 года. На этом плане дома Пашкова показан в точности в той конфигурации, которую он сохранил и до сих пор. Указан выступ портика в цен­тральном здании как со стороны Моховой, так и со двора. План 1788 года выполнен на­столько тщательно, что нельзя допустить в нем даже незначительных погрешностей[1].

Из этого можно сделать вывод, что общий план дома Пашкова остался неизменным, и хотя впоследствии не раз производились внутренние переделки, композиция объемов, предопре­деленная планом, была найдена с самого на­чала в той цельной и законченной форме, которую мы видим и поныне.

Сравнивая план Карина с планом 1753 года, мы видим в композиции усадьбы Пашкова решительный разрыв с той планировочной традицией, которая была выражена в плане 1753 года. Зодчий создает здесь дворцово-усадебный ансамбль нового типа.

Сложный комплекс служебных построек, отвечающих характеру помещичьей жизни, со­четается с дворцом городского типа. Дворец поставлен на вершине холма, во всю ширину участка от Знаменки и до границы с землей церкви Михаила Малеина. Одним фасадом он обращен к Моховой, выступая тем самым в качестве городского дворца, другим — на «почетный двор», созданный со стороны Ваганьковского переулка.

Въезд с Ваганьковского переулка хорошо выражает усадебность ансамбля, который с этой стороны почти совершенно изолирован от города.

Блестящее сочетание двух начал, усадебно-деревенского и дворцово-городского, является основной идеей композиции плана.

Неудобная форма участка использована зод­чим как средство для эффектного перехода от патриархального замкнутого поместья к ожив­ленной улице города.

Именно эта идея определила размещение дворца на продольной оси участка. Глубина участка со стороны Знаменки оказалась недо­статочной для развертывания композиции во всей ее сложности. На этой глубине нельзя было создать «почетный двор», с другой сто­роны, сохранение старого типа планировки лишило бы возможности развернуть фасад здания на улицу.

Проанализировав все особенности участка, зодчий нашел единственное место, на котором можно было воздвигнуть массы дворца так, чтобы он получил господствующее положение и по отношению к улице и внутри самого уса­дебного участка.

Строитель Пашкова дома несколько отодви­нул свой дворец от кромки холма, образуя террасу, явившуюся как бы естественным пьедесталом для здания и в то же время создав­шую для него необходимую глубину.

Высказывалось предположение, будто Паш­ков использовал дом Племянниковой, пере­строив его в свои дворец. Однако эти предпо­ложения не отвечают действительности. Авторы этих предположений выдвигают их в полной уверенности, что па месте дома Пашкова стоя­ли палаты Племянниковой. Но, как мы уже говорили, вершина холма была занята хозяй­ственной постройкой, которую едва ли пред­ставлялось возможным использовать при стро­ительстве нового дворца. Но дело даже не в этих соображениях. Простое сличение пла­нов, снятых Кариным в 1784 и 1788 годах, ясно говорит о то-м, что дом Пашкова возведенна другом месте по сравнению с находившейся в 1784 году на холме постройкой, которую обычно считают палатами Племянниковой.

На обоих планах Карин показал границу владений Племянниковой со стороны Моховой. Старая постройка шла вплотную по линии этой границы, что вполне понятно, так как во всех старых русских усадьбах хозяйственные постройки, замыкая двор, располагались своими глухими стенами на самой внешней границе участка.

Дом Пашкова отодвинут от этой линии несколько вглубь для создания пространства перед фасадом со стороны Моховой, а также потому, что такое огромное здание не могло быть поставлено на самой кромке холма: оно требо­вало более надежного основания, гарантиро­вавшего от оползания, размывов и т. д[2].

Перемещение нового здания по сравнению со старым в глубь участка можно проверить также, сравнивая его с церковью Михаила Малеина. На плане 1784 года церковь показана в глубине, за линией стоящего на холме здания; между ними остается довольно значительное пространство; на плане 1788 года новые палаты Пашкова лежат уже на одной линии с юго-запад­ным углом церкви; таким образом, перемещение было довольно значительным. Всякая мысль о том, что Пашков перестроил существовавшие здесь ранее палаты, что он использовал их для своего дворца, должна быть оставлена, исходя из приведенных нами фактов и сообра­жений.

Первоначальная застройка усадьбы Паш­кова, показанная на плане Карина 1788 года, в дальнейшем менялась, как это видно из последующих планов 1802 и 1810 годов. На плане Карина мы видим главное здание (нынеш­нее старое здание библиотеки имени Ленина) и два дворовых корпуса при въезде с Вагань­ковского переулка. Из них корпус, выходящий на Знаменку, в основной части равный проти­волежащему (16х7 сажен), имеет пристройку со стороны хозяйственного двора, занимавшего угол Знаменки и Ваганьковского переулка.